Виды акустических систем
Перед тем, как выбрать колонки 10, 13 или 16 см для авто, давайте разберемся в том, какие существуют типы акустических систем и чем они отличаются между собой.
На сегодняшний день различают три основных вида акустических систем:
- широкополосная;
- коаксиальная;
- компонентная.
Такой порядок выбран не случайно – именно в соответствии с ним акустика растет по качеству воспроизведения, сложности монтажа и, разумеется, стоимости. В широкополосном варианте воспроизведением всего диапазона частот занимается один динамик. По факту этого хватает только для прослушивания новостей на радиостанции либо включения негромкого фона во время езды. В настоящее время большая часть автомобильных производителей оборудуют свои транспортные средства таким типом акустики еще при производстве.
Колонки ArtSound в машину
Если вы цените по-настоящему хороший звук, то для его получения такую акустику можно заменить на коаксиальную, что дословно означает – соосную. В этому случае могут использоваться несколько колонок по 13, 10, 16 см или других размеров, установленных на одной оси. Диапазон частот, воспроизводимых аудиосистемой, распределяется на низкий, средний и высокий. Чтобы звучание было более качественным, для отдельных диапазонов применяются разные устройства.
В общей сложности таких колонок по 13, 10 или 20 см может быть установлено до пяти штук (но не менее двух), но в большинстве случаев в отечественных авто используется трехполосная система. То есть если размер колонки составляет 13 сантиметров и она является самой большой среди остальных, то это будет низкочастотное устройства. А перед его диффузором должны быть вмонтированы средне- и высокочастотные динамики. Именно благодаря разделению диапазон воспроизводимых частот в общем увеличивается, при этом качество звука повышается.
Следует учесть, что качеству звука в целом способствует правильное разделение каналов, а также отсутствие искажений. Что касается разделения каналов, то за это отвечает специальный элемент кроссовер, представляющий собой фильтр, в котором может находиться от 1 до 4 ступеней. В более простых акустических системах кроссоверы устанавливаются в сами колонки для автомобиля. Если система сама по себе более качественная, в ней будет использоваться внешний кроссовер, который выглядит как блок, и в некоторых случаях с его помощью можно осуществлять регулировку сигналов.
Колонка, установленная на стойке и пищалка
Что касается компонентных вариантов, то в них звуковой ряд аналогичным образом делится по частотам, только в этом случае колонки разбросаны по пространству, все они устанавливаются отдельно. Разумеется, это значительно увеличивает сложность, а также цену монтажа, но тем не менее, в конечном итоге можно добиться практически идеального и объемного звучания. Компонентные системы широко используются среди ценителей качественного звука.
Чтобы обеспечить самое громкое и, что немаловажно, качественное проигрывание низких диапазонов, ни один из этих типов систем не подходит. Для обеспечения качественного звучания низких частот могут использоваться только сабвуферы
Этот тип устройств относится к тыловой акустике, обычно сабвуферы устанавливаются в багажнике.
Пассивные радиаторы и порты
Matejay / Getty Images
Пассивный излучатель выглядит как динамик, у него есть диафрагма, объемный звук, паук и рамка, но в нем отсутствует звуковая катушка. Вместо использования звуковой катушки для вибрации диафрагмы динамика пассивный излучатель вибрирует в соответствии с количеством воздуха, который вуфер проталкивает внутрь корпуса.
Это создает дополнительный эффект, при котором низкочастотный динамик обеспечивает энергию для питания как самого себя, так и пассивного излучателя. Хотя это не то же самое, что два сабвуфера, подключенных непосредственно к усилителю, комбинация сабвуфера и пассивного излучателя помогает в создании более эффективного звучания низких частот. Эта система хорошо работает в небольших корпусах громкоговорителей, так как основной низкочастотный динамик может быть направлен наружу в направлении зоны прослушивания, а пассивный излучатель может быть размещен на задней стороне корпуса громкоговорителя.
Альтернативой пассивному излучателю является порт. Порт представляет собой трубку, которая расположена на передней или задней части корпуса динамика, так что воздух, откачиваемый низкочастотным динамиком, направляется через порт, создавая такое же дополнительное низкочастотное усиление, что и пассивный излучатель.
Автозвук: как правильно определить размер динамика
Задумались над сменой акустики в вашем автомобиле, но не знаете, подойдут ли новые динамики по размеру? На самом деле все не так сложно, как кажется на первый взгляд. В подавляющем большинстве случаев динамики, даже штатные, имеют стандартные размеры, пишут Pioneer Russia в Facebook.
Специалисты отмечают, что самые популярные «калибры» – это 10 см (4 дюйма), 13 см (5,25 дюймов), 16,5 см (6,5 дюймов) и овальные динамики в размере 6х9 дюймов. Есть, конечно, менее распространенные вроде 6-дюймовых или 4х7 дюймов, но они встречаются гораздо реже.
Чтобы определить калибр динамиков в вашем автомобиле, достаточно снять панель, чтобы добраться до них. При этом нужно помнить, что размер определяется не по диаметру диффузора, а по внешнему диаметру самого динамика. Мерить всё с точностью до миллиметра не нужно, ведь калибр динамиков – величина номинальная, физические размеры могут немного отличаться. Определив этот размер, можно смело выбирать новые акустические системы.
Типоразмер динамиков обычно отражается в названии модели. В акустических системах Pioneer, например, TS-G1021F – это 10-сантиметровые динамики, а TS-G1320F – это 13 см. Что касается размера 16,5 см (6,5 дюймов), то иногда в названиях могут фигурировать цифры 65, 165 или 17. Это означает, что при стандартном посадочном размере динамик имеет увеличенный диффузор, а значит, при прочих равных имеет выше чувствительность и увереннее работает на нижних частотах. Как, например, Pioneer TS-A1733I.
«И последний момент
Выбирая для замены новые акустические системы, обратите внимание на отверстия для крепления динамиков. Во многих моделях Pioneer имеется универсальный набор отверстий, который позволяет без проблем поставить динамики в большинство штатных мест
Но не расстраивайтесь, если вдруг окажется, что штатные динамики имеют собственную сложную форму. Для таких случаев в продаже можно найти переходные кольца для конкретных моделей автомобилей, которые решат эту проблему», отмечают эксперты.
Какие колонки поставить в машину без усилителя
Часто бывает так, что автолюбителю не нужна громкая и качественная музыка в салоне. Достаточно лёгкого ненавязчивого музыкального фона. В этом случае отпадает необходимость покупки усилителя, а акустику можно подключить непосредственно к выходу магнитолы. Какие колонки и динамики лучше выбрать поставить в авто без усилителя. Этот вопрос интересует многих автолюбителей. Многие склоняются к тому, что для такого звука не нужны колонки с несколькими громкоговорителями и разделительными фильтрами. Достаточно оборудовать салон самыми хорошими широкополосными динамиками для авто. Чувствительность является главным параметром при выборе акустики. Лучше устанавливать головки от 92 dBи выше. Слишком большая мощность не рекомендуется. Достаточно 30-45 ватт.
Сопротивление в 8 Ом
В этом случае, подключив к динамику в 8 Ом устройства со значением импеданса выше 8, получаемый уровень громкости будет уменьшаться, кроме того это не несет существенного риска поломки самим устройствам. При этом подключение более низких по сопротивляемости устройств приведет к возможным перегрузкам динамика.
Делая вывод из вышесказанного, надо понимать, что максимально допустимая мощность будет получена при среднем положении регулятора громкости. Если выставлять большие значения, то появляется риск поломки усилителя или самих колонок. Поэтому перед использованием стоит решить, при каком положении регулятора громкости усилитель достигнет с этими динамиками максимально допустимой мощности и стараться не выставлять значения громкости, больше допустимой. Так устройство прослужит дольше.
Реклама и описания
Больше рекламы
Больше позиций — больше рекламы. Больше рекламы — больше расходов. Следовательно, необходимо и больше ресурсов на запуск кампании.
Больше описаний
У каждой позиции должно быть качественное описание. Какими бывают описания и какие из них наиболее эффективны я писал здесь, можете ознакомиться, кому интересно.
Что касается рекламы и описаний: к сожалению, в большинстве случаев предприниматели пренебрегают одним из основных правил управления проектами:
«Проект обречён на провал, если он не обеспечен всеми необходимыми для реализации ресурсами».
Пренебрежение выражается размещением массы позиций без должной рекламы и качественных описаний. Проще говоря, продукцию выставили, но на жирную часть маркетинга тупо плюнули.
Призвук и вычисление его продолжительности
Свободная составляющая колебаний подвижной системы головки (или группы головок) порождает так называемый призвук, достаточно хорошо заметный на слух у плохо сконструированных громкоговорителей и ухудшающий качество их звучания. Поскольку возникновение свободной составляющей явление принципиально неустранимое и постоянно сопровождает переходный процесс в любой инерционной системе, единственным возможным способом борьбы с призвуком нужно признать уменьшение его продолжительности. Избавиться от призвука с помощью полосового фильтра невозможно, так как из-за импульсного характера вещательного сигнала в его составе всегда будут присутствовать спектральные составляющие, возбуждающие колебательную систему головки на частоте ее резонанса.
За продолжительность переходного процесса часто принимают временной интервал Δt=tR, в течение которого амплитуда свободной составляющей колебания уменьшается в 20 раз, т. е. становится равной 0,05 своего первоначального (при t=0) значения
Приняв во внимание, что 0.05=е-3, руководствуясь законом изменения амплитуды свободных колебаний во времени, получаем следующую формулу для определения продолжительности переходного процесса и призвука:
откуда tп = ТsQt.
Для примера найдем продолжительность призвука головки ЗГД-42 с резонансной частотой fs =94 Гц и добротностью Qt =0,7. Период резонансной частоты такой головки Ts = 1/fs,= 1/94 = 0,0106 = 10,6 мс. Продолжительность призвука tп = ТsQt =10,6 * 0,7 =7.42 мс.
Справочная литература, например , рекомендует следующие максимально допустимые значения длительности призвука: 5 мс — для НЧ головок и 0.2 мс — для СЧ головок.
Можно ли подмагничивать динамик от сети постоянного тока?
Сеть постоянного тока использовать для подмагничивания динамика можно. Необходимо лишь следить, чтобы подводимое напряжение соответствовало напряжению, требуемому для подмагничивания, и чтобы для сглаживания пульсации были поставлены сглаживающие конденсаторы.
Схема включения обмотки подмагничивания динамика в осветительную сеть постоянного тока показана на рисунке.
Рис. 4. Схема включения обмотки подмагничивания динамика в осветительную сеть постоянного тока.
Если напряжение сети как раз соответствует тому напряжению, которое требуется для подмагничивания динамика, то в качестве фильтра можно применить один конденсатор, помеченный на рисунке буквой С1 (ёмкость его должна быть примерно 1-2 мкФ).
Если же напряжение сети больше, чем то, которое нужно для подмагничивания, то последовательно в цепь подмагничивания вводится сопротивление R. В этом случае перед сопротивлением следует поставить ещё конденсатор С2 ёмкостью также примерно в 1-2 мкФ.
КРАСИВЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД
Практически все недорогие колонки оборачиваются виниловой пленкой, а не покрываются краской, морилкой или лаком. Часто виниловое покрытие хорошо имитирует дерево, поэтому иногда нужно присмотреться, чтобы понять, что это не настоящий шпон. Хорошо сделанные колонки с виниловым покрытием действительно могут выглядеть лучше, чем покрытые деревянным шпоном но сделанные небрежно. Однако в недорогих колонках часто используется тонкая виниловая пленка, которая легко повреждается. Иногда винил накладывается не аккуратно, поэтому он отклеивается. В обоих случаях в местах повреждения сразу просвечивает ДВП, что выглядит очень плохо.
Когда вы тратите более 200,000 рублей на пару колонок, вы начинаете видеть те же улучшения, которые вы видите в мебели, когда переходите, скажем, из IKEA в роскошные выставочные залы: настоящий деревянный шпон и зеркальная текстура рисунка, глянцевая отделка с нанесением нескольких слоев рояльного лака отполированного вручную и даже покраска на заказ под цвет вашего любимого спортивного автомобиля. Но красивое шпонирование и отделка часто требуют дополнительных затрат, от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за колонки, и она никак не улучшают звучание. При прочих равных деньги, вложенные в отделку это деньги, отнятые у других частей акустической системы. Некоторые высококачественные колонки, например от Definitive Technology и GoldenEar Technology, имеют черные тканевые «чулки», чтобы скрыть незатейливые корпуса из ДВП, а вместо этого деньги вкладываются в динамики и кроссоверы.
Колонки JBL Project EVEREST DD67000 отличается изогнутыми и наклонными поверхностями отделанными натуральным шпоном розового дерева.
Колонки JBL Project EVEREST DD67000 отличается изогнутыми и наклонными поверхностями отделанными натуральным шпоном розового дерева.
Среднечастотный динамик
Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику
Важно, что этот динамик воспроизводит именно тот диапазон частот, в котором располагается человеческий голос и на котором наш слух особенно чувствителен к искажениям
Пример поведения динамика, замеры получены лазерным интерферометром
Ахиллесовой пятой среднечастотника является эффект появления специфических деформаций диффузора — так называемой изгибной волны, когда периферическая область диффузора не успевает за движениями центральной зоны, где крепится голосовая катушка. То есть разные зоны диффузора (кстати, расположенные, как правило, пятнами, а не концентрически, как следовало бы из логики процесса) колеблются не синфазно — одни участки отстают от других.
Звучание становится «рыхлым», неточным. Значит, диффузор должен быть максимально жестким. Если решать проблему в лоб — получим действительно жесткий диффузор, который будет весить так много, что не сможет звучать. Поэтому, как и в твитере, и в широкополоснике, в конструкции диффузора заложен сложнейший компромисс — между жесткостью и легкостью.
Среднечастотный драйвер Morel SCM 634 с карбоновым диффузором
Для колонок высокого класса конструкция диффузоров — важнейший момент. В экзотических вариантах среднечастотники (так же, как и твитеры, но гораздо реже) получают диффузор из бериллия. Но гораздо чаще в среднечастотниках можно видеть диффузоры из композитных материалов на базе углеволокна, стекловолокна, кевлара, древесного волокна или классической целлюлозы.
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
Заключение
В конце концов, вы не можете судить о книге (или о колонке) по обложке. Акустическая система, отвечающая всем описанным выше критериям, может звучать плохо. Достаточно одной маленькой ошибки конструктора или фабрики. Если вы не можете послушать колонки до их покупки, попробуйте найти обзоры, описывающие сразу нескольких акустических систем, слепое тестирование или измерения, которые уменьшают влияние предубеждений рецензента и, таким образом, с большей вероятностью направят вас к колонкам, которые вам понравится. И никогда не судите только по сайту производителя или комментариям на интернет-форумах. Вы можете совершить ошибку, о которой ваши уши — и кошелек — пожалеют.
Наконец, не имеет смысла вкладывать большие средства в колонки без соответствующей системы (усилитель + источник сигнала), и в определенный момент ваша комната для прослушивания (без надлежащей акустической обработки) станет основным фактором негативно влияющим на звучание.