Содержание / Contents
Первое подключение ее к сети и попытка услышать ее голос произвели на меня гнетущее впечатление! ЭТО назвать звуком нельзя было. Вместо низких частот — хрип, плюс фон частотой 50 Гц в колонках, в общем — ужас. Заключение: срочно в ремонт и модернизацию! Несколько дней в интернете на поиски нужной информации. Составляем на бумажке план работ. Сразу оговорюсь: восстанавливать будем в исходном, заводском варианте. Включаем паяльник. Поехали! Первым делом меняем ВСЕ электролитические конденсаторы. Аппарат довольно старый, выпуска 25 мая 1984 года. Вместо вышеуказанных конденсаторов в нем остались лишь предметы внешне очень похожи на электролитические конденсаторы, но теперь уже с совершенно другими функциями. Часть подалась в класс резисторов с некоторым сопротивлением, а другая часть подалась в резисторы с бесконечным сопротивлением! «Красные флажки из глины» тоже удаляем!
Электропроигрыватель Радиотехника ЭП101 стерео, схема и описание
В помощ любителям раритетной техники.
Электропроигрыватель «Радиотехника — ЭП101 — стерео» выполнен на базе электропроигрывающего у стройства 1ЭПУ-70С-02 с магнитной головкой ГЗМ-105Д. Проигрыватель имеет устройство точной подстройки частоты вращения диска с контролем ее по встроенному стробоскопу, электромагнитный микролифт, механизм автоматического возврата звукоснимателя на стойку по окончании проигрывания пластинки.
В нем предусмотрены также контроль и установка прижимной силы звукоснимателя, фиксация и удержание звукоснимателя в нерабочем состоянии, регулировка скатывающей силы с помощью компенсатора рычажного типа, автостоп.
Блок питания
Заменяем конденсаторы фильтра блока питания. По питанию ±26В я поставил 10000 и 4700 мкф и по питанию ±31В по 4700 мкф в плечо. Так же заменяем диоды на КД 213. (Эти и далее в статье номиналы деталей не являются рекомендательными, так как они использовались те, что под рукой, т.е дома). Попутно меняем провода, идущие с трансформатора к плате блока питания на провода с бОльшим сечением. Учитывая мощность усилителя я ограничился сечением 0,75 мм 2 . Шунтируем пленкой. Убираем тонюсенькую перемычку на силовом трансформаторе (выв. 6-6*) на два отдельных провода с каждой катушки до общей точки платы блока питания. Далее вешаем конденсатор параллельно первичной обмотке сетевого питания 0,047 мкф х 630В. Тем самым немного избавляемся от помех от сети. Теперь мы имеем нормальный блок питания. А это почти половина дороги к успеху.
Блок питания
Заменяем конденсаторы фильтра блока питания. По питанию ±26В я поставил 10000 и 4700 мкф и по питанию ±31В по 4700 мкф в плечо. Так же заменяем диоды на КД 213. (Эти и далее в статье номиналы деталей не являются рекомендательными, так как они использовались те, что под рукой, т.е дома). Попутно меняем провода, идущие с трансформатора к плате блока питания на провода с бОльшим сечением. Учитывая мощность усилителя я ограничился сечением 0,75 мм 2 . Шунтируем пленкой. Убираем тонюсенькую перемычку на силовом трансформаторе (выв. 6-6*) на два отдельных провода с каждой катушки до общей точки платы блока питания. Далее вешаем конденсатор параллельно первичной обмотке сетевого питания 0,047 мкф х 630В. Тем самым немного избавляемся от помех от сети. Теперь мы имеем нормальный блок питания. А это почти половина дороги к успеху.
О производителе
Когда-то компания «Радиотехника» была дочерним предприятием небезызвестного завода «ВЭФ». Последний был упразднен в 1997 году. Но «Радиотехника» осталась и по сей день работает. Теперь это крупнейший производитель музыкальной аппаратуры в Восточной Европе. История компании началась в 1927 году. Тогда Абрам Лейбовиц основал небольшое предприятие по выпуску радиоприемников. Со временем фирма разрослась и начала выпускать огромное количество бытовой электроники: от радиоприемников и телевизоров до усилителей и акустических систем. Легендарные колонки S90 были сконструированы и выпущены в 1989 году. Примерно к этому же временному периоду относится и разработка такой вещи, как усилитель «Радиотехника У-101».
Стоит сразу отметить, что искушенные «аудиофилы» не ценят технику этого производителя. Они считают ее массовым «шлаком» и «хламом». Единственное, что признают эти товарищи из советских аудиосистем — топовые усилители от «Амфитон» и легендарный «Бриг». Но в любом случае усилитель «Радиотехника У-101» стерео в десять раз лучше того китайского хлама, который сейчас находится на прилавках магазинов электроники. Поэтому для озвучивания небольших помещений (таких как стандартная квартира) его можно и нужно приобрести. Тем более что на вторичном рынке этот аппарат стоит копейки. Однако перейдем к особенностям дизайна усилителя и его техническим характеристикам
Ибо это самое важное
Рабочее место
Место работы монтажника-регулировщика радиоаппаратуры должно соответствовать нормативным документам по эргономике, электробезопасности и антистатической защите.
Рабочий процесс сборки, регулировки, ремонта радиоаппаратуры является трудоемким, и требует от сотрудника максимальной концентрации. В связи с этим оснащение рабочего места должно быть удобным и функциональным. Соответствие рабочего места антропометрическим параметрам сотрудникам обеспечивается за счет наличия регулировок положения столешницы, регулируемых по высоте полок, освещения. Наличие местного освещения в виде бестеневых ламп также будет хорошим подспорьем.
Технические характеристики усилителя
Итак, перейдем к техническим характеристикам усилителя. Стоит отметить, что он не подойдет любителям громкой музыки. Его номинальная выходная мощность составляет всего 20 Ватт на канал. Для озвучивания стандартной комнаты вполне достаточно. Но не более того. Сопротивление равно 4 Ом для каждого канала. Это значит, что огромные напольные 8-Ом колонки (вроде «Амфитона») к нему подключить не удастся. Он просто не сможет их раскачать. Самый лучший вариант — полочные АС. Именно они более всего подходят к такой штуке, как усилитель «Радиотехника». Характеристики довольно скромные. Даже по советским меркам. Но зато обеспечивается высокое качество звука. Диапазон воспроизводимых усилителем частот колеблется от 20 до 20 000 Герц. Этого вполне достаточно для обеспечения качественного звука. Если подключать сей усилитель к компьютеру, то обязательно нужно использовать внешний ЦАП. Только он сможет раскрыть весь потенциал данного усилителя.
Сравнение с другими усилителями
Это очень ответственный шаг. Нужно учесть все нюансы и понять, усилитель «Радиотехника» лучше или хуже остальных. Первый конкурент — «Амфитон-001». При одинаковых условиях воспроизведения наш герой показал куда более полную сцену звука, чем «Амфитон». Дальше — больше. Бас «Амфитона» никак не мог стать таким же правильным и быстрым, как НЧ, созданные «Радиотехникой». Явный провал. Следующим испытуемым стал легендарный «Бриг У-001». Этот монстр звука запросто сделал простенький 101. У «Брига» получилось куда более качественное звучание. И с этим ничего нельзя было сделать. Хоть «Бриг» и годами старше, но намного лучше, чем «Радиотехника». Беда только в том, что найти адекватный «Бриг» на вторичном рынке очень трудно. Поэтому «Радиотехника» остается оптимальным вариантом. Да и неискушенный слушатель не заметит особой разницы между этими двумя усилителями.
Связанные материалы
Алюминиевые электролитические конденсаторы фирмы EPCOS: Справочник…. Алюминиевые электролитические конденсаторы фирмы EPCOS: Справочник. Издательство: EPCOS Год… Восстановление и доработка усилителя «Амфитон У-101-1»… Первая статья цилка о воскрешениях и реинкарнациях была о «Радиотехнике У-101»: Аудиоусилитель… Конденсаторы: Справочник. Г.А. Горячева, Е.Р. Добромыслов…. Конденсаторы: Справочник. Г.А. Горячева, Е.Р. Добромыслов. Издательство: «Радио и связь» Год… Блок выпрямителя и фильтра для УМЗЧ… Занялся я на досуге прототипированием усилителей на популярных чипах и озаботился — а чем я буду их… Твик CD чейнджера KENWOOD DPF-R3030 или мой первый опыт с лампами… Приобрел я этот аппарат 6 января 2001 года. Это была моя первая покупка за собственные… Резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, коммутационные устройства РЭА. Акимов Н.Н., Ващуков Е.П., Прохоренко В.А., Ходоренок Ю.П…. Резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, коммутационные устройства РЭА. Акимов Н.Н.,… Простой активный фильтр для двухполосного усилителя… В статье речь пойдет об активном фильтре для двухполосного усилителя. Фильтр не нуждается в… История ремонта и модернизации «Радиотехника У-101-стерео»… Хочу рассказать о моей истории ремонта и модернизации усилителя «Радиотехника У-101-стерео». Вроде… USB-акустика Genius SP-U110: где искать правильный звук TDA2822… В этой статье я хочу рассказать о способе борьбы с помехами из компьютерных колонок Genius… Другая схема электронного трансформатора Taschibra (Ташибра, Tashibra)… Вскрыл, ещё до прочтения статьи «Применение электронных трансформаторов Taschibra в… Ламповый усилитель-ресивер Fisher-800С. Привет из 1961 года!… Зашёл как-то к знакомому в мастерскую и увидел среди аппаратуры на полке ламповый усилитель-ресивер… Ремонтируем ЖК-монитор Acer AL1916 и выясняем, как разобрать монитор без лишних неприятностей?… Данный «труд» описывает разборку и простейший ремонт монитора Acer AL1916. Так как я в нашей…
Борьба с фоном
Достал! Нет сил! Меняем конденсаторы в фонокорректоре на свежие. Это нам мало дало, но для профилактики не помешает. В ходе производимых работ было замечено, что фон увеличивается, когда подносишь руку к шлейфу, соединяющему плату входов с предварительным усилителем. Ага! Попался красавчик! Отпаиваем провода со входа предварительного и… тишина!!! Точно он! Поможет только массовая экранизация! Можно было бы пустить отдельными экранированными проводами, но я поступил иначе. Снимаем фишку со шлейфа. Находим кусок экранированного кабеля, снимаем с него оплетку, формуем ее, конец пропаиваем, чтобы не разбиралась. Теперь аккуратно просовываем в нее наш шлейф. Опять формуем по шлейфу. Ставим взад фишку. Получилась вот такая змея. Экранную оплетку изолируем. Лучше одеть сверху термоусадочную трубку и усадить. Соединение с общим проводом делаем только с одной стороны – со стороны приемника сигнала. Ставим шлейф на место. Включаем. Фон самоубился! Есть немно-о-о-жечко, еле слышно при повороте ручки регулятора громкости на максимум, но это ничто по сравнению с тем фонищем, что был!
Вес и габариты
Советская техника не отличалась компактностью. Не исключение и стерео-усилитель «Радиотехника». Размеры его довольно внушительные. Его ширина составляет 330 мм. Длина — 430 мм. А высота — 80 мм. Довольно объемный аппарат. Для его установки придется подобрать подходящее место. Идеальным вариантом была бы стойка под аппаратуру. Они выпускались (и были весьма популярны) в 90-х годах прошлого столетия. Но и сейчас есть такая мебель. Вот только сейчас габариты таких полок заточены под китайские «ресиверы». Но этот усилитель должен там поместиться. Что касается веса, то масса у этого усилителя внушительная — 10 кг. Такой вес получился из-за тяжести блока питания, отдельных компонентов и металлических элементов дизайна. Но зато сразу видно, что перед нами добротное, качественное советское устройство. Теперь перейдем к техническим характеристикам усилителя. Именно они определяют качество воспроизводимого звука.
Оконечный усилитель
В ходе работ работоспособность усилителя проверялась после каждого изменения. Но, все не то. Не устраивал меня звук. Вялый какой то. И басов нет. Только пердежЪ какой-то. Меряем токи покоя поканально: 26 мА и 30 мА. Тут меня осенило. Вот кто меня не пускает! В оконечнике прибалты впаяли токовыравнивающие датчики тока R32, R33, R38, R39 = 1 Ом 0,5Вт!!! Для моих колонок, имеющих сопротивление 4 Ом, дополнительных два ома явно избыточны! Тут нам помогут белые кирпичи от наших желтолицых братьев! Меняем на 0.22 Ом 5 Вт. Включаем. Вот она — динамика! Вот они — низкие! Держала аппарат защита на транзисторах VT11, VT12. Наконец то «девочка» запела!!! Еще как запела! По ходу действия заменил деревянные транзисторы П308 (VT7, VT10) явно не процветающие своими характеристиками (особенно током – 30 мА) на то, что было дома — 2N5551, отобранные попарно для каждого канала. Выводы, правда, пришлось перегнуть — поменять местами базу с коллектором.
Далее выставлял «ноль» на выходе оконечников. До замены П308 было 77 мВ и 110 мВ, после замены стало 60 мВ и 60 мВ соответственно. После замены корректировал R5 (3к9). Установил резистор номиналом 4к52 (были такие) и на выходах стало чуть меньше 30 мВ. На этом и успокоился. Можно было еще повозиться, но не стал. Решил, что хватит.
Теперь ток покоя!
Нормально выставить ток покоя не удавалось из за припавших пылью, состарившихся подстроечных резисторов. Здесь мне помогли мои любимые многооборотники СП5-2. Ноги им пришлось удлинить из отсидевших отлежавших свой срок резисторов МЛТ-1 редковостребуемого номинала. Впаиваем. Коротим вход на массу. Включаем. Меряем. Корректируем. После получасового прогона и корректировки установил ток покоя 50 мА
(Здесь надо не забыть о мерах предосторожности. Одно неправильное движение и «сквозняк»
Я в данном случае для ограничения тока и защиты от неприятностей пользовался автомобильными лампами 24В, установленными в разрыв питающих проводов ±26В). На фото проверка после отсоединения ламп и окончательная корректировка.
всего лайков: 235
Внешний вид и дизайн
Итак, посмотрим на усилитель «Радиотехника У-101» стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И «Радиотехника» тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.
Внешний вид и дизайн
Итак, посмотрим на усилитель «Радиотехника У-101» стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И «Радиотехника» тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.
Апгрейд, модернизация усилителя, акустики, изготовить кабель.
Главная / АПГРЕЙД МОДЕРНИЗАЦИЯ
Вы – хотите стать обладателем нового усилителя или акустики высокого класса Hi-Fi, Hi -End, ожидая большого улучшения качества звучания, при покупке новой аудио системы, но часто это приносит разочарования от вложенной суммы, почему так происходит. В большинстве случаев это элементарная экономия производителя. В большинстве случаев это дорогой разрекламированный бренд, внешне красивый, а внутренне очень дешево выполненный, от схемы до деталей. Рассмотрим ламповые усилители, в этом плане очень грамотно подошли к этому вопросу Audio Note Питер Квортруп, и Kondo Audio Note.
Можно купить, к примеру, относительно недорогой усилитель, фонокорректор и вложить в апгрейд получив очень высокое качество звука. Но не всякий усилитель можно модернизировать полностью, это происходит по разным причинам. Нужно смотреть каждый случай в отдельности.
Приведем пример, недорогой усилитель Cary sli80, вместительный корпус, навесной монтаж, удачная схема. При грамотном подходе модернизации Cary sli80, из него можно получить усилитель по звучанию в два раза дороже, и лучше. И конечно это можно сделать в градации по Квортрупу, это уровень деталей. К примеру, конденсаторы Jensen, можно поставить с алюминиевой, медной или с серебряной фольгой, и т.д., что меняет цену усилителя в разы, но меняется и качество звука( правда не в разы), и более сложный момент это изменение режимов в схематике, и изменение обратной связи усилителя.
Нельзя взять волшебную палочку, помахать… и ваш усилитель стал волшебно играть. Нет можно взять только паяльник и имея знания и понимание что нужно изменить, модернизировать свой усилитель или акустику. Но с этим нужно и понимать что ваш усилитель будет другим по звуку, как многие адепты аудиофилы говорят..но это же не будет фирменное звучание…,да конечно не будет, будет по другому. Нужно понять, если мы хотим сделать апгрейд, значит, нам не все нравится в звучании нашей системы, или ее компонентов.
Апгрейд или модернизация лампового усилителя может быть на разном уровне, три типа апгрейда.
1. Это элементарная замена радиоламп, на более лучшие по звучанию, например NOS.
2. Это замена радиодеталей (конденсаторы, резисторы, кабели и т.д.) на разном уровне.
3. И полный апгрейд — замена радиодеталей, трансформаторов, и внутренних кабелей.
Если вы чувствуете, что вашему аппарату необходим апгрейд, но не очень надеетесь на свои навыки, вы можете поручить это дело нашему опытному специалисту Александру.
У нас можно сделать не только апгрейд усилителя, но и акустики.
Акустику под заказ.
Апгрейд фильтра акустики
Корпуса, рупора для акустики на заказ.
Апгрейд, модернизация Cary sli80 >>>
Апгрейд, модернизация McIntoshMC275
Дополнение от 20.01.16
Установил TDA2050, в защиту поставил КТ805 (у родного транзистора ноги отгнили), переделал темброблок по этой схеме (синее — убрать, красное — подкорректировать номинал):
Стало больше баса.
В целом — вполне нормальный усилитель.
Статья посвящена доработке и восстановлению любимого многими усилителя «Радиотехника-У-101», который и сейчас подкупает своим привлекательным внешним видом.
Сбылась моя давняя мечта и эта «девочка-красавица» появилась у меня в доме. Надо отдать должное предыдущему хозяину — внешний вид у нее замечательный! Аппарат попался не перелопаченный, с НЕхрипящими переменными резисторами и без каких либо вмешательств и улучшайзеров. Первое подключение ее к сети и попытка услышать ее голос произвели на меня гнетущее впечатление! ЭТО назвать звуком нельзя было. Вместо низких частот — хрип, плюс фон частотой 50 Гц в колонках, в общем — ужас. Заключение: срочно в ремонт и модернизацию! Несколько дней в интернете на поиски нужной информации. Составляем на бумажке план работ. Сразу оговорюсь: восстанавливать будем в исходном, заводском варианте. Включаем паяльник. Поехали!
Первым делом меняем ВСЕ электролитические конденсаторы. Аппарат довольно старый, выпуска 25 мая 1984 года. Вместо вышеуказанных конденсаторов в нем остались лишь предметы внешне очень похожи на электролитические конденсаторы, но теперь уже с совершенно другими функциями. Часть подалась в класс резисторов с некоторым сопротивлением, а другая часть подалась в резисторы с бесконечным сопротивлением! «Красные флажки из глины» тоже удаляем!
Внешний вид и дизайн
Итак, посмотрим на усилитель «Радиотехника У-101» стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И «Радиотехника» тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.
Переделка автоусилителя для домашего использования
Доброго времени суток всем самоделкиным, как обычно у большинства автолюбителей имеется автоусилитель, чтобы в дороге не было скучно, но иногда бывают такие случаи, когда домашнего усилителя нет, а музыку дома послушать тоже хотелось, именно в этой статье я расскажу о переделке автоусилителя в домашний и о порядке его подключения.
Первым делом я расскажу что необходимо для нашей переделки.
Нам понадобится: * Паяльник, надеюсь у каждого здесь самоделкина он найдется * Болты, диаметр резьбы 4мм и длинна не больше 5мм * Олово и остальные паяльные принадлежности, как кислота и канифоль * Проволока, диаметр от 0.2 до 2мм, чем толще тем лучше * Две шайбы под 6мм болты * Провода, заимствованны с сгоревшего паяльника * Включатель * Два кулера, работающие от 12 в, найти их можно в любом радиомагазине * Фиксатор провода зажимной на два провода * Клеммник, снят мной из советской акустики * Тюльпан и штекер мини джек 3.5мм * Термоклей * Блок питания для ПК * Маленький металический уголок *Скрепка.
Следующий шаг, делаем систему подключения питания, для этого припаиваем две шайбы к залуженным двум проводкам , на другом конце провода прикручиваем зажим на болтах, купить его можно в радиомагазине или заменить на штырьки из медной проволоки.
На клеммник я прикрутил уголок и при помощи болта закрепил на передней панели для удобства.
Звук будет поступать посредством проводов через джек 3.5 мм и подключаться через тюльпан к усилителю.
Тюльпан припаиваем, как показано на фото, не допускайте замыкания, это может повредить или же вывести из строя устройство аудиовывода, будь то плеер или телефон, с другой стороны провода припаиваем штекер 3.5 мм.
Большинство усилителей имеют свойство греться из-за своего не очень высокого кпд, поэтому чтобы сберечь свой усилитель я решил установить два кулера на радиаторы.
Чтобы их закрепить понадобиться проволока, в моем случае ее я скрутил в пару раз, сделав ее крепче и толще, с помощью паяльника вплавливаем по два таких ушка из проволоки напротив болтов, которые держат радиаторы.
Те же манипуляции проделываем и со вторым кулером, после этого соединяем провода, один провод припаиваем сразу к минусу питания, а второй красный провод припаиваем через включатель, чтобы можно было выключить их, актуальность будет зависеть от окружающей среды. Включатель я приклеил на горячий клей к кулеру.
Штекер 12 вольтной линии что нам нужен для усилителя имеет два провода желтого и черного цвета, туда как раз вставляем провода питания усилка.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.