Краткая история происхождения
Название связано с именем изобретателя – А. Сакс стал прародителем новой линейки духовых инструментов. Речь идет о семействе – сопраниссимо-контрабас, которое представлено в современное время 8-ю (различными по конструкции и звучанию) «саксами». Так было не всегда, и на разработку новых представителей «семьи» ушло более 150-ти лет. Впервые саксофон был показан на «Брюссельской промышленной выставке» в 1841 году, но тогда он не имел современного названия и позиционировался как «офиклеид мундштучный». Строение было похоже на нынешнее: металлический корпус конической формы, одинарная «трость» (которая была взята от кларнета и мало чем отличалась от оригинала), мундштук. Специалисты сразу отметили наличие ветвистой змееобразной формы – переплетенной и скрученной. Система кольцевых клапанов была установлена по принципу Т. Бёма.
Появление саксофона в классике и на эстраде
Изобретатель через несколько лет получил патент на новую систему духовых инструментов, куда вошли 8 разновидностей саксофона. Интересно, что впервые эти модели появились во французских военных оркестрах, что сразу же стало отличать их от других национальных милитаризированных коллективов. Позже многие европейские композиторы включали саксофон в свои аранжировки и концерты. Инструмент получил немалую популярность и появлялись мастера, которые показывали высокий класс игры на новой «трубе». Интересно, что класс саксофона был открыт только в середине XX века во время второй мировой войны в «Парижской консерватории». Эстафета перешла к американским музыкантам, которые сразу разглядели уникальные качества семейства.
Саксофон в джазе
Направление Jazz выбрало доминирующим музыкальным инструментом саксофон неспроста, так как оно по своему духу было революционно и стремилось использовать самые передовые музыкальные средства и инструменты на то время. То есть спустя 100 лет инструмент вернулся и пережил второе рождение. Он снова стал изготавливаться в промышленных масштабов и успешно покупался, несмотря на сложность сборки и существенную цену. Можно послушать, как известный саксофонист Felix Slovacek исполняет мелодию из фильма «Крестный отец», чтобы прочувствовать весь неповторимый шарм, который создает саксофон.
История саксофона
Самый первый инструмент появился на свет в 1842 году. Он был изготовлен в Бельгии, мастером по музыкальным инструментам — Адольфом Саксом. Через 4 года после появления на это изобретение был получен патент.
Начиная с середины XIX века музыканты, играющие на саксофоне, начали принимать участие в духовом оркестре. Несколько реже их можно увидеть в симфоническом. Музыкант может давать сольные концерты, используя специально написанные для этого произведения. Этому способствует инструмент со своим особым, оригинальным звуком, который отлично сочетается с певучим тембром. Обладает великолепными возможностями для исполнения различных музыкальных произведений.
Появление в конце XIX века на территории США нового оригинального музыкального стиля под названием джаз, сделало саксофон практически самым популярным и важным музыкальным инструментом. Этому способствовало специфическое звучание, а также большие возможности в выражении чувств.
Именно по этой причине уже в 1918 году возникла целое движение — «саксофономания», которое сопровождалось увеличением спроса на этот инструмент и широким распространением среди музыкантов. Причем как профессионалов, так и любителей.
Можно ли достигнуть совершенства?
Дело в том, что идеальная техника игры на саксофоне у каждого профессионального музыканта получается уникальной. Как говорят специалисты, эксперимент – дорога в будущее. Не бойтесь экспериментировать.
Необходимо выработать собственную постановку дыхания и оптимальную работу амбушюра, а также найти нужное положение тела. Всего это можно достичь лишь за годы долгой и упорной практики.
Момент извлечения звука, называемый атакой, бывает трех видов. Атака бывает мягкой, твердой и вспомогательной, в зависимости от силы, с которой язык отводится от мундштука во время исполнения. Саксофонисты помогают себе, имитируя различные слоги во время игры.
Теперь мы выяснили, что игра на инструменте требует не только определенных знаний, но и постоянного труда. Но это действительно стоящее дело, ведь именно мелодии с этим инструментом называют усладой для души. Саксофон – это вместилище разнообразных чувств, которые заставляют человека ощутить себя живым и, вместе с тем, ранимым и романтичным.
История создания саксофона
Кто изобрел саксофон?Саксофон относительно молодой музыкальный инструмент, который появился примерно 150 лет назад. Инструмент был изобретен музыкантом и скрипичным мастером, по имени Адольф Сакс, позднее инструмент назвали его именем. Патент на саксофон впервые зарегистрирован в марте 1846 года. Однако Сакс начал разработку духового инструмента много лет назад, когда Адольф работал в магазине музыкальных инструментов своего отца. Его отец, Чарльз Сакс, был мастером музыкальных инструментов, и научил сына всем тонкостям изготовления музыкальных инструментов. Чарльз позволял Адольфу экспериментировать над своими собственными проектами в магазине.В молодости Адольф обучался игре на флейте и кларнете в Консерватории музыки Брюсселя. В то время юный Адольф заметил, что духовые инструменты обладали очень узким диапазоном. И он начал искать решение этой проблемы.Эксперименты Сакса с бас-кларнетом привели его к изобретению инструмента, который представлял собой духовой инструмент, изготовленный из металла. Когда он показал новый инструмент композитору Гектору Берлиозу в 1841 году, композитор был в восторге от изобретения. Позднее Берлиоз написал статью в престижном журнале «Jounal des Debats» в Париже, в котором он дал положительную оценку изобретению Сакса.В 1842 году он переехал в Париж, где открыл скромную мастерскую на улице Сент-Джордж. Однако проект Сакса включал в себя не один инструмент. Его патент 1846 года описывал 14 различных версий саксофона от F contrabass вплоть до E flat sopranino. Среди них бфли E плоский контрабас, C бас, B басовый, E плоский баритон, C тенор, B плоский тенор, F alto, E flat alto, C сопрано и B плоское сопрано.1844 и 1845 годы были весьма плодотворными для молодого изобретателя. Переехав в Париж в 1842 году, Сакс направил свои силы на популяризацию своего творения. Парижская промышленная выставка 1844 года оказалась платформой, позволившая ему продемонстрировать свои особенности. В том же году состоялся дебют хорового концерта «Chant Sacre» Гектора Берлиоза, в которой использовался саксофон.
В 1845 году Адольф смог убедить французских военных заменить традиционные французские рожки и фаготы на саксофоны. Через три года после дебюта «Chant Sacre» Берлиоза, в 1847 году в Париже открылась первая специализированная школа игры на саксофоне.В 1866 году первоначальный патент Сакса истек и другие производители инструментов начали попытки модернизацию инструмента и выпускать собственные версии. В течение следующих нескольких десятилетий было много экспериментов по изменению дизайна скасофона и созданию альтернативных версий. Сам Адольф обновил свой первоначальный патент в 1881 году. В новом патенте Сакс сделал несколько нововведений, увеличив длину колокола и расширив диапазон, обеспечиваемый четвертым октавным ключом.
Когда Сакс умер в 1894 году,бизнес был продолжен его сыном Адольфом Эдуардом. Саксофоны обрели широкую популярность в 1920-х годах когда джазовые группы начали использовать саксофоны в качестве основного инструмента. Среди величайших джазовых саксофонистов были Лестер Янг, Коулман Хокинс, Чарли Паркер , Сонни Роллинз , Орнетт Колман и Джон КолтрейнЭксперименты, направленные на увеличение звукового диапазона и улучшения дизайна инструмента продолжались после Второй мировой войны.Сегодня обширная семья саксофонов, созданная Адольфом Саксом, была сокращена до пяти: сопрано, альт, тенор, баритон и бас-саксофоны. Из них саксофоны тенор и альт являются наиболее предпочтительным инструментами для саксофонистов.
Разновидности саксофонов, их семейство
Семейство саксофонов
, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:
Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.
Большая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es
(при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B
(при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).
Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.
Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты строя in C
и in F
(в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C
и in F
, эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C
изредка используется в практике некоторых музыкантов
Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.
Выдающиеся саксофонисты
-
Джон Колтрейн
— один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века; -
Бен Уэбстер
— американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга; -
Пол Дезмонд
— американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»; -
Орнетт Коулман
— американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»; -
Джерри Маллиген
— американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»; -
Брэнфорд Марсалис
— американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса; -
Федерико Мондельчи
— современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов; -
Марсель Мюль
— французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории; -
Чарли Паркер
— американский джазовый саксофонист первой половины XX века; -
Мэйсио Паркер
— американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки; -
Фаусто Папетти
— итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам; -
Сигурд Рашер
— немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке; -
Дэвид Джексон
— выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок; -
Ховард Джонсон
— исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах; -
Декстер Гордон
— один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне; -
Жан Мари Лонде (Лондейкс)
— французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений; -
Маргарита Шапошникова
— профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России; -
Лев Михайлов
— один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов; -
Игорь Бутман
— современный российский джазовый саксофонист; -
Георгий Гаранян
— джазовый саксофонист; -
Алексей Козлов
— советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»; -
Давид Голощёкин
— выдающийся петербургский джазовый музыкант.
Уход за инструментом
Инструмент прослужит дольше при должном уходе. Некоторые процедуры необходимо проводить до начала занятий, другие – после окончания игры.
Пробку на «эске» обрабатывают смазкой перед началом игры.
После занятий обязательно удалять конденсат, протирая инструмент впитывающими влагу тряпочками (изнутри, снаружи). Также моют, протирают мундштук, трость. Изнутри корпус протирают, используя специальные приспособления, подручные средства (ершик, шнурок с грузом).
Необходима обработка механизмов инструмента специальным синтетическим маслом. Процедуру достаточно проводить 1 раз в полгода.
LiveInternetLiveInternet
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
Особенности техники игры на саксофоне
Чтобы играть на данном музыкальной инструменте стоя, необходимо стоять максимально ровно, стараясь выстроить туловище в одну линию. При этом грудь и плечи музыканта должны быть расслаблены. Воздух должен беспрепятственно «гастролировать» в легкие и свободно выходить обратно.
В положении сидя необходимо держать саксофон немного наискось – это позволит крайнему изгибу опираться на правое бедро исполнителя. Лучше не опираться на спинку стула, так как это может привести к затрудненному дыханию.
Тем, кто пытается постичь законы игры на саксофоне, необходимо ознакомиться с немаловажным понятием под названием «амбушюр» (с французского языка — «приставлять ко рту»). Это понятие обхватывает правильную работу губных и лицевых мышц, соприкасающихся с мундштуком.
При игре нижняя губа находится внутри мундштука и является опорой для трости: зубы зажимают срез мундштука, а к его краю плотно прижата верхняя губа, что делает невозможной утечку драгоценного воздуха.
Как показывает практика, это далеко не так просто – заставить свои пальцы непринужденно и легко бегать по клавишам, при этом соблюдая слаженную работу дыхательной системы и амбушюра. В первое время на выручку музыканту может прийти таблица аппликатур для саксофона.
Саксофоны Selmer
Henri Selmer Paris – фирма не только с интересной историей и богатым опытом, но и с равным авторитетом среди академических и джазовых музыкантов. Производство началось в начале 1920-х годов во Франции и с того времени постоянно совершенствовалось. По сей день во главу ставится преемственность традиций и классического строения саксофона. Также известно, что уже к концу 1920-х «Сельмер» купил фабрику Адольфа Сакса.
Компания производит максимально аутентичные инструменты, бережно сохраняя классические черты и продолжая воплощать технологии, проверенные годами. Неизменным остается основополагающий принцип – лучшие инструменты создаются мастером исключительно вручную. Духовые инструменты маркируются уже почти 100 лет логотипом Selmer.
Все составляющие для саксофонов Henri Selmer Paris производит самостоятельно для собственных инструментов, и ни одна деталь не поставляется сторонним производителям.
Мы представили только трех производителей саксофонов, известных на музыкальном рынке. Существуют инструменты и других марок и фирм, однако наш выбор обусловлен тем, что именно Yanagisawa, Yamaha и Henri Selmer Paris принято считать лидерами производства саксофонов профессионального сегмента.
Автор текста Николай Жуйков
Рекомендуем: Знаменитые музыкальные инструменты
Примечания
- Словарь музыканта-духовика — slovari.yandex.ru/dict/dukhovik/article/smd-0216.htm ― Яндекс.Словари
- Saxophone Timeline History — www.leesax.com/Student Materials/Saxophone Timeline.pdf
- Агафонников Н. Н. Симфоническая партитура. ― Л.: Музыка, 1981
- Pour un véritable histoire du Saxophone. Тезисы лекции Жана-Мари Лондейкса в Региональной консерватории Сен-Мор де Фоссе в ноябре 2004 года — saxiana.free.fr/conf_JMLondeix.pdf (фр.)
- http://www.hotspringsar.com/info/clinton/ — www.hotspringsar.com/info/clinton/
- Саксофонист — schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/PRES/INFORM/32.htm
3. Семейство саксофонов
Баритоновый саксофон
Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь:
Разновидность саксофона | Строй | Транспозиция |
---|---|---|
Саксофон-сопранино | Es (ми-бемоль) | Малая терция вверх |
Саксофон-сопрано | B (си-бемоль) | Большая секунда вниз |
Альтовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста вниз |
Теноровый саксофон | B (си-бемоль) | Большая нона вниз |
Баритоновый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая терцдецима вниз |
Басовый саксофон | B (си-бемоль) | Большая секунда через две октавы вниз |
Контрабасовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста через две октавы вниз |
Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.
Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.
Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль).
Семейство саксофонов от басового до сопранинового
Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.
Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.
5. Выдающиеся саксофонисты
Сольное исполнительство на саксофоне начало развиваться с середины XIX века усилиями бельгийских и французских музыкантов. Активно продвигал своё изобретение сам Сакс, среди других саксофонистов этого времени ― Анри Вюиль, Луи Майёр, Жан Мурман, Жан-Батист Суаль. Одним из первых музыкантов, познакомивших с саксофоном американскую публику, был Эдуард Лефебр, француз по происхождению, в 1884 году принявший гражданство США. Выдающейся саксофонисткой была Элиза Холл, которой посвящены более 40 сочинений композиторов-современников. Особое направление представляет собой творчество Руди Видофта, выступавшего в 1920―30-е годы.
XX век в истории классического саксофона связывается с именами двух крупнейших исполнителей ― Сигурда Рашера и Марселя Мюля. Успешно выступали на мировых сценах Густав Бумке, Сесил Лизон, Жюль де Врис, Жан-Мари Лондейкс, Лев Михайлов и многие другие саксофонисты.
В джазе солисты-саксофонисты заняли доминирующее положение с конца 1920-х годов. Среди наиболее выдающихся из них ― Коулмен Хокинс, Джонни Ходжес, Чарли Паркер, Лестер Янг, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн.
Семейство саксофонов
Баритоновый саксофон
Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только восемь:
Разновидность саксофона | Строй | Транспозиция |
---|---|---|
Саксофон-сопраниссимо | В (си-бемоль) | Малая септима вверх |
Саксофон-сопранино | Es (ми-бемоль) | Малая терция вверх |
Саксофон-сопрано | B (си-бемоль) | Большая секунда вниз |
Саксофон-альт | Es (ми-бемоль) | Большая секста вниз |
Саксофон-тенор | B (си-бемоль) | Большая нона вниз |
Саксофон-баритон | Es (ми-бемоль) | Большая терцдецима вниз |
Саксофон-бас | B (си-бемоль) | Большая секунда через две октавы вниз |
Саксофон-контрабас | Es (ми-бемоль) | Большая секста через две октавы вниз |
Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.
Из представленных в таблице восьми разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый , теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.
Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты , то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до
прозвучит ми-бемоль
) и in B (при исполнении ноты до
прозвучит си-бемоль
).
Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до
и фа
соответственно), предназначались для симфонических оркестров , вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль
и ми-бемоль
соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров . Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.
Диапазон саксофона состоит из трёх регистров : низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.