Начало музыкального путешествия для взрослых
Многие взрослые мечтают научиться играть на гитаре, но часто колеблются, считая, что для этого уже поздно. Однако уроки гитары для взрослых открывают мир музыки без ограничений возраста. Взрослым легче сосредоточиться и они более мотивированы, что является ключевым фактором в обучении музыке. Независимо от уровня подготовки, будь то начинающий или человек с музыкальным опытом, уроки гитары предлагают возможность развития личных творческих способностей, а также становятся источником удовольствия и расслабления.
Важность уроков гитары для взрослых не только в освоении навыков игры, но и в их способности улучшать качество жизни. Игра на гитаре помогает снять стресс, улучшает память и концентрацию, а также способствует социальному взаимодействию. Взрослые ученики, как правило, более сознательно подходят к обучению, что ускоряет процесс освоения инструмента. Кроме того, это занятие открывает пространство для творчества и самовыражения, давая возможность создавать собственную музыку или переосмысливать любимые композиции.
Этапы обучения игре на гитаре для взрослых
Процесс обучения игре на гитаре для взрослых включает несколько ключевых этапов:
- Освоение основ: изучение аккордов, шкал и базовых приемов игры на гитаре.
- Техника игры: работа над правильной постановкой рук и пальцев, развитие гибкости и силы.
- Репертуар: постепенное изучение песен, начиная от простых до более сложных композиций.
- Теория музыки: основы музыкальной грамотности, которые помогут лучше понимать музыку и ее структуру.
- Индивидуальный подход: подбор программы обучения в соответствии с уровнем подготовки, музыкальными предпочтениями и целями ученика.
Уроки гитары для взрослых отличаются индивидуальным подходом. Каждый ученик имеет свой темп обучения, свои музыкальные предпочтения и цели. Инструкторы учитывают эти аспекты, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным и приятным. Наличие четкой структуры занятий помогает систематизировать процесс обучения и постепенно продвигаться к более сложным элементам игры на гитаре.
Преимуществом уроков гитары для взрослых является возможность гибкого графика обучения. Взрослые люди часто заняты работой, семейными обязанностями и другими делами, поэтому уроки можно адаптировать под индивидуальный график. Это делает обучение доступным и удобным, позволяя сочетать его с другими аспектами жизни.
Гитара — дверь в мир музыки для взрослых
Обучение игре на гитаре во взрослом возрасте открывает новые горизонты и предоставляет уникальную возможность обогатить свою жизнь музыкой. Это не только способ развить новый навык, но и возможность для личностного роста, улучшения эмоционального благополучия и нахождения новых друзей среди единомышленников. Гитара может стать верным спутником в путешествии по миру музыки, открывая бесконечные возможности для творчества и самовыражения.
New wave — ламповый конструктор
C точки зрения приверженцев ламп интересен проект Klonz, запущенный двумя изобретателями из Италии Фабрицио Бренчио и Андреа Феорини в 2015-м. «Моделирующий ламповый усилитель» — разработанный изобретателями, представляет собой своеобразный конструктор, который даёт возможность использовать любые лампы, широко применяемые в гитарном оборудовании, и несколько схем предусиления.
При этом, для формирования нужной схемы не требуется специальных знаний в схемотехнике и навыков пайки. Подробный мануал объясняет, как моделировать тот или иной звук, все модули устройства подключаются при помощи стандартных разъёмов. По задумкам авторов проекта, Klonz должен имитировать звучание любого лампового усилителя в мире.
Аналоговая эмуляция
Структурная схема любого дисторшна включает следующие элементы: первичный усилитель, ограничительный каскад и цепь вторичной обработки сигнала. Первичный усилитель усиливает входной сигнал до 2-5 В. Коэффициент усиления (Gain) обычно регулируется. В зависимости от модели дисторшна, первичный усилитель может включать в себя обрезные фильтры высоких и низких частот, иметь наклон частотной характеристики в сторону басов со спадом высоких, или иметь подъем в районе 500 Гц. Возможно также применение компрессора совместно с первичным усилителем, для плотного дисторшна. Иногда используют несколько последовательно включенных первичных усилителей.
Далее преобразованный сигнал попадает на ограничительный каскад, который собственно и создает эффект дисторшна. Каскад этот состоит обычно из диодной пары, хотя здесь могут быть варианты.
После ограничительного каскада уже искаженный звук поступает в цепь вторичной обработки сигнала. Вторичная обработка — это, главным образом, частотная обработка искаженного сигнала, которую выполняют различные фильтры. Одним из наиболее известных аналоговых эмуляторов перегруза считается устройство SansAmp.
Доминирующие концепции передачи частот
Приверженцы лампового звука при настройке темброблока и создании необходимого им звучания опираются на АЧХ усилителя. Схемотехника темброблоков Fender и Marshall, сложившаяся исторически, определила 2 наиболее распространённые концепции передачи частот в ламповых гитарных усилителях. Они позволяют получить то или иное предсказуемое звучание электрогитары необходимое музыканту. Ниже приведены кривые АЧХ типичные для усилителей этих компаний при визуально одинаковом положении регуляторов темброблока, любезно опубликованные Владимиром Мартыненко, в его материале о ламповой и транзисторной схемотехнике гитарных усилителей на guitar.ru.
ТОП-3 бюджетных гитарных процессоров
3 место – BEHRINGER ULTRA-DI PRO DI4000
Прибор предназначен для установки в студии и на концертных площадках класса премиум. Кроме гитары можно подключать любой музыкальный инструмент для получения чистого и мощного звучания. Директ-бокс с четырьмя каналами относится к профессиональному оборудованию. Каждый из каналов имеет пару входов (XLR и TRS на ¼ дюйма), пару выходов (на ¼ дюйма линейный и XLR симметричный). На выходах установлены мощные трансформаторы OT-1, отвечающие за полноценную гальваническую изоляцию. Девайс подключается напрямую к усилителю мощностью 3 кВт. Гармонические искажения колеблются в диапазоне 0 – 0,005%, соотношение шумов в размере 95 дБ. В диапазоне 10-50 кГц амплитуда и частота звукового сигнала идеально ровная. Для исключения помех лучше выбрать короткий провод при подключении ко входу процессора. Размеры устройства: длина 48,3 см, ширина 44,5, высота 21,5 см. Весит бокс 2,1 кг.
BEHRINGER ULTRA-DI PRO DI400
Достоинства:
- качественный;
- профессиональный;
- недорогой;
- преобразует неровный сигнал в симметричный.
Недостатки:
- подходит для усиления и частоты звука,
- не содержит эффекты.
2 место – JOYO GEM BOX II
Переносной процессор эффектов JOYO представляет собой прибор, содержащий 66 типов эффектов + 8 модулей, 23 типа перегруза с легендарными усилителями (их 7) и 80 программ, из них 40 – пользовательских, 40 – от производителя. К модулям относятся Equaliser, шумоподавление Noise Gate, задержка и реверберация, FX Module, симулятор усиления, искажение Distortion, модуляция. Добавим 10 ритмов метронома и 40 ритмов ударных инструментов. – на выходе получаем полупрофессиональный датчик. Внутри встроен тюнер, посредством которого настраивается инструмент; имеется педаль экспрессии. Прибор работает от 4-х пальчиковых батареек или сетевого адаптера напряжением 9В. Длина составляет 23,5 см, ширина 14,5 см, высота 5,5 см. Вес небольшой — 727 гр. Комплект включает сам процессор с педалью, инструкцию, сетевой адаптер. В пластиковом корпусе умещается яркий LCD экран и выход для установки наушников, ячейка памяти размером 180 секунд.
JOYO GEM BOX II
Достоинства:
- лёгкий;
- функциональный;
- качество сборки;
- резиновая педаль;
- стальные переключатели;
- яркий экран.
Недостатки:
- пластиковый корпус и остальные элементы;
- батарейки и адаптер продаются отдельно.
1 место – KORG AX-5 B
Портативный прибор для бас-гитары с бюджетной стоимостью подойдёт начинающему гитаристу и профессионалу. Внутри встроено 58 типов эффектов с вариациями, 16 видов эмуляции усилителей басов. Одновременно допускается использовать до 6 действий с вариациями, плюс педали громкости и шумоподавление. Параметры каждого эффекта редактируются по четырём категориям (усиление-драйв, пре-эффект, задержка-реверберация, модуляция). В изделии используется собственная технология «REMS». С ней звуковые ноты моделируются более детально. Педаль экспрессии встроена, управляет громкостью и другими параметрами с помощью функции Quick Assign. Устройство подходит для сцены. Весь потенциал содержится в 40 заводских пресетах, их можно использовать сиюминутно. В дополнение собственные комбинации сохраняются в 40 пользовательских программах. При переключении программ с задержкой звука, звучание не прерывается.
Лицевая панель состоит из дисплея значений с идентификацией номера программы; кнопки включения / выключения эффектов; колеса регулировки громкости; педалей выбора программ и управления эффектами. Включение педали экспрессии сопровождается световым индикатором. На тыльной панели расположено три разъёма: INPUT (подключение инструмента), OUTPUT для подключения наушников или усилителя, DC9V, где подключается сетевой адаптер. Питание прибора осуществляется посредством 4-х батареек типа АА либо блока питания на 9В. Габаритные размеры составляют: длина 25,1 см, ширина 14,2 см, высота 4,3 см. Весит устройство всего 340 гр. Производитель представляет две гаммы товара: в красно-золотом и бордово-сером цветах.
KORG AX-5 B
Достоинства:
- лёгкий;
- обширный потенциал;
- удобный в использовании;
- средняя цена;
- наличие автохроматического тюнера для настройки опорного тона.
Недостатки:
подходит только для бас-гитары.
Сравнительная таблица бюджетных гитарных процессоров
Место | Модель | Страна | Эффектов | Программ | Память | Дополнительные возможности | Стоимость, руб |
---|---|---|---|---|---|---|---|
3 | BEHRINGER ULTRA-DI PRO DI4000 | Китай | 4 канала, создание симметричного ровного звучания | 6990 | |||
2 | JOYO GEM BOX II | Китай | 66 | 80+80 | 152 сек | 8 модулей, 7 усилителей, 23 перегруза, тюнер | 8290 |
1 | KORG AX-5 B | Япония | 58 | 40+40 | технология REMS, 4 категории эффектов, использование 6 эффектов одновременно | 6990 |
Boss Процессор ME-80
Фото: https://market.yandex.ru
Boss ME-80 помещен в компактный и очень сильный корпус, который дополняет мобильность — он питается от 8 батареек типа АА. Но при необходимости вы можете подключить процессор к сети с помощью PSA-адаптера. Эти характеристики дополняет набор из восьми категорий первоклассных эффектов, который делает этот процессор отличным вариантом для живого выступления. С МЕ-80 вы получите все лучшее, что было создано BOSS, начиная от классических педалей, разных видов перегруза, эффектов WOW, модуляции, пространственных эффектов, и заканчивая последними разработками, основанными на технологии MDP. В число последних входят эффекты, которые еще не были представлены раньше — это Tera Echo и Overtone.
Boss Процессор ME-80
Boss Процессор GT-1000
Фото: https://market.yandex.ru
BOSS GT-1000 — это цифровой гитарный процессор. Является одним из самых технически продвинутых процессоров, обладает АЦП/ЦАП 32 бит/96 кГц и впервые использованной технологией AIRD. Процессор BOSS GT-1000 с точностью воспроизводит живой и мощный звук ламповых усилителей за счет уже упомянутых технологий. BOSS GT-1000 предлагает множество встроенных усилителей и кабинетов, которые смогут воспроизвести любые классические и современные гитарные тембры. Присутствуют 116 типов различных эффектов, включая эффекты с технологией MDP и алгоритмы из процессоров BOSS DD-500, RV-500 и MD-500, которые также являются новейшей разработкой компании.
Boss Процессор GT-1000
Фузз(Fuzz)
Фузз — эффект или устройство, искажающее сигнал до полной потери огибающей сигнала.
Фузз часто реализуется с помощью подачи сигнала слишком высокого уровня на вход транзисторного устройства, которое жёстко ограничивает и потому сильно искажает сигнал. В отличие от других искажающих эффектов, фузз повышает и клиппирует сигнал достаточно сильно, таким образом входящий синусоидальный сигнал на выходе будет иметь почти прямоугольную форму, это соответствует классическому тембру фузза. Он создаёт значительно большие искажения и придаёт синтетическое звучание инструменту, в отличие от стандартных дисторшнов или овердрайвов. Звуки фузза как правило, имеют более низкие средние частоты, в отличие от других видов искажателей.
В простейшем варианте схема состоит из двухтранзисторного усилителя с положительной обратной связью — эта схема называется триггер Шмитта. Триггер Шмитта и есть основа фуза. Особенностью схемы является преобразование входного сигнала в прямоугольный выходной. Из всех нелинейных гитарных эффектов, фузз звучит наиболее резко и выразительно. Основной неприятной особенностью является его одноголосность — невозможно играть аккордами и даже двузвучиями. Для многоголосных приставок используют отдельный звукосниматель и канал обработки сигнала на каждую струну. Шестиканальная схема получается очень дорогой, громоздкой и сложной в настройке.
Фузз очень чувствителен к параметрам входного сигнала: помехи и наводки проявляются в виде треска с таким же уровнем, как и полезный сигнал, а искажения формы приводят к потере основного тона на выходе. Положительной стороной эффекта является отсутствие шума в паузе и нечувствительность к помехам низкого уровня.
Овердрайв(Overdrive)
Овердрайв — звуковой эффект или устройство, достигаемый искажением сигнала путём его «мягкого» ограничения по амплитуде.
По сути, овердрайв — это тот же дисторшн, только с более мягким характером ограничения. На картинке более наглядно:
Здесь синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.
Овердрайв достигается путём перегрузки ламп в усилителе. При усилении сигнала может использоваться несколько каскадов ламп, это создаёт более «толстое» и более сложное искажение звука.
Поскольку и лампы в пределах определенной области напряжения ведут себя линейно, схемы овердрайвов настроены так, что средние пики сигнала едва доходят до области клиппирования, в результате чего происходит мягкое клиппирование и менее жесткие искажения.
Овердрайв, обычно, имеет четкую щелчкообразную атаку, богатую высшими гармониками, что приводит к «клацающему» и «скребущему» звучанию (crunch). Атаку можно смягчить, срезав высокие частот. Период спада овердрайва также богат высокими гармониками, которые быстро исчезают. Это создаёт своеобразный эффект «подвизгивания». Сустейн ровный, слабо искаженный, высоких гармоник немного. По мере затухания степень искажений плавно убывает (вследствие мягкого порога искажений). Таким образом «хвост» сигнала оказывается практически неискаженным.
Динамические различия
Эксплуатация гитарного усилителя предполагает работу с предельными или близкими к ним уровнями громкости. Так вот, для многих транзисторных усилителей на таких уровнях громкости, и сейчас характерен внезапный короткий переход к амплитудному ограничению и почти мгновенному затуханию, что при широком частотном диапазоне (не всегда хорошо для инструментального оборудования) порождает т.н. «стреляющий» или «плюющийся» звук c началом атаки на каждом следующем звуке.
Длительное пребывание в зоне амплитудного ограничения давали очень грязный, не «музыкально» искаженный перегруз. Эти особенности не позволяют получить правильное, с точки зрения многих музыкантов, звукоизвлечение. Резкое амплитудное ограничение стало востребованным только в некоторых тяжелых стилях 80-х – 90-х годов прошлого столетия и достаточно избирательно. Так дисторшн с обрезающим, «плюющимся» амплитудным ограничением успешно использовали такие группы как S.O.D., Celtic Frost, Megadeath, Pearl Jam, Nirvana. При этом необходимо учесть, что звук в подобных случаях подвергался продуманной эквализации, дабы сохранить «жирный» и «плотный» широкий частотный диапазон.
Полупроводниковая конкуренция
Попытка производителей заинтересовать музыкантов более технологичными и дешевыми транзисторными системами в 70-е удалась лишь отчасти. Рок-музыка в этот период стала одним из самых популярных в мире жанров, что резко увеличило количество музыкантов, а соответственно, спровоцировало потребность в массовой, недорогой и технологичной технике. Транзисторные устройства стали всё более популярными среди начинающих гитаристов, но как только вырастал исполнительский уровень и притязания к звуку – музыканты переходили на «лампу». Можно сказать, что практически такое же положение сохраняется и по сей день.
Дополнительные выходы
Гитарный процессор также имеет дополнительные аналоговые выходы.
Дополнительные выходы гитарного процессора
Два старших выхода встроенного ЦАП аналогового процессора ADAU1701, а именно VOUT2 и VOUT3 использованы как дополнительный стерео аудио-выход, выведенный на разъём Х4. При этом сигнал с выхода ЦАП VOUT2 также заходит на усилитель мощности звуковой частоты, собранный на микросхеме DA10 LM386M-1. Этот дополнительный узел предусмотрен для моих будущих экспериментов в области цифровой обработки сигналов для задач детектирования металлов и оставлен на ближайшую перспективу.К реализации функций гитарного процессора этот дополнительный усилитель мощности не имеет ни малейшего отношения и может не запаиваться в печатную плату.
Формирователь средней аналоговой точки
Служит для того, чтобы масштабировать входной двуполярный аналоговый сигнал, поступающий с гитары в базис однополярных сигналов, с которыми работает микросхема DSP ADAU1701.
Формирователь аналогового «виртуального нуля»
Выполнен формирователь на ОУ AD8606 DA2B по классической схеме и в особых пояснениях не нуждается. Сигнал AHALF, формируемый выходом этого каскада, собственно и составляет «виртуальный ноль» (или аналоговую среднюю точку), относительно которого процессор будет измерять и оцифровывать все входные сигналы своим встроенным АЦП.
Управление гитарным процессором.
Состоит из четырёх обычных кнопок: SB2, SB3, SB4, SB5 , четырёх «крутилок-вертелок», а точнее из 4х переменных резисторов: R39, R41, R42, R43, а также энкодера ENC1. Также присутствует светодиод функциональной индикации HL1.
Источник питания и стабилизатор гитарного процессора
Ничего не представляют из себя сверхестественного. Гитарный процессор запитывается от классического источника постоянного напряжения 9Вольт либо от аккумуляторов. Питающее напряжение подаётся на контакты соответствующего разъёма Х11 и Х12. Далее происходит дополнительная стабилизация необходимых питающих напряжений элементами узла стабилизатора, рисунок которого можно видеть ниже.
Стабилизатор питающих напряжения гитарного процессора.
Схема имеет защитный диод Шотки, предохраняющий её от переполюсовки.
Узел выбора частоты PLL
Схема имеет джампер SW1 для задания комбинации сигналов PLL_MODE0 и PLL_MODE1, которыми задаётся один из четырёх множителей частот дискретизации для АЦП ADAU1701. По сути одну из четырёх возможных частот семплирования. Этим же свичём (одним из его переключателей) задаётся режим начальной загрузки процессора ADAU1701.
Полная схема гитарного процессора на ADAU1701 находится здесь.
Если у бабушки есть «болт», то она не бабушка…
В связи с высокой технологичностью полупроводниковых схем и отсутствием у них ряда недостатков присущих ламповой схемотехнике, инженеров захватила идея создания транзисторного гитарного усилителя, обладающего достоинствами лампового. В большинстве своём эти попытки не привели к успеху. Как и в случае с аудиотехникой для дома, чудовищная репутация сложилась на ранних этапах разработки транзисторных гитарных усилителей ещё в 70-е.
Практически все музыканты, которым довелось слышать полупроводниковые комбо и «головы», особенно раннего периода, отмечают крайне «жесткое», «суховатое», словом, неприятное звучание, отсутствие привычных для ламповых аппаратов возможностей настройки. Всё это было связано с ограниченным динамическим диапазоном и появлением нежелательных (не музыкальных, не благозвучных) гармонических искажений в гитарном звуке.
Золотой век
Уже с начала 60-х появляются первые серийные транзисторные усилители и эффекты, но, ввиду широкой распространённости ламповой техники, они не пользуются популярностью. Даже не смотря на эпизодическое использование транзисторных эффектов звёздами того времени, (Marty Robbins в «Don’t Worry» и Keith Richards в (I Can’t Get No) Satisfaction), авторитет исполнителей использующих fuzz от Gibson, не вызывает ажиотажа среди музыкантов.
Необходимо отметить, что пионеры рок-н-ролла в 50-е – 60-е вероятнее всего не задумывались о нюансах схемотехники, наличии четных гармоник, недостатках или преимуществах лампового звука (иного фактически не было). Они просто играли музыку на той аппаратуре, которая существовала в их эпоху
При этом, учитывая молодость электрогитары как музыкального инструмента, формировалась школа: музыканты разрабатывали приёмы звукоизвлечения и технику игры, принимая во внимание существующий на тот момент тип усиления и эффекты, которые можно было извлечь из него.
Boss Процессор GT-100
Фото: https://market.yandex.ru
Новый флагман процессоров — Boss GT-100, с моделированием усилителей нового поколения. Управление стало гораздо проще с добавлением двойного ЖК дисплея, а функция EZ TONE усовершенствована новыми функциями AMP CUSTOMIZE и OD / DS CUSTOMIZE. Boss GT-100 — это мощный процессор, с широким диапазоном тонов от классических винтажных до модерновых хайгейновых амплифаеров, с прочным корпусом, обеспечивающим надежность в дорожных условиях. Продвинутая функция COSM моделирует винтажные тона и обеспечивает отстройку совершенно уникальных звуков, которые никто никогда не слышал.
Boss Процессор GT-100
Boss Процессор GT-1
Фото: https://market.yandex.ru
Предельно компактный и простой в использовании, процессор эффектов GT-1 способен обеспечить звук профессионального уровня в любой ситуации. Обладая мощными генераторами звука серии BOSS GT, он предлагает исключительно разнообразную подборку усилителей мирового класса и эффектов, работать с которыми можно в любом музыкальном стиле. Продуманный интерфейс гарантирует возможность оперативного создания тембров на интуитивном уровне, а программируемые переключатели и педаль экспрессии реализуют динамичное управление параметрами эффектов в режиме реального времени.
Boss Процессор GT-1
Цифровая эмуляция «тёплой» лампы
Цифровые эмуляторы современных гитарных процессоров полностью или почти полностью могут эмулировать ламповый звук. Этот факт неоспорим, ввиду современного уровня развития цифровых систем и, пожалуй, не требует развернутого доказательства. При этом ламповые системы сохраняют ряд достоинств, которые влияют на выбор в их пользу.
К таким достоинствам музыканты относят:
- предсказуемый результат (нет необходимости длительного подбора компонентов тракта, всё просто: гитара+голова+кабинет, гитара+комбо);
- привычный алгоритм настройки;
- простота создания нужного звука (усилитель просто звучит так, как он должен звучать и не требует длительной настройки параметров для получения «правильного» звука»);
- цифровые системы могут отличаться по звучанию, в ряде нюансов звукоизвлечения, звук похож, но «не тот», доводы следующего плана: «вот когда я флажолет делаю такой был отзвук, а тут его нет и всё, уже по-другому звучит».
Практически все приведенные выше достоинства, отчасти объективны, и по крайней мере имеют право на существование, а для многих становятся фактором, определяющим выбор.
BEHRINGER процессор FX2000
Фото: https://market.yandex.ru
BEHRINGER FX2000 — высококачественный 3D-мультиэффектпроцессор с многосекционным процессингом. 71 новых алгоритмов эффектов, созданных с использованием технологии RSM (Real Sound Modeling), и трехмерные алгоритмы стереоэффектов. Алгоритмы виртуального Room-ревербератора с волновой адаптацией и естественным звучанием эффектов реверберации и дилея. Потрясающее звучание модуляционных эффектов, динамической обработки, психоакустических эффектов и эквалайзеров. Аутентичное звучание секции моделирования усилителей, эффекта дисторшн и специальных эффектов.
BEHRINGER процессор FX2000
Особенности:
- процессор
- металл
- 100 пресетных и 100 пользовательских программ
- широкие возможности использования MIDI-соединений
Вступление
Вот мы и подошли к самому «вкусному» классу эффектов — это эффекты искажения. Появление и развитие эффектов искажения породило множество самостоятельных жанров, собственно, классический рок и все что после, появилось именно благодаря ним.
В сегодняшней статье речь пойдёт о таких эффектах как Distortion, Overdrive, Fuzz и ещё о некоторых любопытных устройствах.
Для начала стоит определиться с терминологией, так как в области искажающих эффектов с терминами наблюдается некоторая путаница. Слово distortion в переводе с английского собственно и означает «искажение», и по большому счету все искажающие эффекты можно называть дисторшнами. Однако в музыкальной среде (особенно в среде гитаристов) принято разделять эффекты по характеру искажений, и слово distortion будет означать уже не весь класс эффектов, а лишь одного из представителей этого класса.