Patreon
Это сайт, где поклонники подписываются на музыкантов, блогеров, художников и других творцов и платят им ежемесячные взносы. Пока немногие российские музыканты освоили Patreon. Но некоторым, особенно инди-музыкантам, он здорово помогает.
Как это работает: артист придумывает разные варианты вознаграждений (тиры) и задаёт им цену — от 1 доллара. Это может быть особенный контент: письма, видео, новые релизы, закрытые онлайн-концерты. Или какие-то возможности: например, зайти в гримёрку перед выступлением. Поклонники подписываются на подходящий тир и становятся патронами. Каждый месяц артист раздаёт вознаграждения и получает деньги. Платформа берёт комиссию со взносов патронов.
Отличие от краудфандинга: на Patreon люди поддерживают не конкретный проект вроде съёмок клипа, а деятельность артиста целиком. А ещё сайт позиционирует себя не как площадку для сбора денег, а как место, где творцы могут ближе общаться с фанатами.
Плюсы: можно монетизировать любовь поклонников и получать ежемесячный доход.
Минусы: нет механизмов продвижения, количество патронов зависит от ваших собственных усилий и популярности в соцсетях.
Сколько патронов: около 900.
Заработок в месяц: около 4000 долларов.
Что дают фанатам: записывают видео, пишут письма, закрытые релизы и онлайн-концерты, эксклюзивный мерч, поздравляют с днём рождения и исполняют разные просьбы.
Аудитория в соцсетях: «ВКонтакте» — 92 тысячи, Instagram — 15 тысяч, YouTube — 15 тысяч, Facebook — 1,1 тысячи.
Участники группы, которой уже 15 лет, — среди самых успешных патреонщиков среди российских музыкантов
Аккаунт завели в сентябре 2019 года: солистке Ольге Маркес было важно, чтобы у музыкантов был доход независимо от количества концертов
Фото: официальная страница Alai Oli в Instagram
Тиры придумывали все вместе, каждый предлагал что-то своё. Старались порадовать патронов чем-то интересным и нестандартным. Сделали разброс по цене лотов и содержанию.
Музыканты говорят, что для них нет разницы между подписчиками за 1 доллар или за 50. Часто патроны с подпиской за 1 доллар получают доступ к публикациям и возможностям более дорогих лотов. Аккаунт специально не продвигают: задачи «развить и продать» нет. Деньги тратят на творчество, авиабилеты, развитие группы и покупку оборудования.
«Patreon стал неотъемлемой частью группы. Это особенные люди, которым близко наше творчество, и мы к ним тоже относимся с трепетом. Здесь нет каких-то обязательств, всё по вдохновению. Мы не считаем, что «нужно давать людям контент». Некоторые месяцы очень насыщенны, другие пустые. Если рассказать нечего, ради пустой болтовни мы не будем что-то выкладывать.
В обычной соцсети может подписаться любой человек. Patreon — это на 99% заинтересованные люди, которые хотят нас поддержать. С ними можно делиться чем-то личным, откровенным. Вот этим он и важен.
Например, я записываю „кофейки“ — видео, где пью кофе и чем-то делюсь с людьми. Было интересно оказаться на их месте, поэтому мы сделали обратную связь: люди также пили кофе на камеру и рассказывали о своём. Это был невероятно классный опыт и фидбэк».
Сколько патронов: около 20.
Заработок в месяц: 400–1000 долларов.
Что дают фанатам: бэкстейджи, специальные выпуски влога, мерчи, уроки русского языка иностранцам.
Аудитория в соцсетях: «ВКонтакте» — 650 человек, Instagram — 2,7 тысячи, YouTube — 21 тысяча, Facebook — 3,2 тысячи.
Фото: официальная страница группы ALBATROSS во «»
Проекту уже 10 лет, но активен он последние 1,5 года. Ребята снимают нарочито китчевые клипы про российскую действительность. Поют на рунглише — английском с явным русским акцентом. Особенно прославился клип «Почему русские не болеют коронавирусом». Про него упоминали Артемий Лебедев, Сергей Минаев и канал «Дождь». Но основная аудитория — англоговорящие страны.
Основатель проекта Виталий завёл Patreon летом 2020-го — чтобы развивать проект и сделать творчество своим основным делом. Самые популярные тиры — уроки русского языка иностранцам. С них идёт основной доход, и общая сумма часто меняется: бывает 1000 долларов в месяц, когда много желающих получить урок, а иногда падает до 400 долларов.
Звуки для платных подписок
Виджет оповещения о том, что на канале новый фолловер, подключается с помощью сторонних сервисов, среди которых:
- StreamLabs;
- NightDev;
- DonatePay и др.
После подключения Follow-оповещений в меню выбранного сервиса можно будет настроить графическое и звуковое сопровождение. Поддерживается загрузка своих звуков и GIF-картинок. Например, можно загрузить картинку с надписью WTF, которая будет перекрывать надпись «Подпишись» в углу экрана.
Звуки для фоллоу-уведомлений можно найти в тематических онлайн-библиотеках либо вырезать из нужной композиции/видео самостоятельно.
Какой микрофон выбрать для стрима
Все зависит от ваших целей и задач. Если вы устраиваете шумные трансляции, где много кричите – для вас хорошо подойдет динамический микрофон. Он менее требователен к оборудованию и окружающей обстановке, а громкие звуки не будут перегружать канал записи.
Однако, чаще всего, выбор стримеров падает на конденсаторный микрофон, который устанавливается на специальный кронштейн-подвеску. Несмотря на свою чувствительность, такой прибор выдает хорошее качество сигнала, которое, при других учтенных нюансах, вроде шумоизоляции, дает блестящий результат.
Большинство профессиональных моделей таких микрофонов требуют фантомное питание и имеют специальный разъем XLR. Микрофоны подключаются к звуковой карте, о которой мы поговорим в следующей части статьи.
Недавно на рынке появились и USB конденсаторные микрофоны, имеющие небольшую звуковую карту у себя на борту. Если вы не записываете сразу несколько человек, не устраиваете одновременную запись музыкальных инструментов и голоса – такие микрофоны отлично для вас подойдут, и вам не придется тратиться на звуковую карту.
Топ брендов, чаще всего используемых стримерами
Микрофоны Blue Yeti, Shure, Sennheiser, Audio-Technica, Superlux.
Звуковые карты Roland, Focusrite, Steinberg, Behringer
Особенно обратите внимание на модели с функцией loopback, например Steinberg UR22C, Roland UA-4fx2.
Snapchat — Опасное общение
Это приложение, вероятно, худшее из всех, потому что оно просто «пожирает» батарею на глазах. В последнее время благодаря появлению разного рода масок и эффектов эта программа стала набирать популярность и в России. Однако пользователи не самых современных устройств тут же начали жаловаться на работу программы. Причем Snapchat имеет тенденцию оставаться активным в фоновом режиме, даже когда вы его не используете. Что делать? Стоит рассмотреть вариант использования Snapchat, когда вы подключены к сети Wi-Fi, а также заблокировать ему доступ к интернету при работе в сети сотовой связи.
Продажа битов, песен, стихов и саунд-дизайн
Битмейкинг
Битмейкеры — это композиторы и аранжировщики, которые делают треки для хип-хоп- и поп-музыкантов. Биты покупают и начинающие, и именитые артисты. Стоимость зависит от качества бита и популярности автора. Например, битмейкер Моргенштерна, Элджея и других звёзд Slava Marlow в феврале 2021 года рассказал, что первый свой бит продал за 400 рублей, а самый свежий — за 35 тысяч долларов.
Ещё цена зависит от того, какие права на бит продаются. В музыкальной среде есть понятие «биты в лизинг» — когда исполнитель покупает неэксклюзивные права на бит, то есть его могут использовать и другие музыканты. Застолбить бит за собой стоит намного дороже. Например, если лизинг бита стоит 500 рублей, эксклюзивные права на него обойдутся в 15 тысяч рублей.
Сейчас много музыкальных школ, которые учат делать биты. Но именитые битмейкеры советуют не ждать быстрых денег: до первого заработка может пройти несколько лет.
Новичкам стоит продвигаться, выкладывая биты во «ВКонтакте» (паблики «Сочные биты», BeatMaker.tv, Freeteam) и на YouTube. Продавать биты можно на специальных сайтах: BeatStars, Beatmaker, Getbeat.
Также выделяют продажу сэмплов — библиотек с уникальными звуками. Создавать сэмплы проще и дешевле, чем биты. А продавать можно на сайтах — например, на Splice.
Гост-продакшен
Российский рынок «песен под ключ» активно развивается последние три года. Треки продают на сайтах: EDM Ghost production, Everysong и других. Диапазон цен на русскоязычные песни: от 17 до 180 тысяч рублей.
«Минимально у меня продаётся две песни в месяц, в среднем за 60 тысяч рублей каждая. Магазин забирает комиссию в 20%. Есть сезонность: в январе продажи очень слабые — после Нового года тратить деньги никто не хочет. И по непонятным причинам всегда проседает июль — возможно, из-за отпусков».
Случаются и необычные истории. Поэтесса, которая попросила не называть её имя, рассказала, что недавно написала для знакомой стихи на её мелодию за 10 тысяч рублей. Девушка выступила с песней на телеконкурсе, и в итоге канал предложил за права на песню 250 тысяч рублей.
Коммерческая музыка и саунд-дизайн
Компании заказывают музыку для рекламы, киностудии платят за саундтреки, производители игр покупают звуки и мелодии, а футбольные клубы хотят собственные гимны. Всё это создают коммерческие композиторы и саунд-дизайнеры.
Музыкальные направления самые разные: от симфонической музыки до drum’n’bass. Нюанс в том, что это хоть и творчество, но ориентированное на клиента. Поэтому нужно быть готовым слушать замечания и вносить правки.
Композитор и саунд-дизайнер Дмитрий Евграфов, работавший с «Яндексом», МТС, Amazon и Airbnb, говорит, что само написание музыки занимает 15% времени, остальное — переписка с клиентами и подгонка треков под разные форматы рекламы.
Начинающие авторы на фриланс-биржах просят за 30-секундный трек от 500 рублей. Именитые композиторы получают за работу от 100 тысяч до 1,5 млн рублей за какие-то пакетные работы.
Кинокомпозитор Николай Скачков тоже говорит, что музыка для кино — это отдельный рынок по сравнению с рекламой. Ещё один вид заработка для музыканта — трейлерная музыка.
Где стримить
Вы решили, какие игры показывать, запаслись нужным оборудованием. Следующий шаг – выбор площадки для стрима. Я сделала обзор лучших сайтов, которые стоит попробовать. У каждого своя специфика, зрители и методы монетизации.
Twitch
Twitch – лидер по стримам видеоигр. Каждый день площадку посещают более 1 000 000 зрителей ради трансляции. Быстрая и простая регистрация. Если хотите развивать канал, разбогатеть и стать известным, то вам сюда.
Почему через Twitch выгодно стримить:
- можно вещать даже через средненький ПК,
- нет неполадок,
- развитие без ограничений до бесконечности,
- легко подключить донат,
- можно запускать сколько угодно трансляций,
- много потенциальных зрителей,
- просто монетизировать.
И только один недостаток – переизбыток конкурентов. Чтобы набирать регулярно 500 – 1 000 зрителей, может уйти полгода.
На Twitch вы можете сделать кого угодно своим модератором.
YouTube
Можно проводить прямые трансляции. Они не так популярны, потому что основная аудитория приходит посмотреть готовые видео.
Блогеры неплохо зарабатывают на стримах. Александр Дзержинский ставит финансовые цели вроде “На еду и камеру – 50 000 рублей”. За один раз собирает минимум 10 000 рублей.
На YouTube аудитория разношерстная. Здесь лучше воспринимаются стримы с покупками.
Преимущества:
- больше направлений,
- удобный и знакомый интерфейс,
- монетизируется без проблем.
Недостатки:
- фишка с платными подписками пока тестируется и не очень хорошо воспринимается пользователями,
- сложно набрать больше 5 000 зрителей.
GoodGame
GoodGame – отечественный ответ Twitch. Конкурентов и аудитории мало, требования к партнерству ниже. Подходит новичкам, которые хотят попробовать свои силы, но еще не готовы к мировым масштабам Twitch и YouTube.
Преимущества:
- проще пробиться,
- несложно подключить монетизацию.
Недостатки:
- мало зрителей,
- развитие ограничено,
- есть цензура.
Социальные сети
В соцсетях тоже можно проводить прямую трансляцию. Сделать это намного проще, чем на Twitch.
Целевая аудитория игровых стримов здесь не сидит. Компания ESL запустила стрим в Facebook. И с трудом набрала 5 000 зрителей, а пираты, которые показали это в правильном месте, собрали 40 000 человек.
Преимущества:
- можно использовать компьютер попроще,
- мало конкурентов,
- большая посещаемость,
- легко запускать стрим.
Недостатки:
- нет опций для стандартного заработка на стриме: платных подписок, пожертвований, партнерства;
- недостаточно целевой аудитории стримов.
В соцсетях умудряются транслировать фильмы, сериалы, чужие смешные видео и зарабатывать на этом.
На чем зарабатывают стримеры
В компании Wanta Group подсчитали, что 61% видеостримеров в Рунете монетизируют свой контент. Почти все (96%) пользуются для этого специальными сервисами, с помощью которых принимают донаты. На подписки приходится только 15%, еще меньше — на платные чаты на YouTube и платежные системы (8% и 6% соответственно). Как зарабатывают стримеры?
Реклама и спонсорство
Можно разместить рекламу в описании профиля, напрямую рекламировать продукцию (интеграция), пользоваться ей без прямого предложения (нативная реклама) и так далее.
В 2020 году, с началом пандемии, многие рекламодатели (автокомпании, банковский сектор, фэшн-индустрия) ушли из спорта и шоу-бизнеса в индустрию видеоигр, а те, кто уже был там — например, Monster Energy (бренд энергетических напитков), (жевательная резинка), Nivea Men (шампуни, гели, средства для бритья), «Додо Пицца» — еще больше нарастили свое присутствие. В коллаборациях с киберспортивными организациями, партнерских программах со стримерами и даже создании собственных видеоигр также поучаствовали Louis Vuitton, Burberry, Dior Men, Balenciaga, BMW, Mazda, Honda, Nissan, Home Credit Bank, Сбербанк, Газпромбанк, Tinkoff, Picnic и многие другие.
Платная подписка
Например, на Twitch она стоит от $4,99 в месяц. В 2020 году стоимость привязали к рублю: от ₽399 (первый уровень) до самой дорогой — ₽1990 (третий уровень). Тот, кто заплатил деньги, может смотреть видео без стандартной рекламы, отправлять стримерам различные смайлы, участвовать в обсуждении в закрытом чате и прочее.
Стример получает 50% от суммы подписки, остальное уходит платформе. Но для того, чтобы иметь право на отчисления, необходимо стать «компаньоном»: статус присваивается в случае, если на канале имеется достаточное число зрителей и стабильное расписание трансляций. Следующий этап — «партнер». Заявку на «партнерку» должна утвердить администрация сайта. Из 2,2 млн стримеров партнерами Twitch являются всего 27 тыс.
Донаты
Чем сильнее зрителям нравится человек в кадре, тем больше денег ему переводят. Многие стримеры считают донаты основной частью своих доходов. Жертвуя деньги, зритель может быть уверен, что 100% суммы дойдет до адресата: платформа не имеет доступа к платежам, если они проведены через сторонние ресурсы.
Индустрия 4.0
Как заработать на облачном гейминге
ВЫБОР КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ СТРИМА
Для проведения качественного, интересного стрима необходима хорошая техника.
При выборе компьютера для стрима необходимо опираться на его технические характеристики, так как нужно одновременно играть и выходить в онлайн-трансляцию. Для этого потребуется мощный компьютер или сразу два – с одного ведущий играет, а с другого проводится стрим и контролируется онлайн-трансляция. Системный блок в связке с компьютером подойдет для стрима в помещении, а ноутбук для проведения эфиров на выезде: турниры, концерты, командировки.
Вся электроника эксплуатируется на максимальную мощность и поэтому служит не долго, что тоже нужно учитывать.
Важными характеристиками при выборе компьютера для игр и стрима являются: материнская плата, объем оперативной памяти, видеокарта и конечно же процессор. А вот выбор жесткого диска любой, не имеет значения.
При выборе компьютера нужно учитывать то, какие игры на нем будут установлены. Например, для игр в карты, подойдет более простой вариант компьютера: вариант видеокарты GeForce GTX 1030, процессор может быть Intel i3 5500 Р, объем оперативной памяти составляет 4, материнская плата Intel H81.
А вот, не дорогие, слабые ноутбуки не потянут не только стрим, но и игры, которые не требуют высокой мощности компьютера.
Серьезные игры, например, такие как Fortnite, WoT, Dota 2 – требуют более мощной технической базы, а соответственно более дорогого компьютера. Таким характеристикам и цене может соответствовать даже ноутбук. Но если Вы настроены всерьез заниматься стримингом, то лучше всего приобрести мощный стационарный компьютер с дополнительным оборудованием. Так стрим будет качественней, а работа на такой технике не будет приносить технических неудобств.
Сколько зарабатывают стримеры в России?
Все очень индивидуально. Взять те же донаты: сегодня вам подкинут с барского плеча 1000 рублей, завтра – 50. С рекламой похожая ситуация: как договоришься с рекламодателем, столько и получишь.
Более или менее прогнозируемые цифры у платной подписки и партнерки. Если 10 человек купят платную подписку по 4,99 доллара, вы получите около 50 долларов. Половину из них отдаете площадке – останется 25.
За 10 000 просмотров можно заработать в среднем от 1 до 5 долларов.
Итак, в среднем начинающий стример с 1,5-2 тысячами подписчиков может заработать на рекламе и донатах 30-40 тысяч рублей в месяц.
Понятно, что у топовых стримеров количество просмотров исчисляется миллионами, и плюсуя все вышеперечисленные способы монетизации, зарабатывают они весьма неплохо.
Давайте для вдохновения посмотрим, сколько:
- стримерша Карина: по некоторым данным, за один стрим – 30 000 рублей.
- MakataO: до 230 000 рублей в месяц.
- VeRsut – от 100 000 до 200 000 рублей в месяц.
- Gnumme: от 200 000 до 500 000 рублей в месяц.
Стрим: что это такое
Под стримом понимают онлайн-трансляцию, где показываются действия на компьютере. Благодаря стримингу, интернет-пользователи могут смотреть, что делает в данный момент времени ведущий стрима. Впервые стримы представляли собой киберспортивные турниры на различных веб-ресурсах. Сегодня это не только игры, но и путешествия, общение на камеру и многое другое. Любая видеотрансляция – это стрим.
Чтобы добиться успеха, стример должен обладать хорошим чувством юмора, быстро соображать, подмечать захватывающие моменты, чтобы интернет-пользователь с интересом наблюдал за ним и не уснул за просмотром игры. Теперь вы знаете, что такое стрим и как он зародился.
Арсений Семенов, управляющий директор Deezer в России
Как вы оцениваете рынок легальной музыки в России? Какие ключевые события на нем произошли за год?
Рынок легальной цифровой дистрибуции развит довольно слабо, если сравнивать с другими странами, сопоставимыми по размеру населения и уровню проникновения интернета и смартфонов. Основными источниками доходов являются iTunes и RBT-услуги от мобильных операторов, а стриминговые сервисы занимают долю рынка гораздо меньшую, чем могли бы.
Если говорить про ключевые события, то на первом месте, безусловно, расширение действия антипиратского закона. Можно спорить о его пользе или вреде, но он точно изменит ландшафт рынка цифровой дистрибуции. Значительно усилилась конкуренция: появились новые игроки, а ряд существующих обновил свои продукты и бизнес-модели. Deezer в этом году существенно расширил функциональность бесплатной версии и снизил стоимость премиальной подписки до уровня конкурентов.
С какими трудностями вы столкнулись?
Отчасти проблемой оказался русский язык в каталоге, так как это полностью другой алфавит, и возникли проблемы, о возможности которых разработчики даже не особо догадывались.
Почему разработкой приложения занимались за рубежом?
Это сложилось исторически: Deezer — изначально французский сервис, некоммерческая версия его была запущена еще в 2003 году, а на международный рынок компания вышла только в 2011, поэтому пока нам удобнее с организационной стороны, чтобы все разработчики работали в одном месте, общались на родном языке, так как это сильно упрощает их взаимодействие. По мере развития сервиса в России мы планируем набрать местную команду разработчиков для решения локальных задач.
Как идет монетизация проекта?
В целом монетизация идет согласно планам. У нас есть постоянный прирост платных пользователей, увеличиваются доходы от рекламы и совместных проектов. Безусловно, сложившаяся ситуация на рынке мешает развиваться бурно, но перспективы мы видим и ситуацией довольны.
Как вы лицензируете музыку? Как происходит расширение коллекции? Есть ли какие-то нюансы, связанные с местным рынком?
У нас есть прямые соглашения со всеми major labels, большинством числом международных и локальных агрегаторов, а также рядом крупных российских издателей. Новинки и музыка последних 5-6 лет попадает к нам практически автоматом, так что если мы находим какой-то пробел в каталоге, то он обычно относится к советским временам или 90-м годам. Тогда мы через наше подразделение по работе с издателями делаем запрос и при очередной синхронизации получаем отсутствовавшие альбомы.
Особенностью является низкая готовность молодых музыкантов делать самостоятельные шаги по продвижению музыки. В Европе многие музыканты не только сами записывают альбомы, но и выкладывают их на различные сервисы с помощью систем самообслуживания, таких как Tunecore, например. Это стоит сравнительно небольших денег — в пределах нескольких десятков долларов. В России это не очень распространено, только небольшая часть музыкантов занимается этим.
Как будет развиваться приложение и сервис?
Мы планируем как функциональное обновление сервиса, так и его дальнейшее распространение на новые платформы. Будем улучшать информационную часть каталога и качество поиска, вероятно запустим новый вид подписки — с lossless-качеством.
Какие перспективы у российского рынка стриминга?
Стриминг сейчас занимает около 1% от потенциального объема рынка, и это значит, что потенциал этого рынка очень велик и будет раскрываться по мере роста числа смартфонов и развития мобильного интернета. Россия при этом находится в уникальной позиции: здесь конкуренция идет не между стримингом и digital downloads/CD, а между легальными и пиратскими стримингами, это в значительной мере помогает нам.
Что касается экономической ситуации, то она неоднозначна: с одной стороны, пользователи будут экономить на развлечениях, с другой — есть предположение, что они будут отказываться от покупки альбомов и посещения концертов в пользу стриминга.
Если вы нашли опечатку — выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать [email protected].
Стримить может каждый
Создание качественного видеоконтента в его классическом понимании (ролики на YouTube, видеореклама, клипы и презентации) весьма трудозатратно. Скорее всего, тебе потребуется проработанный сценарий, грамотно выставленный свет, а также видеокамеры и микрофоны, записывающие в хорошем качестве. И это только для первого этапа, за которым следует постпродакшен: монтаж, сведение звука, наложение эффектов, поиск дополнительного видеоряда и так далее.
Некоторые контентмейкеры и вовсе нанимают целую команду, что усложняет производственный процесс и делает его, скажем так, недешевым. При этом нет никаких гарантий, что эти вложения окупятся.
В стриминге всё совсем иначе. С технической точки зрения нужна только вебка (и то многие стримеры обходятся без нее), микрофон, компьютер и стабильный интернет. Вся трансляция чаще всего происходит экспромтом, ведь стример не может заранее подготовиться к неожиданным ситуациям, неминуемо возникающим в процессе. Благодаря этому ты не заморачиваешься на подготовку к эфирам, что дает возможность транслировать чаще и дольше.
Всё это позволяет буквально каждому из нас попробовать себя в стриминге. Достаточно лишь обладать харизмой, коммуникабельностью и минимальными знаниями о выбранном направлении — хотя последнее, как показывает практика, тоже необязательно.