Как мне говорить по-английски, если мой язык

Классификация звуков

В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.

Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.

Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком . Например: яблоко — блоко, подъезд — подзд.

Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это  «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками:  «у» и  «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.

Гласные звуки по уровню подъема языка

Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:

  • Верхний передний: и
  • Верхний средний: ы
  • Средний передний: э
  • Верхний задний: у
  • Средний задний: о
  • Нижний средний: а.

Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.

Согласные звуки

Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).

Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.

Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка:  «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».

Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.

Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.

Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.

Твердые и мягкие согласные

Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:

  • Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: елый, елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как : менеджер, мерчендайзер.
  • Если согласный смягчается мягким знаком: пеь.

Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:

  • Всегда твердые: ж, ш, ц.
  • Всегда мягкие: ч, й, щ.

По месту образования согласные бывают:

  • Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
  • Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
  • Зубные смычные: т, т’, д, д’
  • Зубные слитные: ц
  • Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
  • Небно-зубные слитные: ч
  • Зубные щелевые: с, с’, з, з’
  • Зубные смычно-проходные: н, н’
  • Небно-зубные щелевые:  ш, щ, ж
  • Небно-зубные дрожащие: р, р’
  • Среднеязычные щелевые: й
  • Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
  • Заднеязычные щелевые: х, х’

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1

Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2

Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3

Четвертная – тянется на «раз и».
4

Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5

Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Уважай гласные в английском: когда замена звука будет ошибкой

Качество гласного звука в русском языке напрямую зависит от ударения: в сильной позиции произносим один звук, в слабой – другой (м/о/ст – м/а/сты). И русскому человеку сложно осознать, что в английском гласные без ударения качественно не редуцируются (за исключением служебных слов).

Пример: в русском языке мы скажем п/а/езда – / о / в безударном положении превращается в / а /. Но в английском мы скажем /ˌɑpərˈtunəti/ (opportunity) – в безударном положении мы произнесем / ə / – хоть и короткое, но все же / о /.

ВАЖНО: безударный гласный звук в самостоятельных частях речи может подвергаться только количественной редукции – произносим короче, но сам звук не меняем

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1

Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Есть и другие мнемонические техники запоминания. «Рассеченные» ноты на нотном стане можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (Е-«ми») Good (G-«соль») Boy (В-«си») Does (D-«ре») Fine (F-«фа»). Ноты, обозначенные цельными не «рассеченными» кружочками можно запомнить с помощью слова FACE: (F-«фа»), (А-«ля»), (С-«до»), (Е-«ми»).

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Как научиться произносить долгие и краткие английские гласные

Основная ошибка иностранцев при произношении долгих и кратких английских звуков – акцентирование внимания только на длительности. Но при таком подходе интуитивно непонятно, где проходит граница между долгим и кратким звуком: не измерять же протяженность звука с секундомером. При попытках искусственно удлинить или сократить гласный, звуки получаются неестественно короткими или растянутыми.

Чтобы научиться произносить долгие и краткие английские звуки, нужно забыть о привычной терминологии «долгие» и «краткие». Постарайтесь вообще не думать о длительности звука. Чтобы правильно произносить долгие и краткие гласные, нужно сделать упор на их артикуляции, а не на длительности. Если мы правильно воспроизведем произношение гласного, то и длительность получится правильной автоматически. Помните о том, что долгие гласные требуют большей напряженности на корне языка, а краткие произносятся без дополнительных усилий, легко и ненапряженно.

Обращайте внимание на то, как носители языка произносят гласные – не следите за тем, как долго они протягивают их, а наблюдайте за произношением, за артикуляцией, за качеством звука. Повторяйте, имитируйте, тренируйтесь

Для практики лучше всего использовать видеоуроки или разговор с носителем языка, так как аудиоматериалы не дают возможности увидеть артикуляцию.

Тренировать долгие и краткие звуки лучше всего не обособленно, а в составе слов. Во-первых, так вы отметите влияние позиционной долготы на длительность звука на конкретных примерах. Во-вторых, так же, как слова лучше учить в контексте, так и звуки тоже эффективнее тренировать в окружении.

Попробуйте практиковать произношение долгих и кратких гласных на парах слов, чтобы подмечать разницу между звуками, например:

  • Sport – hot
  • Arm – cut
  • See – hit
  • Food – put
  • Fur – ago

Когда вы научитесь правильно произносить долгие и краткие гласные в английском языке, то и различать их в речи станет легко

Воспринимая речь на слух, забудьте о различиях в длительности, обращайте внимание на качественные отличия звуков – насколько напряженно произносится гласный, как ярко или блекло он звучит, чем отличаются пары звуков друг от друга, кроме длительности

Долго ли, коротко ли: о важности широты и долготы гласных звуков

В русском языке долгота не имеет значения. Да, гласный / а / под ударением ты произнесешь чуть дольше, чем его безударного собрата, но ударные в нашем языке всегда пользуются привилегиями.

В английском, не дотянув один звук, ты вновь изменишь смысл слова: sheep / ʃip / (овца) – ship / ʃɪp / (корабль). Также основополагающей является широта звука, о которой носители русского языка даже не слыхивали: pen / pɛn / (ручка) – pan / pæn / (кастрюля).

ВАЖНО: для английских гласных долгота и широта имеет смыслоразличительную функцию. Необходимо изучить правила произношения гласных звуков и строго следовать им

Не ищи соответствия: в английском языке совершенно иные звуки

Типичная ошибка при изучении – соотносить звуки изучаемого языка со своими, родными фонемами. Мы видим «близнецов» и начинаем произносить их одинаково.

Например:

  • /æ/ произносим либо как русское /э/, либо как русское /а/ (хотя этот звук просто не имеет аналога в русском языке!)
  • /w/ и /v/  произносим как русский /в/ (при том что оба этих звука отличаются от нашего);
  • /r/ произносим как /р/ (при том, что в некоторых случаях его произносить даже не нужно);
  • /ŋ/ произносим как /н/ (английский вариант – носовой);
  • /θ/ произносим как /ф/,  /ð/ произносим как /з/ (неправильное прочтение сочетания th – наиболее распространенная ошибка);
  • /h/ произносим как русский /х/ (английский вариант нужно «выдыхать», совсем не напрягая язык);
  • /p/, /t/ как русские /п/, /т/ (эти звуки действительно очень похожи, но английский вариант нужно произносить с придыханием) и т.д.

ВЫВОД: не приучай себя искать аналоги звуков в родном языке. И ни в коем случае не пиши для себя транскрипции в стиле /бьютифул/. Да, на первый взгляд так проще, но ты изначально приучишь себя к ошибкам в произношении и к «лет ми спик фром май харт».

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 46,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 51,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 23,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 11,
Полякова, Учебник

Упражнение 15,
Полякова, Учебник

Упражнение 64,
Полякова, Учебник

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 2,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 71,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 216,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 31,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 21,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение стр. 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение стр. 7,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 94,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 56,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 155,
Полякова, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 323,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 15,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 117,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 291,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 292,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 20,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 35,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 189,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 190,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 23,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 595,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 18,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 20,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 21,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 482,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 1,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 405,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Акция

ВСЕМ, КТО ОСТАВИЛ ЗАЯВКУ ДО 27 января

(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)

1. В акции принимают участие все заполнившие заявку
2. Первый пробный урок (30 минут) проводится бесплатно.
3. При первой оплате 5 занятий студент получает 2 урока по 45 минут с выбранным преподавателем и по выбранному курсу бесплатно (1 урок с преподавателем — носителем языка).**
4. Акция не суммируется с другими действующими предложениями и скидками.*
* Например, студент оплативший первые три занятия по льготной цене, не принимает участия в данной акции.
** При оплате 30 минутных уроков студенту предоставляется 2 урока по 30 минут (1 урок 30 минут с носителем языка).

Позиция звука в фонетике

Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.

В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:

  • Дом  . Звук в сильной позиции, отчетливо слышим .
  • Собака . На месте буквы «о» мы слышим звук , так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
  • Колесо . Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук , но без ударения он становится слабым звуком .
  • Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
  • Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: сльн[А/О]е, красв[О/А].

У согласных эти две позиции различаются следующим образом.

По глухости/звонкости:

  • Любой звук перед гласным – всегда сильный. аня, ооо.
  • Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. леск, люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
  • Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – ворец, вота, вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
  • Звук перед согласным – всегда слабый. тица (звук как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в ), рагулялся, тихотворение (звук находится в промежуточном состоянии с ).
  • Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне, подъез.
  • Всегда слабые перед :

Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).

У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.

Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:

  • В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве, ко.
  • Сильная позиция перед гласными. аня, огуля.
  • , – всегда сильные перед согласными. Коба, пока.
  • Всегда слабая позиция перед . Воро.
  • и слабые перед «ч» и «щ». Бараик, кармаик.

Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.

Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов

В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Я хочу сказать мягко: об отсутствии чередования по твердости/мягкости

В русском языке есть чередование согласных по твердости/мягкости (пр.: кот – коте). Перед звуками, обозначенными на письме буквами е, ё, и, ю, я и перед мягким знаком, согласные звуки (кроме вечно твердых) произносятся мягко.

В английском языке нет мягких согласных (за исключением звука / l /, который имеет два варианта, и постоянно мягких звуков, например, / d3 /). Подробнее об этом в статье: Произношение английских звуков: согласные /d-t/, /z-s/

С этим различием, кстати, связана судьба заимствованных в русский язык слов. В недавно пришедших согласный мы произнесем твердо: бизн/э/см/э/н, копирайт/э/р. Но в словах, давно усвоенных и часто используемых, начинают действовать русские орфоэпические законы: бейсбол, демонстрация.

ВАЖНО: в английском языке практически отсутствуют мягкие согласные!

Например, слово team (команда) произносим не / т’им /, а скорее / тиым /, то есть / т / произносим твердо, а гласный звук – похож на русское / и /, склонное к / ы /.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: