ФРОНТАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ
- Функциональное оснащение усилителя настолько богато, что передняя панель кажется слегка перегруженной. Первым бросается в глаза темброблок. Здесь помимо ступенчатой регулировки высоких и низких частот (в пределах +/- 10 Дб) стоят два тумблера Turnover с переключением на полосы в 600/300 Гц и 1.5/3 кГц соответственно. Для пуристов, то есть фанатов послушать музыку в первозданном виде есть режим Defeat напрочь отключающий темброблок.
- В наличии несколько отключаемых фильтров, среди них и так называемый IEC фильтр, который порадует любителей винила – этот фильтр подавляет частоты ниже 30 Гц для уменьшения «бубнения» при прослушивании пластинок.
- Два режима тон компенсации – компенсация низких, или компенсация высокие плюс низкие
- Усилитель имеет выход на наушники и на три пары акустических систем. Да, вы не ослышались, я не знаю в какой ситуации мне потребуется три пары АС, но к этому аппарату можно подключить именно такое количество колонок! Селектор Speakers работает на 6 положений: А+B, B, off и A , С, А + С.
- Присутствует регулятор баланса.
Регулятор громкости позиционный, а ниже его – кнопка «muting» – ослабление громкости. - Дальше – селектор входа. С настоящим подарком для фанатов винила. Помимо возможности подключения тюнера, двух ленточных источников и дополнительного входа – к усилителю можно подключить две вертушки. Причем можно подстроить параметры головок. Я разобраться не успел, но скорее всего это работает так – для одной можно выставить сопротивление для конкретной головки, для второй можно настроить чувствительность входного сигнала. Таким образом умело комбинируя настройки можно получить идеальный звук при использовании практически любых головок. Усилитель не мой, поэтому на виниле я его протестировать не успел! По словам владельцев – фонокорректор шикарен и дает мягкий аналоговый звук.
- В наличии еще один переключатель, это скорее уже атавизм – режимы коммутации колонок, впрочем для тестов тоже может пригодиться:
- стерео
- моно
- реверс (меняет каналы местами)
- левый
- и правый
И наконец, обязательная для аппаратуры 70х – пара тумблеров для перезаписи с ленточных источников.
Регуляторы с сатиновыми на ощупь ручками переключаются мягко и без особых усилий. Тумблеры работают с заметным механическим щелчком, но без слышимого песка и это несмотря на приличный возраст аппарата
Сделано если не с любовью, но с предельным вниманием это точно.
SPECIFICATIONS
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»symple-box red center » style=»text-align:left;»> Тут выясняется интересная деталь: сайт thevintageknob приводит данные на модель, которая отличается от модели, которая была у меня. Несмотря на формально одно и тоже обозначение – мой экземпляр весит 17 кг и имеет разъемы для подключения 3 комплектов АС, а на thevintageknob приведены характеристики и фотографии аппарата, к которому можно подключить только два комплекта АС. Видимо у меня побывала более поздняя и более совершенная версия с бОльшими наворотами.
Power Amp Section
Circuit : all-stage DC
pure complementary OCL
Music power : 2x 145W (4 Ohm, 0,05% THD)
2x 90W (8 Ohm, 0,05% THD)
RMS power : 2x 95W (4 Ohm, 1Khz)
2x 70W (8 Ohm, 1Khz)
2x 85W (4 Ohm, 20Hz…20Khz)
2x 60W (8 Ohm, 20Hz…20Khz)
THD / IMD : 0,05% (1Khz, rated power)
0,02% (1Khz, 50W output)
Power bandwidth : 10Hz…45Khz (IHF, 0,1% THD, 45W output)
Frequency response : 10Hz…100Khz (+0 / -2dB)
Input : 650mV / 47kOhm
Outputs : 4…16Ohm (A or B)
8…16Ohm (A+B)
Damping factor : > 50 (8 Ohm, 1Khz)
Residual noise : 0,5mV
S/N ratio : 100dB
Preamp Section
EQ amp circuit : 1st stage differential amp
Control amp circuit : NF type tone control amp
Inputs : 2,5mV / 22 / 47 / 100kOhm (phono 1)
2,5mV…5mV / 47kOhm (phono 2)
150mV / 47kOhm (aux, tuner, tape 1/2, DIN 1/2)
Max phono input : 350mV (RMS, 1Khz)
RIAA curve : 20Hz…20Khz (± 0,3dB)
Outputs : 150mV (RCA tape 1/2 out)
30mV (DIN tape 1/2 out)
Frequency response : 10Hz…70Khz (+0 / -1,5dB)
Bass control : ±10dB at 100Hz (600Hz turn.)
±10dB at 50Hz (300Hz turn.)
Treble control : ±10dB at 10Khz (1,5Khz turn.)
±10dB at 20Khz (3Khz turn.)
Low filter : -3dB at 10Hz (12dB/octave)
High filter : -3dB at 20Khz (6dB/octave)
Loudness contour 1 : +6dB / 100Hz
+4dB / 10Khz
Loudness contour 2 : +6dB / 100Hz
+?dB / 10Khz
Residual noise : 25mv (phono)
3mv (tape mon.)
S/N ratio : 70dB (phono)
90dB (lines)
General
Componentry : 8 FETs
2 ICs
27 transistors
25 diodes
1 LED
PC : 520W max.
Dimensions : 44,2 x 14,4 x 36,3cm
Weight : 16kg.
Save
Save
Save
Save
Save
Save
ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ
За все время увлечения звуком в моих руках побывали десятки усилителей. Одни уходят так и ничем себя не отметив, другие сначала ничем не привлекают к себе внимания, но спустя некоторое время ты понимаешь, что это была жемчужина. Такой жемчужиной оказался усилитель Optonica SM-4646. Как уже понятно, ни о каком беспристрастном рассказе тут не может быть и речи, я буду предельно необъективен и предвзят. Потому что этот аппарат мне очень нравится.
Бренд Optonica был запущен фирмой Sharp в далеком 1976 году для того что бы отхватить долю рынка у активных игроков. К тому времени гранды хайфая и производители просто качественной бытовой электроники уже застолбили за собой сладкие места, поэтому конкурировать с Sony, Yamaha, Sansui и другими представлялось не совсем простой, но вполне достижимой задачей. Фирма Sharp решила вторгнуться на поле боя с продуктом более высокого качества и нацеленным скорее на потребителей хай энда. Среди энтузиастов распространено мнение, что фирма Sharp слишком поздно решилась на такой шаг и поэтому в гонке не преуспела. А сам бренд Optonica впоследствии был заброшен… Однако в результате этих героических усилий появилось несколько интересных аппаратов, которые прекрасно играют, достаточно надежны, и даже привлекательны внешне, но… несмотря на это заслуженного внимания так и не получили.
Классическим примером незаслуженного забвения является и главный объект сегодняшнего выпуска – это усилитель Optonica SM-4646. Их было выпущено не так много, о них быстро забыли, но я постараюсь восстановить справедливость и освежить память.
Модель Optonica SM-4646 выпускалась с 1977 по 1978 год. Хотя, некоторые реальные владельцы утверждают, что их экземпляры выпущены в 1980 году. В это время внешний вид техники уже устоялся и были выработаны какие-то общие каноны дизайна. В этом отношении данный усилитель никакими новаторскими штуками не отличается, хотя у него есть несколько фирменных фишек что бы хоть как-то выделять от собратьев:
- уникальная деталь дизайна – панель каплевидной формы, которая визуально объединяет массивную ручку громкости и кнопку mute
- у регулятора громкости имеется градуированная шкала, это такая деликатная отсылка к точному измерительному прибору
- ручки остальных регуляторов имеют указатель положения собственной оригинальной формы, я таких мало где встречал.
В целом же аппарат выглядит в соответствии традиций 70х-начала 80х годов – толстая серебристая фронтальная панель, крупные органы управления и деревянные накладки по бокам. Обманчив лишь предполагаемый вес – усилитель неожиданно тяжел для своего вида и весит 17 килограмм.
Последний изящный штрих – на верхнюю часть крышки корпуса нанесена хотя и несколько упрощенная, но довольно подробная структурная схема
Усилитель выпускался в двух исполнениях: серебристом и черном. Даже не знаю какой из них выглядит шикарнее. Отличная работа дизайнеров.
При включении питания загорается красный светодиод. Если все цепи активировались штатно – свет тановится зеленым. Можно подавать сигнал и увеличивать громкость.
НЕДОСТАТКИ
- Недостатки есть, но они не смертельны.
Самый большой недостаток – это наличие гибридных микросхем в выходных цепях. При выходе их из строя найти замену будет очень непросто. - Пружинные разъемы для колонок не соответствуют классу аппарата и позволяют подсоединить относительно тонкий шнур. Хотелось бы резьбовые.
- Последнее – даже не недостаток, а так, сетование. Почему-то некоторые производители считают особым шиком использовать ступенчатые регуляторы. В некоторых случаях они оправданы. Здесь используется ступенчатый регулятор громкости, но мне больше по душе плавная регулировка..
ЗВУК
Я пробовал Оптонику с несколькими разными парами акустических систем. Несмотря на понятные различия, обусловленные конструкцией колонок – усилитель везде показывал свой характерный почерк.
Уже при первом включении аппарат может удивить, хотя изначально мне его подача показалась несколько тускловатой. Но потом слегка отстроив тембра усилитель засверкал. Верха именно такие, как я люблю – легкие и шелковые. Спокойная, уверенная середина. А басы такой глубины и мощи, что заставили трепетать 15 дюймовые басовиков моих колонок!
Слитная звуковая сцена возникает мгновенно. Разделение по каналам отличное! Детализация на уровне. Кстати, это один из немногих усилителей, который я включал на полную мощность и остался жив При увеличении громкости усилитель работает уверенно и нет даже намека на заваливание или искажения.
У меня было много усилителей сходного класса и тех же лет выпуска – и топовый Kenwood и почти топовый Technics – нет, они не соперники.
Ниже будет несколько роликов, демонстрирующих звучание этого усилителя, но не забывайте, что звук с ютуба не передает полностью ощущений от прослушивания…
Optonica SM-4646 играет вместе с колонками Klipsch Chorus II:
Optonica SM-4646 играет вместе с колонками Paradigm Signature SM8:
КОНСТРУКЦИЯ
Интерьер и детали конструкция лучше освещены в моем ролике:
Каркас усилителя собран на жестком металлическом шасси.
Усилитель использует принцип «двойного моно», с отдельными трансформаторами питания на каждый канал в цепях оконечного усиления. У предварительного каскада имеется независимое питание с собственным трансформатором. Итого общее количество трансформаторов в аппарате – три штуки. Предварительный каскад работает в классе A, оконечные – в классе B.
Используются конденсаторы Nichikon. На выходе стоят гибридные микросхемы, увы.
Почти все переключатели и некоторые переменные резисторы не имеют закрытого корпуса, что облегчает их чистку и обслуживание. Впрочем, некоторые критические элементы заключены в металлические контейнеры.
Монтаж проводов в основном обжим вокруг четырехгранных контакторов, торчащих из платы. Сигнальные провода экранированы.
К плате усилителя можно добраться со стороны пайки, открутив съемную крышку, прикрывающую дно.
Номинальная выходная мощность 95 ватт на канал на 4омной нагрузке
или 70Вт ватт на канал при 8 Омной, а полоса рабочих частот простирается от загробных 5Hz до ультразвуковых 70kHz ± 1dB.
ДОСТОИНСТВА
- Самое главное – шикарный, полновесный звук, способный удивить даже искушенного слушателя. Если бы усилитель пожил у меня подольше я бы сделал сравнительный тест звучания: в лоб сравнил бы его и мой комплект Accuphase. Optonica несколько проигрывает в разрешении и мощности, но сам факт наличия в одном предложении Optonica и Accuphase говорит о многом
- Огромные возможности для любителей винила – можно подсоединить две вертушки и подобрать индивидуальные параметры для головок проигрывателей
- Богатейшие возможности регулировки тембров. Многие назовут это спорным достоинством, для меня же это просто необходимость.
- Наличие трех отдельных контуров питания, добротной элементной базы, плюс тщательная сборка положительно сказались на общем классе аппарата. Такое высокое качество присуще изделиям формально более высокой лиги.
- Возможность подключения 3 акустических систем
- Возможность подключения в разрыв или подключения эквалайзера
Ссылки [ править ]
- ^ Каталог продаж Optonica OP-FB 10/77, стр. 5, 7, 24
- ^ Каталог продаж Optonica OP-FB 10/77, стр. 26, 27
- ^ Брошюра по продажам Optonica OP-FB 8/79, стр. 8, 9
- ^ Брошюра по продажам Optonica OP-FB 8/79, стр. 48, 49
- ^ Брошюра Optonica EX-039, стр.13
- ^ Рекламный проспект Optonica EX-039, стр. 13
- ^ Брошюра по продажам Optonica OP-FB 8/79, стр. 30, 31
- ^ «Optonica The Art Of Silence» 1981-82, стр. 5
- ^ «Optonica The Art Of Silence» 1981-82, стр. 12
vтеSharp Corporation | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Подразделения и дочерние компании |
|
||||||
Калькуляторы |
|
||||||
Компьютеры |
|
||||||
Мобильные телефоны |
|
||||||
Телевизоры и дисплеи |
|
||||||
Другие продукты |
|
||||||
Люди | |||||||
Места |
|
||||||
Холдинги | |||||||
vтеЭлектронная промышленность Японии | |||||
---|---|---|---|---|---|
Компании |
|
||||
Другой |
|
||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мое личное предвзятое необъективное мнение: это лучший в мире усилитель, в моей системе ценностей, конечно. Он формально превосходит аппараты того же класса по многим параметрам, но самое главное – это беспрецедентное соотношение цена/качество. Безупречная звуковая подача даже на предельной громкости, достойный внешний вид плюс достаточный запас мощности – это просто феноменальный результат. И все это за 200, ну максимум 300 долларов. Какой есть еще усилитель в этой ценовой категории, который может потягаться со звуком блочных компонентов Accuphase? Хотя звук возможно не так точен и детален как у Accuphase, но он обладает своим неповторимым обаянием. Внешне целиком соответствует джентльменскому шарму винтажа конца семидесятых.
Отличный полный усилитель за смехотворную цену при качестве звука высшей лиги, играющий плотно, разборчиво и полновесно. Еще одно чудо.