Акустические системы АСДС-201 «Диностатик»
Созданные в ВНИИРПА им. А.С. Попова колонки поражают и сегодня: модель щеголяет использованием как динамических, так и электростатических излучателей (отсюда и название – диностатические АС). Басовые головки (на базе 25ГДН-3) работали в оформлении «закрытый ящик», так что бас получился сухим и точным, кроме того, громкоговорители можно было располагать вблизи от стен.
Как и упоминалось, на СЧ/ВЧ трудится электростатический модуль – закрепленный в жесткой раме. Конструкторам удалось обеспечить хорошую сшивку столь разных излучателей, звук у АСДС-201 «Диностатик» был весьма интересным – при условии, конечно, подведения к ним значительной мощности.
Электрофон Корвет ЭФ-248-стерео
Корвет ЭФ-248-стерео впервые был выпущен на Кировском заводе «Ладога» в 1986 году, а в 1988 году система пережила апгрейд и получила картридж с алмазной иглой ГЗМ-105Д (АЧХ проигрывателя расширилась до полосы 20 – 25 000 Гц). Достойные ТТХ (детонация 0,18%, соотношение «сигнал/шум» 65 дБ, выходная мощность 2 х 10 Вт) гарантировали уверенное звучание – ну а внешний вид комплекса стал настоящей притчей во языцех.
Вертикально ориентированная вертушка с прямым приводом, тангенциальный тонарм со стабилизатором прижимной силы и системой перераспределения статического заряда для очистки пластинки от пыли – технологий тут хватало. Вишенка на торте – подсветка, которая позволяла легко находить нужные треки на диске.
Join the conversation
Ну вот как бы всё.
Включать в сеть только с закрытой нижней крышкой тут же знак молнии. Саму панель делала польская Унитра по лицензии кажется Филипс.
Хотя стилевые дефиниции, если говорить про самобытную группу, а не эпигонов, не имеют практического смысла.
На плате заменил все конденсаторы электолиты поставил до 50В,бумажные заменил на плёнку ,транзисторы КТЕ заменил на КТЖ,убрал сигнальные бочки-разьёмы припаивал провода просто на схему,сначала поставил другие, но потом отказался. Прикручен не трансформатор, а двигатель, трансформатор вместе с платой — стабилизатором, будет смонтирован на деревянном днище виниловой вертушки.
На плате заменил все конденсаторы электолиты поставил до 50В,бумажные заменил на плёнку ,транзисторы КТЕ заменил на КТЖ,убрал сигнальные бочки-разьёмы припаивал провода просто на схему,сначала поставил другие, но потом отказался. Всё стало ясно — индукция сердечника, превосходит норматив, первичная обмотка не домотана и излучает во все стороны. Очень очень пожелаю такое чудо!!! Что тоже в принципе элементарная операция для тех кто маломальски держал паяльник в руках.
Здесь мы видим четыре пластмассовые ножки, ряд вентиляционных отверстий и тот самый коммутатор напряжений — переключатель сети у нас, как понятно — это вольт. Возможно качество к концу пластинки не меняется из-за динамического прижима, разработанного и смонтированного моим приятелем Алексеем.
Не может одна виниловая вертушка и один корректор, правильно читать, перечисленные мною жанры, в равной степени, эти рассуждения относятся к УМ и АС. Это уже авторская конструкция. С проигрывателями и пластинками общалась все детство. Забыл сфоткать отдельно, там он виден-беленький.
После сборки и запуска, фона нет чуть чуть фонит ламповый усилок от старого VEF Акорд. Саму панель делала польская Унитра по лицензии кажется Филипс. VovaMasterZvuk — ВЕГА 109 СТЕРЕО. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ.
Не поступает звук на колонки
Настольный электрофон «Вегастерео». Изготовитель: Бердский радиозавод. Производство начато с года. Была проведена модернизация, касающаяся конструкции корпуса: вместо деревянной верхней панели применена пластмассовая, изменен дизайн передней панели. Диапазон воспроизводимых частот Потребляемая от электрической сети мощность — 80 Вт. Габариты корпуса электрофона — хх мм, Габариты одной любой АС хх мм. Это скорее не вопрос схемотехники, а вопрос истории схемотехники. На тот момент все усилительные тракты имели защиту на предохранителях. Даже знаменитый усилитель Электроника Б первой версии.
Акустические системы 100АС-002-1 «Кливер»
Высокоточные колонки 100АС-002-1 «Кливер» производились на заводе «Красный Луч» – модель была оформлена по закрытому принципу, демонстрировала АЧХ от 40 до 25 000 Гц и могла развивать до 107 дБ звукового давления. Платой за это стала низкая чувствительность (85,5 дБ), так что, к АС требовался мощный усилитель (пиковая подводимая мощность достигала 150 Вт, из интересных особенностей стоит отметить светодиодный индикатор уровня, позволяющий контролировать перегрузку спикеров).
Качественные драйверы, сверхжесткий корпус с распорками, заполненный стекловолокном, специальные экраны и хитрая установка головок – все это обеспечило бархатное и очень натуральное звучание.
На четвёртом месте — Арктур-006
Это отличный вертак для среднего уровня. Очень хорошо смотрится s-образным тонармом и звучит намного лучше. И, кстати, лучше заменить иглу на более лучшую, чем стандартная. Арктур-006 — легендарная модель, имеет хороший прямой привод диска.
В те времена данный проигрыватель был чем-то из рода фантастики и стоил безумных денег, но дешевле, чем Корвет 038, который стоил половину машины. Арктур-006 весит около 10 килограммов, довольно увесистый.
Вообще, этот аппарат стоит внимания, между прочим, на барахолках он стоит недорого и после переделок звучит, ну, по крайней мере, как хороший добротный Хайфай аппарат.
Акустические системы 100АС-002-1 «Кливер»
Высокоточные колонки 100АС-002-1 «Кливер» производились на заводе «Красный Луч» – модель была оформлена по закрытому принципу, демонстрировала АЧХ от 40 до 25 000 Гц и могла развивать до 107 дБ звукового давления. Платой за это стала низкая чувствительность (85,5 дБ), так что, к АС требовался мощный усилитель (пиковая подводимая мощность достигала 150 Вт, из интересных особенностей стоит отметить светодиодный индикатор уровня, позволяющий контролировать перегрузку спикеров).
Качественные драйверы, сверхжесткий корпус с распорками, заполненный стекловолокном, специальные экраны и хитрая установка головок – все это обеспечило бархатное и очень натуральное звучание.
Крупнейший производитель бытовой радиотехники — расцвет советской эпохи
Летом 1941 года из Харькова и Бердянска в Бердск были эвакуированы два завода, выпускавшие знаменитые фотоаппараты «ФЭД» и комплектующие к ним. В тылу они были перепрофилированы на производство топливных агрегатов и оптических прицелов для армии.
После окончания Второй мировой производственные мощности вернулись домой, а на освоенных промышленных площадях было решено организовать радиозавод. Уже в 1947 году с конвейера сошел первый пятиламповый трехдиапазонный радиоприемник III класса в деревянной коробке с громкоговорителем.
Уже в следующем году вышла новая модель, а с 1950-го начался выпуск первых ламповых радиол «Рекорд-50». После ее модернизировали в «Рекорд-51», «Рекорд-53» и «Байкал», который получил Большую Серебряную медаль на международной выставке в Брюсселе. Но настоящий расцвет завода пришелся на период с 1965 по 1986 год.
Тогда на смену «Рекорду-64», с его двухдорожечной односкоростной магнитофонной панелью, пришла целая плеяда радиол и приемников: «Сибирь», «Байкал», «Фиалка» и пр. Ну а чуть позже наступило время и для транзисторно-стереофонической аппаратуры «Вега». Все эти приемники высшего класса, переносные магнитолы и стереофонические электрофоны завоевывали множество призов на международных выставках, массово отправляясь на экспорт.
Начиная с 1979 года БРЗ производит музыкальные центры, минимагнитофоны, плееры, стереофонические телефоны, проигрыватели лазерного типа и магнитофонные приставки. Все участники «Олимпиады-80» получили в подарок «Радиоколокол» – радиоприемник с электронными часами, цифровым табло и возможностью задавать время для будильника.
В октябре 1991 года ПО «Вега» отметило свое 45-летие. В планах завода значилось изготовление цифровых проигрывателей лазерного типа, выпуск ЭВМ, а также совместное сотрудничество с японскими и корейскими предприятиями. Это были последние грандиозные планы флагмана советской радиотехники.
Седьмое место — Эстония ЭП 010
Отличная вертушка с полным автоматическим фаршем. Почему полным? Это вертушка, в которой можно переключать треки, как на проигрывателе компакт-дисков. Правда, она не комплектуется пультом, и приходится переключать треки, перещелкивая кнопки.
Конечно, это на любителя. Эстония ЭП 010 производит очень хорошее впечатление – богатый, шикарный такой пластик, вообще, классно смотрится. Она такая тонкая, закрывается сверху защитной полированной, темной крышкой. Классно!
У Эстония ЭП 010 вообще очень-очень классная сама конструкция, данный вертак смотрится довольно интересно. Он состоит как бы из двух тонармов — это тонарм обычный, где присутствует игла, и рядом второй тонарм, где присутствует датчик слежения за треками.
↑ Техобслуживание тонарма
Учитывая гаражное хранение проигрывателя у предыдущего владельца, тонарм (как и весь проигрыватель) находился в плачевном состоянии: головка отсутствовала, шелл поврежден, трубка окислена, все пыльное и грязное. Посему тонарм был подвергнут полной разборке. Далее пластиковое основание было помыто водой с мылом. В итоге получилось, как новое:
Ось тонарма опирается на два подшипника типа «конус-чашка». Чашки очищаются от остатков старой смазки (если она есть) и устанавливаются в посадочные отверстия в основании тонарма:
На внутреннюю поверхность чашек наносится смазка. В качестве таковой я использовал силиконовую смазку СИ-180
Следует отметить, что я консультировался по поводу применяемых смазок со специалистами Бердского радиозавода на сайте https://vega-brz.ru. Так вот смазка СИ-180 была одобрена для смазки подшипников тонарма. Далее в чашку укладываются шарики:
Количество шариков на одну чашку — 11 шт. Диаметр шариков 2,5 мм.
Далее также очищается и заново смазывается конус на оси тонарма. Ось аккуратно (чтобы не высыпались шарики) вставляется в отверстие в опоре. С обратной стороны в смазанную чашку укладываются шарики второго подшипника, и на ось надевается ответный конус.
При установке оси следует правильно сориентировать рамку — боковой штырек должен находиться на стороне установки рычага антискейтинга:
Далее на ось устанавливается пластиковая защитная шайба и накручивается фиксирующая гайка. Сила затягивания гайки и люфты тонарма выставляются по правилу ¼: гайка затягивается до появления первых признаков сопротивления вращению, после чего гайка поворачивается в обратном направлении на ¼ оборота. Если при этом возникает большой люфт — значит, подшипник изношен и требуется замена его конусной части. После установки требуемой силы затягивания накручивается контргайка для окончательной фиксации.
Осталось установить на вертикальную ось флажок автостопа. Вначале устанавливается сам флажок, затем пружинная шайба и регулировочная пластина. При установке регулировочной пластины необходимо совместить лыску на оси с соответствующим местом в отверстии пластины, а регулировочный винт установить в отверстие во флажке. Весь «бутерброд» фиксируется квадратной гайкой. Ось горизонтального перемещения тонарма готова!
Сразу можно установить рычажок антискейтинга. Он устанавливается в специальное углубление в опоре тонарма и фиксируется специальным штифтом:
Здесь же можно установить микролифт. Он устанавливается в два отверстия в опоре, снизу на шток ставится пружина и фиксируется стопорным кольцом. Несколько слов о демпфировании микролифта: демпфирующая жидкость при необходимости закладывается в зазор между штоком и бронзовой втулкой микролифта
В качестве демпфирующей жидкости рекомендуется применять ПМС 250000. У меня микролифт работает исправно, поэтому я ничего делать не буду. Да и ПМС 250000 у меня нет!
Переходим к узлу вертикального движения. Начнем с трубки тонарма. Трубка изготовлена из алюминия (или какого-то алюминиевого сплава), и годы не пощадили ее — она вся была покрыта пятнами окисления. Привести внешний вид трубки в первозданное состояние помогла полировальная алмазная паста и кусочек фетра. В итоге поверхность получила практически зеркальный блеск.
Сборку начинаем с укладки внутрь трубки сигнальных проводов головки
Затем на задний конец трубки устанавливается узел вертикального движения и фиксируется винтом. Этим винтом также крепится контактный лепесток для заземления трубки тонарма.
После этого провода головки продеваются через отверстие в вертикальной оси, и трубка с кронштейном устанавливается в рамку вертикальной оси. В подшипники вертикального перемещения закладывается смазка
и горизонтальная ось фиксируется регулировочными винтами по бокам рамки. Сила затягивания регулировочных винтов и люфты также выставляются по правилу ¼. Для окончательной сборки тонарма осталось установить хвостовик и шелл. Хвостовик устанавливается в направляющие на кронштейне вертикального движения тонарма и затягивается регулировочным винтом.
Этот винт перемещает хвостовик тонарма вместе с противовесом в горизонтальной плоскости, чем обеспечивается статическая балансировка тонарма. Подробно этот процесс рассмотрим далее при окончательной настройке тонарма. На хвостовик накручиваем противовес, и задняя часть тонарма готова! На передний конец трубки надеваем шелл и фиксируем его при помощи винта.
Следует отметить, что родной шелл с моего проигрывателя был поврежден — отломана боковая ручка, — но мне посчастливилось приобрести оригинальный для замены.
Всё, тонарм готов!
С чего все началось
Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем. Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла. Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.
Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.
Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона.
Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка. Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.
Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.
Доработка
«Вега 50У-122С» — усилитель не особо качественный. Особенно те модели, которые были произведены после распада Союза. Пайка была отвратительного качества. Провода отваливались сами по себе. Точно так же, как и другие компоненты. Поэтому после покупки приходилось перепаивать все вручную. Но весь потенциал «Веги» раскрывается только после правильной доработки. В чем же заключается суть доработки? В «Веге» установлены стандартные для таких устройств конденсаторы типа УМ. Это не особо качественные компоненты, поэтому и качественного звука ждать не приходится. Их лучше заменить на что-нибудь сопоставимое из TDA или STK. Вроде бы мелочь, но звук улучшится. Для этого нужно выпаять из печатной платы старые конденсаторы и на их место водрузить новые, которые купить не составит труда в любом радиомагазине.
Но и это еще не все. Желательно было бы еще заменить транзисторы VT49 на более адекватные компоненты (VT43 прекрасно подойдет). Также можно исправить огрехи производителя (некачественную пайку, провода). Все это поддается замене, а значит, усилитель будет звучать намного лучше. Вот таким «универсалом» оказался «Вега 50У-122С». Доработка поможет усилителю работать долго и качественно. То есть именно так, как ему полагалось изначально. Но перейдем к следующему разделу материала.
На первом месте — Электроника Б1 01
Споры не утихают, что лучше — Б1 01 либо Электроника 017, но Электроника Б1 01 – это, пожалуй, самый лучший вертак из Советского союза. Внешний вид неплохой, отличный антискейтинг, приборы управления выполнены не в пластике, а из алюминия.
Из плюсов тоже хотелось бы отметить хороший отличный тяжелый диск. Электроника Б1 01 была разработана группой из Тбилиси, за что им большое-большое спасибо.
У Электроника Б1 01 ремённая передача, литой мощный цинковый диск, кстати, довольно инерционный, низкоскоростной электрический двигатель, отличная механическая развязка шасси, с фиксированным электродвигателем.
Литая верхняя панель сделана из алюминия и оснащена ребрами жесткости. После переделки данного двигателя получается шикарный высококачественный звук. Данный аппарат звучит намного лучше, чем западные аналоги среднего уровня.
Не стоит принижать советскую технику — при наличии прямых рук и небольших доработок вы получаете хорошее качество звучания и экономите массу средств.
Прослушивание
Слушать проигрыватель мы будем с головкой Shure M97xE (комплектную Unitra MF102 отложим для детских сказок), встроенным фонокорректором на микросхеме К157УД2, усилителем Pioneer a-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. При использовании лучшего фонокорректора можно было бы добиться более детальной и глубокой звуковой картины, но встроенная микросхема показала себя на удивление неплохо. С тем лишь уточнением, что данный проигрыватель не претендует на звук класса High End — это вполне себе обычный, добротный Нi-Fi средней ценовой категории, не более того.
Pink Floyd – «Wish You Were Here» (25 AP 1258)
Центральная композиция альбома отыгралась с достаточным количеством деталей, глубиной звуковой сцены, хорошо было передано звучание каждой струны гитары и вокала Дэвида Гилмора.
Kiss – «Asylum» (826 099-1)
Связка проигрывателя и головки звукоснимателя в очередной раз хорошо себя показала: отсутствие какой-либо каши в звуке, прекрасно передается весь драйв и эмоциональная составляющая альбома.
Лучшие игровые наушники 2020
Boney M. – «Love For Sale» (65 359 2)
В тесте советского проигрывателя винила просто невозможно обойтись без «первой группы всех пионерлагерей». Бас был достаточно глубоким, звучал он с присущей этому носителю мягкостью.
Форум – «Белая ночь» (С60 25779 005)
Звук буквально переносит во времена СССР — настолько он мягкий, детальный и живой.
Авторы Гайдпарка
-
Василий Иванов
Должны ли вооружённые силы России прийти на помощь, если ВСУ начнут наступление на ДНР и ЛНР?
Читать полностью
-
Эмиль Коган
К 30-летию «развала» Советского Союза
Читать полностью
-
Пpocто Фeнeк
Репортаж
Читать полностью
-
Александр Ларин
Забыть о мертвых
Читать полностью
-
Лунный камень
Заслуживает ли глава Газпрома Миллер звания Герой Труда?
Читать полностью
-
bambambigelow
«Крепкий орешек»: в Британии оценили возможную санкционную атаку США на РФ
Читать полностью
-
Василий Иванов
Доверяете ли Вы «письменным гарантиям безопасности России» от США и НАТО?
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Чем пенсионер Китая отличается от пенсионера России
Читать полностью
-
Александр Головенко
Кому еще из питерских вы бы предложили дать Героя Труда?
Читать полностью
-
Александра Василькова
Ночные звонки
Читать полностью
-
Петр Новыш
Кто же виноват что у нас такие скверные дороги?
Читать полностью
-
Василий Иванов
Как Вы относитесь к «небольшому» вторжению России на Украину?
Читать полностью
Советские проигрыватели винила премиум-класса
Рассмотрим три доступные сегодня на вторичном рынке модели советских виниловых проигрывателей премиум-класса.
Виниловый проигрыватель SME
3. Эпос-001-стерео
Эпос-001-стерео – проигрыватель 1985 года выпуска. К его главным достоинствам можно отнести автоматическую стабилизацию вращения диска и встроенный шумоподавитель. Благодаря этим конструктивным решением устройство обеспечивает хорошее качество звука.
Недостаток модели – высокая прижимная сила, из-за которой может наступить преждевременный износ пластинок.
Стоит Эпос-001-стерео от 8 000 до 10 000 рублей.
Эпос-001-стерео
Характеристики:
- частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
- прижимная сила иглы – 18 мН;
- динамики – внешние, в комплект не входят;
- питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
- вес – 9 кг;
- размеры – 435х395х118 мм.
Плюсы
- стабильное вращение диска;
- отсутствие посторонних шумов при воспроизведении;
- хороший диапазон.
Минусы
- устройство собрано полностью на транзисторах;
- игла имеет большую прижимную силу.
2. Корвет-038-стерео
Корвет-038-стерео – проигрыватель с двумя колонками в комплекте. Отличительная особенность модели – достоверная передача звуков с записи. Кроме того, она имеет более широкий частотный диапазон по сравнению с аналогичными устройствами. Правда, расширен он не в нижнюю, а в верхнюю сторону (20 Гц – 25 кГц).
Корвет-038-стерео
Характеристики:
- частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 25 000 Гц;
- прижимная сила иглы – 10 мН;
- динамики – внешние, входят в комплект;
- питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
- вес – 7,62 кг (без колонок);
- размеры – 422х165х447 мм (без колонок).
Плюсы
- широкий диапазон;
- достоверное воспроизведение.
Минусы
- устройство собрано полностью на транзисторах;
- модель сложно найти в продаже;
- высокая цена.
1. Арктур-006 Стерео
Арктур — 006 Стерео – проигрыватель с минимальным набором функций, который обеспечивает качество звучания Hi-Fi. Он был разработан в 1983 году и предназначался для студий звукозаписи, компаний по производству пластинок.
Цены на Арктур — 006 очень разные и зависят от его состояния. Минимальная составляет 5 000 – 6 000 рублей, а максимальная – 13 000 – 14 000 рублей.
Арктур-006 Стерео
Характеристики:
- частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
- прижимная сила иглы – 8 — 15 мН (регулируется);
- динамики – внешние, в комплект не входят;
- питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
- вес – 12 кг;
- размеры – 460х200х375 мм.
Плюсы
- возможность перемотки;
- программируемое положение тонарма;
- качество звука уровня Hi-Fi.
Минусы
- устройство собрано полностью на транзисторах;
- высокая для вторичного рынка цена.
На что обратить внимание при покупке старого проигрывателя
Старая техника требует более тщательной проверки, чем новая
Вот на что следует обратить внимание:
целостность. Перед покупкой нужно внимательно осмотреть корпус, разъемы, регуляторы. Все это должно быть целым. На корпусе допустимы царапины, небольшие сколы. Однако прибор с более серьезными повреждениями покупать не стоит. Они могут говорить о том, что устройство роняли или ударяли. А это могло повредить его «начинку»;
работоспособность. Перед покупкой устройство стоит проверить. Для этого слушают 2 – 3 пластинки. При этом в ходе воспроизведения пробуют изменять различные параметры с помощью регуляторов. В ходе проверки все должно работать;
ремонтопригодность
Если речь идет о ламповых проигрывателях (а их тоже пока можно найти на вторичном рынке), важно, чтобы установленные в них лампы можно было заменить. Аналоги советских деталей обычно выпускают китайцы
Их можно заказать с AliExpress. Но не все лампы периода СССР имеют аналоги. Поэтому если одна из них перегорит, устройство можно будет выбрасывать. Деньги будут потрачены зря.
«15 АС-109 Вега» vs «S-30 Radiotehnika»
Так как на сайте уже собрана практически полная коллекция акустики и динамиков СССР, я попробую делать сравнения между двумя похожими моделями. В нем не буду писать в сторону своего выбора или симпатий, а лишь приведу видимые факты.
Начну с 15 АС-109 Вега и S-30 Radiotehnika – это полочные 2-х полосных АС с фазоинвертором. Они довольно популярны и многим знакомы. Внешни отличаются кардинально, но расположение динамиков у обеих АС по центру, вдоль вертикальной оси, только у “Веги” выход трубы фазоинвертора находится над ВЧ динамиком, тогда как у “S-30” сбоку, под НЧ динамиком.
Технические характеристики (из книги):
Параметры | 15 АС-109 | S-30 |
Диапазон частот | 50-20000 | 50-18000 |
Неравномерность АЧХ | ±4 дБ | ±6 дБ |
Сопротивление | 4 Ом | 4 Ом |
Паспортная мощность | 25 Вт | 30 Вт |
Частота раздела | 5000 Гц | 5000 Гц |
КНИ | 2% | 2% |
Размеры (ВхШхГ) | 360х220х190 | 364х214х195 |
Вес | 6,6 кг | 6 кг |
Внешний вид
Здесь можно спорить бесконечно, но считаю, что каждая АС имеет свою привлекательность, которая уже давно стала классикой. Лицевая панель у обеих закрыта декоративной пластмассовой накладкой. Динамики защищены металлическими сетками. Один минус у “Веги”, отверстие трубы фазоинвертора немного прикрыто и это мешает прохождению воздуха на больших амплитудах, что создает небольшие помехи.
Корпус
У “Веги” и “S-30” выполнен из фанеры и сверху фанерован шпоном. Толщина панелей корпусов около 12 мм. Внутренний объем примерно равен так же как и внешние размеры корпусов. Изнутри у “Веги” задняя стенка оклеена поролоном толщиной 10 мм, у “S-30” внутри находится вата.
Динамики НЧ
Вега имеет более мощные динамики 25 ГДН-3-4, это позволяет получать больше мощности и более низкие частоты в сравнении с “S-30” (25 ГДН-1-4). Ферритовое кольцо у “Веги” внешним диаметром почти с саму корзину. В остальном материала идентичны.
Динамики ВЧ
Здесь так же у “Веги” установлены более мощные динамики 10 ГДВ-2-16, которые устанавливались в топовые 3-х полосные АС. У них выше чувствительность и больше мощности. У “S-30” стоят 6 ГДВ-1-16, они не такие мощные, у них меньшая чувствительность, но они так же устанавливались в АС высшего класса. Площадь излучателя и материал одинаковый.
Фазоинвертор
У “Веги” щелевой порт площадью 13 см2 и настроен на 45 Гц, у “S-30” круглый площадью 7 см2, настроен на 50 Гц. Материал трубы у “Веги” из пластмассы, тогда как у “S-30” поролон, который со временем начинает рассыпаться. За счет большей площади, формы и материала “Вега” полностью выигрывает.
Электрические фильтры
На всех моделях выполнены из хороших элементов, катушки на воздушных сердечниках, конденсаторы неполярные, бумага или пленка. Вот только у “S-30” добавлена схема перегрузки (влияние ее на качество звука спорное) и сам фильтр выполнен на плате текстолита. Схемы примерно схожи, порядки те же, но у “Веги” нет гасящего резистора на ВЧ. У “S-30” срез на НЧ динамике выполнен «круче» в плане графика и правильнее. Клеммная колодка, у “S-30” она полноценная с винтовыми зажимами, тогда как у “Веги” выход выполнен через шнур.
Звучание
Мне довелось послушать обе АС. У “Веги” звучание будет интереснее, за счет более глубоких низких частот. Но, если слушать не громко, то “S-30” играет приятней. По максимальной мощности “Вега” выиграет, хоть в характеристиках и приведена паспортная мощность в пользу “S-30”.
Форум с опросом.