Арктур 003 и 004

Внешний вид

Проигрыватель имеет пластиковый корпус, в который установлено польское прямоприводное ЭПУ с S-образным тонармом и тяжелым диском. У проигрывателя имеются нерегулируемые резиновые ножки.


Довольно типичный внешний вид для прямоприводных проигрывателей тех лет, добротная конструкция и наличие всех необходимых элементов управления

Сзади у проигрывателя есть два выхода: один со встроенного фонокорректора, второй в обход, для подключения к внешнему. При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.


Разъемы типа СГ-5, также известные как DIN 5

Проигрыватель имеет тяжелый опорный диск, который в то же время является ротором электродвигателя, по внутренней его части наклеена магнитная пластина.

Под ним расположен статор электродвигателя.


Статор электродвигателя

Тонарм выполнен целиком из металла, в его конструкции нет ни малейшего люфта. Единственное, что вызывает вопросы — противовес, который сидит недостаточно плотно, да и проградуирован он с шагом в 0,5 г, что существенно усложняет процесс точной настройки прижимной силы без весов. Шелл не имеет прорезей для более точной настройки угла захода, однако он съемный и может быть заменен на любой другой.

Почему кассетные проигрыватели возвращаются в моду

Не стоит удивляться, увидев человека с только что купленным кассетным проигрывателем. Его можно воспринимать как коллекционера или ценителя прошлого, который вместо сервиса ХХI века наслаждается ретро-звуками.

Кассетофилам нравится современный и футуристический дизайн деков. Их гладкие панели, металлические детали и множество кнопок хорошо вписываются в стильный интерьер. Такую технику покупают иногда не ради музыки, а из-за оригинальности вещи.

Но в этой моде есть также объективная сторона, которая может переубедить скептиков.

Прежде всего, многие еще хранят дома уникальные аудиозаписи, которые хочется где-то послушать. Их можно оцифровать, но тогда они потеряют свой шарм и изменят звучание. Чтобы сохранить атмосферу прошлого века, стоит купить специальный проигрыватель.

Модели

Чтобы понять, что это за плееры, необходимо ознакомиться с наиболее популярными моделями.

«Арктур 006»

В 83-м году прошлого века этот плеер был выпущен на Бердском радиозаводе совместно с польской компанией «Unitra». Это послужило доказательством того, что качественное оборудование можно производить и в Советском Союзе. Уже сегодня эта модель может составить конкуренцию некоторым легионерам.

Что касается технических характеристик «Арктура 006», то они следующие:

  • есть автоматическая остановка;
  • уровень фона – 63 децибела;
  • коэффициент детонации – 0,1 процента;
  • поворотный стол весит не менее 12 кг.
  • есть микролифт, переключатель скоростей;
  • частотный диапазон 20 тысяч герц;
  • уровень шума 66 децибел;
  • есть настройка частоты;
  • диск вращается со скоростью 33,4 об / мин;
  • есть регулятор давления;

«Арктур-004»

Электроплеер стерео типа был выпущен Бердской радиостанцией в 81-м году прошлого века. Считается, что его непосредственным назначением является прослушивание пластинок. Он состоит из двухскоростного ЭПУ, электронной защиты, контроля уровня сигнала, автостопа и микролифта.

О технических характеристиках можно сказать следующее:

  • коэффициент детонации – 0,1 процента;
  • вес модели 13 килограмм.
  • частотный диапазон 20 тысяч герц;
  • уровень фона – 50 децибел;
  • диск вращается со скоростью 45,11 об / мин;

«Арктур-001»

Появление данной модели плеера датируется 76 годом прошлого века. Создан на Бердском радиозаводе. С его помощью звучали различные музыкальные программы. Это можно сделать с помощью микрофонов, тюнеров или магнитных насадок.

Технические характеристики «Арктуры-001» следующие:

  • частотный диапазон 20 тысяч герц;
  • модель весит 14 килограмм.
  • питание от сети 220 вольт;
  • мощность усилителя 25 Вт;

«Арктур-003»

В 77-м году прошлого века на Бердском радиообъекте была выпущена еще одна модель плеера. Его непосредственным назначением считается воспроизведение звукозаписей с дисков. В основе разработки лежал проект «Арктур-001».

Что касается технических характеристик, то они следующие:

  • рекорд вращается при 45 оборотах в минуту;
  • такое устройство весит 22 килограмма.
  • коэффициент детонации – 0,1 процента;
  • частотный диапазон 20 тысяч герц;

Минусы :

  • повышенная звонкость стола, пластиковый корпусом и легкий диск,
  • управление двигателем на польских микросхемах ul1403, они склонны перегреваться и даже выгорать, но замену им найти невозможно,
  • ужасный корректор (к157уд2)

    Ламповый фонокорректор ЗМ №2

Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: [email protected]

Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией  приобрести хорошую звуковую технику…

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)

Переделка и доработка

В инструкции проигрывателя «Арктур 006» вы не найдете рекомендаций, как модернизировать агрегат? Это связано с тем, что в свое время он считался вполне современным. Однако умельцы нашли несколько способов улучшения функционала и качества звучания прибора.

Рекомендации указаны ниже:

  1. Меняют все конденсаторы.
  2. Головку также желательно поставить улучшенного качества.
  3. Тля точности настройки иглы допускается замена штатного шелла на аналог с прорезями.
  4. Дополняют конструкцию внешним корректором, повышающим качество звука.
  5. Вместо штыревого разъема монтируют тип «тюльпан».
  6. В тонарме приспосабливают аудиофильский кабель.
  7. Оснащают питающий разъем современной версией (как у блока компьютеров).

Планы и стандарты

Советская промышленность имела 60 радиотехнических заводов. При этом они были в состоянии полностью обеспечить советского человека качественным звуковоспроизведением на современном уровне развития технологий. Точка. Чтобы понять, как это происходило, стоит вспомнить, что в условиях плановой экономики все это регламентировалось. Количество — документами Госплана. Качество — ГОСТами (государственными стандартами).

Параметры магнитофонов, бывших вплоть до распада страны, пожалуй, самым популярным аудио в СССР, вначале определял ГОСТ 12392-66. Потом его сменил ГОСТ 12392-71 и т.д. По нему магнитофоны делились на четыре класса: от высшего до третьего. В 1966 году был и четвертый класс, пятый по счету, но популярность его в народе была исчезающе мала.

Так вот, в высшем классе на 19-й скорости уже в 1966 году сквозной тракт записи-воспроизведения должен был пропускать 16 кГц без «завала». А по ГОСТ 24863-87 от 1987 года «частотка» расширялась до значений 25 Гц — 22 кГц.

Электрофоны, пожалуй, более распространенные, чем проигрыватели винила, согласно ГОСТ 11157-74 в высшем классе должны были воспроизводить полосу 40–18 000 Гц. В третьем классе она сужалась до 140–7 100 Гц (у магнитофонов того же периода — 63–10 000 Гц).

Аналогичные ГОСТ 24388-88 и ГОСТ 23262-88 были приняты, соответственно, для усилителей и колонок. Эти стандарты есть в Сети, причем более ранние версии, достойные своих исследователей, остались, судя по всему, только в твердых копиях — это уже макулатура.

Справедливости ради отметим, что в странах развитого капитализма также была и есть своя стандартизация. Прежде всего, это DIN45500, который впоследствии плавно перешел в европейский стандарт ЕС IEC 60581. Разница лишь в одном. Если частная компания выпустила аппарат, который не соответствует части параметров из этих документов — это ее личное дело и предмет возможной озабоченности для потенциальных покупателей. В CCCP же требовалось жесткое соответствие ГОСТу — и никак иначе.

Есть легенды, что некоторые советские аппараты все же выпускались «вне» ГОСТа. Это происходило, когда какие-то их характеристики были реально выдающимися. Можно вспомнить бериллиевые твитеры, когда за «железным занавесом» о них мало кто еще слышал.

Были и коаксиальные точечные источники, сферические корпуса, изодинамика, сендаст, стеклоферрит, тантал… И все это разрабатывалось, выпускалось, модернизировалось, ремонтировалось и, главное, работало не годами — десятилетиями. Взять и выбросить на свалку изделие бытовой электроники в СССР было просто немыслимо.

Все это стоит проиллюстрировать историями, коих о советском бытовом (да и профессиональном) аудио и видео было рассказано немало. Начнем с разработки. 

Как настроить?

Чтобы проигрыватель смог проработать гораздо дольше, необходима правильная настройка. Для этого потребуется схема, которая прилагается к любому проигрывателю. Для начала его надо выставить, а затем установить оптимальный уровень выбранной модели.

После этого нужно заняться настраиванием головки звукоснимателя, ведь от того, как она размещена, будет зависеть не только площадь, но и угол ее соприкосновения с дорожкой винила. Выставить иголку можно при помощи линейки или профессионального транспортира.

На его головке должны находиться два специальных крепежных винтика. С их помощью можно регулировать уровень вылета иголки. При небольшом их послаблении можно переместить каретку и установить уголку на уровне 5 сантиметров. После этого винтики надо тщательно зафиксировать.

Следующий этап – это выставление азимута картриджа. Достаточно взять зеркало и положить его на диск проигрывателя. Затем нужно подвести тонарм и опустить головку звукоснимателя на зеркало, находящееся на диске. При правильном расположении головка должна лежать перпендикулярно.

Одной из немаловажных составляющих проигрывателя считается тонарм. Он предназначается для держания звукоснимателя над диском, а также для плавного перемещения самой головки в то время, когда происходит воспроизведение звуков. От того, насколько правильно будет сделана регулировка тонарма, полностью зависит итоговое звучание мелодии.

Для настраивания необходимо изначально распечатать шаблон. При этом линия проверки должна быть равна 18 сантиметрам. Черная точка, нарисованная на нем, нужна для его установки на шпиндель данного устройства. Когда он будет надет, можно приступать к самой настройке.

Иголку надо установить в центре пересечения линий. Она должна находиться параллельно сетке, сначала проверить все нужно в дальней области решетки, а затем в ближней области решетки.

Еще один важный момент – это настройка прижимной силы тонарма. Для этого надо выставить антискейт на параметр «0». Далее нужно опустить тонарм, а затем при помощи грузиков необходимо постепенно регулировать его. Положение должно быть свободным, то есть картридж должен находиться параллельно деке проигрывателя, при этом ни подниматься, ни опускаться вниз.

Следующим этапом является установка специальной системы противовеса, или, другими словами, антискейтинга. С ее помощью можно предупредить свободное перемещение головки звукоснимателя.

Чтобы сделать более тонкую настройку, необходимо воспользоваться лазердиском. Для этого его надо установить, затем запустить сам проигрыватель. После этого тонарм необходимо опустить вместе с головкой звукоснимателя на диск. Регулировку можно делать при помощи поворота ручки антискейтинга.

Подводя итог, можно сказать, что проигрыватели «Арктур» в прошлом столетии пользовались огромной популярностью. Сейчас они также в тренде, но уже как ретротехника. Поэтому не стоит игнорировать такие стильные и практичные виниловые проигрыватели.

Обзор проигрывателя «Арктур-006» в видео ниже.

Модели

Чтобы понять, что собой представляют такие проигрыватели, необходимо ознакомиться с самыми популярными моделями.

«Арктур 006»

В 83 году прошлого столетия на Бердском радиокомбинате совместно с польской фирмой «Унитра» был выпущен данный проигрыватель. Это послужило доказательством того, что в Советском Союзе также могут делать качественную технику. Даже сегодня данная модель может составить конкуренцию некоторым зарубежным проигрывателям.

Что касается технических характеристик «Арктура 006», то они следующие:

  • имеется регулятор прижимного типа;
  • есть частотная настройка;
  • имеется автоматическая остановка;
  • есть микролифт, переключатель скоростей;
  • диапазон частот равен 20 тысячам герц;
  • диск вращается со скоростью 33,4 оборота в минуту;
  • коэффициент детонации равен 0,1 процента;
  • уровень шума равен 66 децибелам;
  • уровень фона равен 63 децибелам;
  • весит электропроигрывателя не меньше 12 килограммов.

«Арктур-004»

Данный электропроигрыватель типа стерео выпустил Бердский радиозавод в 81 году прошлого столетия. Его прямым предназначением считается прослушивание пластинок. Состоит он из двухскоростного ЭПУ, электронной защиты, контроля уровня сигнала, а также автостопа и микролифта.

О технических характеристиках можно сказать следующее:

  • диск вращается со скоростью 45,11 оборота в минуту;
  • коэффициент детонации равен 0,1 процента;
  • диапазон частот равен 20 тысячам герц;
  • уровень фона – 50 децибел;
  • вес модели равен 13 килограммам.

«Арктур-001»

Появление данной модели проигрывателя датируется 76 годом прошлого столетия. Создан он был на Бердском радиозаводе. С его помощью воспроизводились различные музыкальные программы. Сделать это можно было при помощи микрофонов, тюнеров или магнитных приставок.

Технические характеристики «Арктура-001» следующие:

  • диапазон частот равен 20 тысячам герц;
  • мощность усилителя равна 25 ваттам;
  • питание происходит от сети 220 вольт;
  • весит модель 14 килограммов.

«Арктур-003»

В 77 году прошлого столетия на Бердском радиозаводе была выпущена еще одна модель проигрывателя. Его прямым предназначением считается воспроизведение звуковых записей с пластинок. Разработка была сделана на основе конструкции «Арктур-001».

Что касается технических характеристик, они следующие:

  • диск вращается со скоростью 45 оборотов в минуту;
  • диапазон частот равен 20 тысячам герц;
  • коэффициент детонации – 0,1 процента;
  • весит такое устройство 22 килограмма.

Прослушивание

Слушать проигрыватель мы будем с головкой Shure M97xE (комплектную Unitra MF102 отложим для детских сказок), встроенным фонокорректором на микросхеме К157УД2, усилителем Pioneer a-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. При использовании лучшего фонокорректора можно было бы добиться более детальной и глубокой звуковой картины, но встроенная микросхема показала себя на удивление неплохо. С тем лишь уточнением, что данный проигрыватель не претендует на звук класса High End — это вполне себе обычный, добротный Нi-Fi средней ценовой категории, не более того.

Pink Floyd – «Wish You Were Here» (25 AP 1258)

Центральная композиция альбома отыгралась с достаточным количеством деталей, глубиной звуковой сцены, хорошо было передано звучание каждой струны гитары и вокала Дэвида Гилмора.

Kiss – «Asylum» (826 099-1)

Связка проигрывателя и головки звукоснимателя в очередной раз хорошо себя показала: отсутствие какой-либо каши в звуке, прекрасно передается весь драйв и эмоциональная составляющая альбома.

Boney M. – «Love For Sale» (65 359 2)

В тесте советского проигрывателя винила просто невозможно обойтись без «первой группы всех пионерлагерей». Бас был достаточно глубоким, звучал он с присущей этому носителю мягкостью.

Форум – «Белая ночь» (С60 25779 005)

Звук буквально переносит во времена СССР — настолько он мягкий, детальный и живой.

Исторические моменты

«Арктур 006» — это детище совместной деятельности Бердского радиокомбината и польской фирмы «Унитра». Полученный прибор стал доказательством того, что и в СССР могли изготавливать достойную технику. Она и сейчас составляет равноправную конкуренцию зарубежным аналогам, не говоря уже об отечественных версиях. Стоит отметить, что польские конструкторы одолжили особенности элементов ЭПУ и тонарма рассматриваемого аппарата у проигрывателей Fisher.

Выпущенный заводом в Бердске (1983 год) носитель причислялся к категории сетевых транзисторных электроприборов. Основное его предназначение – агрегация с Hi-Fi-комплектами звуковоспроизводящей аппаратуры.

Рассмотрим поближе

Аппарат, который я недавно приобрел с рук, был произведен в 1985 году. Со слов предыдущего владельца, у проигрывателя была проделана вся необходимая для нормальной работы профилактика. Как оказалось на поверку — внутри стоят советские электролиты, однако их емкости соответствуют номиналу. В проигрывателе стоит все заводское, не считая петель-держателей крышки (заводские довольно хрупкие). Вмешательств, помимо замены головки звукоснимателя, не было, хотя и существует масса способов добиться от него существенно лучшего звука и способов его доработать. Но лично я не вижу в этом никакого смысла: в стоке проигрыватель звучит вполне прилично, а если хочется лучшего звука — незачем уродовать технику, которую уже не выпускают, ее не так много осталось, проще сразу купить аппарат классом повыше.

Арктур 006 Схема Электрическая Принципиальная

Для этого с функционального генератора на вход УК при отключённом конденсаторе С5 был подан синусоидальный сигнал частотой 20 кГц до наступления ограничения сигнала на выходе ОУ DA2. Хобби может и совсем опасть


Для удобства монтажа неиспользуемые выводы микросхем или панелек изгибают под углом либо отламывают. Меняем электролиты на плате управления фотографий не сделал. Арктур 006 привез-Покрасим ?


Проблемы особенно сильно проявляются со временем, когда механизм изнашивается и загрязняется.


Например, перегрузочную способность УК можно увеличить последовательным включением двух каскадов на ОУ.


Подстроечные резисторы, которых на этой плате несколько штук, трогать не рекомендуется, так как методика настройки утеряна где-то в прошлом веке и неизвестна современной науке.

Я собрал , но работает не важно,борьба с шумами и много раз подбирал партии микросхем. Тестируем проигрыватель несколько часов — все отлично


Хобби может и совсем опасть На плате расположены рядом два разъёма, один — выход непосредственно с иглы звукоснимателя и второй — усиленный и откорректированный.


АРКТУР 006

Важное примечание от автора схемы А. Бокарёва. В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц

При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет

В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц. При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет.

Питание схемы выполнено по предельно простой схеме: двуполярный однополупериодный выпрямитель с параметрической стабилизацией на стабилитронах 2C175А, их по два последовательно на плечо ставим. Шикарные стабы, разброс мизерный, неполярные.

В выпрямителе работают диоды Шоттки 1N5819 или 1N5822, неважно. задача получить Вольт 25-27 на входе стабилизатора

Пробовал запитать схему в наглую, без стабилизаторов вовсе, подал 12 Вольт переменки, получил два по 16 Вольт , схема не заметила такого хамства и играла как и прежде.

Сразу совет: первичку сетевого трансформатора обязательно шунтируйте ёмкостью 1 мкф 600в, иначе при выключении иногда возникают жуткие щелчки.

Печатная плата корректора изготовлена на основе чертежа М. Васильева.

Я добавил отверстия для конденсаторов разных размеров и скорректировал ПП под свои детали. Плату блока питания разрабатывал я сам.

Главной задачей для меня стало изготовление блока питания. Схеме необходимо двуполярное напряжение ±15 Вольт. В заначке нашёл только трансформатор с одной вторичкой на 15 Вольт в виде внешнего БП.

На моё удивление всё заработало с первого включения! Без «спецэффектов» и фона. Прослушивание музыки тоже порадовало: звук чистый, прозрачный и воздушный.

Как выбрать и где купить

Нужно иметь определенные знания, чтобы купить рабочую аппаратуру, а не набор запчастей. От провала спасут следующие советы.

Что должно быть в качественном проигрывателе

Внешний вид деки имеет значения, особенно, если она должна стать изюминкой интерьера

Но при выборе модели стоит обращать внимание также на технические характеристики

Лучше отдать предпочтение вариантам с двумя или тремя приводными моторами и тремя головками, которые будут отвечать за запись, удаление и воспроизведение.

Где продаются

Вряд ли удастся найти кассетный проигрыватель в обычном магазине техники. Такие раритеты стоит искать на аукционах.

К примеру, на eBay можно увидеть предложения с отличным товаром за смешные деньги. Правда, придется заплатить немалую суму за доставку, и существует риск попасть на недобросовестного продавца.

Рейтинг лучших кассетных дек

Ниже кратко охарактеризованы лучшие представители среди разнообразного ассортимента:

  1. Nakamichi LX5. Классический проигрыватель 80-90-х годов. Он работает десятилетиями и легко ремонтируется дома. Хороший трехмерный звук без помех.
  2. PylePro PT649D. Недорогой вариант для любителей ретроаудио. Профессиональный корпус, который можно вмонтировать в стойку. Есть функции автостопа и быстрой перемотки.
  3. Marantz Professional PMD-300CP. Мощный аппарат выдает качественный звук при соотношении «сигнал – шум» в 58 дБ. Подходят кассеты разных форматов. Дополнен портом USB.
  4. Toshiba Aurex TY-AK1. Бумбокс с превосходным корпусом и максимальными возможностями. Кассетная дека, CD-плеер, радио, USB. Сочетание теплоты прошлого и технологий будущего.

Помните, что воскресшая любовь к кассетам – это просто очередная мода и ностальгия. Воспринимать деки стоит только как интересный декор, который может поднять настроение и создать атмосферу в праздничные дни.

Вильма-102-стерео


0 Еще один серьезный аппарат производства Вильнюсского приборостроительного . Выпускать его начали в 1981 году, в нем был применён двухмоторный лентопротяжный механизм с закрытым трактом и квазисенсорным управлением. Электронная часть была выполнена на интегральных микросхемах, сигнал считывался комбинированной магнитной головкой записи и воспроизведения. Оснащение включало шумоподавитель типа Dolby-B, счётчик расхода ленты, автостоп и индикаторы уровня сигнала. Была возможна калибровка тока записи под применяемый тип ленты и регулировка тока подмагничивания, масса аппарата составляла 13 кг.

5.

Проигрыватель в работе

Включается проигрыватель одним щелчком тумблера, при поднесении головки звукоснимателя к началу пластинки диск начинает вращаться, остается лишь выбрать нужную дорожку и опустить микролифт. Подстройка скорости вращения и управление проигрывателем осуществляются с соответствующей панели. При нажатии клавиши «стоп» или по окончании стороны, срабатывает автостоп и автовозврат тонарма в исходное положение.

Огромный плюс — два подстроечника под 33 и 45 скорости, для точной подстройки скорости вращения. Не нужно лезть с отверткой под низ проигрывателя, как в большинстве новодельных аппаратов. Из недостатков — необходимость после прогрева микросхемы управления электродвигателем немного подстроить скорость. Также при покупке этого проигрывателя «с рук» проверяйте, чтобы скорость не плавала. У данной модели это распространенная неисправность. Покупка винтажной аудиотехники — всегда лотерея, но в данном случае лучше немного переплатить, чем купить за копейки нерабочий аппарат.

Стробоскоп, как положено всем прямоприводным проигрывателям

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: