Аудиоаппаратура в ссср: как это было

Свобода творчества инженера, как осознанная необходимость в HI-FI усилителе

Перед тем как рассказать о создании «Брига», имеет смысл поведать о том времени, когда он создавался, и описать некоторые особенности советского рынка аудиотехники. Многим, особенно тем, кто не помнит то время, может показаться, что я сгущаю краски, однако, смею заверить — это совсем не так. Наиболее распространенными аргументами тех, кто в то время считал невозможным производство в СССР качественной звуковоспроизводящей аппаратуры, были следующие: — Качественные элементы, существующие в СССР, используются только для оборонки, всё, что идёт на товары широкого потребления уступает в качестве; — Советскому человеку достаточно того, что есть, а эстетствующие меломаны с радиолюбительским опытом и так себе спаяют, и вообще, это всё от лукавого роскошь для проклятых капиталистов на загнивающем западе; — В СССР ничего не умеют делать, а все ценные кадры, которые были бы на это способны трудятся на оборонку, либо эмигрировали в Израиль за границу; — Для преодоления отставания СССР по части схемотехники, конструкторской мысли и дизайна качественной аппаратуры от запада требуются десятилетия.

Что такое Hi Fi наушники?

Hi Fi – сокращение от High Fidelity. Это словосочетание имеет перевод – высокая точность. Назначение таких наушников – передача звука, максимально приближенного к первоисточнику. Существуют мировые стандарты DIN-45500 и IEC 60581, или ГОСТ 24388-88 и ГОСТ 23262-88 для нашей страны, которые определяют требования к устройствам класса Hi-Fi. Основные показатели по которым определяется соответствие:

Искажения амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) – чем ровнее график, тем лучше;


Пример неплохого графика амплитудно-частотной характеристики

  • Коэффициент гармоники;
  • Соотношение сигнал/шум.

«Спектр-10»

Цветомузыку производили с 1978 года на Орловском заводе УВМ им. К. М. Руднева. Ее подключали к магнитофону или проигрывателю пластинок. В усилительном тракте происходило разделение сигнала на три частотные полосы, таким образом осуществлялось управление работой трех групп ламп накаливания со светофильтрами из цветного стекла.

Нижний ряд был красным, средний — зеленым, верхний — синим. Исходящий от ламп свет проходил через общий рассеиватель, что обеспечивало смешивание цветов. Приставка насчитывала три основных канала, притом что мощность для каждого из них составляла 75 Вт.

Предельная потребляемая мощность у «Спектра-10» составляла 450 Вт. Количество каналов подсветки ограничивалось одним 25-ваттным. Средняя стоимость такой цветомузыки в советские времена доходила до 70 руб.

Популярные в Союзе светоцветовые устройства уже давно успешно заменили на более продвинутые аналоги, вроде дико-шаров с интегрированным mp3-плеером и микрофоном. Советская же цветомузыка сейчас – это настоящий раритет, сохранившийся преимущественно в домашних коллекциях и не использующийся по назначению даже в случае собственной исправности.

Триумф «Брига»

Презентация первых бригов состоялась ещё до официального релиза и даже до появления серийных усилителей. В 1974-м были готовы опытные образцы. После надлежащего тестирования Свиридов, Каляева и Лихницкий решились продемонстрировать надежду советских меломанов, министру судостроительной промышленности Бутоме.Бутома Борис Евстахиевич — министр, давший добро на «Бриг». Впечатлённый новорожденным советским хайфаем, Министр пригласил на презентацию главного партийного аудиофила, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Леонида Горшкова.

Герой соц. труда и аудиофил — Горшков Леонид Иванович.

Переделка и доработка усилителей СССР

Умельцы еще со времен Советского Союза пытались улучшить качество звука, которое воспроизводят усилители. В конструкцию вносили изменения: меняли систему питания, замене подвергались конденсаторы, диоды, транзисторы и другие компоненты. Такие переделки были доступны только опытным радиолюбителям, которые обладали необходимыми навыками и деталями. Некоторые люди занимаются переделкой и сейчас. Качество звучания правильно модернизированного усилителя приближается к таковому у современных усилителей из средней ценовой категории.

Чтобы пользоваться советским усилителем, вовсе необязательно что-то менять в его конструкции. Модели, представленные в нашем рейтинге, хорошо звучали с завода, соответственно обязательной переделке подвергать их не нужно. Некоторые люди обеспокоены сохранностью компонентов, но с этим все в порядке. В 99% случаев даже конденсаторы 60-летней давности сохраняют свою емкость и соответствуют изначальным техническим характеристикам. Исключение — компоненты отдельных моделей или заводской брак.

Немного доработать — и порядок!

Почти то же самое было и с акустикой. Отличные полочники 10 МАС 1 (10 МАС 1-М) вскрывались, промазывались пластилином, «шумоизолировались», лишались одного резистора в фильтре или штатного твитера с заменой на более адекватный — и вуаля!

О замене среднечастотника в акустике 35АС (впоследствии С-90) среди советских аудиофилов не слышали разве что глухие. Практически вся эта аппаратура в исходной версии имела огромный нереализованный в рамках плановой экономики потенциал. А его граждане пытались реализовать самостоятельно и, как правило, успешно.

Считалось (и на 99% это справедливо), что в японском или немецком аппарате ничего доделывать не надо. В нем все гармонично, оптимально и работает по-максимуму. Здесь хочется сказать доброе слово в адрес советских товароведов, координировавших закупки для валютных магазинов типа «Березка» — это был основной источник габаритной аудиотехники и всего, что не провезешь в каюте под матрацем.

Выбирали лучшее — это было действительно так. Яркий пример — датская акустика Peerless 1020, которая после восстановления подвесов динамиков по сей день работает у многих аудиофилов.

Хотя вот лирическое отступление: пикофарадная емкость, стоящая на входе сигнала с головки воспроизведения, определяет АЧХ магнитофона. Ее точная настройка (пик должен приходиться на верхний частотный предел) — дело дорогое и в условиях крупносерийного производства крайне невыгодное. Поэтому на заводе устанавливается «средний» номинал.

Простое приспособление из маленькой катушечки, скотча и генератора с осциллографом, а затем несколько проб и ошибок позволяли получить от почти любого «японца» чудесный звук. И серьезный приработок к ставке инженера в каком-нибудь НИИ.

Сквозь тернии к звуку

В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулись с рядом серьёзных технических, производственных и, как часто бывало в Советском Союзе, организационных проблем. На этапе разработки основной проблемой были транзисторы. У усилителя Лихницкого они были германиевые, применение которых не предполагалось в новом продукте. Переход на кремний предполагал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена путём переработки первоначального квазикомплементарного варианта. Он послужил основой для создания усилителя напряжения, который был включен в схему серийную «Брига». Переработка дала возможность применить в оконечнике низковольтные кремниевые транзисторы КТ 361. Как позже отмечал Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Волкера, использованной в „Quad 303”. Одним из интересных инженерных решений, которое было заимствовано для других советских HI-FI усилителей, стали дискретные переключатели тембра на 24 положения. Конструкция была попросту скопирована с немецких образцов, которые автор «Брига» обнаружил у себя дома. К слову, Анатолий Лихницкий был большим знатоком немецкого аудио 30-х – 40-х годов.

На начальном этапе разработки не удалось избежать и организационных сложностей. По утверждениям Лихницкого, именно он был неформальным лидером группы, разрабатывавшей «Бриг». Однако, его положение в структуре отдела казалось ему шатким. Отдел состоял из 3-х секторов: • Сектор разработок; • Конструкторский сектор; • Группа дизайнеров. Каляева – руководитель темы, Лихницкий – руководитель основных направлений исследований.

Анатолий Лихницкий.

На этапе производства первых серийных «Бригов» также не обошлось без проблем. Массовый выпуск усилителя должен был происходить на заводе „Водтрансприбор”. Сборщики, настройщики и прочий квалифицированный пролетариат завода не слишком хотели менять хлебную престижную спецтехнику на бесперспективный в плане зарплаты «Бриг». Первые серийно выпущенные усилители начали гореть при настройке. Лихницкого и Каляеву попытались обвинить в создании «образца не пригодного для серийного выпуска», а над головами разработчиков, по выражению Лихницкого, «Сгустились тучи». Позже хитро спланированный саботаж был раскрыт и усилители гореть перестали.

Граммофон и граммзапись на пластинке


В 1887 году американский инженер еврейского происхождения Эмиль Берлинер, предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив пластинку из цинка вместо хромовой. Эмиль Берлинер заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж — не менее 500 пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, и, соответственно, на стоимость продукции. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера, по сравнению с восковыми валиками Эдисона с трудом поддававшиеся тиражированию.

В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат — рекордер;

А для воспроизведения звука создал другой — граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года;

Русский Hi-End: кто есть кто или «Верхний конец*» отечественной аудиопромышленности

Дмитрий Георгиевич СвободаHi-End в России естьЧто такое Hi-End?Ключевые подходы к оценке качества звуковоспроизводящего оборудования«Измеряем»«Слушаем»«Сравниваем»«Совмещаем разные подходы»FSQ (Метод субъективно-статистической оценки качества звука, предложенный Д.Свобода ) — это:

  • 1) Результат многолетней исследовательской работы в области статистических прослушаний, изучению, техническому описанию и систематизации критериев субъективной оценки качества звука, итогом которой стало выявление около 15 параметров (из порядка 300), являющихся ключевыми для оценки качества звука.
  • 2) Универсальный тестовый материал — несколько треков записанных на одном компакт-диске, время звучания которого составляет около 15 минут. Каждый трек (фрагмент из готовой музыкальной фонограммы или же специальные студийные записи, сделанные разработчиком методики) во время своего звучание призван выявлять особенности работы аудиотракта по тому или иному ключевому параметру и/или их совокупности. Например: запись восьми ударов малого барабана, перемещающихся по панораме (азимутальная локализация источников, геометрия звуковой сцены и ее положение в пространстве, быстрота атаки, АЧХ тракта…), фрагмент из Гоголь-сюиты Альфреда Шнитке, записанной в Большом Зале Московской Консерватории двухмикрофонным способом, на котором звучание постепенно разрастается от тихого струнного пиццикато до форте фортиссимо всего оркестра (проработка музыкальных планов, микро и макродинамика, общая вовлеченность в музыку).
  • 3) Специальная методика «быстрого», неутомляющего прослушивания, позволяющая эксперту составить исчерпывающее представление о качестве аудиотракта.
  • 4) Специальная система подготовки экспертов и развития у них необходимых (с точки зрения предложенного подхода) навыков.
  • 5) Возможность строгого протоколирования результатов оценочного прослушивания.

Кто есть кто или участники выставки «Российский Hi-End 2012»Владимир СтародубцевПослесловие* Верхний конец — деревня в Бабаевском районе Вологодской области

17.04.2012, Андрей Сасиновский

Международное признание Клуба пользователей технологии KNX стран СНГ и БалтииТеряет ли 3D свою привлекательность?||

Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Русский Hi-End: кто есть кто или «Верхний конец*» отечественной аудиопромышленности

Основные параметры Hi-Fi наушников

Классификация по основным параметрам:

Тип конструкции

  • Вставные. Самый простой и распространённый тип. Имеет второе название – «вкладыши».
  • Внутриканальные. Они помещаются в ушной канал гораздо глубже, чем вставные. Это обеспечивает хорошую концентрацию звука. Их второе название – «вакуумные» или просто «затычки».
  • Накладные. Источник звука в таких устройствах находится на некотором расстоянии от слухового прохода.
  • Полноразмерные наушники. Именно они создают лучшую звукоизоляцию, так как охватывают ухо полностью.

Акустическое оформление.

  • Открытые. У таких наушников в динамиках имеются прорези. Это исключает эффект «воздушной подушки», но при этом, звуки извне становятся более отчётливыми.
  • Закрытые. Звук от внешних источников в таких моделях изолирован, так как корпус лишен перфораций.

Способ передачи сигнала

  • Проводные. Они являются наиболее распространёнными. Сигнал подаётся непосредственно по проводам. Их недостатком является то, что провода периодически запутываются, ломаются и могут прийти в негодность. Monster n tune200 am17 – популярная модель данного класса.
  • Беспроводные. Их можно разделить на инфракрасные, радио, Bluetooth и Wi-Fi наушники. Яркими представителями можно назвать audio technica ath dsr7bt и monster n tune200 am17.

Об истории советских усилителей

Аудиотехника в СССР начала развиваться сразу после создания страны. Первый стереоусилитель в стране поступил в серийное производство в 1927 году, и с тех пор в стране появлялись новые разработки. За всю историю СССР в серийное производство поступили несколько десятков моделей (около 30) усилителей. Одни из них остаются довольно качественными даже в наше время, другие же не особо отличились даже для своего времени. Тем не менее, есть несколько удачных моделей, которые выглядят достойно спустя несколько десятилетий.

Те, кто много сталкивается с советскими усилителями, крайне не рекомендуют покупать аудиотехнику сделанную в конце 80-х и начале 90-х годов. Качество усилителей в это время значительно пострадало из-за политической обстановки в стране. Куда легче найти рабочий усилитель 70-х, чем рабочий же конца 80-х. Также особенность техники этих годов в том, что элементы усилителей часто подвергались замене, и это видно невооруженным взглядом. Это является еще одним подтверждением ненадежности усилителей того времени.

Надёжный усилитель 70-х годов

Пятиканальная светодиодная цветомузыка

Здравствуйте радиолюбители!

Как и у многих новичков основная проблема была с чего начать, какой будет мое первое изделие. Начал с того, чтобы я хотел приобрести домой в первую очередь. Первое – это цветомузыка, второе – это высококачественный усилитель для наушников. Начал с первого. Цветомузыка на тиристорах вроде как избитый вариант, решил собрать цветомузыку для светодиодных RGB лент. Предоставляю Вам первую свою работу.

Схема цветомузыки взята из интернета. Цветомузыка простая, на 5 каналов (один канал –белый фоновый). К каждому каналу можно подключить светодиодную ленту, но для ее работы на входе необходим усилитель сигнала не высокой мощности. Автор предлагает применить усилитель с компьютерных колонок. Я пошел из сложного, собрать схему усилителя по даташиту на микросхеме ТДА2005 2х10 Вт. Этой мощности мне кажется достаточно, даже с запасом. Прилежно перечерчиваю все схемы в программе sPLAN 7.0

Рис.1 Схема цветомузыки с усилителем входного сигнала.

В схеме цветомузыки все конденсаторы электролитические, напряжением 16-25v. Где необходимо соблюдать полярность стоит знак «+», в остальных случаях изменение полярности не влияет на мигание светодиодов. По крайне мере я этого не заметил. Транзисторы КТ819 можно заменить на КТ815. Резисторы мощностью 0,25 Вт.

В схеме усилителя микросхему обязательно надо ставить на радиатор не менее 100см2. Конденсаторы электролитические напряжением 16-25v. Конденсаторы С8,С9,С12 пленочные, напряжением 63v. Резисторы R6,R7 мощностью 1 Вт, остальные 0,25Вт. Переменный резистор R0- сдвоенный, сопротивлением 10-50 ком.

Блок питания я взял заводской импульсный мощностью 100Вт, 2х12v, 7А

В выходной день как и полагается поездка на радио рынок для приобретения радиодеталей. Следующая задача нарисовать печатную плату. Для этого выбрал программу Sprint-Layout 6.0. Её советуют радиоспециалисты для начинающих. Изучается она легко, я в этом убедился.

Рис 2. Плата цветомузыки.

Рис 3. Плата усилителя мощности.

Платы изготавливал по ЛУТ технологии. Об этой технологии много информации в интернете. Мне нравиться, когда выглядит по заводскому, поэтому ЛУТ сделал и со стороны деталей тоже.

Рис 3,4 Сборка радиодеталей на плату

Рис 5. Проверяю работоспособность после сборки

Как всегда самое «сложное» при собирании радиосхемы – это укомплектовать все в корпус. Корпус я купил готовый в радиомагазине.

Лицевую панель я сделал таким образом. В программе Фотошоп нарисовал внешний вид лицевой панели где должны быть установлены переменные резисторы, выключатель и светодиоды по одному с каждого канала. Готовый рисунок распечатал струйным принтером на тонкой глянцевой фотобумаге.

На обезжиренную приготовленную панель с отверстиями наклеиваю столярным клеем фотобумагу:

После чего ложу панели под так называемый пресс. На сутки. В качестве пресса у меня блин от штанги на 15 кг:

Окончательная сборка:

Вот что получилось:

Приложения к статье:

(2.9 MiB, 2,958 hits)

Уважаемые друзья и гости сайта!

Не забывайте высказывать свое мнение по конкурсным работам и принимайте участие в голосовании за понравившуюся конструкцию на форуме сайта. Спасибо.

Некоторые предложения для тех, кто будет повторять конструкцию:
1. К такому мощному стереоусилителю можно подключить колонки, тогда получится два устройства в одном – цветомузыка и качественный усилитель низкой частоты.
2. Даже если полярность включения электролитических конденсаторов в схеме цветомузыки не влияет на ее работу, наверное лучше соблюдать полярность.
3. На входе цветомузыки, наверное лучше поставить входной узел для суммирования сигналов с левого и правого каналов (). У автора, судя по схеме, на высокочастотный канал цветомузыки (синий) подается сигнал с правого канала усилителя, а на остальные каналы цветомузыки подается сигнал с левого канала усилителя, но наверное лучше подавать сигнал на все каналы с сумматора звуковых сигналов.
4. Замена транзистора КТ819 на КТ815 подразумевает уменьшение количества возможного подключения светодиодов.

Очень простая трехканальная RGB цветомузыка на светодиодах не содержит дефицитных или дорогих компонентов. Все элементы вполне можно найти у любого, даже у самого юного радиолюбителя.Принцип работы цветомузыки – классический, ставший по истине самым популярным. Основывается он на разделении звукового диапазона на три участка: высокие частоты, средние частоты и низкие частоты. Так как цветомузыка трехканальная, то каждый канал отслеживает свою границу частот и как её уровень достигнет порогового значения – зажигает светодиод. В результате, при проигрывании музыкальных композиций, рождается красивый световой эффект, при мигании светодиодов различных цветов.

Hi-Fi образца заката СССР

Еще каких-то 20-25 лет назад пределом мечтаний для меломана в нашей стране был магнитофон “Комета” и набор записанных в местной студии кассет с любимой музыкой. Аудиофилы в тот период были рады иметь систему из пары колонок “Радиотехника” АС-90, усилителя “Амфитон” У-002, проигрывателя винила той же марки, кассетной деки “Нота” или “Яуза”. Показателем зажиточности было наличие в системе зарубежных компонентов и проигрывателя компакт-дисков. Записи достать было сложно, и уважением пользовались люди, имевшие домашнюю коллекцию зарубежного винила и CD.

Ситуация кардинально изменилась с падением СССР и приходом рыночных отношений. Вдруг у еще недавно советских людей появилась возможность вкусить все плоды настоящего зарубежного Hi-Fi – были бы деньги! В то же время челноки наводнили страну дешевыми двухкассетниками и прочими музыкальными центрами, что сыграло решающую роль в проникновении музыки в наши дома и ее популяризации среди населения. В больших и средних городах открылись первые музыкальные радиостанции. Это был настоящий глоток свободы! Уже через несколько лет в каждом доме имелся магнитофон с радиоприемником, и музыка звучала отовсюду.

Те, кто полюбили музыку, постепенно приходили к пониманию, что ее можно слушать в еще лучшем качестве, и начиналась гонка за настоящим Hi-Fi и High-End. Покупались самые лучшие музыкальные центры “Technics”, затем отдельные усилители, проигрыватели CD, акустические системы, дорогие провода и кабели, полки забивались компакт-дисками. Непременным элементом системы класса High-End стали умопомрачительные проигрыватели винила. Все большее количество международных аудио брендов выходили на российский рынок со своей продукцией. Технический прогресс и экономический бум в Поднебесной делал Hi-Fi все доступнее и доступнее для среднестатистического меломана. Записи на CD продавались теперь на каждом углу. А затем наступила она..

«Дельта-01»

Светодинамическое устройство производили с 1987 года специалисты Каневского электромеханического завода «Магнит». Поставлялось оно в черном и белом цветах. Этот «навороченный» по тем временам аппарат применялся для цветового сопровождения музыкальных фонограмм, с его помощью создавались красочные световые эффекты.

Блок управления имел вес в 3,3 кг, светильники – целых 6,2 кг. За световое сопровождение отвечала пара фонарных блоков – по 3 линзы в каждом из них. Внешне они напоминали стандартные автомобильные светофоры. При желании их можно было повесить на стену или установить вертикально на любой ровной поверхности.

Эра цифрового аудио

Появление формата mp3, распространение Интернет и мощных персональных компьютеров произвело революцию в аудио-индустрии, способах получения и потребления аудио-контента. Вдруг стало возможным перенести музыку с CD в компьютер (сделать rip) и поделиться ею с друзьями через Сеть. На домашнем компьютере стало возможно записывать и редактировать музыку в превосходном качестве. На смену Walkman и Diskman пришли портативные mp3 плееры. На рубеже веков в интернете появились и быстро набрали популярность файлообменные сервисы типа Napster и Kazaa. Продажа компакт-дисков  резко упала, звукозаписывающие компании стали терпеть убытки. Попытки рекорд-лейблов создать платные сервисы доступа к своей музыке обернулись полным провалом. Люди хотели владеть музыкой, а не платить за временный доступ по подписке. И тут, словно Мессия, на музыкальный рынок заходит Apple во главе со Стивом Джобсом. Сначала они подарили миру iPod и iTunes – стильный плеер, вмещавший 1000 песен, и удобное ПО для работы с аудио-файлами, создания плей-листов и прожига CD. Затем миру был представлен магазин легального цифрового аудио-контента iTunes Store, где любую песню можно было скачать всего за $0,99… C тех пор прошло 10 лет. Количество проданных через iTunes Store треков измеряется десятками миллиардов, и лишь в декабре 2012 года виртуальный магазин открыл свои двери для российских клиентов. Основная причина такого позднего появления на нашем рынке – пиратство, процветавшее в нашей стране с момента распада СССР.

Современные достижения в сфере чистого звука

Современному меломану, в отличии от его коллег из 80-х и 90-х годов, доступны такие блага, как 24-битное цифровое аудио высокого разрешения с частотой дискретизации 96 и 192 кГц, бесчисленное количество интернет-радиостанций и прочих вещательных сервисов, портативные плееры, вмещающие десятки тысяч треков, и конечно же низкий порог стоимости входа в прекрасный мир Hi-Fi. Аудиофильские системы теперь обязательно комплектуются высококачественным цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП), позволяющим воспроизводить музыку с ПК или сетевого мультимедийного проигрывателя. Для удовлетворения потребностей современного аудиофила на рынке появляются все новые и новые устройства, сочетающие в себе различные цифровые навороты и прецизионное качество исполнения. Музыкальные коллекции постепенно перебираются с полок, забитых CD,  в сетевые системы хранения (так называемые NAS), одновременно выполняющие роль домашнего медиа-сервера. Найти нужную композицию в своей коллекции и заставить ее заиграть на стерео-системе теперь можно за какие-то секунды прямо со смартфона или планшета. В каждом доме появляются беспроводные Wi-Fi сети, позволяющие организовать прозрачное взаимодействие всех компонентов современной цифровой мультимедийной системы.

Что предлагает Cinemalounge

Прежде всего, мы гарантируем персональный подход и готовность учесть любую потребность клиента: от музыкальных предпочтений до цвета обоев в комнате. Мы узнаем максимум о вашей любви к музыке, чтобы предложить наиболее подходящие компоненты будущей стерео-системы.

Отдельно и в обязательном порядке мы предложим комплекс мер по улучшению акустики помещения. Требования к акустике музыкальной комнаты куда жестче, чем к помещению домашнего кинозала (подробнее об акустике домашнего театра в нашей статье). Зачастую можно обойтись подручными средствами и расстановкой мебели, но для бескомпромиссной музыкальной комнаты потребуются такие же бескомпромиссные акустические решения, начиная с полной вибро- и звукоизоляции помещения, заканчивая установкой басовых ловушек, резонаторов Гельмгольца и диффузоров Шрёдера.

Как это проектировалось

Эту историю моему приятелю-электронщику рассказал его коллега. Они разговорились на пляже. Как оказалось, новый знакомый работал в отделе, создавшем схемотехнику советских стационарных «стоечных» кассетников серии Маяк — например, Маяк-231 с полностью электронным «псевдосенсорным» управлением.

В высшем классе это был Маяк-010. Был еще Маяк-232 со встроенным стереоусилителем и более простым управлением на кнопках типа П2К. Все они получили неплохую механику на здоровенном синхронном двигателе, который завод применял еще в катушечных «Маяках» и «Юпитерах» второго класса, и систему установки кассеты в ЛПМ под девизом «снаряд забил я в пушку туго» (потом ее заменили стандартным «выкидышем»).

В «231»-м и иже с ним была одна проблема: запись по первому каналу (и только по нему) шла с искажениями. Почему — неясно. Ничего не помогало. Как всегда, причину опубликовали в журнале «Радио». Сигнал левого канала на операционник записи шел по длинной дорожке кросс-платы рядом с такой же дорожкой, передававшей ток подмагничивания — кажется, 60 кГц.

Эти 60 кГц «шили» через получившийся конденсатор и перегружали несчастный операционник. Сколько магнитофонов пришлось модернизировать в домашних условиях, заменяя злосчастную дорожку экранированным проводом!

Разработчик на пляже пояснил, что сам-то он такой ошибки в жизни бы не допустил. Но он, как и другие сотрудники, был в тот момент занят важным военным заданием. Посему разводку кросс-платы поручили студентке-практикантке на «энном» месяце беременности. Она не столько разводила плату, сколько, ясное дело, смотрела внутрь себя. Ну и вот. А потом уже ничего менять не стали.

Еще один загадочный поначалу баг тех же «Маяков» — искажения на линейном выходе, вызванные лишним операционником. Он работал практически в режиме повторителя. Оказалось, его поставили в целях перестраховки, для получения ГОСТовского размаха сигнала (там иногда не хватало какого-то десятка милливольт).

Домашние кулибины просто удаляли лишнюю деталь из схемы — и наш родной «Маяк» за двести с чем-то «рэ» спокойно «делал» японские деки, цена которых у барыг или в комиссионке доходила до стоимости дома в деревне. Замена пермаллоя на сендаст завершала дело.

Журнал «Радио» в те времена был в этом смысле чем-то вроде нынешнего Youtube-лайфхакера: «…Все мы знаем, что в момент включения режима записи в магнитофоне Яуза-220 индикатор…» Далее следовала классификация фигни, допущенной производителем, ее причин и как с ними бороться, причем с указанием всех номиналов и точек пайки на плате. Кроме того, там же делились и опытом усовершенствования штатно работающих систем: кроссоверы акустики, динамическое подмагничивание в магнитофонах и пр.

«Бриг 001» — ранний вариант.

После того, как многострадальный серийный «Бриг» поступил в продажу, начался невиданный ажиотаж. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошему блату и с доплатой в размере не менее 25 советских рублей (четверть месячной зарплаты инженера). На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. К 1977-му году «Бриг» активно экспортировался в Великобританию, Францию и Австралию. Специалисты британской компании «Afif Ltd.», экспортировавшей «Бриг», признали, что усилитель полностью соответствовал стандарту HI-FI и всем требованиям западного рыка. Серийный «Бриг» обладал характеристиками, которые во многом превосходили более дорогостоящие и, что главное, «не доставаемые» в СССР западные компоненты: • выходная номинальная мощность: 2 × 50 Вт (при нагрузке 4 Ом); • номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц; • коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16 000 Гц: 0,1 %; • коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %; • переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ; • отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинальной выходной мощности для линейного входа: 86 дБ; • потребляемая мощность: 150 Вт; • габаритные размеры: 452 × 372 × 118 мм; • масса: 15 кг; • цена в розницу в СССР: 625 рублей; • цена в розницу в Великобритании: £ 300 фунтов в 1976 году (сейчас £1500).

Сам он написал об этом так:

«Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов, захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.» Дело пошло, и инженер медицинской техники Анатолий Лихницкий с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недосягаемыми для советских серийных образцов. Усилитель этой системы позже превратят в серийный «Бриг».

Ремонтопригодность — не так глупо!

Другое дело — ремонтопригодность. Там, где в импортном аппарате стояла пластиковая защелка, в советском был стальной кронштейн с двумя винтами М4. Саморезы как способ крепления корпуса в отечественных изделиях массово появились (как правило, в кошмарной реализации) лишь в конце 80-х — до того обычно применялась метрическая резьба в металлических деталях.

Ремонт бытовой аппаратуры в CCCP был «нашим всем». Мастерские в каждом микрорайоне, гарантийные и послегарантийные случаи… А сколько работы делалось еще и по домам! Вот история черно-белого телевизора Ладога 203 середины 70-х — знаю ее из первых рук.

После гарантийного ремонта он был водружен на свою тумбу, включен и благополучно загорелся. Внутри корпуса бушевало открытое пламя, видное сквозь решетки металлического защитного кожуха. Сквозь них телевизор залили водой (отключив от питания, естественно) и… отвезли обратно в мастерскую.

Там, в соответствии с нормативами, снова отремонтировали (!) аппарат. И он, представьте себе, после этого еще какое-то время служил верой и правдой… А вот о том, чтобы выбросить колонки из-за надгрызенного щенком сигнального провода, в СССР не было и речи!

Никто не спорит: ничего не чинить и время от времени, причем почаще, получать новое взамен старого, были бы деньги — дело приятное и по-своему безопасное. А теперь давайте подумаем о том, как это влияет на экологию. К чему приводит все это постигшее наш мир мгновенное моральное устаревание и выход из строя строго через неделю после окончания гарантийного срока…

Такой порядок вещей, бесспорно, выгоден бизнесу: «выбрасывай старое, покупай новое!» — прибыль гребем лопатой. Но Эвересты пластмассово-редкоземельных свалок и то, что, глядя на них, международная общественность с ихней Гретой Тумберг толком пытаются спохватиться лишь сейчас — разве это не повод оценить разумность социалистического подхода к производству и потреблению? Нет, я не агитирую за социализм. Я просто считаю, что из него стоило бы взять лучшее, причем по-максимуму. 

Цифровая эпоха, электромеханический период — аналоговый носитель, цифровой формат

Естественным развитием технологии звукозаписи на магнитную ленту явилось применение цифрового метода записи. Магнитофоны, работающие с цифровыми записями, обозначаются аббревиатурой DAT (Digital Audio Tape) или DASH (Digital Audio Stationary Head). На стадии лабораторных прототипов существовало две разновидности DAT-магнитофонов:

  1. S-DAT – с параллельной многодорожечной записью (неподвижной головкой);
  2. R-DAT – имеющий систему записи, аналогичную используемой в видеотехнике — запись блоком головок, размещённых на вращающемся барабане (БВГ).

DAT-магнитофонами ведётся запись на ленту оцифрованного аудиосигнала (стандартом предусмотрена запись двух каналов звука) с различной частотой дискретизации (стандартом в настоящее время считается наличие частот 32, 44,1 и 48 кГц). На частоте дискретизации 44,1 кГц с разрядностью 16 бит делаются студийные мастер-записи для подготовки Audio CD.

Заключение

В СССР выпускалось много моделей стереоусилителей. Самые массовые из них обладают более или менее достойным качеством звука при небольшой цене. Они могут конкурировать с современными дешевыми усилителями. Более дорогие советские усилители относятся к классу Hi-Fi-аудиотехники, и таким образом могут конкурировать с дорогими усилителями современности.

Преимущество советских усилителей — в дешевизне. Топовые усилители СССР на вторичном рынке стоят дешевле, чем достойные современные модели, а качество звука либо не намного уступает, либо даже лучше, чем у новых. Благодаря этой особенности стереоусилители родом из СССР до сих пор используются даже самыми заядлыми аудиофилами. Многие из них даже модернизируют старую аудиотехнику, и таким образом усилители становятся еще более лучшими в плане качества и характеристик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: