Как выбрать скрипку: советы для начинающих скрипачей

Как выбрать первую скрипку

Для взрослого человека выбрать скрипку несколько проще, чем для ребенка. Все дело в том, что скрипка должна идеально помещаться у вас в руках – от этого напрямую зависит чистота игры и удобство.

Ребенок очень быстро растет, поэтому производители скрипок выпускают инструменты нескольких размеров, чтобы ребенку с любым размером руки было комфортно обучаться.

У среднестатистического взрослого человека размер руки не меняется, поэтому для него подойдет целая скрипка 4/4, либо слегка уменьшенная – для тех, у кого маленькие руки, размером 7/8.

На вопрос, как выбрать размер скрипки взрослому, можно коротко ответить – инструмент должен полностью помещаться вдоль вашей руки, когда вы опираетесь на подбородник, а ладонь обхватывает головку грифа скрипки. Если вам удалось это сделать, при этом не пришлось тянуться – инструмент вам подходит. Выбор скрипки для ребенка осуществляется соответственно его росту. О размерах скрипок для детей здесь.

Какой инструмент предпочесть

Если вы желаете освоить электронную скрипку, то следует её и приобретать. Акустический инструмент имеет совершенно иное звучание, и тренироваться на нем не имеет смысла.

Ребенку же важно научиться правильно держать инструмент и извлекать звуки, поэтому электроскрипка для него не подходит – переучиваться потом крайне сложно.

Лучшие из лучших

Один из наиболее выдающихся гитаристов-виртуозов XX века проявил себя именно в роке. Его имя – Джимми Хендрикс. Как многие джазмены и рокеры, он был самоучкой. Негативную роль в жизни Хендрикса сыграли алкоголь и наркотики.

Выдающийся современный гитарист-виртуоз – Эрик Клэптон. Известными музыкантами являются также:

  • Чак Берри;
  • Джимми Пейдж (Led Zeppelin);
  • Кит Ричардс (The Rolling Stones);
  • Кирк Хэммет (Metallica);
  • Курт Кобейн (Nirvana).

Один из самых популярных гитаристов ХХ века – Джордж Харрисон из «Битлз». Он играл не только на своем инструменте, но и на индийском ситаре. Его учителем был Рави Шанкар. Ситар – национальный индийский струнно-щипковый инструмент. Харрисон был не только гитаристом-виртуозом, но и талантливым композитором. Он является автором некоторых хитов «Битлз». Харрисон стал кавалером Ордена Британской империи. Его именем названа малая планета.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные — клавикорды и клавесины — появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано — инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного «пианино». Старший брат пианино — да что там брат — король! — так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой — и один из самых древних! — музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи…

И другие…

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы…

Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

Полезные советы начинающим

И напоследок. Профессионалы дают советы, как выбрать скрипку начинающим:

На первых порах лучше использовать отечественные недорогие инструменты. Для более углубленного обучения отлично подойдут скрипки из Китая, ценовой диапазон которых от 2 до 5 тысяч рублей. Если вы планируете стать великим скрипачом и выступать на сцене, то в дальнейшем рекомендуется приобрести румынские или немецкие инструменты. Гриф не должен иметь никаких зазубрин и заусенец. Это может доставлять дискомфорт во время игры. Скрипки покрываются лаком. Он должен быть нанесен равномерно, тонким слоем, иметь натуральный цвет. Подставку следует выбирать без изгиба. Визуально можно проверить, посмотрев на нее сбоку. Колки и машинки должны легко поворачиваться

Это существенно важно для правильной настройки инструмента. Должен быть точно подобран размер

Если он не соответствует, играть на таком инструменте вам будет просто неудобно.

Секреты мастера

Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов. Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители. Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.

Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента. Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности. На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.

Как выбрать скрипку для ребенка ( ¼)

Размер скрипки ¼  подходит для деток пяти-семи лет в зависимости от телосложения, и особенно – длинны рук. Размер корпуса такой скрипки составляет 28 сантиметров, а общая  длина – 48,25 см. Бывает, детям семи лет нецелесообразно приобретать скрипку, размером ¼, и педагог советует купить инструмент, размером ½.

Выбирая скрипку, не забывайте о том, что дети растут – и возможно, скоро вам понадобится менять инструмент. Посоветуйтесь с педагогом, насколько комфортно будет ребенку с тем или иным вариантом. Но не забывайте: слишком большая скрипка становится причиной зажатых рук и неправильной постановки музыканта. Если покупать скрипку накладно, рассмотрите вариант аренды инструменты.

Обратите внимание на производителя инструмента. Если скрипка российская – рассматривайте этот вариант как учебный, исключительно для начинающих

Китайские инструменты – более серьезного качества, и с ними шансов научиться играть на скрипке правильно больше. Концертные скрипки – это Румыния, Германия.

Осмотрите инструмент:  «нет» заусенцам, трещинкам, неравномерному лаковому покрытию. Выбирайте скрипку с наиболее естественным покрытие м. Проверьте, насколько свободно ходят колки и машинки: это влияет на процесс настройки и её точность.

Выбирая смычок, проверьте следующие моменты:

  • Когда волос не натянут – трость должно прогибаться и соприкасаться с волосом;
  • Сам волос предпочтительнее белый конский, чем синтетический. Синтетика  — вариант для начинающих;
  • Осмотрите смычок на предмет «кривости»: он не должен быть согнут поперек;
  • Проверьте винт: он должен легко ходить, крутиться без сложностей.

Выбор скрипки влияет на качество обучения и удовольствие от занятий скрипкой.

Страна-производитель

При выборе скрипки, как и любого другого товара, всегда интересуются, в какой стране он произведен. Что касается этого музыкального инструмента, то здесь все зависит от уровня вашей подготовки и суммы, которой вы располагаете. Например, среди российских производителей вы найдете скрипки только для начинающих. Они предназначены всего лишь для того, чтобы выучить ноты и понять их расположение. Это своего рода демонстрационный материал.

Китайский производитель может предложить вполне нормальный учебный вариант за достаточно среднюю сумму. А вот цена скрипки, произведенной в Румынии или Германии, будет очень велика. Однако их качество ни с чем не сравнится. Эти скрипки приобретают профессионалы, которые часто выступают на публике.

История инструмента

Основой для скрипки стало сразу несколько музыкальных инструментов: испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта, казахский кобыз. При их соединении появилась первая виола. В это же время славяне изобрели четырехструнный инструмент и назвали его жига. Позже это слово стало означать скрипку на немецком языке — geige.

Современная конструкция появилась в Италии еще в середине XVI века, отсюда и начинается история скрипки. Основоположником производства считается Гаспаро да Сало, который основал кремонскую школу. Самые лучшие инструменты изготавливали мастера из Ломбардии, они использовали качественные материалы. Высоко ценились итальянские скрипки мастеров Страдивари и Гварнери (Джузеппе и Андреа).

Первые произведения для сольного инструмента написали Карло Фарина и Бьяджо Марини. Известные скрипачи и основатели художественной игры:

  • Арканджело Корелли;
  • Тартини и Торелли;
  • Локателли;
  • Никола Маттейс;
  • Магдалена Лаура Сирмен;
  • Джованни Антонио Пьятти.

История щипковых инструментов

Играют на них сидя. Инструмент кладут на колени. Струны защипывают пальцами или специальной палочкой. Прообразом таких инструментов был охотничий лук. Первобытные люди, натягивая тетиву, слышали тихий, приятный звук. Его высота была связана с толщиной веревки.

Струнные щипковые инструменты – одни из самых давних. Они были известны еще в Древней Греции. Бог Аполлон на античных скульптурах держит в руках кифару. Позже в средиземноморском регионе получил распространение инструмент под названием бузуки. В Средней Азии его аналог называли зурной. А в США очень популярен инструмент банджо. Он является неизменным атрибутом музыки в стиле кантри.

Струнные щипковые инструменты очень популярны среди специалистов и дилетантов. Играть на них можно научиться самостоятельно. Пожалуй, самым любимым и востребованным инструментом является гитара. Она появилась в Испании. Существует мнение, что гитару в эту страну завезли мавры. Позже инструмент распространился и в других европейских регионах. В Россию гитару привезли итальянцы. Произошло это в XVIII веке.

Любопытные факты

С историей и происхождением скрипки связано множество интересных фактов. Знаменитым виртуозом-рекордсменом стал Атхира Кришна из Индии. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса, так как 32 часа подряд играл на скрипке на фестивале Тривандрама. Один час занятий на музыкальном инструменте сжигает около 170 калорий, поэтому ребенку перед уроками лучше поесть.

В Тайвани в 2011 году собрался самый большой ансамбль скрипачей. На стадионе выступило 4645 музыкантов возрастом от 7 до 15 лет. До 1750 года вместо струн на инструменте натягивали овечьи кишки. Родиной этого изобретения была Италия.

У мастеров скрипичных дел есть странное хобби — делать миниатюрные изделия. На юге Китая изготовили скрипку длиной всего 1 см, а в Шотландии был инструмент на 0,5 см больше. На этих изделиях можно играть. А в Швеции и Чехии скрипки делают из камней. Они получаются массивными, но внешне не уступают деревянным изделиям.

Леонардо да Винчи во время работы над «Моной Лизой» приглашал к себе скрипачей, каждый день они играли разные мелодии. Искусствоведы считают, что именно благодаря влиянию музыки разных жанров у художника получилось написать загадочную улыбку. Ученые подтвердили, что скрипка стимулирует развитие интеллекта. Многие знаменитые личности владели этим инструментом.

Самые дорогие изделия принадлежат Гварнери и Страдивари — 18 и 16 млн долларов соответственно. А за смычок мастера Франсуа Ксавье Турта заплатили 200 000 долларов. Самая молодая скрипачка Ванесса Мэй уже в 10 лет выступала вместе с Лондонским филармоническим оркестром. А через год она стала ученицей класса Королевского музыкального колледжа.

Наиболее сложными композициями, которые можно сыграть на скрипке, считаются «Каприсы» и другие произведения Паганини, «Соната Дьявола» Тартини и мелодии Сибелиуса, Чайковского и Брамса. На большой скорости нужно играть «Полет шмеля», эпизод из «Сказки о царе Салтане». Многие виртуозы соревнуются в скорости исполнения этой композиции.

Скрипка — это сложный музыкальный инструмент, обучаться игре на нем трудно и долго. Но если добиться успеха, то можно исполнять любые мелодии, ведь даже современные песни легко интерпретировать под акустическое звучание.

Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нежно»

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» (1914) продолжает тему одиночества, безраз­личия друг к другу и разобщенности людей и тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». Главные герои стихотворения — музыкальные инструмен­ты (скрипка, барабан, геликон) и музыканты. Начало стихотворения представляет собой соло скрипки:Скрипка издергалась, упрашивая,

И вдруг разревелась

Однако ни инструментам, ни музыкантам нет никакого дела до скрипкиного горя, хотя она «выплакивается» надрывно, «без слов, без такта». Мелодия не может быть «бестактной», дисгар­моничной. Таким образом, видимо, поэт хочет подчеркнуть, что скрипку никто не хочет услы­шать и понять, она только раздражает оркестр.

кричит ей «меднорожий, потный» геликон. Только лирический герой не остается бесчувствен­ным, безразличным, безотзывным:

шатаясь, полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

Бросился на деревянную шею:

«Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи:

а доказать ничего не умею!»

Предельная эмоциональная напряженность стихотворения передается прежде всего с помощью коротких, дробленых строк, порой в одно слово. Множество глаголов придает стихотворению ди­намичность. Также нагнетает обстановку обилие восклицаний, экспрессивной лексики — «ору», «наплевать», «влип», «дура». Эпатажное поведение лирического героя преследует одну цель: это протест против равнодушия и бессердечия общества.

Подбираем смычок

Затем проверяем качество смычка. При натянутом состоянии должен быть виден сильный прогиб посередине. То есть дерево смычка должно касаться волоса. Кстати, что касается волоса, то на первых порах вам могут порекомендовать смычок с синтетическим черным волосом. Однако в дальнейшем стоит отдавать предпочтение натуральному конскому волосу белого цвета. На трости смычка также нужно проверить винт. Для проверки вы можете натянуть волос до выпрямления и отпустить. Он должен поворачиваться легко, резьба не должна быть сорванной.

Качество волоса на смычке проверяют легким ударом о палец или ладонь. Если он сильно отскакивает или, напротив, совсем не отскакивает, то смычок будет непригоден для игры. Главное, что следует оценить в смычке — это упругость и вес.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.

Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.

Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

«Скрипка и немножко нервно» В.Маяковский

«Скрипка и немножко нервно» Владимир Маяковский

Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: «Что это?» «Как это?» А когда геликон — меднорожий, потный, крикнул: «Дура, плакса, вытри!» — я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!», бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а доказать ничего не умею!» Музыканты смеются: «Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!» А мне — наплевать! Я — хороший. «Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А?»

Анализ стихотворения Маяковского «Скрипка и немножко нервно»

Творчество Владимира Маяковского довольно противоречиво и самобытно. Именно ему принадлежит авторство многих неологизмов, которые впоследствии прочно вошли в нашу жизнь. Кроме этого, поэт очень много работал над формой своих произведений и речевыми оборотами, считая, что можно добиться передачи своих чувств и мыслей при помощи удивительной комбинации слов, которыми так богат русский язык.

К экспериментальным произведениям раннего периода творчества поэта также относится стихотворение «Скрипка и немножко нервно», созданное в 1914 году. Уже само название, противоречивое и нелепое, очерчивает фабулу произведения, лишенного логики и смысла с точки зрения обывателей. Более того, Маяковский прибегает к своему излюбленному приему гротеска, преувеличивая свои чувства и наделяя человеческими чертами неодушевленные предметы. По воспоминаниям автора, стихотворение «Скрипка и немножко нервно» было написано после ужина в одном из захудалых московских кабаков, где поэт очутился по воле случая. И, чтобы хоть как-то развлечь себя в ожидании еды, стал наблюдать за музыкантами. Чем больше поэт вслушивался в звуки, которые неслись с импровизированной сцены, тем больше его чуткий слух улавливал диссонанс между скрипкой и другими инструментами. И именно так, в полумраке дешевого питейного заведения, родились первые строчки стихотворения, навеянные ассоциациями от услышанной музыки: «Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски».

Отождествляя обычный музыкальный инструмент с хрупкой и беззащитной девушкой, поэт попытался описать свои последующие впечатления, отметив при этом, что барабан явно порадовался том, что сумел довести несчастную скрипку-девушку до истерики, однако не дослушал ее жалобного плача, потому как «шмыгнул на Кузнецкий и ушел». В свою очередь, у всего остального оркестра неожиданная истерика скрипки вызвала недоумение, и лишь одна «глупая тарелка» продолжала вопрошать о том, что же происходит. Однако безжалостный «меднорожий, потный» геликон грубо одернул обиженную скрипку, приказав ей успокоиться. И именно это произвело на Маяковского настолько неизгладимое впечатление, что он (конечно же, не наяву, а лишь в своем воображении) «шатаясь, полез через ноты, слабеющие под ужасом пюпитры», чтобы защитить обиженную и расстроенную скрипку-девушку.

Он «бросился на деревянную шею» той, которая пробудила в нем столь яркие и противоречивые чувства. Не обращая внимания на насмешки окружающих, и заявил: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а ничего доказать не умею!». При этом поэт назвал музыкальный инструмент, звуки которого произвели на него столь сильное впечатление, своей «деревянной невестой», предложив ей жить вместе.

Ирония, смешанная с грустью и отчаяньем, звучат в последних фразах этого удивительно образного, чувственного и очень лиричного стихотворения. Маяковский, будучи еще очень молодым человеком, тем не менее, уже в полной мере ощущает свое одиночество. Он понимает, что отличается от обычных людей, которые не умеют чувствовать окружающий мир так остро и обнажать перед ним душу, даже если взамен получают плевок вместо любви. Но каждая новая душевная рана не ожесточает поэта, а лишь заставляет его отгораживаться от окружающего мира невидимой ширмой, через которую он наблюдает за различными событиями и явлениями, робко примеривая их к собственной жизни. Поэтому неудивительно, что обычная скрипка вызывает у поэта такую бурю эмоций, в ней он видит родственную душу, одинокую, униженную и никем не понятую.

Немного истории

Точное время изобретения скрипки до сих пор не установлено, но приблизительно относится к концу пятнадцатого – началу шестнадцатого веков. Конечно, с тех пор прошли сотни лет, она со временем усовершенствововалася и становилась все более востребованной и любима музыкантами. В современном мире электронной музыки чистое звучание данного инструмента остается по-прежнему высокоценимым.

В симфонических оркестрах скрипка очень часто используется для ведения основной музыкальной темы. Эту роль может исполнять как несколько инструментов, так и одна-соло, принадлежащая первому скрипачу. Одиночная солирующая она может придать особую нежность и чувственность исполняемому произведению.

Начинать осваивать игру на скрипке рекомендуют с самого раннего возраста – 4-5 лет — дети этому быстро учаться. Все дело в том, что игра на этом инструменте требует хорошо развитой мышечной памяти и отличной чувствительности пальцев. А эти навыки лучше всего приобретаются в самом молодом возрасте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: