Чем отличается однотактный усилитель от двухтактного

Ламповые УНЧ

Экспромт — ламповый УМЗЧ на 50 Ватт (6С41С, 6Ж9П) Схемы ламповых усилителей мощности в представленных авторами статьях (см. перечень литературы) отличаются оригинальностью, продуманностью и хорошими параметрами. Вот и в этой статье предложен несложный 50-ваттный УМЗЧ, в котором можно применить готовые выходной и унифицированный сетевой …

4 3846 0

Трехламповый стерео усилитель звуковой частоты на 6Н23П и 6П14П (ECC88, EL84)

Схема самодельного стереофонического усилителя мощности низкой частоты, собранного на лампе 6Н23П и двух 6П14П. Зарубежные аналоги этих ламп — ECC88 и EL84. Предлагаемый ламповый УНЧ имеет следующие характеристики: Диапазон воспроизводимых частот — от 20Гц до 80кГц; Выходная мощность в триодном режиме — 2 х 2,75Вт; Выходная мощность в пентодном режиме — 2 х 4,5Вт.

1 3795 0

Ламповый усилитель звуковой частоты на 6С2П, 6П18П (12Вт)

Добрый день, уважаемые радиолюбители. Как известно, история развивается по спирали, и история развития аудиотехники в этом не исключение. Если взглянуть на рынок усилителей воспроизведения, то можно заметить, что в последние несколько лет вновь произошла реинкарнация ламповых усилителей, а некоторые производители возобновили производство радиолам. Сегодня мы хотели бы предложить вам конструкцию несложного лампового усилителя, предназначенного …

3 4658 0

Однокаскадный ламповый УМЗЧ на 4Вт (6П9), схема и описание

В статье описана конструкция однокаскадного лампового УМЗЧ небольшой мощности, используемого автором совместно с АС, построенной на основе широкополосных головок повышенной чувствительности. В усилителе применено параллельное включение двух пентодов 6П9, отличающихся высоким усилением. Это и позволило получить выходную мощность до 4 Вт при работе с источником сигнала, обеспечивающим напряжение сигнала до 1,5…2 В, т. е. от любого проигрывателя компакт-дисков или смартфона …

1 4954 1

Домашний ламповый винил-корректор (EF86, 6Н2П)

Эта статья предназначена для любителей винила, имеющих хотя бы начальные знания по радиотехнике и умеющих держать паяльник в руках. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок. Более того, качество звучания прилично записанной …

1 4870 0

Ламповый усилитель с трансформаторами ТПП-258-127/220-50 (6Н8С и 6П3С)

Принципиальная схема самодельного лампового усилителя мощности на 6Н8С и 6П3С, в котором использованы фабричные трансформаторы типа ТПП-258-127/220-50. Автор рассказывает как он изготовил усилитель и какие изменения вносил в схему УМЗЧ, также предоставлены фото разобранного и готового устройства.

1 6099 5

Схема двухтактного лампового усилителя мощности на 6П14П (8 Ватт)

Двухтактный выходной каскад стереоусилителя отличается использованием в цепи катодов общего генератора тока на микросхеме, благодаря которому и обеспечивается парафазное управление пентодами 6П14П. Выбором коэффициента трансформации сопротивления нагрузки можно в некоторой степени изменять …

2 7467 16

Простой ламповый усилитель мощности на 14-20 Ватт (6Н2П, 6П14П)

Усилитель мощности ЗЧ, схема которого показана на рисунке выполнен на лампах от старых черно-белых телевизоров или радиол. Это предварительный усилитель с фазоинвертором на двойном триоде 6Н2П и двухтактный выходной каскада на двух лампах 6П14П. Использование таких старых компонентов, часто …

14 11886 20

Лампово-транзисторный УНЧ для наушников и колонок (6Н23П)

Всем ценителям лампового звука выношу на суд свою конструкцию лампово полупроводникового усилителя. Источником для творчества послужили залежи германиевых транзисторов, пролежавших в коробке и успешно позабытыми хороший десяток лет. Наверное немногим известен тот факт,что именно германий дает звучание максимально приближенное к ламповому…

4 7853 24

Схема лампового УНЧ с пятиполосным эквалайзером (6Н3П, 6П14П, 6П45С)

Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме.за основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается. В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе…

3 7862 0

1 …

Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С и 6Н9С

Собственно вирус лампового звука внедрился в меня посредством небольшой статьи, размещённой на этом ресурсе. Вот она, тут находится. Спасибо автору Началось изучение теории по данному вопросу, причём не эзотерическая ересь из интернетов, а книги Цыкина, Гершунского, Войшвилло и тому подобное. Радиолюбительские журналы 60-х годов тоже интересные, многие современные ноу-хау встречаю именно в них.

Сделать усилитель своими руками не получилось, хоть и покупал лампы, дроссели, трансформаторы, потому как отец приобрёл у какого-то радиолюбителя брошенный на полпути усилитель, который так и не заиграл… Пришлось изменить схему фазоинвертора и уменьшить номиналы резисторов (до справочных) в цепи управляющей сетки выходных ламп на землю, так как эти лампы со временем запирались и ток через них не шёл, сводя коэффициент усиления до нуля.

Окончательный вариант схемы привожу ниже. Регулятор громкости исключён за ненадобностью. В принципе, схема простая и в особых пояснениях не нуждается. Электролит в катоде входной лампы специально выбран с небольшой ёмкостью, дабы снизить усиление на низких частотах (не люблю я их) за счёт обратной связи по току. Пила в катодной (и анодной цепи) была сглажена установкой дросселя после диодного моста. Дольше всего боролся с самовозбуждением на частотах от 100 kHz и выше. Резисторы 4.7k перед сеткой выходной лампы и керамика, шунтирующая электролиты в анодном питании оттуда. Так же и сетку пробовал заземлять через ёмкость, и что-то вроде RC-фильтра туда же ставил — всё было бестолку. До тех пор, пока сигнальный шнур от компьютера к усилку не выдернул. Весь ультразвуковой мусор исчез, поскольку шёл со звуковой карты. Будет мне наука на будущее, что бы с ветряными мельницами не сражался.

Фон переменного тока снизился ниже порога слышимости (если не прикладывать голову к колонке) после того, как установил среднюю точку от накала входной лампы на землю, через пару резисторов на 4.7k

Честно говоря, захватившая меня идея заиметь и услышать ламповый звук, вызывала кое-какие сомнения или опасения. Волновал один вопрос, а именно — стоит ли игра свеч? Услышу ли я какую-либо разницу? Если почитать интернеты, то складывается такое впечатление, что услышу всенепременно. Но ведь там же можно почитать и про то, как у людей басы отлипают от динамиков после обматывания межблочного кабеля тремя слоями изоленты. Или же описывают чудесные изменения в звуке от замены простого акустического кабеля на волшебный по 300$ за метр (с обязательной прослушкой правильного направления подключения и с предварительным прогревом кабеля правильной музыкой, что бы электроны нарезали хорошие траектории в проводнике) и прочую мутотень.

Однако то, что я услышал, полностью оправдало и даже превзошло все мои ожидания. Звук приобрёл детальность. Акустическая гитара стала похожа на акустическую гитару, завывания ветра превратилось в завывание ветра, а чирикающие птички на заднем плане стали чирикающими птичками, а не непонятным шумом, принимаемом мною за искажения. Хотя не знаю, как можно описать это словами — это нужно услышать. Прослушав композицию с лампы, тут же повторил её усилителем Романтика 50У-220С и отдельно на Microlab Solo-3 Mk2. Звук стал мутным. Такое чувство, что высокие частоты выкрутили вниз темброблоком, однако последующий подъём высоких частот ситуацию не исправляет — только добавляется всяких щелчков, свиста и прочего шума из высокочастотных динамиков.

Я не буду утверждать, что транзистор фигня, убивает душу и т.д. и т.п. У меня не идеальная эталонная система для сравнения, думаю, что найдётся транзисторный или интегральный усилитель с таким же детализированным звуком (цена вопроса только будет совсем другая). Тем более, что прослушивал музыку я не на Hi-End колонках, а с СОЮЗ 50АС-012. Да и вообще, говорить про убийство звука транзистором абсурдно. Источник сигнала у меня цифровой, весь тракт до одного вольта — полупроводниковый. Да чего уж там мелочиться, уже на студии, в процессе записи музыки, сигнал мог пройти через 300-400 транзисторов (информация из какой-то статьи Лихницкого). Если звук умер уже неоднократно, то с какого перепугу он должен воскреснуть в лампе?

Ладно, отставлю в сторону болтовню и размышления. Добавлю ка ещё пару фотографий.

Обратная связь со мной возможна здесь, в моём журнале, по тегу — звук — записи данной направленности.

Схема на 6Ж8

Из принципиальной схемы усилителя видно, что между анодом предоконечного каскада Л1 и выходным двухтактным каскадом Л2, Л3 отсутствует переходной конденсатор, который вносил бы фазовый сдвиг. Это обстоятельство позволило применить весьма глубокую отрицательную обратную связь без опасности самовозбуждения усилителя. Большая величина отрицательной обратной связи резко снижает коэффициент нелинейных искажений, который при выходной мощности около 6 Вт не превышает 1%. Напряжение обратной связи снимается с обмотки II выходного трансформатора и через сопротивление R8 подается на катод лампы Л1. Цепь обратной связи также не содержит реактивных элементов, которые вносили бы фазовый сдвиг.

Вследствие того что анод лампы Л1 связан гальванически с сеткой лампы Л2, нормальная работа ламп Л2 и Л3 обеспечивается тщательным подбором их режима при помощи сопротивлений R3, R6 и R7 таким образом, чтобы напряжение на управляющих сетках ламп Л2 и Л3 по отношению к их катодам было равно—12 В. При этом оконечный двухтактный каскад работает в режиме класса А. Напряжение на экранную сетку лампы Л1 подается с общего катодного сопротивления R7 ламп Л2 и Л3. Усилитель потребляет ток около 100 мА. Напряжение НЧ, усиленное лампой Л1, подается на сетку лампы Л2. На катоде этой лампы возникает напряжение низкой частоты в — такой же фазе, что и на ее управляющей сетке.

Если заземлить управляющую сетку лампы Л3, то между ней и катодом будут действовать напряжение в противофазе с напряжением между управляющей сеткой и катодом лампы Л2, что и требуется для нормальной работы двухтактного каскада. Непосредственно заземлять управляющую сетку лампы Л3 нельзя, так как при этом нарушится режим работы ламп Л2 и Л3, поэтому она заземлена по низкой частоте через конденсатор С3.

Трансформаторы звука поставил ТВЗ-1-6, с ними на всех приводимых АЧХ всегда подъем от 10 кГц. Это результат действия функции компенсации. Из результата измерений «усилитель + соединительные кабеля» вычитается результат кабелей, что приводит к такому эффекту. Надо сделать себе хороший кабель, тогда такого не будет. При снижении анодного напряжения Кни слегка увеличивается, при увеличении уменьшается.

Схема на 6Ж8

Из принципиальной схемы усилителя видно, что между анодом предоконечного каскада Л1 и выходным двухтактным каскадом Л2, Л3 отсутствует переходной конденсатор, который вносил бы фазовый сдвиг. Это обстоятельство позволило применить весьма глубокую отрицательную обратную связь без опасности самовозбуждения усилителя. Большая величина отрицательной обратной связи резко снижает коэффициент нелинейных искажений, который при выходной мощности около 6 Вт не превышает 1%. Напряжение обратной связи снимается с обмотки II выходного трансформатора и через сопротивление R8 подается на катод лампы Л1. Цепь обратной связи также не содержит реактивных элементов, которые вносили бы фазовый сдвиг.

Вследствие того что анод лампы Л1 связан гальванически с сеткой лампы Л2, нормальная работа ламп Л2 и Л3 обеспечивается тщательным подбором их режима при помощи сопротивлений R3, R6 и R7 таким образом, чтобы напряжение на управляющих сетках ламп Л2 и Л3 по отношению к их катодам было равно—12 В. При этом оконечный двухтактный каскад работает в режиме класса А. Напряжение на экранную сетку лампы Л1 подается с общего катодного сопротивления R7 ламп Л2 и Л3. Усилитель потребляет ток около 100 мА. Напряжение НЧ, усиленное лампой Л1, подается на сетку лампы Л2. На катоде этой лампы возникает напряжение низкой частоты в — такой же фазе, что и на ее управляющей сетке.

Если заземлить управляющую сетку лампы Л3, то между ней и катодом будут действовать напряжение в противофазе с напряжением между управляющей сеткой и катодом лампы Л2, что и требуется для нормальной работы двухтактного каскада. Непосредственно заземлять управляющую сетку лампы Л3 нельзя, так как при этом нарушится режим работы ламп Л2 и Л3, поэтому она заземлена по низкой частоте через конденсатор С3.

Трансформаторы звука поставил ТВЗ-1-6, с ними на всех приводимых АЧХ всегда подъем от 10 кГц. Это результат действия функции компенсации. Из результата измерений «усилитель + соединительные кабеля» вычитается результат кабелей, что приводит к такому эффекту. Надо сделать себе хороший кабель, тогда такого не будет. При снижении анодного напряжения Кни слегка увеличивается, при увеличении уменьшается.

Навигация

  • МИКРОСХЕМЫ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КЛЮЧИ
  • АКТИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ
  • ИСТОЧНИКИ ВТОРИЧНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ
  • ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
  • АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ
  • ЭЛЕКТРОСТАТЫ
  • РУПОРНЫЕ КОЛОНКИ
  • САБУФЕР
  • ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
  • МИКРОФОНЫ
  • АНАЛОГОВЫЕ КОМПАРАТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ
  • УСИЛИТЕЛИ
    • Бестрансформаторные двухтактные каскады на транзисторах
    • Влияние ОС на параметры усилителей
    • Выходные каскады усилителей
    • Выходные усилители мощности
    • Двухтактный каскад, работающий в классе А
    • Дифференциальный усилитель
    • Дрейф нуля.
    • КЛАССИФИКАЦИЯ УСИЛИТЕЛЕЙ ЗВУКОВЫХ ЧАСТОТ
    • КПД усилителей, работающих в классе А
    • Каскады мощного усиления (входные каскады).
    • Каскады предварительного усиления
    • Каскады предварительного усиления
    • Классификация и основные параметры усилителей
    • Классы AB и В работы двухтактного каскада
    • Классы усиления транзисторных усилительных каскадов
    • Новые режимы работы (классы)
    • ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ В УСИЛИТЕЛЯХ
    • ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КАСКАДОВ УСИЛИТЕЛЕЙ МОЩНОСТИ ОДНОТАКТНЫЕ И ДВУХТАКТНЫЕ
    • Обратная связь в усилителях
    • Обратная связь в усилителях и схемы их построения
    • Общие сведения о уси­лителях гармонических и импульсных сигналов
    • Однотактный трансформаторный каскад, работающий в классе А
    • Основные механические показатели усилителей
    • Основные показатели
    • Основные характеристики и параметры усилителей
    • Рабочие режимы усилительных элементов
    • Способы обеспечения рабочего режима транзистора
    • Сравнение схем включения транзисторов
    • Схемы межкаскадной связи.
    • Усилители постоянного тока
    • Усилитель на биполярном транзисторе с общим эмиттером
    • Усилитель на полевом транзисторе
    • Факторы, влияющие на тепловой режим РЭА
  • ЭЛЕМЕНТЫ УСИЛИТЕЛЕЙ
  • “THX” Tomlinson Holman eXperiment
  • HI-FI И HIGH-END
  • МИРОВЫЕ ШКОЛЫ ЭЛЕКТРОАКУСТИКИ
  • “СТАРЫЙ ВИНИЛ”
  • ЗВУКОВЫЕ КОМПАКТ-ДИСКИ
  • МАГНИТНАЯ ЗАПИСЬ
  • ЦИФРОВЫЕ МАГНИТОФОНЫ
  • ЦИФРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ
  • ЗВУК И КОМПЬЮТЕР
  • MIDI
  • ГЕНЕРАТОРЫ СИГНАЛОВ
  • Операционные усилители.
  • ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ
  • КАНАЛЫ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
  • ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
  • РАДИОПРИЁМ
  • АНТЕННО-ФИДЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА
  • ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ
  • ОПТОЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ ЛАМПЫ
  • РЕЗИСТОРЫ
  • СТАБИЛИТРОНЫ
  • ВАРИКАПЫ
  • ДИОДЫ
  • ТИРИСТОР
  • ТРАНЗИСТОРЫ
  • ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНДЕНСАТОР
  • ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СЛУХА
  • АКУСТИКА ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
  • КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • ВОЗДЕЙСТВИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАДИОЭЛЕКТРОННУЮ АППАРАТУРУ
  • ТЕХНОЛОГИИ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
  • Карта сайта
  • статьи
  • СИГНАЛЫ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ
  • sitemap

Проблемы транзисторных усилителей

Два наиболее существенных требования к усилителю – это его простота и линейность. Меньшее число элементов меньше окрашивает звук и информации при этом теряется меньше.

Но усилитель хоть и должен быть простым, но всё же главное – он должен сохранять линейность. Есть искажения в усилительном тракте, которые являются неизбежными. С другой стороны, если они мало раздражают, то они вполне себе терпимы. Естественно, что надо стремится чтобы измеряемые искажения были как можно ниже. Достоинства простой схемы теряются, если звук становится избыточно окрашенным.

Большинство сложных схемотехнических решений оправданы высокими измеряемыми техническими параметрами. Этот подход прекрасно работает для объективных параметров. Но звук, его качество, если говорить о усилителях, это не измеряемые объективные параметры, а субъективное мнение слушателя. Построение стоящего усилителя – это компромисс между простотой и объективным качеством звука.

Насколько простой может быть схема, чтобы она хорошо звучала? Очевидно, однокаскадный усилитель – самое простое решение. Но сразу возникает вопрос: «Что мы можем получить от однокаскадного усилителя?».

Видео работы УНЧ

Если надумаете повторять эту схему — почитайте вначале оригинальную статью.

Звук ламповый, мягкий, особенно бас. О натуральности звучания говорить не буду, это понятно. Как уже сказал когда-то, барабаны как будто у меня в комнате :) В общем если будут вопросы — спрашивайте на конференции. С вами был Gamzan.

   Форум по обсуждению материала ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

SMD ПРЕДОХРАНИТЕЛИ

Приводятся основные сведения о планарных предохранителях, включая их технические характеристики и применение.

MINILED И MICROLED ДИСПЛЕИ

Что такое OLED, MiniLED и MicroLED телевизоры — краткий обзор и сравнение технологий.

В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ТЕЧЕТ ТОК

В каком направлении течет ток — от плюса к минусу или наоборот? Занимательная теория сути электричества.

ВОЗМОЖНОСТИ БЕСПРОВОДНОГО ПИТАНИЯ

Про использование технологии беспроводного питания различных устройств.

Конструкция, детали и наладка

Печатная плата для усилителя показана на рисунке выше. Плата односторонняя, рассчитанная на два канала. Принадлежность элемента ко второму каналу на монтажной схеме обозначается как .

Питание усилителя осуществлялось от типового тороидального трансформатора в паре с платой стабилизатора () по этой схеме.

По деталям стоит лишь сказать о конденсаторах, которые должны быть, если бюджет позволяет, специальные для аудио, а не китайскими версиями .

О наладке данной схемы существуют даже отдельные форумы и сам даёт некоторые советы. В частности, он предлагает, подавая на вход синусоиду и постепенно доводя выходной сигнал до клиппинга регулировкой добиваться симметричного ограничения сигнала. Я, собрав несколько экземпляров, и опробовав все методы, которые нашёл в литературе, пришел к выводу что при исправных деталях и правильном монтаже достаточно выставить резистором по мультиметру ровно половину питания (у меня ) между стоком и истоком транзистора и больше не о чем «».

Схема электрическая принципиальная

Сразу приведу технические характеристики данной схемы и её особенности. Работа усилителя рассчитана с омными акустическими системами. Также этому УМЗЧ требуется предварительный усилитель, естественно соответствующего класса. Чтобы получить на выходе десять ватт полезной мощности на вход нужно подать сигнал , а не привычные всем . При этом ток холостого хода составляет без малого . Т.е. при покое на транзисторах выделяется по тепловой энергии, что называется «». Это надо иметь ввиду при выборе теплоотвода. Коэффициент гармоник, измеренный с входным синусоидальным сигналом частотой на активной нагрузке составил

На транзисторе реализован каскад усиления, а источник тока для него на . Узел на транзисторе задаёт режим работы транзистора . Цепь служит для фильтрации пульсаций питания.

Ток, проходящий через , вызывает падение напряжения на резисторе , и когда оно достигнет , транзистор начинает открываться, что ограничивает напряжение затвор-исток примерно до . Равновесие наступает при постоянном токе через примерно .

Резистор и создают цепь обратной связи по постоянному току, которая управляет затвором и поддерживает напряжение около , позволяя установить напряжение на стоке равное половине напряжению питания.

Поскольку схема усилителя инвертирует фазу входного сигнала, положительный вывод динамической головки должен быть соединён с общим проводом.

Для кого этот усилитель?

В заключении, позволю себе сделать небольшое отступление-предостережение, адресованное начинающим радиолюбителям, которые решили заняться звуком. Сразу оговорюсь, что мнение это сугубо моё. Это чисто из практики, ведя радиокружок. Часто начинающие, начитавшись различных «» форумов, где в красках описывается «» звука усилителей класса , приходят к выводу, что это именно то, что им и нужно. Да и цены на заводские фирменные модели усилителей этого класса просто запредельные. И, вроде как, вывод напрашивается сам собой – это лучшие усилители.

Но на самом деле это не более чем коммерческий шаг, и большинству слушателям этот усилитель не нужен. Объясню почему. Чтобы раскрыть весь звук этого усилителя нужно: 1. хороший источник сигнала; 2. соответственно и акустика; 3. расположение , пространство и акустическое оформление помещения; 4

и, что немаловажно – музыка должна быть не электронной, искусственно созданной на компьютере, для которой есть класс , а по крайней мере записанная с живых музыкальных инструментов. А теперь давайте прикинем, каков процент слушателей от их общего числа обладают всеми перечисленными составляющими, могут их себе позволить, да ещё и слушают определённый тип музыкальных фонограмм?. Для удобства навигации по разделу “УМЗЧ” опубликована статья со ссылками на все конструкции усилителей с кратким описанием

Для удобства навигации по разделу “УМЗЧ” опубликована статья со ссылками на все конструкции усилителей с кратким описанием

Иван Миров

Главный редактор , masterkin.ru

Об авторе

Об авторе

Уже лет 20 работаю своими руками. Пробовал и сантехнику, монтаж конструкций, есть свое маленькое производство. Друзья постоянно спрашиваю как сделать разные вещи. Вот и делюсь я с вами своими идеями в интернете.

Однотактный усилитель класса А

Топология однотактного усилителя, работающего в классе применялась ещё в первых ламповых усилителях. Сейчас она не часто используется в выходных каскадах транзисторных усилителей. И причиной этого является то, что двухтактные выходные каскады имеют гораздо более высокий и малый ток покоя при работе в режиме класса .

Однотактные усилители класса рассеивают на холостом ходу тепловую мощность значительно превышающую их мощность полезную. Их типовой составляет около

Только этой огромной неэффективностью можно объяснить, почему однотактным усилителям уделяется столь ограниченное внимание, хотя внимательное рассмотрение схем показывает, что есть возможность приблизить их эффективность к

Однотактный несимметричный усилитель отличается от двухтактного тем, что обрабатывает сигнал целиком на каждой стадии усиления, не разделяя его на две половины. Это деление на положительную/отрицательную половину – искусственно, и вызвано желанием эффективно обрабатывать только сигнал переменного тока, без постоянной составляющей. Усилитель с топологией класса воспроизводит музыку наиболее естественно. В выходном сигнале нет третьей и других «» гармоник, присущих классу , а в основном присутствует вторая гармоника, которая на слух воспринимается намного благозвучней.

Схема электрическая принципиальная

Сразу приведу технические характеристики данной схемы и её особенности. Работа усилителя рассчитана с омными акустическими системами. Также этому УМЗЧ требуется предварительный усилитель, естественно соответствующего класса. Чтобы получить на выходе десять ватт полезной мощности на вход нужно подать сигнал , а не привычные всем . При этом ток холостого хода составляет без малого . Т.е. при покое на транзисторах выделяется по тепловой энергии, что называется «». Это надо иметь ввиду при выборе теплоотвода. Коэффициент гармоник, измеренный с входным синусоидальным сигналом частотой на активной нагрузке составил

На транзисторе реализован каскад усиления, а источник тока для него на . Узел на транзисторе задаёт режим работы транзистора . Цепь служит для фильтрации пульсаций питания.

Ток, проходящий через , вызывает падение напряжения на резисторе , и когда оно достигнет , транзистор начинает открываться, что ограничивает напряжение затвор-исток примерно до . Равновесие наступает при постоянном токе через примерно .

Резистор и создают цепь обратной связи по постоянному току, которая управляет затвором и поддерживает напряжение около , позволяя установить напряжение на стоке равное половине напряжению питания.

Поскольку схема усилителя инвертирует фазу входного сигнала, положительный вывод динамической головки должен быть соединён с общим проводом.

Конструкция, детали и наладка

Печатная плата для усилителя показана на рисунке выше. Плата односторонняя, рассчитанная на два канала. Принадлежность элемента ко второму каналу на монтажной схеме обозначается как .

Питание усилителя осуществлялось от типового тороидального трансформатора в паре с платой стабилизатора () по этой схеме.

По деталям стоит лишь сказать о конденсаторах, которые должны быть, если бюджет позволяет, специальные для аудио, а не китайскими версиями .

О наладке данной схемы существуют даже отдельные форумы и сам даёт некоторые советы. В частности, он предлагает, подавая на вход синусоиду и постепенно доводя выходной сигнал до клиппинга регулировкой добиваться симметричного ограничения сигнала. Я, собрав несколько экземпляров, и опробовав все методы, которые нашёл в литературе, пришел к выводу что при исправных деталях и правильном монтаже достаточно выставить резистором по мультиметру ровно половину питания (у меня ) между стоком и истоком транзистора и больше не о чем «».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: