Что осталось от советских заводов магнитофонов

Электрофоны

Квадрафонический электрофон «Феникс-002-квадро» выпускался Львовским заводом телеграфной аппаратуры 1977 года.

Первый отечественный квадрафонический стационарный электрофон высшего класса »Феникс-002-квадро» обеспечивает: квадрафоническое воспроизведение фонограмм от внешних источников; псевдоквадрафоническое воспроизведение стереофонических и псевдостереофоническое воспроизведение монофонических записей с грампластинок всех стандартных форматов и от внешнего магнитофона; обычное воспроизведение моно и стереофонических записей от ЭПУ и магнитофона; перезапись фонограмм с грампластинок на магнитную ленту. Встроенное в электрофон стереофоническое двухскоростное электропроигрывающее устройство высшего класса 0-ЭПУ-2С — снабжено магнитной головкой ГЗМ-105 с алмазной иглой, обеспечивающей высококачественное воспроизведение, при минимальном износе грампластинок. Скатывающая сила устраняется устройством компенсации бокового усилия. С целью уменьшения детонации звука в ЭПУ применен массивный диск, который приводится во вращение тихоходным синхронным электродвигателем с помощью эластичного пассика. Двигатель питается от специального усилителя с задающим генератором, частота которого определяет частоту вращения диска. Встроенное стробоскопическое устройство и ручка регулировки, дают возможность в некоторых пределах изменять частоту задающего генератора и соответственно частоту вращения диска. В ЭПУ имеется ручной и автоматический микролифт, автостоп и механизм возврата звукоснимателя в исходное положение, после окончания проигрывания грампластинки. Четырехканальный усилитель электрофона »Феникс-002-квадро» — содержит четырехканальный предварительный усилитель с раздельной регулировкой тембра по низшим и высшим звуковым частотам. Кроме того, в модели имеется устройство, обеспечивающее эффект псевдоквадрафонии, двухканальный разностный преобразователь, состоящий из фазоинверторов и усилителей. Усилители мощности и блок питания в модели такие же, как в электрофоне — »Феникс-001-стерео». На входах усилителей мощности каждого канала имеется индивидуальный регулятор уровня. Для прослушивания записей электрофон комплектуется четырьмя двухполосными громкоговорителями типа »20АС-5», каждый из которых содержит по четыре низкочастотные головки 4ГД-43 и по две высокочастотные головки ЗГД-31. Предусмотрена также возможность прослушивания записей на квадра и стереотелефоны. Технические характеристики: Номинальные частоты вращения грампластинок — 33 и 45 об/мин. Номинальная выходная мощность каждого канала при коэффициенте гармоник 1% — 15 Вт. Номинальный диапазон рабочих частот по звуковому давлению при неравномерности АЧХ ± 6 дБ, 63…18 000 Гц. Коэффициент детонации ±0,15%. Уровень помех от вибрации -60 дБ. Уровень электрического фона -50 дБ. Потребляемая мощность — 180 Вт. Габариты электрофона 640х460×210 мм. Одного любого громкоговорителя (АС) 440x315x255 мм. Масса, не более: электрофона с крышкой ЭПУ — 30 кг, одного любого громкоговорителя — 10 кг.

Литература:

  1. Описание электрофона «Феникс-002-квадро», его схемы в справочнике Н.В.Анисимова.
  2. Журнал «Радио» № 11 за 1977 год.

Элементная база — военная и мирная

Вопрос номиналов в СССР стоял особенно остро. Элементная база — все эти транзисторы, диоды, резисторы, конденсаторы — разрабатывалась прежде всего под нужды военной промышленности. На «бытовуху» шли детали после отбраковки, в их маркировке была соответствующая разница. Те же, что изготавливались не для военных нужд, часто необходимо было тщательно проверять на соответствие номиналам.

Все это в очень ограниченных количествах выплескивалось в магазины «Юный техник», а главное — к тем же спекулянтам, у которых и можно было реально купить заветную детальку, маркированную «звездочкой». Любой радиолюбитель средней руки знал, что в свежекупленном усилителе стоит сразу поменять электролиты по питанию и конденсаторы в аудиотракте, заодно проверив все параметры — и аппарат станет соответствовать своему классу, будьте уверены!

Ария эф 5303 стерео обслуживание

Всем привет!Прошу помочь с ремонтом Арии ЭФ-5303 стерео. Схему прикрепил.

Я в радиоэлектронике совсем котёнок. Паяльник в руках держать умею, транзистор от резистора отличаю, но не более. А отремонтировать данный агрегат очень хочется.Достался он мне за символическую плату. Пломбы были на месте. Неисправностей 2:

1. Пластинка медленно крутится.Регулятор оборотов на максимум, переключатель частоты вращения в нужном положении, а он тянет как кассетный плеер с севшими батарейками. Что делать? Пассик живой, сам мотор от руки вращается плохо. Не туго, а именно плохо, как будто его магниты внутри тормозят. С конструкцией данной модели моторчика не знаком, не знаю как должно быть. Да, питание на плату управления двигателем приходит не +- 12В, а +- 11,4. Мерял китайским мультиметром.

2.Не работает левый канал усилителя. Сигнал на вход приходит. Уровень сигнала на обоих каналах примерно одинаков. Замерять нечем, для исследования использовал высокоомный телефонный капсюль, прослушивая сигнал поданный на линейный вход. По неопытности, я надеялся прослушивая по ходу схемы найти неисправный элемент, но ничего не получилось. Звук пропадает уже за R15 (На другом канале слышно и дальше). Может, пропадает он не полностью, но снижается раз в 20 точно, почти ничего не слышно. Далее. Питается канал напряжением +33,5В. На выходе левого канала перед конденсатором С16 постоянка +33В. На Т13 звука нет. На эмиттере 0, на коллекторе и на базе +5В. На Т14 и на эмиттере и на коллекторе и на базе +33,2В. Да, С16 в реале К50-12 1000 мкФ, 25В.В чём может быть поломка?

Источник

Ремонт и модернизации отечественного электропроигрывателя «Ария-102-стерео»

Хочу поделиться опытом ремонта и модернизации довольно распространенной отечественной вертушки «Ария-102-стерео». Решил написать по причине периодического появления подобных тем. Найти инструкцию по ремонту на него очень просто. Более того, забегая вперед, скажу, что результат оказался для меня совершенно неожиданным — не надеялся получить достойный звук от такой конструкции!

Из особенностей вертушки: прямой электромеханический привод диска, электронный микролифт, необычная конструкция тонарма, оптический автостоп.

Выполненные работы можно разделить на несколько этапов. Сначала был сделан ремонт и замена вышедших из строя радиокомпонентов. В моем случае нужно было поменять конденсаторы, которые потеряли емкость, в результате чего не работал микролифт и автостоп.

Дальше пришлось сделать регулировку узлов аппарата. Я разобрал привод стола, смазал его и собрал обратно. С ним проблем не возникло, а вот потом все пошло не так гладко. Вероятно, сборка на предприятии была не очень-то высокого качества, поскольку находящиеся под заводским лаком регулировочные винты были настроены неправильно. Тонарм при повороте двигался с заеданием. Причина скрывалась в шторке автостопа — ее криво установили и она касалась корпуса.

Также было обнаружено заедание при перемещении тонарма вверх-вниз. Оно возникало из-за неправильной регулировки винтов тонарма под пластиковой крышечкой

Обратил внимание, что в более раннем проигрывателе «Радиотехника ЭП-101-стерео», несмотря на всю примитивность и похожесть конструкции тонарма, на выходе был очень достойный звук. А в этом проигрывателе с тонармом все очень плохо

Следующий этап — модернизация. Я решил полностью перебрать тонарм и собрать и отрегулировать все как надо. По итогам нашел виновников некачественной работы тонарма — это узел с пружинками на фото и установка трех жил вместо пяти. Все это было удалено и сделано уже по правилам.

Заменил проводку тонарма на то, что было не жалко, ведь результат на тот момент был еще не известен, поэтому поставил МГТФ. Его многие критикуют, но в данном случае он оказался вполне уместен. Из тонарма у меня выходят пять жил: четыре идут на головку и пятая на корпус тонарма (для нее есть специальное место крепления). Штатный кабель до фонокорректора без земли я заменил на балансный кабель. У меня в наличии был Supra Dual, но вполне подойдет и другой микрофонный кабель с двумя жилами внутри и общим экраном. Кабель распаян согласно схеме.

В проигрывателе из кабеля выходят четыре жилы, которые соединяются с четырьмя жилами тонарма

Экран от кабеля никуда не соединяется — это важно. Еще параллельно кабелю идет земляной провод. Одним концом он соединяется с землей фонокорректора, а вторым заходит в проигрыватель и соединяется с землей тонарма

Еще мне пришлось подсоединить к нему отдельный провод (он тоже синего цвета, как и земля) и пустить его на дно — в нем есть специальный контакт для подсоединения земли

Одним концом он соединяется с землей фонокорректора, а вторым заходит в проигрыватель и соединяется с землей тонарма. Еще мне пришлось подсоединить к нему отдельный провод (он тоже синего цвета, как и земля) и пустить его на дно — в нем есть специальный контакт для подсоединения земли.

В итоге — вертушку просто не узнать. Тонарм получил необходимую подвижность, никакого рокота или помех теперь вообще нет. Еще заменил родной мат на фетровый и штатную головку на AT95EBL.

Можно и дальше вести усовершенствование по пути утяжеления стола, повышения виброразвязки, но я решил остановиться на том, что есть.

Источник

Проигрыватель радиотехника ария 102 стерео настройка

Можно сказать, что радиопромышленность Советского Союза немного не дожила до первого «малого винилового ренессанса», который состоялся где-то в второй половине 1990-х годов. Правда, развития он не получил, да и затронул, в основном, заокеанскую аудиофильскую общественность

Впрочем, последние модели проигрывателей грампластинок, которые успели выпустить радиозаводы бывших союзных республик, на их внимание и не претендовали

  1. Которые выпускались в бывшем СССР
  2. Вега ЭП-122-стерео
  3. Ария ЭФ-5303-стерео
  4. Волна ЭФ-307-С-1
  5. Сириус ЭФ-330С
  6. Феникс ЭП-109-стерео
  7. Ария ЭФ-5208-стерео
  8. Романтика ЭП-227С
  9. Проигрыватель Ария оснащен иглой ГЗМ 105.
  10. 5 альбомов
  11. Информация о товаре
  12. Рекомендации по Ария 5303
  13. Из минусов Ария 5303 :
  14. Re: Ария-102: доработка и профилактика
  15. Совет по Ария 5303
  16. Re: Ария-102: доработка и профилактика
  17. Схема, инструкции на Ария 5303 можно скачать ЗДЕСЬ бесплатно

Которые выпускались в бывшем СССР

Можно сказать, что радиопромышленность Советского Союза немного не дожила до первого «малого винилового ренессанса», который состоялся где-то в второй половине 1990-х годов. Правда, развития он не получил, да и затронул, в основном, заокеанскую аудиофильскую общественность

Впрочем, последние модели проигрывателей грампластинок, которые успели выпустить радиозаводы бывших союзных республик, на их внимание и не претендовали

На первом месте — Электроника Б1 01

Споры не утихают, что лучше — Б1 01 либо Электроника 017, но Электроника Б1 01 – это, пожалуй, самый лучший вертак из Советского союза. Внешний вид неплохой, отличный антискейтинг, приборы управления выполнены не в пластике, а из алюминия.

Из плюсов тоже хотелось бы отметить хороший отличный тяжелый диск. Электроника Б1 01 была разработана группой из Тбилиси, за что им большое-большое спасибо.

У Электроника Б1 01 ремённая передача, литой мощный цинковый диск, кстати, довольно инерционный, низкоскоростной электрический двигатель, отличная механическая развязка шасси, с фиксированным электродвигателем.

Литая верхняя панель сделана из алюминия и оснащена ребрами жесткости. После переделки данного двигателя получается шикарный высококачественный звук. Данный аппарат звучит намного лучше, чем западные аналоги среднего уровня.

Не стоит принижать советскую технику — при наличии прямых рук и небольших доработок вы получаете хорошее качество звучания и экономите массу средств.

Ответы

«Подскажите, в чем может быть проблема.»

Проблема в самом электрофоне-пора познакомить его с мусорным баком.

1. Положить свежую смазку.

2. Заменить пассик

Если не помогло, значит двигатель не получает полноценного питания, это — к мастеру.

Можно пока и не выкидывать, ГЗМ-105 не такая уж и плохая голова. Если хорошо сохранилась, пластинки сильно пилить не будет. А это — главный критерий в эксплуатации столь старой техники.

Не соглашусь, наши ГЗМ-105 очень нехорошие ( ну, а 205 еще хуже). Одно время было доступно около десятка шт, для опытов. Есть способы размягчить подвес и восстановить подвижность иглы (со временем высыхает), но это не решает проблему самой тушки. От них только можно брать кантилевер с кристаллом и пересаживать на другую головку, что и делал. А вот ГЗМ-005 уже намного лучше.

По крайнем мере ГЗМ-105 примерно такого же уровня, что и MF-100, самая, пожалуй, распространенная. Конечно, ГЗМ-005 лучше. Про высыхание с течением времени не подумал. А если менять голову на новую, то экономическая целесообразность оживления этого аппарата требует повторного пересмотра.

Сравнивал ГЗМ-105, MF-100, MF-101. Причем в стоке и после процедуры восстановления подвижности магнитной системы. MF100 оказалось самой лучшей. Но под неё нужно шелл модифицировать или клин использовать на обычном тонарме. А MF101 лишь немного лучше ГЗМ-105. Но учитывая, что состояния головок могут быть разными, то MF101 может быть и хуже.

А вообще лучше купить или АТ95, или Ortofon OM5E — это все лучше наших старых, хотя бы по причине не высохшего подвеса иглы.

Из наших только гзм-043 понравились и то по причине, что они были самые свежие и новые из коробки. Не было нужны возится с подвесом.

Ушли параметры в плате управления двигателем. Увы , ремонт будет стоить дороже Aria EF-5303-Stereо.

у меня головка звукоснимателя AT95EBL, посмотрел в каком состоянии пасик, чесно не знаю как сильно он олден быть натянут, но кажется он слегка растянулся, попробую заменить и смазать, спасибо за совет:)

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Источник

Что стало с заводом после развала СССР

Развал Советского союза печально отразился на промышленности СССР. Обанкротились и ликвидировались сотни предприятий, тысячи людей остались без работы.

В том числе, после закрытия завода нефтеавтоматики, без работы остался и мой отец. Мама, работавшая на швейной фабрике, полгода получала зарплату тканями и фурнитурой.

Руководители завода.

О былой славе предприятия напоминает лишь его продукция, которая, к слову, у некоторых до сих пор функционирует. Вот что означает советское качество товаров.

Признайтесь, а у вас сохранились раритетные телевизоры или радиоприемники Каунасского завода? А может, кто-то до сих пор пользуется литовской электронной техникой?

*Предупреждаем, алкоголь вредит вашему здоровью!

Ценность проигрывателей грампластинок

Не секрет, что советские разработчики копировали иностранные аналоги. Именно эти копии довольно ценны для меломанов. Но особый интерес представляет профессиональное оборудование, изготовленное за границей. В целом, ценообразование электропроигрывателей винила формируется достаточно свободно.

Оценка электропроигрывателей весьма относительна, однако можно привести базовые факторы, влияющие на стоимость:

  1. Качество стола: материалы, насколько хорошо реализована балансировка, поддержка, виброразвязка.
  2. Исполнение привода: прямой или передаточный, уровень шума, точность удержания скорости, возможность подстройки вращения.
  3. Форма тонарма, его регулировка, как он сбалансирован относительно противовеса.
  4. Головка звукоснимателя: MI, MM, MC, пьезо.
  5. Обеспечение скоростей 16, 33⅓ (LP), 45, 78.
  6. Присутствие встроенного фонокорректора.
  7. Наличие автостопа.
  8. Оптическая стабилизация скорости.


ЭП-101

На десятом месте — Вега 002

Самый лучший из электрофонов СССР. У него присутствуют тяжелый огромный стол, лакированная верхняя панель, бока, передняя панель. Отличный вертак для начального уровня. Запомните — Вега 002.

Кстати, у него имеется очень хороший тяжелый литой диск, и в комплекте идут две акустические системы 10-МАС-1. Вообще, у электрофона Вега 002 было видоизменений очень-очень много.

Какие плюсы у данного вертака – тяжелый, массивный стол Unitra G600V, с отличным, классическим пасико-роликовым приводом.

Вега 002 – это электрофон начального уровня за небольшую цену. Когда-то он стоил довольно дорого. Миллионы аудиофилов и меломанов начали приобщение к винилу именно с данного вертака — Вега 002.

Романтик

Первая модель «Романтика» появилась в середине 60-х. Это был портативный транзисторный магнитофон. Далее последовали различного рода модификации. Например, «Романтик-6» отличался отменным качеством и слыл наиболее востребованным магнитофоном в 80-х.

Выпуском проигрывателей данной марки занимался Горьковский завод имени Петровского в Нижнем Новгороде. Предприятие работает и сейчас, предлагая различные продукты военного, промышленного и гражданского назначения.

Кроме того, выпуском «Романтиков» занимался Петропавловский завод имени Кирова, расположенный в Казахстане. Он также сохранил свои мощности, но, в отличие от Петровского, отошел от оборонного производства, несмотря на то, что во Вторую мировую этот завод был одним из главных поставщиков продукции военного назначения.

Партия сказала надо, комсомол ответил есть

В начале 70-х годов все доступные советским гражданам усилители, такие как „Электроника Б1-01”, (а также их собратья, встроенные в корпуса проигрывателей грампластинок и катушечных магнитофонов), не просто уступали западным аналогам, но были хуже буквально по всем объективным и субъективным параметрам. Не удивительно, что идея появления качественной аудиоаппаратуры к 1975-му была осознана и правящим меньшинством.Электроника Б1-01 — усилитель подвергавшийся особой критике со стороны Лихницкого. Руководители отраслевых ведомств СССР понимали, что низкий уровень качества товаров народного потребления чреват получением чувствительного пинка от политбюро за отставание от запада — это в полной мере касалось и аудиотехники. Помимо объективной необходимости присутствовала провоцирующая инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, более других понимавшие, что возможности технологической и производственной базы позволяют его выпускать. Ключевое решение о создании «Брига» принимал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно этот человек, бывший сотрудник ленинградского радио, известный тем, что во время блокады Ленинграда вел репортажи из горящего танка, курировал объединение „Океанприбор”. Помимо прочего Свиридов был страстным аудиофилом меломаном и посещал тусовки, на которых имел возможность оценить качество крутой западной аппаратуры. Осознав необходимость аналогов буржуйских диковин в стране советов, чиновник создал направление по разработке и производству высококачественной аппаратуры. Дело осложнялось тем, что в 1971-м Ленинградский обком партии решил: «инженерный приборостроительный комплекс „Океанприбор”, в свободное от оборонки время, будет создавать посуду для советских домохозяек». К счастью, позже в 1973-м, под давлением Свиридова, обком изменил решение на: «догнать и перегнать запад, пустив серию крутой советский УМЗЧ».

Седьмое место — Эстония ЭП 010

Отличная вертушка с полным автоматическим фаршем. Почему полным? Это вертушка, в которой можно переключать треки, как на проигрывателе компакт-дисков. Правда, она не комплектуется пультом, и приходится переключать треки, перещелкивая кнопки.

Конечно, это на любителя. Эстония ЭП 010 производит очень хорошее впечатление – богатый, шикарный такой пластик, вообще, классно смотрится. Она такая тонкая, закрывается сверху защитной полированной, темной крышкой. Классно!

У Эстония ЭП 010 вообще очень-очень классная сама конструкция, данный вертак смотрится довольно интересно. Он состоит как бы из двух тонармов — это тонарм обычный, где присутствует игла, и рядом второй тонарм, где присутствует датчик слежения за треками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: