Возвращение к жизни проигрывателя «вега эп-110 стерео». часть 2

Описание

Электропроигрыватель 1 класса Вега ЭП-110, ранее имел наименование “Вега 110 Стерео”

Выпускался с 1984 года на Бердском радиозаводе

Проигрыватель винила Вега ЭП-110 предназначен для работы в составе комплексов бытовой радиоаппаратуры. Он рассчитан на воспроизведение механической записи со всех видов пластинок и позволяет прослушивать их через наушники (ТДС-1). В аппарате установлено ЭПУ “G602М” с квазисенсорным управлением Польского производства. В звукоснимателе используется магнитная головка Mf-100.

Технические данные:

– Скорость движения ленты – 33,33 и 45,11 см/с;

– Коэффициент детонации – 0,15 %; – Диапазон частот канала звука – 31,5-16000 Гц; – Номинальная выходная мощность телефонного усилителя – 100 мВт;

Размеры: 430x380x130 мм;

Вес: 10 кг; Цена: 159 руб.

↑ Практика

На этом лирическая часть закончена, приступаем к практической. Какая то часть текста была уже опубликована на форуме, поэтому возможны повторения, но и изменения тоже есть. Поэтапно рассмотрю то, что в общем то надо сделать, чтобы Вегу можно было называть усилителем. Пропуск какого либо этапа существенно отразиться в любом случае и в худшую сторону, так что если вам это не под силу, лучше сразу выкинуть её и не мучить бедный аппарат, он и так уже много натерпелся за свою жизнь. И так усилитель напряжения, оконечный усилитель и блок питания. (В конце статьи есть ссылка на архив схемы в высоком качестве.)

↑ Блок питания

В первую очередь надо заняться схемой питания усилителя, это просто тихий ужас. Тонкие провода к трансформатору, конденсаторам, силовые цепи проведены через всю плату от выпрямителя, который сделан так, что основное преимущество схемы усилителя — двойное питание сведено на нет. Меняем все провода (увеличиваем сечение), что помечены красным на схеме, на плюс, минус конденсаторов — минимум 2,5 мм², на общий у меня стоит 6 мм², на трансформатор и АС 1,5 мм², свитые вместе, выход с платки наушников тоже свитыми проводами 1,5 мм², каждая косичка на свой канал. Кроме того на плате силовые цепи надо соединить (продублировать) непосредствнно с выходами выпрямителей, у меня для этого были использованы медные 100-амперные шины, но можно и даже лучше сделать это акустическими проводами.

Конденсаторы в выпрямителе брать хорошие (от их качества зависит бас и нижняя середина), с выводами на клепках, никакого китайского ширпотреба с проволочными выводами, каждый конденсатор обязательно шунтировать пленочным (у меня полипропиленовые EPCOS на 63 в 1 мкф) (от этого зависят средние и высокие частоты). Особые фанатики могут так же поменять диоды в мостиках на шоттки типа КД2998Г (полностью подходит по размеру и расположению анод-катод, но работает на пределе по обратному напряжению), это поможет выжать ещё немного мощности, на сколько не знаю, не менял)

Единственное оправдание связи между собой источников 23 и 33 вольта — отсутствие высоковольтных конденсаторов. Развязываем их и получаем 2 независимых источника — 23 для силовой и 33 вольта для предварительной части усилителя, это незамедлительно сказывается на звучании, причем теперь просадка по питанию из 23-вольтового источника никак не влияет на предварительные каскады, а ток из 33-вольтового берется лишь в самые пики сигнала (кстати распространенная ошибка — трактовать работу выходного каскада Веги, точнее её вольтодобавки — работает она на самом деле так — когда амплитудное значение выходного напряжения оказывается больше напряжения питания ±23 вольта (ну или сколько там остается)), только в эти моменты открываются транзисторы вольтодобавки и подтягивают напряжение питания к амплитудному на выходе.

Кстати схема эта на Веге практически не работает (а на недоработанной Веге не работает совсем, опять же из за связи высоковольного источника с низковольтным и просадке в них обоих из за этого), чтоб она работала без искажений и раньше открывала транзисторы вольтобавки, чем происходит ограничение на выходе, необходимо уменьшить сопротивление резисторов R37, R39. Замена резисторов R103, R105 в предвыходных каскадах нужна для того, чтоб повысить стабильность и ограничить пики тока через транзисторы VT27, VT29 (раньше они были порядка 4 Ампер , из за чего эти транзисторы горели). Так же необходимо заменить все керамические маленькие конденсаторы с емкость в пикофарады на нормальные групп не более M1500.

Дополнительные опции

Чем еще может похвастаться усилитель «Вега 50У-122С»? Характеристики его — далеко не главное. Интереснее всего дополнительные возможности этой модели. К ним можно отнести отличную защиту от перепадов напряжения и перегрузки. Если напряжение достигает критической отметки, то усилитель автоматически отключается. Так он полностью защищен от перегорания. Также имеется опция автоматического выключения, если долго нет звукового сигнала от источника. Это помогает экономить электроэнергию. Таким образом, этот усилитель можно назвать уникальным. Особенно на фоне других изделий родом из Советского Союза.

Чем еще характеризуется «Вега 50У-122С»? Усилитель снабжен четырехполосным эквалайзером. Он помогает сделать звук более качественным. Есть возможность заставить устройство работать в моно режиме. Но не это главное. Гораздо интереснее возможность подключать дополнительную акустику. Помимо основной пары контактов для присоединенния колонок, есть еще одна. При таком типе подключения вполне возможно получить объемный стереофонический звук при помощи четырех различных колонок. Далеко не все усилители данного класса обладают такой полезной опцией. Уже одно это делает «Вегу» весьма интересным устройством.

Внешний вид и дизайн

Начнем с облика сего усилителя, ибо переходить к техническим характеристикам еще рано. Обычно советские устройства были тяжелыми и громоздкими. О дизайне и вовсе лучше промолчать. Но усилитель звука «Вега 50У-122С» совсем не такой. Он обладает нереально тонким корпусом (для советской аппаратуры). Более всего он напоминает китайский DVD-плеер. Такой дизайн сделал его весьма желанным для многих меломанов. Однако несмотря на тонкий корпус и не слишком большие габариты, весит усилитель немало. Его вес более пяти килограммов. Для стационарного устройства это вполне нормально. Однако брать его куда-нибудь с собой будет проблематично.

Второй особенностью дизайна являются кнопки переключенния устройства воспроизведения. Они квазисенсорные. Это значит, что привычного щелчка (как в других советских усилителях) не будет. Они нажимаются мягко и легко. Небывалое достижение для отечественной техники 80-90-х годов. «Вега 50У-122С» (усилитель), технические характеристики которого мы разберем чуть позже, можно считать самым стильным устройством на постсоветском пространстве. Хотя по качеству звука он может уступать другим более именитым брендам. Но об этом мы будем говорить далее.

Качество звука

Вот здесь «палка о двух концах». Судя по тому, как отзываются об этом усилителе, качество звука у него никак не может удовлетворить взыскательных аудиофилов. Однако для обычного человека качества «Веги» хватит с лихвой. Он обладает способностью воспроизводить звук в пределах от 20 герц до 25 килогерц. Этого диапазона вполне хватает для того, чтобы захватить всю полноту картины музыкальной композиции. Усилитель «Вега 50У-122С», отзывы о котором не отличаются ровной картиной, вполне подойдет для домашнего использования, ибо качество звука вполне соответствует средним потребностям.

Немаловажную роль в качестве звучания играют и акустические системы. Если вы используете колонки с сопротивлением сильно отличающимся от номинального, то ждать качественного звука не приходится. Под усилитель «Вега 50У-122С», инструкция к которому не требуется вовсе, нужно подбирать колонки, исходя из технических характеристик самого усилителя. Только так можно добиться высококачественного звучания. Не стоит забывать и о соединительных проводах. Тонкие и некачественные провода могут здорово испортить звук. И это научно доказанный факт.

Особенности

Современные стереопроигрыватели имеют ряд достоинств. Они позволяют слушать любимую музыку в прекрасном качестве.

Многие покупают их именно по этой причине.

Благодаря новой технологии были сохранены все достижения XX столетия. Но в то же время в устройстве проигрывателей появилась дополнительная технологическая начинка, позволяющая слушать музыку на пластинках более комфортно и по-новому. Так, например, некоторые современные граммофоны имеют встроенные фонокорректоры или bluetooth-передатчики.Это делает их популярными даже среди молодежи, которой не безразлично чистое звучание песен.

Необходимо отметить, что звучание виниловых пластинок значительно отличается от звучания СД-проигрывателей. Ведь при записи первых звуковая волна превращается в электрический импульс. В результате этого при помощи проигрывателя можно произвести именно «живые звуки».

Также нужно учесть и то, что винил не является чем-то новым в области музыки. Такие пластинки – это классика, проверенная временем.

↑ Файлы

Дополнительно прикладываю файлы всех измерений в архиве ▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте. Файл смоделированной схемы в симуляторе Multisim 10 ▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Полноразмерные схемы предварительного усилителя и оконечного с изменениями ▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Файл печатной платы переходника с К157УД2 на SOIC-8 в формате программы Sprint-Layout 4.0 ▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Надеюсь эта статья будет полезна не только как руководство по доработке именно Веги, а для помощи в других подобных случаях.

↑ Тесты

Тестирование проводилось с использованием звуковой карты Creative Audigy 4 в режиме Loop программой RMAA 5.5. ОУ на выходе карты заменен на AD826. Вход Веги — магнитофон 1, чувствительность 500мв, на выходе 2 нагрузочных проволочных резистора сопротивлением 5,6 Ом с делителем обеспечивающим номинальный сигнал на входе звуковой карты. Немного о эмпирических единицах – 0Дб — 22в 43вт -10Дб — 7в 4,37вт -20Дб — 2,2в 0,43вт Как видно на резисторе 5,6 Ом теперь может выдать амплитудное значение 22 вольта, мощность 43 Вт на канал, а тестировались сразу 2 канала. Неплохо, 86 честных Ватт с такого усилителя, хотя в пике и больше 100 Вт даст.

Результаты всех тестов в сводной таблице.

Ниже представлены графики теста самой звуковой карты.

Коэффициент гармоник 1КГц


Интермодуляция между частотами 1КГц и 7Кгц

И соответственно результаты тестирования самого усилителя при разных уровнях выходного сигнала.

Коэффициент гармоник 1КГц на уровне -20Дб


Коэффициент гармоник 1КГц на уровне -10Дб


Коэффициент гармоник 1КГц на уровне 0Дб


Интермодуляция между частотами 1КГц и 7Кгц на уровне -20Дб


Интермодуляция между частотами 1КГц и 7Кгц на уровне -10Дб


Интермодуляция между частотами 1КГц и 7Кгц на уровне 0Дб

Изменения уровня на выходе производилось регулятором громкости самого усилителя, все установки звуковой карты оставались неизменны

Обращу внимание на то, что Кг и Интермодуляционные искажения слабо зависят от выходной мощности (хотя конечно на графиках все куда более нагляднее), то есть каскады усилителя работают практически всегда в оптимальных режимах и выжать ещё что то из них в существующей элементной базе и схемном решении не представляется возможным

Кроме того были проведены измерения при включенных ФВЧ, ФНЧ, Ослаб СЧ и эквалайзере, результаты тоже могут представлять интерес. Помещены в сводную таблицу.


Графики АЧХ при различных режимах.


Шума эквалайзера и Кг наглядно изображен в следующей визуализации.


Понятно, что его можно использовать только на какой нибудь вечеринке, когда басов мало например)

Так же когда то Вега была тестирована (правда на реальную нагрузку в виде АС) без каких либо доработок, разве что с замененной КР544УД1 на КР574УД1, результаты измерения сохранились, что и привожу в таблице и наглядном графике.


Как видно табличные параметры прежней веги не слишком хуже, куда более страшен график. Что ещё раз доказывает, что цифры практически не отражают реального качества оборудования.

Так же приведу ещё 2 осциллограммы – прямоугольного и треугольного сигнала частотой 20КГц измеренные на активной нагрузке.


При подключенных АС остаются практически неизменны. Однако подключение на выход усилителя конденсатора порядка 2мкФ уже приводит к самовозбудению на высоких частотах. Об этом также нужно помнить. Полоса усилителя на синусоидальном сигнале по уровню – 3Дб получилась примерно равной 500КГц.

↑ Дальше — ко входу

УН собран по классической схеме и совершенно не нуждается в каких либо доработках. Меняем С6 на хороший, шунтируем. Поскольку на нем всего 0,6 Вольт можно обойтись без него вовсе, но замена его перемычкой отрицательно сказалась на звуке (хоть и не испортила его ужасно), поэтому решено было оставить, если оставляем, то необходимо изменить полярность на обратную, в обоих каналах при замере напряжения на C6 мультиметром у меня оно оказалась противоположной полярности чем на схеме усилителя (хотя на всякий случай проверить не помешает). С1 естественно MKP, хотя если хотеть чтоб все старания были зря можно оставить эту керамику или К73 что там стоял от завода. (причем в одном канале у меня был керамический, в другом К73))) После всех этих мер по качеству звучания усилитель мощности окажется на таком уровне, что теперь стало слышно влияние проводов используемых для соединения с источником и ас, а это уже многое значит. Бас после доработки по питанию вас поразит, а радиатор мощных транзистров практически перестал греться, даже при существенной выходной мощности (наверное разработчики корпуса, оставляя такие маленькие щелки для охлаждения, думали что разработчики печатной платы и соединений обеспечат кпд равный расчетному теоретическому).

Электропроигрыватель. Вега-ЭП-110-стерео(Схемы электронных устройств)

Напряжения в контрольных точках указанных в схеме вроде совпадают не измерил только после фоторезистора — нет «лампового» вольтметра. Определитесь с неисправностью, как правило это нестабильная частота вращения двигателя, которую невозможно выставить по меткам без ухода. Обязательно разбираем двигатель привода, смазываем подшипники якоря, также смотрим на целостность щеток и отсутствие наносов бронзы на соседние токосъемники обмоток, прочищаем иглой, убираем заусеницы. Разбираем опорный узел вала диска и меняем загустевшую смазку. Постоянное напряжение на выходе детектора на VD2, VD3 должно меняться в широких переделах при затормаживании двигателя рукой. Оконечный ключ ВС может иметь деградированные переходы с пониженным обратным сопротивлением. Так же используя параллельные линии на распечатанном шаблоне устанавливаем иглу головки параллельно им. Легким постукиванием по оси двигателя добейтесь отделения днища от корпуса. В общем пойдет для начала. Да разногласные мнения по поводу крепления стола ЭПУ. И что в конце концов было причиной неисправности. В общем пойдет для начала. Корпус проигрывателя отмываем при помощи фейри. Одни говорят о мертвом крепеже — другие на пружины его ставят. Вега ЭП-110 + Audiotechnica AT-91

Статья по теме: Снип земляные работы при прокладке кабеля

Предыстория

Много, много лет назад, когда главным источником звукозаписи был кассетный магнитофон, когда о рассказы о влиянии проводов на звук казались чем-то далеким, а музыка брала за душу даже играя из переносного радиоприемника и была куплена Вега за 500 бумажных рублей. К ней в придачу естественно была куплена и КР590КН3, потому как кто-то умудрился, как всегда, спалить входной коммутатор. После этого жизнь её была тяжела. Да, она играла как могла, и иногда даже казалось неплохо, иногда «радовала» очередной кучкой несчастных, пробитых выходных транзисторов и потом опять играла.

Время течёт и постепенно «Желание Выкинуть Вегу В Окно» становилось все сильнее, но отсутствие другого приличного усилителя останавливало, а так же останавливала фраза, когда-то увиденная в одном из форумов и запомнившаяся. Звучала она примерно так: «Инженер, который не может починить неисправную Вегу, таковым в общем-то и не является«.

Да, починить я её мог, но всё это как правило сводилось к замене выгоревших деталей.

А потом был долгий перерыв, потому как был усилитель поприличнее, но вот время вновь свело меня с этим чудом инженерной мысли. Пришлось досконально разобраться, проверив многие догадки на практике. В этой статье — результат, то, что получилось в итоге.

Как выбрать и использовать?

Прежде всего, профессионалы не рекомендуют экономить средства при покупке проигрывателя. Не стоит выбирать слишком дешевые модели, полностью не удостоверившись в их качестве. Ведь в противном случае, можно испортить свои любимые пластинки. Поэтому надо остановить свой выбор на моделях, описанных выше или просто посоветоваться со специалистами, которые порекомендуют достойное устройство.

Что касается выбора иглы, то некоторые из них имеют сферическую форму, другие же, наоборот, изготовлены с эллиптической заточкой. Ценители винила отдают свое предпочтение вторым. В любом случае в хорошей модели можно всегда заменить и иглу, и картридж. Если покупаемый проигрыватель имеет бюджетный картридж, то его надо сменить на более дорогой и качественный. Помимо этого, возможно, нужно также заменить и другие комплектующие.

Если рассматривать цену таких устройств, то в этом плане предпочтение надо отдать старым, подержанным моделям. Они по своему качеству совершено не уступают новым и дорогим проигрывателям. К тому же в некоторых случаях звучание старинных моделей может быть гораздо лучше.

Но вот заменить или вернуть их после покупки будет невозможно. На новые же модели чаще всего дают гарантию, к тому же проигрыватель подлежит возврату.

Перед покупкой необходимо спросить у продавца, какие комплектующие подходят к приобретаемой модели. Также нужно узнать и то, существует ли возможность приобрести их при необходимости, и где это можно сделать. Если же такой возможности нет, то придется либо надеяться на то, что устройство не сломается, либо же при поломке искать необходимую деталь у коллекционеров.

В конечном итоге о проигрывателях «Вега» можно сказать только хорошее. Это проверенная временем классика, которая точно подойдет ценителям хорошей музыки и коллекционерам. Поэтому если есть возможность купить качественное устройство для прослушивания любимых пластинок, то лучше всего сразу брать одну из моделей от этого бренда.

Обзор и демонстрация работы проигрывателя производства СССР “ВЕГА-122 С” смотрите в видео.

Модельный ряд

Проигрыватель «Вега» представлен огромным количеством моделей, которые отличаются мелкими деталями или доработками. Самыми популярными среди них являются следующие.

«Вега 122С»

Выпуском таких устройств занимался Бердский радиозавод. Появились они в 1990 году и предназначались для того, чтобы воспроизводить звуки с пластинок различного формата.

Поэтому в свое время их раскупали слишком быстро.

Головка звукоснимателя у данного проигрывателя электромагнитная. Помимо этого, в его составе есть автостоп и микролифт.

Автостоп срабатывает сразу же после окончания пластинки, затем тонарм занимает исходное положение, а само устройство сразу же отключается от сети, что очень удобно. Ведь не нужно вскакивать, чтобы остановить пластинку.

Что касается технических характеристик, то они следующие:

  • мощность проигрывателя составляет 6 ватт;
  • диск делает 45 оборотов в минуту;
  • рабочие частоты имеют диапазон в 20 тысяч герц;
  • детонация ЭПУ равна 0,13 процентов;
  • сила сигнала равна 64 децибелам;
  • весит такое устройство 4,4 килограмма;
  • габариты проигрывателя равны 43х1,12х34,9 сантиметров.

«Вега 110 С»

Эти проигрыватели также разработал и выпустил радиозавод Бердска. Их появление среди населения датируется 1984 годом. Это устройство изначально предназначалось для работы с комплексом непрофессиональной радиоаппаратуры. С его помощью можно воспроизводить записи не только с монопластинок, но также и со стерео-пластинок.

Технические характеристики «Вега 110 С» следующие:

  • диск делает 45 оборотов в минуту;
  • коэффициент детонации равен 0,15 процентов;
  • рабочие силы имеют диапазон в 16 тысяч герц;
  • вес данной модели равен 10 килограммам;
  • размеры этого проигрывателя равны 43х38х13 сантиметров.

«Вега 123С»

Данная модель была такжевыпущена в 1990 году, к тому же тем же Бердским заводом.

В составе устройства есть автостоп, который срабатывает сразу же по окончании звучания. После этого тонарм занимает исходное положение, проигрыватель полностью отключается. Что касается технологических характеристик данной модели, то они следующие:

  • диск вращается с частотой 45 оборотов в минуту;
  • рабочие силы имеют диапазон в 20 тысяч герц;
  • детонация равна 0,13 процентам;
  • потребление мощности от сети равняется 6 ваттам;
  • габариты проигрывателя равны 43х13х36 сантиметрам;
  • весит устройство около 5 килограмм.

Устройство

Чтобы понять, что представляет собой проигрыватель, необходимо ознакомиться с его устройством более подробно.

Прежде всего – это планшайба или другими словами опорный диск, на который укладывается пластинка.
Тонарм или рычаг. К нему необходимо прикрепить картридж с иголкой.
Груз или противовес, при помощи которого можно легко регулировать прижимную силу иголки.
Антискейтинг или другими словами устройство для регулировки компенсатора.
Головка звукоснимателя или картридж

Данная деталь считается самой важной частью всего проигрывателя. Ведь именно она отвечает за считывание музыкальных звуков с пластинки

Головки звукоснимателя могут быть разными. От того, какая используется головка, зависит и качество звучания, и особенности настройки проигрывателя.

В любом случае к такому граммофону прилагается схема, при помощи которой можно подремонтировать легкие неисправности самостоятельно и разобраться в особенностях настройки.

Немного о компании

Советский производитель радиоэлектроники «Вега» располагался в городе Бердске Российской Федерации. В принципе, завод есть и сейчас, но дела у него идут из рук вон плохо. Но суть не в этом. Ранее . Она занималась выпуском бытовой радиоэлектроники: усилители, кассетные деки, проигрыватели виниловых пластинок, акустические системы. Чуть позже завод освоил выпуск проигрывателей компакт-дисков. До 90-х годов прошлого столетия продукция ПО «Вега» была почти в каждом доме. Ее усилители пользовались бешеным успехом. Не исключение и наш герой — «Вега 50У-122С» (усилитель). Однако после 1997 года прочное положение завода пошатнулось. А в начале двухтысячных компания была признана банкротом и разукрупнена.

Сегодня ПО «Вега» занимается ремонтом бытовой радиоэлектроники и выпуском устройств по спецзаказам. От былого величия не осталось и следа. Теперь легендарные усилители и акустические системы можно найти только на вторичном рынке. Но состояние у них будет, конечно, далеко не новое. Тем не менее память о качественных акустических системах оказалась на удивление живучей. Многие меломаны до сих пор ищут на «барахолках» легендарные «Вега 50У-122С» (усилитель). Чем же этот аппарат так прельщает аудиофилов? Давайте попробуем разобраться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: