Достойная оправа
Корпус АС отделан черным орехом, древесина которого твёрдая, тёмно-коричневая, с красивой текстурой, хорошо полируется. Из неё часто изготавливают элитную мебель, поэтому это наверно лучший вариант для домашней мастерской.
То, как важен лак, известно давно, именно в нем заключался секрет звучания легендарных инструментов Страдивари. Перебрав массу вариантов я остановился на карнаубском воске, добываемом из листьев бразильской пальмы, и придающему звуку натуральную мягкость. Площадку вокруг основных излучателей я отделал змеиной кожей. Материал не случайный, об уникальных способностях кожи рептилий гармонизировать звук известно многим аудиофилам.
Сыграем в ящик
Как ни странно, придуманный Оливером Лоджем и доработанный Келлогомм и Райсом, принцип работы динамика остается неизменным и вряд ли претерпит трансформацию в будущем.
Такая конструкция работает почти идеально, и все последующее улучшение акустики, история колонки 2 1, равно как и история колонки 5 1 – уже эксперименты с количеством и размером динамиков, а также формой и материалом «ящика».
Современные колонки своим происхождением обязаны американскому изобретателю Эдгару Вильчуру, который первым додумался посадить динамик в деревянный ящичек. Свое изобретение он запатентовал в 1954. В чем его суть?
В закрытом ящике, где расположен электродинамический излучатель, есть и воздух, выступающий своеобразной подушкой. Именно его наличие позволяет облегчить подвеску и снизить колебательную нагрузку на динамик.
Несмотря на простоту конструкции, она в своем роде гениальна и позволяет добиться максимального качества звука при минимальных затратах.
Вторая, не менее гениальная идея Вильчура – использования «пищалки», то есть небольшого высокочастотного излучателя. Разделение каналов на низкие и высокие частоты предполагает использование разных динамиков, каждый из которых передает необходимые частоты с минимальными искажениями.
Синтез
Только кроссоверы первого порядка позволяют состыковать динамики не внеся заметных на слух фазовых искажений. Но и они не идеальны, поэтому среди аудиофилов так много поклонников широкополосных систем, лишенных кроссоверов. Они превосходно передают вокал, но перкуссии в их исполнении оставляют желать лучшего. Поэтому в системе используется фильтр порядка 1/2! Да, да, как в колонках начальной ценовой категории, где лишь пищалка прикрыта конденсатором. Только наоборот.
Мидвуфер ограничен индуктивной катушкой, навитой на прецизионном пермаллое мощным кабелем из бескислородной меди с сечением в полтора квадрата и покрытом специальным изолирующим лаком гасящим паразитные вибрации. А магнито-планар размещен свободно, использует свой естественный спад и закрыт лишь от постоянного тока элитными пленочными конденсаторами Audiophiler (более известными среди российских ценителей звука под брендом Mundorf, белая линейка). Его педантичная направленность и акцент в самом верхнем диапазоне компенсирован парным динамиком расположенным ортогонально основному и направленному внутрь сцены, это создает неповторимую ауру звука.
Любовь к гигантизму или большая мощь?
На приобретение любого товара в СССР влияли два фактора: отсутствие выбора и желание похвастаться приобретением. Это сегодня можно пойти в магазин и ничего не купить, потому что растерялся перед огромным ассортиментом. В советские времена нужно было «хватать» что есть, ведь в следующий раз дефицит появлялся на полках магазина через несколько месяцев, а то и больше.
Чаще всего в продажу поступали достаточно громоздкие, почти концертные колонки. Но, говоря откровенно, ценители акустики в СССР и не гонялись за компактными устройствами. Здесь срабатывал второй фактор.
Делалось это, правда, не только из желания похвастаться. Большие колонки в крошечных «хрущевках» выдавали слишком уж сильное доминирование низких частот. В помещении такая музыка буквально гудела. Наверное, отсюда и пошло выражение: «соседи гудели всю ночь».
Советские радиолюбители с помощью басовых «ловушек» пытались откорректировать проблемы звучания, правда, без особых результатов. Приходилось либо приглушать звук, либо устраивать «концерт» для всей улицы.
Колонка для дома должна звучать мощно, громко и детально одновременно
Обычно псевдобумбоксы в корпусе колонки предлагают по одному динамику на каждую полосу частот, редко предлагая пару среднечастотников. Соответственно — для музыки подходят только парой.
Именно поэтому стоит выбрать Sony SRS-XP700 — у неё совершенно нетипичная компоновка динамиков:
3 фронтальных широкополосных диаметром 6 сантиметров;
1 всенаправленный высокочастотный диаметром 5 сантиметров;
2 низкочастотных X Balanced с диагональю 17 сантиметров.
X Balanced — фирменная технология компании, обеспечивающая бОльшую мощность и четкие басы без искажений за счет специальных прямоугольных динамиков с увеличенной площадью. Благодаря им низкие хороши даже на максимальной громкости.
«Басит» так, что с выкрученными на полную регулировками и активированной функцией MegaBass рядом ни один автомобильный сабвуфер не стоит. Вот только «улучшайзер», изменяющий насыщенность частот, уж очень активно двигает все вокруг, особенно при настольном размещении.
Впрочем, SRS-XP700 акустикой для бассхедов язык не поворачивается. Инженеры постарались на славу: диапазон не рвется вперед, эффективно дополняя работу универсальных динамиков, обеспечивающих стереозвук. Колонка отыгрывает любой материал точно, без искажений и хрипов.
Расположение динамиков крайне удачно дополняет объем корпуса
Важную роль играет обеспечивающий объем и естественность всенаправленный динамик на верхней крышке: круговой охват звука — не фантастика, а реальность. Хоть в центр комнаты/танцпола выноси, хватит всем.
Он же используется программной установкой Live Sound, которая заставляет слушателя ощутить себя на концерте или в самом эпицентре событий. Погружение, благодаря объему корпуса, невероятное.
Частотный спектр звука и АЧХ
Поскольку на практике практически не встречаются волны одной частоты, то возникает необходимость разложения всего звукового спектра слышимого диапазона на обертоны или гармоники. Для этих целей существуют графики, которые отображают зависимость относительной энергии звуковых колебаний от частоты. Такой график называется графиком частотного спектра звука. Частотный спектр звука бывает двух типов: дискретный и непрерывный. Дискретный график спектра отображает частоты по отдельности, разделённые пустыми промежутками. В непрерывном спектре присутствуют сразу все звуковые частоты. В случае с музыкой или акустикой чаще всего используется обычный график Амплитудно-Частотой Характеристики (сокращённо «АЧХ»). На таком графике представлена зависимость амплитуды звуковых колебаний от частоты на протяжении всего спектра частот (20 Гц — 20 кГц). Глядя на такой график легко понять, например, сильные или слабые стороны конкретного динамика или акустической системы в целом, наиболее сильные участки энергетической отдачи, частотные спады и подъёмы, затухания, а так же проследить крутизну спада.
Стоячие волны и интерференция
Когда динамик создаёт звуковые волны в ограниченном пространстве неизбежно возникает эффект отражения волн от границ. В результате этого чаще всего возникает эффект интерференции — когда две или более звуковых волн накладываются друг на друга. Особыми случаями явления интерференции являются образование: 1) Биений волн или 2) Стоячих волн. Биения волн — это случай, когда происходит сложение волн с близкими частотами и амплитудой. Картина возникновения биений: когда две похожие по частоте волны накладываются друг на друга. В какой-то момент времени при таком наложении, амплитудные пики могут совпадать «по фазе», а также могут совпадать и спады по «противофазе». Именно так и характеризуются биения звука
Важно помнить, что в отличие от стоячих волн, фазовые совпадения пиков происходят не постоянно, а через какие-то временные промежутки. На слух такая картина биений различается достаточно чётко, и слышится как периодическое нарастание и убывание громкости соответственно
Механизм возникновения этого эффекта предельно прост: в момент совпадения пиков громкость нарастает, в момент совпадения спадов громкость уменьшается.
Стоячие волны возникают в случае наложения двух волн одинаковой амлитуды, фазы и частоты, когда при «встрече» таких волн одна движется в прямом, а другая – в обратном направлении. В участке пространства (где образовалась стоячая волна) возникает картина наложения двух частотных амплитуд, с чередованием максимумов (т.н. пучностей) и минимумов (т.н. узлов)
При возникновении этого явления крайне важное значение имеет частота, фаза и коэффициент затухания волны в месте отражения. В отличие от бегущих волн, в стоячей волне отсутствует перенос энергии вследствие того, что образующие эту волну прямая и обратная волны переносят энергию в равных количествах и в прямом и в противоположном направлениях
Для наглядного понимания возникновения стоячей волны, представим пример из домашней акустики. Допустим, у нас есть напольные акустические системы в некотором ограниченном пространстве (комнате). Заставив их играть какую-нибудь композицию с большим количеством баса, попробуем изменить местоположение слушателя в помещении. Таким образом слушатель, попав в зону минимума (вычитания) стоячей волны ощутит эффект того, что баса стало очень мало, а если слушатель попадает в зону максимума (сложения) частот, то получается обратный эффект существенного увеличения басовой области. При этом эффект наблюдается во всех октавах базовой частоты. Например, если базовая частота составляет 440 Гц, то явление «сложения» или «вычитания» будет наблюдаться также на частотах 880 Гц, 1760 Гц, 3520 Гц и т.д.
У колонки должно быть продвинутое приложение и доп.функции
Конечно, любая современная аудиосистема должна иметь умные функции. У Sony SRS-XP700 они реализованы с помощью приложений Sony Music Center и Fiestable (бесплатны в App Store).
Первое используется для обновлений прошивки, прямого подключения к потоковым сервисам, управлением входами-выходами и содержимым накопителя. Оно же необходимо для создания стереопар (каждая будет воспроизводить собственный канал, работая в монорежиме) или синхронизации большего числа колонок в единую звуковую систему.
Второе потребуется продвинутым меломанам: здесь можно настроить звук с помощью эквалайзера, настроить цветомузыку, отрегулировать работу гитарного и микрофонного входов для живых выступлений. Тексты для караоке тоже собраны в этой программе.
А как на счет того, чтобы превратить устройство в диджейский пульт, собрав подходящие треки в плейлист и регулируя эффекты в реальном времени с помощью сенсорной панели на экране? Тоже здесь, и работает очень неплохо.
Явление резонанса
У большинства твёрдых тел имеется собственная частота резонанса. Понять этот эффект достаточно просто на примере обычной трубы, открытой только с одного конца. Представим ситуацию, что с другого конца трубы подсоединяется динамик, который может играть какую-то одну постоянную частоту, её также впоследствии можно менять. Так вот, у трубы имеется собственная частота резонанса, говоря простым языком — это частота, на которой труба «резонирует» или издаёт свой собственный звук. Если частота динамика (в результате регулировки) совпадёт с частотой резонанса трубы, то возникнет эффект увеличения громкости в несколько раз. Это происходит потому, что громкоговоритель возбуждает колебания воздушного столба в трубе со значительной амплитудой до тех пор, пока не найдётся та самая «резонансная частота» и произойдёт эффект сложения. Возникшее явление можно описать следующим образом: труба в этом примере «помогает» динамику, резонируя на конкретной частоте, их усилия складываются и «выливаются» в слышимый громкий эффект. На примере музыкальных инструментов легко прослеживается это явление, поскольку в конструкции большинства присутствуют элементы, называемые резонаторами. Нетрудно догадаться, что резонатор служит цели усилить определённую частоту или музыкальный тон. Для примера: корпус гитары с резонатором ввиде отверстия, сопрягаемого с объёмом; Конструкция трубки у флейты (и все трубы вообще); Циллиндрическая форма корпуса барабана, который сам по себе является резонатором определённой частоты.
Основание
Мидбас с кевларовым диффузором и каучуковым подвесом, корзина динамика изготовлена из алюминия. Конструкция подвижной системы и звуковой катушки позволяет обрабатывать большую мощность. Вентилируемая магнитная система и пористый пылезащитный колпак обеспечивают хорошее охлаждение, позволяя толстой звуковой катушке рассеивать высокую температуру.
Как результат — очень точный и грамотный 5-дюймовый вуфер. Он отвечает в системе за диапазон от 50 Гц до 1 кГц. Потенциал этих французских динамиков нельзя раскрыть заурядным оформлением. Закрытый ящик не даст достаточно баса, а уж о гудящем и вечно отстающем фазоинверторе и речи быть не может.
TQWT впервые описанный Полом Войтом в 1930 году, использует, как конструкцию волновод, с длиной трубы равной 1/4 длины волны резонансной частоты драйвера. TQWT расшифровываются как расширяющаяся четвертьволновая труба с нагруженным выходом (а также называются трубами Войта). TQWT нельзя рассматривать только как комбинацию резонатора Гельмгольца или трансмиссионную линию. Его поведение представляет собой сложную физику четвертьволнового резонатора Гельмгольца, нагрузки фазоинвертора и расширяющегося обратного рупора. Следовательно, TQWT не может быть успешно представлен только одним из вовлеченных факторов. Только точный расчет, компьютерное моделирование, индивидуальная настройка и опыт могут укротить такое оформление. Но результаты стоят всех затрат: мощный, четкий, лишенный окраса хорошо артикулированный бас в широком диапазоне.
На что обратить внимание при покупке компонентной акустики
Обычно автомобиль оборудован штатной акустикой, качество которой находится на среднем уровне. Поэтому многие автолюбители хотят усовершенствовать звучание в салоне, и компонентная акустическая система – замечательный вариант. Как понятно из названия, акустика состоит из нескольких компонентов
Важное отличие от коаксиальных систем – высокочастотные динамики выполнены в виде отдельных компактных устройств
Размеры динамиков
Существует несколько типоразмеров компонентной акустики. Для комплекта обычно указывается диаметр большего громкоговорителя. Габариты (ВЧ-динамик) указаны в инструкции или на сайте производителя. Компании производят компонентные колонки диаметром 10, 13 и 16 см. Самые популярные модели имеют диаметр 13 и 16 см – о них и пойдет речь в нашем обзоре.
Количество полос
- Двухполосная. Комплект состоит из твитера (высокочастотного динамика) и основного громкоговорителя (воспроизводит СЧ/НЧ-диапазон).
- Трехполосная. В такой системе используются три вида динамиков (ВЧ, СЧ, НЧ), каждый из которых воспроизводит отдельные частоты (высокие, средние, низкие).
Кроме громкоговорителей, в наборе есть , который подключается к акустике и , и позволяет точно распределить частоты для каждого динамика.
Мощность системы
При выборе моделей следует учитывать мощность акустики.
- Номинальная мощность показывает, какая мощность может подаваться на колонку в течение длительного времени без опасности повреждений (один час в нормальном режиме).
- Максимальная мощность отражает, какую мощность акустика может выдерживать без механических повреждений за очень малый промежуток времени (около 2 секунд).
- Выходная мощность влияет на качество звучания в целом. Чем больше ватт, тем лучше. Параметр указывается в технических свойствах автомагнитолы или отдельного усилителя.
Диапазон частот
В компонентных системах используются различные виды громкоговорителей, чтобы воспроизводить все частоты: для басов применяют , есть среднечастотные динамики, высокий диапазон обеспечивают .
Чувствительность акустики
Этот параметр показывает громкость звучания акустики. Чувствительность измеряется в децибелах. При подключении к усилителю с одинаковой мощностью, лучше воспроизводит звук акустика с высокой чувствительностью. Топовые системы имеют значения от 90 дБ.
Добавление сабвуфера
К указанным выше типам всегда можно добавить сабвуфер. В случаи когда требуется создать большое звуковое давление в самом низу диапазона, это очень простое, и очень дешевое решение
Особенно когда качество НЧ не особо важно (дискотека-взрывы-выстрелы)
Любители же слушать музыку сталкиваются с одной и той же неизбежной проблемой. На короткое время создается ощущение, что все звучит вроде очень замечательно.
После чего приходит понимание, что-то не совсем так, и сабвувер нужно подвигать или покрутит на нем ручки. Но как сабвувер не двигать, или крутить на нем ручки, всегда получится так… Если на один трек еще можно получить хороший результат, то в общем пласте музыки – саба будет то много то мало. И фонограмма каждого конкретного трека будет очень специфическим образом преображаться.
Причина заключается в том, что фильтры сабвуферы стоят очень низко по частоте. Обычно это регулируемый второй порядок на 40-160 Гц и нерегулируемый(он всегда включен) на 300-400 Гц. В купе с тем, что сам по себе динамик сабвуфера, как это было рассказано выше, крутит фазу именно в этом месте:
Получается то, что понятие фазы у сабвуфера по сути не существует. По тому как общая суммарная накрутка фазы в диапазоне рабочих частот сабвуфера приближается к пятому порядку. Нота всего на тон выше и ниже, звучит совершенно по-разному. С сильно другой фазой, – вплоть до противофазы…. От сюда и желание в беспрерывном подкручиванием ручек на сабфуфере от трека к треку.
Много свободного времени можно потратить на перемещая саба по комнате. Сдвинул его на метр, – и вот он совершенно по другому звучит. Клиент искренне думает, что тем самым он добивается более ровной АЧХ. Но проблема совершенно не в АЧХ, а в том, что у саба фаза накручена до уровня того, что фазы у него как таковой нет. Можно покрутить на нем фазу. Во всех случаях будет плохо. Но плохо будет по-разному.
На практике большинство слушателей музыки уже через пару месяцев перестают слушать музыку с сабвуфером. Если речь идет именно о музыке.
И включают его только время от времени, для получения ощущения давления.
Что на 20 раз становится уже не особо интересно. И от сабвуфера большинство слушателей музыки стараются избавится. В этом собственно и причина большого количество предложений сабвуферов на Авито с аномально огромным дисконтом (для дорогих моделей 3-6 раза кратно ниже цены розницы).
А с создание давления у сабвуферов все замечательно. С этим никто не спорит.
Вот собственно и все варианты “характеров звучания” акустических систем при пассивной фильтрации.
Определитесь с “характером” звучания, который вам больше нравится. Трехполосная, двухполосная и широкополосная акустика эта разная акустика. И бессмысленно ее сравнивать между собой.
После того как поймете, что вы хотите, – рассматривайте варианты разного качества внутри этой группы.
Весь выбор который у вас есть, – какие искажения вам более противны. Фазовые или нелинейные. Либо те и другие, но понемногу.
Читайте по теме:
Сколько весит хорошая акустическая система
Harman Kardon SoundSticks 4 продается в большой коробке, форма которой близка к кубической. Это очень удобно для переноски. Даже если вы поедете в магазин без машины, чтобы купить этот набор, довезти его не будет проблемой. Тем более, что весит вся система вместе с коробкой около 5 килограмм.
Внутри коробки все упаковано даже слишком основательно. Каждый элемент, включая провода, помещен в свой пакетик, а сами колонки разложены по отсекам так, что достать их не очень просто, как может показаться на первый взгляд. Это тот редкий случай, когда процесс распаковки достоин того, чтобы заснять его на видео, но я оценил эстетику процесса уже после того, как достал все компоненты из коробки.
Коробка отражает основную суть дизайна акустической системы.
Завершающая часть
На диске имеются ещё сигналы, которые может быть и не интересны многим, но они есть в “слепке” самого диска, в формате FLAC. Я предоставлю несколько тонов от туда (все предоставленные здесь треки в формате МР3), и если вас заинтересуют все треки, то я могу поделиться ссылкой на файл, и вы сможете получить исходные данные. Напишите мне в комментарии. Я дам ссылку.
Трек №60. Псевдошум, центр. частота 2.5 кГц, -7db
Очень забавно звучит. Похож на свисток милиционера из СССР.
А пока, коротко – о чем и для чего эти остальные тридцать и одна дорожка.
В каждом треке записан сигнал с постоянной амплитудой (-7 дБ), но с частотой, хаотически изменяющейся в пределах диапазона шириной в треть октавы. Называются эти сигналы – псевдошумовыми. Но что такое “псевдошумовые сигналы” немного расскажу в другой статье.
Третьоктавные полосы псевдошума позволяют локализовать наиболее грубые дефекты АЧХ и на слух. Общий ход частотной характеристики при этом корректно оценить трудно. На слух полосы, расположенные в разных частях спектра, будут восприниматься с различной громкостью, но значительные пики и провалы на частотной характеристике, в пределах одной-двух полос, поймать можно.
Все треки сделаны с некоторым шагом (через треть октавы) и имеют такие частоты: 20, 25, 31,5 Гц, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800 Гц, 1 кГц, 1,25 кГц, 1,6 кГц, 2 кГц, 2,5 кГц, 3,15 кГц, 4 кГц, 5 кГц, 6,3 кГц, 8 кГц, 10 кГц, 12,5 кГц, 16 и 20 кГц.