10 причин почему вам стоит начать заниматься музыкой

Дополнительные материалы

Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.

Книги по развитию музыкальной грамотности и музыкального слуха:

  • В. Вахромеев,Элементарная теория музыки»
  • И. Способин, «Элементарная теория музыки»
  • В. Хвостенко, «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки»
  • Ю. Холопов, «Очерки современной гармонии»
  • Т. Мюллер, «Полифония»
  • В. Осипова, «Полифония. Полифонические приемы»
  • М. Пилхофер, Х. Дей, «Теория музыки для «чайников»
  • Н. Бритва, «Пособие по теории музыки и сольфеджио»
  • О. Хромушин, «Джазовое сольфеджио»
  • А. Шугаев, «»
  • Г. Гельмгольц, «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки»
  • Г. Шатковский, «Развитие музыкального слуха»
  • П. Бережанский, «Абсолютный музыкальный слух»
  • С. Оськина, Д. Парнес, «Музыкальный слух»
  • В. Лелеко, «Развитие музыкального слуха и интонирования студентов-пианистов заочного отделения»
  • К. Малинина, «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио»
  • Д. Тищенко, «Самоучитель игры на пианино»
  • К. Герольд, «Современные зарубежные хиты в легком переложении для фортепиано»
  • К. Герольд, «Самоучитель игры на синтезаторе»
  • К. Герольд, «Самоучитель игры на клавишных»
  • Г. Наумов, Л. Лондонов, «Школа игры на аккордеоне»
  • Л. Биткова, «Учимся играть по нотам: начальный курс игры на аккордеоне для детей»
  • А. Басурманов, «Самоучитель игры на баяне»
  • М. Филипс, Д. Чаппел, «Гитара для «чайников»
  • Д. Агеев, «Самоучитель игры на электрогитаре + аудиокурс»
  • Д. Агеев, «Полный справочник гитарных аккордов»
  • Л. Морген, «Школа-самоучитель игры на бас-гитаре»
  • Л. Ауэр, «Моя школа игры на скрипке»
  • Е. Желнова, «Самоучитель игры на скрипке»
  • И. Кобец, «Начальная школа игры на трубе»
  • Д. Стронг, «Ударные инструменты для чайников»
  • В. Горохов, «Школа игры на ударной установке»
  • В. Каиров, «Программы для сведения музыки и голоса»
  • И. Евсюков, «Ошибки при сведении музыки»
  • А. Загуменнов, «Компьютерная обработка звука»

 Статьи и курсы по основам музыкальной грамотности:

  • Развитие голоса и речи – онлайн-курс
  • Актерское мастерство – онлайн-курс
  • Навыки актера, которые пригодятся каждому
  • Зачем и как развивать мелкую моторику

И напоследок немного дополнительной мотивации, чтобы приступить к изучению курса было проще.

Уроки и структура курса

Чтобы вам было проще овладеть элементами музыкальной грамотности, но при этом не перегружать восприятие информацией, которая мало востребована в прикладном плане, мы структурировали весь доступный материал по теории музыки так, чтобы сосредоточиться преимущественно на полезных в практической деятельности аспектах.

Мы рекомендуем изучать материал последовательно, не пропуская уроки даже в случае, когда тема кажется вам хорошо знакомой. Прочитайте урок с целью убедиться, что вы не пропустили ничего, когда обращались к данной теме ранее.

Урок 1. Свойства звука

Цель данного урока – понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого. Кроме того, нужно понять, что такое октава, получить представление о нотно-октавной системе, ступенях звукоряда, тонах, полутонах. Это все напрямую связано со свойствами звука и последующими темами курса.

Урок 2. Нотная грамота

Данный урок имеет целью познакомить вас с нотной грамотой «с нуля», дать представление о нотах, паузах, знаках альтерации и их расположении на нотном стане. Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Урок 3. Гармония в музыке

Цель данного урока – разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использовать их на практике. В уроке дается представление об интервалах, ладах, тональностях, что вплотную приближает вас к навыкам самостоятельного подбора мелодий, в том числе на слух.

Урок 4. Полифония и сведение музыки

Целью данного урока является понять, что такое музыкальная полифония, многозвучие и многоголосие, как на их основе формируется мелодия и каковы основные приемы и принципы соединения мелодических линий в полифонических мелодиях. Эти знания полезны для записи и сведения голоса и музыкальных инструментов для получения готового аудиотрека.

Урок 5. Развитие музыкального слуха

Цель урока – понять, что такое музыкальный слух и как его развивать, что такое сольфеджио и как оно поможет развитию музыкального слуха. Вы получите конкретные инструменты и рекомендации, как проверить свой музыкальный слух, и конкретные упражнения для тренировки музыкального слуха.

Урок 6. Музыкальные инструменты

Цель урока – дать представление о наиболее популярных музыкальных инструментах, рассказать об отличиях инструментов, которые традиционно путают, как, например, пианино и фортепиано. Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги, обучающие видеоматериалы и курсы по музыке, которые облегчат вам освоение музыкального инструмента.

Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол

— Когда вы впервые с этим столкнулись, это было шоком?

— Абсолютным шоком, да. Но к такому обращению в школе все привыкали быстро, и дети и родители. Например, очень пожилая прекрасная преподавательница как-то в порыве ярости запустила пепельницей в своего ученика и сломала ему руку. И ни о какой ответственности речи не шло, дело было в начале 80-х годов. И таких случаев тысячи, я вас уверяю.

— Почему-то словосочетание «сильный педагог» часто означает, что у него летят ноты в окно, стоит крик, и именно такие вещи ученики потом даже с благодарностью вспоминают. Откуда такая связка?

— Исторически система обучения прямо была привязана к звену учитель-ученик. И на протяжении всей истории искусств мастера с подмастерьями обращались так, что не дай Бог никому. Итальянский художник Возрождения Боттичелли, наш Тропинин, почитайте, есть масса прекрасных свидетельств. Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол. Но никакое насилие не оправдано ничем. И пусть это сложилось исторически, но это ненормально.

— Правда ли, что «сильные педагоги» стараются выжимать из учеников конкурсы и премии? Видимо, талант и сила учителя должны быть как-то доказаны. Но что тогда делать ученикам? 

— Это с какой стороны посмотреть. Ученика никто к этому педагогу не тащит. Он поступает в этот класс и знает, что там жестко, что придется ездить на конкурсы. Значит, он принимает эти условия игры.

— Ну, это родители, видимо, расписываются за него кровью, не факт, что он осознает.

— Допустим. И он вынужден этим стандартам подчиняться. Если его ситуация не устраивает — он всегда может из нее выйти. Конечно, такое существует. Есть крайности, когда педагог выбрасывает ноты и хлопает этими нотами по голове, и просто занимается рукоприкладством в самом агрессивном понимании этого слова. Таких случаев до сих пор хватает. Но есть и другая сторона, когда педагог обращается уважительно. И чья эффективность выше? Абсолютно убеждена: второго человека, который не проявляет агрессии, а разумно приводит аргументы. Уговорить человека работать — это тоже большое искусство. И создать ему мотивацию.

Ольга Мартынова. Фото: Анна Лапухина / olgamartynova.com

— Почему тогда вторых гуманных преподавателей так мало в нашей системе музыкального образования? 

— Система — это и отношение людей друг к другу. Система образования — это одно. А порочная система взаимоотношений в обществе — другое.

Вы хотели моего мнения? Вот оно.

— Если на каждом шагу такое происходит, получается, в музыкальных школах люди сплошь с проблемами?

— А у нас везде есть люди с проблемами. У нас считается в порядке вещей оскорбить ребенка, своего подчиненного, кого угодно, высказать такие суждения, от которых человек может инфаркт получить. Это проблема культуры поведения, воспитания и всего остального. И музыканты не отличаются в этом смысле от общества.

Вопрос №9

А теперь ты историк кино. Ты переносишься в США начала 1930-х годов. Это было время экономического кризиса, которое вошло в историю под названием Великая депрессия. Люди сидели без работы, голодали. Чтобы отвлечься, многие ходили в кино на комедии. А какой ещё жанр тогда полюбили американцы?

Варианты ответов:

  • детектив
  • приключенческий фильм
  • трагедия
  • вестерн
  • фильм ужасов

Ответ: фильм ужасов.

Вопрос №10

Ну а теперь, когда ты столько знаешь о секретах кино, попробуй себя в роли режиссёра и создай свою историю. Перед тобой кадры из фильма «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. Режиссёры знают секрет: из одних и тех же кадров можно собрать очень разный по настроению фильм. Вот смотри, мы собрали из них грустную историю.

Отвечайте на выш выбор.

Где лучше учиться

Путь к музыке у большинства начинается с детских музыкальных школ, где воспитанники учатся основам нотной грамоты, вокала или инструментального мастерства. Если это призвание, а не просто исполнение воли родителей, то следующий этап – это музыкальное училище, в котором под руководством выдающихся преподавателей можно достичь высот мастерства. Несколько примеров наиболее известных в России музучилищ:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных;
  • Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского;
  • Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской;
  • Государственное училище (колледж) духового искусства;
  • Московское военно-музыкальное училище.

Среди лучших региональных ссузов музыкального направления можно отметить училища и колледжи Омска, Перми, Новосибирска, Архангельска, Екатеринбурга.

Более высокий уровень подготовки можно получить в высших учебных заведениях: консерваториях, институтах культуры, на профильных факультетах классических и педагогических университетов. Наиболее известны в России и за рубежом:

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств.

В этих высших учебных заведениях представлен широкий выбор специальностей, получая которые студенты могут в полной мере раскрыть свои способности, работают сильные преподаватели, есть свои студии звукозаписи, музыкальные библиотеки и музеи.

Играть = заниматься

Очень важно понять принципиальную разницу между занятиями на инструменте и игрой на инструменте. Может показаться, что разницы нет, но это далеко не так

Когда вы занимаетесь, вы работаете над чем-то, что еще не можете делать так хорошо, как бы хотелось. Например, работаете над техникой, репертуаром или импровизацией. Когда же вы просто играете, то вы уже можете делать это достаточно хорошо, что означает, вы целенаправленно занимались на басу, чтобы достичь вашего теперешнего уровня. Таким образом уровень вашей игры на прямую зависит от ваших занятий.

Вот что часто происходит: вы выбрали что-то, над чем вы будете работать сегодня и, начав занятие, через 5-10 минут ваше сознание начинает блуждать и прежде чем вы осознаете это, вы уже играете совсем другие вещи, будь-то ваша любимая песня, рифф, соло или мотив, спонтанно пришедший в голову. Может пройти несколько часов, прежде чем вы опомнитесь и поймете, что не занимаетесь тем, чем планировали в начале! Научитесь избегать этой ситуации правильно распределяя время на занятия и игру.

Оба вида деятельности важны, не позволяйте одному из них доминировать за счет другого. Сев заниматься — занимайтесь максимально сфокусировано над тем, что запланировали. Поэтому, в следующий раз подумайте, сколько времени в течение часа вы действительно занимались? Возможно, это всего 10-15 минут? Будьте бдительны и не позволяйте себе отвлекаться, и тогда КПД ваших занятий значительно возрастет.

Клавишные

Универсальным клавишным инструментом может стать синтезатор с автоаккомпанементом, так называемые «самоиграйки» (Yamaha, Casio). Для серьезных занятий по классу фортепиано они, разумеется, не годятся, но заинтересовать ребенка определенно смогут, так как у них есть электронная система обучения, которая облегчает обучение и превращает его в удовольствие. А для серьезного освоения фортепианного мастерства понадобится пианино. Благодаря современным технологическим достижениям можно забыть о привычных старшему поколению громоздких инструментах: цифровые пианино (наиболее известные производители — Korg, Yamaha) имеют целый ряд выгод. В первую очередь, они компактны и достаточно легки, что позволяет транспортировать их без проблем. Во-вторых, возможность регулировки громкости звучания и подключения наушников сделают ваши занятия комфортными и для вас, и для окружающих, а большой выбор тембров позволит разнообразить звучание. Для барабанщиков выпускаются электронные ударные установки (Alesis, Yamaha), имеющие аналогичные преимущества.

И последний совет. При выборе музыкального инструмента стоит доверять не столько цене и «магии бренда», сколько собственным ощущениям. Возьмите ребенка с собой в музыкальный магазин и вместе с ним примите решение. Покупка гитары, пианино, барабанов — дело сугубо индивидуальное и требующее времени.

Важно почувствовать, что вы нашли «тот самый» инструмент, который надолго станет вашим верным спутником.

Я не посылаю детей на конкурс специально, это просто вредно

— Что вы думаете о многочисленных конкурсах исполнителей? Это важная часть развития музыканта? 

— Мои ученики, конкурсные победители — совершенно самостоятельные люди, концертируют, преподают и живут в других странах в основном. Но я не сторонник конкурсов. И стараюсь этого избегать. Потому что это оценка извне, которая далеко не всегда объективна. Вообще оценка извне — очень опасная вещь.

Мы прекрасно знаем и то, сколько скандалов и интриг на конкурсах. Можно поехать туда, даже зная, что ты не соответствуешь конкурсному уровню, огрести по полной программе и потом разувериться в себе.

Поэтому человек, который в конкурсных условиях выглядит хуже и слабее других, не должен от этого пострадать. Часто из нестандартных людей, которые в конкурсе проиграли, вырастают прекрасные музыканты, которых интересно слушать.

— Можно ли стать известным музыкантом, не участвуя ни в каких конкурсах?

— Да. Первый человек, который приходит в голову, это замечательный пианист Константин Лифшиц, который умудрился закончить Гнесинку, не поучаствовав ни в одном конкурсе. И теперь у него очень хорошая карьера. Не считал нужным ни он, ни педагоги.

Свеженький пример — пианист Томаш Риттер, который заканчивает наш факультет. Он великолепный музыкант, долго сопротивлялся поездкам на конкурсы, сознательно не желая мешать своему учебному процессу. И когда уже это достигло неприятия со стороны педагогов, он поехал на конкурс Шопена и выиграл его. Я уверена, что даже если бы не поехал, у него все равно сложилась бы карьера. Есть молодой клавесинист Жан Рондо. Он выиграл несколько лет назад Международный конкурс в Брюгге, это номер один среди клавесинных конкурсов. И если он не выиграл бы, ничто бы не помешало его сногсшибательной феерической карьере.

— Тогда кому нужны конкурсы и зачем?

— Они нужны по многим параметрам, которые не связаны ни с каким творчеством.

Это губительная связь, я считаю, что этого не должно быть.

— Что вы теряете, отказываясь отправлять своих учеников на конкурс? 

— По условиям высшего учебного заведения, чтобы педагог перешел на другую ступень, у него должно быть N-ое количество лауреатов. Это для меня ужасный вопрос. Потому что я не посылаю детей на конкурс специально. Когда ребенок в раннем возрасте становится лауреатом международного конкурса, это ему не прибавляет достоинств. Это просто вредно. Если он получает не ту премию, которую он бы хотел, у него кризис самооценки. Если первую — губительная история, формируется комплекс величия. И очень мало маленьких лауреатов продолжают трезво смотреть на себя.

— Получается, вы платите за свою позицию карьерой и зарплатой?

— Да. Иногда я вижу, что ребенка безопасно послать на конкурс. Но только когда он крепок морально, устойчив, и выдержит, если что-то произойдет. Но таких детей очень мало.

Принуждение — это не значит, что ребенок коленками на горохе стоит

https://youtube.com/watch?v=0EA7oBNT7qw

— Весной в интернете появилось видео с выпускником консерватории Мгером Махсудяном, где он обзывает свою ученицу тупицей и бьет ее. Какие мысли у вас были, когда вы это видео смотрели? 

— Я это видео очень не хотела смотреть. Когда этот скандал всплыл, было понятно, что там ничего хорошего нет. Конечно, все, что там происходило — абсолютно за гранью реальности для меня. Это дичь. Но я знаю, что для многих тысяч людей это совершенно в порядке вещей: рукоприкладство, оскорбления во время урока. Единицы психически устойчивых детей могут выйти из этой ситуации неповрежденными. Обычно это для всех травма, сразу, с первого раза.

Я в этой системе с самого детства. Я училась музыке по полной программе с 6 лет, включая аспирантуру, и теперь преподаю. Многие коллеги со мной не согласятся, но никакого вида насилия вообще не должно быть. Образование без этого возможно. Но между принуждением и насилием есть разница. И когда мы говорим «принуждение» — это разве означает, что ребенок коленками на горохе стоит? Конечно, нет.

— Или мы запираем ребенка в чулане и морим голодом, как Паганини своего сына… 

— Да, такие меры невозможны. Я не представляю, как могла бы такое применить. Но с другой стороны, профессиональное образование только на том, что нравится, и положительных эмоциях невозможно. Никогда. Никакое.

Мы знаем: чтобы хорошо научиться играть, рисовать, этому надо посвятить много часов в день. И я не верю, чтобы дети получали от этого удовольствие. 10 часов в день? Нет, не верю. 3-4 часа человек может заниматься даже в семилетнем, шестилетнем возрасте. Но круглосуточная работа никакого удовольствия не приносит. Сколько нужно — зависит от степени одаренности и целей, которые вы ставите перед собой.

— Где тогда граница, скажем так, «семейного принуждения»? Пианист Крайнев в своей книге писал, что его мама хлестала тряпкой и при этом он ей благодарен. 

— Таких мам десятки тысяч. А граница для каждого своя. В любом виде принуждения. Родители могут просто заставлять, достаточно бескровно. Это зависит от способности родителя к убеждению и способности ребенка воспринимать. Занимаясь час в день, не станешь профессиональным музыкантом, это нереально. И зависит от инструмента. В семь лет 3-4 часа для пианиста — прекрасно, а для духовика много. Больше всех, наверное, занимаются скрипачи.

Когда количество занятий переходит грань усталости и вообще способности функционировать здоровым образом, это становится бессмыслицей. Если человек не может заниматься много, но и не достигает результатов, зачем его мучить тогда? Если результаты есть и он трудоспособен, тогда надо уговаривать. Сложность только в том, что в раннем детстве не всегда понятно, что будет из человека дальше, и педагогу в том числе.

Ольга Мартынова. Фото: Эмиль Матвеев / olgamartynova.com

— А что делать, когда ребенок маленький, музыкой очарован, но вкалывать не готов, заставить себя не может в силу возраста? Просто не сформировалась воля еще. 

— Совершенно верно, это же физиология чистая. А руку надо ставить! Тогда приходится принуждением, я с этого начала. Мы же принуждаем ребенка идти в школу, чистить зубы, правильно питаться — это же не насилие.

Педагог и музыковед Дина Кирнарская написала статью о том, зачем ребенка обучать музыке. И у нее тренировка усидчивости и воспитание характера не последние аргументы. В каком-то возрасте наступает пора свободного выбора, но не в семилетнем.

— А учиться-то мы начинаем в 7!

— Конечно. И поэтому людей уговариваем, принуждаем человеческими гуманными методами.

— Какими?

— Если я вижу, что человек способный, но шалопай, я уговариваю его. Таких случаев у меня бывает много, эти дети становятся усидчивыми. Метод — разговор. Не на горохе стоять. Весь этот жесткий спектр методов — крайние меры, которые зависят от психологических особенностей родителей и учителей. А не от потребности ребенка его принуждать таким способом.

Скрипка

Еще один популярный струнный инструмент, но уже из группы смычковых – это скрипка. Облик, максимально приближенный к современному, скрипка обрела в 16 веке. Скрипка имеет 4 струны, настроенные последовательно на «соль» малой октавы, «ре» 1-й октавы, «ля» 1-й октавы, «ми» 2-й октавы. Если посчитать интервалы, можно заметить, что разница между нотами соседних струн составляет 7 полутонов, т.е. квинту.

Из книг будет полезен «Самоучитель игры на скрипке» . Кроме того, можно почитать книгу «Моя школа игры на скрипке», которую написал известный скрипач конца 19 – начала 20 столетия Леопольд Ауэр и которая актуальна по сей день . По признанию автора, он решил систематизировать самые важные для практикующего скрипача моменты и поделиться своим личным опытом.

Зачем вообще необходимо дополнительное образование?

Дополнительное образование дает дополнительные возможности, увеличивает вероятность найти свои интересы, а благодаря этим интересам и занятие на всю жизнь. Занятие, которое принесет не только удовольствие, но и финансовое благополучие. Как говорится – самая лучшая работа, это высокооплачиваемое хобби.

Общие же знания ведут только по пути большинства, где и возможностей немного и конкуренция велика.

  • Иностранные языки
  • Обучение танцам
  • Обучение музыке
  • Спорт

А так же многие другие дисциплины важны для развития ребенка и практически каждая из них может дополнить другую.

И если спорт важен для поддержки здоровья, воспитание стойкости и уверенности в своих силах, то музыка важна для эмоционального развития, формирования хорошего вкуса, а так же коммуникации в обществе, где единственно верным считается полноценное образование.

К слову, дополнительным образованием эти дисциплины стали считаться сегодня. Раньше они входили в обязательную программу обучения ребенка (речь, разумеется, идет о высших сословиях, однако именно они являются примером лучшего образования для ребенка в те времена) и качество обучения зависело от методов и профессионализма преподавателя, но далеко не от количества дисциплин.

Существует заблуждение — отдавая ребенка, например, в музыкальную школу, родители воспитывают музыканта. И если даже в планах нет дальнейшей карьеры ребенка в музыке, родители считают, что цель занятий научиться играть на инструменте. Не более.

Источник изображения — http://art-storona.ru/gitara/

Однако, возвращаясь, к примеру, высших сословий, единицы из воспитанников становились музыкантами, а музыкальное образование получали дети всех, кто был способен это образование оплатить. Разве это не пример необходимости?

То же касается и других дисциплин.

На самом деле, подобные уроки, это, прежде всего знания и опыт, получить которые легче всего именно в юном возрасте.
Практически любой опыт можно применить в разных областях, и чем больше его будет, тем разнообразнее сферы его применения и лучше результат.

Дополнительное образование тем и важно, что позволяет на более глубоком уровне интересоваться и применять знания, опыт из других областей, знакомиться и понимать людей из других сфер. Шире и полнее анализировать информацию, ситуации и многое другое

И в итоге увеличивать свои шансы на выигрыш в жизненной лотерее.

При прочих равных условиях, вся жизнь человека, получившего в детстве максимум возможностей и опыта будет намного ярче, чем жизнь человека, не выходящего за рамки «Как у всех» и не стремящегося получить больше.

Глава 3. Раньше было лучше

Меня удивляет тот факт, что в 18-19 веках в России были замечательные композиторы, ничем не уступающие западным и европейским.

В то время правительство рекомендовало допускать “пение и вообще музыку” в школу; все школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств “по мере возможности“, “когда есть довольные к тому способы“.

В монархические времена Россия была обществом, в котором музыка ценилась очень высоко: духовная – еще со времен крещения Руси (988 г.), светская – с реформ Петра I (конец XVII в.). Ценилось и наличие у человека музыкального образования.

Можно привести в пример Императорское училище правоведения для дворян в возрасте 12–17 лет, которое было основано в 1835 г. на средства принца Петра Ольденбургского (племянник Николая I). Оно состояло в ведомстве Министерства юстиции и готовило будущих правоведов.

Достижения выпускников училища, в котором большое значение придавалось развитию музыкальной культуры, были впечатляющи: среди них поэты, дипломаты, один чемпион мира по шахматам, министры юстиции, председатель Совета Министров, выдающиеся деятели культуры, к которым в первую очередь следует отнести братьев Чайковских и В.В. Стасова.

Училище же, напоминаю, готовило просто юристов!

Отношение к искусству было настолько всеобъемлющим, что В 1859 году, с целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования, создается Русское музыкальное общество (с 1868 г. – Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО), прекратившее свое существование после революции 1917 года.

Вопрос №2

Теперь прочитай историю:

«Парень и девушка полюбили друг друга, но их чувствам мешают внешние силы, ведь влюблённые — из двух очень разных, враждебных миров. Из-за этой вражды их отношения невозможны, но история всё равно заканчивается торжеством любви — пусть и за порогом жизни и смерти».

Это классический сюжет, который в разные эпохи переосмысляли по-разному. Перед тобой четыре фрагмента фильмов. Три сняты по этой истории, а один — нет, он лишний. Найди лишний фрагмент.

Ответ: 4.

Вопрос №3

Теперь посмотри фрагмент из фильма. Мы специально оборвали сцену на кадре со взглядом персонажа. Внимательно изучи его реакцию и попробуй угадать, что или кого он увидел.

Варианты ответов:

  • Хорошего друга
  • Возлюбленную
  • Страшное чудовище
  • Океан

Ответ: Старшное чудовище.

Занятия музыкой приносят пользу

Занятие музыкой помогает сохранить ясность ума

В результате одного из исследований, осуществленных при Медицинском центре Канзасского университета, США, ученые пришли к выводу, что музыканты лучше справляются с тестами на когнитивные способности, чем это делают не музыканты.

Регулярная игра на любом музыкальном инструменте — это отличный способ тренировки головного мозга

И совершенно неважно – играете ли вы что есть мочи на барабанах, или лениво «дуете» в саксофон. Определенные участки мозга при этом увеличивают свою активность.

Музицирование улучшает координацию

Это абсолютный факт – музыканты обычно демонстрируют отличную координацию движений. Все потому, что игра на музыкальных инструментах требует очень высокой зрительно-моторной координации. Из этого могут извлечь полульзу даже спортсмены, для которых зрительная координация движений рук имеет первостепенное значение.

Извлечение музыкальных звуков улучшает ваше настроение

Музыка влияет на настроение – это общеизвестный факт, который и упоминать не стоило бы, если бы не необходимость объяснения механизма действия. Как показывают результаты исследований, не только сама музыка, но и процесс музицирования влияет на уровень кортизола.

И если вы музицируете с разной скоростью, вы можете регулировать данный процесс. Играя на музыкальных инструментах, вы создаете эмоциональный выход. Создавая свою собственную музыку, вы регулируете, если хотите, уровень своей грусти, радости или напряженности с помощью искусства.

Музыка улучшает навыки чтения, как учебного умения

Один из важных аспектов музицирования, который отличает музыканта от не музыканта, это, если можно так выразиться, умение читать и осмысливать музыку. Постоянное чтение и распознавание различных нот способствует также совершенствованию навыков чтения и осмысливания обычных текстов.

Занятие музыкой улучшает дыхательную систему

Играете ли вы на трубе, кларнете, флейте или на любом другом духовом инструменте, один из основных навыков, которые вы должны обязательно освоить, заключается в умении правильно дышать.

Условно говоря, все эти инструменты превращают в музыку вибрации воздуха, которые должен создавать музыкант. Это означает, что грамотно поставленное дыхание должно стать, если хотите, второй натурой любого музыканта.

Музыка улучшает умение слушать

Для того чтобы научиться талантливо извлекать из любого инструмента музыкальные звуки, вам необходимо уметь слушать буквально на уровне интуиции. Это умение, если оно развито на должном уровне, позволяет не только попадать в ноты.

Кто-то может сказать, что для этого необходим музыкальный слух, который дается от природы. На самом деле, это не так. Музыкальный слух можно развить. Это, в свою очередь, научит вас слушать окружающие звуки в буквальном смысле слова

Подобное умение крайне важно с точки зрения выстраивания социальных взаимоотношений.

Гитара

Для начала о классической, акустической и электрогитаре. На самом деле, это инструменты, которые можно было бы смело поставить на первое место по легкости освоения. Дело в том, что большинство учащихся игре на гитаре не ставят для себя цели достичь уровня какого-нибудь Кацухито Ямашита, напротив, хватает и пары разученных произведений, чтобы записать себя в музыканты. Для такой категории людей подружиться с инструментом не составит никакого труда. Действительно, хватит и урока-двух, чтобы разучить не самую сложную песню, а после десятка занятий можно будет плавно переходить к разбору партий соло в композициях стиля hard’n’heavy.

Бас-гитара – особый и часто напрочь запущенный случай. Как правило, учатся на ней играть в домашних условиях, гоняя гаммы и разучивая партии средней степени сложности. О существовании нотной записи знает не каждый музыкант. Кроме того, бас-гитаристы по причине своих выдающихся способностей нередко становятся героями анекдотов. Хотелось бы сказать, что всё это незаслуженно, но промолчу, так как не считаю нужным врать.

Тем же, кого интересует более глубокое знакомство с инструментом, предстоит немало кропотливой работы в процессе обучения. Именно поэтому я поставил гитару на второе место, а не на первое.

Из плюсов – общедоступность. Купить гитару можно даже в отдаленной от цивилизации глубинке. Цена на инструмент не кусается, если только не начать гоняться за брендами. Заниматься можно где угодно: дома, у друзей, на улице, в поездках и походах.

Минусы – высокая конкуренция. Учиться игре на гитаре ежегодно идут тысячи людей и потому, если имеется желание стать настоящим профессионалом, придется стараться изо всех сил, чтобы выделиться из общей массы. Как показывает практика, достичь этого не так уж и сложно.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные — флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог… — представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) — типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон — король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков — натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей — клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон — примеры свернутых труб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: