Эквалайзер прибой э-014с

Реанимировал усилитель «Прибой» и было мне щастье

Всем привет!

Моя история такова:

Год 88-89: у меня появился магнитофон «Астра», ламповый, с «чемоданным» корпусом и несколько бобин с пленкой тип-2 и тип-6. Я поназаписывал на нее музыки (Алан Парсон`с проджект, Аквариум, ЕЛО и т.п.) и с радостью прослушивал. Поражало качество звучания, особенно когда закрывал корпус сверху крышкой.

В дальнейшем этот магнитофон использовался в качестве усилителя, а потом сгинул куда-то… А впечатления от бархатного, сочного низами звука — остались до сих пор. Еще был телевизор Ладога, который использовался в качестве монитора для РК-86 и тоже обладал сочным звучанием. Я еще тогда заметил, что самодельные компьютеры через телевизор звучат хорошо, а через магнитофон транзисторный — хуже некуда. Но это все предыстория…

Пять лет назад мне отдали усилок Прибой. Забирай, говорят, в нем что-то сломалось, лампы плавятся, не работает ничо, никто не берется ремонтировать. Хотели его выбросить, но случайно я подвернулся.

Пять лет (до прошлых выходных) этот Прибой болтался по гаражам, набрал в себя мусора и пыли, железо на трансформаторах даже подзаржавело слегонца, как я потом увидел.

На прошлой неделе я разговаривал с одним товарищем, который восторженно отозвался о ламповой аудиотехнике и я че-то подумал, а ведь у меня Прибой где-то есть…

В инете немедленно нашел ссылки о его переделке (благодарность товарищам https://gold-dragon.nm.ru/schemes/priboy.htm и https://sergeev21.narod.ru) и взялся за паяльник.

За вечер прочистил аппарат от грязи и пыли, переделал первый каскад (убрал ООС, анодный резистор поменял), разобрался где регулируется смещение на выходных лампах и включил сие чудо в сеть. Усилок сделал Бах!

Это в блоке питания на одном из конденсаторов контакт плохой стал уже и из этого места полетели характерные искры. Побахав несколько раз БП утихомирился и я проверил режимы ламп. Хы, мало того, что токи покоя ламп в плечах различались почти в 2 раза, на каждом плече у одной из ламп ток был более 65 ма, вот они и горели.

Выставил все как надо, подключил колоночки малюсенькие от старого Панасоника и на вход подал звук от сидирома.

Вау!!! Это был тот самый ЛАМПОВЫЙ звух на выходе!!!

Тут и оргастические аудиоощущения накатили, и ностальния по магнитофону Астра с телевизором Ладога и неповторимый запах горелой пыли на лампах…

В общем, друзья мои, я в полном восторге! Сегодня весь вечер не мог наслушаться, истинное наслаждение!

Конечно, теперь надо все довести до ума окончательно, заменить емкости, лампы экранировать, путо из проводов как-то разобрать, но даже первые результаты весьма обнадежили.

Теперь захотелось сделать колоночки, такие вот вертикальные, коробки. Буду выяснять, что к чему, и задавать вопросы

Усилок предполагаю использовать для работы с тюнером спутникового тв, т.к. звук там обычно неплохой и даже бывает стерео в фильмах. Ну и так что-нибудь слушать.

А пока что можете меня поздравить с возвращением к ламповой технике в лице случайно доставшегося мне Прибоя.

зы а еще возле него тепло, что очень кстати, в связи с наступающими холодами

План

Конкретно этот эквалайзер был куплен для дополнения «гаражной звуковой системы» одним моим хорошим знакомым.  Да, именно в гараж. Но это не с проста. Так как гараж – не звуковая камера. Там нет спец изоляции стен и пола, но хочется добиться от помещения желаемого звука. Потому и затеялся этот эксперимент с эквалайзером.

Всем меломаном известно такое понятие в звуке, как «галочка» на эквалайзере. Вот представился момент проверить – как это понятие работает и как реально выглядит. Также, это является и некой необходимостью. Тут повезло – не дорого продавался «некопанный» аппарат.

Аппарат разберём, посмотрим состояние, заменим то, что требует замены. Обычно, это конденсаторы, которые почти за 30 лет могли просто «рассыпаться», «высохнуть», и просто изменить свои характеристики.

Также, проведем измерения, на наличие-отсутствие искажений. Так как много споров на эту тему ходит, особенно про этот аппарат. Мол, «..искажения только вносить! Выкинуть вообще любой темброблок из системы!». Посмотрим, попробуем разобраться.

Звук «Прибоя»


История эта началась осенью 1991 года, когда я озадачился покупкой усилителя мощности в свой домашний стереокомплекс. В «комплекс» тогда входили: катушечный магнитофон первого класса (с усилителем мощности), катушечный магнитофон высшего класса (без усилителя мощности), ЭПУ «Вега ЭП-122» (без фонокорректора) и пара колонок «Radiotehnika S-90». Проблема с покупкой усилителя заключалась в том, что страна переживала непростые времена, и из магазинов сметалось всё. В это время в продаже появились усилители «Прибой 50УМ-204С». Собирали их в Таганроге, стоили они 350 рублей. Особой популярностью эти усилители не пользовались. Во-первых, они имели довольно-таки неказистый вид. Во-вторых, они были ламповыми. И это в конце XX века!

Мне же ламповая электроника нравилась всегда, денег было достаточно, и я решился на покупку. Сколько раз я пожалел об этом, вы узнаете дальше. TL/DR:

Блок питания

Дальше. Под крышечкой, которая прикрывает высоковольтную часть – сетевой выключатель и небольшой фильтр. Картинка не этого эквалайзера, но точно так выглядит любой.

Понижающий сетевой трансформатор достаточно большой для этой схемы. “Вторичка” выполнена двумя обмотками с соединением двух концов к заземлению и на каждом плече должна иметь примерно по 18-19 вольт.

Посмотрим плату стабилизатора. Конденсаторов не много, и они не огромной ёмкости. Кстати, все электролитические конденсаторы следует заменить. Можно конечно потом проверить – какие были годные а какие не очень, но в любом случае – работы по замене не станут напрасны.

30 лет – это срок для таких радиодеталей. У них наверняка может измениться емкость, или появится несвойственное конденсаторам сопротивление. Короче – работать они уже не должны, пора им на пенсию, даже если их параметры ещё в рамках допустимого.

Блок защиты

Там же стоят реле, которые щелкают через 2-3 секунды после включения кнопки «Сеть». И на выходе, в звуковом тракте, отсутствует какой либо щелчок. Значит защита от скачка питания, во время включения, построена на этих реле. Это приятный и полезный плюс.

В схеме самого эквалайзера (в тракте) нет ни одного электролитического конденсатора. Это считается плюсом, так как не чему вносить искажения. Потому, любители звука предпочитали именно эту модель.

Схема доработки усилителя мощности

Предлагаемая схема состоит из фазоинверсного и выходного каскадов, без ООС. Для стабилизации напряжений смещения, и повышения коэффициента усиления фазоинверсного каскада, применены развязывающие катодные повторители на лампе 6Н6П.

Раскачки выходных ламп хватает с хорошим запасом, т.к. усиление ФИ 50…60. Для обеспечения нужного напряжения источника смещения, и его коррекции, на плате блока питания произведены некоторые изменения.

Выпрямитель переделан в удвоитель, для чего добавлены 2 конденсатора и диод. Места для установки электролитов на плате достаточно. Для коррекции смещения добавлены стабилитрон и резистор.

Напряжение стабилитрона задает нужное уменьшение тока покоя выходных ламп при увеличении питающего напряжения, и наоборот. Провода -100В и +33В бросаются дополнительно.

Рис. 1. Схема модернизации лампового усилителя Прибой 50УМ-204С.

Что касается качества звука, схема работает без ООС, что избавляет звук от «транзисторности». Для снижения нечетных гармоник, токи покоя выходных ламп выставляются по возможности большие.

Например, для 6Р3С максимально допустимый ток анодов: Pa max/Ua = 40/420 = 95mA. Но такой ток не обязателен, достаточно 60…80мА (примерно 0,65…0,85В на катодах).

Устанавливать при напряжении сети 220. При его понижении ток будет расти, при повышении – падать. Фазоинвертор регулировать по равенству амплитуд раскачки (можно по нулю переменки на катодах 6Н2П).

А так выглядит схема УМ без привязки к конкретному устройству:

Рис. 2. Принципиальная схема лампового усилителя мощности на 6Н2П, 6Н6П, 6Р3С.

На данный момент имеется испытанная схема переделки «прибоя» с триодным включением выходных ламп, выдающая по 30 ватт на канал.

Эквалайзер внутри

Продолжим. Разберем и посмотрим, как он устроен, из чего слеплен. Любознательность – хорошее дело, но всё должно быть в меру. В детстве, наверняка многие, разбирали свои игрушки, чтобы узнать – как они работают, из чего сделаны и почему именно так, а не иначе.

Внутри очень много свободного места, но радиодетали размещаются на своих местах достаточно свободно. Всё говорит о том, что раньше не особо заботились о компактности аппаратов и самого монтажа. Главное, что это позволяет считать аппарат – ремонтопригодным на все сто процентов.

Действительно, без особо труда можно выпаять неисправную микросхему, сопротивление и заменить, не применяя каких-либо приспособлений. Пинцета и обычного паяльника будет достаточно.

Схема блока питания

Блок питания не имеет экранировки от звукового тракта, так как все платы на достаточном расстоянии, да и блок питания здесь не особо шумящий. Не создаёт помех ни трансформатор, ни сами цепи стабилизации.

Какие виды микросхем используются в схемах эквалайзера Прибой Э-014с? Практически все схемы эквалайзера выполнены на операционном усилителе К553УД2. Даже в блоке питания использована схема на таком усилителе (нажми на картинку для увеличения).

Применение операционного усилителя в стабилизаторе питания позволяет практически исключить пульсации питающего напряжения. Это достигается четкой работой самого операционника, который постоянно сравнивает образцовое и выходное напряжение, так сказать – проводит постоянное сравнение.

В данном контексте не разбираем тот вопрос – «почему блок питания сделан на операционном усилителе?» Но это интересное решение.

Дискретные регуляторы

Вся регулировка частот – это 20 полос (по 10 на канал), выполнены на дискретных регуляторах. Этот вариант регулировки считается надежнее, чем простые переменные резисторы ползункового типа. Для переменных резисторов количество циклов может быть ограничено 50 000 – 100 000. Этот параметр называют износоустойчивостью. После этого резистор может потерять свои заявленные характеристики.

Для дискретного резистора этот параметр зависит только от качества металлических пластинок (в данном случае фольга), к которым припаяны сопротивления нужного параметра. Но и тут, нелинейность в регулировке может присутствовать, ведь разброс в точности самих резисторов может значительно отличаться. В данном варианте, используются луженые площадки фольгированного текстолита, явно покрытые каким-то слоем более прочного состава, чем олово.

Использование дискретных резисторов позволяет практически не вносить помех в частотную характеристику сигнала. Это все верно, при правильно подобранной схеме подключения этих дискретных резисторов к звуковому тракту. Далее проведем измерения и будет понятно – о чем речь.

Ровными рядами выстроились дискретники вдоль лицевой панели. Они выполнены очень добротно и «на века», как многие вещи делались в Союзе – монументально.

Активные фильтры

На абсолютно одинаковых платах расположена самая главная часть – два канала активных регулируемых фильтров эквалайзера. Видно, что конденсаторы все пленочные. А мы знаем, что это одни из самых лучших, даже на данный момент, конденсаторов. У них самый минимальный уровень искажений, вносимых в тракт.

И куча микросхем, которые используются во всех схемах эквалайзера Прибой Э-014с имеют одну модель. Эквалайзер весь построен на операционных усилителях К553УД2.

Снимем лицевую панель, чтобы добраться до всех регуляторов. Это не совсем легко, так как крепится лицевая панель шестью болтиками к шасси. А доступ к нижним очень затруднен. Но при наличии маленькой, но достаточно мощной отвертки все поддается.

Теперь открыт доступ и можно увидеть все регуляторы и ощутить, как они туго двигаются. Но неужели так и должно быть? Думаю, что нет. Попробуем обработать часть из них привычной жидкостью – WD-40, а другую часть просто отмыть спиртом – изопропанолом, и потом смазать техническим вазелином.

Помогла волшебная жидкость – «вэдэшка». Ползунки стали ходить так мягко и приятно, что даже не верится. Кроме очистки и плавности хода, этими действиями можно «лечить» болезнь дискретных регуляторов. Тщательно протереть спиртом контактные площадки ползунка – практически пропадают щелчки звука во время его движения. Переключение получается плавнее, надежнее контакт ползунка с дорожками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: