Что надо знать о колонках для выбора
Предположим, колонки у вас уже есть. Вы начали собирать с них свою аудиосистему по советам знатоков (если так, то они правильно вам посоветовали), или просто по случаю выгодно купили комплект акустики
На что надо обратить внимание?
Мощность. Этот параметр обычно указывается и в документации колонок, и на их корпусе. Следует отличать пиковую мощность, на которую колонки способны кратковременно, и номинальную. Ту мощность, на которой звук воспроизводится без искажений. Именно на второй мощности следует использовать акустику. Сопротивление. Считается, что, чем сопротивление выше, тем качественнее звук: гасятся шумы и искажения. Однако, в отличие от наушников, где значение сопротивления может колебаться в очень широком диапазоне, колонки обычно имеют сопротивление лишь от 4 до 8 Ом
Важно учесть: чем выше (при прочих равных) сопротивление, тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, громкость воспроизведения. Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель звука для колонок, надо знать их данные
Усилители тоже имеют соответствующие параметры — выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?
Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель звука для колонок, надо знать их данные. Усилители тоже имеют соответствующие параметры — выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?
Оформление для динамика
Одними из самых распространённых коробов считаются закрытый ящик и фазоинвертор.
- Закрытые ящики используют в SQ — системах, которые направлены на качество звучания. Если у вас открытый кузов автомобиля типа универсала или хэтчбэка, то достаточно использовать 10-дюймовый динамик. Если у вас седан, то лучше в закрытый ящик устанавливать 12-дюймовый динамик, иначе есть шанс, что его не будет слышно.
- Следующий вид коробов — фазоинвертор.
Мы не будем сейчас подробно останавливаться на коробах, так как у нас уже есть отличная статья о том, как влияет короб на звук. В ней мы подробно рассмотрели упомянутые акустические оформления, проанализировав минусы и плюсы каждого.
Закрытые же ящики используются не так часто. С чем это связано, какова причина такой разницы? Всё очень просто: сейчас популярность набирают системы, которые обладают максимальной громкостью. Однако, все дело в том, что определить, насколько качественно играет сабвуфер, зачастую не так просто, особенно, если в этом нет опыта и не с чем сравнить. Когда же мы садимся в автомобиль с высоким звуковым давлением, где все вокруг трясется, и мы всем телом ощущаем бас, тут любой новичке сможет почувствовать разницу. Такие системы в основном собираются на коробах типа фазоинверторов.
Вообще, есть большое количество различных видов коробов: ЧВ (четвертьволновой резонатор), лабиринты, бандпассы, рупоры – подобные акустические оформления используются не так часто. В дальнейшем, мы их тоже рассмотрим и добавим в статью.
Под какой короб подойдет динамик?
Определить, для какого оформления лучше подойдёт динамик, мы можем по следующей формуле:Если по этой формуле результат получился 50 или меньше, то, следовательно, динамик отлично подходит для работы в закрытом ящике. Если же показатель больше 50, то этот динамик хорошо подойдёт для работы в фазоинверторе, превышает 100 – то лучше установить этот сабвуфер в оформление банд пасс.
Восстановление гибкости тканевого подвеса АС Diatone
На вторичном рынке акустических систем достаточно часто можно встретить продукцию — АС «Diatone» с «задубевшими» подвесами из ткани. В звучании этих АС присутствует бубнение, ослабление нижнего регистра и тусклость звучания. Вернуть гибкость тканевых подвесов можно при помощи простых манипуляций.
Сначала готовится раствор: смесь ¼ часть пластификатора от отечественного эпоксидного клея и ¾ части ацетона.
Затем снимаются НЧ и СЧ динамики. НЧ динамик ложится лицевой частью вниз на подставки, чтобы диффузор ни касался поверхности и не сминал подвес. Кисточкой наносится приготовленный раствор на внутреннюю часть тканевого подвеса, оставляется на 10-15 минут, а затем процедура повторяется.
Через 24 часа проводится проверка состояния гибкости подвеса и при необходимости пропитка проводится еще раз.
Ацетон, входящий в состав смеси, растворяет старый пластификатор и новый, смешиваясь с ним, пропитывает ткань. После испарения ацетона, свежий пластификатор не позволяет старой пропитке «задубеть».
Если тканевый подвес НЧ динамика имеет небольшой порез, то он обрабатывается свежим (достаточно жидким) резиновым клеем Последовательно через интервал времени 20-30 минут наносятся два восстанавливающих слоя. Покрытие происходит таким образом, чтобы место разрыва сохраняло первозданную форму. Клей, наносится изнутри и создает заплатку на тканевом подвесе, герметизирующую внутренний объем АС.
Обработка и восстановление тканевого подвеса НЧ динамика происходит с внутренней стороны, при этом лицевая сохраняет минимальные следы вмешательства.
Гофрированный подвес у СЧ динамика пропитывается, без съема защитной сетки, как показано на фото, при помощи тонкой медной проволоки и кусочка ваты.
Вата прокалывается проволокой, затем складывается пополам, и тем самым обеспечивается фиксация тампона.
Белое кольцо вокруг купола обязательно обрабатывается, так как является важной частью перехода из жесткого купола в мягкий подвес. Описанным способом восстановлена гибкость тканевых подвесов АС «Diaton DS-1000»
Помимо ожидаемого увеличения басов и отсутствия «бубнения» приятным дополнением стало повышение «воздушности» и «яркости» воспроизведения музыкальных фонограмм. Рецепт состава значительно дешевле и доступнее оригинальных «фирменных» пропиток из Японии и подойдет для обработки любых динамиков с тканевым подвесом
Описанным способом восстановлена гибкость тканевых подвесов АС «Diaton DS-1000». Помимо ожидаемого увеличения басов и отсутствия «бубнения» приятным дополнением стало повышение «воздушности» и «яркости» воспроизведения музыкальных фонограмм. Рецепт состава значительно дешевле и доступнее оригинальных «фирменных» пропиток из Японии и подойдет для обработки любых динамиков с тканевым подвесом.
С момента обработки динамиков прошло более месяца. Гибкость подвесов сохраняется на прежнем уровне.
Недавно, в качестве эксперимента была обработана пара 4А32 Ломо 1975г.
Заводские параметры Fрез. для обоих головок были указаны 50 Гц. Замер показал 52 и 60 Гц. На следующий день, после обработки с обоих сторон воротника жидкостью — 49 и 57 Гц.
Пропитка более тонких бумажных диффузоров, например 4ГД8е или 2ГД36, выявила «расползание» на диффузор пластификатора после сушки. Однако, если диффузор или его край был предварительно пропитан клеем ПВА этого не происходит.
О пропитке диффузора клеем ПВА и другими «доступными» средствами — в другой статье.
Мошев Станислав ака Ky3ne4ik
Выход из лабиринта
Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.
Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде
Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.
От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.
Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com
Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.
Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.
Акустический лабиринт
Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.
Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай — стоимость) создания правильно работающей конструкции.
Самодельный диффузор для динамика
Полученная готовая смесь наносится на гипсовую форму произвольным способом. Количество слоёв между пуансоном и матрицей зависит от исходного сырья, растительных компонентов и подбирается опытным путём. Наносить бумажную массу нужно по одному слою и оставлять до полного высушивания, поэтому процесс изготовления может растянуться на 4-5 дней. При разравнивании смеси, на готовом изделии, могут появиться небольшие неровности. Это никак не повлияет на качество будущего продукта. Заготовку можно покрасить чёрным лаком или тушью.Для восстановления динамика потребуется ещё изготовления подвеса.
Душа нараспашку
Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.
PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях
Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.
Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.
При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами
Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.
Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.
Открытое оформление
Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.
Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.
Низкочастотный динамик для акустической системы
Низкочастотный динамик для акустической системы, называемый также вуфером или басовиком, является самым крупным излучателем в любой системе. Для полноценной колонки диаметр НЧ-спикера обычно варьируется в пределах 300 мм. Исходя из вышеописанных явлений, становится очевидным, что такая большая площадь излучения при своей работе должна двигаться цельной конструкцией. Отсюда главное требование к конструкции вуфера – максимально возможная жесткость, которой приносится в жертву фактор минимального веса излучателя.
Таким образом, движущаяся часть басового динамика может весить до 200 г и даже больше. Зачастую они имеют сложную пространственную конструкцию из многослойного композита и заполнением ячеистой структурой.
Для ряда дорогих акустических систем вес вуфера стараются минимизировать, но пи этом обеспечить ему самую большую амплитуду колебаний. В таком случае реализуются внешний резиновый подвес и удлиненная голосовая катушка. В итоге смещение диффузора басовика от центральной точки становится максимальным.
Диффузор динамика
Диффузор является основным звукоизлучающим элементом динамика. В идеальном случае он никак не влиял бы на звук, но на практике не только деформируется (чем быстрее пик громкости – тем сильнее), но и за счет инерции сопротивляется движению, демпфируя звучание. Здесь возникает парадокс – для воспроизведения звука большой громкости нам нужен прочный и толстый диффузор, но он же ощутимо приглушит нюансы звучания, на малой громкости став совершенно невыразительным.
Поэтому разделение акустической системы по полосам неизбежно, и чем выше рабочие частоты, тем требования жестче. Для начала определимся с материалом:
• Бумага дает прекрасную детализацию звука, но и вместе с тем ощутимые искажения на большой громкости из-за деформации диффузора. Поэтому маломощные динамики из нее пригодны разве что для крайне нетребовательных слушателей – есть смысл искать бумажные динамики только начиная с типоразмера 16-17 см. Для использования в автомобилях бумагу приходится дополнительно пропитывать синтетическими смолами, иногда для увеличения жесткости также наносится металлизация. Пример – мидбас* Kicx PD-6.2 (цена около 3 тысяч руб.): здесь бумажный диффузор с металлизацией при размере 6,5” обеспечивает хорошую читаемость звука до 5 кГц, при этом чувствительность его более чем достаточна – 92 дБ. Твитеры** этому динамику нужны в первую очередь для поднятия сцены. Классический пример бумажного сабвуфера — Alphard Magnum M12 D2 (5450 рублей): любителю инструментальной музыки он передаст все нюансы звука бочки на «кухне» ударника, а вот любители синтетического баса его вряд ли оценят, по их меркам он мягковат.
• Полимеры традиционно воспринимаются как удел дешевых динамиков, и неспроста – пластик ощутимо меняет жесткость в зависимости от температуры, ощутимо демпфирует звук, зато максимально дешев в производстве. Есть определенный смысл в приобретении пластиковых твитеров: за счет демпфирования атака на высоких частотах будет восприниматься мягче, приближаясь к звуку гораздо более дорогих шелковых (но лишь приближаться). Распространенный пример – твитеры Hertz DT 24.3 (1300 руб.): их звук не понравится разве что любителям чистой электроники.
• Стеклоткань, углеволокно – это по современным меркам автомобильный хай-энд. Жесткие и стойкие к изменению температуры и влажности диффузоры обеспечивают отличную детализацию звука и вместе с тем не дают резкого роста искажений при увеличении громкости. На мидбасах и сабвуферных динамиках обычно диффузор для увеличения жесткости клеится из нескольких слоев, иногда композитно: стекловолокно+углеволокно или наоборот. Пример – мидбас Focal Utopia Be Woofer 6W2 (37800 рублей.): двухслойный стеклотканевый диффузор 16-сантиметрового диаметра способен отдавать большую мощность без искажений, но срез частотной характеристики ощутим уже на 4 кГц из-за массы подвижной системы. Такой динамик, установленный внизу, потребует внимательного подбора твитера, чтобы избежать разрыва между полосами звучания динамиков.
• Шелк с защитной пропиткой – классический материал для твитеров высокого класса: практически невесомый диффузор имеет характерное «мягкое» звучание за счет того, что диффузор в момент атаки прогибается. Одни из лучших представителей своего класса – 4,5-сантиметровые твитеры Morel MT230 (10000 рублей).
• Алюминий и титан – материалы очень специфические: за счет практически полного отсутствия деформаций они очень четко передают звук, не внося дополнительного окраса, но вместе с тем имеют и ярко выраженную резонансную току: какая-то узкая частотная полоса будет резко выделяться. И, если алюминий неплох как материал для сабвуферов, то титановые твитеры мало кому нравятся: играя близко к ушам, они сразу выдают себя жестким звуком, который многими воспринимается как неестественный.
К «народным» методам определения качества диффузора стоит относиться с известным скепсисом: рекомендация нажать на край диффузора и посмотреть, не прогнется ли он, автоматически отбракует все шелковые динамики, пригодна она разве что для отличения низкосортного пластика на НЧ- и СЧ- акустике. В реальности же материал нужно подбирать под свои предпочтения, но наиболее универсальный вариант на наше время – это стеклоткань.
Как подобрать усилители для поканального усиления
Какие практические выводы можно сделать из описанного выше?1. Если вы подбираете широкополосный усилитель для среднечастотника и хотите чтобы он звучал максимально громко, берите усилитель с номинальной мощностью примерно в 3 раза превышающей номинал динамика. Если вы не будете нагружать динамик басами и выберите нижнюю границу диапазона 250 Гц, этот усилитель выдаст на вашу середину не более трети своей мощности и полностью нагрузит динамик. Получите максимально громкое звучание. Если понизить частоту нижней границы диапазона звучания, это приведет к увеличению рассеиваемой на динамике мощности. Может пойти дым. Стоит понизить уровень громкости или выбрать усилитель с меньшей мощностью, громкость при этом так же снизится.Усилитель под басовик подбирается по таким же принципам — берете номинал динамика и делите его на 0.6 Получаете номинал усилителя, который нагрузит его полностью в диапазоне от 63 до 250 Гц. Если повысить нижнюю границу, мощность снизится. Если повысить верхнюю границу — нагрузка на динамик вырастет.С пищалками все несколько сложнее. Номинальная мощность почти никогда не известна. Но почти все современные рупоры построены на одной и той же подвижке, которая выдерживает примерно 10-15 Вт мощности. Уровня их громкости хватает для большинства популярных середин, таких как X6 и подобные.Нижняя граница ВЧ диапазона в последнее время выбирается не менее 8 КГц, а то и выше, поэтому их мощностью можно пренебречь и выбирать их только по чувствительности. Про чувствительность позже. Не стоит выбирать 8-омные бюджетные пищалки, их чувствительность на много меньше чем 4-омных. Исключение — профессиональные рупоры типа P.Audio2. Если вы хотите построить сбалансированную 3-полосную систему подбирайте динамики с номинальными мощностями в пропорции НЧ:СЧ:ВЧ — 6:3:1 Если пропорция не соблюдается, максимальная громкость будет определятся тем динамиком, чья доля ниже оптимальной. Например, вы хотите построить 3-полоску с номинальной мощностью 100 Вт. Идеальным решением будет подобрать динамики с номиналами: 60 Вт — НЧ динамик, 30 Вт — СЧ динамик, 10 Вт — ВЧ динамик.3. Если вы строите 2-полосный фронт, используя мидбас, подбирайте к нему усилитель с таким же или немного большим номиналом. Мощностью пищалки можно не заморачиваться. Если фильтр ВЧ будет её «резать» выше 5 КГц, что чаще всего и бывает в 2-полосных системах, мощность рассеиваемая на пищалках будет незначительной и ею можно пренебречь. Поканальное усиление в 2-полосной системе делать не обязательно, можно подключить пищалку к мидбасам параллельно, использую комплектный конденсатор или сделать чуть более сложный фильтр. Нагрузка на усилитель при этом возрастет не значительно. Общее сопротивление нагрузки будет равно сопротивлению мидбаса.4
Очень важно! Если вы строите 2-х или 3-х полосную систему с поканальным усилением, нужно подбирать усилители с одинаковой мощностью на все полосы. Такие усилители имеют одинаковые коэффициенты усиления, у них на выходе сигнал с одинаковым уровнем
Небольшое не соответствие громкостей по полосам легко устраняется регулировкой. Если усилители имеют разную мощность, то максимальная громкость системы будет определятся самым слабым из них. Например, очень часто для поканалки покупается мощный усилитель для середин, а на пищалки усилитель блаупункт или мистери с номиналом 50 Вт. Человек выбирает его, руководствуясь соображением: мощность пищалки намного меньше мощности усилителя, его и так с головой хватает. Но, если пищалка включена через фильтр -конденсатор или цифровой фильтр в процессорной голове, не важно — усилитель с номиналом 50 Вт не сможет выдать более 5 Вт чистого сигнала и регулировкой ничего сделать не получится. Дальше усилитель будет клиповать, «грязный» сигнал на выходе прикончит пищалку. Лично я считаю, что слабый усилитель — это единственная причина выхода из строя рупорных пищалок. Особенно если они 8-омные, тогда усилитель клипует на громкости примерно на 3 дБ меньшей по сравнению с 4-омными. Исключением может быть профессиональный ВЧ излучатель с гигантской чувствительностью. Для него мощность усилителя может быть значительно меньше, но в автомобиле применяются они редко из-за огромных размеров.
Из чего можно сделать подвес для динамика
При экстремальной эксплуатации акустических систем, и от времени, крепление диффузора разрушается в первую очередь. При этом сам диффузор и звуковая катушка не повреждаются, поэтому электродинамическая головка остаётся вполне работоспособной. Остаётся решить проблему с возникшим дефектом. Учитывая, что высококачественные изделия от брендовых производителей стоят очень дорого, многие умельцы делают самодельный подвес для динамика. Материалом для этого может послужить любой эластичный синтетический материал. Сначала на динамической головке нужно полностью удалить вышедшую из строя старую часть. С периметра диффузора и металлического корпуса удаляются остатки клея. Если диффузор нужно очищать очень аккуратно, то клей с диффузородержателя смывается любым активным растворителем.
Как действует схема подключения 3-х компонентной акустики
Итак, автомобильная 3-х компонентная акустика может различаться по типу ее акустического оформления, они бывают:
- корпус открытого типа – при этой схеме подключения авто акустики, в том числе и на 16 см, все головки динамиков выводятся на переднюю часть корпусного ящика;
- схема подключения 3-х компонентной акустики, которая включает в себя применение фазоинвертора;
- акустическое оформление типа «Лабиринт», которое предполагает установку головки на передней стенке, а диффузора на задней стенке;
- 3-х компонентная акустика 16 см может устанавливаться по схеме типа «Рупор», которая повышает КПД и позволяет увеличить громкость звука при малой мощности усилителя.
Схема подключения 3-х компонентной акустики Постоянный обзор качественной акустики позволяет выбрать для себя качественную аудио систему, которая позволит скоротать дальнюю дорогу при помощи прослушивания песен и аудиокниг.
Широкополосные динамики акустики
Широкополосные динамики воспроизводят весь спектр частот, доступный человеческому уху – от 20 Гц до 20 кГц. Но проблема, которая заставила инженеров работать над созданием СЧ, НЧ и ВЧ спикеров, заключается в эффективности работы широкополосников на границах воспроизводимого диапазона частот.
Почему? Для воспроизведения звука очень важно синхронное колебание всей плоскостью диффузора. Для низов (около 40 Гц) его размеры достаточно велики – минимум порядка 300 мм. Но при росте частоты вибрации до верхних границ спектра такой большой диаметр диффузора не будет успевать передавать эти колебания всей своей поверхностью
Но при росте частоты вибрации до верхних границ спектра такой большой диаметр диффузора не будет успевать передавать эти колебания всей своей поверхностью.
Отсюда – необходимость «придумать что-то еще». Так, в частности, для улучшения звучания «верхов» диффузор снабжается дополнительным приспособлением. Оно называется «конус-визер» («рупорок», «дудка») и вклеивается в центр динамика. В то время, как основная плоскость диффузора воспроизводит «низы» при медленных колебания, компактный конус-визер воспроизводит верхние частоты.
Перечисленные слабые места широкополосных драйверов – предмет активного приложения современной инженерной мысли на грани с искусством. Чаще всего они решаются путем поиска и применения различным материалов или их сочетаний, приближающих полноценное звучание всего диапазона аудиосигнала, что способно различить человеческое ухо.
Как правило, по причине отсутствия кроссоверов, акустика с широкополосным драйвером обеспечивает воспроизведения звука в диапазоне 60 Гц – 16 кГц и чувствительностью до 92-95 дБ. Исходя из этих характеристик она идеально дополняет ламповые усилители, в большинстве своем имеющие небольшую мощность. Для этого катушки широкополосных драйверов выполняются с высокими значениями показателей сопротивления. Для всех остальных спикеров акустических систем они варьируются в пределах 2-8 Ом.
Оформление для динамика
Одними из самых распространённых коробов считаются закрытый ящик и фазоинвертор.
- Закрытые ящики используют в SQ — системах, которые направлены на качество звучания. Если у вас открытый кузов автомобиля типа универсала или хэтчбэка, то достаточно использовать 10-дюймовый динамик. Если у вас седан, то лучше в закрытый ящик устанавливать 12-дюймовый динамик, иначе есть шанс, что его не будет слышно.
- Следующий вид коробов — фазоинвертор.
Мы не будем сейчас подробно останавливаться на коробах, так как у нас уже есть отличная статья о том, как влияет короб на звук. В ней мы подробно рассмотрели упомянутые акустические оформления, проанализировав минусы и плюсы каждого.
Закрытые же ящики используются не так часто. С чем это связано, какова причина такой разницы? Всё очень просто: сейчас популярность набирают системы, которые обладают максимальной громкостью. Однако, все дело в том, что определить, насколько качественно играет сабвуфер, зачастую не так просто, особенно, если в этом нет опыта и не с чем сравнить. Когда же мы садимся в автомобиль с высоким звуковым давлением, где все вокруг трясется, и мы всем телом ощущаем бас, тут любой новичке сможет почувствовать разницу. Такие системы в основном собираются на коробах типа фазоинверторов.
Вообще, есть большое количество различных видов коробов: ЧВ (четвертьволновой резонатор), лабиринты, бандпассы, рупоры – подобные акустические оформления используются не так часто. В дальнейшем, мы их тоже рассмотрим и добавим в статью.
Под какой короб подойдет динамик?
Определить, для какого оформления лучше подойдёт динамик, мы можем по следующей формуле:Если по этой формуле результат получился 50 или меньше, то, следовательно, динамик отлично подходит для работы в закрытом ящике. Если же показатель больше 50, то этот динамик хорошо подойдёт для работы в фазоинверторе, превышает 100 – то лучше установить этот сабвуфер в оформление банд пасс.