Фонетика термины и их лексическое значение

Словарь фонетических терминов

СЛОВАРЬ ФОНЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Просмотр содержимого документа «Словарь фонетических терминов»

Артикуляция —движение и положение органов речи при образовании звуков.

Гласные —сегментные элементы, при произношении которых струя воздуха свободно, без преград, проходит через полость рта. Голосовые связки напряжены и колеблются, кончик языка опущен книзу и спинка выгнута.

Звук —это минимальная, далее не членимая единица звукового потока речи, представляющая собой часть слога, произнесённая за одну артикуляцию.

Звуки речи — колебания воздушной среды, воздействующие на слуховой аппарат человека. Они отличаются друг от друга высотой, силой, длителностью и тембром.

Интонация — так называются все просодические явления в синтаксических единицах — словосочетаниях и словах. Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых — основные компоненты интонации: мелодика речи (движение голоса по высоте тона); ударение; пауза; темп речи; тембр голоса.

Активные органы речи — это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.

Пассивные органы речи — это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть. — это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Редукция — ослабленное произношение безударных (редуцированных) гласных в зависимости от их позиции.

Речевые такты — это части, на которые делятся фразы с помощью пауз, меньших по длительности, чем паузы между фразами

Сила звука —зависит от амплитуды колебательных движений, вызывающих сгущение и разрежение воздуха. Чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Сила звука оценивается ухом как громкость. Единицей измерения силы звука является децибел.

Слог —один или несколько звуков, произносимых одним выдыхаемым толчком. Слоги делятся на звуки.

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

Ударение — выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью тех или иных фонетических средств. Различаем следующие типы ударения:

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка: звуки речи, их чередования, артикуляционные и акустические свойства звуков, ударение, интонацию, членение звукого потока на слоги и более крупные отрезки речи – синтагмы.

Спектр звукового импульса

Звуковую волну можно разложить на отдельные гармонические колебания. Их совокупность образует спектр.

Спектральный состав тонов представляют на плоскости координат: на оси абсцисс откладывают частоту, а на оси ординат – амплитуду, соответствующую интенсивности гармоники. На основании полученного графика определяют тип спектра.

Спектр звукового импульса раскладывает волну на колебания.

Линейным спектром обладают:

  • чистые тоны;
  • сигналы, имеющие периодическую форму;
  • звуковые эффекты, полученные при сложении периодических волн.

К линейному спектру близки музыкальные сигналы.

Сплошной спектр характерен для шумов и затухающих звуков.

Комбинированный звуковой спектр имеют:

  • технические устройства, в которых вращение двигателя накладывает на сплошной спектр дополнительные частотные компоненты;
  • клавишные инструменты, когда удары молоточков в них приобретают шумовую окраску;
  • человеческая речь с обилием гласных звуков, близких к музыкальным.

Физическая теория акустики

Этот раздел науки изучает особенности звуковых явлений в жидкостях, газах и твердых телах с помощью математических методов.

Обоснуя взаимосвязь звука и среды, он позволяет исследовать объекты окружающего мира с помощью генераторов звуковых сигналов.

Что такое звук

В широком смысле это физическое явление, возникающее при колебании частиц воздуха, твердой или жидкой среды. При этом распространяемые упругие волны воспринимаются органами чувств живых организмов.

В качестве колеблющегося тела могут быть голосовые связки человека, мембрана динамика, струны музыкального инструмента.

В узком смысле звук – это субъективное ощущение от воздействия звуковой волны на ухо. Человек слышит в диапазоне от 16 до 20 кГц. Колебания выше и ниже этих пределов порождают ультра- и инфразвуки. Они находятся вне зоны слышимости.

Мембрана динамика распространяет упругие волны.

Что такое акустика

Это раздел физики, изучающий, как возникают, распространяются, принимаются и обрабатываются звуковые волны. Таким же термином обозначают и систему звуковоспроизводящей аппаратуры, и слышимость в помещении.

Знания физической акустики применяют в технике, искусстве, при изучении земных недр.

Электроакустика связана с устройствами обработки звуковой информации.

Гидроакустика исследует звуковые процессы в водоемах.

В архитектуре рассматриваемая научная дисциплина помогает создавать сооружения с особыми условиями звучания (например, культовые храмы, концертные залы).

Акустика изучает, как возникает и распространяется звук.

Музыкальная акустика – связующее звено между наукой и искусством, позволяющее грамотно использовать музыкальные инструменты и получать при этом положительные эмоции и эстетические ощущения.

Активно развиваются новые направления акустической науки – акустоэлектроника, акустооптика, синтез и автоматическое распознавание речи.

Скорость звука в физической теории

Скорость, с которой упругие волны распространяются в какой-либо среде, впервые теоретически рассчитал Ньютон. Полученный при вычислениях показатель оказался заниженным, т. к. ученый рассматривал процесс в изотермической системе.

Правильное значение удалось получить Лапласу в конце XVIII в.

На скорость звука влияют:

  1. Упругость среды. Эта величина в свою очередь зависит от типа деформации твердого тела (сжатия, кручения, изгиба), поэтому скорости звуков при таких процессах тоже будут различаться.
  2. Плотность вещества. Чем она ниже, тем быстрее в ней перемещаются звуковые колебания, и наоборот.

Волны звука

В воздушной среде звук распространяется со скоростью 340 м/с, в дистиллированной воде при 20ºС – 1481 м/с, в стали при той же температуре – 5000 м/с.

Волны звука распространяются со скоростью 340 м/с.

По расчетам российских и британских физиков (см. данные 2020 г.), максимальная скорость звука может составить 36 км/с.

Твердый стержень

К концу стержня можно приложить силу растяжения или сжатия. Эти силы будут отличаться для разных материалов.

В ответ на воздействие возникнут различные колебательные движения:

  • сжатия;
  • кручения;
  • изгибы.

Колебания сжатия не являются строго продольными, т. к. с ними связано боковое движение стержня.

Сигналы кручения всегда поперечные.

При изгибе сигнал не имеет строгой формы.

Твердый стержень вызывает различные колебательные движения.

Твердые среды

При большом объеме твердой среды возникают упругие колебания.

Описаны 2 их типа:

  • продольные, соответствующие плоской деформации;
  • поперечные, при которых смещение направлено перпендикулярно распространяющейся волне.

В среде газа

Деформация в газах происходит путем сжатия–разрежения. На ее степень влияет температура. При этом теплообмена с частицами окружения не происходит. Поэтому скорость звукового сигнала в газовой среде не зависит от других факторов и одинакова для всех газов.

В среде газа на степень деформации влияет температура.

При 21,1ºС и сухом воздухе звук будет распространяться со скоростью 344,4 м/с. Она увеличится при нагревании.

В жидкой среде

Как и в газах, в жидкостях формируются волны сжатия–разрежения. Но жидкости способны сжиматься меньше, чем газы, а плотность у них больше. Поэтому скорость прохождения по жидкости ближе по значению таковой в твердых телах.

В сравнении с газами она намного меньше и зависит от температуры.

В пресной воде при 15,6ºС скорость звука равна 1460 м/с, в морской – 1504 м/с.

При нагревании и увеличении солености в воде звуковая скорость увеличивается.

В

Волна — пространственное и временное изменение состояния среды, которое можно представить как однонаправленное ее перемещение. Существуют поперечные и продольные волны.

Волновая таблица — обычно, — MIDI-синтезатор, основанный на использовании таблично-волнового синтеза.

Время реверберации — время с момента выключения источника звука до уменьшения плотности акустической энергии или интенсивности звука до уменьшения плотности акустической энергии или интенсивности звука до одной миллионной доли от ее первоначального значения, т.е. до 60 дБ (стандарт DIN 52212).

Высота звука — зависит не только от частоты основного тона, но и от ряда дополнительных факторов, таких, как громкость, длительность и спектральный состав звучания. Высота звука сложного сигнала определяется самой низкой (основной) частотой, или присутствующей в самом сигнале, или обусловленной формой его огибающей кривой.

О

Обертон — см. гармоника.

Октава — единица частотного интервала — определяется отношением 2:1. Октава равна интервалу между двумя частотами f1 и f2, логарифм отношения которых равен единице (log(f2/f1)=1), что соответствует различию частот f1 и f2 в два раза.

Октавная полоса — диапазон частот, при котором наивысшая частота вдвое больше самой низкой частоты.

Осциллятор — генератор чистых тонов (синусоидальных сигналов).

Отсчет  — численное значение амплитуды сигнала в определенный момент времени.

Оцифровка сигнала — фиксация амплитуды аналогового сигнала через определенные промежутки времени и регистрация полученных значений амплитуды в виде округленных цифровых значений; этот процесс в целом включает в себя два процесса — процесс дискретизации (осуществление выборки) и процесс квантования амплитуды сигнала по уровню (округление амплитуды до ближайшего целого числа).

Ошибка округления  — погрешность, возникающая при квантовании в результате округления амплитуды сигнала до ближайшего уровня квантования. Причина возникновения шума квантования.

C

Channel — см. .

Chorus — от англ. «хор», эффект звучания, названный так потому, что в результате его применения звучание исходного сигнала превращается в звучание подобное хору, то есть «размножается». В общем случае эффект достигается путем наложения на сигнал нескольких его копий, сдвинутых во времени.

Codec — COder/DECoder — кодер/декодер. Программный или аппаратный блок, предназначенный для кодирования/декодирования данных.

Сontinuous spectrum — см. непрерывный спектр.

Сontinuous noise — см. непрерывный шум.

Compressor — см. компрессор.

Covox — небольшое устройство, подключаемое к параллельному порту компьютера и предназначенное для воспроизведения звука через усилитель или наушники.

Cycle — см. цикл.

П

Панорамирование — управление уровнем сигнала в каналах, приводящее к изменению положения мнимого источника звука на стереопанораме.

Передискретизация — оцифровка сигнала с частотой дискретизации, превышающей исходную. Способ ослабления шума квантования.

Период — время, за которое совершается одно полное колебание.

Полифония — максимально возможное количество воспроизводимых одновременно простейших звуков (максимальное количество одновременно запущенных генераторов синтезатора).

Помехи — шумы (см. шум), мешающие полноценному восприятию звукозаписи. Частичные параметры: шумы акустические и электрические, помехи в цифровом тракте: щелчки, выпадение информации.

Порог слышимости — минимальная интенсивность звука, с которой слуховой аппарат человека начинает воспринимать звуковой сигнал. Порог слышимости звука для человека не остается постоянным с изменением частоты — чувствительность человеческого уха сильно зависит как от громкости звука, так и от его частоты. Например, порог слышимости сигнала на частоте около 3 КГц составляет приблизительно 0 дБ, а на частоте 200 Гц — около 20 дБ. Напротив, болевой порог слышимости мало зависит от частоты и колеблется в пределах 100 — 130 дБ.

Потоковое воспроизведение — воспроизведение аудио данных, не дожидаясь завершения их получения (передачи).

Прозрачность звучания — возможность временного и качественного различения отдельных источников в обшей звуковой картине. Частичные параметры: регистровая прозрачность звучания. Временная прозрачность. Разборчивость текста. Слитность звучания. Стереофоническое разрешение. Острота локализации, отображаемая ширина точечных источников звука. Примеры недостатков: перекрытия между отдельными звуковыми линиями (результат нарушения музыкального или акустического баланса).

Пространственное впечатление от звучания — это восприятие совместного действия источников звука и их пространственного окружения. П.В. характеризует связь между размером помещения и количеством исполнителей. Оценка П.В. включает ощущение звуковой перспективы в глубину и ширину. Взаимное соотношение: объёма помещения и размеров звучащего тела, музыкального содержания и акустических свойств студии. Частичные параметры: впечатление о размере помещения. Продолжительность реверберации. Соотношение прямых и отраженных звуков (акустический баланс). Акустическая атмосфера. Тембр пространственного звука. Объёмность звучания создаваемая многоплановостью звуковой картины. Примеры недостатков: многопространственность — звучание отдельных голосов (инструментов) расположенных как бы в разных помещениях, отличающихся акустикой. Искажение тембра простраственного звука. Нарушение акустического баланса.

Протокол — система параметров и форматов данных, используемых устройством.

Психоакустика — наука, изучающая психологические особенности восприятия звука человеком, а также влияние звука на человека.

Явление резонанса – что это

Впервые явление резонанса описал Галилей в 1602 г.

Если на колебательную систему периодически воздействовать извне, то частота ее стационарных колебаний может совпасть с частотой внешних. В этот момент возникает резонанс – резко возрастет амплитуда собственных колебаний.

Это явление учитывают при создании звуковых устройств, в частности музыкальных инструментов. Скрипка, гитара, фортепиано имеют резонаторы, которыми служит корпус инструмента.

Щипок пальцев или удар молоточка заставит струну колебаться на всех частотах. Колебания, не совпадающие с резонансными, вскоре затухнут.

Биения

Периодическое изменение амплитуды колебания, возникающие при интерференции гармонических колебаний с близкими по значению частотами. Если разница между частотами не более 15 Гц, то суммарное колебание воспринимается слуховой системой как единый сигнал с частотой, равной среднему значению двух частот, и изменением амплитуды с частотой, равной разности частот. Одна из проблем акустики помещений, с которой по определению эффективно справляются панели ЭхоКор. Уникальная
структура материала позволяет панелям ЭхоКор обеспечивать нормальную акустическую среду в любом помещении.

D

Dithering — Искусственное подмешивание к звуковому сигналу псевдослучайного белого шума, результатом чего является рассеивание шума квантования по спектру сигнала.

Distortion — («искажение», англ.), эффект звучания, основанный на использовании амплитудной модуляции. Фактически это замена одних значений амплитуд сигнала другими значениями. За счет переусиления, когда происходит срезание верхушек входного сигнала, можно получить, например, классический вариант гитары heavy metal (то есть сигналу придается скрежетание или своеобразная «хрипота»). Применение такого эффекта приводит к довольно резкому искажению входного сигнала (в зависимости от глубины модуляции), в результате чего сигнал становится похож на прямоугольный, и как следствие происходит расширение спектра сигнала. Классический механизм получения эффекта состоит в следующем: входной сигнал смешивается с его копией, подвергнутой преобразованию в блоке амплитудной модуляции, который имеет два уровня сигнала: пороговый и верхний. Если амплитуда входящего в блок сигнала не превышает порогового уровня, то сигнал проходит на выход блока без изменений. Если же амплитуда сигнала выше порогового уровня, то блок усиливает такой сигнал до верхнего уровня.

DMA  — Direct Memory Access. См. прямой доступ к памяти.

DSP — Digital Signal Processor. См. цифровой сигнальный процессор.

Duplex — cм. дуплекс.

Dynamic range — см. динамический диапазон.

Б

Баллада

От вульгарного латинского «балларе», что означает танцевать. Произведение в танцевальной форме, имитирующее народную песню, с повествовательной структурой.

Бар

Вертикальная линия, проходящая через нотный стан, для разметки музыки на разделы, каждая из которых содержит определенное количество ударов.

Баркарола

Песня о лодках, обычно описывающая песни, которые пели гондольеры в Венеции. Шопен, Мендельсон, Форе и Оффенбах писали такие произведения.

Барокко

Период в искусстве и музыке примерно 1600-1750 гг. Композиторы — Монтеверди, Перселл, Рамо, Бах, Вивальди и Гендель.

Бассо континуо

(Итальянский: «непрерывный бас»). Форма басовой партии, используемая в музыке периода барокко. Обычно он обозначается числами, указывающими, какие аккорды можно использовать, поэтому исполнитель континуо может украсить линии. Бранденбургские концерты Баха — прекрасный тому пример.

Б

Баланс — отношение уровней сигналов в каналах.

Биения — возникают при наложении двух синусоидальных колебаний с близкими частотами. Они являются периодическими. Основная частота биений в этом случае равна разнице между частотами наложенных взаимодействующих синусоидальных колебаний.

Бинарное представление числа — представление числа в двоичной системе счисления, то есть в виде нулей и единиц.

Бинауральная запись  — двухканальная (стерео) аудио запись, предназначенная для воспроизведения через наушники (сигнал каждого канала направляется в соответствующее ухо). Таким образом достигается ощущение восприятия источников звука в их оригинальной позиции в пространстве.

Бинауральный эффект — способность человека и высших животных определять направление на источник звука. Из-за того, что уши расположены на некотором расстоянии, звук приходит к ним, различаясь по фазе и интенсивности, что ведет к различию импульсов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, и дает возможность определять направление.

Бит-поток — см. цифровой поток.

Битрейт — см. bitrate

Бифонический процессор — устройство, позволяющее получить бинауральный эффект при прослушивании бинауральной записи через колонки.

Бытовой шум — звук произвольного характера, нежелательный в данных условиях или для данного лица.

Полезные слова, фразы и устойчивые выражения

  • score – партитура
  • sheet music – нотная запись какого-либо произведения, его части или отдельной партии (в русском мы часто говорим просто «ноты», подразумевая именно это)
  • movement – часть (муз. произведения)
  • to practice – репетировать
  • tune – а) тональность (разговорное), б) мелодия как последовательность звуков, напев, наигрыш
  • to tune – настраивать
  • jam – исполнение музыки, полностью или частично состоящее из импровизации (to jam – соотвествующий глагол)
  • live performance, live – «живое» исполнение
  • perfect pitch – абсолютный слух
  • key – а) клавиша клавишного инструмента б) клапан духового инструмента
  • desk – пюпитр
  • scorewriter – нотный редактор
  • music notation software – программное обеспечение для записи нот
  • solfège – сольфеджирование, сольмизация
  • music theory – музыкальная теория
  • ear training – развитие музыкального слуха (в отличие от стран СНГ, где сольфеджио включает в себя музыкальную теорию, а также развитие слуха и памяти через сольфеджирование, в англоязычных странах эти две дисциплины не объединены в один предмет)
  • musical memory, music-related memory – музыкальная память
  • playing by ear – игра на слух, подбор на слух
  • sight-reading – чтение с листа (sight-singing в случае вокала)
  • method – учебное пособие по исполнительской технике
  • false, tuneless – фальшиво
  • in tune – чисто
  • intone – а) интонировать б) запевать, начинать исполнение
  • step и skip – «шаг» и «скачок» мелодии (у нас обычно говорят о шаговом и скачкообразном движении, а не единице этого движения)
  • medley – попурри
  • instrumental version, instrumental (сокращенно inst.), without vocals – минус, инструментальная версия, букв. без вокала (off vocal и karaoke в случае японских, корейских и китайских песен)

Как мы уже писали, это далеко не все активно употребляемые музыкальные слова и выражения на английском языке. Поэтому чтобы чувствовать себя уверенно в международной музыкальной среде, нужно целенаправленно изучать английский язык. Тем не менее, мы надеемся, что наш мини-словарик вам пригодится!

Поделиться

Чем обусловлено звучание разных музыкальных инструментов

Принципы извлечения звуков одинаковы для всех инструментов, но получаемые мелодии разные.

Звучание инструмента обусловлено наличием:

  • колеблющихся элементов (струн или воздушных столбов);
  • механизма воздействия на них (пальцев музыканта, смычка скрипки и др.);
  • резонатора для связи с окружающим воздухом.

Большинство музыкальных инструментов не позволяет получить звук одной частоты: дополнительно возникают обертоны и гармоники. Если в генерируемых сигналах гармоники отсутствуют, мелодии не образуются. В этом случае устройства (например, барабаны, литавры) используют для подчеркивания ритма.

Струнные инструменты

Пальцы гитариста или смычок скрипача приводят в движение струны. Звуковые волны от их колебаний передают энергию на корпус инструмента. Последний тоже начинает колебаться, а человеческое ухо воспринимает музыкальный сигнал.

Смычок скрипача создает движение струн.

На его качество влияют:

  1. Материал, из которого сделан корпус инструмента. Так, домры изготавливают из белого клена, акустические гитары – из ливанского кедра, электрогитары – из пластика или оргстекла.
  2. Форма и конфигурация инструмента. Это характеристики, которые изобретались и совершенствовались веками. Они не поддаются объяснению акустической наукой.
  3. Длина и диаметр струн. Звук тем выше, чем тоньше струна.

Клавишные

У рояля и пианино механизм звучания одинаковый: на раму натянуты струны, вокруг них располагаются резонирующий корпус, клавиши и педали. При нажатии клавиш деревянные молоточки ударяют по струнам. Их вибрация создает звук.

Для каждой ноты настроена своя струна.

Тембр тона получается насыщенным и однородным по следующим причинам:

  1. Из-за массивной деки диапазон формант очень широк.
  2. Большинство гармоник возникает на низших частотах.
  3. Удар молоточком в строго обозначенную точку струны подавляет диссонирующие с основной частотой гармоники.

При нажатии клавиш молоточки ударяют по струнам.

Духовые инструменты

Способы извлечения звука:

  1. Колебания воздуха в трубе цилиндрической формы с острым краем резонатора.
  2. Колебания гибкой поверхности язычка.

В первом случае поток воздуха выходит из щели и разбивается острым клинообразным препятствием. По разные стороны клина образуются вихри – «краевые тоны». Они возбуждают воздушные столбы во флейте, органе. При этом основная частота образуемых гармоник находится в обратной зависимости от длины трубы.

Во втором гибкий язычок (трость) колеблется в воздушном потоке. Когда воздух проходит через щель, трость втягивается в нее и перекрывает отверстие. При отсутствии потока она возвращается обратно и процесс повторяется. Так устроены кларнет, саксофон, гобой.

Ударные

Удар по телу барабана, ксилофона, треугольника возбуждает звуковые колебания.

Отличия ударных инструментов от клавишных:

  1. Колеблющееся тело не ведет к образованию гармонических обертонов.
  2. Тело инструмента звучит без дополнительного резонатора.

Вместо мембраны иногда используют стержень из твердого материала, как в ксилофоне, камертоне, металлическом треугольнике.

Кожаная мембрана в барабане округлой или овальной формы – двумерный аналог струны, но отличается от нее собственным набором частот без гармонического компонента. Гармоники все-таки можно получить, если в радиальном направлении изменить толщину мембраны. Так сделана табла – классический индийский инструмент.

Разновидности тонов и полутонов

Сразу скажем, что с прикладной точки зрения, для игры на музыкальных инструментах или обучения вокалу вам эти сведения особо не пригодятся. Однако термины, обозначающие виды тонов и полутонов, могут встретиться в специальной литературе. Поэтому о них нужно иметь представление, чтобы не останавливаться на непонятных моментах во время чтения литературы или углубленного изучения музыкального материала.

Тон (виды):

  • Диатонический.
  • Хроматический.

Полутон (виды):

  • Диатонический.
  • Хроматический.

Как видите, названия повторяются, так что запомнить будет нетрудно. Итак, разбираемся!

Диатонический полутон (виды):

  • Полутон между 2 соседствующими основными ступенями (нотами) звукоряда E-F и B-C.
  • Полутон между основной и соседствующей производной ступенью как на повышение, так и на понижение.
  • Полутон между производными ступенями.

Некоторые примеры вы можете увидеть на картинке:

Хроматический полутон (виды):

  • Полутон между основной нотой и следующей, пониженной либо повышенной.
  • Полутон между повышением и двойным повышением ноты.
  • Полутон между понижением и двойным понижением ноты.

Диатонический тон (виды):

  • Тон между основными ступенями C-D, D-E, F-G, G-A, A-B.
  • Любой тон, который не относится к хроматическому.

Хроматический тон (виды):

  • Тон между 2 производными ступенями от основной ноты.
  • Тон между нотами, находящимися через 1 ступень.

Уточним, что примеры взяты из учебника Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки» и для наглядности изображены на клавиатуре фортепиано, т.к. нотный стан мы будем изучать только на следующем уроке, а понятия тона и полутона нам нужны уже сейчас . В целом, мы еще неоднократно будем обращаться к трудам этого великого российского педагога и музыковеда на протяжении нашего курса.

К слову, в 1984 году за несколько месяцев до своей смерти Варфоломей Вахромеев был награжден Орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени за составленный им «Учебник церковного пения» для духовных школ РПЦ. Учебник выдержал несколько переизданий уже после его смерти .

Еще одна важная информация, которая нам нужна прежде, чем мы перейдем к нотной грамоте. Нам уже встретились понятия повышения и понижения основной ступени звукоряда. Так вот, повышение ступени обозначается словом и значком диез (♯‎), а понижение – словом и значком бемоль (♭).

Повышение на 2 полутона обозначается двойным диезом или дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным бемолем или дубль-бемолем. Для двойного диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. С дубль-бемолями проще, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.

И, наконец, последнее, о чем нужно поговорить в теме «Свойства звука», это энгармонизм звуков. Ранее вы узнали, что полутона в пределах октавы равны. Поэтому звук, сниженный на полутон относительно основной ступени, будет равен по высоте звуку, повышенному на полутон относительно ступени, стоящей двумя полутонами ниже.

Проще говоря, ля-бемоль (А♭) и соль-диез (G♯‎) одной и той же октавы звучат идентично. Точно так в пределах октавы одинаково прозвучат соль-бемоль (G♭) и фа-диез (F♯‎), ми-бемоль (Е♭) и ре-диез (D♯‎), ре-бемоль (D♭)и до-диез (С♯‎) и т.д. Явление, когда одинаковые по высоте звуки имеют разные названия и обозначаются разными символами, называется энгармонизмом звуков.

Для простоты восприятия мы продемонстрировали это явление на примере ступеней (нот), между которыми имеется 2 полутона. В других случаях, когда между основными ступенями всего 1 полутон, это менее наглядно. К примеру, фа-бемоль (F♭) – это чистая нота ми (Е), а ми-диез (Е♯‎) – это чистая нота фа (F). Тем не менее в специальной литературе по теории музыки могут встретиться и такие обозначения как фа-бемоль (F♭) и ми-диез (Е♯‎). Вы теперь знаете, что они значат.

Сегодня вы изучили основные физические свойства звука вообще и свойства музыкального звука в частности. Вы разобрались с музыкальной системой и звукорядом, ступенями звукоряда, октавами, тонами и полутонами. Также вы разобрались в нотно-октавной системе и теперь готовы пройти проверочный тест по материалу урока, в который мы включили наиболее важные с практической точки зрения вопросы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: