Строение гитары. детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Дешевые гитары в миксе не слышны!!!

Меняйте звукорежиссера, сразу станут слышны. Серьёзно. Любой, еще раз, любой инструмент можно сделать «звучащим», грамотно его обработав. И спектр поправить, и компрессию добавить, и прочего. Но при условии, что звук этот извлекается хорошо. Иными словами, если смена звукорежа не помогла – меняйте гитариста. Недожатые струны и вялая атака будет слушаться отвратно независимо от стоимости гитары и «музыкальности» её дерева.

Справедливости ради нужно отметить, что корреляцию между стоимостью гитары и качеством игры таки можно найти: на хорошо сделанной гитаре играть может быть легче, потому что отстроена она хорошо, струны низко, дребезга нет, фона тоже нет, и т.д. Да и стоимость гитары вместе с логотипом на грифе приятно греют душу гитариста и ускоряют пальцы, тут сомнений нет.

Русская гитара

Она отличается от общепринятой шестиструнной. Издавна (с 18-го века) принято, что самые душещипательные цыганские романсы исполняются на семиструнке. Песни многих популярных бардов советских времен (Визбора, Окуджавы) тоже в большой степени обязаны этому инструменту своим неповторимым очарованием. Сегодня вновь наблюдается рост интереса к русской культуре, поэтому следует немного остановиться на том, как настроить акустическую гитару, выполненную в традиционном отечественном стиле.

Самая тонкая струна ее звучит в ноте «ля», которую нужно услышать в камертонном исполнении. Вторая в прижатом на третьем ладу состоянии должна иметь тот же тембр, что открытая первая. Третью нужно настраивать в четвертом ладу, добиваясь полного сходства со свободной второй. Четвертая на пятой точке грифа соответствует открытой пятой. Пятая на третьем ладу звучит как свободная четвертая. Такое же соответствие наблюдается для шестой и седьмой струн (третий лад). Зная, как настроить 6-струнную гитару, можно прийти к выводу, что русский инструмент сложнее. Но это не так, все дело в привычке.

«Дек Трекер» — что это?

Еще одно значение терминов «дек» или «дека» получило распространение с помощью любителей компьютерных игр. В Hearthstone дека является сленговым обозначением карт или колоды. Именно из этого игрового мира пошел термин «Дек Трекер». Так называют программу, способную отслеживать вышедшие из игры и оставшиеся в колоде карты.

Законность использования таких программ до сих пор остается под вопросом. С одной стороны, разработчики Hearthstone утверждают, что это стороннее приложение использовать можно (ведь оно не действует на игру, а лишь делает то, что игрок может самостоятельно фиксировать при помощи ручки и бумаги). Однако последние новости говорят об изменении отношения владельцев игры к «Дек Трекерам». Сейчас их использование может привести к блокировке игрового аккаунта.

Многие люди в разные моменты своей жизни интересовались гитарой, учились на ней играть, осваивали инструмент. Несмотря на популярность и кажущуюся простоту конструкции, освоить инструмент удается не всем. Прежде чем взять гитару в руки и сыграть первый аккорд, необходимо узнать о ней многое, даже если это версия «флайт» для любителей или начинающих музыкантов. Начать можно с понятия, что такое дека гитары и зачем она нужна инструменту. Эти вопросы актуальны для желающих стать настоящими мастерами.

Настройка 6 струнной гитары по нотам

Сегодня, ввиду наличия у каждого в кармане смартфона или двух, такой вариант настройки гитары можно считать устаревшим, но не стоит списывать его со счетов. Так или иначе знать его должен каждый, кто планирует и дальше играть на гитаре. Мало ли, вдруг батарейка сядет на смартфоне)

Способ основан на том, что каждая следующая струна настраивается по предыдущей на слух, по резонансу. Как мы уже знаем, открытая первая струна дает ноту Ми. Если зажать вторую струну на пятом ладу, то мы так же получим ту же самую ноту Ми и между ними возникнет резонанс, т.е. они начнут усиливать звучание друг друга.

Значит, для того чтобы настроить вторую струну нужно, чтобы она на пятом ладу звучала так же, как открытая первая струна. Поэтому зажимаем вторую струну на пятом ладу, дергаем первую струну, а затем вторую и пытаемся определить выше или ниже звучит вторая струна.

При этом, чтобы было проще определить недотянута или перетянута вторая струна можно от пятого лада двигаться на другие лады и искать на каком ладу возникнет резонанс. Если он возникает на более высоких ладах (6,7,8….) значит вторую струну следует еще больше подтянуть. Если же резонанс возникает если зажать вторую струну на более низких ладах (1-4), то вторая струна перетянута.

Какие струны лучше для акустической гитары

Форма деки акустической гитары является немаловажным фактором. Первое основное отличие заключается в разнице между эстрадными (акустическими) и фламенко-гитарами (классическими), которые фактически являются практически разными инструментами.

И так, какие струны лучше для акустической гитары? Для первого типа(для акустических гитар), который чаще всего используется для игры в таких жанрах, как рок, фолк, кантри и блюз, используются металлические струны, а второй тип(классические гитары) обычно оснащается струнами из нейлона.

Тем не менее, установка нейлоновых струн, например, на эстрадную акустическую гитару вполне допустима. Нейлон делает ее звук ровным и «винтажным».

Если вы спросите меня какие струны лучше для акустической гитары для начинающих, то я бы порекомендовал новичку начать с нейлоновых струн(ставить нейлоновые струны на акустическую гитару вполне допустимо) или же использовать металлические тонкие струны, они не такие жёсткие, на таких струнах начинающему гитаристу будет проще «набить руку» и первые мозоли, тем самым подготовив себя к игре на более толстых струнах.

FAQ

Можно ли самостоятельно научиться играть на гитаре

Можно, но с хорошим преподавателем вы научитесь играть на гитаре гораздо быстрее, чем без него. Преподаватель поможет вам избежать типичных ошибок, которые допускают все новички, тем самым ускорив ваше обучение.

Я предлагаю вам действовать так: азы игры на гитаре освойте самостоятельно, а потом решайте нужно ли вам нечто большее, или вы и сами неплохо справляетесь.

Сколько нужно времени, чтобы научиться играть на гитаре

Первым делом нужно определить, что вы вкладываете в понятие «научиться играть». Как я уже говорил в статье — у всех разные цели.

Если вы просто планируете петь любимые песни под гитару в компании друзей — этому вполне можно научиться за пару месяцев, а первые результаты при ежедневных занятиях по 2-3 часа вы увидите уже через 2 недели.

Если же вы хотите поливать безумные скоростные соло свипом — пройдут годы, прежде чем вы сможете извлечь из гитары вменяемый свип.

Можно ли взрослому научиться играть на гитаре

Можно, если нет никаких противопоказаний. Более того, есть примеры поздних стартов в игре на гитаре, когда человек впервые взял в руки инструмент в 60 лет и при этом стал довольно успешным гитаристом.

Единственная очевидная трудность в обучении игре на гитаре во взрослом возрасте — нехватка времени. Если вы сможете ежедневно уделять гитаре хотя бы 2 часа — не вижу причин не попробовать.

Какие песни играть на гитаре начинающим гитаристам

Начните с чего-то очень простого. На нашем сайте есть специальные подборки для новичков, где собраны лёгкие песни и песни без баррэ. Если вы полистаете эти подборки и найдёте там какую-то песню, которая вам очень сильно нравится — именно с неё и стоит начать.

Кроме того, вы можете посетить наш YouTube-канал, где тоже есть два специальные плейлиста для начинающих гитаристов:

  • лёгкие песни на гитаре;
  • песни на гитаре без баррэ.

Что нужно знать начинающему гитаристу

Начинающему гитаристу нужно знать аппликатуры основных аккордов, которые я приводил в этой статье, несколько видов боя и парочку переборов. С таким набором вполне можно освоить большинство популярных песен.

Как не бросить играть на гитаре

Как я уже говорил, вам нужен хорошо отстроенный инструмент, который вам нравится. Если этот пункт выполнен, но вам всё равно хочется всё бросить — призовите на помощь других гитаристов.

К примеру, если у меня опускаются руки — мне достаточно найти на YouTube видео Стива Вая и посмотреть, как он играет соло в песне «Tender Surrender», чтобы моментально получить заряд энергии для занятий. Его творчество может нравится или не нравится, но уровень владения инструментом не может оставить равнодушным. Найдите то, что вас вдохновляет и окружите себя этим.

Корпус

Если говорить о схожих элементах: деке (корпусе), то у них существенно отличается строение. Корпус электро гораздо меньше, чем у акустики, и чаще всего он цельный, но иногда встречается и полый.

Цельная дека изготавливается из одного или нескольких склеенных между собой кусков дерева. Звучание у такого корпуса резкое и «агрессивное», благодаря чему он популярен у исполнителей рок-музыки. Единственный минус – если корпус состоит из нескольких частей, то звук может испортиться из-за нарушения резонанса в местах соединения древесины.

Цельный корпус электрогитары

Полый корпус немного шире цельного, он отличается более теплым и насыщенным звуком, такие гитары используются для исполнения джаза, блюза и кантри. Минус такого корпуса – маленький сустейн, то есть недолгое звучание, быстрое угасание звука.

Полый корпус электроитары

На обечайке корпуса внизу (если расположить и гитару грифом вверх) располагается гнездо для подключения усилителя и вывода звука на колонки. Иногда, вход расположен на передней панеле гитары (прим. Fender Telecaster, Gibson SG)

Какую древесину используют для производства гитар?

Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.

Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.

Породы деревьев для акустических гитар

Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.

Дерево для верхней деки

Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.

Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.

Дерево для обечайки и задней деки

Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.

Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.

Дерево для грифа, накладки и порожков

Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).

Породы деревьев для электрогитар

Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.

Дерево для корпуса электрогитар

Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:

  • Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах. 
  • Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук. 
  • Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар. 
  • Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей. 
  • Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи. 
  • Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.

Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.

Дерево для грифа

При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким

Устройство электрогитары

Если посмотреть на устройство электрогитары, то видно, что многие составные части схожи c акустической гитарой. Расскажу о различиях. Корпус электрогитары цельный, в нём нет полостей. Гриф может быть вклеенным, прикручен на болтах, либо сквозной. Также внутри грифа электрогитары расположен анкерный стержень, который отвечает за регулирование кривизны грифа.

На электрогитару устанавливают различные звукосниматели. Это могут быть синглы (single) или хамбакеры (hambacker). Также они могут быть активными или пассивными. Их количество может различаться — 1, 2 или 3. Звукосниматель, расположенный около основания грифа называется нэковым, а у струнодержателя бриджевым.

С помощью позиционного переключателя мы можем выбирать звукосниматель, на котором будем играть, либо их комбинацию. Ручки громкости и тембра регулируют звучание гитары. На некоторые гитары ставят ручки громкости и тембра на каждый отдельный звукосниматель.

Бридж — это струнодержатель. Бридж может быть с системой тремоло и без. Без системы тремоло он называется фиксированным (такая система установлена, например, на Gibson Les Paul). Система тремоло ещё называется машинкой. Они бывают односторонними (на гитаре Fender Stratocaster) или двусторонними (на гитарах Ibanez).
В этой статье мы кратко рассмотрели устройство акустической гитары и электрогитары. В следующих постах я более подробно расскажу о звукоснимателях и системах тремоло.

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1) 2-я струна — нота «си» малой октавы (h) 3-я струна — нота «соль» малой октавы (g) 4-я струна — нота «ре» малой октавы (d) 5-я струна — нота «ля» большой октавы (A) 6-я струна — нота «ми» большой октавы (E)

Начинка

Теперь пора поговорить про детали, имеющиеся только у электрогитары. Их мы назовем начинкой.

Бридж – это деталь на корпусе, к которой прикрепляются струны, т.е. простыми словами нижний порожек. Он бывает с тремоло и без. Бридж с тремоло дополняется рычажком (рычаг вибрато), который приводит его в движение. Такая система позволяет менять высоту звука на 1,5-2 тона, что делает звучание более интересным.

Однако у бриджа с тремоло есть несколько недостатков: гитара сложнее настраивается или перестраивается в нестандартный строй, имеет меньший сустейн, а если одна из струн порвалась, то расстраивается весь инструмент. Соответственно система без тремоло не имеет всех этих недостатков, но в то же время на ней невозможно добиться интересного вибрато.

Звукосниматели (обычно их три штуки), как показывает схема, располагаются возле нижнего порожка под струнами и, собственно, снимают звук, т.е. преобразовывают колебания струн в громкое звучание. Делятся на типы: сингл и хамбакер.

Различаются они по характеру передаваемого звука: первый делает его более чистым и прозрачным, а второй – более насыщенным и мощным. Сингл традиционно используется в джазе и кантри, но конструкция его датчиков не позволяет гасить посторонние шумы, из-за чего гитара часто фонит при игре с дисторшен. Соответственно хамбакер больше подходит для исполнения тяжелой музыки.

Переключатель звукоснимателей позволяет выбирать между одним или двумя из трех звукоснимателей, расположенных под струнами. Как правило, каждый из них дает свое уникальное звучание, что объясняют физические свойства и конструкция инструмента. Следовательно, переключаясь между ними можно экспериментировать со звучанием.

Рычаги громкости позволяют изменять громкость, а рычаги тембра характер звучания инструмента.

Это вся основная информация, которую можно подать про устройство электрогитары. Как вы поняли, конструкция электрогитары достаточно проста. Конечно, многие из элементов можно описать куда подробнее, рассказывая про их виды и подвиды, но это усложнит текст и запутает новичка.

https://youtube.com/watch?v=VLsh5DIsotM

Спасибо, что прочитали статью, надеемся, что в ней вы нашли ответы на все свои вопросы. Если что-то еще осталось неясно – пишите в комментарии и да будет вам в помощь схема. И как вы, наверное, уже знаете, у нас появилась группа ВКонтакте, где мы ежедневно выкладываем много полезных материалов про гитары, а также ноты и табы популярных композиций. Так что подписывайтесь, чтобы не упустить новую информацию.

Компрессия гитары

Какие цели преследует компрессия гитары:

  1. Выровнять динамику
  2. Подчеркнуть атаку
  3. Увеличить сустейн (продолжительность звучания)

Динамика

Допустим сильно перегруженная гитара имеет сама по себе уже достаточно ровную динамику, потому что овердрайв и дисторшн работают, как компрессор. Так что, скорее всего вам не придется применять компрессию в данном случае. Но вот клин гитара (clean) потребует такой же компресии, как акустическая гитара.

Вот установки компрессора для акустической гитары (приблизительные):

Ratio: 4:1

Attack: 10-40 мс

Release: 50-100 мс

Атака

Для того, чтобы подчеркнуть или же ослабить атаку гитары подбирайте параметр Attack на слух. Например, чтобы добавить атаки гитаре рекомендую искать значения между 10 и 80 мс.

Ratio: 5:1

Attack: 25 мс

Release: 50-100 мс

Сустейн

Для того чтобы получить больше сустейна, необходимо скомпрессировать входной сигнал, установив быстрое время атаки и длинное время восстановления, например (250 мс). В зависимости от того, какой сустейн вам необходим, вы можете использовать Ratio от 4:1 и выше.

Ratio: 5:1

Attack: 5 мс

Release: 250 мс

  • 11 лучших гитарных vst плагинов
  • как компрессировать бас гитару?
  • 5 виртуальных компрессоров для сведения
  • Сведение вокала: компрессия и эквализация

Но есть еще кое-какие нюансы

Приведенный выше способ действует безупречно тогда, когда автор-исполнитель или просто человек, любящий красивые мелодии, играет сам, или, как шутят некоторые остряки, «без ансамбля». В этом случае вопрос о том, как настроить гитару на слух, имеет несложное решение, не требующее привлечения дополнительных акустико-технических средств. Не нужно согласование тембра с другими инструментами, и играть, и петь можно без опаски нескладного сочетания общего звучания. Иногда некоторое смещение регистра даже выгодно певцу, который знает особенности собственного голоса и опасается «дать петуха» на чересчур высокой ноте, например. А вот если в ансамбле участвуют другие гитары или контрабас со скрипкой, следует знать, как правильно настроить гитару с самой первой струны. По ней пойдет все дальнейшее применение метода «пятого лада».

Другие способы настройки гитары

С развитием технологий появились специальные устройства для упрощения процесса настройки инструментов – тюнеры. Схема работы тюнера такая: музыкант дергает струну, а на экране отображается название ноты и цветом или другими обозначениями показано, настроена струна или нет. Бывают тюнеры-прищепки, которые цепляются на гриф; у электрогитаристов популярны педали-тюнеры, которые подключаются с обычными педалями. Во многие гитары со встроенными звукоснимателями тюнер «вшит» в датчик.

Помимо тюнеров-устройств, есть приложения для смартфонов, которые работают как тюнер. Скачиваете на телефон – и пользуетесь. Точность приложения меньше, чем у тюнера, зато всегда под рукой. На телефон установите еще и метроном – программа, отстукивающая ритм, которая помогает почувствовать ритмический рисунок и не сбиваться при игре.

Чтобы настроить инструмент перед занятием по гитаре, камертон не обязателен, поэтому не расстраивайтесь, если у вас нет камертона. Научитесь настраивать гитару разными способами – и сможете привести инструмент в порядок в любой ситуации!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: