Советские акустические системы: как развивалось производство акустики
Предпосылки для создания и развития советской акустики были еще в довоенное время, но тогда более или менее качественной аппаратуры в стране не было. Сказывался недостаток специалистов, путаница в государственных стандартах и упор на развитие других областей в промышленности. В военное время начались некоторые поползновения в сторону развития радиотехники, и в частности — звуковых систем. Резкий интерес к этому возник из-за новых потребностей — инженеры пытались улучшить системы радиовещания и методы связи в военном деле. Но на рядовых граждан это никак не повлияло.
В 1951 году были приняты новые общегосударственные стандарты в области радиовещания. С этого момента в Советском Союзе плотно занялись разработкой звуковых систем, в том числе для гражданского населения. В качестве идей для новых проектов использовались наработки, созданные во время Великой Отечественной войны. В том числе речь идет о влиянии немецкой промышленности и документации, к которой страна получила доступ в результате победы. Еще большее влияние оказал опыт функционирования существовавшего в Латвии завода «Radiotehnika» (в свое время входил в немецкий концерн «Telefunken»). На тот момент он был пионером в области аудио- и радиотехники и функционировал за счёт военных заказов.
Лучший завод по производству аудио- и радио-техники в Латвии
В 1965 году выпустили радиолу «Симфония» — первую сконструированную ламповым методом. Ламповая акустика была дорогой и недоступной для широких слоев населения. Ламповая звуковая техника того времени не выделялась и сейчас ею особо не удивишь. Транзисторные магнитофоны — это следующий этап развития аудиотехники в СССР. Такие устройства были во многих домах несмотря на то, что стоили они дорого — полугодовую зарплату рядового рабочего.
В 1970-х годах случился прорыв. Специалисты из прибалтийских республик СССР изучали зарубежные акустические системы и дорабатывали их. После этого начали налаживать массовый выпуск колонок. Если посмотреть модельный ряд того времени, то может показаться, что инженеры просто скопировали западные технологии, но на самом деле это не так, и в колонках советского производства было немало доработок. Те, кто имел возможность сравнить похожие модели из СССР и стран Запада утверждали, что колонки советского производства были выполнены более качественно и имели лучшее звучание. Этот период ознаменовался выходом таких систем как S-90, АС 10МАС-1М, и другими.
Стоит отметить, что колонки 35-AC1 (S-90) стали первой акустической системой в СССР, которые соответствовали качеству Hi-Fi. Иными словами, они были на достаточно хорошем уровне для своего времени и соответствовали международным стандартам. Более того, у советской акустики (не всей, но у большинства) было замечательное качество исполнения — корпус делали из настоящей авиационной фанеры, на материалах не экономили. В поздние годы СССР в акустику даже начали интегрировать платы от ЭВМ, которые выполняли функцию проработки звука и его регулирования.
Колонки 35-AC1 (S-90) — первые акустические системы в СССР соответствующие качеству Hi-Fi
10 лучших советских акустических систем
Давайте рассмотри лучшую акустику, что была в СССР.
Десятое место
Десятое место занимает Вега 50ас 106. Вега 50ас 106 – хорошая акустика. Интересные напольники с очень даже достойным звучанием, если вы – не аудиофил с отличным слухом. Внешний вид – трехполосные, из отряда S90. На лицевой стороне пластиковая вставка черного цвета, среднечастотник и НЧ динамик закрыты металлической сеткой, а вот высокочастотник вообще не закрыт. Также акустика имеет два фазоинвертора. Вега 50ас 106 сумеет затмить многие иностранные колонки более дорогой ценовой категории Hi-Fi.
Девятое место
На девятом месте – акустика Корвет 35ас 208. Акустика Корвет 35ас 208 считается одной из лучших систем, что производили в Советском Союзе в классе 35ас. Пара этих систем весит примерно 72 -75 кг. Оформление корпуса – кстати, покрыты очень хорошим шпоном. Для тех, кто не знает, что этот тонкий слой дерева – дорогой материал для облицовки. Он имеет почти бордовый цвет.
В целом колонки получились очень темными, подходящими по интерьеру под темный ламинат или паркет. Большая масса корпуса акустики Корвет не даёт ему сильно вибрировать во время работы динамика, поэтому все лишние звуки, исходящие из диффузора динамика, сразу же исчезают. Вот мы перешли к разговору на тему звука.
Звук акустики Корвет очень качественный, четкий на абсолютно любой громкости. Данные системы нельзя слушать в маленьких комнатах, а лучше в большом по площади помещении. Звук мягкий – высокие тона не режут слух даже на высокой громкости. Колонки Корвет понравятся как любителям классики, так и рока, джаза, блюза. Меломан будет в восторге от звука данных систем.
Восьмое место
На восьмом месте – акустика Электроника 25 АС 033. Выглядит очень и очень неплохо, учитывая возраст акустики. Внешний вид корпуса акустики Электроника 25 АС 033 довольно благовиден, корпус выполнен из ДСП, акустика покрыта неплохим шпоном. В комплект акустики входила особая подставка, которая изменяла угол наклона данной акустики.
Особенно хорошо Электроника 25 АС 033 играет инструментальную музыку, также детально со вкусом джаз. Электронщина звучит как в каше. Электроника 25 АС 033 отлично подойдет в качестве второй пары.
Шестое место
Шестое место занимают колонки Эстония 35ас 021. Внешность акустики – полочные колонки, довольно стандартная на вид трехполосная система. Два фазоинвертора, сверху – высоко, посередине – среднечастотник, в самом низу – НЧ динамик. Что касаемо звучания, Эстония – просто шедевр звука! Колонки закрыты металлическими сетками. Эстония 35ас 021 в то время – вершина безупречности звука и красоты.
Пятое место
Пятое место по праву занимает акустика Кливер 75ас 001. Колонки очень большие, широкие, сделаны по стандартной трехполосный схеме, фазаинверторного типа. Акустика Кливер 75ас 001 внешне – это вам не современные тоненькие колоночки от китайцев для ширпотреба. Кливер 75ас 001 обладает неплохими не только для того, но и для нашего времени, динамиками. В них установлены отличные динамики, при чём динамики нового поколения, АС имеют чувствительность в 91 децибел, кратковременную мощность – 300Вт, долговременную – 75Вт. Звучат очень серьезно.
Четвертое и третье место
Пятое и четвертое места – АС Виктория 001 и Симфония 003. Две легендарные акустические системы, которые шли в комплекте с одноименными ламповыми радиолами. Виктория 001 – установлены редкие динамики с высокой чувствительностью в 112 децибел. Симфонии 003 – эта АС особо почитаемая у аудиофилов. Несмотря на винтажные динамики, Симфония 003 показывала даже в родном корпусе высокий класс, шикарный звук богатый деталями, будто перед тобой не винтажная акустика, а очень дорогие и высококачественные акустические системы.
Второе место
На 2-ем месте – легендарная акустика S90, первая версия 35.1. Акустика 35ас 1 была одной из лучших не только среди отечественной акустики, звучала лучше всех в модельном ряде S90. В наше время S90 35.1 пользуются также большим спросом и после небольших доработок очень и очень неплохо звучат.
Лучшая акустическая система в СССР
На первом месте – акустика Электроника 75ас 065 – АС с отличной родословной и превосходным звуком. Электроника 75ас 065 – АС получилась довольно громоздкой и широкой, но она впечатляет своим звучанием вплоть до инфранизких частот. Электроника 75ас 065 просто шикарна.
Не стоит принижать всячески советскую технику, ведь это история России, история российского звукостроения. Уже не одно десятилетие советские АС радуют слух меломанов, и не один десяток лет эти системы еще послужат своим заботливым хозяевам.
Сквозь тернии к звуку
В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулись с рядом серьёзных технических, производственных и, как часто бывало в Советском Союзе, организационных проблем. На этапе разработки основной проблемой были транзисторы. У усилителя Лихницкого они были германиевые, применение которых не предполагалось в новом продукте. Переход на кремний предполагал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена путём переработки первоначального квазикомплементарного варианта. Он послужил основой для создания усилителя напряжения, который был включен в схему серийную «Брига». Переработка дала возможность применить в оконечнике низковольтные кремниевые транзисторы КТ 361. Как позже отмечал Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Волкера, использованной в „Quad 303”. Одним из интересных инженерных решений, которое было заимствовано для других советских HI-FI усилителей, стали дискретные переключатели тембра на 24 положения. Конструкция была попросту скопирована с немецких образцов, которые автор «Брига» обнаружил у себя дома. К слову, Анатолий Лихницкий был большим знатоком немецкого аудио 30-х – 40-х годов.
На начальном этапе разработки не удалось избежать и организационных сложностей. По утверждениям Лихницкого, именно он был неформальным лидером группы, разрабатывавшей «Бриг». Однако, его положение в структуре отдела казалось ему шатким. Отдел состоял из 3-х секторов: • Сектор разработок; • Конструкторский сектор; • Группа дизайнеров. Каляева – руководитель темы, Лихницкий – руководитель основных направлений исследований.
Анатолий Лихницкий.
На этапе производства первых серийных «Бригов» также не обошлось без проблем. Массовый выпуск усилителя должен был происходить на заводе „Водтрансприбор”. Сборщики, настройщики и прочий квалифицированный пролетариат завода не слишком хотели менять хлебную престижную спецтехнику на бесперспективный в плане зарплаты «Бриг». Первые серийно выпущенные усилители начали гореть при настройке. Лихницкого и Каляеву попытались обвинить в создании «образца не пригодного для серийного выпуска», а над головами разработчиков, по выражению Лихницкого, «Сгустились тучи». Позже хитро спланированный саботаж был раскрыт и усилители гореть перестали.
Гибридные сборки
Есть промежуточные варианты между усилителями микросхем и усилителями на транзисторной сборке.
Дело в том, что ряд элементов схемы (например, конденсаторы) невозможно реализовать в одной микросхеме. И им пришла в голову идея объединить технологии в один модуль.
СТК-459 в разобранном виде без крышки
Самыми распространенными в мире являются сборки серии STK xxxx.
Усилитель на STK443, ссылка на него в Китае
Подобные сборки в основном использовались в лучших музыкальных центрах. Считается, что такие группы транзисторов «звучат» лучше микросхем. И этот звук ближе к транзисторным усилителям. Но четкого и очевидного качественного скачка нет. Популярность таких сборок в последнее время пошла на убыль. Десять лет назад они были гораздо более распространены. Но усилки на таких сборках еще живы.
Дело не только в том, что усилитель можно сделать меньше. Блок питания и сильноточная шина могут быть реализованы очень правильно. Маршрут короткий, контейнеры рядом с выходами и т.д. Есть известная фраза Туполева: «Если самолет некрасив, он не полетит». Что касается усилителей, то это можно перефразировать следующим образом. Внешний вид усилителя может лишь косвенно говорить о его качестве. Толстая алюминиевая передняя панель не гарантирует качества. Внешняя красота часто не соответствует внутреннему содержанию.
Практически всегда эстетика интерьера усилителя будет свидетельствовать о его качестве. Качественный усилитель обычно выглядит довольно автоматическим. Не поленитесь и всегда пытайтесь понять, как выглядит усилитель внутри. Это касается всех усилителей, а не только китайских. Например, см. Параметры для внутренних компонентов усилителя:
Усилитель на STK443, подключение в Китае
Есть, конечно, аномалии. Но почти в 100% случаев нижний на изображении будет лучше. Посмотрите, как выглядит усилитель внутри, прежде чем покупать его! На самом деле вам не нужно быть инженером, чтобы оценить, с чем вы имеете дело.
Усилитель из Китая с модными стрелками, линками
Сам он написал об этом так:
«Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов, захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.» Дело пошло, и инженер медицинской техники Анатолий Лихницкий с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недосягаемыми для советских серийных образцов. Усилитель этой системы позже превратят в серийный «Бриг».
Свобода творчества инженера, как осознанная необходимость в HI-FI усилителе
Перед тем как рассказать о создании «Брига», имеет смысл поведать о том времени, когда он создавался, и описать некоторые особенности советского рынка аудиотехники. Многим, особенно тем, кто не помнит то время, может показаться, что я сгущаю краски, однако, смею заверить — это совсем не так. Наиболее распространенными аргументами тех, кто в то время считал невозможным производство в СССР качественной звуковоспроизводящей аппаратуры, были следующие: — Качественные элементы, существующие в СССР, используются только для оборонки, всё, что идёт на товары широкого потребления уступает в качестве; — Советскому человеку достаточно того, что есть, а эстетствующие меломаны с радиолюбительским опытом и так себе спаяют, и вообще, это всё от лукавого роскошь для проклятых капиталистов на загнивающем западе; — В СССР ничего не умеют делать, а все ценные кадры, которые были бы на это способны трудятся на оборонку, либо эмигрировали в Израиль за границу; — Для преодоления отставания СССР по части схемотехники, конструкторской мысли и дизайна качественной аппаратуры от запада требуются десятилетия.
Партия сказала надо, комсомол ответил есть
В начале 70-х годов все доступные советским гражданам усилители, такие как „Электроника Б1-01”, (а также их собратья, встроенные в корпуса проигрывателей грампластинок и катушечных магнитофонов), не просто уступали западным аналогам, но были хуже буквально по всем объективным и субъективным параметрам. Не удивительно, что идея появления качественной аудиоаппаратуры к 1975-му была осознана и правящим меньшинством.Электроника Б1-01 — усилитель подвергавшийся особой критике со стороны Лихницкого. Руководители отраслевых ведомств СССР понимали, что низкий уровень качества товаров народного потребления чреват получением чувствительного пинка от политбюро за отставание от запада — это в полной мере касалось и аудиотехники. Помимо объективной необходимости присутствовала провоцирующая инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, более других понимавшие, что возможности технологической и производственной базы позволяют его выпускать. Ключевое решение о создании «Брига» принимал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно этот человек, бывший сотрудник ленинградского радио, известный тем, что во время блокады Ленинграда вел репортажи из горящего танка, курировал объединение „Океанприбор”. Помимо прочего Свиридов был страстным аудиофилом меломаном и посещал тусовки, на которых имел возможность оценить качество крутой западной аппаратуры. Осознав необходимость аналогов буржуйских диковин в стране советов, чиновник создал направление по разработке и производству высококачественной аппаратуры. Дело осложнялось тем, что в 1971-м Ленинградский обком партии решил: «инженерный приборостроительный комплекс „Океанприбор”, в свободное от оборонки время, будет создавать посуду для советских домохозяек». К счастью, позже в 1973-м, под давлением Свиридова, обком изменил решение на: «догнать и перегнать запад, пустив серию крутой советский УМЗЧ».
Ностальгия
«Радиотехника S-90» считалась одной из лучших систем того времени и была востребована повсеместно. Концерты в домах культуры самых удалённых уголков нашей страны, выступления самодеятельности, школьные вечера с песнями и танцами — всюду эта аппаратура была незаменимой. Репетиции некоторые безответственные товарищи рисковали проводить на дому, и колонки С-90 создавали незабываемый звуковой эффект в абсолютно всех квартирах панельной пятиэтажки. «Благодарность» соседей была тоже неописуема. Их можно понять. Даже если владелец «врубал» среднюю громкость, посторонние звуки просто испарялись: куда-то исчезал вой собак, стук соседей по батареям, а также звук вялого баса из обычных колонок двумя этажами выше.
Колонка «Радиотехника» возвещала не то о приближающемся землетрясении, не то о военном истребителе, на бреющем полёте задевающем крышу. Люстры подпрыгивали, хрусталь в сервантах тоненько позванивал, а всё в комнате, что было не закреплено, явно вибрировало. Хотя нужно сказать, что в своём классе колонки С-90 самыми мощными и не считались, и не были, к ним устанавливался усилитель. Кстати, рабочие варианты этой аппаратуры нарасхват и сегодня. Стоит такая, даже сильно подержанная ретро-техника весьма недёшево. Колонка «Радиотехника» любой модификации в рабочем состоянии обойдется в сумму от четырёх тысяч рублей. Одна!
Критерии выбора
Качество звука, способное удовлетворить слух профессионала, имеет массу тонкостей. Чтобы сделать правильный выбор и приобрести хороший стереоусилитель потребуется усвоить несколько правил. Прежде всего нужно разобраться в возможностях аппаратуры, понять, как она устроена, а также учесть основные параметры техники.
- Типы конструкции усилителей. Первый вариант — на основе микросхем. Обычно, это самые бюджетные варианты, они помогают увеличить громкость и басы, но детализации и красоты звука от них ждать не стоит. Второй тип — на основе транзисторов. Недорого и при этом качественно. Большая часть популярных устройств при грамотной настройке и расположении источников звука дарит истинное удовольствие меломанам и любителям погружения в просмотр кино. Третья разновидность — на основе электронных вакуумных ламп. Они по звучанию превосходят все вышеперечисленные, передавая малейшие изменения частотной картины. Однако рядовому пользователю почувствовать разницы просто не удастся.
- Баланс. Чтобы избежать значительного искажения звука усилитель и источники должны находиться в балансе. Как правило, наилучший результат показывают дуэты с 70% разницей в мощности в пользу усилителя.
- Мощность звука. Специалисты рекомендуют придерживаться правила 4 Вт на 1 квадратный метр помещения, однако, редко любители басов и максимальной громкости к нему прислушиваются. Для автомобиля это правило становится еще более нереальным, и специалисты рекомендуют установку усилителя на каждый источник звука и сабвуфер отдельно.
- Общая картина устройства. Конечно же сам корпус должен выглядеть добротно, все переключатели непременно должны быть легкими и качественно исполненными. В противном случае неудобство эксплуатации и частые поломки омрачат удовольствие от хорошего звука.
А теперь непосредственно сам рейтинг устройств, в который вошли лучшие модели разных марок, стереоусилелители для акустики, наушников и профессионального применения.
Отечественные ламповые усилители — достойная альтернатива брендам или печальный компромисс?
Вот читаю про муки душевные и сомнения, и не пойму, чего не хватет или не может хватать в принципе в хорошо отлаженном усилителе от отечественных «самоделкиных» или отечественного бренда? Мощи ламповика в 10-25Вт на канал хватает для любой комнаты,… если динамики с чуйкой 92-97дБ. )) У меня акустика на головках 4а32В просит вынести её в чисто поле уже на половине громкости! (а в комнате хватает 2-5Вт за глаза!) Это наш отечественный совковый «ширпотреб» стоявший в большинстве эстрадной аппаратуры и в кинозалах. Ему простор нужен,… или ящик не менне 200литров! Что вообще хотим услышать?!))) Как крутой ламповый забугорный усь с крутыми колонками-полочниками (я имею в виду крутые цены) кардинально изменит изначальное звучание голов и кабинетов Маршал и Фендер в записи рока? Ну я пойму если будем сравнивать студийную запись живой музыки и вокала, духовые, струнные и т.д.(симфониии, оперу, джаз…). У каждого свои музыкальные склонности, свой уникальный слух (или отсутствие его). Может отдельные забугорные экземпляры и универсальны для всех стилей. (Сказка!)
Тут видимо нужно мыслить категориями «нравится»/»не нравится».
Можно при самом изысканном музыкальном слухе не увидеть разницы между забугорным аппаратом и нашим отечественным (с разницей в цене в 10 раз!) при слепом прослушивании. Один и тот-же усилитель производит часто разное впечатление даже при замене ламп на их полные аналоги из другой партии.
Выходной трансформатор можно заказать и за бугром, если к нашим доверия нет, а все прочее под него у нас самоделкины просчитают и изготовят в лучшем виде(в том числе и блок питания — второй важный компонент для любого уся). Схемы усилителей практически не изменились за 50лет! ))) Только начните как положено, с акустики (включая помещение для прослушивания).)) Одной «таблетки» на эту тему нет. Одному нужен звук, другому графики с анализатора спектра. Один не хочет видеть, другой не хочет слушать.)))
(По поводу горизонтального расположения ламп,…- если в паспорте указано «любое», то не парьтесь по поводу провисания сеток. На 5ц3с указано -«вертикальное» рабочее, это да.)) По остальным- скорее катод откажет вам в добросовестной эмиссии, чем сетка провиснет.)))Даже в гитарных усилителях, где предварительные каскады работают на перегруз, и иногда жарятся при напряжениях на аноде выше паспортных, проблем от провисания сеток за последние 40 лет я не отмечал. )