Содержание / Contents
- 1 1. Блок питания
- 2 2. Питание микросхем платы входов
- 3 3. Питание микросхем предварительного усилителя
- 4 4. Выходные разъемы
- 5 5. Борьба с фоном
- 6 6. Оконечный усилитель
- 7 7. Установка предохранителей по шинам питания ±26 Вольт
- 8 8. Пытка
- 9 Итого
Первое подключение ее к сети и попытка услышать ее голос произвели на меня гнетущее впечатление! ЭТО назвать звуком нельзя было. Вместо низких частот — хрип, плюс фон частотой 50 Гц в колонках, в общем — ужас. Заключение: срочно в ремонт и модернизацию! Несколько дней в интернете на поиски нужной информации. Составляем на бумажке план работ. Сразу оговорюсь: восстанавливать будем в исходном, заводском варианте. Включаем паяльник. Поехали!
Первым делом меняем ВСЕ электролитические конденсаторы. Аппарат довольно старый, выпуска 25 мая 1984 года. Вместо вышеуказанных конденсаторов в нем остались лишь предметы внешне очень похожи на электролитические конденсаторы, но теперь уже с совершенно другими функциями. Часть подалась в класс резисторов с некоторым сопротивлением, а другая часть подалась в резисторы с бесконечным сопротивлением!
«Красные флажки из глины» тоже удаляем!
↑ 5. Борьба с фоном
Достал! Нет сил! Меняем конденсаторы в фонокорректоре на свежие.
Это нам мало дало, но для профилактики не помешает. В ходе производимых работ было замечено, что фон увеличивается, когда подносишь руку к шлейфу, соединяющему плату входов с предварительным усилителем. Ага! Попался красавчик! Отпаиваем провода со входа предварительного и… тишина!!! Точно он! Поможет только массовая экранизация! Можно было бы пустить отдельными экранированными проводами, но я поступил иначе. Снимаем фишку со шлейфа.
Находим кусок экранированного кабеля, снимаем с него оплетку, формуем ее, конец пропаиваем, чтобы не разбиралась.
Теперь аккуратно просовываем в нее наш шлейф. Опять формуем по шлейфу. Ставим взад фишку. Получилась вот такая змея. Экранную оплетку изолируем. Лучше одеть сверху термоусадочную трубку и усадить. Соединение с общим проводом делаем только с одной стороны – со стороны приемника сигнала. Ставим шлейф на место. Включаем. Фон самоубился! Есть немно-о-о-жечко, еле слышно при повороте ручки регулятора громкости на максимум, но это ничто по сравнению с тем фонищем, что был!
Join the conversation
Худлжники в Полоцке. Конечно такого не бывает в реальной жизни, я конечно это отлично понимал.
Слушал не давно Victor дорогой винтажный — примерно одинаково играет, чуть конечно получше, по крайней мере на мой слух. На фоне этого также предсказуемо растут продажи аппаратуры и аксессуаров для воспроизведения винила, как и их ассортимент. Восстановление и улучшение kentt36 была 1 день назад Полный размер Тонарм на выходных подниму.
Вероятно, сборка на предприятии была не очень-то высокого качества, поскольку находящиеся под заводским лаком регулировочные винты были настроены неправильно. Выполненные работы можно разделить на несколько этапов. Дальше пришлось сделать регулировку узлов аппарата.
Выбирал чтобы дешево, не убито и аппарат имел отличный внешний вид. Тонарм получил необходимую подвижность, никакого рокота или помех теперь вообще нет.
В противном случае частота электрического резонанса системы головка—кабель—вход усилителя может попасть в полосу звуковых частот и исказить звучание. Не судите строго за фото, ведь все выполнено в процессе работы над проигрывателем. Больше просто не стал.
Recommended Posts
С ним проблем не возникло, а вот потом все пошло не так гладко. У меня была бюджетная Микро Сейки, схема которой была почти один в один, как транзисторный вариант Арии. Быструшкин, Л. Вот так, приблизительно, на пальцах. В моем случае нужно было поменять конденсаторы, которые потеряли емкость, в результате чего не работал микролифт и автостоп.
Имеем в отличном состоянии акустику и усилитель советского производства, а вот проигрывателя не было. Наш цикл статей предназначен для тех, кто только планирует приобщиться к прослушиванию винила. Этот метод используется в прямоприводных вертушках с кварцевой стабилизацией частоты. Практически все сохранившиеся заводы не выключают свои прессы семь дней в неделю, а некоторые вышли, по заверениям собственников, на уровень производства конца х годов.
Есть, конечно, вариант покупки недорого б. По итогам нашел виновников некачественной работы тонарма — это узел с пружинками на фото и установка трех жил вместо пяти. Sulphur, привод Арии не может при изменении нагрузки не менять скорость. Радиотехника «Ария»-102 апгрейд
Магнитофон ростов 105 стерео электрическая схема
Мне попался необычный экземпляр советской аппаратуры, это часть катушечного магнитофона – либо Илеть-110-Стерео или Ростов-105-Стерео, они близнецы. Кто-то отпилил верхнюю часть магнитофона, видимо в целях использования оставшейся части как усилителя. Не знаю насколько удалось этому умельцу реализовать задумку, мне досталось то, что есть – почти все платы электроники в наличии, в них никто своими паяльниками не ковырялся. Это я и опишу.
Большинство фотографий кликабельны – Щелкните по фото, чтобы увеличить!
Итак, внешний вид нижней части. Здесь нигде название не указано, потому может принадлежать той или другой модели. Два стрелочных индикатора, над ними два красных светодиода – показывают перегрузку. Вправо две сдвоенные ручки – регулировка уровня записи, по линейному входу и микрофону. Ручка регулировки уровня громкости. Ниже идут – разъем для подключения наушников, пальчиковый разъем типа «Джек». Кнопка включения или отключения акустической системы. Переключатель входов. Переключатель каналов (ручка отсутствует). Две кнопки контроля записи – одна поступающий сигнал, вторая прослушивание уже записанного сигнала. И последние три ручки: тембр – высоких и низких частот, ручка баланса.
На задней стороне большой алюминиевый радиатор. В верхней части по краям два разъема типа ОНЦ-ВН-1-2/16-Р для подключения акустической системы. Под радиатором разъемы: линейный вход, для подключения микрофона, для подключения радиоприемника, проигрывателя и подключения другого магнитофона.
Разбираем все. Боковые стенки из фанеры толщиной 12 мм. Передняя панель из алюминиевых листов толщиной 3 мм. Стальной каркас внутри – шасси, на котором смонтированы платы электроники, сталь толщиной 1,5 мм, соединены точечной сваркой.
Рассмотрим платы и прочие элементы по отдельности.
Плата – усилитель воспроизведения. Плата расположена на самом низу. На ней маркировка 2.032.041 и еще от руки – 3930503. На плате распаян один внешний разъем – линейный вход на задней панели. Микросхемы: К547КП1Б – 3 штуки, К157УЛ1А, К157УД2. Плата включает в себя корректирующий и линейный усилители.
На обратной стороне платы элементов нет. Маркировки: 620 УВ, от руки – 9-30 11.89 (последнее дата сборки), и штамп контроля – К110.
Плата – усилитель записи. Расположен внизу шасси, рядом с усилителем воспроизведения. Плата имеет маркировки: 2.032.023 и от руки написано 9020823. На плате распаяны остальные разъемы задней панели: отдельно и со стальным кронштейном микрофонный разъем. И три разъема в одном корпусе – внешнего магнитофона, приемника и проигрывателя. На плате три микросхемы: К157УД2, К157УП1А и К547КП1Б. На плате есть два зеленых конденсатора, очень похожих на КМ, с маркировкой Mn15M – это конденсаторы К21-7.
↑ 6. Оконечный усилитель
В ходе работ работоспособность усилителя проверялась после каждого изменения. Но, все не то. Не устраивал меня звук. Вялый какой то. И басов нет. Только пердежЪ какой-то. Меряем токи покоя поканально: 26 мА и 30 мА. Тут меня осенило. Вот кто меня не пускает! В оконечнике прибалты впаяли токовыравнивающие датчики тока R32, R33, R38, R39 = 1 Ом 0,5 Вт!!!
Для моих колонок, имеющих сопротивление 4 Ом, дополнительных два ома явно избыточны! Тут нам помогут белые кирпичи от наших желтолицых братьев! Меняем на 0.22 Ом 5 Вт.
Включаем. Вот она — динамика! Вот они — низкие! Держала аппарат защита на транзисторах VT11, VT12. Наконец то «девочка» запела!!! Еще как запела! По ходу действия заменил деревянные транзисторы П308 (VT7, VT10) явно не процветающие своими характеристиками (особенно током – 30 мА) на то, что было дома — 2N5551, отобранные попарно для каждого канала. Выводы, правда, пришлось перегнуть — поменять местами базу с коллектором.
Далее выставлял «ноль» на выходе оконечников. До замены П308 было 77 мВ и 110 мВ, после замены стало 60 мВ и 60 мВ соответственно. После замены корректировал R5 (3к9). Установил резистор номиналом 4к52 (были такие) и на выходах стало чуть меньше 30 мВ. На этом и успокоился. Можно было еще повозиться, но не стал. Решил, что хватит.
Теперь ток покоя!
Нормально выставить ток покоя не удавалось из за припавших пылью, состарившихся подстроечных резисторов. Здесь мне помогли мои любимые многооборотники СП5-2. Ноги им пришлось удлинить из отсидевших отлежавших свой срок резисторов МЛТ-1 редковостребуемого номинала. Впаиваем. Коротим вход на массу. Включаем. Меряем. Корректируем. После получасового прогона и корректировки установил ток покоя 50 мА
(Здесь надо не забыть о мерах предосторожности. Одно неправильное движение и «сквозняк»
Я в данном случае для ограничения тока и защиты от неприятностей пользовался автомобильными лампами 24В, установленными в разрыв питающих проводов ±26В). На фото проверка после отсоединения ламп и окончательная корректировка.
↑ 1. Блок питания
Заменяем конденсаторы фильтра блока питания. По питанию ±26В я поставил 10000 и 4700 мкф и по питанию ±31В по 4700 мкф в плечо. Так же заменяем диоды на КД 213. (Эти и далее в статье номиналы деталей не являются рекомендательными, так как они использовались те, что под рукой, т.е дома). Попутно меняем провода, идущие с трансформатора к плате блока питания на провода с бОльшим сечением. Учитывая мощность усилителя я ограничился сечением 0,75 мм2. Шунтируем пленкой. Убираем тонюсенькую перемычку на силовом трансформаторе (выв. 6-6*) на два отдельных провода с каждой катушки до общей точки платы блока питания.
Далее вешаем конденсатор параллельно первичной обмотке сетевого питания 0,047 мкф х 630 В. Тем самым немного избавляемся от помех от сети.
Теперь мы имеем нормальный блок питания. А это почти половина дороги к успеху.
Усилитель Радиотехника У-101 (Radiotehnika U-101)
Комментарии (11): #1 Александр Май 14 2021 +4
Добрый день. схему защиты в усилителе радиотехника у-101 можно исключить или лучше чтобы она там была? На схеме усилителя это плата У6. спасибо.
#2 root Май 14 2021 +1
Добрый день. Не стоит исключать схему защиты, поскольку при выходе из строя выходных транзисторов УМЗЧ или проблем с блоком питания она поможет спасти ваши акустические системы от повреждения.
#3 ALEKSANDER3322 Июнь 07 2021 0
Здравствуйте. Можно ли отмотать обмотки 3-3, что бы запитать отдельно оконечники усилителя АГЕЕВА или на микросхеме TDA7294. Предварительный УНЧ будет запитан от трансформатора на 30вт и платка на LM317 и LM337 плюс-минус 15в. ? СПАСИБО.
#4 root Июнь 07 2021 0
Здравствуйте. В усилителе Радиотехника У-101-стерео на выходе выпрямителя U3 есть двуполярное напряжение плюс-минус 26В, которое используется для питания оконечных каскадов УМЗЧ.
В схеме УМЗЧ Агеева «Усилительный блок любительского радиокмплекса (60 Вт)» также используется двуполярное питание. Для получения выходной мощности 60Вт нужно плюс-минус 28В. Эту схему можно подключить к выпрямителю усилителя Радиотехника У-101, перематывать вторичные обмотки трансформатора не нужно.
#5 АЛЕКСАНДР Июнь 08 2021 0
Здравствуйте. Мне хотелось запитать каждый канал отдельной обмоткой плюс- минус 26в. Оканечники в РАДИОТЕХНИКЕ У-101 запитаны двумя двухполярными 31в. и 26в. Это очень жирно — для трёх микросхем такую мощную обмотку.. Большинство хороших унч запитаны одним напряжением. По моему прибалты перемудрили, чтобы запутать америкосов. СПАСИБО.
#6 АЛЕКСАНДР Июнь 09 2021 0
Во всех схемах платы блока питания- U3 неверно указана полярность диодных мостов.
#7 root Июнь 09 2021 0
Александр, спасибо! Исправили обозначения диодных мостов.
Вторичные обмотки 3-4 и 3′-4′ служат как вспомогательные, для получения выпрямленного напряжения плюс-минус 31В, которое используются для питания входных частей УМЗЧ в блоках УНЧ-50-8, а также для схем регулировки громкости и тембра.
Если эти обмотки намотаны таким же толстым проводом как и 5-6 с 5′-6′, то тогда их можно использовать для питания УМЗЧ. Но, скорее всего у обмоток 3-4 и 3′-4′ тонкий провод и номинальные токи исчисляются десятками миллиампер.
#8 АЛЕКСАНДР Июнь 10 2021 +3
Спасибо ВАМ за ответ. Вторичная обмотка намотана одним — толстым проводом с выводами 4-4, для 26в. и 3-3, для 31в. Я планирую питать каждый оконечник своей отдельной обмоткой со своим мостом на КД213А и фильтром по 22000мкф.63в. в каждом плече. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА СОВЕТ.
#9 Sandjar Август 07 2021 +1
Здравствуйте. Кто может ответить, при мах громкости в холостом режиме слышен низкочестотный гул в колонках.
#10 Sandjar Август 07 2021 0
Добрый день. Не подскажите куда идет провод с (5) клеммы второчной обмотки трасформ. (Радиотехника у101).
#11 АЛЕКСАНДР Август 15 2021 0
Здравствуйте. Провод с клеммы 5 идёт плату пред. — общий и на плату индикатора 5 ножка в шр. — общий(корпус).
Любовь к гигантизму или большая мощь?
На приобретение любого товара в СССР влияли два фактора: отсутствие выбора и желание похвастаться приобретением. Это сегодня можно пойти в магазин и ничего не купить, потому что растерялся перед огромным ассортиментом. В советские времена нужно было «хватать» что есть, ведь в следующий раз дефицит появлялся на полках магазина через несколько месяцев, а то и больше.
Чаще всего в продажу поступали достаточно громоздкие, почти концертные колонки. Но, говоря откровенно, ценители акустики в СССР и не гонялись за компактными устройствами. Здесь срабатывал второй фактор.
Делалось это, правда, не только из желания похвастаться. Большие колонки в крошечных «хрущевках» выдавали слишком уж сильное доминирование низких частот. В помещении такая музыка буквально гудела. Наверное, отсюда и пошло выражение: «соседи гудели всю ночь».
Советские радиолюбители с помощью басовых «ловушек» пытались откорректировать проблемы звучания, правда, без особых результатов. Приходилось либо приглушать звук, либо устраивать «концерт» для всей улицы.
Не работает второй канал в усилителе звука Радиотехника У-101
Вторая проблема, с которой мне пришлось столкнуться при ремонте советского усилителя Радиотехника У-101 стерео, это не рабочий второй канал. Симптомы были следующие: при работе усилителя в режиме «Моно» работали две колонки, а при переключении усилителя в режим «Стерео», только одна колонка, то есть, один канал.
Искать проблему я рекомендую в плате предусилителя, именно она отвечает за выход звука на так называемые «оконечники», то есть, выходные усилителя звука. Их в радиотехнике два — левый и правый канал. Как проверить предусилитель Радиотехники У-101 стерео?
Для проверки нужен небольшой динамик с припаянными проводами. В самом предусилителе есть три выхода — один общий и два других, отвечающих за выход звука на левый и правый каналы. При проверке нужно подсоединить динамик к общему выходу, а затем поочерёдно, к левому и правому каналу.
Если на каком-то одном канале нет звука, то предусилитель не исправен и требуется его ремонт. Именно так было у меня, правый канал не работал, и на оконечник не выходил звук. Как оказалось позже, дело было в конденсаторах, которые расположены на предварительном усилителе Радиотехника У-101 стерео.
Только заменил я конденсаторы, как звук сразу же появился и на правом канале
А теперь внимание. В предварительном усилителе 2 полярных конденсатора, на схеме и самой плате плюсовой вывод обозначен плюсом
Паять полярные конденсаторы, нужно строго соблюдая полярность, а иначе их разорвёт.
Остальные конденсаторы в предварительном усилителе оказались неполярными. Их следует заменить точно такими же или большими по емкости, но обязательно неполярными. Некоторые впаивают полярные конденсаторы вместо неполярных. Так делать можно, если соединить вместе два полярных конденсатора плюсовыми выводами (см. elektrikinfo.ru).
Таким образом, всего за несколько часов, мною был выполнен ремонт усилителя Радиотехника У-101 стерео. Нужно сказать, что усилитель заиграл как новый, чистым звуком, без фона и хрипения. Конечно же, в планах еще произвести регулировку усилителя, поменять остальные конденсаторы, а также поставить экранированные провода. Однако, это уже другая история…
Особенности советских колонок
Использовать колонки производства советских социалистических республик не так просто, как может показаться – несмотря на приемлемое даже по нашим временам качество, они все-таки устарели, и подключить их к источнику звука не так просто. Однако их все равно часто выбирают. При этом учитываются следующие особенности советских акустических систем:
- Практически все колонки времен СССР являются пассивными, поэтому, чтобы они могли работать с современными источниками звука, необходимо подобрать подходящий усилитель, у которого должен быть как можно более высокий КПД. Стоит отметить, что от модели усилителя сильно зависит качество звучания колонок – каждое устройство придает звуку свои характерные черты.
- Для того, чтобы звук можно было выводить на советские колонки, стандартная звуковая карта, тем более встроенная, не подойдет. Придется докупить качественную и мощную дискретную микросхему.
- Многие советские колонки, особенно самые популярные, являются многополосными, то есть отдельно выводят средние, высокие и низкие частоты, что, при низкой стоимости, ставит их на уровень выше массовых современных колонок китайского производства.
Несмотря на высокую по своим временам цену, в СССР качественные колонки – например, Радиотехника S-90 – пользовались большой популярностью. Качество их было не таким, как у техники, произведенной капиталистическими странами, но эти колонки были лучшим, что могло услышать ухо простого советского рабочего человека. На качество влияли также такие факторы, как массовое производство и поштучная продажа – зачастую левая колонка могла звучать иначе, чем правая
Поэтому при покупке советских колонок сегодня на это нужно обращать особое внимание. Хотя, скорее всего, сохранившиеся до сих пор колонки были существенно модернизированы радиолюбителями. Технические характеристики Hi-Fi колонок времен СССР, впрочем, не были плохими – по сравнению с типичными для того времени простыми широкополосными динамиками, встраиваемыми в корпуса радиоприемников и патефонов и имевшими мощность не более 5 Вт, эти колонки выдавали по истине шикарный звук
Рабочая мощность измерялась десятками ватт, воспроизводился почти весь диапазон слышимых звуковых волн, частоты разделялись между разными излучателями
Технические характеристики Hi-Fi колонок времен СССР, впрочем, не были плохими – по сравнению с типичными для того времени простыми широкополосными динамиками, встраиваемыми в корпуса радиоприемников и патефонов и имевшими мощность не более 5 Вт, эти колонки выдавали по истине шикарный звук. Рабочая мощность измерялась десятками ватт, воспроизводился почти весь диапазон слышимых звуковых волн, частоты разделялись между разными излучателями.
Архив
АрхивВыберите месяц Декабрь 2021 (1) Август 2021 (1) Июль 2021 (2) Июнь 2021 (1) Май 2021 (1) Март 2021 (2) Февраль 2021 (2) Январь 2021 (1) Май 2020 (1) Апрель 2020 (1) Март 2020 (1) Январь 2020 (2) Декабрь 2019 (1) Октябрь 2019 (2) Сентябрь 2019 (2) Август 2019 (3) Апрель 2018 (1) Декабрь 2017 (1) Сентябрь 2016 (1) Май 2016 (1) Апрель 2016 (1) Март 2016 (1) Февраль 2016 (1) Январь 2016 (2) Декабрь 2015 (1) Сентябрь 2015 (2) Август 2015 (3) Июль 2015 (1) Июнь 2015 (1) Май 2015 (3) Апрель 2015 (4) Март 2015 (3) Январь 2015 (2) Ноябрь 2014 (4) Октябрь 2014 (3) Сентябрь 2014 (1) Август 2014 (3) Июль 2014 (2) Июнь 2014 (1) Май 2014 (3) Апрель 2014 (4) Январь 2014 (2) Декабрь 2013 (1) Ноябрь 2013 (5) Октябрь 2013 (4) Сентябрь 2013 (3) Август 2013 (3) Июнь 2013 (6) Май 2013 (11) Апрель 2013 (11) Март 2013 (2) Февраль 2013 (3) Январь 2013 (4) Декабрь 2012 (9) Ноябрь 2012 (6) Октябрь 2012 (1) Сентябрь 2012 (2) Август 2012 (4) Июль 2012 (9) Июнь 2012 (7) Май 2012 (6) Апрель 2012 (11) Март 2012 (7) Февраль 2012 (4) Январь 2012 (2) Декабрь 2011 (4) Ноябрь 2011 (12) Октябрь 2011 (1) Май 2011 (1) Март 2011 (2)
Советские акустические системы: как развивалось производство акустики
Предпосылки для создания и развития советской акустики были еще в довоенное время, но тогда более или менее качественной аппаратуры в стране не было. Сказывался недостаток специалистов, путаница в государственных стандартах и упор на развитие других областей в промышленности. В военное время начались некоторые поползновения в сторону развития радиотехники, и в частности — звуковых систем. Резкий интерес к этому возник из-за новых потребностей — инженеры пытались улучшить системы радиовещания и методы связи в военном деле. Но на рядовых граждан это никак не повлияло.
В 1951 году были приняты новые общегосударственные стандарты в области радиовещания. С этого момента в Советском Союзе плотно занялись разработкой звуковых систем, в том числе для гражданского населения. В качестве идей для новых проектов использовались наработки, созданные во время Великой Отечественной войны. В том числе речь идет о влиянии немецкой промышленности и документации, к которой страна получила доступ в результате победы. Еще большее влияние оказал опыт функционирования существовавшего в Латвии завода «Radiotehnika» (в свое время входил в немецкий концерн «Telefunken»). На тот момент он был пионером в области аудио- и радиотехники и функционировал за счёт военных заказов.
Лучший завод по производству аудио- и радио-техники в Латвии
В 1965 году выпустили радиолу «Симфония» — первую сконструированную ламповым методом. Ламповая акустика была дорогой и недоступной для широких слоев населения. Ламповая звуковая техника того времени не выделялась и сейчас ею особо не удивишь. Транзисторные магнитофоны — это следующий этап развития аудиотехники в СССР. Такие устройства были во многих домах несмотря на то, что стоили они дорого — полугодовую зарплату рядового рабочего.
В 1970-х годах случился прорыв. Специалисты из прибалтийских республик СССР изучали зарубежные акустические системы и дорабатывали их. После этого начали налаживать массовый выпуск колонок. Если посмотреть модельный ряд того времени, то может показаться, что инженеры просто скопировали западные технологии, но на самом деле это не так, и в колонках советского производства было немало доработок. Те, кто имел возможность сравнить похожие модели из СССР и стран Запада утверждали, что колонки советского производства были выполнены более качественно и имели лучшее звучание. Этот период ознаменовался выходом таких систем как S-90, АС 10МАС-1М, и другими.
Стоит отметить, что колонки 35-AC1 (S-90) стали первой акустической системой в СССР, которые соответствовали качеству Hi-Fi. Иными словами, они были на достаточно хорошем уровне для своего времени и соответствовали международным стандартам. Более того, у советской акустики (не всей, но у большинства) было замечательное качество исполнения — корпус делали из настоящей авиационной фанеры, на материалах не экономили. В поздние годы СССР в акустику даже начали интегрировать платы от ЭВМ, которые выполняли функцию проработки звука и его регулирования.
Колонки 35-AC1 (S-90) — первые акустические системы в СССР соответствующие качеству Hi-Fi