Лучшие акустические кабели для колонок

Правила эксплуатации

Перед первичным присоединением акустического кабеля, необходимо тщательно осмотреть его на предмет целостности, внимательно проверив разъемы, коннекторы, клеммы и изоляцию. Как правило, изготовитель, в процессе эксплуатации своей продукции, советует покупателям следовать простейшим правилам:

  • Воспрещается сгибать, сжимать и сильно перекручивать шнур;
  • Размещение шнура не должно происходить параллельно сетевым проводам (это запрет касается абсолютно всех устройств и конструкций, имеющих в своем составе ферритные составляющие);
  • Окончания провода должны быть полностью скрыты в разъемах;
  • Категорически воспрещается объединять «плюсовые» и «минусовые» проводники во избежание возникновения короткого замыкания;
  • Если шнур не используется, то его следует вынуть из разъема;
  • Контакты провода должны периодически проходить процедуру чистки, дабы избежать возникновения следов окисления на них;
  • Для сохранения качественного звучания не следует использовать провода слишком большой длины.

Как подобрать сечение кабеля?

Каждый обладатель акустической системы, рано или поздно задаётся вопросом: какой кабель лучше? Каким должна быть величина сечения кабеля? Тут всё зависит от мощности, которая будет передаваться. Чем выше планируется передавать мощность, тем выше должна быть величина сечения. Сопротивление оказывает значительное влияние на передачу сигнала.

Это можно объяснить тем, что у многих колонок низкое значение импеданса. Можно провести эксперимент. Для этого подсоединим к колонке с сопротивлением восемь Ом акустический кабель у которого сопротивление один Ом. Нагрузка будет равна сумме двух показателей. Значения тока и мощности падают. Чтобы мощность была нужного значения, требуется чтобы сопротивление составляло не больше пяти процентов импеданса, если используются высокие частоты, а когда низкие, то не больше десяти процентов.

Идеальным можно считать тот провод, сечение которого соответствует определённым показателям и он покупается под определённую систему. Если кабель не соответствует характеристикам, нужно подбирать другие показатели сечения. Наиболее распространёнными можно считать кабели с сечением от 2.5 миллиметров до четырёх.

Как видите, ничего сложного в подборе сечения не существует. Руководствуйтесь правилом, что для более длинного провода требуется более высокое сечение. А наиболее распространённое — 2.5 миллиметра. От него и нужно начинать подбор более подходящего кабеля для вашей акустической системы.

Источник

Понятие акустический кабель

Акустические провода экранированные

Прежде, чем перейти к основной теме, рассмотрим подробно тему акустического кабеля. Сегодня покупателям предлагается море ассортимента, выбор в котором осуществить не так-то просто. Исходить надо, в любом случае, на основании собственного бюджета, учитывая информацию и знания о видах кабеля. «Среднестатистические», если можно так выразиться, автомобилисты, как правило, с проводкой не слишком «заморачиваются». Считая, что особой разницы нет, но они глубоко ошибаются.

Экранированные провода акустические

Ниже приводится важная информация об акустическом кабеле:

Провода для акустики

Акустический экранированный провод

Цифровые (DIGITAL) кабели и разъёмы

Кабели и разъёмы, описанные выше, – аналоговые, используемые для систем PA, подключения инструментов, а также традиционных студий. Сегодня цифровые технологии добавили много типов разъёмов и кабелей, которые соединяют компьютерные серийные шины с различными внешними устройствами, такими как принтеры, интерфейсы, цифровые рекордеры и процессоры, видео оборудование, а также DJ-оборудование. Многообразие различных кабелей, разъёмов и протоколов отражает постоянные изменения в области цифровых технологий. Новые технологии часто сопровождаются новыми протоколами, затрагивающими компьютерное оборудование, программное обеспечение и драйверы. Ниже приводится описание некоторых из наиболее распространенных в настоящее время разъёмов и кабелей

Одно важное предостережение: часто для передачи цифрового сигнала используют тот же тип разъёма, что и при аналоговых (XLR и RCA разъёмы, например), но кабели, как правило, предназначены для различных сопротивлений и, следовательно, не являются взаимозаменяемыми похожими аналоговыми кабелями

Сплиттеры

Эти устройства предназначены для разделения звукового сигнала в целях его распределения между несколькими принимающими устройствами. Пожалуй, чаще всего они применяются в концертной деятельности, разделяя сигнал для основного и мониторного микшеров. Существуют одноканальные и многоканальные сплиттеры. Практически все сплиттеры имеют выходы с трансформаторной развязкой, то есть между их выходами и входом отсутствует гальваническая связь. В результате ликвидируется влияние друг на друга приборов, подключенных к выходам сплиттера. Кроме того, на сплиттерах встречаются кнопки Ground/Lift, при помощи которых возможно отключение земляного контакта выходного разъёма от общей земли канала.

Rolls MS 20, например, является одноканальным микрофонным сплиттером. Устройство имеет симметричный микрофонный вход на разъеме XLR и два развязанных трансформаторами симметричных микрофонных выхода на разъемах XLR. Кроме разъемов есть переключатель Ground/Lift, который отключает земляные контакты выходных разъемов от земли входа.

Немного теории: как устроен звук

Задача звуковоспроизводящего устройства – преобразование сигналов. Это может быть как «конвертация» аналоговой информации в цифровую, так и наоборот. Либо же преобразование механической волны в электрический ток, как это происходит при воспроизведении с виниловых носителей.

Аудиосистема в приближённом виде состоит из четырёх функциональных узлов:

  1. Объект воспроизведения плюс звукосниматель. Это может быть цифровой поток при загрузке музыки из интернета, виниловая грампластинка с записанными дорожками, пластиковый компакт-диск с такими же дорожками, только большего разрешения, аудиокассета с намагниченными участками и так далее;

  2. Преобразователь для превращения одного вида энергии в другой. Он конвертирует цифровой сигнал в электроток, поступающий на динамики; он превращает колебания иглы винилового проигрывателя в электроток, идущий к динамикам… Обратные ситуации тоже встречаются – когда требуется превратить электроток во что-то другое. Например, при записи с микрофона;

  3. Усилитель. Ток, который поступает с преобразователя, крайне незначителен. По сути, его сила измеряется в микроамперах. «Раскачать» динамики на 35 Вт он не сможет. Усилитель предназначен для повышения силы тока;

  4. Динамики. На них приходит уже сигнал повышенной мощности. Он вызывает колебания магнита, прикреплённого к перепонке. И она, в свою очередь, вибрирует и толкает воздух, рождая звук.

Каждый их этих функциональных элементов системы воспроизведения музыки связан с другим проводами. И если на кабели между звукоснимателем, преобразователем и усилителем можно в принципе не обращать внимания – они слишком уж короткие – то длинные провода к динамикам уже становятся объектом пристального интереса.

Как известно из школьного курса физики, чем выше длина проводника – тем выше его полное сопротивление. Из-за этого явления часть сигнала просто «не доходит» до приёмника, теряясь в толще кабеля. Например, Ethernet-провода, использующиеся при прокладывании локальных вычислительных сетей, могут иметь длину без усиления до 90 метров. А кабели HDMI начинают терять сигнал уже через 20-30 метров.

При установке акустической системы приходится использовать провода большой длины. Мало того, что сама колонка может находиться на значительном расстоянии от усилителя, так ещё и кабели надо проложить так, чтобы он не мешал под ногами. И, как следствие, длина проводника постоянно увеличивается.

Обычные провода в принципе имеют сравнительно большое сопротивление. У тонких вариантов оно и вовсе достигает нескольких ом на метр. Как следствие, при передаче тока часть сигнала в любом случае теряется. Особенно если по кабелю пересылается одновременно несколько волн различной частоты.

Для решения этой проблемы принято использовать акустические провода. Они состоят чаще всего из бескислородной меди и дополняются позолоченными наконечниками. Всё это призвано уменьшить сопротивление провода, тем самым обеспечив высокоточную передачу сигнала на большие расстояния.

Однако идеализированная картина мира, в котором только кабель влияет на качество звука, склонна несколько рушиться о реальность. Ведь стоит учесть ещё два фактора:

  1. Все элементы аудиосистемы должны быть качественными, относящимися к категории Hi-Fi или Hi-End. Если у вас усилитель класса D вроде Pioneer A 70 DA и акустика типа Tannoy Revolution XT 8F, то их можно соединять хоть найденными в дедушкином гараже проводами. Звук всё равно будет впечатляющим. А даже самые лучшие акустические провода не смогут «вытянуть» аудио с интегрированной в ноутбук звуковой карты с подключёнными динамиками Dexp;

  2. Чем старше мы становимся – тем хуже мы слышим. Исследования учёных подтверждают, что уже после 20 лет человек не может различить сверхвысокие и сверхнизкие частоты.

Таким образом, акустические провода целесообразно покупать при установке оборудования класса Hi-End.

Как подобрать сечение?

Сечение провода – это важнейший показатель, на который стоит обращать первоочередное внимание при выборе акустического кабеля. Если визуально вообразить акустический кабель в виде воронки, посредством которой мощность от усилителя передается акустической системе, то сечение в таком воображаемом упражнении будет выполнять роль диаметра отверстия в этой воронке

Таким образом, если вы подберете кабель, который обладает недостаточной шириной сечения, то к системе не будет поступать необходимая для полноценной работы мощность. Такой недостаток будет слышен – звук не будет динамическим, а также очевидным будет отсутствие необходимых басов

Если визуально вообразить акустический кабель в виде воронки, посредством которой мощность от усилителя передается акустической системе, то сечение в таком воображаемом упражнении будет выполнять роль диаметра отверстия в этой воронке. Таким образом, если вы подберете кабель, который обладает недостаточной шириной сечения, то к системе не будет поступать необходимая для полноценной работы мощность. Такой недостаток будет слышен – звук не будет динамическим, а также очевидным будет отсутствие необходимых басов.

Для того чтобы правильно выбрать сечение, необходимо произвести необходимые расчеты, которые будут различны для каждого отдельного кабеля. Если же говорить о среднем допустимом значении, то для акустической системы средней мощности напольной категории будет достаточно сечения в 2,5 мм.

Клеммы для подключения колонок

У колонок есть один из двух типов разъемов для подключения проводов — пружинные зажимы и винтовые клеммы (см. Иллюстрацию ниже). С пружинными зажимами очень легко работать. Просто нажмите на зажим, вставьте провод динамика и отпустите. Подпружиненный механизм удержит провод на месте. Клеммы пружинных зажимов могут принимать оголенные провода и штыревые разъемы, но не разъемы типа «лопатка», «банан» или «двойной банан».

Винтовые клеммы обеспечивают очень прочное соединение акустических проводов. Отвинтите гайку, чтобы обнаружить отверстие, используемое для соединения оголенных проводов и штырьковых разъемов. Банан и двойные вилки банана подключаются непосредственно в отверстие в центре штока винтовой клеммы. Коннекторы типа лопатка вставляются в винтовую клемму и фиксируются гайкой.

Толщина имеет значение!

Так какой толщины следует выбирать провод для подключения акустики? Если не задаваться вопросом о качестве меди, то возьмем в рассуждения только длину и сечение. Далее буду говорить “акустический провод”, а подразумевать простой провод (электрический). Для многих меломанов, а тем более аудиофилов – это очень важный момент. Но не будем обсуждать бренды даже у электрических проводов. Мы уже затрагивали эту тему.

Длина акустического провода

У каждой акустики будет свой провод, своя длина, так как у всех разные помещения где предполагается слушать музыку. И подбирать длину следует так, что бы провода хватало точь-в-точь для подключения, ну или по удобному месту прокладки, что бы потом не спотыкаться через провод, что бы было удобно производить уборку помещения.

Но следует помнить, что чем длиннее провод, тем толще он должен быть. Чисто из школьной физики, что бы “больше электронов проносились по проводу за единицу времени”. Чем больше размер акустики, предполагаю, тем будут более мощные динамики и они потребуют много энергии. Только в том случае, колонки смогут отдавать весь свой потенциал.

Представим, что колонки (высота их предположим – 1,2 метра) стоят в трех метрах друг от друга, а по середине расположена аппаратура, которая будет “раскачивать” акустику. Тогда, для подключения потребуется 2-2,5 метров провода на каждую колонку. Примерно пол метра оставляем на подключение к терминалам, так как они часто расположены выше чем 30 сантиметров от пола. И ещё по полметра для подключения к терминалам усилителя.

Но это всё приблизительно! Примерно так и получится, ну может даже чуть меньше. Но однозначно, что делать бухту провода под стойкой аппаратуры из “лишнего” провода, совершенно не стоит.

Толщина акустического провода

Теперь о том, ради чего и затевалась эта статья – о толщине.

Сделаем проще. Изучите таблицу, что расположена ниже. Ограничимся таблицей до 10 метров. Дальше цифры будут примерно такие же, как при использовании провода длиной в 10 метров. Но не думаю, что кто-то в домашних условиях намерен использовать провод даже в 10 метров.

Сечение провода (мм 2 )
Сопротивление колонки, Ом длина провода (метров)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 0,75 1,5 2,5 4,0 4,0 4,0 6,0 6,0 6,0 10
2 0,35 0,75 1,0 1,5 2,5 2,5 2,5 4,0 4,0 4,0
4 0,2 0,5 0,5 0,75 1,0 1,0 1,5 1,5 2,5 2,5
8 0,12 0,2 0,35 0,35 0,5 0,75 0,75 0,75 1,0 1,0
16 0,12 0,12 0,12 0,2 0,2 0,35 0,35 0,35 0,5 0,5

Сравниваем значения, указанные на колонках и смотрим на таблицу. К примеру, на моих колонках указано – 8 Ом. Я смотрю на левый столбик, ищу свою строку. Смотрю соответствующий столбик – длинна провода. У меня длина – 4 метра получается. И на пересечении строки (4 Ом) и столбца (4 метра) – получается сечение провода, которое мне нужно – 0,35 мм 2 . Но как-то меня эти цифры смущают…

В действительности, сейчас у меня подключена акустика проводом ПВС 2*1,5 мм 2 , в круглой ПВХ изоляции, с многожильными медными проводками. Они хорошо стыкуются с коннекторами терминалов. Скажете – он жесткий, и чересчур – толстый! Но это относительно. Стоит один раз проложить провод, раскрутить его, что бы он не тянулся в кольца, и он пролежит так хоть сто лет. Жесткость тут особой роли не играет и ни как не мешает.

Устройства согласования

Эти устройства предназначены для соединения приборов, которые по каким-либо причинам нельзя соединять напрямую при помощи кабелей и переходников. Причинами невозможности прямого соединения приборов могут быть несовпадение номинальных уровней, неподходящие входные и выходные сопротивления, неодинаковый способ передачи сигнала или несовпадение характеристических импедансов. Все устройства согласования можно разделить на четыре группы: устройства согласования уровней, устройства согласования импедансов, устройства согласования способа передачи сигнала, устройства развязки.

Кроме того, существуют устройства, в которых используется одновременно несколько способов согласования. Многие из таких устройств обеспечивают электрическую развязку с одновременным выполнением, например, преобразования импедансов или согласования уровней.

Как выбрать сечение акустического кабеля для колонок

Основными параметрами, при определении сечения кабеля для акустики, являются характеристики низкочастотного тракта. Обычно известна паспортная мощность усилителя низкой частоты и сопротивление колонок. Нужно использовать не номинальную, а максимальную или пиковую мощность. Сначала определяется напряжение в данной цепи. Для этого нужно умножить пиковую мощность усилителя на сопротивление акустики и из произведения извлечь квадратный корень. U=√P*R. Например при максимальной мощности УНЧ 60 ватт и сопротивлению акустической системы 4Ом, напряжение в кабеле будет порядка 15,4 вольта.

Далее нужно узнать ток. Для этого мощность усилителя делится на напряжение: I=P:U или полученное напряжение делится на сопротивление.I=U/R. В обоих случаях ток в цепи будет равен 3,8 А. Провод с сечением 1,5 мм2 выдерживает ток до 15 ампер, следовательно для данных параметров такого кабеля будет вполне достаточно. В бытовых музыкальных комплексах, длина соединения бывает небольшой, поэтому можно пренебречь собственным сопротивлением провода.Сопротивление провода между усилителем и колонками должно быть минимальным, поэтому большее сечение провода использовать рекомендуется, а уменьшать его нельзя.

Подключение

После покупки в магазине необходимого провода перед человеком становится вопрос: как подключить акустический кабель к колонкам? Данную операцию рассмотрим на примере. Выполним подключение пассивных колонок к стерео усилителю. Подключение к другим системам выполняется по такому же принципу, отличие лишь в количестве колонок.

Итак, акустический кабель состоит из двух проводов. На одном из них должна быть надпись. Этот провод подсоединяется к красным клеммам. Другой провод подключается к черной клемме

Очень важно выполнить подключение по цветам. Если этого не выполнить, звук будет не четким, а также иметь малую громкость

Такой принцип подключения, по соблюдению полярностей, производится для всех акустических систем.

Случается так, что провод уже вмонтирован в стенку, и определить какую часть подключать в необходимую клемму невозможно. В таком случае используется такой метод:

  • покупается обычная батарейка на 1,5 В;
  • раскручиваются крепления защитной решетки динамиков;
  • к динамикам подсоединяются 2 провода;
  • затем выполняется подключение по такой схеме: провод, исходящий из черной клеммы присоединяется к минусу батарейки, а провод, исходящий из красной клеммы – к плюсу. Далее, необходимо наблюдать за движением мембраны динамиков. Оно должно выполняться по принципу «наружу-внутрь».
  • к колонкам подсоединяется акустический кабель;
  • кабель подключается к батарейке, чтобы добиться необходимого движения мембраны;
  • при положительном исходе предыдущего пункта, акустический кабель, подсоединенный к плюсу батарейки, подключается к красной клемме, а второй провод – к черной клемме.

Экранирование

Все кабели, применяемые в звуковом оборудовании, за исключением кабелей для громкоговорителей и оптических кабелей, экранированы для защиты сигнала от помех, которые создают шум. Это означает, что вокруг сигнальных проводов кабеля должна располагаться проводящая поверхность (экран), защищающая провода кабеля от воздействия электромагнитного излучения. Экран чаще всего используется как общий провод. Цель –  защита сигнала от источников шума, таких как радио-сигнал, шнуры питания, люминесцентные лампы, реостаты диммеров и некоторые приборы. Когда вы слышите радио через ваш усилитель, это обычно означает, что экранирование, защита вокруг компонентов вашего усилителя недостаточное, однако не стоит забывать и о том, что причиной может стать плохое экранирование кабеля к вашему инструменту. Хороший экран может также служить в роли заземления.

В звуковых кабелях экран бывает трех типов: из фольги, проволочной сетки или проволочной спирали. При изготовлении экрана, производители кабелей стараются, чтобы он полностью закрывал собой сигнальные провода кабеля. Проще всего этого добиться, делая экран из металлической (чаще алюминиевой или медной) фольги. Этой фольгой обматывают сигнальные провода кабеля и под нее прокладывают оголенный провод для контакта с ней. Такой экран обеспечивает 100% покрытие сигнальных проводов. Однако экран из фольги имеет недостатки, главный из которых – механическая ненадежность, поэтому его применяют в кабелях, предназначенных для стационарного использования.

Экранная сетчатая оплетка является самой механически надежной и гибкой формой экрана. Это самый распространенный тип экрана. На сцене микрофонные и инструментальные кабели постоянно гнутся, тянутся, на них часто наступают, оплетка – лучшее, что можно придумать для этих условий. Но при этом она сложна в изготовлении, да и добиться 100% покрытия ею сигнальных проводов сложно. Обычно экранная сетчатая оплетка покрывает от 60 до 85% площади сигнальных проводов. Некоторые фирмы делают очень плотные сетчатые оплетки, покрывающих в кабеле до 96% площади проводов.

Экранирующая спиральная проволочная оплетка имеет одно большое достоинство – она обеспечивает кабелю такую гибкость, которую невозможно достичь при экране из фольги или при сетчатой оплетке (гибкость кабелей имеет повышенное значение в концертных условиях). Правда, на этом все ее достоинства заканчиваются. Спиральная проволочная оплетка покрывает не более 80% площади сигнальных проводов и при оказании на нее физических воздействий быстро приходит в негодность (хотя и не так быстро, как экран из фольги). При этом резко уменьшается покрываемая ею площадь. Кроме того, это менее устойчивый к радиочастотным (RF) помехам экран, потому что он представляет собой на самом деле катушку, которая имеет индуктивность.

Некоторые фирмы производят кабели с двойной экранировкой. Чаще всего это комбинация фольги с жиденькой сетчатой оплеткой, которая служит для ее упрочнения. Также делают двойную спиральную оплетку, которая надежнее, чем одинарная, и покрывает несколько большую площадь проводов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: