Музыкальная история компании yamaha: звуковые hi-fi технологии и схемотехника усилительной аппаратуры 1980/1990-годов

Баг 8K HDMI

AV-ресиверы зачастую служат очень долго. Когда вы купили и настроили ресивер, обычно нет смысла думать о приобретении более современной версии, пока не появляются какие-то передовые стандарты. Нужно что-то на уровне Dolby Atmos, чтобы обеспечить больший эффект погружения при прослушивании, нежели даёт обычный объёмный звук 5.1.

Появление новых игровых консолей с поддержкой 4K 120fps и будущее появление видео формата 8K заставляет некоторых задуматься об обновлении, особенно при желании получить HDMI 2.1 AVR с совместимой сквозной передачей.

Однако, при выпуске AV-ресиверов с поддержкой HDMI 2.1 возникли проблемы. Речь идёт о проблемах с совместимостью, из-за которых источники контента 8K/4K (особенно консоли Xbox Series X) не всегда успешно передавали видеосигнал на экран.

Производители AVR Denon, Marantz и Yamaha постарались исправить ситуацию для обладателей ресиверов первого поколения. Пришлось не обновлять прошивку, а предлагать дополнительный аппаратный комплект.

Denon выпустила адаптер HDMI SPK618, который был бесплатно доступен владельцам ресиверов Denon и Marantz с багом. Он размещается между игровой консолью и AV-ресивером и корректирует данные HDMI для правильного отображения.

Есть и более простое решение. Можно подключить игровую консоль прямо к телевизору с поддержкой 4K/120fps и направлять звук на AVR с помощью eARC. Или можно отказаться от высокой частоты кадров и пользоваться консолью с разрешением 4К на скорости 60 кадров/с.

Если вы обладатель AV-ресивера с поддержкой 8K производства Denon или Marantz, можно увеличить количество подключаемых к ним устройств 4K 120fps и 8K за счёт переключателя HDMI 2.1. Два этих производителя представили идентичные модели AVS-3 и VS3003 с тремя входами HDMI и одним выходом.

У них есть совместимость с HDMI CEC и обычно они подключаются к одному входу 8K на AVR, добавляя ещё два порта. Это может пригодиться обладателям Xbox Series X и PlayStation 5.

Лучший ресивер с поддержкой 8K 120 кадров/с: Yamaha RX-A6A

Долгожданная модель Yamaha стала отправной точкой трёх новых ресиверов класса Aventage, но дешёвым его не назовёшь. A6A предлагает больше всего HDMI портов среди моделей в данной ценовой категории. Все семь входов HDMI готовы поддержать 8K/4K 120fps при обновлении прошивки. Производитель утверждает, что здесь нет бага HDMI 2.1.

9-канальный усилитель можно настраивать в конфигурациях 5.1.4 и 7.1.2 для Dolby Atmos, смотря какие динамики у вас имеются. Если вы ещё не приобрели динамики Dolby Atmos, функциональность Height Virtualization может предложить имитацию их звука. HDMI предлагает совместимость с Dolby Vision и HDR10+, автоматический режим с малой задержкой (ALLM), переменную частоту обновления (VRR), быструю передачу кадров (QFT) и быстрое переключение мультимедиа (QMS).

Yamaha является одним из лидеров при обработке звука DSP. Здесь доступны пресеты с имитацией акустических свойств реальных помещений, есть звуковые ремиксы в стиле разных жанров. Surround AI представляет собой новый подход к динамической оптимизации отдельных звуковых элементов, в том числе диалогов, фоновой музыки и звуковых эффектов в реальном времени в зависимости от контента.

Калибровка под помещения происходит в Parametric room Acoustic Optimizer (YPAO). Настройку мультирума можно произвести через сеть MusicCast. Можно также подключать беспроводные динамики MusicCast 20 или 50 в многоканальной компоновке.

Ресиверы для домашнего кинотеатра редко бывают красивыми внешне, но в данном случае устройство более стильное по сравнению с конкурентами. Это достигается за счёт простой конструкции передней панели, ручки громкости по центру, поворотного переключателя, дисплея LCD и сенсорным кнопкам. Ещё имеется обновлённая версия фирменной для Yamaha пятой опоры.

5 опора у Yamaha

Она работает как антирезонансный клин для рассеивания вибрации корпуса.

  • Dolby Atmos: да, 5.1.4
  • Выходная мощность: 9 x 110 Вт
  • HDMI: 7 входов, 3 выхода
  • Размеры: 435 х 192 х 442 мм
  • Вес: 20,3 кг

Yamaha RX-A6A

РЕКОМЕНДУЕМОЕ УСИЛЕНИЕ

Во многих обзорах колонок 1000M я встречал фразу о том, что эта модель не требовательна к усилению. Не знаю что тут сказать, но моя пара 500M вообще не звучит с хилыми усилителями. Мои двухблочные усилители и Accuphase и Technics раскачивали эти АС достаточно легко, но при этом я впервые в моем доме выкручивал регулятор громкости до положения 3 часов. Особенно если учесть, что хоть и при меньшем сопротивлении их чувствительность почти на 10 дБ ниже чем у Клипшей (91.5 против 101). Как по мне – это все же тугие колонки и требуют адекватного усиления. Тут невзатяжку покурить не получится…

ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ

Многие авторы в своих обзорах зачем-то оперируют ценами в японских йенах на момент выпуска. Это очень важная и хорошо иллюстрирующая покупательскую способность информация, особенно учитывая то, что мы прекрасно осознаем реалии японской жизни и держим в голове помесячный курс мировых валют всей эры золотого века аудио целиком. Я продолжу эту славную традицию и укажу текущую среднюю цену колонок Yamaha NS-500M  в Северной Америке – она на сегодня составляет примерно 2270 хорватских кун. Если кому-то лень будет искать курсы валют на 2021 год – маленькая сносочка – это примерно 360 долларов США. На самом деле я посмотрел общедоступную историю продаж – она там колеблется от 300 до 500 долларов в зависимости от состояния. Но 500M – конечно редкость.

Много это или мало? А вот тут как раз и имеет смысл поговорить о ценности. Если такая вещь приобретается для обустройства студии, то есть при помощи этих АС будут зарабатываться деньги – то цена наверно рациональная.
Не берусь судить, рынка профессиональных мониторов я не знаю вообще. Если такие колонки приобретаются для домашнего прослушивания и мы рассматриваем бюджет до 500 долларов – то тут ситуация значительно размывается.
Скажем если бы стоял выбор между 500M и колонками Energy C-7, которые сейчас стоят 450 долларов примерно – тут мой однозначный выбор в пользу Yamaha. У Ямах немного больше объем, более очерченный бас и они не перегружаются так быстро как Energy. Если в качестве конкурента выступает Klipsch KG4 – то тут решение принять совсем не просто. И я пожалуй буду больше полагаться на сравнение их в лоб, для того чтобы явно определить лидера. Собственно, я такое сравнение сделал и даже записал. Ролик чуть ниже на странице, посмотрите, послушайте и решите для себя сами…

ВЫВОДЫ

После всех ушатов упреков, которые я щедро вылил на эти АС может создаться впечатление, что это отвратительное изделие. Совсем нет.
Это прекрасные, незаурядные колонки.
С достоверной, скорее всего, передачей звукового материала. Просто нужно правильно понимать их основное предназначение – это профессиональный инструмент для сведения и контроля записи фонограмм. Эти колонки должны быть особым образом размещены в студии и должны находится достаточно близко к слушателю. Такие условия не всегда возможно соблюсти в обычном жилище, ведь оно, наше жилище – это не специально спроектированная control room. Учитывая все перечисленные особенности я не понимаю, как можно рекомендовать колонки такого типа включая и “легенду” 1000M всем энтузиастам подряд. Это узкоспециальная техника для решения специфических задач, это тоже самое, как рекомендовать любителям винила для домашнего прослушивания диджейские сдвоенные виниловые столы, где в звукоснимателях установлены специальные иглы для скрэтчинга.

Да, возможно, эта серия Yamaha включающая в себя 500M 700M 1000M и так далее – лучшие в мире колонки в своей ценовой категории. Но всегда нужно делать оговорку – ДЛЯ КОГО лучшие и для ЧЕГО? Ответ вы уже знаете – для профессионалов, которые занимаются работой, а не наслаждаются любимой музыкой. Задача таких АС – не сгенерировать эмоцию, а обеспечить точное следование техническим регламентам и стандартам звукозаписывающей индустрии. Поскольку я зарабатываю совсем другими навыками и умениями и при помощи совсем другого оборудования, а от колонок ожидаю эмоцию – эта акустика у меня долго не задержалась.

Торакусу Ямаха

Торакусу Ямаха родился 20 мая 1851 года в городе Вакаяма (Провинция Кии). С детства он интересовался астрономией и имел доступ к большой отцовской библиотеке на данную тематику. Позже юноша переключился на машины и технологии, параллельно посвящая себя изучению боевых искусств, в т.ч. кэндо — фехтованию на бамбуковых мечах.

В период с 1868 по 1889 годы Япония проводила эффективные социально-экономические, политические и военные реформы, которые помогли ей превратиться из отсталого аграрного государства в одну из ведущих стран мира. Управление государством оказалось в руках правительства во главе с императором.

Данный этап в истории Японии получил название «Реставрация Мэйдзи». При этом в стране массово внедрялись прогрессивные достижения западного мира. Благодаря такой активной «вестернизации», открывался большой потенциал, так как усиленно заимствовались новые высокоэффективные технологии.

Торакусу привлекали такие перемены — и он старался максимально использовать открывающиеся возможности. В 1871 году Торакусу уехал в Нагасаки, чтобы выучиться там на часовщика под руководством опытного британского инженера, и в итоге стал экспертом в данной области.

Затем Ямаха переключился на медоборудование и отправился в Осаку, чтобы изучать там соответствующие технологии, а в 35-летнем возрасте перебрался в Хамамацу в надежде сделать там карьеру мастера по ремонту медицинской техники.

Однако планам Торакусу не суждено было осуществиться, так как Хамамацу оказался небольшим провинциальном городком, где зарабатывать таким способом на жизнь было довольно проблематично. Поэтому Ямахе приходилось использовать свои навыки часовщика и даже подрабатывать рикшей для директора больницы.

Торакусу Ямаха

Однажды руководство местной начальной школы обратилось к Торакусу с просьбой починить фисгармонию — американский язычковый орган Mason & Hamlin, в котором воздух нагнетается мехами. В пределах их маленького городка не было ни одного соответствующего мастера, а такой инструмент стоил в то время довольно дорого. Приняв предложение, Торакусу вскоре определил причину проблемы — две сломанные пружины, которые он намеревался изготовить самостоятельно.

Для починки он арендовал небольшую комнату, заручившись финансовой поддержкой директора школы Тойасаку Фукушимы, а себе в помощь взял коллегу из отдела медицинского оборудования. Шел 1887 год. Спустя два месяца Торакусу вместе с приятелем изготовил собственную фисгармонию и даже представил ее в Ongaku Torishirabejo (Институт Музыки, ныне Токийский университет искусств (музыкальный факультет)).

Для этого Ямахе вместе с компаньоном пришлось преодолеть пешком расстояние в 250 км! Тропа проходила через горную местность Хаконе, а сам инструмент несли на шесте, положенном на плечи. Сейчас этот путь увековечен мемориальным барельефом.

Местным профессорам инструмент не понравился, так как, согласно их мнению, он был плохо продуман и неправильно настроен. Тем не менее, Торакусу пригласили бесплатно посещать лекции по музыке в течение месяца. После этого он вернулся в Хамамацу и сконструировал второй орган, который в итоге получил высокую оценку. Работа давалась тяжело, особенно настройка. Тем не менее, результат оказался вполне достойным.

В итоге, он получил заказ на семь таких инструментов, включая один для губернатора префектуры Сидзуока, а весной 1888 года Торакусу задействовал заброшенный храм Хамамацу для изготовления органов, подключив опытных плотников и краснодеревщиков.

«Все началось в 1887 году, когда Торакусу Ямаха отремонтировал язычковый орган, — рассказывает экс-президент компании Yamaha Corporation Шуджи Ито (Shuji Ito). — В этом смысле Yamaha изначально была компанией по производству музыкальных инструментов.

Чтобы производить музыкальные инструменты, нам приходилось использовать деревообрабатывающие станки. Фортепиано — это очень специфический продукт, его невозможно изготовить, применяя обычные многоцелевые станки из других отраслей промышленности и материалы, предназначенные для другой продукции. Что касается нашей компании, то все это мы делали сами. В итоге, мы приобрели хороший опыт».

Основные характеристики AV-усилителя:

  • Выходная мощность 5×80 Вт/ 8 Ом при THD = 0.02% в полосе частот 20 Гц – 20 кГц + 2×25 Вт/ 8 Ом при THD = 0.05% на частоте 1 кГц;
  • Общий коэффициент гармоник зависит от конфигурации входов/выходов и находится в пределах 0.008-0.03% при РВЫХ =40 Вт/8 Ом в полосе частот 20 Гц – 20 кГц;
  • Отношение сигнал/шум по входу звукоснимателя ММ не менее 86 дБ, по другим входам не менее 96 дБ, уровень выходного шума порядка 170 мкВ;
  • Габариты 435 × 171 × 470 мм, вес 19.5 кг.

Yamaha DSP-A3090 – AV-усилитель с цифровым процессором звукового поля с пятью цифровыми оптическими и одним коаксиальным входами для эффективной работы с сигналами Dolby Digital 5.1 от DVD-проигрывателей и других источников

Другой важной особенностью аппарата является возможность цифровой обработки многоканальных сигналов, называемой компанией цифровой обработкой звукового поля. Работа данной системы основана на моделировании и формирований пространственных «отражений» из стерео или многоканальной фонограмм и подмешивании их к основным сигналам во всех каналах аппарата

В качестве цифрового интерфейса в аппарате используется упомянутая выше микросхема YM3436. Декодер сигналов Dolby Pro Logic выполнен на микросхеме собственного производства YSS213-K, декодер сигналов Dolby Digital – на микросхеме ZR38500 фирмы Zoran. Эта микросхема представляет собой 6-канальный процессор для декодирования сигналов всех шести каналов системы AC-3 (Dolby Digital 5.1), преобразования сигналов двух каналов АС-3 в 4 канала Dolby Pro Logic, двухканальных ИКМ (CD стерео) в 4 сигнала Dolby Pro Logic. В аппарате используются микросхемы в основном японских производителей (Hitachi, Sanyo, Toshiba, и других). В качестве канальных преобразователей цифровых сигналов в аналоговые применены упомянутые выше одноразрядные ЦАП AK4320 фирмы AKM.

УМЗЧ AV-усилителей выполнены по традиционной схеме на комплементарных парах транзисторов, по три в каждом плече. В качестве выходных используются транзисторы 2SC3281 (N-P-N) 2SA1837 (P-N-P); напряжение питания ±51 В. При такой же выходной мощности, как у описанного выше AV-усилителя DSP-A1092, рассматриваемый аппарат характеризуется несколько меньшим уровнем гармонических искажений (0.015%); другие характеристики качества звука, а также габариты и вес примерно такие же.

В заключение коротко рассмотрим особенности упомянутого выше AV-усилителя класса Hi-Fi Yamaha DSP-A1. Этот аппарат обеспечивает декодирование сигналов систем объемного звука Dolby Digital, DTS, Dolby Pro Logic, а также обработку сигналов по технологиям CINEMA DSP/Yamaha DSP. В усилитель, кроме основных 5 каналов, также входят 2 дополнительных фронтальных канала эффектов. Выходная мощность аппарата 5×110 Вт/ 8 Ом при THD = 0.015% в полосе частот 20 Гц – 20 кГц + 2×35 Вт/ 8 Ом при THD = 0.05% на частоте 1 кГц (фронтальные каналы эффектов). Неравномерность АЧХ в полосе частот 20 Гц – 20 кГц и отклонения АЧХ от кривой RIAA не более ±0.5 дБ, общий коэффициент гармоник в главных фронтальных каналах при РВЫХ = 55 Вт не более 0.005%, отношение сигнал/шум по входу звукоснимателя ММ не менее 86 дБ, по другим входам не – менее 96 дБ. Габариты AV-усилителя в титановом корпусе с «золоченной» передней панелью 473 × 191 × 473 мм, вес 25 кг.

60-е

В конце 50-х годов компанией было освоено производство волоконно-армированного полимера FRP (Fiber Reinforced Plastics), а в начале 60-х начался массовый выпуск изготовленных из этого материала товаров: лодок, яхт, лыж, ванн и т.д. В народе такой прочный и легкий материал обычно называли стеклопластиком.

В 1961 году Yamaha занялась производством алюминиевых и титановых сплавов, а годом позже — пермаллоя (железоникелевый магнитный сплав).

В 1962 году появилось подразделение Yamaha Recreation, специализирующееся на создании уникальных курортных комплексов, предназначенных для спортивного и музыкального досуга, а в 65-ом компания занялась производством духовых инструментов.

В 1967 году динамик NS (Natural Sound), который встраивался в электроорган Electone, был перепрофилирован для Hi-Fi-нужд. Как результат, в фирменном модельном ряду появились первые акустические системы NS-20 и NS-30, оснащенные вуферами, соответственно, JA-5002 (68×50 см) и JA-6002 (89×63 см).

NS-30

На противоположной стороне корпусов колонок монтировались СЧ-драйвер (30 см для NS-30, 20 см для NS-20) и 50-мм твитер с регулятором уровня. Благодаря такой уникальной конструкции, гарантировались превосходные характеристики направленности и обеспечивалось высококачественное объемное звучание.

К 1966 году Nippon Gakki Co. Ltd. вышла в мировые лидеры по объему производства фортепиано, выпуская по 100 000 экземпляров в год. В это же время открылось европейское представительство Yamaha, а ассортимент производимых компанией музыкальных инструментов дополнился ударными установками и электрогитарами.

Среди поклонников гитар Yamaha значатся Джон Леннон, Пол Маккартни, Боб Марли, Брайан Мэй, Джимми Пейдж, Карлос Сантана, Боб Сигер, Билли Шихэн, Майкл Энтони, Джон Денвер, Пол Саймон, Брюс Спрингстин и Джеймс Тейлор.

В 1967 году начался выпуск знаменитых концертных роялей CF-серии.

ПОСОБИЕ ПО ПОКУПКЕ

На основе всех доводов, приведенных выше, для всех кто задумывается о покупке мониторных колонок фирмы Yamaha я предлагаю несколько важных, наблюдений, который для меня кажутся весьма существенными и где-то даже критическими.

Найти 1000M за несколько лет поисков в США и Канаде я так и не смог. Один раз я видел объявление о продаже 1000M на Audiogone. В конце концов я перестал надеяться и стал искать их на японских аукционах. Я пересмотрел там массу предложений и у меня сложилось мнение, что несмотря на спрос на эту акустику и сокращающееся предложение – там все еще можно купить приличные экземпляры. Практическая рациональность такой покупки для меня равна нулю, поскольку с учетом расходов на пересылку, таможенные сборы и оплату услуг японскому посреднику стоимость пары АС что 1000M что 500M переваливает разумный рубеж и уходит в другую ценовую категорию.

90-е

В 1990 году компания открыла заводы по производству музыкальных инструментов в Китае. В это же время в серию пошел усилитель AX-2000A, использующий в своей конструкции оконечную секцию с технологией HCA (Hyperbolic Conversion Class A operation). Оконечная и предварительная секции были разделены, а шасси и рама покрыты медью.

AX-2000A

По сути, данный усилитель стал кульминацией развития технологий, берущих начало в 70-х и 80-х годах, и демонстрировал непоколебимую веру разработчиков Yamaha в чистый звук даже в эпоху цифровых технологий и AV-компонентов.

В 1991 году сабвуфер Active Servo Processing Speaker YST-SD 90 был представлен в Музее современного искусства MoMA (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке.

GF-1

Кроме того, инженеры Yamaha представили новую версию бериллиевых куполов для динамиков, поверхность которых имела золотое напыление. Такие твитеры использовались в активной акустической системе GF-1.

GT-CD1

В 1991-м также был представлен CD-проигрыватель GT-CD1, корпус которого состоял из толстостенной деревянной верхней части и литого металлического основания. CD-привод был «врезан» в деревянную часть, для прижима компакт-диска использовался клэмп, а сам аппарат весил 24 кг.

В 1992 году AV-компоненты Yamaha начали собирать в Малайзии и Индонезии. В этом же году президентом Yamaha Corporation стал Сейзуке Уэсима (Seisuke Ueshima).

02R

В 1993 году появились первые модели фортепиано с технологией SILENT Piano, которая использовала электронные датчики нажатия клавиш и позволяла репетировать даже ночью благодаря возможности отключения механики акустической части пианино или рояля при сохранении тактильных ощущений от нажатия клавиш. В дальнейшем Yamaha использовала данную технологию и в других музыкальных инструментах — ударных установках, гитарах, скрипках, виолончелях и пр.

В 1995 году Yamaha выпустила цифровой микшер 02R, а в 1998-м произошло знаковое событие, связанное с применением технологий, которые использовались при создании процессора цифровой обработки звукового поля, в многоканальных системах домашнего кинотеатра. Тогда же «Ямаха» вернула свой логотип с тремя камертонами, обрамленными кругом.

Стоят ли звуковые панели Dolby Atmos?

Фото: Sonos

Звуковые панели Dolby Atmos стоят выше, чем у многих их конкурентов. Однако для этого есть веская причина, и это оправдывает затраты. Звуковые панели Dolby Atmos имеют направленные вверх драйверы. Это означает, что они поддерживают верхние каналы, поэтому вы можете ощутить настоящий объемный звук, лучше имитируя впечатление кинематографического качества.

Звуковые панели Atmos доступны во всех стилях, размерах и конфигурациях каналов, поэтому вы можете найти ту, которая соответствует вашим потребностям в аудио, стилю и бюджету. Звуковую панель также легко установить, где бы вы ее ни разместили, а возможности практически безграничны.

Фото: Накамичи

Еще одна причина, по которой это стоит денег, заключается в том, что звуковые панели Atmos совместимы с большинством других аудио и видео компонентов. Сюда входят DVD-плееры, Netflix и другие потоковые сервисы, а также игровые консоли.

И вы можете получить звуковую панель Atmos с двумя дополнительными каналами Atmos, но без всех остальных каналов объемного звучания. И если вы не совсем следите за обсуждением «каналов», ознакомьтесь с нашим руководством о том, какие каналы звуковой панели в первую очередь являются.

За последние несколько лет звуковые панели Dolby Atmos также стали более экономичными. Хотя по-прежнему существуют дорогие модели, обеспечивающие впечатляющий, иммерсивный звук, есть также модели, которые по-прежнему воспроизводят потрясающий звук по более доступной цене. А когда вы сравниваете объемный звук со звуковыми панелями (наше руководство), вы можете быть удивлены той выгодой, которую предлагают звуковые панели.

ВЫВОДЫ

После всех ушатов упреков, которые я щедро вылил на эти АС может создаться впечатление, что это отвратительное изделие. Совсем нет.
Это прекрасные, незаурядные колонки.
С достоверной, скорее всего, передачей звукового материала. Просто нужно правильно понимать их основное предназначение – это профессиональный инструмент для сведения и контроля записи фонограмм. Эти колонки должны быть особым образом размещены в студии и должны находится достаточно близко к слушателю. Такие условия не всегда возможно соблюсти в обычном жилище, ведь оно, наше жилище – это не специально спроектированная control room. Учитывая все перечисленные особенности я не понимаю, как можно рекомендовать колонки такого типа включая и “легенду” 1000M всем энтузиастам подряд. Это узкоспециальная техника для решения специфических задач, это тоже самое, как рекомендовать любителям винила для домашнего прослушивания диджейские сдвоенные виниловые столы, где в звукоснимателях установлены специальные иглы для скрэтчинга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: