Как подключить автомагнитолу дома через блок питания

Питание магнитолы: сколько вольт и ватт и где их взять

При штатном подключении в автомобиле магнитола работает от 12 вольт постоянного тока. Именно такое напряжение нужно, если вы хотите её использовать дома. Потребляемая мощность зависит от модели и аудиосистемы, но в большинстве случаев это до 150 Вт.

Здесь применяем простую физику. Формула расчёта мощности P=UI. Отсюда 12В*10А=120 Вт. 10 ампер это величина предохранителя магнитолы. То есть это максимальный ток потребления магнитолы. В реальности он несколько меньше.

Если на магнитоле указано 4*50 Вт (200 Вт), это не совсем верно. Из формулы получится, что потребляемый ток 200 вт/12В≈16,7 А. Применяемые усилители действительно могут дать такую выходную мощность, но при напряжении 18 вольт или нагрузке в 2 Ом.

Подключение магнитолы от блока питания компьютера

Подобные параметры можно получить от следующих устройств:

  • Преобразователь напряжения 220/12 В.
  • Блок питания для компьютера.
  • Зарядки для различных устройств — ноутбуков, телефонов, светодиодных ламп, мелкой бытовой техники.
  • Аккумуляторные батареи на 12 В.

Когда подбираете источник питания для автомагнитолы, смотрите и на мощность. Слишком слабый «не потянет» или проработает недолго. Так что, хотя бы при первом подключении, питание подавайте через предохранитель.

Схема подключения автомагнитолы к замку зажигания автомобиля

Само подключение питания к автомагнитоле несложное. При штатном подключении в машине на жёлтый подают питание от аккумулятора, на красный приходит плюс от замка зажигания. Просто скрутите их между собой и к этой скрутке подключайте источник питания каким бы он ни был.

Организация проверки

Последовательность проверки отдельных цепей по описанной выше схеме не имеет значения. Лучше это делать последовательно, чтобы случайно не пропустить одну из них. Если таковое возможно, то проверку начинайте с тех цепей, в составе которых имеется механический переключать, риски отказа которого повышаются из-за характерных для автомобиля жестких условий эксплуатации. Любой механический контакт, например, концевик лампочки освещения багажника или перчаточного ящика, может “залипнуть”, и лампочка будет гореть при закрытой крышке. Кроме того, в число проверяемых первыми стоит включить нештатные и/или установленные самостоятельно цепи, которые изначально обладают меньшей надежностью.

Особенности проверки сигнализации

Сигнализация как потребитель электроэнергии отличается от большинства остальных тем, что в активном состоянии может находиться в различных режимах. При проверке это учитывают тем, что дважды контролируют подаваемый в нее ток:

  • первый раз сразу же после перевода в режим охраны;
  • второй раз при переходе в ждущий режим, который происходит автоматически через пять минут после включения.

Это интересно: Передние амортизаторы для ВАЗ 2113, 2114 и 2115

Первоначально ток заметно выше нескольких десятков мА, при переходе в ждущий режим он скачкообразно падает до полутора-двух десятков мА. При нарушении этих условий сигнализация неисправна.

Как происходят замеры?

После производства батареи, ее нужно испытать, чтобы определить стартерные показали. Испытания на производствах сложные, зачастую батареи помещают в отрицательные температуры, охлаждают их несколько часов, затем пробуют запустить двигатель.

Замеряют несколько раз, то есть существует ряд интервалов с максимальными значениями, в такие интервалы замеряют максимальные токи, которые способен выдать именно этот экземпляр, они записываются и позже наносятся на «борта» АКБ. Нужно отметить, что в партии так жестко проверяют далеко не все аккумуляторы. Однако «дефектовка» присутствует, происходят проверки нагрузочной вилкой.

Справедливости ради, стоит отметить, что раньше во времена СССР, аккумуляторы вообще не заливались электролитом на производстве (было понятие сухого заряда), их вы сами должны были залить и зарядить! То есть покупаем электролит нужной плотности, и затем в течении 12 – 24 часов заряжаем.

Различные способы подключения

Как запитать от самодельного трансформатора

Начнём с самого трудоёмкого способа включить магнитолу: с помощью понижающего трансформатора, сделанного своими руками. С учётом широкого ассортимента в магазинах электротоваров к этому методу прибегает всё меньшее число автомобилистов, ведь сидеть и самостоятельно собирать 12-вольтовый агрегат — удовольствие небольшое. Проще сходить и купить готовый. Однако, если в средствах человек ограничен, приходится действовать по старинке.

Расходные материалы и инструменты

  1. Старый понижающий трансформатор (в этом примере фигурирует 36-вольтовый).
  2. Изолента.
  3. Мультиметр.
  4. Калькулятор.
  5. Изолированный провод сечением 0,5–0,8 мм и длиной около 0,9 м.

Последовательность действий

  1. Прежде всего узнайте, какое напряжение будет приходиться на 1 виток вторичной обмотки трансформатора. Для этого намотайте 7 витков нового изолированного провода поверх старого, после чего подключите устройство к сети.
  2. С помощью мультиметра измерьте напряжение на концах провода вторичной обмотки. Допустим, оно составило 2,9 вольта. Витков было сделано 7, следовательно, на каждый приходятся примерно 0,41 вольта.
  3. Зная это число, мы можем рассчитать, какое количество витков должна иметь обмотка для того, чтобы на выходе было 12 вольт. 12 делится на 0,41 — получается 30. Столько раз следует обмотать изолированный провод поверх старого.
  4. Теперь снимите провод, которым были сделаны 7 пробных витков, и измерьте его длину — 126 см в нашем случае. Это число делится на 7 — получается 18. Такова длина одного витка в сантиметрах. Далее 18 умножается на 30 — получается 540 (см). Для создания трансформатора понадобится провод именно этой протяжённости.
  5. Поскольку магнитола потребляет постоянный ток, а в сети он переменный, его необходимо выпрямить (а заодно и снизить пульсацию). Для этого к трансформатору с новой 30-витковой обмоткой подключается диодный мост, собранный из 4 стандартных диодов Д226, плюс дроссель, индуктивность которого должна быть как можно выше (найти такой можно в старом ламповом телевизоре или радиоприёмнике). Дроссель подключается параллельно с парой конденсаторов ёмкостью не менее 1000Мкф. Схема готового 12-вольтового трансформатора выглядит так:

Подключение с помощью зарядного устройства

Как уже упоминалось выше, автомагнитола потребляет постоянный ток напряжением 12 вольт

При выборе адаптера в магазине автовладельцу также следует обращать внимание на силу тока на выходе трансформатора — она не должна быть меньше 5 ампер. Оптимальный вариант — адаптер на 6,5 ампер:

Адаптер на 12 вольт, сила тока на выходе 6.5 ампер

Далее стандартный разъём, с помощью которого магнитола подключается к машине, отрезается, концы проводов зачищаются, соединяются с кабелем адаптера и изолируются.

Здесь вместо АКБ (аккумуляторная батарея) подключается готовый адаптер

Подключение с помощью компьютерного блока питания

Блок питания можно либо купить с рук, либо снять со старого компьютера. Перед подключением он разбирается и осматривается на предмет наличия вздувшихся конденсаторов. Если таковые нашлись, их необходимо заменить.

После предварительного осмотра блок собирается

Нужно обратить внимание на жгуты питания с разъёмами. Чёрный провод в них является общим, т

е. «минусовым». Жёлтый — это те самые 12 вольт, необходимые магнитоле.

Если аккумулятор выполнен в форм-факторе АТ, то в нём отсутствует дежурный элемент питания на 5 вольт (он же Standby). После включения блока напряжение появляется на выходах -5, +5, -12 и +12. Так что нужные провода просто откусываются от разъёма и подключаются к магнитоле по схеме, представленной выше.

Блок питания формата АТХ придётся дорабатывать, поскольку у него есть дежурный источник тока Standby, который в компьютерах работает постоянно (даже когда система находится в спящем режиме). Для получения на выходе необходимого напряжения в разъём блока придётся поставить перемычку, замкнув зелёный и чёрный провода. Только после этого можно подключать магнитолу.

Перемычкой замыкаются чёрный и зелёный разъёмы

Так сложно ли подключить магнитолу к сети? Как видим, не очень

Главное, ничего не напутать в представленных выше схемах и соблюдать особую осторожность, снимая конденсаторы. В некоторых из них, вероятно, сохранился остаточный заряд

Если неаккуратно дотронуться до контактов, можно получить крайне болезненный удар током.

Сколько ампер потребляет автомагнитола

Питание — один из важных моментов в работе любой автомагнитолы. Если рассчитывать только на аккумулятор, это не совсем удобно, т.к. придется постоянно его заряжать. Поэтому правильным решением будет снабдить магнитолу автономным блоком питания.

Для того чтобы правильно выбрать его для качественной работы музыкального устройства в автомобиле, нужно знать, сколько ампер потребляет автомагнитола в разных режимах. Если вы знаете, какова потребляемая сила тока, то можно рассчитать и необходимую мощность блока питания, который будет обеспечивать работоспособность магнитолы.

Параметры Блока питания

Выходное напряжение………………10… 14В
Ток срабатывания защиты…………………4,5А
Ток короткого замыкания…………………0,038А

     Коэффициент стабилизации схемы определяется усилительными свойствами транзистора VT1. Максимальный ток стабилизации определяется регулирующим транзистором VT2 и ограничен мощностью, рассеиваемой транзистором VT2. Чтобы не перегружать этот транзистор, а так же предотвратить выход из строя всего блока питания и была введена защита от коротких замыканий. При больших выходных токах наблюдается уменьшение коэффициента стабилизации. Если добавить к схеме еще и амперметр, то с помощью этого блока можно подзаряжать автомобильные аккумуляторы.
     В качестве выпрямительных диодов можно применить любые диоды с максимальным прямым током в 5… 10А – КД202А; КД213А; КД201А,Б,В,Г; Д214А. В качестве R4 можно применить любой резистор переменного сопротивления. Радиатор с транзистором можно непосредственно устанавливать на корпус блока, а можно в качестве радиатора использовать сам корпус. На фото 1 показана моя пробная плата, у вас рисунок печати будет немного другой. И радиатор для тока в 4А маловат, так что при использовании данного радиатора может потребоваться вентилятор или лучше просто применить радиатор с большей площадью охлаждения.

Скачать рисунок печатной платы.

Общие требования и характеристики к источнику питания

Для питания автомобильной магнитолы источник питания должен выдавать постоянное напряжение + 12 вольт. Требования к точности поддержания напряжения не очень высоки – аппарат будет работать и при несколько пониженном уровне (хотя громкость может уменьшиться), не выйдет магнитола из строя и при небольшом превышении в 1..3 вольта. Главное, чтобы напряжение было хорошо отфильтровано и, желательно, стабилизировано. В противном случае будет прослушиваться рокот и гул.

Также существуют требования к его нагрузочной способности источника питания. Магнитола средней мощности в режиме средней громкости потребляет 2..4 ампера. Если требуется повышенный уровень звука, надо рассчитывать на 10..12 ампер. Для магнитол с подсветкой дисплея лампами накаливания может понадобится дополнительный запас еще в 0,5..1 ампер (этот ток потребляется даже при нулевой громкости). Исходя из этих данных, можно приблизительно посчитать потребную мощность источника питания.

Как правильно выбрать для своих устройств блок питания

Итак, предположим ситуацию- Вам необходимо приобрести новый адаптер питания взамен вышедшего из строя. К сожалению такое бывает.

Или ваше устройство способно работать не только от батареек, но ещё и имеет вход для подключения внешнего блока питания, но им не комплектовался  и вы уже устали покупать батарейки. Такое часто  бывает с тонометрами и не только.

В первом случае, при наличии вышедшего из строя адаптера прежде чем бежать за покупкой, обратите внимание на старый адаптер,  вам нужно будет выяснить некоторые параметры. А именно:

А именно:

  • выходное напряжение — измеряется в вольтах ( V )
  • выходной ток — измеряется в амперах ( А ) или  миллиамперах (mA)
  • полярность на разъёме
  • тип и размер разъёма (штекера)

Часто эти надписи могут быть довольно мелкими поэтому возможно придётся воспользоваться лупой

В качестве примера рассмотрим довольно мощный блок питания от ноутбука, но на этом фото хорошо видны все параметры на которые нужно обратить внимание

Прежде всего  интересуют параметры которые имеются именно на выходе источника питания, те что под надписью  “Output” – выход.

В нашем примере это 19 вольт, 6,32 ампера. Обозначение полярности указывает что на разъёме питания “Плюс” внутри, а “Минус” снаружи разъёма. Это наиболее популярный вариант но случается что производители делают и по другому.  Думаю из ниже приведённой графической схемы понятно как определить полярность. Точка изображает  внутренний контакт разъёма, а полумесяц внешний.

Когда подбираем для себя адаптер питания важно, чтобы ток который выдаёт приобретаемый адаптер был не меньше того значения которое было в старом адаптере, но можно и несколько больше.  А напряжение должно полностью соответствовать, тому которое потребляет ваше устройство

Но вышесказанное не относится к напряжению, оно должно быть точно таким же какое требуется для устройства и указанно на “родном” адаптере! Это Важно!

Итак прочитав нужные надписи на своём адаптере вы определились с напряжением, током и полярностью. Последнее, что нужно учесть это тип и размер самого разъёма питания. Их существует довольно много. Вот лишь несколько вариантов для общего представления.

Поэтому самым простым будет, взять свой требующий замены адаптер в магазин и сравнивать его разъём с разъёмом претендента  на приобретение.

Некоторые устройства (очень редко встречается)  питаются хоть и через адаптер но переменным током в таком случае полярность на адаптере указанна не будет, а рядом с указанным выходным напряжением будет нарисован символ переменного тока ∼

Как запитать автомагнитолу(12В) от сети 220В?

У вас ведь по-любому завалялась старая магнитола где-нибудь в гараже? Почему бы не сделать музыку в гараж? Да, вопрос решается с помощью небольшого автомобильного аккумулятора.

Но его работа ограничена по времени, да и заряжать его каждый раз — ну уж извините. Думаю, задача ясна и понятна. По моим замерам среднее значение — это 1,,5 Ампера, а при глубоком басе и все 5 Ампер.

Все зависит от того, как вы выставите эквалайзер на магнитоле. Итак, схему в студию! Но… подождите-ка. Ну да, это и есть та самая схема ;-. Просто здесь есть свои нюансы. Главным козырем в этой схемы является регулятор стабилизатор LM или LM В чем же фишка этих стабилизаторов? И почему мы заменили старую добрую LM? Я знаю, что вы все лентяи, так что я за вас уже постарался и нашел их главные параметры:.

LM — может выдать силу тока в нагрузку, и при этом не колыхнуть ярким пламенем, где то 1,5 Ампера. Не… это маловато. LM — может выдать в нагрузку силу тока в 3 Ампера. Ммм, уже лучше. Ну это уже реально мощная штука!

Но опять же есть одно но: все стабилизаторы должны устанавливаться на радиатор, иначе они сдохнут от перегрева. В даташите пишут, что они защищены от короткого замыкания и перегрева, но я что-то все равно не доверяю этим защитам. Если уж коротнет при силе тока в 5 Ампер, микросхема улетит на тот свет к горелым транзисторам. Если все-таки душит жаба, то можно собрать из мощных диодов, которые все равно придется покупать, что обойдется дороже.

Настало время проверить все это дело на практике. Думаю, вы сами понимаете, что блоки питания я собирал из подручных материалов. Первым делом я нашел будущую заготовку под плату и выдрал оттуда все лишние радиодетали. Очень кстати оказались четыре диода , те что слева внизу, два конденсатора приличной емкости и радиатор вверху справа.

Как раз, то что нам надо! Итак диоды КДА. Можно любые другие, лишь бы выдерживали проходящую через них силу тока. Плату я переделывать не стал и оставил эти диоды. Два конденсатора. Один на мкФ, а другой на мкФ. В принципе, чем больше по емкости конденсатор после диодного моста, тем лучше. Смотрим, чтобы напряжение на конденсаторах не превышало напряжение, которое на них написано.

В моем случае я взял конденсаторы, которые могут спокойно работать в цепях до 50 Вольт. Не вздумайте ставить туда трансформатор от ваших радиоприемников, китайских игрушек и прочей мелкой аппаратуры. Короче говоря, чем больше трансформатор по габаритам, тем лучше. У нас на работе куча этих трансформаторов, поэтому, вопрос с подбором нужного трансформатора сразу отошел в сторону:.

Первым делом смотрим на паспортные данные трансформатора. Итак, тут все элементарно и просто. Там, где больше всего витков и есть первичная обмотка. Далее подключаем эту первичную обмотку к сети Вольт и замеряем напряжение на вторичных обмотках. Смотрим, где есть напряжение, которое нас устроит ну то есть от 15 и до 25 Вольт. Трансформатор подобрали. Теперь осталось подобрать микросхему. Так как этот блок питания я делал на небольшие колонки, значит, магнитола будет кушать мало силы тока.

Поэтому, будем использовать стабилизатор LM Тщательно подготовим ему место. Для этого берем мелкозернистую шкурку нулевку и зачищаем место для нашего стабилизатора.

Зажимаем ее на радиатор. На этом самый трудный процесс закончен ;-. Потом берем в руки паяльник и навесным монтажом спаиваем схему. После получения нужного напряжения на выходе схемы с помощью переменного резистора, я паял туда постоянный резистор.

На выходе получилось где-то 13,7 Вольт. Думаю, этого вполне хватит, чтобы раскачать пару небольших колонок. Давайте попробуем зажечь лампу на 12 Вольт. Подаем на нее напряжение и вуаля! Ну все, цепляем магнитолу к блоку питания. Разумеется, вы уже не будете раскачивать маленькие колонки, а следовательно, нужен мощный блок питания.

Напряжение лучше все-таки выставлять в пределах 14 вольт, так как при громкой музыке оно будет проседать. Все, конечно же, зависит от трансформатора и от басовых колонок. Я сделал таких 4 блока питания. А не проще ли было использовать простой выпрямитель, с которым заряжают аккумуляторы? В динамиках будет слышен фон. Фон — это посторонний звук, который мешает звучанию.

В настоящее время уже ничего не надо придумывать. Достаточно купить готовый модуль и на его базе собрать блок питания для магнитолы. Глянуть и купить можно по этой ссылке. Блок питания для автомагнитолы.

Можно ли изготовить БП на 12в самому?

Можно ли соорудить блок питания 12в 220в своими руками? Сделать такой девайс можно, но этот процесс требует определенных навыков и опыта, поэтому будьте внимательны при выполнении этой задачи. Для изготовления вам потребует трансформаторный узел на 12 вольт, а также четыре диода с конденсаторным устройством на 470 мкф 25 вольт. Диодные элементы можно использовать любые, поскольку величина напряжения будет невысокой. Что касается конденсаторного устройства, то потребуется минимум на 25 вольт, поскольку в конечном итоге на выходе он будет выдавать положенные 12 вольт.

Как сделать БП своими руками:

  1. На диодных элементах есть полярность, собственно, как и на конденсаторном устройстве. Если на контакте вы увидели отметку в виде полоски, то это положительный вывод, если же полоска отсутствует, то вывод отрицательный. Возьмите два диодных элемента и подключите и между собой по схеме плюс-минус, со второй парой поступите так же. Сами элементы можно либо спаять, либо просто скрутить. Мы продемонстрируем наиболее простой способ изготовления если есть необходимость, можно соорудить девайс на плате либо в корпусе.
  2. После этого вам потребуется две спайки или скрутки из диодов соединить друг с другом. При подключении положительный вывод на одной из спаек необходимо соединить с положительным выводом на другой спайке. Аналогичным образом поступите с отрицательными контактами минус одной спайки подсоединяется с минусом другой. Так вы сделали диодный мост.
  3. Затем вам надо будет подключить вывода с трансформаторного устройства к сооруженному диодному мосту. Один контакт от устройства следует подсоединить к контакту плюс-минус на мосту, второй контакт аналогично подключается к такому же выводу. На данном этапе контакты плюс-плюс, а также минус-минус еще свободны.
  4. Когда эти действия будут выполнены, вам потребуется конденсатор, на котором также есть полярность. Как правило, на таких устройствах отмечается только отрицательный контакт, соответственно, тот вывод, что не отмечен, будет положительным. Конденсаторный элемент следует подключить к диодам. К положительному контакту конденсатора подключается вывод плюс-плюс диодов, а к отрицательному нужно подключить минус-минус диодов.
  5. Далее, вам потребуется два проводника, желательно, чтобы они имели разные цвета один из них подключается к положительному выводу, а другой к отрицательному. К примеру, на фото мы использовались красный проводник для соединения с положительным выводом (плюс-плюс) на диодном мосту, а синий с отрицательным, то есть минус-минус. На положительном выходе имеется плюс от конденсаторного устройства, а на отрицательном его минус.
  6. На этом процедуру сборки можно считать завершенной. Теперь вам остается только измерить величину напряжения. Если рабочий параметр составит 16.3 вольт, то переживать не стоит, поскольку это нормальная величина для напряжения БП, работающего вхолостую. Когда на блок будет оказана нагрузка, он в итоге будет выдавать 12 вольт.

Фотогалерея «Самостоятельное изготовление БП»

 1. Спайка из четырех диодов — мост
 2. Подключение диодного моста к трансформаторной обмотке
 3. Подключение конденсатора к образовавшейся цепи
 4. На завершающем этапе подключаются провода

Почему нужен стабилизированный блок питания

Ну вот, теперь пришло время вернуться к истории с которой я и начал.

Итак почему же газовая колонка не желала работать от внешнего блока питания, хотя и напряжение и ток были достаточными?

Всё дело в том, что тот мужчина использовал не стабилизированный блок питания, а блок управления газовой колонки не смог с эти мирится и отказывался работать.

Есть некоторые виды приборов которые требуют хорошего, стабилизированного напряжения. К таким приборам относятся кстати  и тонометры и часто в аптеках где их продают, продают и отдельно адаптеры к ним, полностью соответствующие требованиям

Но всё равно обращайте внимание на напряжение, в разных моделях тонометров оно может отличатся

Почему некоторые приборы требуют стабилизированного напряжения?

Чтобы не вдаваться в электротехнические подробности, объясню просто, стабилизированные источники питания на выходе имеют более качественное напряжение.

Да, да напряжение тоже может быть качественным и не  очень качественным.

На фото выше вы видите универсальный адаптер питания, его универсальность в том, что он имеет в своём арсенале комплект штекеров различных размеров, возможность менять полярность и изменяемый диапазон напряжений от 1,5 до 12 вольт

Его выходной ток небольшой 300mA, но обратите внимание, на коробке написано, что это стабилизированный блок питания. То есть тот, который выдаёт более качественное напряжение

Это не значит, что не стабилизированные блоки питания ни на что не пригодны, нет это не так, просто есть устройства более требовательные к качеству напряжения питания. Как правило это высокотехнологичные устройства  имеющие в своём составе микроконтроллер.

А что касается газовой колонки, так она вообще рассчитана на питание от батареек, источника чистейшего постоянного тока. А потому в своих электрических цепях не имеет никакого стабилизатора и это значит, что при переходе на питание от сети нуждается в качественном стабилизированном напряжении.

Надеюсь эта статья будет кому то полезной, пожалуйста оставляйте ваши отзывы, дополнения задавайте вопросы, всё это можно сделать ниже, в разделе комментарии. И конечно нажимайте на кнопочки соц сетей.

Для меня важен Ваш отклик!

Проверить выхода на магнитоле

Первое, что следует сделать, после покупки магнитолы проверить выхода на ней. Их роль очень важна для всего устройства. Так как данные выхода обеспечивают его подключение к внешним усилителям звука. В качестве последних могут использоваться сабвуфер, акустика и прочее. Они помогают усилить и улучшить звук, который воспроизводит автомагнитола.

Количество линейных выходов определяется моделью аппарата. Так, их может быть от одной до трех пар включительно. При этом, чем больше, тем лучше. Три пары выходов позволит создать полноценную систему, которая будет иметь усилители на все каналы. Она обеспечит чистое и качественное звучание в автомобиле.

Проверить выхода на магнитоле не сложно. Достаточно взглянуть на само устройство. На нем должна быть хоть одна пара. Конечно, лучше если их три. Несмотря на то, что вы сегодня не планируете использовать дополнительные усилители, со временем ситуация может измениться. Тогда вам непременно потребуются дополнительные выходы. Поэтому о таком ходе событий подумать заранее. При этом проверить их исправность можно и в домашних условиях. Достаточно подсоединить к колонкам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: