Выбор популярной акустики времен ссср

Сравнение советских и современных акустических систем

При сравнении советских и современных акустических систем часто допускают ошибку, а именно — сравнивают вещи, которые по-хорошему не стоило бы ставить в один ряд. Чтобы не ошибиться в этом плане, нужно немного разобраться в истории акустики. Чаще всего сравнивают массовую советскую акустику S-90 и современные недорогие АС, и всегда получают один и тот же результат — даже по техническим показателям советская акустика лучше. Но можно ли делать такие сравнения? Не совсем, потому что советская акустика для своего времени стоила очень дорого, и в пересчете на современные деньги оказывается, что сравнивать ее нужно с современными стереопарами из средне-высокой ценовой категории. Естественно, по большинству показателей советская акустика проиграет дорогой современной, но ведь и создавалась она по стандартам Hi-Fi 50-летней давности.

Лучшие советские колонки

При покупке акустики выбор нужно делать исходя из своих задач. Некоторые люди считают, что лучше за небольшие деньги купить советскую стереопару, а не современную дешевую. В чём-то такие люди вполне правы, особенно если учесть качество исполнения советской аудиотехники. Всех прелестей современного Hi-Fi такие колонки не раскроют, но за то они будут надёжно выполнять свою функцию и будут более качественными современных дешевых

То есть, если для человека важно качество звучания и у него ограничен бюджет — советские колонки — выбор лучше дешевых современных. Так же советскую акустику выбрать стоит тем, кто любит старую технику и у кого она вызывает чувство ностальгии

Если деньги есть, и качество звука — на первом месте, то стоит присмотреться к современной дорогой акустике (500+ долларов). В таком случае можно наслаждаться Hi-Fi’ем современного образца, который будет лучше советского. Опять же стоит понимать, что это — заслуга развития технологий, и современная дорогая акустика лучше советской не из-за того, что в СССР делали плохие стереопары.

Ну и последний, но не по важности факт. При покупке АС нужно помнить о том, что это лишь часть звуковой системы и аудиотехники, соответственно к дорогим колонкам нужен дорогой усилитель и хорошие звуковые платы, что увеличит итоговую стоимость оборудования

В некоторых случаях целесообразнее приобрести советскую акустику.

Советские колонки с усилителем

«Электроника»

Под этим названием в СССР выпускался широкий ассортимент бытовых приборов. Заводы, относящиеся к Министерству электронной промышленности, под маркой «Электроника» производили телевизоры и калькуляторы, компьютерные системы и магнитофоны. Были в перечне этих товаров электронные часы и другие изделия.

Было налажено и производство советских акустических систем, которыми являлись колонки «Электроника». Их имелось несколько разновидностей:

1. «Электроника 25АС-033». Это трехполосная АС, которая была заключена в натуральный деревянный корпус. Номинальная мощность таких колонок составляла 25 Вт, а пиковая доходила до значения 100 Вт. Колонки воспроизводили звук в диапазоне от 31.5 до 25000 Гц и имели номинальное сопротивление, равное 4 Ом.

2. Колонки «Электроника 25 АС-118». Это АС, также находящаяся в натуральном деревянном корпусе.

3. «Электроника 25АС – 126». Эта система является трехполосной АС, заключенной в корпус из ДСП. Номинальная мощность таких колонок была равна 25 Вт, а предельная составляла 50 Вт. Частота звука находилась в диапазоне от 4 до 20 000 Гц, а сопротивление было равно 4 Ом.

4. «Электроника 25АС-132». Это блочная трехполосная АС с номинальной мощностью 25 Вт. Она, как правило, шла в одном комплекте с усилителем «Электроника 104С».

5. «Электроника 25АС-227». Паспортная мощность этой трехполосной АС составляла 50 Вт. При этом система имела некоторые отличия от предыдущих моделей. Так, в ней были установлены изодинамические ВЧ головки. Они отличались низкими искажениями, что обеспечивало высокое качество при воспроизведении высоких частот.

Сравнение советских и современных акустических систем

В СССР разработкой и изготовлением бытовой радиоэлектронной аппаратуры (БРЭА) занимались многие предприятия военно-промышленного комплекса, среди которых Рижское ПО «Радиотехника», Ленинградское ВНИИРПА им. А.С.Попова, Львовское НИИБРЭА и другие. Широкому распространению АС предшествовало появление на отечественном рынке прообраза современных музыкальных центров — ламповых стереофонических радиол «Симфония» (1964), изначально комплектовавшихся отдельностоящими звуковыми колонками. Их звучание разительно отличалось от того, что привыкли слышать неизбалованные хорошим звуком граждане Союза. Долгое время эти трехполосные акустические системы закрытого типа были эталоном качественного звучания, да и сейчас они, несмотря на безнадежно устаревшие технические параметры (частотный диапазон – 50-18000 Гц, чувствительность — 92 дБ, мощность — 2х6 Вт), пользуются определенным спросом.

В последние годы существования СССР при проектировании акустических систем начали применять математическое моделирование и ЭВМ. Наряду с возможностью выбора высокоэффективных громкоговорителей нового поколения, это позволило создать АС, обеспечивающую высокую верность воспроизведения. Самыми лучшими из них до сих пор считаются разработки:

  • ВНИИРПА — 75АС-001 (150АС-001);
  • НИИБРЭА — 35АС ДС-017 «Амфитон».

В 90-х годах ХХ столетия советский High-End (как теперь говорят) одновременно со всей страной прекратил свое существование. С тех пор в мире появились новые модификации динамиков, в которых используется инновационная схемотехника, а также более современные технологии и материалы. Все это делает бессмысленным сравнение сохранившихся АС советского периода с современными зарубежными моделями.

Важно! Советские АС высокой верности воспроизведения звука были многополосными, то есть — выводили высокие, средние и низкие частоты через отдельные динамики. Поэтому качество их звучания часто превосходит уровень дешевой акустики китайского производства.

Разыскивается бас в 25АС-326

Огромная просьба аудио знатоков высказать свои предположения по поводу такой ситуации:

Недавно будучи в гостях у знакомых, был приятно потрясен НЧ звучанием 25АС-326 подключенных в качестве фронтов к мегабюджетному ДК «Свен». Может и не хватает в этом басе мясца, но ОН..»благородный» (трудно подобрать более подходящий эпитет), не «звучит» и именно «играет». После этого моя неприязнь к сабвуферам умножилась вдвое.

Вопрос:

Куда делся этот басс в точно таких же моих, простоявших лет 18 без дела с редкими перерывами на «хоум-пати», подключенных к рессиверу Kenwood KRF-V4550D? Вернее он есть, но он % на 30 — 40 слабее и если Тина Тёрнер или Анастейша не менее убедительны, то У Ван Хален или Бон Джови теряешь то Бочку то бас гитару.

Более внимательное изучение потрохов колонок показало что одна из них не соответствует схеме данных АС. По схеме, НЧ подключены в противофазе со СЧ Д.Г. В моем же случае в противофазе работают еще и НЧ динамики между собой. Правильно ли это? Могли ли на заводе начудить при монтаже?

В мой дом, колонки попали не новыми и чесгря не помню откуда. Это была эпоха бумбокса да и зеленый я еще был чтоб что-то с ними чудить. Судя по качеству пайки, если и не заводская то сделано «со знанием дела». Еслиб не это, то не сомневаясь перепаял бы согласно схеме и не советовался бы.

Да, еще — использовал я их в тинейджерстве вместо гитарного комбика с каким-то ужасным усилком(царство ему небесное) несколько месяцев. Могло ли это повредить характеристики 25ГД-26?

P.S.: Для наглядности ситуации по «несимметричности» кросоверов прилагаю их фото. На твитера не обращайте внимания, старые были ушатаны ребенком изучающим реальность вооружившись чем-то острым. Эти купольные ВЧ были вытащены из старых американских колонок середины 80х и еще предстоит увязать их с системой… в которой СЧ динамик теперь скорей всего тоже придется менять. Кстати, я еще никогда не слышал ВЧ динамиков с таким разрешением(!!). Но это уже отдельная история и судя по всему затратная. Я переделаю их пластиковое лицо, заменю шпон ужасного красняка на шпон палиссандра, поменяю проводку хоть на золото, найму специалиста по отстройке кроссовера если не потяну сам, НО только после того как получу ТЕ самые «низы» которые можно сравнить с монохромной фотографией — главное содержание, пусть даже где-то в ущерб форме. Кстати те колонки с которых все началось, по заверениям хозяина вообще не вскрывались никогда. Заранее всем Большое Спасибо!

25АС-326, по старому ГОСТу – 25АС-126

Производил их Казанский завод “Элекон”. Серийный выпуск модели был начат с 1979 года. В СССР весьма популярная была АС. Цена была 135р.


Электроника Д1-01 Рекомендуемая мощность 35 Вт акустики. Предпочтительный вариант установки полочный. Хотя при желании можно поставить ее не только на полку, но и на шкаф.

Тех. характеристики:

Диапазон частот, Гц: в условиях свободного полупространства 40-18 000

Неравномерность АЧХ звукового давления, относительно уровня среднего звукового давления –8дБ

Неравномерность AЧХ, в диапазоне частот 100… 8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления ±4дБ

Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ (Па/√Вт) 84 (0,32)

Гармонические искажения, %, при 90 дБ на частотах, Гц, не более: 250… 1000 2 % 1000 …2000 1.5 % 2000 … 6300 1 %

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Предельная шумовая (паспортная) мощность: 35 Вт

Оформление: Закрытый ящик

Масса: 14 кг. Габариты: 480х285х275мм.

Диапазон звуковых частот разделен на 3 полосы 40…500, 500…5000, 5000…20000 Гц с помощью пассивных фильтров.

Динамики:

НЧ – 25 ГД-26, СЧ – З ГД-31.

В качестве ВЧ головки изначально – 6 ГД-6, позже их модернизированным вариантом – 15ГД-11А.

Корпус АС выполнен в виде ящика со съемной задней стенкой, изготовленного из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой, которая является одновременно обрамлением для головок громкоговорителей.

Все головки спереди защищены металлическими сетками. На лицевой панели расположен шильдик с АЧХ. Головка СЧ с внутренней стороны отделена от общего объема корпуса герметичным пластмассовым кожухом, устраняющим влияние НЧ головки на работу СЧ. Внутри корпуса на задней его стороне смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение НЧ, СЧ и ВЧ полос. Внутренний объем корпуса заполнен звукопоглощающим материалом.

Схема

Фильтр L1, C1, С2, R1 служит для выделения НЧ части сигнала и подачи ее на НЧ головку ВA1 (25ГДЗ-26-30). Резистор R1 служит для выравнивания частотной характеристики по звуковому давлению в области низких частот. Спад фильтра около 12 дБ/октаву. Фильтр С4, С5, L2 служит для выделения ВЧ составляющих сигнала и их подачи на ВЧ головку ВАЗ (ЗГД-31-1300). Последовательно с фильтром включен резистор R3, с помощью которого выравнивается частотная характеристика акустической системы в области ВЧ. Спад фильтра около 1 дБ/октаву. Через конденсатор СЗ подаются средние частоты на СЧ головку ВА2 (6ГД-6-80 или 15ГД-11А). Резистором R2 выравнивается частотная характеристика в области средних частот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: