Ремонт автомобильного усилителя своими руками

Немного о конденсаторах

Вот так выглядит современный накопитель для сабвуфера

В наши дни все чаще встречаются накопители для сабвуфера, в устройстве которых применяются конденсаторы, фото выше (от латинского Condense — накапливать):

  • Раньше подобные фильтры для сабвуферов встречались лишь в навороченных системах топового уровня, однако сегодня все чаще они встречаются и среди бюджетных вариантов инсталляций
  • Сейчас подробно разберемся для чего так необходим конденсатор (далее кондер) в аудио системе автомобиля
  • Сегодня современный активный сабвуфер при воспроизведении музыки на кратковременных пиках звучания потребляет значительный (повышенный) ток
  • Однако необходимую мощность тока сегодня не в состоянии будут обеспечить даже наиболее мощные аккумуляторы
  • Без применения кондеров в эти моменты появляется ощутимые провалы при работе сабвуфера, что значительно снижает качество его звучания Чтобы решить проблемы с накоплением дополнительного напряжения и применяются накопители
  • Главным назначением этой детали в схеме является аккумулирование заряда, который, в случае необходимости отдается в сеть к усилителю для сабвуфера
  • Сразу после отдачи заряда, конденсатор заряжается вновь (см.Как зарядить конденсатор для сабвуфера самостоятельно) для обеспечения нового пика баса сабвуфера
  • Схема установки сабвуфера и конденсатора показана на первом рисунке
  • Происходит весь процесс за долю секунды, что позволяет постоянно обеспечивать качественное звучание
  • При этом даже в дешевых инсталляциях с использованием сабвуфера качество звучания улучшается кардинальным образом
  • Сразу исчезает столь неприятное каждому невнятное бубнение, которое возникает при провалах (недостатке) напряжения
  • Так ли нужен этот конденсатор?
  • Ведь известно, что цена за него увы, не маленькая, поэтому не далеко не каждый автомобилист, даже среди любители качественного звука, может себе позволить подобную роскошь
  • Но с другой стороны, практически каждый меломан обзаводится рано или поздно мощной музыкальной аппаратурой и доводит её звучание до совершенства
  • Мощность звучания – это хорошо, однако, чем мощнее ваша система, тем больше она требует энергии
  • И по сегодняшний день в Интернете, на форумах, в блогах и сайтах ведутся горячие дискуссии, относительно необходимости либо бесполезности подобного накопителя
  • Споры эти, к большому сожалению всех любителей хорошего автозвука, не приводят к истине («в споре истина умирает»- как сказал ещё древнегреческий философ)
  • Они бесполезны, просто потому, что зачастую оппоненты не имеют даже начального, «школьного» представления, относительно физики протекающих процессов
  • Чтобы раскрыть завесу хоть в некоторой степени, сейчас вернемся к урокам физики
  • И по мере обновления (освежения) в нашей памяти полезных знаний, все мифы развеются, как утренний туман

Конденсатор в электродвигателе транспортного средства

Конденсаторы для электродвигателей авто бывают рабочими и пусковыми. Рабочие конденсаторы позволяют обеспечить корректную работу электродвигателя, а пусковые конденсаторы применяют для улучшения пускового момента.

Задачи пусковых автомобильных конденсаторов для двигателя

  • экономная эксплуатация электротехники;
  • повышение крутящего момента;
  • способность переносить высокую нагрузку;
  • обеспечение оптимального срока эксплуатации электродвигателя.

В отличие от рабочих конденсаторов, пусковые включаются во время запуска двигателя. Рабочие конденсаторы обеспечивают корректное функционирование двигателя непосредственно во время его работы.

Для чего нужен автоусилитель звука

Встроенный усилитель магнитолы не всегда соответствует заявленным производителем характеристикам. Средние показатели мощности не превышают 18-20 ватт. Даже максимальные показатели в 55 ватт, которые указаны на фронтальной панели аудиосистемы (4х55) не более чем удачный маркетинговый ход, и в условиях эксплуатации никогда не достигаются. Это и обуславливает низкое качество звука, воспроизведенного в автомобиле. Уровень шума в салоне перекрывает звучание музыки, а при попытке сделать немного громче появляются искажения, снижение амплитуды звучания и другие, неприятные для слуха, вещи. Вот почему людям, которые ценят хороший звук в автомобиле, рекомендуется к имеющейся автомобильной аудиосистеме подключить усилитель.

Автомагнитола, делаем бесперебойное питание…

Все автолюбители, прекрасно знают, что при включении зажигания авто, при запуске стартера, отключаются все потребители и автомагнитола в том числе. Происходит некий дискомфорт. Например, если играла флешка или диск, то при заводе автомобиля они отключаются на пару секунд, что потом приводит опять к включению магнитолы и считыванию (по – новой) информации. И песня или воспроизводимый трек начинают играть сначала, а иногда и весь диск… Вот, именно для решения этой проблемы и была разработана, если можно так сказать, данная схема.

А именно, было решено поставить конденсатор большой ёмкости в цепь питания автомагнитолы. В саму магнитолу мы вмешиваться никак не будем, если существует переходник с одного штекера на другой, то именно там и поставим данный конденсатор, если нет переходника, то ставим на вход по -питанию магнитолы.

Для этого был взят конденсатор 2200 мкф – 16 вольт и диод, рассчитанный на ток не меньше, чем предохранитель автомагнитолы ( к примеру если предохранитель стоит на 5 Ампер, значит берём диод не менее 5 Ампер, к примеру Д214, Д215 – 10 амперные или КД206, КД210 -5 амперные) . Всё это дело аккуратненько спаиваем и изолируем.

Транзисторы

Рекомендации по транзисторам приведены при описании схем. Можно применять как зарубежные, так и отечественные (советские, российские, белорусские) биполярные и полевые транзисторы. Зарубежные производители проводят активную рекламу своей продукции и делают доступными подробные технические данные, чего, к сожалению, не скажешь про отечественных производителей.

Резисторы

Из отечественных резисторов рекомендуются резисторы МТ, ВС, С2-10, С2-29, можно применить и С2-23, и даже МЛТ, но с несколько худшим результатом. Из зарубежных — Caddock, Richen Ohm, Dale, Vishay. He рекомендуются проволочные ПЭВ, компьютерные китайские резисторы, а также Имеющиеся на наших радиорынках белые керамические резисторы неизвестного производителя мощностью от 2 до 10 Вт.

Разделительные конденсаторы

В качестве разделительных конденсаторов между ламповым усилителем напряжения и транзисторным усилителем тока следует использовать пленочные, слюдяные либо бумаго-масляные конденсаторы. Последние получили высокую оценку аудиофилов-ламповиков. Более всего ценятся специально производимые для Hi-End аудиоаппаратуры бумаго-масляные конденсаторы марок SOLEN и JENSEN, однако в полном смысле слова «заоблачные» цены на них (100 долларов за 1 шт. — не предел!) вынуждают автора воздержаться от рекомендаций по их использованию в радиолюбительских конструкциях.

Более доступными по ценам являются разработанные для аудиотехники пленочные конденсаторы MultiCap, SuperCap, AuriCap, Mylar. Можно использовать и пленочные конденсаторы общего применения. Они различаются материалом диэлектрика, тип которого можно определить по маркировке:

  1. лавсан: FKS, PEI, MKT, MKS, ММК, MET, MEF;
  2. поликарбонат: FKC, МКС, КС;
  3. полипропилен: МКР, FKP, КР, MPR.

Наиболее высокую оценку по качеству звучания имеют полипропиленовые конденсаторы. Хорошие отзывы также получили отечественные пленочные фторопластовые конденсаторы серии ФТ, а также слюдяные серии ССГ. В этой серии существуют номиналы ОД мкФ и 0,2 мкФ, достаточные для работы в качестве разделительных совместно с усилителем тока на полевых транзисторах.

Наиболее доступны и дешевы отечественные пленочные конденсаторы серий К78, К73, также пригодные для работы в качестве разделительных в гибридном усилителе. И, наконец, есть многочисленные сообщения о хорошем звучании конденсаторов МБГО, МБГЧ, К40У-9, которое улучшается, если извлечь их из корпусов, поместить в пластиковые коробочки и залить герметиком.

Если транзисторная часть усилителя имеет однополярное питание, на выходе усилителя необходимо установить разделительный конденсатор емкостью примерно 5000—10000 мкФ. Его рекомендуется составить из 2—4 параллельно соединенных электролитических и пленочных конденсаторов высокого качества.

Лампы

Рекомендуется применять старые (но не бывшие в употреблении) советские или новые российские лампы тех марок, которые указаны на схемах. Их параметры подробно приводятся в приложении. Старые советские лампы имеют высокую репутацию не только у радиолюбителей-аудиофилов на постсоветском пространстве, но и за рубежом — в Европе и США.

Далеко не все лампы годятся для высококачественного звуковоспроизведения. Например, не пригодны популярные в прошлом триоды 6Н1П, 6Н2П. По мнению автора, не пригоден и двойной триод 6Н23П, несмотря на его популярность.

Характеристики автомобильных конденсаторов.

Емкость– основной параметр конденсатора. Встречающееся порой требование, что емкость конденсатора (в Фарадах) должна быть равна мощности аудиосистемы в киловаттах, вызывает недоумение у всякого, знакомого с электроникой. Чем больше емкость конденсатора, тем дольше он сможет поддерживать «просадку» питающей сети. Для фильтрации помех 0,5 Ф хватит с большим избытком. Для поддержки питания магнитолы при пиковых нагрузках требуемая емкость зависит от характера этих нагрузок – для одних и 0,5 Ф будет достаточно, для других – и 10 не хватит. Можно остановиться на следующем алгоритме подбора: приобрести модель с небольшой (0,5 Ф) емкостью, но обязательно с вольтметроми индикатором заряда. Во время работы аудиосистемы следить за индикатором заряда и показаниями вольтметра – если на максимальной громкости аудиосистемы индикатор заряда тускнеет, но не гаснет, а напряжение не падает ниже минимального, то конденсатор со своей работой справляется.

Схема подключения дополнительного конденсатора.

Если же индикатор периодически гаснет на небольшое время (до 1-2 с), а напряжение падает, то потребуется добавить в цепь еще один конденсатор параллельно к уже установленному. Если же индикатор гаснет на продолжительное время, это значит, что аудиосистеме не хватает мощности, и установкой конденсаторов эту проблему не решить.

ESR(Equivalent Series Resistance – Эквивалентное Последовательное Сопротивление) – параметр, определяющий максимальный ток разряда. Устанавливаемые в автомобильную аудиосистему конденсаторы должны иметь ESR не более 10 мОм. В принципе, под это требование подойдет любой электролитический конденсатор, но это не значит, что этот параметр можно игнорировать – по нему можно однозначно выяснить, ионистор перед вами или конденсатор

Особенно важно обратить внимание на ESR при выборе компактного конденсатора очень высокой (в десятки и сотни Фарад) емкости. И следует отнестись к нему с большим подозрением, если для него производителем ESR не указан

Небесполезной опцией будет наличие вольтметрана корпусе конденсатора – он позволит визуально контролировать напряжение на усилителе, отмечать просадки, их величину и продолжительность. На основании наблюдений за вольтметром и индикатором заряда можно делать выводы о достаточной эффективности конденсатора или о необходимости установки дополнительного конденсатора большей емкости.

Нелишне будет выяснить, есть ли у конденсатора зарядное устройство (зарядная схема), ограничивающая зарядный ток. Из-за низкого внутреннего сопротивления конденсатор во время зарядки берет ток, практический равный току короткого замыкания – это может повредить контакты цепи питания и расположенные «по дороге» электронные компоненты. Если зарядной схемы у конденсатора нет, первую его зарядку следует производить через нагрузку – например, через 12-вольтовую лампочку, подключив её последовательно к конденсатору.

Какой конденсатор для звука лучше

Накопители заряда или конденсаторы используются во многих электронных схемах. Аудиотехника не стала исключением, поэтому она также работает с накопителями заряда, которые используются на разных схемах. Но, выбирая накопитель заряда для аудиосистем, нужно учитывать параметры, которые могут сделать звук лучше. К ним относятся материал изготовления, емкостные показатели, допустимые рабочие частоты.

Богатый ассортимент самых разных конденсаторов может привести к путанице неопытного пользователя. Чтобы проще было выбрать подходящую модель, наша команда из проекта ВыборЭксперта.ру разработала свой топ лучших конденсаторов для звука. Рейтинг разделен на 3 категории по типу диэлектрика. В каждой группе лучшим номинантом оказался:

  • Пленочный JB JFGC, отличающийся небольшой ценой, достойными звуковыми характеристиками, широким выбором номиналов, минимальным отклонением от заявленных значений;
  • Бумажный Jensen Nos Aluminium foil, подходящий для любой аудиотехники благодаря своим свойствам;
  • Электролитический Elna Silmic II, показывающий стабильную надежную работу на всех частотах.

Мы постарались отобрать лучших представителей для рейтинга с хорошими характеристиками, отзывами покупателей, доступной ценой.

Как выбрать усилитель

Они различаются по количеству (1-, 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти канальные) каналов и классом (АВ и D).
Класс АВ – аналоговые аппараты, с высокими показателями мощности, но незначительным коэффициентом полезного действия, который соответствовал бы запасу мощность.
Класс D – цифровые аппараты с высокими показателями коэффициента полезного действия и большим запасом мощности, но не всегда они могут похвастаться отменным качеством.1-канальные аппараты
Моноблоки, как их еще называют, используются для сабвуферов, так как работают на низкой нагрузке (1-2 Ом)

Они представлены чаще всего в классе D, так как для сабвуфера важно не качество, а мощь звука. Они оснащены развитым кроссовером низкочастотного диапазона и наружным регулятором громкости.2-х канальные
Их применяют для подключения пары колонок или соединения сабвуфера при помощи мостового соединения

Если мощность позволяет их также можно подключить по катушке на канал автоусилителя.3-х канальные
На сегодняшний день используются крайне редко, так как их вытеснили четырех канальные аппараты. Третий канал применялся для подключения саба.4-х канальные
Самые популярные и распространенные во всем мире. Применяются для усиления мощности в различных вариантах: подсоединение к четырем динамикам, к двум динамиков и одному сабвуфера или двум сабвуферов. Универсальность их применения и обуславливает их востребованность.5-ти канальные
Применяется для повышения мощи четырех каналов передней и боковой акустики и одного сабвуфера. Это экономный вариант, включающий в себя усиление всех составляющих аудиосистемы в автомобиле, к тому же компактные размеры позволяют значительно сэкономить место.6-ти канальные
Применяются крайне редко, так как невостребованны обычными потребителями предпочитающие более простые автомобильные аудиосистемы.

Конденсатор для сабвуфера, что это, как установить, и зарядить

Требуемая емкость конденсатора зависит от мощности сабвуфера. Чтобы не вдаваться в сложные вычисления, можно пользоваться простым эмпирическим правилом: на 1 кВт мощности необходима емкость 1 фарада. Превышение этого соотношения идет только на пользу.

Поэтому, наиболее распространенный в продаже конденсатор большой емкости в 1 фараду, можно использовать и для сабвуферов мощностью менее 1 кВт. Рабочее напряжение конденсатора должно быть не менее 14 – 18 вольт. Некоторые модели оборудованы цифровым вольтметром – индикатором.

Это создает дополнительные удобства в эксплуатации, а электроника, контролирующая заряд конденсатора, позволяет облегчить эту процедуру.

Как подключить конденсатор к сабвуферу

Установка конденсатора не относится к сложным процедурам, но при ее выполнении нужно быть внимательным и соблюдать некоторые правила:

  1. Чтобы избежать заметного падения напряжения, провода, соединяющие конденсатор и усилитель, не должны быть длиннее 50 см.По этой же причине, сечение проводов нужно выбрать достаточно большим;
  2. Следует соблюдать полярность. Плюсовой провод от аккумулятора соединяют с плюсовой клеммой питания усилителя саба и с выводом конденсатора, обозначенным знаком «+». Вывод конденсатора с обозначением «-», соединяется с кузовом автомобиля и с минусовой клеммой питания усилителя. Если усилитель до этого уже был подключен к «массе», минусовой вывод конденсатора можно зажать той же гайкой, соблюдая при этом длину проводов от конденсатора к усилителю в указанных пределах 50 см;
  3. Подключая конденсатор для усилителя, лучше воспользоваться штатными зажимами для присоединения проводов к его выводам. Если они не предусмотрены, можно воспользоваться пайкой. Следует избегать соединения скруткой, ток через конденсатор протекает значительный.

На рисунке 1 проиллюстрировано подключение конденсатора к сабвуферу.

Как зарядить конденсатор для сабвуфера

Подключать к электрической сети автомобиля, следует уже заряженный автомобильный конденсатор. Необходимость выполнения этого действия объясняется свойствами конденсатора, о которых упоминалось выше. Конденсатор заряжается так же быстро, как и разряжается. Поэтому, в момент включения разряженного конденсатора, токовая нагрузка будет чересчур велика.

Если купленный конденсатор на сабвуфер оснащен электроникой, контролирующей зарядный ток, можно не беспокоиться, смело подсоединяйте его к цепям питания. В противном случае, конденсатор следует заряжать до подключения, ограничивая ток. Удобно использовать для этого обыкновенную автомобильную лампочку, включив ее вразрез цепи питания. Рисунок 2 показывает, как правильно заряжать конденсаторы большой ёмкости.

В момент включения, лампа загорится в полный накал. Максимальный скачок тока будет ограничен при этом мощностью лампы и будет равен ее номинальному току. Далее, в процессе заряда, накал лампы будет ослабевать. По окончании процесса зарядки, лампа потухнет. После этого надо отключить конденсатор от зарядной цепи. Затем можно подключить заряженный конденсатор к цепи питания усилителя.

Если после прочтения статьи остались вопросы по подключению, советуем ознакомится со статьей «Как подключить усилитель в автомобиле».

Дополнительные плюсы установки конденсаторов в автомобилях

Кроме решения проблем с работой сабвуфера, подключаемый в сеть автомобиля конденсатор оказывает положительное влияние на режим работы электрооборудования в целом. Проявляется это следующим образом:

  • Конденсатор является хорошим фильтром высокочастотных составляющих сетевого напряжения, возникающих при коммутации нагрузок и работе некоторых электронных приборов, его функции благоприятно сказываются на работе всех систем автомобиля;
  • Применение конденсатора позволяет сгладить скачки напряжения, возникающие при включении и отключении потребителей бортовой сети, что позволяет генератору работать в более ровном режиме;
  • При запуске автомобиля стартером, конденсатор, безусловно, принимает в нем дополнительное участие, отдавая свой заряд в бортовую сеть. Особенно это актуально зимой, когда возможность аккумулятора отдавать ток снижается, а свойства конденсатора не изменяются.

Конденсатор установлен, и вы заметили, что ваш сабвуфер начал играть интересней. Но если маленько постараться можно заставить его играть еще лучше, предлагаем вам ознакомиться со статьей «Как настроить сабвуфер».

Конденсатор для сабвуфера Ссылка на основную публикацию

На что обращать внимание при покупке?

Главное, что следует учитывать автовладельцу, желающему купить электролитический конденсатор для сабвуфера – соотношение его емкости и мощности системы. Правило достаточно простое. Минимальный предел составляет от 650 до 850 мкФ на киловатт. Для упрощения расчетов рекомендуется принимать 1Ф на 1 кВт мощности звуковой системы.

Идеально, если в автомобиль производится установка конденсатора с емкостью, превышающей номинальные показатели. Другие черты хорошего элемента выглядят следующим образом:

  • комплект поставки должен включать все, что нужно для того, чтобы установить электролитический конденсатор в машину. Это и провода, которым подключается усилитель, и специальные защищенные кронштейны, исключающие повреждение оболочки элемента и появление других нештатных ситуаций;
  • импульсное напряжение конденсатора должно составлять 24 В. Это достаточный запас (соответствующий параметр работы бортовой сети составляет от 12 до 18 В), чтобы во время зарядки накопитель не перегревался;
  • для резкой отдачи большой мощности, формирования больших токов, конденсатор обязан иметь мощные разъемы с толстыми подводами и большой площадью. Ответственные компании предлагают изделия с позолоченными контактами;
  • огромным подспорьем, в том числе для удобства контроля состояния накопителя во время эксплуатации, выступают индикаторы заряда. Это может быть простейшая схема с рядом светодиодов или цифровое табло;
  • если нужен накопитель, который можно просто подключать и рассчитывать на долговременную стабильную работу – рекомендуется покупать изделия, оснащенные системой контроля заряда и состояния. Такие модели обязательно комплектуются индикатором.

Последнее, но одно из главных, замечание: экономить на покупке электролитического конденсатора для сабвуфера не стоит. На специализированных форумах можно найти множество примеров, видео и фото разборки дешевых изделий. Они явно и точно показывают несоответствие реальных характеристик заявленным, а также описывают опасность использования подобного типа накопителей.

Перед покупкой электролитического конденсатора стоит обязательно поискать отзывы на специализированных ресурсах. Или – полистать рейтинги и ознакомиться с характеристиками подходящих изделий на сайте их производителей. Сегодня на массовом рынке предлагаются как электролитические конденсаторы, так и достаточно чувствительные к колебаниям температуры ионисторы.

Установка конденсатора в бортовую сеть, кроме сугубо утилитарных результатов в виде стабильной работы акустической системы, имеет еще несколько достоинств. В частности, сглаживаются броски тока при работе системы зажигания. Также, улучшается режим эксплуатации бортового генератора, так как он начинает меньше испытывать броски потребления. И самое главное: установленный конденсатор отлично помогает работе стартера зимой, отдавая мощность в общую сеть.

Устанавливать или нет конденсатор

Конденсатор широко используются на автомобилях любой комплектации, так как улучшают свойства автоусилителя и качество звучания сабвуфера, которые иногда, во время усиления сигнала, могут потреблять большее энергии, чем на тот момент аккумулятор может обеспечить. Даже толщина проводов усилителя сабы, не могут предотвращать провалы в его работе.
Следует учитывать и загруженность электрической системы автомобиля при работающем кондиционере в летнее время или подогрева в зимнее. В таком случае аккумулятор неспособен мгновенно реагировать на скорость потребления тока.
Устранить эти негативные эффекты помогут конденсаторы. Это, по сути, есть не что иное, как электролитический конденсатор большого объема, который подключается параллельно цепи питания усилителя. Он реагирует моментально на повышенную потребность тока и быстро заряжается для выброса новой дозы тока к усилителю.

Реальный конденсатор в схеме

На рис. 5 показан уже знакомый ФНЧ, разве что у конденсатора появилось ESR. Повышая частоту сигнала, можно довести реактанс Xc до пренебрежимо малой величины, тогда как ESR меняться не будет. Переменное напряжение с генератора, приложенное к нагрузке, создаст в цепи переменный ток — правда, он уже не сможет замкнуться накоротко через конденсатор, ведь на его пути оказывается ESR. На этом сопротивлении по закону Ома падает напряжение (U = I*RESR): по-простому это значит, что «перемычка» плохо замыкает пульсации на «землю», и они частично проникают в нагрузку. Чем выше ESR конденсатора, тем слабее ФНЧ подавляет помехи.

На рис. 6 изображён ФВЧ, у конденсатора которого есть ESR. Начиная с некоторой частоты реактансом Xc можно пренебречь, и тогда на пути переменного тока оказывается делитель напряжения из сопротивлений ESR и нагрузки. По закону Ома часть напряжения упадёт на сопротивлении ESR (U = I*RESR), и сигнал пройдёт в нагрузку не полной амплитудой. Чем выше ESR конденсатора, тем хуже ФВЧ пропускает сигналы переменного тока.

Формула расчёта импеданса, или полного сопротивления конденсатора Z, приводится на рис. 6. Она учитывает и активное, и реактивное сопротивление детали. Из формулы можно сделать вывод, что на одинаковой частоте у конденсаторов одинаковой ёмкости будет разный импеданс, если их ESR отличается. Всегда надо выбирать тот, у которого ESR меньше, ведь он с меньшими потерями пропускает через себя переменный ток

Особенно важно это для электролитических конденсаторов — в старой технике они часто высыхают и вздуваются, а иногда и взрываются. Виной тому ESR

Потери на ESR определяются двумя физическими законами. Я уже писал, что по закону Ома при прохождении тока через конденсатор на его внутреннем сопротивлении падает напряжение (U = I*RESR). Важнее, что по закону Джоуля-Ленца на этом же сопротивлении выделяется тепловая мощность (P = U*I или P = I2*RESR). Чем выше ESR и ток через конденсатор, тем сильнее он греется. Это не безобидный процесс — от нагрева электролит испаряется, уменьшая ёмкость конденсатора, а ещё растёт его сопротивление и утечки в диэлектрике. На примере фильтра по питанию рассказываю путь конденсатора от завода до мусорного ведра:

  • из-за негерметичности корпуса электролит понемногу высыхает, его состав меняется;
  • растёт ESR и падает ёмкость;
  • конденсатор оставляет больше пульсаций, которые попадают в нагрузку;
  • эти же пульсации дальше разогревают сопротивление ESR;
  • горячий конденсатор всё хуже и хуже работает, электролит в нём кипит и испаряется;
  • корпус вздувается, защитный клапан трескается и сбрасывает лишнее давление;
  • ёмкость падает, растёт ESR;
  • ещё большие пульсации ещё сильнее разогревают конденсатор;
  • повторять N месяцев, пока устройство не откажется включаться, или не начнёт безбожно глючить, или пока рокот блока питания не станет громче музыки.

Справедливости ради — описанный сценарий больше подходит к импульсным блокам питания и материнским платам, где присутствуют высокочастотные пульсации большого тока. Поскольку на частотах в сотни килогерц реактанс «электролитов» небольшой, основные потери приходятся на разогрев ESR. «ВЭФу» едва ли не грозят ужасы вздутых и разорванных конденсаторов — ёмкости в нём сохнут от старости и изначально низкого качества, а режимы работы весьма щадящие: по питанию они гасят частоты 50-100 Гц, а через межкаскадные «электролиты» не проходит ничего выше 20 кГц. Поэтому в старом радио конденсаторы с высоким ESR ведут себя не агрессивно: то звук исчезнет (ищите межкаскадный «электролит»), то гудение появится («электролит» по питанию), а то и вовсе начнётся визг в динамике (конденсатор в обратной связи УНЧ или же фильтр по питанию какого-то каскада). Меняйте все и сразу, особенно если видите надписи К50-6, К50-16 или К50-35 — теорию подтверждает семилетняя практика и два десятка лично моих приёмников.

Во второй части расскажу, как измерить ESR без транзистор-тестера, а так же покажу, что не так с главным конденсатором и мелкими «электролитами» на плате ДЧМ.

Для чего нужен автоусилитель звука

Встроенный усилитель магнитолы не всегда соответствует заявленным производителем характеристикам. Средние показатели мощности не превышают 18-20 ватт. Даже максимальные показатели в 55 ватт, которые указаны на фронтальной панели аудиосистемы (4х55) не более чем удачный маркетинговый ход, и в условиях эксплуатации никогда не достигаются. Это и обуславливает низкое качество звука, воспроизведенного в автомобиле.
Уровень шума в салоне перекрывает звучание музыки, а при попытке сделать немного громче появляются искажения, снижение амплитуды звучания и другие, неприятные для слуха, вещи. Вот почему людям, которые ценят хороший звук в автомобиле, рекомендуется к имеющейся автомобильной аудиосистеме подключить усилитель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: