Что осталось от советских заводов магнитофонов

Классификация маяков

Маяки делятся на несколько типов, в том числе, по месту установки и по выполняемым функциям.

Как уже было сказано выше, маяки бывают береговыми и плавучими. Первые устанавливаются на берегу или в непосредственной близости от него (на островах, рифах, скалах), вторые плавают вдали от берега на специальных платформах или кораблях, как правило, обозначая вход в порт.

По выполняемой функции маяки различаются на опознавательные и створные. Первые являются одиночными, а вторые обязательно должны работать в паре.

Опознавательные маяки служат для обозначения препятствия в опасных местах, в качестве точки навигации, например, около которой надо совершить поворот, а также служат знаком захода в порт.

Створные маяки куда интереснее. Они не просто показывают, что “Вот тут скалы! Разобьетесь!”, а указывают маршрут до конкретного места. Например, безопасный фарватер при заходе в порт.

Створные маяки всегда выстраиваются так, чтобы было понятно, в какую сторону движется корабль и какой маневр ему надо совершить, чтобы пройти сложный участок. Впервые такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней» (англ. Leading Lights). Подобные маяки используются не только на море, но и в речной навигации.

Существует и дневная система опознавания маяков. Для этого они окрашиваются особым образом, чтобы при подходе к нему было понятно с какой стороны от опасной зоны он установлен. Белый цвет означает безопасный сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый — правую.

Сколько в мире маяков?

Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков, как навигационного средства, несколько снизилась и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Можно спросить, для чего они вообще нужны, если есть спутниковые системы глобального позиционирования и другие современные навороты, включая эхолоты, сонары и прочее

Истинная важность маяков кроется в том, что любая система может дать сбой, а источник света на горизонте вечен. Это как с самолетами, которые могут садиться по приборам, но есть специальные сигнальные огни, которые позволяют визуально контролировать точность захода по глиссаде

В конце концов, вы же не едете на машине по навигатору, смотря только на него. Он лишь помогает, как и другие элементы, включая дорожные указатели. Именно поэтому, несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остается важнейшим средством ориентации на море, и потому маяки продолжают использоваться.

При этом используются не только старые маяки. В некоторых местах строятся новые, которые должны обезопасить морские пути в условиях изменения навигации и ландшафта. В ближайшее время предсказать отказ от такого средства обнаружения, как маяк не получится, поэтому они еще долго будут существовать и освещать путь кораблям.

Шаг второй: из глубины

Что отличает любой миф от обычной шутки? Всё просто: популяризация.

Тут легенде о маяке и корабле несказанно повезло! Во-первых, в 1989 году вышла книга Стивена КовиСемь навыков высокоэффективных людей». Да-да. Успешные, удачливые,победители по жизни» и лучшие-из-лучших(ну или те, кто хотел ими стать) должны были прочитать эту книгу, дабы получить знания отгуру».

Здесь легенда предстала уже в другом варианте:

Два линкора(battleships) маневрировали в море в плохую погоду в течение нескольких дней. В одну из ночей наблюдатель сообщил, что на встречном курсе видит свет.

Капитан линкора спросил, приближается он или удаляется. Услышав, что столкновение неминуемо, командир корабля запросил по рации встречное судно.

Капитан:Корабль, сближающийся с нами, советуем вам изменить курс на 20 градусов».

Ответ:Желательно вам изменить курс на 20 градусов».

Капитан:Я капитан корабля, немедленно измените курс на 20 градусов».

Я моряк второго класса, — последовал ответ, — лучше сами измените курс на 20 градусов».

К тому времени капитан был в ярости. Он закричал:

Я линкор!!! Измените курс на 20 градусов»!!!

В ответ появился мигающий свет.

Я — маяк».

Писатель ссылается на статью 1987 года некоего Фрэнка Кока в журналеВоркс» Военно-морского института.

Здесь впервые упоминается боевой корабль(линкор), радиосвязь и гиперболизированное эго капитана, который, видимо, не слышал о правилах судоходства и не умеет различать бортовые огни судов и свет маяка.

(Фото: Ben Jacobsen)

Во-вторых, спустя три года, великий фантаст Айзек Азимов, являвшийся очень разносторонней личностью, включил эту шутку в переиздание своейСокровищницы юмора»(в первый раз вышедшей в 1971 году). Издание 1992 года называлосьАзимов вновь смеётся: более чем 700 любимых острот, лимериков и анекдотов».

Если уж книга Кови не добила аудиторию, то Азимов совершил почти стопроцентное попадание.

Дальше наступил Апокалипсис.

Шаг первый: рождение и юность мифа

Откуда же растутноги» у легенды? История туманная и уходит корнями куда-то точно раньше 30-х годов XX века. Маяки и корабли, конечно же, существуют от зари времён. Но вот возможностьмигать»(а она упоминается во всех версиях байки) появилась не раньше начала XIX века.

Первая версия нашей шутки относится к 1931 году. На карикатуре, напечатанной в британском еженедельникеХьюморист» и канадской газетеДрамхеллер Ревю», два шкипера перекрикиваются между собой:

— Куда ты прёшь со своим чёртовым кораблём?

— Это не корабль! Это маяк!

Как видим, в ранней версии легенды капитаны общаются голосом, а не по радио, и нет никакого упоминания о военных кораблях.

Коллеги журналистов не погнушалисьподобрать» хорошую шутку и — уже в виде анекдота — опубликовали её в лондонской газетеАнсерс» в 1934 году. Отличия минимальны, за исключением одного: здесь впервые упоминался туман, в котором шёл корабль.

Ладно, все посмеялись, газету использовали по назначению — и забыли о шутке, да? Как бы не так!

Последней версиейдорадиофицированной» байки стала картинка, напечатанная на открытке в 1943 году компаниейРафаэль Так и сыновья» всё с тем же текстом. Стоит отметить, что, скорее всего, именно эта открытка, которую пересылали во время войны, не дала легенде уйти в небытие и поддерживала её на плаву достаточное время.

Шаг третий: белки-истерички

После публикации этих двух книг всё пошло вразнос. Сначала последователиуспешного коуча» стали выпускать своитруды», раз за разом включая туда байку овоенном корабле». Параллельно чуть ли не каждая газета по обе стороны Атлантики хотя бы раз включала эту шутку в свой репертуар.

Естественно, пока там фигурировали абстрактные маяк и корабль, в байку никто не верил. Как же придать ей достоверность? Хм… А почему бы не дать кораблю имя и не поместить участников действа, скажем, в… Канаду?

К тому моменту линкоры уже не были самым грозным оружием на морях(не считая   Миссури», где служил командор Кейси Райбек), а вот авианосцы как раз подходили на эту роль.

В версии 1995 года появился авианосецКорал Си», который… с 1990 года ждал утилизации, и напугать никого физически не мог.

Сюда же наложилось бурное развитие интернета в начале 90-х годов и редкие юмористические сайты, на которых всё так же дублировалась эта шутка. Раз за разом. Снова и снова.

В какой-то момент не выдержали нервы даже у ВМС США, чья пресс-служба, ругаясь сквозь зубы, в 1997 году опубликовала официальное опровержение: мол, это всё ШУТКА юмора. Шутка, понимаете???

А, ну и ладно», — сказала общественность и быстренько заменила имя авианосца наАвраам Линкольн», который ввели в эксплуатацию в… 1989 году, а значит он ещё до-о-олго мог фигурировать в байке.

Что сказали в пресс-службе ВМС США, неизвестно. И слава богу.

Принцип работы маяка

Про основы конструкции маяка можно сказать, что она представляет собой прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет зеркала или линзы, а угол, в котором распространяется свет, обратно пропорциональная этой площади.

Сами оптические элементы не делаются из единого куска стекла, так как они очень большие и при условии монолитности будут очень дорогими, сложными в производстве и уязвимыми. А так как это не телескоп, где важна идеальная точность, применение сборной конструкции вполне оправдано.

Так выглядит линза маяка.

Одной из самых удачных конструкция стала та, в которой применялась линза Френеля. При этом конструкция из сборки таких линз и зеркал должна вращаться вокруг источника света. Так достигается возможность не только дальнего обнаружения, но и охват на 360 градусов. В современных маяках используется электропривод элементов, а раньше вместо него был часовой механизм или система грузов. “Заводились” они при помощи мускульной силы смотрителя маяка, которому время от времени приходилось потрудиться.

В качестве источника света в старых маяках использовался огонь, а в современных — электрические лампы, которые питаются от электричества, поданного с берега или дизельного генератора. В плавучих морских маяках используется солнечная энергия и дизельный генератор в качестве резервного источника.

Кроме традиционного источника света и вращающегося элемента, в современных маяках часто используется импульсная система. Она позволяет не только визуально узнать конкретный маяк за счет особо ритма срабатывания, но и дать в разных направлениях разное освещение, чтобы капитан мог понять, с какой стороны он подходит в маяку.

Кроме этого, современные маяки оснащаются дополнительными навигационными приборами. Например, радиостанциями или звуковыми излучателями. Это позволяет ориентироваться по ним в условиях плохой видимости. В качестве дополнительного сигнала маяк может выступать в роли отражателя радиосигнала с корабля, опять же давая капитану больше информации для принятия решений.

Даже современным кораблям нужны маяки.

Маяк

Советские эксперты высоко ценили магнитофоны этой марки. Особенно речь идет о «Маяке-001 Стерео», все детали которого были исключительно заграничными. Были еще и такие модели, как «Маяк-003 Стерео» и «Маяк-005 Стерео», позиционируемые производителем, как более усовершенствованные модификации.

Так, например, «Маяк-005 Стерео» выпустили ограниченной партией в количестве 20 шт. Ну а после этой модели производитель и вовсе отказался от дорогостоящей аппаратуры в пользу более доступной для народа, а следовательно и продаваемой продукции.

Киевский завод «Маяк», который, собственно, и занимался выпуском одноименных магнитофонов, был основан еще в далеких 20-х. Начинал он с музыкальных инструментов, встав в 40-е на военные рельсы, а дальше перейдя на производство электроники.

Сегодня киевский «Маяк» по-прежнему занимает свою нишу, сосредоточив основное производство на электронной продукции. Также в последние годы некоторые цеха гиганта были переоборудованы под оборонную промышленность.

Весна

Магнитофоны марки «Весна» были одними из самых популярных кассетных проигрывателей. Модельный ряд «Весны» начинался с портативных катушечных устройств и заканчивался стационарными стереосистемами. Стоит ли говорить о многогранности этой техники?

Магнитофоны «Весна» стали выпускать в начале 60-х. Более 30 лет славного существования завершились в конце 80-х, когда советские проигрыватели попросту не выдержали западной конкуренции и плавно ушли с рынка.

«Весну» выпускали на нескольких заводах. Первый – Киевский, тогда гордо именуемый «Коммунистом», а сегодня – «Радаром». Начиная с 30-х, этот завод несколько раз менял направление своей деятельности. Помимо пресловутых магнитофонов он также работал в сфере авиационной промышленности.

Еще выпуском магнитофонов «Весна» занимались на Запорожском заводе передвижных электростанций «Искра». Это предприятие ведет свою историю с конца 50-х. Сегодня завод «Искра» входит в перечень стратегических объектов Украины и выпускает суперсовременные образцы вооружения.

Электроника

Магнитофоны «Электроника» имели свои преимущества: во-первых, они могли не только воспроизводить, но и записывать звуки; во-вторых, они были способны работать автономно, питаясь от батарей и автомобильных аккумуляторов, что значительно расширяло возможности их применения.

Выпускали «Электронику» на Нововоронежском заводе «Алиот». Он был основан практически сразу после войны и закончил свое славное существование, как и большинство советских предприятий, в лихих 90-х.

Здание некогда серьезного предприятия сегодня разносят буквально по кирпичику, вытягивая арматуру на металлолом и сдают уцелевшие корпуса под торговые точки. О былой славе и гордости приходится только вспоминать.

Романтик

Первая модель «Романтика» появилась в середине 60-х. Это был портативный транзисторный магнитофон. Далее последовали различного рода модификации. Например, «Романтик-6» отличался отменным качеством и слыл наиболее востребованным магнитофоном в 80-х.

Выпуском проигрывателей данной марки занимался Горьковский завод имени Петровского в Нижнем Новгороде. Предприятие работает и сейчас, предлагая различные продукты военного, промышленного и гражданского назначения.

Кроме того, выпуском «Романтиков» занимался Петропавловский завод имени Кирова, расположенный в Казахстане. Он также сохранил свои мощности, но, в отличие от Петровского, отошел от оборонного производства, несмотря на то, что во Вторую мировую этот завод был одним из главных поставщиков продукции военного назначения.

Олимп

Пожалуй, самыми серьезными из перечисленной техники, были катушечные проигрыватели марки «Олимп». Самый веский аргумент – именно на такие машины частенько записывали свои хиты советские звезды, которым специальные студии были не по карману.

«Олимпы» выпускали на Кировском электромашиностроительном ПО им. Лепсе. Завод жив и по сей день. Мало того, удалось расширить сферу его производства до медицинской, автомобильной и железнодорожной и нефтеперерабатывающей продукции.

Да, от былой славы знаменитых советских магнитофонов остались лишь воспоминания. К сожалению, кануло в лету и величие многих заводов, которые их выпускали, и сегодня только некоторые из них смогли сохранить свое имя и какую-то часть производственного потенциала.

Миф о корабле и маяке

Сначала каноничная версия:

Американцы:Пожалуйста, смените курс на 15 градусов на север, дабы избежать столкновения».

Канадцы:Советую вам сменить ВАШ курс на 15 градусов на юг, дабы избежать столкновения».

Американцы:Говорит капитан корабля ВМФ США. Повторяю, смените курс».

Канадцы:Нет. Повторяю, сами смените курс».

Американцы:Это авианосец „Линкольн“, второй по величине военный корабль Атлантического флота США. Нас сопровождают три крейсера, три эскадренных миноносца и многочисленные корабли поддержки. Я требую, чтобы вы изменили свой курс на 15 градусов на север, или мы будем вынуждены принять необходимые меры для обеспечения безопасности нашего корабля».

Канадцы:Это маяк. Делайте что хотите».

В некоторых вариациях этой байки присутствует пара испанских смотрителей, вино, пиво, канарейка и собака, в некоторых ирландский маяк, в некоторых… короче говоря, если бы американские корабли проходили в российских территориальных водах — байку о них точно бы переиначили. И каждый, кто об этом рассказывал, бил бы себя пяткой в грудь и кричал, что он сМихалычем»(смотрителем маяка) лично пил водку… и выгуливал медведя.

Шаг четвёртый: катарсис

Уйти в забвение легенде уже не дадут никогда(ну, по крайней мере, пока авианосные соединения США бороздят океанские просторы).

Увещевания береговой охраны, которая с безнадёгой в голосе вынуждена напоминать, что уже очень много лет все действующие маяки являются радиофицированными(при подходе вы будете слышать закодированный сигнал, чётко идентифицирующий маяк), а свет прожектора спутает с бортовыми огнями только идиот, ни к чему не приводят.

Фейк этот снова и снова постят в сети, а интерес к нему подогревается новыми книгамикак достичь успеха», лекциями известных политиков или выступлениями популярных шоуменов на телевидении. Признаемся — даже известный юморист Михаил Задорнов представлял эту легенду(с авианосцемАвраам Линкольн» и испанским маяком) как реальный случай. Кто тут не без греха?

В общем, граждане, — не верьте всему, что вам подсовывают в сети.Неоспоримые свидетельства идиотизма», которые вас просят распространять, на поверку могут оказаться сочинённым фейком. А ведь ещё товарищ Ленин говорил, что:Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», а он-то врать не стал бы.

Не так ли?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: