Как измерить акустику помещения?

Калибровка с помощью поршневых телефонов и калибраторов звука

А поршневой телефон представляет собой акустический калибратор (источник звука), который использует замкнутый соединительный объем для создания точного звукового давления для калибровки измерительных микрофонов. Принцип основан на поршень механически приводится в движение с заданной циклической скоростью, нагнетая фиксированный объем воздуха, к которому подключен тестируемый микрофон. Предполагается, что воздух сжат адиабатически и уровень звукового давления в камере потенциально может быть рассчитан на основе внутренних физических размеров устройства и адиабатический газовый закон, который требует, чтобы PVγ постоянная, где п давление в камере, V — объем камеры, а γ отношение удельной теплоемкости воздуха при постоянном давлении к его удельная теплоемкость при постоянной громкости. Поршневые микрофоны сильно зависят от давления окружающей среды (всегда требуется поправка к условиям давления окружающей среды) и, как правило, предназначены только для воспроизведения низких частот (по практическим причинам), обычно 250 Гц. Однако поршневые микрофоны могут быть очень точными и стабильными во времени.

Однако имеющиеся в продаже поршневые телефоны не являются вычисляемыми устройствами и сами должны быть откалиброваны с использованием калиброванного микрофона, чтобы результаты можно было отслеживать; хотя в целом очень стабильный во времени, будут небольшие различия в уровне звукового давления, создаваемого разными поршневыми наушниками. Поскольку их выходная мощность также зависит от объема камеры (объема сопряжения), различия в форме и объеме нагрузки между различными моделями микрофона будут влиять на результирующий уровень звукового давления, требуя соответствующей калибровки поршневого телефона.

Звуковые калибраторы используются так же, как и поршневые телефоны, обеспечивая известное поле звукового давления в полости, к которой подсоединен тестовый микрофон. Звуковые калибраторы отличаются от поршневых телефонов тем, что они работают электронно и используют источник с низким импедансом (электродинамический) для обеспечения высокой степени независимой от громкости работы. Кроме того, современные устройства часто используют механизм обратной связи для контроля и настройки уровень звукового давления в полости, чтобы она была постоянной независимо от размера полости / микрофона. Звуковые калибраторы обычно генерируют синусоидальный сигнал частотой 1 кГц; 1 кГц выбран, поскольку A-взвешенный SPL равен линейному уровню на частоте 1 кГц. Звуковые калибраторы также следует регулярно калибровать в калибровочной лаборатории, аккредитованной на национальном уровне, для обеспечения прослеживаемости. Звуковые калибраторы обычно менее точны, чем поршневые телефоны, но (номинально) не зависят от объема внутренней полости и давления окружающей среды.

Тесты частотной характеристики

Самая низкая граница 20 Гц, с длиной волны около 20 метров — это частота, которую мы чувствуем, а не слышим. Этот тест поможет вам оценить нижний предел вашей аудиосистемы.

Ещё один тест сабвуфера.

Этот тест проверяет, используется ли ваш сабвуфер так, как предполагается. То есть вы должны добавить сабвуфер к вашим основным динамикам, чтобы расширить частотный диапазон вашей системы в сторону низких частот, а не повысить уровень низких частот.

Тест средних частот сабвуфера (частота кроссовера)

Имеется два теста: в первом два аудиофайла. Один с частотами (20-80 Гц). Этот файл с ограниченным полосовым шумом и используется для калибровки уровней звука: проиграйте файл, затем отрегулируйте громкость так, чтобы ваш сабвуфер мягко гремел на умеренном уровне. Второй файл состоит исключительно из средних частот, которые должны воспроизводиться только вашими основными динамиками (120-300 Гц). Если ваш саб молчит во время воспроизведения второго файла, он успешно прошел тест! Если нет, вы только что подтвердили, что ваш сабвуфер также выдает средние частоты.

Следующий тест включает файл от самой низкой частоты (50 Гц) до самой высокой (400 Гц). Любое изменение уровня должно интерпретироваться как несоответствие между вашим сабвуфером и колонками. Хуже того, если звук внезапно исчезает, ваша система страдает от заметной дыры в частотной характеристике!

Тест высокочастотного диапазона (8-22 кГц)

Воспроизведите файл, пока не начнете слышать основной тон сигнала при его спуске. Голос за кадром сообщает вам частоту, которую вы достигли. Эта частота более или менее представляет верхний предел вашей аудиосистемы или вашего слуха.

Тест алиасинга

Подробнее об алиасинге читайте здесь. Поскольку тест начинается с воспроизведения частот, которые, вероятно, находятся за пределами вашего слышимого диапазона, вы не услышите ничего, кроме трех начальных звуковых сигналов. Когда тестируемая частота достигает вашего слышимого диапазона, будет слышен высокий тон синусоиды, постепенно снижающийся до 1 кГц.

Если вы слышите что-то другое, ваша звуковая система, вероятно, страдает от (серьезного) алиасинга. В этом тесте алиасинг будет отображаться как увеличение частот вместо уменьшения.

Тест на слышимость тона москита

Когда мы становимся старше, верхний предел 20 кГц уменьшается: с медицинской точки зрения это явление называется пресбикус. Следовательно, можно генерировать высокие частоты, которые будут слышны только подросткам. Поскольку эти высокие звуки неудобны для восприятия, их можно использовать, например, для отпугивания шумящих подростков на улице! Если вы слышите эти частоты, то вам повезло ваши уши в идеальном состоянии.

Аудиограмма в режиме онлайн на слух (125 Гц — 8 кГц)

Имеется несколько файлов на различных частотах: 125 Гц , 250 Гц, 500 Гц , 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц, 8000 Гц.

Интерпретируйте ваши результаты, прослушивая каждый, следующим образом:

-5 дБ: выдающийся слух 0-10 дБ: нормальный слух 20-30 дБ: слабая потеря слуха 40-60 дБ: умеренная потеря 70-80 дБ: серьезная потеря слуха

Функциональные возможности

Наличие гибкой ножки позволяет беспрепятственно менять положение основного капсюля без предварительного перемещения самого микрофона. Для этих целей может использоваться и жесткая ножка с универсальным поворотным креплением. Пользователь может подключить микрофон к своему компьютеру, чтобы проводить конференции через Интернет. Диаграмму направленности можно контролировать переключением ДН. В профессиональных изделиях эта функция активно используется для переключения между разными фронтами работы. Если мастер владеет достаточными навыками, то он может также соорудить выход для наушников, сделав изделие универсальным. Этот вариант характерен для студийной аппаратуры, так как позволяет контролировать качество вокальной записи. Стоит отметить, что наушники чаще всего подсоединяют через mini-Jack. Если нужно снизить уровень сигнала на выходе, то без аттенюатора просто не обойтись. Специалисты используют это приспособление для качественного ослабления громкости звука, чтобы не перегружать оборудование.

Какое оборудование нужно для измерений акустики комнаты?

Микрофонный штатив

Что бы измерить акустику помещения, первое что потребуется, так это обычный микрофонный штатив. Подойдет и любой штатив, с возможностью закрепить микрофон в горизонтальном положении на уровне, примерно 90-100 сантиметров от пола. Не совсем технически правильно – держать микрофон в руках во время проведения измерений.

Почему микрофон нужно установить именно на такой высоте? Обычно, на этой высоте находится голова и уши слушателя музыки, сидящего в своем кресле или на диване перед акустикой. Стоя перед колонками редко кто слушает музыку.

Измерительный микрофон

Так же потребуется измерительный микрофон. Без него ни как не провести измерения. Судя по большому количеству голосов “за” и хороших отзывов тех, кто проводил такие измерения акустики помещений много раз – выберем для работы микрофон Behringer ECM 8000. Микрофон не очень дорогой, но он довольно хороший по качеству.

Но можно купить и Dayton Audio EMM-6 (калибровочный аналоговый измерительный микрофон), miniDSP UMIK-1 (Калибровочный измерительный USB-микрофон).

Хотя, разобравшись с программой, можно провести несколько экспериментов с любым не дорогим конденсаторным микрофоном, петличкой например. И результаты могут быть вполне приличными и достаточными, для оценки акустики помещения. Но не забываем – провести корректировку микрофона.

, разберемся чуть подробнее с микрофонами – какие вообще бывают микрофоны и какой предпочтительнее использовать при проведении замеров акустики помещений и акустических систем. Коротко разберемся в преимуществах и характеристиках.

Микрофонный усилитель

Третий компонент – микрофонный усилитель. Какой усилитель использовать – вариантов не много, но все усилители стоят достаточно дорого (более 150 “зеленых бумажек”) и не каждому по карману купить такое устройство для разового замера своей акустики в помещении.

Список рекомендуемых приборов – микрофонных усилителей для проведения измерений акустики помещения:

  • Steinberg UR22 MkII USB audio interface
  • miniDSP 2×4 HD DSP / Equaliser / USB DAC / crossove
  • Focusrite Scarlett Solo USB audio interface

Моё мнение по поводу микрофонного усилителя

Многие проводят измерения не используя специально купленных для измерений усилителей. Они проводят измерения, подключив микрофон непосредственно подключив его к микрофонному входу ноутбука или компьютера.

Иначе говоря, используют возможности звуковой карты компьютера. Но это не всегда хороший вариант, так как не в каждом компьютере устанавливается хорошая звуковая плата или подходящий для этих целей чип.

Я считаю, что микрофонный усилитель для измерения акустики помещений и акустических систем нужен. Много разговоров на форумах по поводу использования микрофонных усилителей: использовать специальный усилитель или достаточно простой самоделки.

Спорить то можно, но сделав самодельный усилитель можно достичь нужного результата за небольшие деньги. Но купить специальный усилитель и не заморачиваться на поисках схемы, деталей, пайке и настройке – за это можно и заплатить.

Кто на что способен и готов: потратится на хороший готовый усилитель или собрать свой для конкретно выбранного микрофона. Выбор есть!

Какое оборудование нужно для измерений акустики комнаты?

Микрофонный штатив

Что бы измерить акустику помещения, первое что потребуется, так это обычный микрофонный штатив. Подойдет и любой штатив, с возможностью закрепить микрофон в горизонтальном положении на уровне, примерно 90-100 сантиметров от пола. Не совсем технически правильно – держать микрофон в руках во время проведения измерений.

Почему микрофон нужно установить именно на такой высоте? Обычно, на этой высоте находится голова и уши слушателя музыки, сидящего в своем кресле или на диване перед акустикой. Стоя перед колонками редко кто слушает музыку.

Измерительный микрофон

Так же потребуется измерительный микрофон. Без него ни как не провести измерения. Судя по большому количеству голосов “за” и хороших отзывов тех, кто проводил такие измерения акустики помещений много раз – выберем для работы микрофон Behringer ECM 8000. Микрофон не очень дорогой, но он довольно хороший по качеству.

Но можно купить и Dayton Audio EMM-6 (калибровочный аналоговый измерительный микрофон), miniDSP UMIK-1 (Калибровочный измерительный USB-микрофон).

Хотя, разобравшись с программой, можно провести несколько экспериментов с любым не дорогим конденсаторным микрофоном, петличкой например. И результаты могут быть вполне приличными и достаточными, для оценки акустики помещения. Но не забываем – провести корректировку микрофона.

, разберемся чуть подробнее с микрофонами – какие вообще бывают микрофоны и какой предпочтительнее использовать при проведении замеров акустики помещений и акустических систем. Коротко разберемся в преимуществах и характеристиках.

Микрофонный усилитель

Третий компонент – микрофонный усилитель. Какой усилитель использовать – вариантов не много, но все усилители стоят достаточно дорого (более 150 “зеленых бумажек”) и не каждому по карману купить такое устройство для разового замера своей акустики в помещении.

Список рекомендуемых приборов – микрофонных усилителей для проведения измерений акустики помещения:

  • Steinberg UR22 MkII USB audio interface
  • miniDSP 2×4 HD DSP / Equaliser / USB DAC / crossove
  • Focusrite Scarlett Solo USB audio interface

Моё мнение по поводу микрофонного усилителя

Многие проводят измерения не используя специально купленных для измерений усилителей. Они проводят измерения, подключив микрофон непосредственно подключив его к микрофонному входу ноутбука или компьютера.

Иначе говоря, используют возможности звуковой карты компьютера. Но это не всегда хороший вариант, так как не в каждом компьютере устанавливается хорошая звуковая плата или подходящий для этих целей чип.

Я считаю, что микрофонный усилитель для измерения акустики помещений и акустических систем нужен. Много разговоров на форумах по поводу использования микрофонных усилителей: использовать специальный усилитель или достаточно простой самоделки.

Спорить то можно, но сделав самодельный усилитель можно достичь нужного результата за небольшие деньги. Но купить специальный усилитель и не заморачиваться на поисках схемы, деталей, пайке и настройке – за это можно и заплатить.

Кто на что способен и готов: потратится на хороший готовый усилитель или собрать свой для конкретно выбранного микрофона. Выбор есть!

Программы для измерений

Нам нужно измерить акустику помещения. Для проведения таких измерений и получения наглядных графиков в компьютере можно использовать любые программы – их очень много. Большинство из них профессиональные, очень навороченные и только платные.

Ниже совсем маленький список программ, которые многие профессионалы используют для замеров акустики и помещений:

  • ULYSSES это программа, разработанная для быстрой и точной оценки и моделирования акустических параметров помещений. https://www.ifbsoft.de
  • ODEON – Room Acoustics Software. Профессиональная программа http://www.odeon.dk
  • EASE v3.0 программа акустического моделирования больших помещений (стадионы, церкви, арены, театры и т.п.). Предназначена для инсталляторов, архитекторов, инженеров, строителей. https://www.renkus-heinz.com
  • PRAXIS это сложная измерительная система, использующая большие возможности Windows. Предназначена для профессионалов. http://www.libinst.com/PraxisMoreInfo.htm
  • Room EQ Wizard. Это для анализа акустики помещения, для измерения и анализа характеристик помещения и громкоговорителей. Состав:
    • инструменты для генерации звуковых тестовых сигналов;
    • проведение измерений SPL и импеданса;
    • замеры частотных и импульсных характеристик;
    • измерение искажений;
    • создание графиков фазы, групповой задержки и спектрального затухания;
    • создание графиков анализатора в реальном времени (RTA);
    • расчет времени реверберации;
    • расчет параметров Тиля-Смолла;
    • определение частот и времен затухания модальных резонансов;

Вот последняя из списка – программа, которую используют практически все, кто интересуется акустикой и качественным звуком в домашних условиях. Она интуитивно понятна и имеет достаточно средств для получения исчерпывающей информации.

Не реклама программы, а просто на многочисленных форумах пишут и задают вопросы именно про эту программку.

Room EQ Wizard

Скачать программу для измерения можно и нужно с официального сайта Room EQ Wizard.  Она распространяется на безоплатной основе и доступна для любой операционной системы. На главной странице скачиваем нужную версию приложения (для любой операционной системы)

Приложение Room EQ Wizard предназначено для анализа акустических параметров помещения и получения данных, необходимых для коррекции частотных характеристик.

Запускаем программу. Для начала нужно откалибровать сам микрофон, что бы он корректно выдавал показания. Потом можно проводить измерения.

Включается тестовый сигнал генератора. Колонками воспроизводится весь спектр частот. Микрофон слушает этот сигнал, программа записывает и выдает результаты в виде АЧХ графика.

Это очень коротко о работе с программой, потому что там не всё так просто и в двух словах не рассказать. Много тонких настроек. На просторах интернета много роликов, в которых рассказывают о тонкостях калибровки микрофона, настройках программы, её возможностях и преимуществах.

Вероятно, позднее, для раскрытия этого вопроса будет написана статья, а может и не одна. Но в уже имеющихся видеороликах более наглядно и понятнее  выглядят пояснения по работе с программой. Стоит только правильно задать вопрос поисковику.

Как правильно использовать виброкалибратор для проверки прибора?

Вопрос: В нашей лаборатории есть виброметр Экофизика и виброкалибратор КВ-160. Как правильно использовать виброкалибратор для проверки прибора? Как часто и насколько обязательно это делать?

Ответ    

    Чтобы понять, нужно ли проводить проверку калибровки виброметра, следует обратится к нормативному документу,  которым руководствуется лаборатория при измерениях вибрации.

     Если при измерениях вибрации руководствоваться  аттестованными методиками,  разработанными нашим объединением, то требование о проведении калибровки виброметров является рекомендуемым.  Общая проверка работоспособности и правильности настройки прибора при этом  обязательна.

     Проверка калибровки – это проверка измерительного тракта. Её проводят до и после серии измерений, что бы убедиться в правильности работы прибора во время измерений.

Для проверки калибровки приборов Октава и Экофизика  нужно:

  1. Подключить акселерометр  к прибору,  включить его  и зайти в режим измерения. Не следует заходить в сервисные режимы для настройки прибора – «Автокалибровка»,  «Калибровка», «Диспетчер датчиков» и т.п;
  2. Запустить измерения, нажать клавишу меню и выбрать окно  График (Спектр-Да и т.п.);
  3. – при работе с однокомпонентными  датчиками:а) закрепить датчик на калибраторе с помощью шпильки или мастики;б) выбрать отображение третьоктавного спектра и усреднение 5 сек (либо Slow);в) на приборе, установить курсор на полосу частот, которая наиболее близка к частоте работы калибратора, обычно это 160 Гц;г) включить калибратор, выждать 10-20 секунд, сравнить показания с уровнем, выдаваемым калибратором по свидетельству. Если разница не превышает допустимой, проверка калибровки считается успешной.

    – при работе с трёхкомпонентными датчиками:а) закрепить датчик на калибратор таким образом,чтобы проверяемая ось датчика была направлена вдоль рабочей оси калибратора,б) выбрать отображение третьоктавного спектра и усреднение 5 сек (либо Slow);в) на приборе, установить курсор на полосу частот, которая наиболее близка к частоте работы калибратора, обычно это 160 Гц; г) включить калибратор, выждать 10-20 секунд, сравнить показания с уровнем, выдаваемым калибратором по свидетельству. Если разница не превышает допустимой, калибровка считается пройденной.д) повторить пункты а-г для остальных осей вибродатчика.

     При работе с приборами Октава и Экофизика проверка калибровки считается пройдённой, если измеренное в режиме индикации “1/3-октавный анализатор” значение совпадает с уровнем калибратора в пределах  ±0,4 дБ.  Это допускаемое отклонение указано в методике выполнения прямых однократных измерений. Для большинства приборов Октава и Экофизика эта методика содержится в приложении к руководству по эксплуатации МИ ПКФ-12-006, а для остальных – непосредственно в руководстве по эксплуатации.

2 Состав поверочной установки

В состав акустической поверочной установки обычно включают:

эталонный микрофон;

электростатический возбудитель (актюатор);

акустический калибратор;

•контроллер с высокоточными ЦАП и АЦП, например BC-301;

•ПК со специальным программным обеспечением.

В состав системы BC-321 дополнительно включается камера малого объема (КМО).

Акустический калибратор — это устройство, которое подает на микрофон сигнал
звукового давления известного уровня и частоты.

Рисунок 2 — Акустический калибратор
Bruel
& Kjaer 4231

Рисунок 3 — Акустический калибратор
Bruel
& Kjaer 4226

На рисунке выше показан акустический калибратор 4231 фирмы Bruel & Kjaer. Он на частоте 1000
Гц может поддерживать два уровня звукового давления —  94 и 114 дБ.

Есть модели калибраторов (например, 4226 фирмы Bruel & Kjaer), поддерживающие
фиксированный набор частот, например – октавный ряд. Однако такие калибраторы
имеют достаточно высокую цену.

Актюатор – это устройство, которое
позволяет имитировать воздействие звукового поля по давлению через
непосредственное воздействие звукового поля на мембрану микрофона.

Рисунок 4 — Актюатор BC-335 производства ВИСОМ

Рисунок 5 — Актюатор производства Bruel&Kjaer

С помощью актюатора определяется частотная характеристика
микрофона.

Принцип действия актюатора показан на рисунке ниже.

Рисунок 6 — Принцип действия электростатического актюатора

1.Актюатор

2.Капсюль микрофона

3.Предусилитель

4.Блок питания предусилителя

5.Вольтметр

6.Резистор (10 МОм)

7.Конденсатор (5 нФ)

8.Источник постоянного напряжения

9.Генератор

На пластину актюатора подаётся сумма постоянного и
переменного напряжения. При этом под действием электрического поля начинает
колебаться мембрана микрофона. Наиболее подробная информация об
электростатических актюаторах находится в IEC 61094-6:2004
Electrostatic actuators for determination of frequency response .

В состав системы BC-321 входит также камера
малого объема
.

Рисунок 7 — Камера малого объема ВС-323 из состава системы BC-321

КМО применяется для получения чувствительности микрофона
методом сличения.  Метод сличения заключается в том, что эталонный и поверяемый
микрофоны подвергаются воздействию одинакового звукового давления. В этом
случае отношение чувствительностей микрофонов равно отношению напряжений на
выходах этих микрофонов. Чувствительность поверяемого микрофона Mпов определяется через чувствительность
эталонного микрофона Mэт и отношения
напряжений Uпов/Uэт
по формуле:

(1)

КМО образует замкнутое пространство, к которому через
отверстие верхней части подключен высококачественный возбудитель акустических
колебаний. Мембраны микрофонов в КМО образуют часть внутренних стенок камеры.

Для предотвращения возможности повреждения мембран
микрофонов избыточным давлением при их установке и удалении из КМО в нижней
части камеры имеется отверстие, которое закрывается на время поверки микрофонов
для обеспечения её герметичности. Для этой же цели служат дополнительные
резиновые кольца, расположенные в пазах стенок отверстий для установки
микрофонов.

Для того, чтобы звуковое воздействие на поверяемый и
эталонный микрофон было бы одинаковым, наибольший размер камеры Lдолжен быть много меньше длины
звуковой волны λ в воздухе.  Это ограничивает максимальный рабочий
диапазон КМО до 5 кГц.

Однако наличие камеры малого объема является серьезным
преимуществом, так как она позволяет при поверке заменить дорогостоящий
многочастотный калибратор.

Направленность

Этот параметр отображает чувствительность изделия к основному месту расположения звука. Сегодня каждый мастер может соорудить своими руками измерительный микрофон, который будет подходить под определенную направленность:

  • Суперкардиоидная. Звук воспринимается довольно узко, частично улавливается шум, который доносится с задней стороны установки.
  • Кардиоидная. Микрофон воспринимает только те звуки, которые идут спереди. Гиперкардиоидная. «Задняя» зона преобладает над всеми остальными.
  • Восьмерка. Изделие одинаково хорошо воспринимает звук, доносящийся спереди и сзади.

Самодельный измерительный микрофон может быть всенаправленным. Такие изделия прекрасно воспринимают звук с любой точки. Усовершенствованные модели могут оснащаться универсальным переключателем, который позволяет регулировать необходимые параметры.

4 Проведение поверки микрофонов

В настоящее время поверка и калибровка микрофонов производится с помощью различных автоматизированных систем. Широкое применение подобных систем обеспечивает точность измерений, позволяет избежать негативного влияния «человеческого фактора» и сократить время измерений.

К сожалению, практически все автоматизированные системы поверки и калибровки производятся за рубежом и имеют достаточно высокую стоимость, что обуславливает их труднодоступность.

Предлагаемое решение – система измерительная виброакустическая BC-321 является рабочим эталоном по ГОСТ Р 8.765-2011 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Государственная поверочная схема для средств измерений звукового давления в воздушной среде в диапазоне частот от 2 Гц до 100 кГц.

Рассмотрим процесс поверки микрофонов с помощью данной системы.

Куда направлять измерительный микрофон?

Очередной вопрос. Куда и почему именно туда нужно направлять микрофон? Попробуем коротко разобраться. Выводы в конце. И нужно учитывать – какой микрофон используется, какую направленность диаграммы он имеет.

В первом случае, представим, что микрофон установлен на уровне высокочастотного динамика на расстоянии 1 метр. Это, как бы, идеальный вариант измерения АЧХ акустики в целом и конкретно этого динамика.

Снимаем показания, потом отворачиваем микрофон совсем чуть в сторону, на несколько градусов. Снимаем показания снова. И показания АЧХ меняются кардинально. Могут вылезти горбы и появиться провалы.

Следующий вариант. Ставим микрофон в точке, которая подразумевает место слушателя.

Здесь уже наверняка не будет того “нужного метра”. И микрофон уже будет “слушать две акустические системы (тут речь уже не идет о замерах АЧХ динамиков). Микрофон слышит оба канала в одной точке. Плюс отраженные сигналы.

А теперь отнесем микрофон чуть влево и пусть микрофон “послушает” теперь. Вновь появятся значительные “искажения”, которых не было в “идеальной” точке. Что мы тут слушали, акустические колонки или акустику помещения?

Третий вариант – как пример измерения акустики помещения. Иначе никак у меня не получается понять это. Этот же микрофон устанавливается в противоположном углу помещения от акустических систем.

Что теперь будет “слышать” микрофон? Получается, что он будет “слушать” акустику самого помещения и не всего, а только в той точке, где он находится.

Попробую подвести итог

Повторюсь, что это сугубо мои размышления и мысли. Ничего не доказываю и не спорю. Пытаюсь разобраться и понять.

К чему мы пришли? Какие результаты мы ожидали? Какой микрофон мы использовали, какой направленности (ведь от этого зависит поле, которое мы хотели измерить)? Что мы измерили вообще? Появилось ещё больше вопросов.

Какой микрофон нужен для того, что бы посмотреть АЧХ звука от колонок, именно в том месте где сидим и слушаем? Микрофон с узконаправленным полем или кардиоидный?

Нужно направлять его строго на колонку (колонки), что бы “услышать” (увидеть АЧХ от акустики). Или нужно микрофон направлять в ту сторону, куда “слушает” наше ухо, от куда идут все звуковые составляющие, излучаемые акустической системой?

Ведь в том месте куда “слушает” наше ухо – очень много отраженного сигнала, резонирующих факторов, которые микрофон просто не услышит, когда он смотрит строго на акустику.

Дополнение

Более распространена ситуация, когда расположение ушей слушателей находится выше или ниже оси твиттеров. Но замеров АЧХ при смещении микрофона вверх или низ не делают, так как подобные замеры покажут катастрофические искажения АЧХ почти у любой акустики. Вплоть до уровней +-20Дб.

Расстояния от правой и левой колонок и ушами слушателя не бывает одинаковым. Если посмотреть , то в идеале все стороны виртуального треугольника должны быть равны (почему-то так считается). Но разница в расстоянии от левой и правой АС всего в 11 сантиметров приводит к противофазности звучания каналов на частоте 3 кГц и выше.

Наилучшая фокусировка звуковых волн происходит под углом около 15 градусов. А совсем не по правилам равнобедренного треугольника.

Человек слышит в основном вперед, а не в сторону. Звуковой поток, от различного угла входа в ушную раковину, меняется на значения порядка +-20Дб. И ни кто не знает, каким должен быть «правильным» этот угол входа в ушную раковину.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями – напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.

Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке – очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Краткий итог по микрофонам

Электретные микрофонные капсюли, примерно как на картинке, стоят не дорого, но это не говорит об их плохом качестве. Их очень часто устанавливают в измерительные микрофоны наивысшего качества.

Так же их используют в микрофонах для записи природы и в других местах, где требуется высокая чувствительность. Эти микрофоны имеют относительно низкий уровень собственных шумов, в то же время –  широкий частотный диапазон.

«Настоящие» конденсаторные (они же «ёмкостные») микрофоны обычно превосходят большинство электретных микрофонов по качеству и параметрам.

А это может свидетельствовать о том, что они больше не являются “дешевыми игрушками для увеселительных целей”, как считалось ранее.

Так что, вернемся к вопросу – можно ли самому сделать себе оборудование для проведения измерения акустики помещения и акустических систем? Да, вполне можно!

И очень даже вероятно, что качество измерений через самодельный микрофонный усилитель и сделанный своими руками непосредственно микрофон – будут давать отличный результат. И по затратам это будет значительно дешевле, чем покупать готовые микрофон и усилитель для него.

Но опять же, если есть голова, знания, руки и все исходные материалы – удачи в делах! А когда нет навыка, но хочется постичь эту науку – тогда лучше купить готовое и проверенное оборудование. Снова – выбор есть и он за вами!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: