Снова в ссср: обзор винилового проигрывателя арктур 006

Основные технические характеристики ЭП

Частота вращения диска
………………………………………………….. 45, 33 об/мин.Номинальный диапазон частот …………………………………………..
20…20000 Гц.Коэффициент детонации …………………………………………………………………
0,1 %.Относительный уровень рокота …………………………………………………….
-66 дБ.Уровень фона ……………………………………………………………………………….
-63 дБ.Габариты
………………………………………………………………………
460х200х375 мм.Масса …………………………………………………………………………………………….
12 кг.

Внешний вид

Проигрыватель имеет пластиковый корпус, в который установлено польское прямоприводное ЭПУ с S-образным тонармом и тяжелым диском. У проигрывателя имеются нерегулируемые резиновые ножки.

Довольно типичный внешний вид для прямоприводных проигрывателей тех лет, добротная конструкция и наличие всех необходимых элементов управления

Сзади у проигрывателя есть два выхода: один со встроенного фонокорректора, второй в обход, для подключения к внешнему. При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.

Разъемы типа СГ-5, также известные как DIN 5

Проигрыватель имеет тяжелый опорный диск, который в то же время является ротором электродвигателя, по внутренней его части наклеена магнитная пластина.

Под ним расположен статор электродвигателя.

Статор электродвигателя

Тонарм выполнен целиком из металла, в его конструкции нет ни малейшего люфта. Единственное, что вызывает вопросы — противовес, который сидит недостаточно плотно, да и проградуирован он с шагом в 0,5 г, что существенно усложняет процесс точной настройки прижимной силы без весов. Шелл не имеет прорезей для более точной настройки угла захода, однако он съемный и может быть заменен на любой другой.

Шелл

«а вообще к арктуру подойдет любой
шелл для S-образных тонармов»

«Ну а собсно чем Stanton не устраивает, помоему куда более
симпатичней чем «уголок арктура» Я уже заказал — два Ждемс.»

«Пришли шеллы ((stanton) Мне очень понравились. Легкие! (Но
не пластмасса — сплав какой то) Всем рекомендую. Самое главное голову можно
двигать как хочешь! Буквально за вечер выровнил (на слух конечно, пластинка
есть, но пока не мерил — некогда) уровни в каналах. Да и эффективная масса
тонарма серьезно уменьшилась, но антискейтинг теперь надо переделывать, для
такого шелла сильно грубый»

«поставил Стентоновский шелл-впечатления о нем самые лучшие,
стал как там и был»

«К Арктуру подходит любой стандартный шелл.»

Прослушивание

Слушать проигрыватель мы будем с головкой Shure M97xE (комплектную Unitra MF102 отложим для детских сказок), встроенным фонокорректором на микросхеме К157УД2, усилителем Pioneer a-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. При использовании лучшего фонокорректора можно было бы добиться более детальной и глубокой звуковой картины, но встроенная микросхема показала себя на удивление неплохо. С тем лишь уточнением, что данный проигрыватель не претендует на звук класса High End — это вполне себе обычный, добротный Нi-Fi средней ценовой категории, не более того.

Pink Floyd – «Wish You Were Here» (25 AP 1258)

Центральная композиция альбома отыгралась с достаточным количеством деталей, глубиной звуковой сцены, хорошо было передано звучание каждой струны гитары и вокала Дэвида Гилмора.

Kiss – «Asylum» (826 099-1)

Связка проигрывателя и головки звукоснимателя в очередной раз хорошо себя показала: отсутствие какой-либо каши в звуке, прекрасно передается весь драйв и эмоциональная составляющая альбома.

Boney M. – «Love For Sale» (65 359 2)

В тесте советского проигрывателя винила просто невозможно обойтись без «первой группы всех пионерлагерей». Бас был достаточно глубоким, звучал он с присущей этому носителю мягкостью.

Форум – «Белая ночь» (С60 25779 005)

Звук буквально переносит во времена СССР — настолько он мягкий, детальный и живой.

Ремонт проигрывателя Арктур-006

Проигрыватель 1986 года выпуска был принесён в ремонт со следующими проблемами:

  • запуск вращения диска происходит с нескольких попыток;
  • скорость вращения диска самопроизвольно меняется при работе;
  • не работает подсветка индикации скоростей вращения «33»/»45» (не горят лампы);
  • рычаг опускания тонарма не фиксируется в рабочем положении;
  • сильный низкочастотный фон (гул) при работе.

При разборке проигрывателя очень желательно снять держатель головк и с иглой и зафиксировать тонарм на стойке, например, тонким проводом в ПВХ изоляции (просто «примотать» парой витков провода к стойке). Затем снять металлический диск , он никак не фиксируется и сделать это не сложно. После чего можно перев е рнуть корпус и, открутив четыре винта по периметру, отделить нижнюю часть корпуса от верхней. Во время этой операции нужно будет разъединить три разъёма: вход от головки к усилителю-корректору, питание лампы «стробоскопа» (220 вольт) и питание платы управления двигателем ( 16 вольт). В результате получим верхнюю часть с ЭПУ и платой управления :

и нижнюю, где расположены трансформатор, блок питания (стабилизатор) для предусилителя-корректора и непосредственно сам этот предусилитель, который расположен в металлической экранирующей коробке:

В первую очередь следует проверить тестером сопротивление контактов «микриков» в замкнутом положении, так как очень частая причина неисправности — окисление/загрязнение этих контактов, отчего сопротивление замкнутого контакта может быть далеко отлично от нуля:

В моём случае, например, сопротивление контакта «микрика 1» плавало от 30 до 300 Ом в замкнутом положении. Оба микрика имеют разборную конструкцию, поэтому их можно аккуратно снять, разобрать и почистить контакты. После зачистки контактов «микрика 1» решилась проблема с запуском вращения диска (при подводе тонарма к пластинке). «Микрик 2» в моём случае оказался в порядке и вмешательства не требовал.

Далее следует открутить винты крепления и снять плату управления двигателем. При этом не обязательно отпаивать провода от платы, так как они достаточной длины и если снять фиксаторы крепления проводов, то плату можно перемещать в пространстве и даже переворачивать довольно свободно. Частая проблема — в «усыхании» электролитических конденсаторов, особенно этому подвержены, почему-то «мелкие», имеющие небольшие ёмкости. Подстроечные резисторы, которых на этой плате несколько штук, трогать не рекомендуется, так как методика настройки утеряна где-то в прошлом веке и неизвестна современной науке. Во всяком случае мне не удалось найти необходимой информации в этих ваших интернетах.

При проверке конденсаторов на ЭПС (ESR), было выявлено несколько экземпляров с повышенным сопротивлением и они были заменены на новые:

Затем переходим на нижнюю часть корпуса, где нужно проверить блок питания. Во-первых, следует обязательно проверить и почистить контакты всех разъёмов и, затем, выходные напряжения. На плату управления двигателем должно подаваться переменное напряжение 16 вольт (оно подаётся напрямую с трансформатора, на плате стабилизатора оно лишь коммутируется через соответствующий разъём). Причём следует иметь ввиду, что при отключенном разъёме, то есть без нагрузки, это напряжение может быть несколько выше (до 19 вольт). Это нормально.

На предусилитель-корректор питание подаётся через двухполярный стабилизатор +/- 15 вольт. В стабилизаторе также следует проверить все ёмкости и, наверняка, заменить ВСЕ:

В моём случае все напряжения с трансформатора были в порядке, но, например, на плату управления двигателем приходило всего лишь 14 вольт (вместо 16-ти) и этого явно не хватало для нормальной работы платы и электромагнита, который удерживает рычаг опускания тонарма в рабочем положении. После зачистки контактов напряжение пришло в норму, всё заработало как надо и даже загорелись лампы индикации скоростей «33» и «45». Контакты этих разъёмов следует не только зачистить, но и немного «подогнуть», чтобы они не болтались в разъёмах (что тоже имело место быть). На плате управления двигателем все детали импортные, в стабилизаторе же и предусилителе-корректоре — наши, советские. Все детали, естественно, 80-х годов выпуска, поэтому не удивительно, что многое требует обязательной замены…

Арктур 006 схема управления двигателем

Доработка проигрывателя «Арктур-006» Проигрыватель «Арктур-006-стерео» сделан на базе электропроигрывающего устройства (ЭПУ) типа G-2021 производства польской . В нем используется прямой привод диска, причем двигатель, примененный в этом ЭПУ, является уникальным – он содержит 120 полюсов. Это позволяет добиться высокой равномерности вращения диска даже при его сравнительно небольшой массе. Подобное решение применялось в проигрывателе MT-6225 , о чем немного подробнее в истории. S-образный тонарм оснащен стандартным сменным шеллом. Проигрыватель «Арктур-006-стерео» является очень хорошим аппаратом, и его можно использовать без всяких переделок. Но при желании можно сделать некоторые доработки.

Механический автостоп, реализованный в ЭПУ G-2021, нагружает тонарм на малых радиусах записи (меньше 60 мм). Проблемы особенно сильно проявляются со временем, когда механизм изнашивается и загрязняется. Порой из-за увеличения нагрузки на тонарм проигрывание канавки с малым радиусом становится вовсе невозможным. Часто автостоп просто отключают, удалив некоторые его детали, но более рационально переделать его на бесконтактный.

Штатный тонарм ЭПУ G-2021 не имеет возможности регулировки высоты, что не позволяет производить регулировку вертикального угла (VTA). Такую регулировку можно добавить путем переделки крепления тонарма. Еще один недостаток тонарма — он не имеет фиксации на стойке, что тоже можно исправить. Еще один недостаток проигрывателя — отсутствие подсветки пластинки (Target Light) тоже можно исправить доработкой тонарма.

Примененный в ЭПУ G-2021 использует для работы частоту сети, стабильность которой не очень высока. К тому же, стробоскоп построен на основе неоновой лампочки, яркость которой невысока, а большая длительность вспышек дает размытое изображениене рисок. Устранить эти недостатки можно переделкой стробоскопа на светодиодный, частота работы которого будет стабилизирована кварцем.

Встроенный предусилитель-корректор имеет существенный недостаток, описанный даже в руководстве пользователя. Это высокие искажения после длительного простоя в работе. Связаны они с низкокачественными электролитическими конденсаторами, примененными в цепочке обратной связи. Замена этих конденсаторов проблему устраняет. В остальном предусилитель-корректор вполне приличный, хотя кое-что в нем можно переделать. Например, установить вместо разъемов DIN более привычные RCA.

Штатный блок питания, в общем, всем устраивает. Единственное, надо проверить и при необходимости заменить электролиические конденсаторы. Но при желании блок питания можно несколько переделать.

Прямоприводной двигатель с большим количеством полюсов кроме преимуществ имеет и недостаток – частота коммутации обмоток получается достаточно высокой, и она попадает в звуковой диапазон частот. Это проявляется в виде рокота (доминирует удвоенная частота питания обмоток двигателя, т.е. на скорости 33.33 об/мин она равна 66.66 Гц). При правильной балансировке фаз двигателя по постоянному току и при некотором увеличении зазора в двигателе (ценой увеличения времени разгона) уровень рокота снижается практически до уровня шумов немой канавки.

В ЭПУ G-2021 отсутствует кварцевая стабилизация частоты вращения диска. В результате требуется периодическая подстройка скорости вручную по стробоскопу. Еще одним неудобством является отутствие торможения диска двигателем, в результате диск довольно долго останавливается.

Существует мнение о низкой надежности схемы управления двигателем, что связано с перегревом и выходом из строя микросхем UL1403P. Но при правильной балансировке фаз по постоянному току нагрев микросхем низкий, с выходом их из строя никогда не сталкивался. Хоть прямого аналога у этих микросхем нет, их несложно заменить простой сборкой в виде ОУ с транзисторами на выходе, как сделано в Fisher MT-6225.

Проигрыватель имеет пластиковый корпус, который плохо демпфирован. Это проявляется в виде грохота в колонках при постукивании по корпусу пальцем. Особых неудобств это не доставляет, однако корпус лучше доработать.

В комплекте проигрывателя идет не очень качественная головка MF-102. Она имеет заметный завал на ВЧ и повышенные искажения. Проблема устраняется легко – штатный шелл допускает установку любых головок со стандартным креплением 1/2 дюйма, например, AT-95E.

Игла

«Обязательно
замените головку»

Подходящие головы:

 — Shure 75

 — Shure M75
type2

 — Pickering серия
головок классом повыше

 — Shure V-15 серия
головок классом повыше

 — Empire еще
получше

 — Coral еще
получше

 — SHURE M97XE

 — Audio-technica AT-110E

 — GradoBlack
$40

 — ГЗМ 055

 — ГЗМ 155-I

 — ГЗМ 155-II

«на Арктур вешал
голову ГЗМ 055 и он просто УБИВАЛ Денон!!! А с Аудиотехникой 110 за 1850 РУБЛЕЙ
и подавно!!! И не забывайте, что на Арктуре стандартный разъём на шелл, и это
довольно важно!»

«ГЗМ 055, 155-I,
155-II, 055 и 155-I с эллиптическими иглами, 155-II со сферической. Сфера стоит
и на MF.»

«Градация у
Градо (каламбур) такая: black 40$, green
60$, blue 80$, red 100$, silver 150$, gold 200$. Причем, в
качестве звучания прирост нелинейный — например, многие не слышат разницы между
black и red.»

«Изначально
тонарм заземлён возле подшипников.»

«Лучше заземлить
тонарм в месте установки разъёма шелла. Я не помню, где в оригинале заземлён
тонарм у Электроники, но так обычно лучше помехозащищённость.»

«Там где будете
делать тюльпаны, рядом сделайте клемму заземления, которая в свою очередь идет
на все ЭПУ включая тонарм полностью с шеллом.»

«Колодку между
шеллом и тонармом убирать не стал, исключение лишь в том, что зажимчики идут
только к звукоснимателю, а дальше колодка с двух сторон на пайке. Минус
звукоснимателя от одного канала кидайте на землю.»

«Земля тонарма
на фонокорректор. И стало тихо.»

Корректор

«Да и корректор
тоже на свалку пошёл.» (Родной)

«У меня корректор
В Ульянова из аудио портала на 6н9с и 6н8 дело в отсуствии проходных ёмкостей. рекомендуют
ФТ-2-я их в глаза невидел.»

«У меня ламповый
корректор ZKI»

«корректором
Никитина»

«Далее
сравнивали две вертушки. Электроника работала в паре с Никитинским корректором,
а Арктур с корректором Клячина/ЗКИ. Электроника с Никитинским корректором
несолько упрощала и округляла звуки, на простых композициях это давало ощущение
теплоты и комфортности, на сложных были заметны потери деталей и размытие
звуковой картины. Арктур играл более детально, в том числе и в вопросе
отображения эмоций. При прослушивании обоих аппаратов через корректор
Клячина/ЗКИ Электроника чуть подтянулась по детальности и точности звучания, но
общая тенденция сохранилась. Заметно нехватало музыкального разрешения и
точности звучания.»

Корпус

«баллансируем диск на
шиномонтажке…. (просто удивитесь сколько высверливать придется)» Да, диск не плохо бы отбалансировать, нада попробывать
сходить на шиномонтаж, посмотрим куда пошлют.

«Заменить пластмассовый корпус
коробчатого типа на фрезерованный цельнодеревянный — штатный корпус безнадёжен.
Убрать лишнюю механику — отвод тонарма, микролифт, подъём тонарма — всё это
сильно гремит, лечению не поддаётся да и не нужно. Задемпфировать стальное
шасси (можно приклеить полиуретановый коврик). Замените резиновый мат на
дополнительный диск из оргстекла (поверхность штатного диска — отполируйте).
Сделайте какой-нибудь прижим для пластинок»

«Только что закончил
«парафинить» свой арктур. Залил пока только половину, шипко муторное
занятие. У парафина есть большой плюс. Лишнее после отвердевания легко
убирается ножом не оставляя ни каких следов. Растапливал на водяной бане. Потом
по квадратикам заливал.»

«Корпус тот же, только после
покраски на 9 слоёв автомобильной эмалью (под рояль) и отполирован,
задемпфирован. Весит килограммов 8-10, в общем тяжёлый.»

«Автомобильный антигравий
черного цвета. Продается в балончиках. Вид — дело второе. Антигравий сделан на
основе различных мастик с примесью резины. Поверхность получается как бы из
резины. Обладает отличной шумоизоляцией и опять же съедает лишние резонансы
корпуса.»

«По хорошему,
арктуру нужен другой корпус. Но так как я решил выдерживать разумные рамки
апгрейда (новый корпус, новый диск, уход от прямого привода = новый
проигрыватель) то существующий корпус демпфируем. Чем? Каждый решает сам. Мне
удобнее парафином потому как он позволяет корректировать ошибки. Тут надо
слушать, слушать и еще раз слушать.»

«Проигрыватель
обесшумлен вибропластом от и до! Нижняя часть залита парафином.»

 «Вчера залил
диск силиконом, за ночь почти высох (диск заметно прибавил в весе, ушло 2
шприца силикона…),»

«Короче. Решился
— диск запарафиню. Думаю завтра отчитаюсь. Имхо, удобнее чем силиконом (сохнет
быстрее) А вот корпус, наверное, лучше было силиконить (только я уже
запарафинил, переделывать чета не тянет).»

«До кучи:
Вытачил ноги — вороненые шипы. Смотрится обалденно. На неделе выложу фото. И
определился таки с корпусом — буду красить. Цвет корпуса — черный под лак. Диск
— серебро.»

«Ножки обычно
ставят на жесткую поверхность и делают в виде шипов»

Арктур 006 Схема Электрическая Принципиальная

Для этого с функционального генератора на вход УК при отключённом конденсаторе С5 был подан синусоидальный сигнал частотой 20 кГц до наступления ограничения сигнала на выходе ОУ DA2. Хобби может и совсем опасть

Для удобства монтажа неиспользуемые выводы микросхем или панелек изгибают под углом либо отламывают. Меняем электролиты на плате управления фотографий не сделал. Арктур 006 привез-Покрасим ?

Проблемы особенно сильно проявляются со временем, когда механизм изнашивается и загрязняется.

Например, перегрузочную способность УК можно увеличить последовательным включением двух каскадов на ОУ.

Подстроечные резисторы, которых на этой плате несколько штук, трогать не рекомендуется, так как методика настройки утеряна где-то в прошлом веке и неизвестна современной науке.

Я собрал , но работает не важно,борьба с шумами и много раз подбирал партии микросхем. Тестируем проигрыватель несколько часов — все отлично

Хобби может и совсем опасть На плате расположены рядом два разъёма, один — выход непосредственно с иглы звукоснимателя и второй — усиленный и откорректированный.

АРКТУР 006

Важное примечание от автора схемы А. Бокарёва. В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц

При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет

В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц. При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет.

Питание схемы выполнено по предельно простой схеме: двуполярный однополупериодный выпрямитель с параметрической стабилизацией на стабилитронах 2C175А, их по два последовательно на плечо ставим. Шикарные стабы, разброс мизерный, неполярные.

В выпрямителе работают диоды Шоттки 1N5819 или 1N5822, неважно. задача получить Вольт 25-27 на входе стабилизатора

Пробовал запитать схему в наглую, без стабилизаторов вовсе, подал 12 Вольт переменки, получил два по 16 Вольт , схема не заметила такого хамства и играла как и прежде.

Сразу совет: первичку сетевого трансформатора обязательно шунтируйте ёмкостью 1 мкф 600в, иначе при выключении иногда возникают жуткие щелчки.

Печатная плата корректора изготовлена на основе чертежа М. Васильева.

Я добавил отверстия для конденсаторов разных размеров и скорректировал ПП под свои детали. Плату блока питания разрабатывал я сам.

Главной задачей для меня стало изготовление блока питания. Схеме необходимо двуполярное напряжение ±15 Вольт. В заначке нашёл только трансформатор с одной вторичкой на 15 Вольт в виде внешнего БП.

На моё удивление всё заработало с первого включения! Без «спецэффектов» и фона. Прослушивание музыки тоже порадовало: звук чистый, прозрачный и воздушный.

Модели

Чтобы понять, что собой представляют такие проигрыватели, необходимо ознакомиться с самыми популярными моделями.

«Арктур 006»

В 83 году прошлого столетия на Бердском радиокомбинате совместно с польской фирмой «Унитра» был выпущен данный проигрыватель. Это послужило доказательством того, что в Советском Союзе также могут делать качественную технику. Даже сегодня данная модель может составить конкуренцию некоторым зарубежным проигрывателям.

Что касается технических характеристик «Арктура 006», то они следующие:

  • имеется регулятор прижимного типа;
  • есть частотная настройка;
  • имеется автоматическая остановка;
  • есть микролифт, переключатель скоростей;
  • диапазон частот равен 20 тысячам герц;
  • диск вращается со скоростью 33,4 оборота в минуту;
  • коэффициент детонации равен 0,1 процента;
  • уровень шума равен 66 децибелам;
  • уровень фона равен 63 децибелам;
  • весит электропроигрывателя не меньше 12 килограммов.

«Арктур-004»

Данный электропроигрыватель типа стерео выпустил Бердский радиозавод в 81 году прошлого столетия. Его прямым предназначением считается прослушивание пластинок. Состоит он из двухскоростного ЭПУ, электронной защиты, контроля уровня сигнала, а также автостопа и микролифта.

О технических характеристиках можно сказать следующее:

  • диск вращается со скоростью 45,11 оборота в минуту;
  • коэффициент детонации равен 0,1 процента;
  • диапазон частот равен 20 тысячам герц;
  • уровень фона – 50 децибел;
  • вес модели равен 13 килограммам.

«Арктур-001»

Появление данной модели проигрывателя датируется 76 годом прошлого столетия. Создан он был на Бердском радиозаводе. С его помощью воспроизводились различные музыкальные программы. Сделать это можно было при помощи микрофонов, тюнеров или магнитных приставок.

Технические характеристики «Арктура-001» следующие:

  • диапазон частот равен 20 тысячам герц;
  • мощность усилителя равна 25 ваттам;
  • питание происходит от сети 220 вольт;
  • весит модель 14 килограммов.

«Арктур-003»

В 77 году прошлого столетия на Бердском радиозаводе была выпущена еще одна модель проигрывателя. Его прямым предназначением считается воспроизведение звуковых записей с пластинок. Разработка была сделана на основе конструкции «Арктур-001».

Что касается технических характеристик, они следующие:

  • диск вращается со скоростью 45 оборотов в минуту;
  • диапазон частот равен 20 тысячам герц;
  • коэффициент детонации – 0,1 процента;
  • весит такое устройство 22 килограмма.

Узел коммутации головки

«Разобрал
коробочку, выпаял проводки с головы, больше ничего не трогал. Проводки припаял
напрямую к тюльпанам. Минус припаял к корпусу. Идеально! Но есть небольшой фон,
который усиливается когда дотрагиваешься до тонарма.»

Узел коммутации головки был исключен из схемы, провода от
тонарма сразу идут на корректор. Минус тут в том, что в режиме ожидания
звукасниматель подключен к усилителю и всякие механические воздействия на
тонарм и голову будут незамедлительно воспроизведены в АС.

Доработка
тонарма

«Полностью
разобрать, промыть, смазать и отполировать. Заменить проводку на ЛИЦ (ЛЭШО).
Настроить по таблице.» Тонарм полностью разобран,
лишние детали (в виде контактной площадки шела) изъяты, проводка заменена на
советский добрый ЛИТЦ свитый в пары и натянутый внутри тонарма, см. фото галерею.
Контакты со стороны головки выполнены из позолоченных контактов от разъема типа
DB9.

«Разъемы
оставляйте только на звукоснимателе, все остальное на пайку.» Так и сделал, поэтому замену шела можно теперь выполнить
только с паяльником.

«Самое главное
тонарм хорошо отрегулировать и согласовать с картриджем, по эффективной массе.»
Да, нудная задачка

«Переделать тонарм
— коническая алюминиевая трубка зацело с площадкой под головку (внутри трубку
заполнить пробкой или монтажной пеной), ввести вязкое демпфирование (хотя бы
вертикальных колебаний), применить противовес с центром тяжести ниже точки
подвеса и антискейтинг по типу нитка-гирька. После замены головки и переделки
тонарма поварируйте его массой (доп. грузы на трубку) и вязкостью демпфирующей
жидкости (глицерин, различные масла и т.д.). Если тонарм сильно колеблется, не
держит дорожку — не «лечите» это черезмерным увеличением прижима, а
работайте с резонансными характеристиками самого тонарма;»

Прослушивание

Слушать проигрыватель мы будем с головкой Shure M97xE (комплектную Unitra MF102 отложим для детских сказок), встроенным фонокорректором на микросхеме К157УД2, усилителем Pioneer a-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. При использовании лучшего фонокорректора можно было бы добиться более детальной и глубокой звуковой картины, но встроенная микросхема показала себя на удивление неплохо. С тем лишь уточнением, что данный проигрыватель не претендует на звук класса High End — это вполне себе обычный, добротный Нi-Fi средней ценовой категории, не более того.

Pink Floyd – «Wish You Were Here» (25 AP 1258)

Центральная композиция альбома отыгралась с достаточным количеством деталей, глубиной звуковой сцены, хорошо было передано звучание каждой струны гитары и вокала Дэвида Гилмора.

Kiss – «Asylum» (826 099-1)

Связка проигрывателя и головки звукоснимателя в очередной раз хорошо себя показала: отсутствие какой-либо каши в звуке, прекрасно передается весь драйв и эмоциональная составляющая альбома.

Boney M. – «Love For Sale» (65 359 2)

В тесте советского проигрывателя винила просто невозможно обойтись без «первой группы всех пионерлагерей». Бас был достаточно глубоким, звучал он с присущей этому носителю мягкостью.

Форум – «Белая ночь» (С60 25779 005)

Звук буквально переносит во времена СССР — настолько он мягкий, детальный и живой.

Рассмотрим поближе

Аппарат, который я недавно приобрел с рук, был произведен в 1985 году. Со слов предыдущего владельца, у проигрывателя была проделана вся необходимая для нормальной работы профилактика. Как оказалось на поверку — внутри стоят советские электролиты, однако их емкости соответствуют номиналу. В проигрывателе стоит все заводское, не считая петель-держателей крышки (заводские довольно хрупкие). Вмешательств, помимо замены головки звукоснимателя, не было, хотя и существует масса способов добиться от него существенно лучшего звука и способов его доработать. Но лично я не вижу в этом никакого смысла: в стоке проигрыватель звучит вполне прилично, а если хочется лучшего звука — незачем уродовать технику, которую уже не выпускают, ее не так много осталось, проще сразу купить аппарат классом повыше.

Минусы

— Недостаток Арктура по сравнению с Арией: злаполучные
микросхемы на плате управления двигателем. Придется
минимизировать риски выхода из строя этих редких микросхем дабы устранить сей минус

— У Арктура сильный рокот, надо очень точно подстраивать
напряжение на каждой обмотке и зазоры между тремя обмотками и ротором, поэтому
выбрал Арию, к тому же она и посимпатичней смотрится. Настройки
магнитной системы произвести не так уж и сложно, что и было сделано мной в
процессе апгрейда сего девайса. Более лучшие параметры можно получить
настройкой системы управления двигателем.

— Откровенное говно двигатель этого Арктура и генератор для
этого двигателя, а также плата управления ЭПУ. Просто
не умеете его готовить, что ту еще можно сказать J

— Прямой привод (помехи, плавание скорости, видимо
температурно не стабилизирован). Да, кварцеванию
данный аппарат без серьезных переделок не подлежит, но это считаю не проблема,
при правильной настройке диск вполне себе держит заданную скорость.

— Подшипник сделан из рук вон плохо, жуткий люфт. Изначально люфт в тонарме действительно был жутким, но
это легко устраняется регулировочными винтами тонарма, подшипник скольжения диска
вполне сделан прилично, просто надо его смазать.

— Навеска на тонарм обоймы для антискейтинга и автостопа
(увеличивает вес)

— Тонарм (убогий антискейтинг, топорная обработка скобы в
которой вращается тонарм, проблематичность регулировки тонарма в горизонтальной
и вертикальной плоскости). Опыта cвинилом не мнго, поэтому nocomments.

Смазка.

«Для смазки
подходит Литол. Конечно старую смазку лучше смыть, и положить новую.»

«Одну каплю в
подшипник тонарма. Также по капле в подшипники двигателя, ролика,
промежуточного вала.»    Ну тут все
понятно, сомнений не вызывает, такчто так и делаем.

«да и
микролифт/автостоп прыгучий. У меня тоже был прыгучий довольно, пока демпферную
смазку не обновил везде где она должна быть…»

Двигатель

«в подпятнике,
вместо пластика стальной шарик. Шпиндель отрегулирован, стабилизатор частоты
оборотов переделан. Теперь на стробоскопе насечки стоят как вкопанные.» Это мы оставим на случай когда совсем много свободного
времени будет некуда девать.

Электроника

«В схему
ставится стабилизатор и пропадают все проблемы с электроникой.»

 «С питанием
было обнаружено еще вот что:

У меня еще в
1984 г. одна УЛ-ка сразу же крякнула, в бытрадиотехнике еле достали 2 шт.
запасных, заработал только со вторым экз. ul1403p: впаивали, затаив дыхание).
Разобравшись со схемой, выяснил, что параллельно ОУ включена лампочка индикации
скорости, и тогда напруга питания в норме. Когда тонарм заводится на стойку,
лампочка отключается и напряжение подпрыгивает раза эдак в полтора от
указанного на схеме. Причем питание операционников нестабилизированное и
подается сразу же при включении аппарата кнопкой на лицевой панели. в 86м долго
не мудрил: простейший стабилизатор из транзистора, стабилитрона, резистора был
припаян навесным монтажом прямо на плату, в разрыв питания ОУ. Так все и
работает до сих пор.

Аналогично был доработан еще один такой же
«АРКТУР-006», не дожидаясь «шухера»: броски U пит. тоже
присутствовали.»

Стабилизатор в
схему ставим, но всех проблем с электроникой это не решит, да и решение это так
сказать на любителя. Я например заметил, что без стабилизатора динамика разгона
диска была лучше, т.е. диск выходил на заданные обороты быстрее, видимо это
связано с ограничением пуского тока после установки стабилизатора, пока его не
было, двигатель получал достаточно энергии от трансформатора. А лампочки
индикации скорости заменил синими яркими светодиодами, уменьшив потребляемую
нагрузку, хоть чуть но разгружаем трансформатор питания, потребляемый ток.

Примеры популярных принципиальных электрических схем

Для примера рассмотрим несколько вариантов самых распространенных принципиальных электрических схем.

Схема принципиальная электрическая радиоприёмника Океан 209

Связь между тремя картинками, помещёнными в начале публикации, стала понятной.


На первой изображён приёмник Океан 209


На второй – конструкция устройства


Принципиальная электрическая схема дополнена чертежами печатных плат, изображениями отдельных радиодеталей и монтажной инструкцией

Главный недостаток этой модели – отсутствие современного диапазона FM. Чтобы слушать любимые радиостанции, можно сделать модернизацию.


На чертеже красным цветом отмечены необходимые изменения в принципиальной электрической схеме

После подключения антенны настройкой L4 расширяют диапазон до нужных параметров. Изменяя положение сердечников L2 и L3 по стрелке штатного индикатора, устанавливают максимальную амплитуду сигнала отдельных станций.

Аппарат Алмаг 01: схема электрическая принципиальная с описанием рабочих процессов

Полезный эффект образует серия импульсов длительностью 2−3 мс. Аналогичную технику используют в профессиональных медицинских и профилактических учреждениях. Данная модель приспособлена для эксплуатации в домашних условиях. Её не надо дополнительно настраивать. В стандартной комплектации есть подробные инструкции о правильном воспроизведении рабочих процессов.


Схема электрическая принципиальная поможет восстановить работоспособность блока питания без обращения в техническую мастерскую

Применение электрических принципиальных схем помогает экономить время и деньги. В некоторых ситуациях старую технику не берут восстанавливать с долгосрочными гарантиями даже опытные мастера. После освоения соответствующих навыков такие задачи будут решены самостоятельно без лишних затрат. Комментарии к публикации можно использовать для получения ответов на дополнительные вопросы.

Видео: «Как читать принципиальные электрические схемы»:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: