Подключение акустического кабеля
С проводами немного разобрались. Теперь чуть поговорим о самих разъемах провода, точнее концевых частях акустического провода. Это тоже немаловажная часть. Существует три основных типа акустических разъемов, которыми соединяют колонки и усилитель:
RCA (Тюльпан)
Тип разъема используется на кабелях для межблочных соединений (основное назначение), Но производители, иногда, используют такие разъемы для подключения акустических колонок небольшой мощности. Такое подключение встречается в музыкальных центрах, компьютерной настольной акустике и в недорогих моделях “домашних кинотеатров”, типа сабвуфер со встроенным усилителем и набором сателитов. Но в основном, для подключения акустики такой метод подключения не используется.
Коннектор типа “Банан”
бывает разрезным и с уплотнением в виде плоских пружин. Так обеспечивается надёжный контакт только при отсутствии сильных вибраций, тряски. Удобно подключать и отключать при частой смене акустики или кабеля. Можно сказать – идеальный вариант для домашней акустики, но очень спорный, хотя это самый распространенный тип подключения (картинки ниже).
Некоторые меломаны, и наверно все аудиофилы, не любят и не признают такой тип подключения акустического кабеля даже как приемлемый. Хотя используется “банан” в 90% случаях.
“Прямое подключение”
Есть ещё такой тип подключения, который можно назвать – “прямым подключением”. Это когда провод зачищается от изоляции и немного скрученным вставляется прямо в отверстия на клипсах терминала. Думаю, что такой тип подключения будет надежнее, чем “банан”. И зачищенный кончик провода не нужно паять! Ну если только самый кончик, что бы волоски не “разбегались”. Так провод не окисляется внутри зажима, и металлы лучше соприкасаются. Смотри на картинках ниже.
Коннектор – “лопатка”
Реже для обжима концевой части кабеля используется тип коннектора – “Лопатка”. Такой тип, чаще всего, используется в автомобильной акустике. Клемма надёжно фиксируется мощным винтом или гайкой с шайбой, через гровер, что обеспечивает самый надёжный контакт. Тут уже вибрация не помеха – ни чего не отвалится. Но этот тип больше всего используется любителями дорогого и качественного звука. И это правильно.
Есть и качественные и не очень. И европейского качества и азиатского. Как всегда – выбор огромен. Одни рекомендуют только обжимать такие разъемы и не просто плоскогубцами, а специальными клещами – обжимкой. Другие рекомендуют пропаивать серебросодержащим припоем. Третьи нормально довольствуются “лопаточкой” с винтовым зажимом. Кому как нравится, кто как считает правильным – так и использует.
Но что-то рекомендовать – нет смысла. Это как с проводом из безкислородной меди. Кому-то он нужен будет, и только самый дорогой, потому что только он придает звуку “ТОТ САМЫЙ звук”. Большинству меломанов нужен просто хороший провод (как рассчитать сечение акустического кабеля – мы разобрали) и надежный соединитель любого подходящего типа (какой подойдет для имеющейся аппаратуры).
Будем рады вашему вниманию и комментариям. Вам не трудно – проголосуйте за эту статью. Буду примерно знать ваше мнение о сказанном.
Хотите поделиться своим опытом, знаниями – напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.
Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке – очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.
Коэффициент нелинейных искажений
Это очень важная характеристика, которая, тем не менее, также нечасто фигурирует в параметрах колонок. Методики ее измерения бывают не совсем корректны. И все же, для качественных моделей она не превышает одного процента, для колонок хорошего уровня это треть процента (0,32% – 0,37%) практически во всем диапазоне частот, и лишь на низах этот параметр может перевалить за 1 процент. Если учесть, что именно на низких частотах наши уши не очень восприимчивы к искажениям, то такой «скачок» не критичен.
Еще одна особенность: КНИ резко возрастает при высокой громкости. Следует понимать, что в звуковом тракте «источник — межкомпонентный кабель — предварительный усилитель — межкомпонентный кабель — оконечный усилитель — акустический кабель — колонка», именно акустическая система является источником наиболее серьезных искажений, хотя подробнее об искажениях, наверное, стоило бы поговорить в связи с усилителями.
Тайна цифр
Представим, что вы решились на приобретение новой модели наушников. Вопрос бюджета отставим в сторону, поскольку толщина кошелька у каждого покупателя своя
Сразу же обратим внимание на характеристики
Внимательный покупатель наверняка обращал внимание на ряд непонятных физических характеристик, нанесенных на красивую коробку. Ниже приведена фотография с вырезками трех различных моделей наушников известных брендов:. На что обратить внимание при покупке? Итак, перед нами три модели с различными характеристиками:
На что обратить внимание при покупке? Итак, перед нами три модели с различными характеристиками:
Характеристики модели А:
Frequency Response
– Диапазон воспроизводимых частот: 10 Hz – 20 kHz;Impedance – Сопротивление: 22 OHM;SPL – Уровень громкости: 111 dB (+/- 3 dB);
Характеристики модели B:
Frequency Response
– Диапазон воспроизводимых частот: 5 Hz – 40 kHz;Impedance – Сопротивление: 32 OHM;SPL – Уровень громкости: 102 dB (+/- 3 dB);
Характеристики модели C:
Frequency Response
– Диапазон воспроизводимых частот: 5 Hz – 35 kHz;Impedance – Сопротивление: 250 OHM;SPL – Уровень громкости: 96 dB (+/- 3 dB);
Частотный диапазон.
Все три модели имеют абсолютно различные числовые характеристики. Наша же задача: определить, какие наушники будут чувствовать себя комфортнее с портативным плеером или смартфоном. Самый широкийдиапазон воспроизводимых частот умодели B :от 5 Гц до 40 кГц (при том, что человеческое ухо воспринимает диапазон всего от 16 до 20 000 Гц). Таким образом, частотный диапазон всех трех моделей устроит любого, даже самого взыскательного слушателя. При выборе наушников средней ценовой категории этот параметр не является определяющим, а носит скорее маркетинговый характер.
Сопротивление
. Вот тут то мы и дошли до самого интересного: все три модели кардинально отличаются друг от друга. Давайте разберемся, на что же влияет показательимпеданса и какоеоптимальное значение сопротивления для использования в паре со смартфоном?
Все наушники разделяются на две категории: низкоомные
ивысокоомные , причем градация этого деления напрямую зависит от их типа. Так,полноразмерные наушники , с импедансомдо 100 Ом считаютсянизкоомными ;выше 100 Ом –высокоомными . Наушникивнутриканального типа («затычки» или вкладыши) с показателем сопротивлениядо 32 Ом –низкоомные ;выше 32 ОМ –высокоомные .
В акустическом мире полноразмерных колонок и динамиков все просто: есть колонка на 30 Ватт с сопротивлением в 8 Ом. Подключаем к левому и правому каналу соответствующий 8-омный усилитель и наслаждаемся громким звуком. Ситуация с наушниками намного сложнее и запутаннее. Только в приведенном выше примере мы столкнулись с тремя сопротивлениями:
- модель A – 22 Ома;
- модель B – 32 Ома;
- модель С – 250 Ом.
На вопрос: какие наушники лучше всего подойдут к смартфону, рядовой покупатель уверенно ответит, что лучшая модель – модель с минимальным сопротивлением. «Низкоомные наушники, в связке со смартфоном, будут звучать громче, а для высокоомных нужен отдельный мощный усилитель», – вот общепринятое утверждение продавца-консультанта среднестатистического магазина электроники. «Садитесь, пока что двоечка», – сказал бы мой школьный преподаватель по физике и вот почему.
В тот момент, когда вы увеличиваете громкость
воспроизведения музыки, на выходном сигнале меняется не уровень мощности, анапряжение . И лишь напряжение напрямую влияет на мощность. Для этого из школьного курса физики достаточно вспомнить две простых формулы закона Ома:
Таким образом, для определения того, какие же наушники будут играть ГРОМЧЕ, а громкости каких в условиях использования исключительно смартфона будет недостаточно, следует обращать внимание не только на показатель сопротивления самих наушников, но и на максимальный уровень напряжения
, которое выдает порт миниджек вашего смартфона или плеера. С этим показателем практически все производители электроники не спешат нас знакомить. Узнать четкий вольтаж на выходе миниджека можно, как правило, только по схемам устройства, найти которые нелегко.
Сопоставлять две разных модели по громкости следует не по уровню мощности, а по уровню потребляемого напряжения
. Чувствительность наушников с меньшим сопротивлением больше, чем у высокоомной модели. Но как это отражается на времени автономной работы смартфона?
Что нужно иметь в виду, когда речь идет об импедансе?
Вы найдете его значение импеданса в технических характеристиках любого микрофона. Любой профессиональный микрофон считается «низким импедансом», что означает, что он имеет диапазон около 50-600 Ом, хотя правда, что вы редко найдете профессиональный микрофон с сопротивлением выше 250 Ом. Общие диапазоны импеданса следующие:
- Микрофоны с низким сопротивлением:
- Микрофоны со средним сопротивлением: 600 Ом — 10 000 Ом
- Микрофоны с высоким сопротивлением:> 10 000 Ом
Как упоминалось ранее, при выборе микрофона вы должны сначала четко указать, собираетесь ли вы использовать предусилитель или, если нет, если вы собираетесь использовать его на ПК без предварительного входа, каков импеданс микрофонного входа карта . звук. К сожалению, большинство производителей материнских плат не предоставляют эти параметры, но если они сообщают вам, какой чип они устанавливают, вы можете поискать в Интернете, и даже если вы не можете найти конкретный параметр, вы можете найти таблицы совместимости.
Например, материнская плата MSI Z370 Gaming M5 не указывает импеданс, но использует микросхему Realtek ALC1220, и поиск информации по этому поводу указывает на то, что она имеет измерение импеданса и совместима с микрофонами с сопротивлением до 600 Ом, что означает, что, скорее всего, , предусилитель на этой микросхеме имеет ровно 600 Ом.
Короче говоря, чем ниже импеданс микрофона, тем лучше, потому что он будет иметь меньшее сопротивление и, следовательно, менее подвержен помехам в кабеле и потере сигнала.
Цифровые микрофоны
С цифровыми микрофонами все немного иначе, и вы часто можете увидеть микрофоны для наушников со значениями импеданса USB выше 2000 Ом в спецификациях (например, микрофон на некоторых устройствах SteelSeries Arctis Pro Wireless или микрофон на некоторых устройствах SteelSeries Arctis Pro или Virtuosi Corsair имеют импеданс 2200 Ом), значения, которые могут заставить нас думать, что микрофон «плохой».
Однако, когда мы имеем дело с цифровым продуктом (помните, что он питается от USB), все немного по-другому, и эти устройства часто интегрируют свой собственный предусилитель с гораздо более высоким запасом сопротивления, поэтому, несмотря на такое высокое сопротивление, не испытывают помех или какие-то потери, особенно потому, что такие типы импедансов часто возникают в беспроводных устройствах
Однако, если вы видите эти значения импеданса в аналоговом микрофоне, вам следует обратить внимание на предусилитель, который вы собираетесь использовать, и остальные параметры, которые мы объяснили в этой статье
Источники
- https://krckorabl.ru/shemy/naushniki-100-om.html
- https://infotechnica.ru/vse-chto-podklyuchaetsya-k-kompyuteru/o-kolonkah/chto-takoe-chuvstvitelnost/
- https://ydoma.info/ehlektrotekhnika/vybor-podgotovka-montazh-provoda/electricity-vybor-akusticheskogo-kabelya.html
- https://xozaika.ru/tsifrovaya/naushniki/na-chto-vliyaet-soprotivlenie-v-naushnikah-i-chto-takoe-impedans
- https://itigic.com/ru/impedance-in-a-microphone-how-it-influences-its-performance/
Миф №2: импеданс можно замерить мультиметром
К сожалению, таким способом можно замерить только сопротивление постоянному току. Импеданс только выражается в омах, как если бы вместо реальной нагрузки в цепь был включен резистор для получения того же тока. Упрощенная электрическая модель динамика выглядит таким образом:
Замерить все это мультиметром, используя его в качестве омметра, невозможно. Но это может сделать звуковая карта компьютера с помощью программы REW по следующей схеме:
И по результатам замеров получется график импеданса и электрической фазы:
Как подобный график преобразуется производителем в единственную цифру остается только догадываться.
Компромисс или диэлектрик?
Если отвечать кратко, то 50 Ом – это наименее плохой компромисс между значениями импеданса, соответствующими минимальным потерям, максимальной мощности и максимальному напряжению. Действительно, значение 50 Ом находится примерно посередине между 77 и 30 Ом и оно ближе к 60 Ом, так что было бы естественно предположить, что это и есть причина, по которой 50 Ом является стандартом для импеданса. Однако также можно отметить, что импеданс с минимальными потерями в коаксиальном кабеле с фторопластовым заполнением как раз находится около значения 50 Ом, что тоже кажется разумным объяснением!
С чего начать
Формально такой вещи, как hi-fi (high fidelity, высокая точность воспроизведения), не
существует. Для нее попросту нет единого стандарта. Подразумевается, что
техника данного уровня должна воспроизводить звук с максимальной точностью по
отношению к оригиналу.
Focal-Jmlab Grande Utopia Berillium считаются лучшими колонками в мире. Стоят больше 2 миллионов рублей — примерно как и Porsche Cayenne (слева). |
Hi-fi —
синоним идеального баланса между ценой и качеством звука. Лучшее, что можно купить за разумные деньги. Параллельно ему существует понятие hi-end. Это название можно перевести как «цель оправдывает любые средства». Борьба между качеством и ценой здесь
заведомо неравная. Упрощенно говоря, улучшение качества звука на 10% приведет к
увеличению цены на 200%.
Сначала необходимо определиться, для каких целей вы хотите
собрать hi-fi систему. Самый простой, финансово доступный и популярный вариант —
домашний кинотеатр. Компоненты «музыкальной» акустики обойдутся заметно дороже,
так как к ним предъявляются более высокие требования. Бюджетный уровень
подразумевает уклон в «театральность»: набор хороших колонок, недорогой AV-ресивер, межблочный и акустический
кабель. Общая стоимость такого набора будет колебаться в районе 30000 рублей.
Источником сигнала на первых порах может служить компьютер либо соизмеримый с
общей ценой системы DVD-плеер (в обоих случаях желательно
наличие цифровых выходов DVI, HDMI или оптического Toslink).
Denon AVR-1706 и Yamaha RX-V459 — рекомендуемые нами ресиверы начального уровня. Первый дает мягкий, теплый звук, второй жестче — для боевиков и агрессивной музыки. Каждый стоит около 9000 рублей. |
Чувствительность
Прежде всего, эта характеристика, указывающая, как изменится уровень звукового давления (громкости) при изменении входного сигнала на определённую величину.
Чем выше характеристика чувствительности – тем наушники громче звучат. Однако слишком большая чувствительность добавит к музыке собственные шумы усилителя и электрические наводки различной природы.
Понять степень влияния сопротивления на чувствительность немного сложнее – дело в том, что далеко не все производители ставят потребителя в известность о величине чувствительности, а она зависит от импеданса.
В лучшем случае, на коробке указана чувствительность вообще без единиц измерения, но иногда указывают дБ/мВт – в этих единицах соотношение на всех частотах будет одинаково.
Изменяя громкость регулировками на телефоне или усилителе, Вы не изменяете мощность, а только уровень выходного напряжения. Чтобы вообще иметь возможность оперировать словом «мощность» – нужен потребитель.
8 лучших наушников Sony
В подтверждение этих слов, поставьте мысленный эксперимент – поверните регулировку звука на максимум в усилителе с подключенной акустикой. Увеличилась мощность? Отлично.
А теперь отключите провода колонок и крутите регулировки – как меняется мощность? Никак.
Сопротивление цепи потребителя стремится к бесконечности. Ток не протекает. Мощности нет. Поэтому, подключая на выход УЗЧ наушники с разным сопротивлением, Вы гарантировано получите несовпадающие величины мощности усилителя.
Это говорит о том, что 16-Ом наушники с чувствительностью 97 dB/мВт, обязанные выдавать на каждый потраченный мВт 97 dB звука, и такой же 32-Ом аксессуар с аналогичной чувствительностью, при подключении к одному источнику совершено точно будут работать с разным фактическим уровнем громкости, выдавая разную мощность.
Таким образом, 32-Омные наушники звучат заметно тише, ведь чтобы обеспечить одинаковый ток при разном сопротивлении нужно приложить разное напряжение, а его на выходе УЗЧ может и не хватить.
Максимальное звуковое давление
В технических параметрах пользовательской акустики (в отличие от профессиональных моделей) этот показатель указывается достаточно редко. Максимальное звуковое давление, естественно, также измеряется в децибелах и, очевидно, может быть косвенно вычислено из данных о чувствительности и максимальной мощности.
Сознательно не залезая в подробности и условия измерения этих параметров, скажем только, что для получения полной совокупности впечатлений от аудио, более-менее устоявшимся считается предел в 90 дБ — на этой громкости (фиксируемой, как правило, в метре от излучателя, в то время, как слушатели располагаются гораздо дальше), многие протоколы испытаний рекомендуют производить тестовое прослушивание. Для сравнения, комплекты дискотечной аппаратуры для залов работают на уровнях до 130 (топы) – 140 (субы) дБ. Это уровень, приближающийся к болевому порогу. Серьезная домашняя акустика, в среднем, выдает максимальные 100–110дБ, и, ради всего святого, пожалейте своих соседей!
Предисловие – предупреждение
Первую часть диска, там где мы слушали классическую музыку, можно назвать – “гармонией звука”. А дальше, будет вторая часть, которую можно назвать – “тестовыми сигналами”, так как они таковыми и являются, в отличие от музыкальных произведений.
Повторимся, что трек №7 – это специально созданная пауза, которая длится всего 25 секунд и позволит вам убрать уровень громкости до практически – минимального. Восьмой трек, по сравнению с предыдущими будет достаточно громким. Что бы вам не испугаться и не дать акустике “встрепенуться” – сделайте уровень громкости – тише.
Слушая тестовые сигналы – могут вылезти неприятные призвуки корпуса и динамиков. Возможно услышите “горбы и провалы” в АЧХ. Вы просто можете узнать о своей аппаратуре (акустике) много нового, чего ранее не замечали. Вероятно, что этих “нехороших” моментов не услышат владельцы премиальных акустических систем, но таковых окажется не так много. Большинству любителей музыки, эти тесты – в помощь, а некоторым – расстройство.
Слушая любимые произведения, вы не всегда сможете услышать, понять и идентифицировать дефекты вашей акустической системы. Они бывают на столько малыми, что не слышны за другими звуками музыки. Но они ни куда не исчезают, они там и остаются. Но слушать музыку вы не прекращаете, просто слышите – “что-то не так”. Но “что – не так”? Это можно услышать только с помощью тестовых сигналов.
Основные правила при выборе автозвука
Как и было сказано выше, соотношение усилитель/акустика, подобранное грамотно, значительно улучшит звуковые показатели. Но этого будет мало для получения полного звукового эффекта. Приведенные ниже правила, если их соблюдать вкупе с правильным подбором усилителя и акустики, дадут неоценимую пользу. Итак:
Реально важно сделать в автомобиле качественную вибро- и шумоизоляцию. Даже самая дорогая «люксовая» аудиосистема с правильно подобранным усилителем будет звучать не очень, если в машине наблюдаются проблемы с «шумкой».
Качество звуковой сцены зависит также от передних колонок, на которых лучше не экономить
2-ух компонентные динамики, которые начинаются от 9 тысяч рублей, будут как раз тем, что надо. Что касается трехполосной акустики, то она слишком сложна в установке и ею желательно не «заморачиваться».
Обязательно нужны подиумы и акустические полки для динамиков и пищалок. Это придаст звучанию дополнительную глубину и чистоту.При этом подиумы и полки не обязательно заказывать или покупать. Их можно вполне удачно изготовить и своими руками.
Нужно выбрать правильную схему подключения. Можно обойтись, к примеру, такой бюджетной, но грамотной схемой: хорошая автомагнитола+4-канальный усилитель+2-полосная акустика+сабвуфер+тыловая акустика, подключенная напрямую к магнитоле. А можно воспользоваться и такой схемой: качественная автомагнитола+4-канальный усилитель+двухкомпонентные динамики+задние колонки+моноблок, подключенный к сабвуферу.
Тыловая акустика также важна, но лучше оставить ее тем, кому будет вполне достаточно нормального звука.
Не стоит забывать о качественных проводах, на которых также нельзя экономить.
На этом и закончим нашу статью. Чтобы установить приобретенную акустическую систему своими руками, можно воспользоваться пошаговой инструкцией, которую можно найти на нашем сайте. В процессе работ желательно изучить видео и фото – материалы. Цена такой установки априори не может быть высокой, так как приходится покупать только расходный материал.
Очень часто поступает вопрос — как построить громкий фронт. Какой мощности подобрать усилитель под громкий фронт с поканальным усилением чтобы получить максимальную громкость? Как выбрать динамики для 3-полосного фронта? Какая мощность нужна под эстрадные динамики?
Задача подбора усилителя по мощности не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Мощность динамиков нам известна, если даже не известна, её легко оценить по размеру звуковой катушки. Казалось бы, подбирай усилитель такой же мощности и вперёд. Такая система будет работать долго и счастливо, но не оптимально. Для начала, стоит отметить, что мощность и громкость это не одно и то же. Все мы знаем, что чувствительность динамиков (грубо говоря, громкость на единицу мощности) бывает разная. При подаче сигнала одной мощности, динамик с большей чувствительностью звучит громче. Это очевидно. Кроме того человеческий слух устроен таким образом, что лучше всего мы слышим звук на средних частотах, максимальная чувствительность слуха находится в диапазоне от 500 до 2500 Гц. Звук среднечастотника для нас всегда громче чем басовика или пищалки, даже если на эти динамики подается одинаковая мощность. Отсюда сдедует, что между громкостью и мощностью связь есть, но она не прямая. Именно потому что середину мы слышим лучше, подавляющее большинство систем с громким фронтом построено на среднечастотниках разных размеров.
Факторы влияющие на естественность звучания аудиосистемы
Стоит отметить, что акустический кабель является предпоследним звеном в цепи, которое влияет на качество звука.
Если хотя бы одно из устройств в цепи – источник сигнала, усилитель, кабели или звуковые колонки по своим характеристикам не обеспечит Hi-Fi, то параметры других устройств не будут иметь значения.
Качество работы всей аудиосистемы будет определяться устройством с худшими техническими характеристиками.
В заключение о самом главном – помещении для прослушивания музыкальных произведений. Даже имея в распоряжении самую лучшую Hi-Fi или даже Hi-End звуковоспроизводящую аппаратуру невозможно добиться естественного звука в не приспособленном для этих целей помещении.
Звук распространяется волнами за счет изменения плотности воздуха динамиком со скоростью 334 метра в секунду, как и световые волны. От твердых поверхностей, как световой луч от зеркальных, звуковая волна отражается, но хорошо поглощается пористыми.
Если аудиосистема размещена в помещении, в котором большая часть поверхностей твердая (стены, пол, потолок, мебель) то возникают такие явления как реверберация (эхо в горах), резонансные волны (моды), аксиальные резонансы, которые создают пики и провалы в частотной характеристике излучаемого колонками звукового сигнала.
Таким образом получить естественное звучание в помещениях даже значительных по объему, в которых большая часть поверхностей твердая, без покрытия звукопоглощающим материалом невозможно.
Поэтому перед покупкой дорогостоящей аудиотехники стоит задуматься, подходит ли помещение, в котором планируется ее размещение.
То же самое относится и к помещениям в квартире. Существенно можно улучшить звуковоспроизведение, если в комнате будет установлена мягкая мебель, а стены и полы покрыты коврами, окна завешаны плотными шторами.
Истинные аудиофилы и меломаны знают это, и чтобы насладиться естественным звучанием отправляются в концертный зал или оперный театр, где шепот артиста на сцене слышен без усиления в любой точке зала.
Как подобрать усилители для поканального усиления
Какие практические выводы можно сделать из описанного выше?1. Если вы подбираете широкополосный усилитель для среднечастотника и хотите чтобы он звучал максимально громко, берите усилитель с номинальной мощностью примерно в 3 раза превышающей номинал динамика. Если вы не будете нагружать динамик басами и выберите нижнюю границу диапазона 250 Гц, этот усилитель выдаст на вашу середину не более трети своей мощности и полностью нагрузит динамик. Получите максимально громкое звучание. Если понизить частоту нижней границы диапазона звучания, это приведет к увеличению рассеиваемой на динамике мощности. Может пойти дым. Стоит понизить уровень громкости или выбрать усилитель с меньшей мощностью, громкость при этом так же снизится.Усилитель под басовик подбирается по таким же принципам — берете номинал динамика и делите его на 0.6 Получаете номинал усилителя, который нагрузит его полностью в диапазоне от 63 до 250 Гц. Если повысить нижнюю границу, мощность снизится. Если повысить верхнюю границу — нагрузка на динамик вырастет.С пищалками все несколько сложнее. Номинальная мощность почти никогда не известна. Но почти все современные рупоры построены на одной и той же подвижке, которая выдерживает примерно 10-15 Вт мощности. Уровня их громкости хватает для большинства популярных середин, таких как X6 и подобные.Нижняя граница ВЧ диапазона в последнее время выбирается не менее 8 КГц, а то и выше, поэтому их мощностью можно пренебречь и выбирать их только по чувствительности. Про чувствительность позже. Не стоит выбирать 8-омные бюджетные пищалки, их чувствительность на много меньше чем 4-омных. Исключение — профессиональные рупоры типа P.Audio2. Если вы хотите построить сбалансированную 3-полосную систему подбирайте динамики с номинальными мощностями в пропорции НЧ:СЧ:ВЧ — 6:3:1 Если пропорция не соблюдается, максимальная громкость будет определятся тем динамиком, чья доля ниже оптимальной. Например, вы хотите построить 3-полоску с номинальной мощностью 100 Вт. Идеальным решением будет подобрать динамики с номиналами: 60 Вт — НЧ динамик, 30 Вт — СЧ динамик, 10 Вт — ВЧ динамик.3. Если вы строите 2-полосный фронт, используя мидбас, подбирайте к нему усилитель с таким же или немного большим номиналом. Мощностью пищалки можно не заморачиваться. Если фильтр ВЧ будет её «резать» выше 5 КГц, что чаще всего и бывает в 2-полосных системах, мощность рассеиваемая на пищалках будет незначительной и ею можно пренебречь. Поканальное усиление в 2-полосной системе делать не обязательно, можно подключить пищалку к мидбасам параллельно, использую комплектный конденсатор или сделать чуть более сложный фильтр. Нагрузка на усилитель при этом возрастет не значительно. Общее сопротивление нагрузки будет равно сопротивлению мидбаса.4
Очень важно! Если вы строите 2-х или 3-х полосную систему с поканальным усилением, нужно подбирать усилители с одинаковой мощностью на все полосы. Такие усилители имеют одинаковые коэффициенты усиления, у них на выходе сигнал с одинаковым уровнем
Небольшое не соответствие громкостей по полосам легко устраняется регулировкой. Если усилители имеют разную мощность, то максимальная громкость системы будет определятся самым слабым из них. Например, очень часто для поканалки покупается мощный усилитель для середин, а на пищалки усилитель блаупункт или мистери с номиналом 50 Вт. Человек выбирает его, руководствуясь соображением: мощность пищалки намного меньше мощности усилителя, его и так с головой хватает. Но, если пищалка включена через фильтр -конденсатор или цифровой фильтр в процессорной голове, не важно — усилитель с номиналом 50 Вт не сможет выдать более 5 Вт чистого сигнала и регулировкой ничего сделать не получится. Дальше усилитель будет клиповать, «грязный» сигнал на выходе прикончит пищалку. Лично я считаю, что слабый усилитель — это единственная причина выхода из строя рупорных пищалок. Особенно если они 8-омные, тогда усилитель клипует на громкости примерно на 3 дБ меньшей по сравнению с 4-омными. Исключением может быть профессиональный ВЧ излучатель с гигантской чувствительностью. Для него мощность усилителя может быть значительно меньше, но в автомобиле применяются они редко из-за огромных размеров.
Что надо знать о колонках для выбора
Предположим, колонки у вас уже есть. Вы начали собирать с них свою аудиосистему по советам знатоков (если так, то они правильно вам посоветовали), или просто по случаю выгодно купили комплект акустики
На что надо обратить внимание?
Мощность. Этот параметр обычно указывается и в документации колонок, и на их корпусе. Следует отличать пиковую мощность, на которую колонки способны кратковременно, и номинальную. Ту мощность, на которой звук воспроизводится без искажений. Именно на второй мощности следует использовать акустику.
Сопротивление. Считается, что, чем сопротивление выше, тем качественнее звук: гасятся шумы и искажения. Однако, в отличие от наушников, где значение сопротивления может колебаться в очень широком диапазоне, колонки обычно имеют сопротивление лишь от 4 до 8 Ом
Важно учесть: чем выше (при прочих равных) сопротивление, тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, громкость воспроизведения.
Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель звука для колонок, надо знать их данные. Усилители тоже имеют соответствующие параметры — выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?
Диаграмма направленности
Диаграмма направленности – это график отображающий зависимости звукового давления от угла отклонения слушателя по оси излучения. Большая часть громкоговорителей обладают направленным излучением и при отклонении от оси уровень звукового давления снижается.
Измерения направленности производят на разных частотах, что отражается в диаграммах. Однако из-за большого количества частот линии довольно трудно читать, особенно если изображение маленькое, поэтому некоторые производители, указывая данный параметр, стараются изобразить диаграммы в виде трехмерной фигуры. Однако и двухмерное отображение все еще не потеряло актуальность, особенно, когда частоты выносятся в отдельные графики.
Однако ошибочно считать, что чем шире диаграмма, тем лучше. Акустика с узкой направленностью, более точно и качественно передает звуковые сигналы, но при этом требует определенно расположения пользователя. При отклонении от оси направленности тембровая окраска может существенно изменятся. Однако, низкие частоты трудно определяются и человеку сложно определить источник звука. По этой причина аудиоколонок с СЧ и ВЧ излучателями может быть несколько, а сабвуфер всегда один.
За счет взаимного расположения большого количества излучателей достигается острая направленность по вертикали, что помогает избежать большей части отражений от пола и потолка.
Для горизонтальной плоскости подбираются излучатели широкой направленности. Для домашнего использования производители акустики стремятся делать ненаправленные системы, в которых местоположение пользователя не имеет значения, и звуковое давление в каждой точке помещения не опускается ниже определенного уровня.
Масса подвижных частей
Снизив вес мембраны и прочих подвижных частей излучателя, можно добиться того, что она создаст большее звуковое давление, при меньшем прилагаемом усилии. Однако с улучшением таких характеристик, система в целом становится менее прочной и ее жесткость снижается.
При сильных перегрузках возможны существенные искажения звука и даже выход системы из строя. Кроме того, конструкторы ограничены используемыми материалами и технологиями: снижать массу бесконечно невозможно, не теряя при этом в прочих характеристиках.
Возможно, в будущем появятся более совершенные технологии, которые позволят создавать очень мощные колонки небольших габаритов.