Трёхполосная моно АС, на базе доработанных 4гд-35
Начну с малого.
Сдесь я пишу лично свое мнение, ориентировано исключительно на мой слух. Естественно что для кого то оно может быть противоречиво.
Почему АС моно? Причина вполне простая, люблю точечный источник звука.
Давно нравилось звучание голоса 4гд-35. Однако в звучание этих динамиков жутко раздражали 2 вещи.
Первое — гудение в нч диапазане, второе — вч сильно влиляли на голос, делая его свистящим и раздаржающим слух. То есть когда в записи отсутствовали вч и нч, слушать эти динамики было вполне приятно, но как только на них подавался весь диапазон частот, звучание превращалось в кашу.
С проблемой НЧ я разобрался весьма просто. Удалив подвес, и сделав растяжку на нитках, резонанс упал до 25гц убрав при этом гудение , полностью.
С вч диапазоном всё обстояло сложнее. Резать фильтрами высокого порядка не хотелось, а с низким порядком вч всё ещё продолжали портить звук. Решение пришло на ум неожиданно, как солнечный удар.
Я решил устранить вч не электронным а механическим путём. Для этого были сделаны прорези в 1мм между каркасом катушки и диффузором оставив небольшие перемычки. Далее для восстановления прочности конструкции прорези были замазаны прозрачным силиконом.
Все эти переделки позволили динамику, естественным путём, воспроизводить только ограниченный диапазон частот.
Далее встал вопрос о согласовании самодельной ВЧ, в рупоре от кинап, с 4гд-35.
Для этого был выбран последовательный фильтр второго порядка с частотой разделения около 8 кгц.
Описывать самодельные ВЧ динамик я не буду, скажу лишь что он сделан из горелого перлеса путём замы подвижки.
Для уравнивания чувствительности с ВЧ и повышения мощности, в АС использовалось 3шт переделанных 4гд-35, соединённых последовательно.
Все динамики были установлены в ЗЯ объёмом 85л.
Кто то возмутиться сказав что ширикам не место в ЗЯ и лучше поведут они себя в щите или ОЯ.
Однако после удаления подвеса у этих динамиков начинаеться слишком ранний спад АЧХ на низах, и для повышения добротности и поднятия низа, их приходиться устанавливать в ЗЯ.
Далее встал вопрос об поддержке на частотах ниже 100гц.
Эту задачу я взвалил на плечи динамика Beyma 18G550 в ЗЯ 385л.
Для согласования АС с сабом, был использован простейший активный фильтр, за 1000р.
В целом звучание получилось имеенно то к какому я так долго стремился. Любая музыка от классики до рэпа, звучит просто великолепно. Опять таки лично для меня.
Внешним видом пока не занимался.
Задавайте вопросы.
Буду рад полезной критике, и дельным советам.
Если есть желающие, в Питере, приглашаю на прослушку.
Особенности и недостатки
Динамик имеет полностью бумажный диффузор с пропиткой и штампованную корзину. Он достаточно большой и мягкий, можно сказать — идеальный для домашней акустики. Считается, что подходит для прослушивания инструментальной, классической, симфонической музыки и не справляется с воспроизведением тяжелого рока и РЭПа. Но для лёгкого металла вполне приемлем. Жалобы на качество баса, указывают, по сути, на один из главных недостатков – слабые низы.
Еще одним недостатком является присутствие в амплитудно-частотных характеристиках (АЧХ) искажений в диапазоне от 2 до 5 кГц, а также на пике 400-500 Гц. Чаще всего их связывают с заводским браком – неправильно приклеенной гофрой диффузора. Порой она соединена не вплотную с краем корзины, а разделена бумажной полоской шириной 4-5 мм. Для выравнивания АЧХ динамики дорабатывают путем замены уплотняющего кольца.
Но, несмотря на недостатки некоторые люди, особо нетребовательные к акустике, послушав 4ГД-35 отказываются от использования трехполосных колонок и импортных аналогов в пользу последнего. Становятся ярыми фанатами широкополосника и считаю его лучшим изобретением в аудиомире.
Пример реализации одной из самодельных колонок TQWP на 4гд 35 сморите в видеоролике.
Особенности и недостатки
Динамик имеет полностью бумажный диффузор с пропиткой и штампованную корзину. Он достаточно большой и мягкий, можно сказать — идеальный для домашней акустики. Считается, что подходит для прослушивания инструментальной, классической, симфонической музыки и не справляется с воспроизведением тяжелого рока и РЭПа. Но для лёгкого металла вполне приемлем. Жалобы на качество баса, указывают, по сути, на один из главных недостатков – слабые низы.
Еще одним недостатком является присутствие в амплитудно-частотных характеристиках (АЧХ) искажений в диапазоне от 2 до 5 кГц, а также на пике 400-500 Гц. Чаще всего их связывают с заводским браком – неправильно приклеенной гофрой диффузора. Порой она соединена не вплотную с краем корзины, а разделена бумажной полоской шириной 4-5 мм. Для выравнивания АЧХ динамики дорабатывают путем замены уплотняющего кольца.
Но, несмотря на недостатки некоторые люди, особо нетребовательные к акустике, послушав 4ГД-35 отказываются от использования трехполосных колонок и импортных аналогов в пользу последнего. Становятся ярыми фанатами широкополосника и считаю его лучшим изобретением в аудиомире.
Пример реализации одной из самодельных колонок TQWP на 4гд 35 сморите в видеоролике.
Особенности и недостатки
Динамик имеет полностью бумажный диффузор с пропиткой и штампованную корзину. Он достаточно большой и мягкий, можно сказать — идеальный для домашней акустики. Считается, что подходит для прослушивания инструментальной, классической, симфонической музыки и не справляется с воспроизведением тяжелого рока и РЭПа. Но для лёгкого металла вполне приемлем. Жалобы на качество баса, указывают, по сути, на один из главных недостатков – слабые низы.
Еще одним недостатком является присутствие в амплитудно-частотных характеристиках (АЧХ) искажений в диапазоне от 2 до 5 кГц, а также на пике 400-500 Гц. Чаще всего их связывают с заводским браком – неправильно приклеенной гофрой диффузора. Порой она соединена не вплотную с краем корзины, а разделена бумажной полоской шириной 4-5 мм. Для выравнивания АЧХ динамики дорабатывают путем замены уплотняющего кольца.
Но, несмотря на недостатки некоторые люди, особо нетребовательные к акустике, послушав 4ГД-35 отказываются от использования трехполосных колонок и импортных аналогов в пользу последнего. Становятся ярыми фанатами широкополосника и считаю его лучшим изобретением в аудиомире.
Пример реализации одной из самодельных колонок TQWP на 4гд 35 сморите в видеоролике.
Общие сведения
В настоящее время на различных форумах по аудиотематике идут бесконечные споры по созданию акустических систем на базе широкополосника 4ГД-35. Есть информация о невероятно хорошем и живом звучании подобных сборок, а также многочисленные примеры создания их своими руками за небольшие деньги. Встречаются конструкции в щите, рупоре, открытых и закрытых ящиках.
Некоторые умельцы ставят их в так называемую трубу Войта (TQWP), хорошо зарекомендовавшую себя при воспроизведении басов в небольших помещениях. Для поддержки высоких частот, через конденсатор в 1-2 мкФ, добавляется пищаль 2ГД-36. Примеры подобных самодельных колонок воплощены в жизнь уже многими меломанами.
Маркировка
Выпускался примерно с 1973 года на предприятии «Динамик» г.Гагарин, которое уже прекратило производство подобного оборудования. В разное время в его конструкцию вносились небольшие доработки и изменения. На первых изделиях символы «ГОСТ 9010-73» наносились на металлическую часть зеленой краской, вместе с печатью технического контроля «ОТК». Некоторые считают, что звук от них более качественный и объемный.
Позже появились модифицированные версии, с применяем требований другого стандарта — ГОСТ 9010-78. Они немного отличались визуально от своих предшественников, а на корпусе стоял красный штампик «СССР». В 80-xx на устройство наносится другая маркировка — «8ГДШ-1-4».
Технические параметры
Рассмотрим основные паспортные технические характеристики на 4ГД-35:
- диапазон поддерживаемых частот: 63 – 12500Гц
- мощность: рабочая 0,8 Вт; номинальная 4 Вт; кратковременная пиковая (PMPO) до 15 Вт; долговременная (RMS) 8 Вт;
- чувствительность: 92дБ;
- неравномерность АЧХ: 16дБ;
- коэффициент гармоник (при 0,8 Вт): 125 Гц: 7 %; 200 – 300 Гц: 5%; 1000 – 8000 Гц: 3%
- акустический импеданс (сопротивление): 4Ом;
- полная добротность: 1,1-1,7;
- резонансная частота в воздухе: 50-85 Гц;
- размер: диаметр диффузор 200 мм; глубина 75,6 мм;
- масса: 0,88 кг
Колонки, которые ничего не стоят.
Введение
У многих, наверное, на столе рядом с компьютером стоят маленькие колонки,
или динамики вмонтированы в мониторе (клавиатуре ;-). Но мало кто
задумывался о качестве их звука. Ведь действительно, для воспроизведения
mp3 с битрейтом 128 или фонового прослушивания радио их вполне хватает.
Но вот стоит взять что-нибудь получше (mp3 с битрейтом 192), а лучше
запустить компакт через ЦАП звуковой платы (есть такие программы), как
сразу заметно не хватает высоких, стереоэффекты размазаны, звук явно
оставляет желать лучшего.
Я не утверждаю, что у всех колонок такой звук, но редко кто при покупке
компьютера сразу заботится о выборе качественных колонок. Берут обычно дешевые
в пределах 15$. А такие колонки по определению не могут звучать, т.к. в
них установлен дешевый усилитель, который ничуть не лучше встроенного в
звуковую плату компьютера (ну может чуть-чуть), установлена одна
динамическая головка с жестким диффузором (реже две, причем вторая скорее
всего пластиковая или вообще пьезоэлемент) и еще, что меня больше всего
удивляет, сделана труба фазоинвертора. И это в таком маленьком скворечнике
фазоинвертор! Мало того, что фазоинвертор настроен на частоту основного
резонанса головки (порядка 100Гц), так еще при этом пластмассовый корпус
весьма сильно резонирует, добавляя к звуку дополнительных икажений.
А что делать?
Если Вы задали этот вопрос, можете читать ответ ниже. Остальных попрошу
оставить помещение.
Так вот я предлагаю сделать колонки самому. Да, имено так! Более того,
это не обойдется Вам в какую-либо сумму денег, не считая покупки микросхем
для нового усилителя. Если кто решит сэкономить или не хочет возиться
с «печатками», могут использовать встроенный усилитель звуковой платы.
Правда звук в этом случае будет гораздо хуже, но все же лучше стандартных
компьютерных «скворечников».
Итак приступим:
1. Конструкция и детали.
Колонки представляют собой 2х-полосную акустическую систему, выполненную
в виде закрытого ящика.
Как я уже сказал выше, затраты на сами колонки не стоят вообще ничего.
А дело все в том, что я использовал для них материалы и детали от старых
ламповых цветных телевизоров, отслуживших свой век. Ведь действительно,
старые «гробы», ламповые телевизоры, которые включают дачники приехав
весной на дачу, все чаще ломаются, а чинить их уже почти никто не берется.
Вот их и выбрасывают. А нам именно это и нужно.
Для изготовления колонок нужно:
- пара динамиков 3ГД-38 (5ГДШ-4-4 новое название)
- пара динамиков 2ГД-36-2500. Если кто найдет получше, может поставить их,
но я здесь их не привожу, т.к. тогда придется отвалить за это денег, а
этого в статье не предусмотрено. - пара конденсаторов по 4 мкФ. Они обычно ставятся рядом с ВЧ головками
2ГД-36 - лакированые ДСП толщиной от 16 до 20 мм в зависимости от модели телевизора.
Для добывания ДСП придется разломать 3-4 телевизора.
Плитки риспиливают циркуляркой или ножовкой на доски размерами
220×300мм — передняя и задняя стенки, всего 4 шт.
180×300мм — боковушки, тоже 4шт.
верхнияя и нижняя стенки в зависимости от толщины досок могут быть различной
длины. У меня например 220×220мм
2. Сборка.
В передней стенке нужно выпилить лобзиком отверстия для головок.
Для СЧ отверстие диаметром 140мм расположено на центральной оси на 40мм от
нижнего края.
Для ВЧ выпиливается овальное отверстие 74×43мм также на центральной оси
на 40мм от верхнего края.
Ящик скрепляется теми же уголками, что использовались в телевизоре.
Головки подключаются синфазно, для ВЧ в разрыв плюса включается тот самый
конденсатор — простейший ВЧ фильтр.
СЧ головку желательно обтянуть сзади марлей в пару-тройку слоев.
Кроме того необходимо сшить марлевый мешочек чуть поменьше внутреннего
объема колонки и заполнить его распушенной ватой, это в какой-то мере
позволит демпфировать СЧ головку. Без ваты колонки весьма неприятно «бубнят».
Стыки плиток надо замазать пластилином.
Теперь колонки в сборе, можно приступать к прослушиванию.
3. Усилитель.
Усли Вы все же решили собрать свой усилитель, могу порекомендовать
УМЗЧ на трех микросхемах Н.Е.Сухова, как наиболее простой для повторения.
Микросхема-коммутатор входов в нашем случае не нужна, т.е. остается всего
две.
Я правда использовал УМЗЧ А.Агеева из «Радио» 82,N2.
Заключение.
При прослушивании колонки показали весьма приятное звучание в диапазоне
средних частот. Высокие все же слабоваты, но чего же хотеть от халявных
деталей. Если поставить вместо 2ГД-36 хотя бы 10ГДВ-2, то высоких будет
хоть отбавляй.
PS: Если остались какие-то вопросы, кого-нибудь заинтересовала эта статья
или есть предложения, милости прошу в мыло:
Сюда
Общие сведения
В настоящее время на различных форумах по аудиотематике идут бесконечные споры по созданию акустических систем на базе широкополосника 4ГД-35. Есть информация о невероятно хорошем и живом звучании подобных сборок, а также многочисленные примеры создания их своими руками за небольшие деньги. Встречаются конструкции в щите, рупоре, открытых и закрытых ящиках.
Некоторые умельцы ставят их в так называемую трубу Войта (TQWP), хорошо зарекомендовавшую себя при воспроизведении басов в небольших помещениях. Для поддержки высоких частот, через конденсатор в 1-2 мкФ, добавляется пищаль 2ГД-36. Примеры подобных самодельных колонок воплощены в жизнь уже многими меломанами.
Маркировка
Выпускался примерно с 1973 года на предприятии «Динамик» г.Гагарин, которое уже прекратило производство подобного оборудования. В разное время в его конструкцию вносились небольшие доработки и изменения. На первых изделиях символы «ГОСТ 9010-73» наносились на металлическую часть зеленой краской, вместе с печатью технического контроля «ОТК». Некоторые считают, что звук от них более качественный и объемный.
Позже появились модифицированные версии, с применяем требований другого стандарта — ГОСТ 9010-78. Они немного отличались визуально от своих предшественников, а на корпусе стоял красный штампик «СССР». В 80-xx на устройство наносится другая маркировка — «8ГДШ-1-4».
Технические параметры
Рассмотрим основные паспортные технические характеристики на 4ГД-35:
- диапазон поддерживаемых частот: 63 – 12500Гц
- мощность: рабочая 0,8 Вт; номинальная 4 Вт; кратковременная пиковая (PMPO) до 15 Вт; долговременная (RMS) 8 Вт;
- чувствительность: 92дБ;
- неравномерность АЧХ: 16дБ;
- коэффициент гармоник (при 0,8 Вт): 125 Гц: 7 %; 200 – 300 Гц: 5%; 1000 – 8000 Гц: 3%
- акустический импеданс (сопротивление): 4Ом;
- полная добротность: 1,1-1,7;
- резонансная частота в воздухе: 50-85 Гц;
- размер: диаметр диффузор 200 мм; глубина 75,6 мм;
- масса: 0,88 кг
4ГД-36
KSM74 Вы, всё таки не ответили на два вопроса. Но, скорее всего, Вы счастливый обладатель динамиков с «продавленными» диффузорами .
Если динамики долгое время не работали, то от времени происходит усыхание или стягивание (не знаю как правильно) бумаги, особенно в местах её искривления, а именно на верхнем гофре. В результате диффузор втягивается внутрь магнитной системы и может перемещаться легко только наружу, а внутрь чуть-чуть, и с приложением значительного усилия. То есть диффузор провалился внутрь, относительно своего среднего положения.
Негативные последствия таких изменений в положении диффузора нельзя преувеличить. Это и повышение (оч. значительное) искажений, и увеличение частоты резонанса, и изменение добротности до диких значений, да что там говорить — это уже не динамик!!! Правильно работать он уже не будет!!!
У меня получалось исправить такую засаду. Лечится болезнь довольно просто. Кольцевые впадины верхнего гофра, с помощью ватки, намотанной на спичку, смазываются немного водой. На фотке места смачивания указаны красными стрелочками.
С обратной стороны диффузора так-же промазываем водичкой впадины (через окна диффузородержателя)
Даём воде немного впитаться (1-1,5) минуты, и выдвинув осторожно руками диффузор наружу, подкладываем поролон, так, чтобы диффузор остался до упора выдвинут из магнитной системы. При этом поролон не должен гнуть конус диф-ра
Поэтому лучше его размещать ближе к катушке (там больше жёсткость диффузора). На фотках далековато!!!
Критерий «до упора» — пока не начнёт немного выгибаться край диффузора возле гофра.
В таком состоянии диффузор я сушу феном. Сушу тщательно, пока не разогреется диффузородержатель (тёпленький) и не останется никаких следов влаги.
После этого поролон извлекаем. Диффузор немного отпрыгнет назад (внутрь). Проверяем руками симметричность длины хода вперёд-назад. Назад, теперь должно получиться немного больше свободного хода (чтобы выпрямить, надо перегнуть! Мао-Дзе-Дун).
Дальше, по мере остывания, диффузор сам собой будет потихоньку втягиваться
Важно остановить его немного впереди среднего положения. На фотографиях выше показан именно этот этап
В таком состоянии динамик оставляем на 4-6 дней. Затем поролон вынимаем — диффузор уже не прыгает, но всё равно диффузор со временем немного уползёт назад (для этого и останавливали мы его немного впереди!!!). Даём динамику тренировку в течении 24-48 часов с хорошей амплитудой 15-20 Гц (чтоб не слышно было), и снова проверяем подвес. Диффузор должен от одинакового усилия перемещаться на одинаковые расстояния и вперёд и назад!!!
При подобной доработке (восстановлении) не меняется самое главное — расчётная жёсткость подвеса и его линейность, не нарушается центровка диффузора, его форма и радиальная жёсткость.
Забыл: В случае если верхний подвес пропитан мастикой, как в Вашем случае, вместо воды я использую какой-нибудь летучий растворитель (646, 647). Остальное всё по графику!!!
Должно помочь!!!
Fil Я обмерял подобные динамики. На паре получились Q=0.9 и Q=1.1 ИМХО это больше похоже на правду. При высокой добротности (выше 1,3-1,5) звук становится раздражающе-ядовитым (как у 4ГД-8Е), а у сабжа лично я этого не ощутил, что и подтвердили измерения.
Опять-таки всё сказанное ИМХО.
Рецепт и ингредиенты
Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.
Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.
Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.
Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.
Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».
Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.
Подключение динамиков синфазное.
Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».
Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).
Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.
Итого: 72$.
Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.
Спасибо за внимание и желаю успехов
Рецепт и ингредиенты
Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.
Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.
Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.
Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.
тест
Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».
Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.
Подключение динамиков синфазное.
Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».
Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).
Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.
Итого: 72$.
Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.
Спасибо за внимание и желаю успехов
Общие сведения
В настоящее время на различных форумах по аудиотематике идут бесконечные споры по созданию акустических систем на базе широкополосника 4ГД-35. Есть информация о невероятно хорошем и живом звучании подобных сборок, а также многочисленные примеры создания их своими руками за небольшие деньги. Встречаются конструкции в щите, рупоре, открытых и закрытых ящиках.
Некоторые умельцы ставят их в так называемую трубу Войта (TQWP), хорошо зарекомендовавшую себя при воспроизведении басов в небольших помещениях. Для поддержки высоких частот, через конденсатор в 1-2 мкФ, добавляется пищаль 2ГД-36. Примеры подобных самодельных колонок воплощены в жизнь уже многими меломанами.
Маркировка
Выпускался примерно с 1973 года на предприятии «Динамик» г.Гагарин, которое уже прекратило производство подобного оборудования. В разное время в его конструкцию вносились небольшие доработки и изменения. На первых изделиях символы «ГОСТ 9010-73» наносились на металлическую часть зеленой краской, вместе с печатью технического контроля «ОТК». Некоторые считают, что звук от них более качественный и объемный.
Позже появились модифицированные версии, с применяем требований другого стандарта — ГОСТ 9010-78. Они немного отличались визуально от своих предшественников, а на корпусе стоял красный штампик «СССР». В 80-xx на устройство наносится другая маркировка — «8ГДШ-1-4».
Технические параметры
Рассмотрим основные паспортные технические характеристики на 4ГД-35:
- диапазон поддерживаемых частот: 63 – 12500Гц
- мощность: рабочая 0,8 Вт; номинальная 4 Вт; кратковременная пиковая (PMPO) до 15 Вт; долговременная (RMS) 8 Вт;
- чувствительность: 92дБ;
- неравномерность АЧХ: 16дБ;
- коэффициент гармоник (при 0,8 Вт): 125 Гц: 7 %; 200 – 300 Гц: 5%; 1000 – 8000 Гц: 3%
- акустический импеданс (сопротивление): 4Ом;
- полная добротность: 1,1-1,7;
- резонансная частота в воздухе: 50-85 Гц;
- размер: диаметр диффузор 200 мм; глубина 75,6 мм;
- масса: 0,88 кг