Содержание
К октябрю 2009 года звукозаписывающие компании выпустили более 6000 релизов SACD, немногим более половины из которых были классической музыкой . Следующими двумя наиболее представленными жанрами были альбомы джазовой и популярной музыки, в основном ремастированные предыдущие релизы.
Многие популярные исполнители выпустили часть или весь свой бэк-каталог на SACD. К июню 2004 года было продано более 800 000 копий альбома Pink Floyd The Dark Side of the Moon (1973) в версии SACD Surround Sound. Кто «s рок — оперы Tommy (1969), и Roxy Music » s Avalon (1982), были выпущены на SACD , чтобы воспользоваться возможностью многоканальной формате в. Все три альбома были ремикшированы в формате 5.1 Surround и выпущены как гибридные диски SACD со стереомиксом на стандартном CD-слое.
Некоторые популярные исполнители выпустили новые записи на SACD. Показатели продаж для Стинга «s Святой Любовью (2003) альбом достиг номер один на SACD чартах продаж в четырех европейских странах в июне 2004 года.
В период с 2007 по 2008 год рок-группа Genesis переиздала все свои студийные альбомы в трех бокс-сетах SACD. Каждый альбом в этих наборах содержит как новые стерео, так и 5.1 миксы. Оригинальные стереомиксы не были включены. Версии для США и Канады используют не SACD, а CD.
К августу 2009 года 443 лейбла выпустили один или несколько дисков SACD. Вместо того, чтобы полагаться на поддержку крупных лейблов, некоторые оркестры и артисты выпускают диски SACD самостоятельно. Например, Чикагский симфонический оркестр основал лейбл Chicago Resound для обеспечения полной и растущей поддержки гибридных дисков SACD с высоким разрешением, а Лондонский симфонический оркестр основал свой собственный лейбл «LSO Live».
Многие диски SACD, выпущенные в период с 2000 по 2005 год, в настоящее время больше не издаются и доступны только на рынке бывших в употреблении. К 2009 году крупные звукозаписывающие компании перестали регулярно выпускать диски в этом формате, а выпуск новых выпусков ограничивался более мелкими лейблами.
10. Редактирование DSD
Читайте основную статью о редактировании DSD >
DSD редактирование достаточно сложный процесс по причине модулирующего шума в области высоких частот. Нелинейные обработки могут привести к слышимым продуктам интермодуляционных искажений ультразвукового шума.
В настоящее время автор не располагает информацией о «естественной» (native) обработке аудио 1-бит (например: изменение уровня, ресемплинг и пр.) без конвертации 1-бит в мильтибитный формат и обратно. Кроме слияния/разрезания аудио файлов.
Читайте статью DSD против DSF против DFF >
Редактирование DSD
PCM в данном контексте может быть рассмотрено, как «мультибитное DSD». Импульсно-кодовая модуляция не обязательно обозначает «24 бит / 352 кГц» и т.п. Автор рекоммендует использовать 32- or 64-bit float (с плавающей запятой) форматы. Рассматриваемый PCM содержит высокочастотный модуляционный шум. Но, для конвертирования этого «мультибитного DSD» в 1-бит необходима модуляция с .
Потери при редактировании с 1-бит/мультибит преобразованием примерно сравнимы с ресемплингом.
Звукозаписывающие студии могут распространять DSD записи без редактирования.
Также существует DXD формат. Это PCM (как правило, «24 bit / 352 kHz» и т.п.) с высокими частотами дискретизации, битовыми разрешениями и «наследственным» высокочастотным шумом DSD. К сожалению, этот шум может привести к слышимым продуктам нелинейных искажений. рекомендуется вырезать (фильтровать) этот шум перед нелинейными обработками.
Смотрите и делитесь: эксперимент в удалением высокочастотного шума
Что нужно для качественного прослушивания файлов DSD?
Минимальная связка для качественного прослушивания — это программа плеер и ЦАП в качестве источника, ну а дальше как обычно — усилители, колонки, наушники и т.д. Программа плеер может быть установлена на что угодно — смартфон, компьютер, холодильник, тостер, да что угодно! Главное, чтобы программа могла считывать DSD файл и отдавать его на ЦАП без изменений. Думали я тут про холодильник для красного словца вспомнил? Фигушки. Вот здесь я установил и успешно запустил программу плеер на Wi Fi роутер! Дальше ваш ЦАП обработает ваш DSD поток и выдаст обычный аналоговый сигнал.
Правда есть одна особенность — если ЦАП поддерживает формат DSD, то тогда в качестве источника можно использовать очень слабое железо (идеальный вариант — одноплатный миникомпьютер Raspberry Pi). Ну а если ваш ЦАП понимает только PCM, то тогда конвертация будет происходить программно и хорошо нагружать процессор.
Ну и отдельная категория — достаточно новое семейство музыкальных источников Сетевые Плееры. Как правило, это серьезные аппараты, с кучей возможностей, поддержкой всего что можно и нельзя, своим ЦАПом внутри и за неприличные деньги. Если вдруг вы владелец именно такой железки, то просто распакуйте/скачайте DSD файлы и подсуньте своему плееру, он их проиграет без проблем.
Перегрузка и устойчивость
Когда разрабатывается сигма-дельта модулятор, инженеры обращают особое внимание на:
- уровень шума в слышимом звуковом диапазоне и
- устойчивость к перегрузке.
Для решения этих проблем разработчики могут варьировать:
- битовой глубиной,
- частотой дискретизации,
- нойз-шейпингом.
Эти параметры должны рассматриваться в связи друг с другом.
Нойз-шейпинг
Нойз-шейпинг «выталкивает» энергию ошибки квантования из слышимого диапазона.
Для «выталкивания» большего количества энергии нужно более крутой нойз-шейпинг.
Более крутой нойз-шейпинг увеличивает вероятность срыва стабильности работы сигма-дельта модулятора при перегрузке на входе. Когда модулятор в нестабильном состоянии, на его выходе отсутствует сигнал или генерируются колебания. После срыва стабильности модулятор должен быть принудительно перезапущен.
Устойчивость сигма-дельта модулятора к перегрузке
Частота дискретизации
Более высокая частота дискретизации уменьшает уровень спектра ошибки квантования. Потому, что энергия шума распределяется в более широкой полосе. Это позволяет использовать более пологий нойз-шейпинг.
Энергия — это площадь фигуры, заключенной между линеей спектра и горизонтальной осью в полосе 0 … /2.
Частота дискретизации и уровень шума квантования
В правой и левой частях изображения площади фигур шума одинаковы. Но фигура, более растянутая по горизонтальной оси, дает более низкий уровень шума.
Увеличение частоты дискретизации позволяет снизить уровень шума в полосе слышимого звука. Это позволяет уменьшить крутизну нойз-шейпинга и увеличить устойчивость модулятора к перегрузке.
Resume
Мы можем видеть, что более низкий уровень шума и более высокая устойчивость модулятора к перегрузке на входе могут быть достигнуты разными путями.
Например, лучшее качество звука — это вопрос реализации нойз-шейпинга при имеющихся битовом разрешении и частоте дискретизации. Но, с другой стороны, возможно увеличить частоту дискретизации и/или количество бит для снижения ошибки квантования (уровня шума) без улучшения метода нойз-шейпинга.
Крестики-нолики
Эпоха цифрового звука началась с появления музыкальных компакт-дисков. Идея записывать звук в виде нолей и единиц вызвала восторг у многих меломанов; впрочем, у части из них он быстро сменился разочарованием. Начали говорить о том, что звук на CD «металлический», «бездушный», «плоский» и т. д. Причина этого в том, что формат CD воспроизводит звук неточно. Информация на компакт-диск записывается при помощи углублений (питов) на слое пластмассы, покрытом отражающим веществом (алюминий, серебро, золото). Минимальной единицей информации является один бит — число в двоичной системе исчисления. Его значение может равняться 0 или 1. Считывание информации производится лучом лазера, разный характер отражения которого и определяет значение одного бита записи. Если лазер натыкается на углубление — система засчитывает единицу, если поверхность остается ровной — ноль. Для того, чтобы перевести музыку в цифровой формат, ее разбивают на огромное количество очень коротких отрезков, которые называются сэмплами. Для каждого из этих отрезков вычисляется значение, определяющее уровень звукового сигнала. Этот показатель также разбит на много «ступенек».
Таким образом, когда мы слушаем музыку с обычного компакт-диска, на самом деле ее график будет выглядеть как лестница. На протяжении определенных отрезков уровень сигнала вообще не меняется, причем сам уровень звука также отражается приблизительно (см. графики на следующей странице).
Возможности формата CD не позволяют воспроизводить музыку с такой точностью, чтобы обман не был заметен для человеческого уха. Примерно это выглядит как в кино: если увеличить интервал между кадрами, мы сможем различить, что все на экране двигается рывками. В формате CD значение уровня звукового сигнала определяется 44 100 раз за 1 секунду и кривая, отражающая значение звука, имеет около 60 тыс. «ступенек». На определение параметров звука на одном отрезке времени отводится 16 бит информации. Это неплохой показатель, позволяющий воспроизводить музыку достаточно близко к действительности. Однако многим этого не хватает.
Какие бывают файлы DSD?
Сейчас два самых популярных формата — DFF и DSF. Различаются между собой они примерно как WAV и FLAC. Оба форматы «без потерь», оба обеспечивают максимальное качество, но вот DFF не поддерживает ни компрессию, ни тэги файлов, тогда как DSF поддерживает и то и другое.
Что касается качества, то базовым стандартом считаются файлы DSD64 с частотой дискретизации 2.8 Мгц. Существуют также стандарты DSD128, DSD256 и DSD512, в каждом последующем случае частота дискретизации увеличивается в два раза. Нам же нужно запомнить не эти потоки цифр, а только то, что каждый Цифро Аналоговый Преобразователь (ЦАП) с поддержкой DSD явно указывает, до какой частоты принимает потоки. Естественно, что самые последние микросхемы могут обрабатывать DSD512, но в реальной жизни все проще — подавляющее большинство записей существует в DSD64, очень немногие современные записи были выпущены в DSD128, а DSD256 и DSD512 — пока только в виде тестовых записей.
Формат аудио CD
CD означает компакт-диск. Под компакт-диском понимается как диск, так и формат воспроизведения цифрового звука, разработанный Philips и Sony, в котором аудио кодируется цифровым образом, подобно тому, как кодируются компьютерные данные (1 и 0) в ячейки на диске с использованием процесса, называемого PCM. , PCM — это математическое представление аудио и музыки в цифровом виде.
Первые записи CD были выпущены в Германии 17 августа 1982 года. Название первой полной записи теста CD: Alpine Symphony Ричарда Штрауса . Позднее, 1 октября 1982 года, CD-плееры стали доступны в США и Японии. Первым проданным CD (первым в Японии) была 52-я улица Билли Джоэла, которая ранее была выпущена на виниле в 1978 году.
Стандартный аудиоформат CD также называется Redbook CD .
Компакт-диск положил начало цифровой революции в области аудио, компьютерных игр, приложений для хранения ПК, а также внес свой вклад в разработку DVD. Sony и Philips совместно владеют патентами на разработку технологии CD и CD-плеера.
Хотя музыка записывается на компакт-диск в цифровом виде, первоначальная запись и микширование могут фактически быть комбинацией как аналоговых, так и цифровых процессов.
В лонжероны коды для компакт — дисков были:
- AAD — Первоначальная аудиозапись была сделана с использованием аналогового записывающего оборудования (такого как магнитофон). Микширование также проводилось с использованием аналогового оборудования, а окончательное мастеринг осуществлялся цифровым способом.
- ДОБАВИТЬ — Первоначальная аудиозапись была сделана с использованием аналогового записывающего оборудования (такого как магнитофон). Микширование было выполнено в цифровом виде, а окончательное мастеринг — в цифровом виде.
- DDD — Все этапы, от начальной записи до окончательного мастеринга, были выполнены в цифровом виде.
Для CD, последняя буква коды лонжеронов всегда была D .
В дополнение к предварительно записанному аудио, компакт-диски могут также использоваться в нескольких других приложениях:
- CD-R: CD-R расшифровывается как CD-Recordable. Эти диски можно использовать для записи или «записи» музыки или данных с помощью устройства записи компакт-дисков (только музыка) или ПК (музыка или данные). Некоторые CD-R предназначены только для записи музыки, а другие могут записывать как музыку, так и данные. CD-R могут быть записаны только один раз.
- CD-RW: те же возможности, что и у CD-R, за исключением того, что CD можно стирать и использовать снова (обозначение RW означает возможность перезаписи).
- CD-TEXT: это вариант Audio CD, который предоставляет текстовую информацию на диске в дополнение к музыке. Это может включать такие вещи, как оглавление диска, названия треков, исполнитель (и), а в некоторых случаях тексты песен и жанры. На проигрывателях компакт-дисков текстовая информация отображается на дисплее состояния проигрывателя, если таковой имеется. Кроме того, если CD воспроизводится на проигрывателе дисков DVD или Blu-ray, в большинстве случаев информация может отображаться на экране телевизора.
- MP3-CD: MP3 CD может быть CD-R или RW диски, музыкальные файлы MP3 , записанные на, вместо стандартного CD аудио файлов. Эти диски могут воспроизводиться на большинстве проигрывателей CD, DVD и Blu-ray (вам необходимо проверить функции проигрывателя).
JPEG Photo CD: JPEG Photo CD может быть диском CD-R или RW, на котором есть фотографии, записанные в формате файла JPEG . JPEG Photo CD можно воспроизводить на ПК и совместимых проигрывателях CD, DVD и Blu-ray.
VideoCD: Помимо аудио и фотографий, вы также можете записывать видео на CD . Это не то же самое, что DVD, с качеством, которое больше между форматами VHS и DVD. Кроме того, видео CD не могут воспроизводиться на проигрывателях компакт-дисков, если только проигрыватель компакт-дисков не имеет выходного видеосигнала (что маловероятно), хотя специализированные проигрыватели VideoCD когда-то были популярны на нескольких азиатских рынках. VideoCD воспроизводятся на совместимых проигрывателях дисков DVD и Blu-ray.
Графика CD: Этот редкий вариант формата CD включает в себя базовую графику, которая может быть прочитана совместимым плеером с видеовыходом для отображения на экране телевизора или видео. Эта возможность в основном используется для отображения текстов песен для приложений караоке. Эта функция может быть помечена как CD + G, CD-G, CD + Graphics, CD-Extended Graphics или TV-Graphics.
«Жизнь цифры»1: что такое SACD
Цифруют ныне почти все. До запахов еще не добрались, а с аудио, видео и фото дело давно решенное. Но я не буду подливать жар в огонь извечного цифроаналогового спора. И без меня до смешного доходит (на виниле издают композиции, сведенные на цифровой аппаратуре). Вместо этого я расскажу о технологии, не замеченной в компьютерных кругах, но способной сильно изменить привычные понятия. А именно — о цифровом представлении всего и вся, и возможных методах обработки оного.
Появление стандарта SACD вызвано банальной коммерческой причиной. Срок выплат лицензионных отчислений создателям CD-Audio технологии подходит к концу, а прибыль они приносят огромную. По слухам, сравнимую с прибылью, получаемой создателями от продаж CD оборудования собственного производства. Выход очевиден — Sony и Phillips необходимо изобрести новый формат, способный в будущем потеснить CD. И, что главное, принести сравнимые лицензионные отчисления. Так и был создан SACD (Super Audio CD). Очевидно, что привлечь покупателей и фирмы простым увеличением емкости невозможно — вся коммерческая звукозапись держится на 74 минутах и увеличение емкости ни к чему не приведет. А содрать дополнительные деньги за 2-х дисковый набор с классикой сам бог велел. Кто виноват, что не было в те времена 74 минутного ограничения. Объем отпадает, необходимо качественно новое качество, простите за каламбур. Не просто интенсивный скачок (уже есть DVD с 192 КГц 24bit) а качественно новый подход. Все же новое, как известно… Поэтому будем вспоминать!
Многие современные, порядочные АЦП и ЦАП построены по так называемой 1 битной схеме. Будь на то моя воля, называлась она «последовательной дискретной ШИМ схемой», но такой возможности мне не предоставили =). Аналоговый сигнал представляется в дискретном виде с помощью ШИМ (Широтно-импульсной модуляции) с переменным шагом квантования. Ширина импульса и определяет уровень аналогового сигнала. Если точнее, его определяет скорее отношение ширины импульса к ширине последующего провала (см. рис.).
Т. е. энергия, передаваемая в одном периоде закодированного шим сигнала. Становится ясно, что и ЦАП для подобного сигнала сделать несложно. Поставил себе конденсатор, пусть он интегрирует за разумный период времени. Вот тебе и ЦАП. Разумеется, реальная конструкция сложнее, но основана на том же принципе. Да и АЦП прост как известное историческое яйцо — соотношение цена качество крайне соблазнительно. Преобразование обеспечивается фантастическое, большинство проблем, характерных для параллельных и иже с ними ЦАП/АЦП, пропадают. Например, эта схема адаптивна: если сигнал имеет малый размах, отсчеты следуют чаще и детализация повышается. Что, в свою очередь, хорошо соответствует известным нюансам восприятия звука человеком. И многое другое, но, памятуя о жанре, мы не будем погружаться в дебри.
Где в природе встречаются залежи DSD? Откуда добывают сей ценный минерал?
Главным источником на сегодня являются рипы с SACD. Сделать их не очень просто, формат хорошо защищен, но если вдруг вы освоите процесс перевода своих легально купленных SACD дисков в файлы, то закона не нарушите. Наверное. По крайней мере делать резервную копию в личных целях закон не запрещает.
Второй способ — совершенно легальный, без малейших сомнений. После того, как взломали формат SACD и получить DSD файлы не составило особого труда, компании производители музыкального железа наперегонки начали встраивать поддержку формата в свою продукцию. В свою очередь звукозаписывающие компании, особо не крупные с прицелом на аудиофилов, начали активно продавать музыку в формате DSD через свои онлайн-магазины.
Качество звука [ править ]
Параметры качества звука, достижимые форматами Red Book CD-DA и SACD по сравнению с пределами человеческого слуха, следующие:
CD | SACD | Человеческий слух | |
---|---|---|---|
Динамический диапазон | 90 дБ; 120 дБ (с фигурным дизерингом ) | 105 дБ | 120 дБ |
Диапазон частот | 20 Гц — 20 кГц | 20 Гц — 50 кГц | 20 Гц — 20 кГц (молодежь); 20 Гц — от 8 до 15 кГц (взрослые среднего возраста) |
Сравнение с CD править
В сентябре 2007 года Audio Engineering Society опубликовало результаты продолжавшегося год испытания, в котором ряд испытуемых, включая профессиональных инженеров звукозаписи, попросили различить аудиоисточники высокого разрешения (включая SACD и DVD-Audio ) и аудиоисточники. преобразование аудио компакт-диска (44,1 кГц / 16 бит) из одного и того же исходного материала в условиях двойного слепого тестирования. Из 554 испытаний было 276 правильных ответов, при этом показатель успешности 49,8% почти точно соответствует 50%, которые можно было бы ожидать на основе одного лишь случайного предположения . Когда уровень сигнала был повышен на 14 дБ или более, испытуемые смогли обнаружить более высокий уровень сигнала.минимальный уровень шума в шлейфе CD-качества легко. Авторы прокомментировали:
После критики о том, что первоначально опубликованные результаты исследования не были достаточно подробными, AES опубликовала список аудиооборудования и записей, использованных во время испытаний.
Со времени исследования Мейера-Морана в 2007 году было опубликовано около 80 исследований аудио высокого разрешения, около половины из которых включали слепые тесты. Доктор Джошуа Рейсс из Лондонского университета Королевы Марии и член Совета управляющих Общества звукорежиссеров (AES) провел метаанализ 20 опубликованных тестов, который включал в себя достаточное количество экспериментальных деталей и данных. В статье, опубликованной в июльском выпуске журнала AES за 2016 г. Доктор Рейсс говорит, что, хотя отдельные тесты дали смешанные результаты и эффект был «небольшим и трудно обнаруживаемым», в целом обученные слушатели могли различать записи с высоким разрешением и их эквиваленты на компакт-дисках в слепых условиях: «В целом, была небольшая, но статистически значимая способность различать звук стандартного качества (44,1 или 48 кГц, 16 бит) и звук высокого разрешения (сверх стандартного качества). Когда испытуемые обучались, способность различать была гораздо более значительной. «
Сравнение с DVD-A править
Противоречивые результаты были обнаружены при сравнении форматов DSD и PCM высокого разрешения. Двойные слепые тесты на прослушивание в 2004 году между DSD и 24-битными, 176,4 кГц записями PCM показали, что среди испытуемых не было слышно никаких существенных различий. Сторонники DSD и производители оборудования продолжают заявлять об улучшении качества звука по сравнению с PCM 24 бит 176,4 кГц. Исследование 2003 года показало, что, несмотря на расширенные частотные характеристики обоих форматов, люди не могли отличить звук с информацией выше 21 кГц от звука без такого высокочастотного содержимого. Однако в исследовании 2014 года Marui et al. обнаружили, что в условиях двойного слепого прослушивания слушатели могли различать форматы записи PCM (192 кГц / 24 бит) и DSD (2,8 МГц) или DSD (5,6 МГц), предпочитая качественные характеристики DSD, но не могли различать форматы записи. два формата DSD.
10. Миф №4. В моем проигрывателе низкий (высокий) джиттер
Времена связанные с высоким цифровым джиттером относятся к 90-ым и началу 00-вых. Когда микросхемы были еще не такие «большие» по сложности схем и производители на всем экономили. Тогда существовала разница.
Именно в этом моменте последовательный ЦАП для SACD имел преимущество перед параллельными дешевыми ЦАП=). Но в те времена встречались даже ЦАП для CD, с разрядностью менее 16 бит =). Сейчас эти недостатки встречаются только в самой дешевой технике не имеющей к HI-FI никакого отношения. Хотя… это еще встречается в смартфонах =).
- ТОП 15 лучших плееров;
- ТОП 15 лучших звуковых карт;
- ТОП 15 лучших наушников;
Лучше меньше, да лучше
Новым словом в технологии цифрового звука стало появление формата DVD. По технологии записи и воспроизведения звука DVD принципиально ничем не отличается от CD, но на DVDдиске меньший размер углублений, за счет чего на поверхности такой же площади удается разместить в несколько раз больше информации. На односторонний DVD записывается около 4 ГБ данных, что в 8 раз больше, чем на обычном CD. Изготовители аудиотехники не использовали оказавшееся в их распоряжении дополнительное пространство для того, чтобы сделать запись длиннее по времени. Зато им удалось повысить ее качество. На DVD-диске может храниться около 70 минут музыки, которая по качеству значительно превосходит звук в формате
CD Audio. Значение звукового сигнала определяется для формата DVD уже 96 тыс. раз в секунду, а на определение параметров звука выделено уже 24 бита информации, поэтому «лестница» для DVD может иметь уже 16 млн «ступенек». При воспроизведении фрагмента музыки, записанного в формате DVD, даже простой человек, без каких-то исключительных музыкальных способностей, может заметить, что качество звука стало существенно ближе к реальному звучанию по сравнению
с обычным компакт-диском.
Далее повышать качество звука можно за счет создания дисков еще большего объема и прибавления дополнительных «ступенек» к звуковой «лестнице», но производители оборудования решили обратить внимание на сам способ записи сигнала. По мнению многих, этот способ был несовершенен
В 1997 году фирмы Philips и Sony совместно разработали принципиально новую технологию кодирования звукового сигнала Bitstream (буквально — «поток битов»), или Direct-Stream-Digital («прямой цифровой поток»). Диски, использующие для хранения информации стандарт Bitstream, получили название Super Audio CD. SACD-диски аналогичны DVD по плотности записи, размеру питов и емкости. Но для записи звука используется другой принцип: теперь нет необходимости на каждом отрезке времени определять амплитуду звукового сигнала. Вместо этого вычисляется разница параметров звука по сравнению с предыдущим значением. Если амплитуда сигнала увеличилась — записывается 1, если уменьшилась — 0. Это позволило уменьшить объемы информации, используемой для записи звука,
и повысить частоту «замеров» до действительно потрясающих показателей. На SACD-диск музыка записывается с частотой до 2 822 00 сэмплов в секунду, это в 64 раза больше, чем на компакт-диске. Здесь очень логично задаться вопросом: получим ли мы на самом деле звук в 64 раза лучше? Очень многие люди, слушавшие музыку на DVD и Super Audio CD, утверждают, что отличить друг от друга эти два формата практически невозможно. У них нет проблем со слухом: как утверждает ряд экспертов, реально заметить разницу между двумя форматами можно только в специальной лаборатории…
Качество звука [ править ]
Параметры качества звука, достижимые форматами Red Book CD-DA и SACD по сравнению с пределами человеческого слуха, следующие:
CD |
SACD |
Человеческий слух |
|
---|---|---|---|
Динамический диапазон |
90 дБ; 120 дБ (с фигурным дизерингом ) | 105 дБ | 120 дБ |
Диапазон частот |
20 Гц — 20 кГц | 20 Гц — 50 кГц | 20 Гц — 20 кГц (молодежь); 20 Гц — от 8 до 15 кГц (взрослые среднего возраста) |
Сравнение с CD править
В сентябре 2007 года Audio Engineering Society опубликовало результаты продолжавшегося год испытания, в котором ряд испытуемых, включая профессиональных инженеров звукозаписи, попросили различить аудиоисточники высокого разрешения (включая SACD и DVD-Audio ) и аудиоисточники. преобразование аудио компакт-диска (44,1 кГц / 16 бит) из одного и того же исходного материала в условиях тестирования. Из 554 испытаний было 276 правильных ответов, при этом показатель успешности 49,8% почти точно соответствует 50%, которые можно было бы ожидать на основе одного лишь случайного предположения . Когда уровень сигнала был повышен на 14 дБ или более, испытуемые смогли обнаружить более высокий уровень сигнала.минимальный уровень шума в шлейфе CD-качества легко. Авторы прокомментировали:
После критики о том, что первоначально опубликованные результаты исследования не были достаточно подробными, AES опубликовала список аудиооборудования и записей, использованных во время испытаний.
Со времени исследования Мейера-Морана в 2007 году было опубликовано около 80 исследований аудио высокого разрешения, около половины из которых включали слепые тесты. Доктор Джошуа Рейсс из Лондонского университета Королевы Марии и член Совета управляющих Общества звукорежиссеров (AES) провел метаанализ 20 опубликованных тестов, который включал в себя достаточное количество экспериментальных деталей и данных. В статье, опубликованной в июльском выпуске журнала AES за 2016 г. Доктор Рейсс говорит, что, хотя отдельные тесты дали смешанные результаты и эффект был «небольшим и трудно обнаруживаемым», в целом обученные слушатели могли различать записи с высоким разрешением и их эквиваленты на компакт-дисках в слепых условиях: «В целом, была небольшая, но статистически значимая способность различать звук стандартного качества (44,1 или 48 кГц, 16 бит) и звук высокого разрешения (сверх стандартного качества). Когда испытуемые обучались, способность различать была гораздо более значительной. »
Сравнение с DVD-A править
Противоречивые результаты были обнаружены при сравнении форматов DSD и PCM высокого разрешения. Двойные слепые тесты на прослушивание в 2004 году между DSD и 24-битными, 176,4 кГц записями PCM показали, что среди испытуемых не было слышно никаких существенных различий. Сторонники DSD и производители оборудования продолжают заявлять об улучшении качества звука по сравнению с PCM 24 бит 176,4 кГц. Исследование 2003 года показало, что, несмотря на расширенные частотные характеристики обоих форматов, люди не могли отличить звук с информацией выше 21 кГц от звука без такого высокочастотного содержимого.
Однако в исследовании 2014 года Marui et al. обнаружили, что в условиях двойного слепого прослушивания слушатели могли различать форматы записи PCM (192 кГц / 24 бит) и DSD (2,8 МГц) или DSD (5,6 МГц), предпочитая качественные характеристики DSD, но не могли различать форматы записи. два формата DSD.
Что делать с образами SACD дисков?
Есть люди, которые записывают эти образы на диски и впоследствии слушают на своих проигрывателях. Не все проигрыватели поддерживают такие диски, я слушаю все через свой музыкальный сервер, поэтому ничего об особенностях такого метода не знаю. Я же извлекаю музыку из образов в отдельные файлы в формате DSF (помните, он поддерживает тэги!).
Лучший софт для извлечения треков из образов SACD — консольная утилита sacd_extract из бесплатного пакета sacd_ripper. Насколько я мог заметить, весь остальной софт базируется на этой утилите и является просто оболочкой для запуска этой утилиты.
Самый оптимальный синтаксис утилиты:
sacd_extract -2 -s -i <filename.iso>
Это команда извлечет стерео версию музыки (бывает, что диск одновременно содержит версии с 2 каналами и 5.1 объемным звуком), в формате DSF (потому что он поддерживает тэги) из файла который мы указываем за параметром -i.
Эти утилиты распространяются в виде исходных кодов или готовых бинарников (есть версии под Windows, Linux и Mac OS).
Маленький совет — если будете использовать sacd_extract в версии для Mac OS, не ставьте пробел между параметром -i и именем файла iso, иначе будет ошибка. В версиях для Linux и Windows пробел ставить надо.
Где в природе встречаются залежи DSD? Откуда добывают сей ценный минерал?
Главным источником на сегодня являются рипы с SACD. Сделать их не очень просто, формат хорошо защищен, но если вдруг вы освоите процесс перевода своих легально купленных SACD дисков в файлы, то закона не нарушите. Наверное. По крайней мере делать резервную копию в личных целях закон не запрещает.
Второй способ — совершенно легальный, без малейших сомнений. После того, как взломали формат SACD и получить DSD файлы не составило особого труда, компании производители музыкального железа наперегонки начали встраивать поддержку формата в свою продукцию. В свою очередь звукозаписывающие компании, особо не крупные с прицелом на аудиофилов, начали активно продавать музыку в формате DSD через свои онлайн-магазины.