Выбор сабвуфера
Итак, самое интересное – выбор сабвуфера
Важной особенностью конструкции сабвуфера является акустическое оформление, в котором работает его динамик. Бывают три основные типа акустического оформления: закрытое, пассивный излучатель и фазоинвертор
Для работы с музыкальным материалом лучше подходят первые две конструкции, поскольку они обеспечивают более точный музыкальный бас. В качестве превосходного сабвуфера для прослушивания музыки можно порекомендовать закрытую модель Penaudio Charm.
Penaudio Charm – элегантная модель от финского производителя
Еще один отличный музыкальный саб, но уже с пассивным излучателем — Monitor Audio Bronze W10.
Этот сабвуфер имеет акустическое оформление «пассивный излучатель»
Универсальная и очень продвинутая модель с двумя восьмидюймовыми драйверами, усилителем D-класса и DSP процессором, да еще в столь оригинальном сферическом корпусе — B&W PV1D.
Этот шарик от B&W не только оригинально выглядит, но и отлично звучит
Высококлассный универсальный сабвуфер, способный «дать жару» в кино и при этом – деликатно воспроизвести тончайшие нюансы басовой составляющей музыкальных произведений — REL G1.
Высококлассный сабвуфер REL G1
Наконец, настоящий громовержец и повелитель самых глубоких басов класса High End – пассивный сабвуфер ICE 15.2P умеет басить на частотах вплоть до 28 Гц, оснащен двумя 15-дюймовыми головками, имеет чувствительность 98дБ и может развивать звуковое давление вплоть до 134 дБ!
Пассивный сабвуфер ICE 15.2P
Использование в стерео
Традиционно сабвуфер используют в составе домашнего кинотеатра, где он отвечает главным образом за звуковые эффекты. Однако существует вполне успешная практика использования сабвуфера в стереосистемах. Такая схема называется «трифоник» и обозначается, как 2.1. У неё есть определённые преимущества перед применением полноразмерных колонок с собственным низкочастотным трактом.
Трифоник включает пару фронтальных колонок и сабвуфер
Первое преимущество вполне прагматично. Сабвуфер чаще всего используют вместе с полочной акустикой. Так как последней требуется меньше пространства, а ещё она может одинаково эффектно звучать как на большой, так и на малой площадях, то сабвуфер будет весьма органично дополнять собой общую звуковую картину, добавляя в неё необходимый бас. А владельцу системы не придётся ломать голову, куда установить крупногабаритные колонки.
Второе преимущество не столь очевидно, хотя и напрямую взаимосвязано с первым. Дело в том, что звучание полочной акустической системы, зачастую обладает более высокой степенью локализации по сравнению с напольными колонками, поэтому слушатель получает намного более объёмную звуковую панораму. При этом, одним из самых проблемных моментов в домашней аудиосистеме является согласование ее звучания с комнатой прослушивания и, в частности — корректное воспроизведение баса. А использование сабвуфера позволяет получить более управляемый, глубокий и чёткий бас, направление звучания которого человеческое ухо не так чётко локализует.
Объемный звук в акустических системах домашнего кинотеатра
В кинотеатре, просматривая какой либо фильм, вы чувствуете реалистичность происходящего на экране — будь то пролетающие над вами пули, автомобильные аварии или шепот в напряженной сцене, которая вовлекает вас в драму.
Чтобы получить у себя дома такое захватывающее звучание, вам нужна система воспроизводящая объемный звук. Существует множество вариантов, позволяющих перенести объемное звучание из фильмов в дом — от относительно недорогих звуковых панелей до полноценных систем с двенадцатью динамиками с высококлассными AV-процессорами и усилителями.
Объемный звук в кинотеатре и дома
Кинематографическое впечатление от большого экрана является интуитивным и живым, которое втягивает нас в фантастический мир кино и окружает нас высококачественным звуком, буквально летящим на нас со всех сторон.
Вы также можете перенести такое ощущение к себе домой, используя для этого музыкальный центр и систему объемного звучания. С помощью такого оборудования вы можете создать свой собственный домашний кинотеатр для любой комнаты с любым пространством.
Смысл такого проекта состоит в том, чтобы использовать несколько колонок для имитации трехмерного звука. Чтобы создать идеальную среду объемного звука в доме, вам не обязательно иметь столько динамиков, сколько в кинотеатре. При наличии у вас всей необходимой аудио аппаратуры, все, что вам нужно будет сделать — это правильно установить технику в вашей комнате.
Несколько основных моментов, прежде чем мы начнем: когда вы ищете новую систему объемного звучания для своего дома, вы должны знать, что каждая из них имеет числовые конфигурации: 5.1, 7.1, 9.1 и 11.1. Первое число соответствует количеству динамиков, а второе относится к количеству сабвуферов или низкочастотного компонента, отвечающей за звук при басовых атаках любой музыкальной композиции.
Система объемного звучания 5.1 (наиболее распространенная) обычно состоит из канального динамика, правого и левого динамических излучателей, тыловых колонок (размещайте их по внешнему периметру вашей комнаты или позади вас) и сабвуфер. В совокупности эти компоненты создают идеальное окружающее звучание. Но это не единственный вариант. Предположим, вы хотите расширить свое домашнее музыкальное представление, чтобы получить больше ярких впечатлений. Вот несколько дополнительных советов по настройке вашей новой системы!
Подключение пассивного сабвуфера к усилителю
Если у сабвуфера сзади две клеммы, то сабвуфер подключается к выходу Pre Out Subwoofer через усилитель. Таким образом схема подключения выглядит так: Сабвуфер — Акустический кабель — Усилитель (специально для сабвуфера) — RCA кабель — Ресивер (Pre Out Subwoofer).
Иными словами, сабвуфер можно подключить через отдельный усилитель, с помощью Pre-out выхода на сабвуфер, расположенного на задней панели ресивера. Сабвуфер подключаете к любому усилителю, а к выходу на колонки этого усилителя акустическим кабелем подключаете пассивный сабвуфер.
Внимание! Не забудьте поставить «отсечку» (частоту среза или лимит воспроизводимых частот) в ресивере на сабвуфер и регулировать только общую громкость всей акустической системы, так как вы можете испортить сабвуфер, используя регулятор усилителя сабвуфера. Очень часто пассивные сабвуферы подключаются параллельно к фронтальным колонкам:
Очень часто пассивные сабвуферы подключаются параллельно к фронтальным колонкам:
- На задней панели сабвуфера три клеммы — это плюсы от фронтальных динамиков и их общий минус (минусы скручиваются вместе);
- На задней панели сабвуфера четыре клеммы — это плюсы и минусы фронтальных динамиков.
Пассивный сабвуфер может также использоваться и в стерео варианте. Великолепно подойдет он и для подключения к домашнему кинотеатру. При применении совместно со стерео усилителем нужно подключить к выходам сабвуфера выходы усилителя. Для этих целей удобно использовать акустические кабели, которые имеют толщину от 2.5 до 4 мм, достаточно лишь подобрать нужную длину
При подключении важно убедиться в соответствии полюсов штекеров и полюсов предоставленных каналов. Выходы сабвуфера подключают к сателлитам. Подобная операция производится в том случае, когда сабвуфер используется в домашнем кинотеатре
Советы по настройке сабвуфера
- Спешка и правильная настройка акустической системы — несовместимые между собой вещи. На качественную настройку следует выделить несколько часов свободного времени.
- Проверять звучание лучше всего на известных или любимых треках, где точно можно отличить правильное звучание от искаженного.
- Прослушивать треки для проверки следует при закрытых дверях и окнах на водительском сидении, так можно уловить малейшие недочеты.
- Не ограничивайтесь проверкой на одном треке, лучше всего будет внимательно прослушать несколько композиций различного жанра и с различным набором звуковых частот.
- Не существует определенных параметров на которые нужно устанавливать показатели фильтров. В данной статье приведены лишь оптимальные и самые популярные установки параметров. Настраивать же необходимо, исходя из личных вкусовых предпочтений, следя за гармоничным звучанием фронтальных мидбасов и сабвуферной головки.
Отрегулировав все фильтры указанным образом, можно достичь громкого звучания сабвуфера, при этом он будет работать гармонично, не перекрывая общий музыкальный тон. Такая настройка подойдет для всех музыкальных жанров и поможет расширить диапазон их звучания.
Общие советы для улучшения качества звука домашнего кинотеатра:
- Используйте автоматическую калибровку для правильной настройки всех элементов системы.
- Важнее всего настроить центральную колонку в системах 5.1 и выше. Чтобы не прислушиваться к диалогам и не сидеть оглушенным во время экшен-сцен, покопайтесь в настройках вашего рисивера. Внимательно прислушивайтесь к тому, как звучат диалоги во время тестирования звука. Они должны быть слышны отчетливо в любой части комнаты, не заглушаясь звуками эффектов.
- Провода для колонок должны быть высокого качества. Чем толще, тем лучше.
Также хочу сказать, что акустика и особенности комнаты, в которой располагается домашний кинотеатр, имеют огромное значение. Подробнее смотрите ниже:
Виды
Сабвуферы — устройства, которые могут отдельно воспроизводить низкие и даже инфразвуковые частоты. Именно эти басы делают звук объемным, глубоким и громким. Создается обволакивающий драматический эффект присутствия и реалистичности спецэффектов в кино. Создание моделей сабов подчинено разделу физики под названием «Акустика». Именно законы физики определили внешний вид и конструкцию современных сабвуферов. В зависимости от исполнения различают несколько видов этих устройств.
По типу взаимодействия динамика с корпусом сабы, которые массово продаются, бывают:
- закрытого типа (закрытый ящик);
- фазоинверторный корпус (с портом фазоинвертора).
В закрытом не происходит взаимодействия динамика с воздухом, что меньше искажает звук. Минус — он испытывает больше давления и перегрузок при повышении громкости и мощности звучания. Такие устройства — сложные инженерные конструкции. Стоимость их довольно высока. Зато они не так зависимы от выбора места в помещении для идеального отыгрывания низких частот.
Фазоинверторные модели более распространены, т.к. проще и дешевле. Через порт фазоинвертора происходит обмен воздухом, на динамик идет меньше давления, но зато поверхность пола и обстановка помещения больше влияют на звук, могут искажать и гасить его. Именно с фазоинверторными сабами приходится искать оптимальную точку в комнате для лучшего звучания басов.
А по подаче мощности различают:
- активный сабвуфер (встроенный усилитель);
- пассивный (внешний источник).
В активном сабе усилитель встроен в корпус. Это удобно, не требует тонкой настройки всех компонентов акустической системы, т.к. производители сами ставят фильтр высоких частот. Активный тип сабвуферов уверенно вытесняет более дешевый пассивный благодаря комфорту использования простыми пользователями. Можно просто подключить устройство в систему (или к телевизору, компьютеру), и она будет четко работать, не требуя точной отладки, специальных навыков и знаний. Люди готовы переплатить за удобство и простоту работы с такой акустикой.
Пассивные сабы требуют подключения к внешнему усилителю. Если есть опыт в этой сфере, то такой тип сабвуфера не будет минусом. Ведь можно собрать систему с очень мощным усилителем в пределах 1000 ватт, которому под силу прокачать любые басы. Также этот вариант идеален, если хочется создать настоящий эффект кинозала с помощью 2 или 3 сабов.
Еще один важный параметр техники — это диаметр диффузора у динамика. Чем больше этот показатель, тем больше мощных басов способен выдать сабвуфер. Сейчас самые распространенные размеры в дюймах:
- 8;
- 10;
- 11;
- 12.
Прослеживается взаимосвязь между диаметром динамика и оптимальной площадью помещения для саба:
- 8′ — 10-15 м²;
- 10′ — 20-30 м²;
- 12′ — свыше 40 м².
Поэтому не стоит для маленькой заставленной мебелью комнаты покупать устройство с огромным динамиком. И басы как следует не раскроются, и обстановка, и соседи могут пострадать.
Третий шаг: регулировка выходной чувствительности
Фильтр регулировки выходной чувствительности также выглядит в виде колеса для прокрутки отверткой и обозначается «GAIN» или «LEVEL».
Существует ошибочное мнение о том, что данный параметр отвечает за громкость сабвуфера, на самом деле это не так, даже несмотря на то, что при установке на верхние позиции громкость действительно увеличивается. Этот фильтр отвечает за согласованную работу головного устройства и сабвуфера, настраивается по определенной методике, имеющей четыре простых действия:
- выставить регуляторы на магнитоле и усилителе на минимум и пускается звуковой сигнал для проверки;
- постепенно увеличивается громкость до появления первых искажений в звучании, после чего возвращается в последнее положение, при котором было чистое звучание;
- затем регулятор на усилителе вращается в сторону увеличения до появления первых звуковых искажений;
- как только появились искажения, регулятор возвращается в крайнее положение, при котором их не было.
Подключение активного сабвуфера к ресиверу
Не буду сразу забивать вам голову возможно ненужной информацией, а для начала представлю 3 варианта подключения активного сабвуфера к ресиверу/усилителю или DVD/Blu-Ray плееру. Возможно, что на вашем сабвуфере только один вход «Subwoofer», но на нижепредставленной схеме изображен наиболее часто встречаемый вариант.
Сабвуфер имеет два высокоуровневых входа, поэтому для подключения понадобиться достаточно толстый и длинный акустический кабель для того, чтобы произвести подключение к усилителю.
Существуют несколько способов подключения сабвуфера:
Активные сабвуферы (со встроенным усилителем) подключаются коаксиальным кабелем RCA — RCA, иными словами ( тюльпан-тюльпан). Один конец кабеля в сабвуфер, второй к 6-ти канальной аналоговой панели на ресивере в разъем с надписью Subwoofer. Если RCA разъемов на сабвуфере 2 (L и R — In) или 4 (L и R — In и Out), то используется белый разъем.
Для подключения сабвуфера можно использовать выходные терминалы, которыеиспользуются для подключения акустических систем. При этом сабвуфер и акустические системы будут работать в низкочастотном диапазоне параллельно.
Сабвуфер иногда подключают к выходным терминалам, расположенным на усилителе, тогда акустические системы подключают к выходным высокоуровневым терминалам, расположенным на сабвуфере. Дело в том, что перед этими терминалами находятся высокочастотные фильтры 6 дБ, которые снижают давление в низкочастотном диапазоне, оказываемые на акустические системы. При этом работа приборов осуществляется не параллельно, иначе говоря, этот способ подключения позволяет повысить рабочую нагрузку, оказываемую на всю систему.
Самый гибкий с сабвуферами: стерео ресивер Sony STRDH190
Sony STRDH190 представляет собой полноценный двухканальный стереофонический ресивер с широким набором функций и качеством звука. Для аудиослушателей, которым нужен сегодняшний звук, встроенный усилитель NAD звучит фантастически; Вырабатывая 112 Вт на канал, Sony обладает достаточной мощностью, чтобы выдвинуть любой сабвуфер на самую громкую громкость. Цифровые соединения на задней панели ресивера помогут быстро подключиться к внешнему сабвуферу. Четыре аналоговых входа и один выход подключаются к CD-плееру или другому записывающему устройству. В сумме Sony может подключить до двух пар колонок.
Для аудиослушателей, которые хотят отбросить его, этот ресивер также может удовлетворить такие вкусы. Вход Phono подключается прямо к проигрывателю для воспроизведения виниловых хитов прошлых десятилетий. После подключения к проигрывателю звук становится чистым как никогда. К счастью, вход Phono — не единственный вариант, так как подключение Bluetooth добавляет множество дополнительных параметров. Подключитесь к смартфону и играйте прямо с устройства или используйте режим ожидания Bluetooth. В последнем варианте ресивер включается с сопряженного устройства и начинает воспроизведение.
Chemical Brothers — Das Spiegel (для проверки атаки и распада)
Вам вряд ли удастся найти более обширную, усеченную и полностью сокращенную коллекцию звуков, полученных с помощью электроники… Именно поэтому «Das Spiegel» — это великолепная проверка дисциплины ваших ораторов в том, что касается атаки и затухания. Помимо барабанной ритм-гитары и выдувной мелодики, каждый звук здесь, казалось бы, был разработан, чтобы возникать из ниоткуда и так же внезапно исчезнуть…
От четырехгранной стреловидности барабанного паттерна до писков, шипений и скрипов на заднем плане по мере нарастания мелодии — контроль должен быть военным. И гудящие, почти непрерывные басы только усугубляют испытание.
Готовим технику к регулировке
Сначала надо уделить внимание процессу установки техники в автомобиле. Подходящее место выбирается в зависимости от того, какой сабвуфер используется — активный или пассивный
Как отрегулировать активный савбуфер
Активный вариант акустики состоит из двух корпусов. В одном располагается усилитель, в другом — основное приспособление. Устанавливать такую технику относительно просто. Основной компонент чаще всего ставят под водительским сиденьем, поскольку эту место расположено недалеко от аккумулятора — не придётся возиться с проводами. Однако это несколько приглушит звучание басов, да и возникающая в некоторых моментах вибрация нравится не всем.
Активный сабвуфер прост в установке, но требует тщательной настройки
Также можно разместить компонент в заднем сиденье или на специальной полке. Это даст возможность лучше распределять звук по салону, но нужно будет использовать несколько проводов. Возьмите два провода: узкий и широкий. Соедините их с клеммами акустической техники. Широкий провод надо прикрепить к клемме «+» на АКБ, а узкий — с магнитолой.
Как настроить пассивную акустику
Пассивные сабвуферы не имеют встроенного усилителя, но его можно подключить отдельно. Только следите за тем, чтобы мощность основного компонента была меньше, чем мощность усилителя, иначе он перегреется!
Пассивный сабвуфер популярен у большинства водителей-меломанов
Radiohead — The national anthem (для проверки общего баланса) (2000)
«The national anthem» группы Radiohead — это плотный, многоярусный «музыкальный» торт, с акустическими и электронными инструментами, стреляющими во всех направлениях (не говоря уже о духовом ансамбле, который, похоже, оказался не по адресу). Всё настроено до одиннадцати: от обработки вокала Тома Йорка и перегруженного звука бас-гитары до воя терменвокса на заднем плане…
Колонки должны обеспечивать идеальный баланс между организацией и атакой, между динамизмом и уравновешенностью и, что наиболее важно, между контролем и отказом во всем частотном диапазоне… Если все сделано правильно, — это просто захватывающая какофония
Как выбрать хорошую акустику для ТВ
Чтобы не запутаться во всем многообразии вариантов акустики для телевизора, стоит учесть представленные ниже параметры.
Виды колонок
Существует несколько вариантов акустических систем для телевизора.
- Простые колонки. Это системы 2.0, 2.1, 5.1, которые чаще покупают для ПК, но ничего не мешает подключить их и к телевизору. Среди плюсов – они недорогие, легко подключаются, не требуют настроек и занимают мало места.
- Саундбар или звуковая панель. В первоначальном виде — это узкая колонка, оснащенная несколькими динамиками. Она удобна для расположения, можно положить под телевизором на тумбу или повесить на стену. В более продвинутых вариантах могут добавляться тыловые сателлиты и сабвуфер. Сегодня это самый распространенный вид, выпускается многими производителями – от Samsung и LG до аудиогигантов Pioneer и Yamaha.
- Домашний кинотеатр считается наиболее качественным решением, так как в его состав входит несколько колонок с разным расположением, усилитель, сабвуфер, нередко устройство для воспроизведения контента (Blu-ray проигрыватель). Минус в том, что он требует тонкой настройки и установки, да и ценник у хороших комплектов очень дорогой.
Конфигурация
Комплект может предлагать несколько колонок. Такие системы получили название 2.0, 2.1, 5.1, 7.1 и даже 9.1.
Каналы различают следующие.
- Фронтальный канал – это основа для любого звука. При отсутствии в комплекте саба функцию воспроизведения низких частот берет на себя именно фронт. Если комплект включает более двух колонок, то фронтальные самые большие и мощные. Имеют 2-3 динамика.
- Центральный канал отвечает за средние частоты, то есть, более точно передает голос, что обеспечивает своеобразный эффект погружения.
- Задние – обычно маленькие колонки, установленные сзади, имеют небольшой спектр частот, создают объем.
- Сателлиты – боковые колонки, также направлены на обеспечение объема, помогают задним.
- Сабвуфер отвечает за низкие частоты и добавляет в звучание бас.
Тип усиления
Колонки делятся по типу усиления на пассивные и активные. У первых он располагается отдельно (в профессиональных системах их вовсе докупают), у активных колонок он встроен.
Пассивные колонки удобны тем, что выдают более чистый звук, и они мощнее (а также выдерживают высокие нагрузки). Недостаток в том, что требуется отдельный усилитель, который также занимает место.
Активные устройства менее мощные, могут не выдержать больших нагрузок (при использовании с ТВ неопасно), а в качестве плюсов – они могут питаться напрямую от USB или электрической сети, занимают меньше места, да и качество звука обеспечивают вполне приличное, достаточное для ТВ.
Способ подключения к ТВ
Подключить колонки к телевизору можно через:
- 3,5 (mini-jack) – самый простой вариант, удобен для обычных колонок;
- RCA (тюльпаны без желтого штекера) – выступают альтернативой для 3,5;
- HDMI – используется в акустике, предназначенной специально для ТВ;
- оптический – используется также в профессиональной акустике (чаще всего в домашних кинотеатрах), считается, что он лучший по качеству передачи аудиосигнала.
Звуковые характеристики
После выбора устройства по типу, количеству колонок и способу подключения, следует разобраться с важными звуковыми характеристиками.
- Мощность – параметр (указывается в Вт), характеризующий громкость. Может быть указана номинальная, пиковая и максимальная мощность. Первая – это та, которая характеризует реальные возможности колонки. Оставшиеся – это максимальный звук, который колонка может выдавать на протяжении короткого времени. Хитрые производители указывают эти параметры, что является обманом, так как не отображает реальную картинку. Мощность нужно учитывать с учетом размеров помещения.
- Чувствительность указывается в дБ. Показывает, насколько качественным будет звук на максимальной громкости.
- Импеданс (сопротивление) – чем ниже сопротивление, тем громче звук. Измеряется в Омах. Имеет значение в соотношении с возможностями усилителя.