Советский hi-fi и его создатели: ленинградский high end от ведущего «корабела» цнии «морфизприбор»

Внешний вид «Бриг У-001»

Передняя панель серебристого цвета и на ней находятся следующие органы управления:

  1. Регуляторы низких и высоких частот.
  2. Балансировка правого и левого каналов.
  3. Кнопка включения тонкомпенсации.
  4. Кнопка для среза высоких частот.
  5. Разъем для наушников 5,25 (лучше подключать через соответствующий переходник).

Много положений у селектора выхода, что позволяет производить подключение к усилителю нескольких источников и акустических систем. А в процессе прослушивания можно быстро производить переключение. В целом очень качественный УНЧ, но вот только купить его все сложнее, особенно в оригинальном исполнении.

Почему “ламповый звук” лучше

Транзисторные усилители имеют множество преимуществ, среди которых – предельная надежность, низкие затраты в использовании и производстве, и, само собой, более продвинутый дизайн. Однако аудиофилы все равно отдают предпочтение старым добрым лампам. И на то есть веская причина – качество звучания.

Объясняется это некоторыми физическими особенностями конструкций:

  1. Звуковые каскады. На три «ламповых» последовательно включенных звена (каскадов) приходится примерно в семь раз больше «транзисторных». И, учитывая то, что на выходное звучание усилителя влияет практически каждый элемент, находящийся на пути передачи звукового сигнала, вывод становится очевидным: чем меньше звеньев, тем чище звук.
  2. Температура. Лампы спокойно работают в условиях высокого температурного режима, поскольку это предусмотрено в их конструкциях, в то время как транзисторы работают на полупроводниковом кристалле, который ввиду своих миниатюрных размеров, просто не справляется с испытанием температурой.

    Это объясняется эффектом «тепловой инерции» – кристалл просто физически не может быстро отдать температуру радиаторам в момент пикового нарастания звукового импульса.

  3. Напряжение и ток. Любой аудиофил уверенно скажет, что усилитель лучше работает в условиях высокого напряжения и малого тока. А теперь голые цифры: ламповое устройство, мощностью 20 Ватт работает с напряжением в 300 В. В то же время транзистор аналогичной мощности будет работать с напряжением всего в 30 В.
  4. Обратная связь. Ее глубина напрямую связана с качеством выдаваемого усилителем звука. Чем глубже обратная связь, тем сильнее ощущается ее коррекционная работа. В транзисторных аппаратах она обычно достигает 60 ДБ, тогда как в ламповых эту цифру можно спокойно делить на 3.

    Транзистор просто не будет без нее работать.

  5. Сложность самой конструкции. Простая истина: чем меньше преград встретит на своем пути звук, тем чище он будет. В отличие от старых ламповых усилителей, конструкция транзисторных агрегатов гораздо сложнее.

Да, усилители нового поколения более надежны, имеют высокий КПД, они не нагреваются до высоких температур, что делает их эксплуатацию гораздо безопаснее, но… В вопросе качества звучания пальма первенства бесспорно принадлежит лампам.

Корвет 200 УМ — 088С Проблема с левым каналом усилителя!

Корвет 200 УМ — 088С Проблема с левым каналом усилителя!

Приобрел нерабочий усилитель корвет 200 ум — 088с, заменил все конденсаторы. Усилитель заработал, только в левом канале на выходе усилителя при включении не ноль, а + 150 мВ и с нагревом уходит в -0 и падает до — 1 вольта и ниже, ток чуть пульсирует, и при этом канал работает, а в правом канале 10.5 мВ держится, работает нормально. И как в этом усилителе подстраивается ноль на выходе?

схему нашел тут и документацию => diy-audio.narod.ru/audio/korvet.htm

Замерил напряжение цифровым мультиметром по контрольным точкам. вот что нашел

и еще заметил на микросхеме мизерный откол

вот замеры платы А2:

рабочий канал da1 ножка 2, -155 мв ножка 3, -130 мв ножка 8, -10,58 в на выходе канала -165 мв на плате А1 выход контакт 7, +13,8 мв с отключеной платой А2 ————————— не рабочий канал da1 ножка 2, +168 мв ножка 3, +172 мв ножка 8, +11,16 в на выходе канала +158 мв на плате А1 выход контакт 7, -266 мв с отключеной платой А2

ps значит прозванивать нужно А1 плату

Источник

Усилитель звука корвет 200ум 088с

Легендарный советский Hi-End. Оцените характеристики: Диапазон воспроизводимых частот: 2 – 200000 Гц Номинальная выходная мощность каждого канала: 125 Вт/8 Ом (200 Вт/4 Ом) Максимальная долговременная мощность каждого канала: 170 Вт/8 Ом (260 Вт/4 Ом) Максимальная кратковременная мощность каждого канала: 220 Вт/8 Ом (350 Вт/4 Ом) (!) Отношение сигнал/шум: 120 дБ (!) Отношение сигнал/фон: 120 дБ (!) Коэффициент гармоник: 0,001% (!) Масса: 13 кг. Выполнен по принципу «двойное моно»(это стерео, у которого правый и левый каналы максимально отделены друг от друга по питанию итп, встречается только в самой высококлассной аппаратуре). Историю его разработки с интересом прочитал в статье «ленинградский High End» (1я ссылка в Яндексе по этим словам). Не путайте с Корвет 100 У 068 (был и он у меня) — это «две большие разницы»! Совершенно другой уровень звука и схемотехники.

Изюминка этого усилителя — при колоссальной выходной мощности, удивительно прозрачный звук, при этом — мощные, но быстрые басы.

Одновременно с ним мне достался Бриг, такой же нереально классный. Поставил их биампингом на мои старенькие Monitor Audio RS-8 и улетел ввысь. вместе со стеклами в моих 12 метрах. ))) Мда, 600 ватт в сумме, пожалуй, многовато.

Продаю только один из них, мощник, Корвет, Бриг НЕ продаю. Возможен обмен с моей доплатой: на телевизор от 40″ только OLED или QLED, на ЦАП Eastern Electric MiniMax DAC Supreme, или на джойстик Thrustmaster Hotas Warthog(только его),

Изготовитель: , г. Кировск, с 1990 года.

Технические характеристики:

Описание:

Усилитель мощности предназначен для усиления электрической мощности низкочастотных сигналов предварительного усилителя в системах высококачественного воспроизведения звука. С усилителем рекомендуется применять акустические системы «75 АС-001 Корвет» и предварительный усилитель «Корвет УП-078С».

Исследования процессов работы усилителя на реальную АС выявили, что при музыкальных сигналах возникают импульсы выходного тока, значительно превышающие номинальный уровень. Сконструированный с учетом этого эффекта, усилитель обеспечивает в импульсном режиме величину тока до 50 А, что гарантирует высокие технические параметры усилителя при снижении нагрузки до величины в 1 Ом.

  1. концентрические гнезда входа, исключающие взаимосвязь стереоканалов;
  2. клеммы выхода для одновременного подключения двух комплектов АС;
  3. световые индикаторы включения питания, перегрузки выхода;
  4. защита от короткого замыкания;
  5. защита АС от постоянного напряжения (тока);
  6. защита выходных транзисторов от перегрева.

Первым постом в цикле о советской аудиоэлектронике стала публикация об усилителе “Бриг 001”. Общепринято считать, что именно с этого устройства начинался советский HI-FI. Усилитель был разработан в Ленинградском ЦНИИ “Морфизприбор”, в статье его создателем был назван Анатолий Лихницкий. Интересно, что впоследствии в этом учреждении было создано множество других разработок, которые стали бестселлерами отечественного hi-fi. В числе прочих: виниловый проигрыватель “Корвет 003”, серия предусилителей и усилителей с аналогичным названием, акустические системы и др.

В первой статье, было уделено ничтожно мало внимания ведущему инженеру Морфизприбора Владимиру Ратаеву, который сделал внушительный вклад в разработку “Брига 001” и других устройств ЦНИИ. Следует отметить, что этот человек на ряду с Лихницким, Шушуриным, Макарчуком, Левицким, Свиридовым и др. может считаться одним из отцов советского хайфая. Стоит также отметить, что в отношении первого «Брига» Лихницкий был в большей степени идеологом и организатором направления, а Ратаев разрабатывал конкретные технические решения.

У истоков направления

Владимир Ратаев закончил Ленинградский электротехнический институт и в 1973-м году начал работу в питерском ЦНИИ Морфизприбор. В этом году на базе института был создан отдел товаров народного потребления, в который и попал молодой инженер. Формальным руководителем отдела была кандидат технических наук Алла Каляева, роль идеолога высокой верности воспроизведения взял на себя небезызвестный Лихницкий, бремя же технической реализации в основном ложилось на Владимира Ратаева.

В целом в отделе работало около 20 человек, начиная от конструкторов и дизайнеров и заканчивая банальными делопроизводителями. Для тех, кто не читал первый материал, отмечу, что костяк отдела потребительской электроники на “Морфизприборе” был сформирован из группы энтузиастов. Их главной целью была разработка и запуск советской серийной звуковоспроизводящей аппаратуры класса Hi-Fi. Государственное прикрытие для отдела обеспечивал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Чиновник был большим любителем аппаратуры высокой верности и полагал, что её серийное производство остро необходимо в стране победившего развитого социализма.

Первыми проектами коллектива стали усилитель “Бриг 001” и электрофон “Корвет 003”. По сей день существует мнение, что Анатолий Лихницкий не имевший профильного высшего образования по прошествии времени преувеличил свои заслуги (особенно в создании “Брига”), за что нередко подвергается критике.

Бриг 001

Именно на основе воспоминаний Лихницкого обычно формируется представление о разработке первых представителей hi-fi стандарта среди советской техники. Так был создан стереотип о том, что наиболее существенный вклад сделан именно им, хотя речь скорее идёт о командной работе с равноценным вкладом основных участников.

Корвет 003

Справедливости ради стоит сказать, что Лихницкий не редко упоминает Ратаева и даже оценивает его как опытного инженера, а действия описывает как самостоятельные.

Усилитель Корвет 200УМ-088С

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться? Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя. Функция Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука

При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:. Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям

Усилители можно классифицировать:. Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается.

Качество звука

Самое интересное — качество звука данного устройства. Этот усилитель по паспорту должен обеспечивать отменный по качеству звук. Но так ли все на самом деле? Начнем с того, что звук у этого устройства немного хуже, чем у того же «Брига». Хоть схема использована почти такая же. Все дело в доработках и модернизациях и без того хорошей схемы. Какие же проблемы у усилителя «Корвет 100У-068С»? Электрическая схема спаяна топорно. Отсюда главная проблема. Также использована простая проволочная обмотка, что тоже ухудшает звук. Трансформатор питания выполнен недостаточно качественно, что приводит к появлению фонового шума. Именно поэтому данный усилитель звучит заметно хуже «Брига». Но после соответствующей доработки он должен зазвучать так, как положено. Но далеко не у всех есть опыт для проведения таких манипуляций. Да и что это за Hi-End устройство, которое после покупки нужно ковырять с паяльником в руках? Но и без доработки звук очень качественный (если не сравнивать его с «Бригом»). Поэтому особенно зацикливаться на этом моменте не стоит.

«90У-2 Кинап»

Нельзя пройти мимо такой легенды, ведь именно с его помощью большая часть советских людей услышали голоса своих любимых актеров. Это советский ламповый усилитель, который использовался в передвижных киноустановках.

Количество регулировок не потрясает воображение, как у описанных выше – есть настройка громкости, низких и высоких частот, лампа индикации перегрузки. Также на верхней части имеется окошко, к которому подключался прибор, считывающий звук с киноленты.

На ленте сбоку наносились звуковые дорожки, которые считывались оптическими устройствами. 90У-2 производились в 60-е годы, когда о магнитной ленте могли слышать только в КГБ. В гражданской технике она еще не использовалась. О качестве звучания, пожалуй, лучше промолчать – оно оставляет желать лучшего. Но все равно некоторые музыканты, любители «лампового» звука, используют эти усилители в качестве базы для гитарных УНЧ.

Если же нужно воспроизводить музыку, то лучше выбрать один из вышеперечисленных советских усилителей звука. Питание 90У-2 от сети 110 Вольт, для подключения к 220 В потребуется использовать специальный блок. Это не прибавит удобство, да и вход для подключения источника сигнала внушительных размеров – примерно 4-5 см в диаметре и тремя отверстиями. В эти отверстия даже евро-вилка свободно входит, не фиксируется.

  • https://stroy-podskazka.ru/usiliteli-zvuka/obzor-sovetskih/
  • https://zen.yandex.by/media/radiotechnik/top-5-luchshih-sovetskih-usilitelei-5d1b9c365a15c200c0fb01d6
  • https://fb.ru/article/339099/luchshie-sovetskie-usiliteli-foto-i-istoriya

Кооперация как источник дохода инженера

В 1987-м году Ратаев смог почувствовать запах денег, который принёс перестроечный ветер перемен. Однокурсник Ратаева звукорежиссер Федор Курузбавуер предложил талантливому инженеру разработать профессиональные концертные усилители. С 1985-го года в СССР обостряется товарный дефицит. В числе прочего в стране большая нехватка качественной концертной аппаратуры, при этом потребности и количество музыкальных коллективов постоянно растут. Ратаев за два года разрабатывает новый концертный усилитель и организовывает мелкосерийное производство.

За американский усилитель Peavey CS-800, полюбившийся в 80-х звукотехникам крупных площадок, могли заплатить 15 000 рублей (100 средних зарплат инженера ). Стоимость Ратаевского аналога была в 10 раз ниже — 1500 рублей. Курузбавуер спешно организовывает сбыт.

Peavey CS-800

К 1989-му году компаньонам удалось собрать небольшую серию в 500 усилителей. Сборку осуществляли оборонные предприятия Ленинграда и Ленинградской области. Опытные квалифицированные рабочие кадры советской оборонки гарантировали точное соблюдение рекомендаций разработчика. Настройку усилителей Ратаев производил самостоятельно. По воспоминаниям Курузбавуера все 500 усилителей приобрели буквально за пару недель.

Эти первые партии усилителей 1989-го года можно считать первой серией ныне здравствующей компании “Neva Audio”. Сегодня Владимир Ратаев работает техническим директором этой фирмы.

С момента основания Курузбавером и Ратаевым, компания ни разу не меняла профиль и все 27 лет существования занималась выпуском студийных и концертных усилителей. Сегодня ”Neva Audio” является единственной компанией в России, специализирующейся на выпуске концертных и студийных УМЗЧ.

История

Так получилось, что в СССР до конца 60-х не было высококачественных усилителей. Тому много причин, среди которых: отставание в элементной базе, направленность промышленности на военные и космические задачи, отсутствие спроса в среде меломанов. В то время усилители звука были в основном встроенные в другую аппаратуру, и считалось, что этого достаточно.

Отдельные усилители отечественного производства типа «Электроника-Б1-01» и другие не могли похвастаться высоким качеством звука. Но к началу 70-х годов ситуация начала меняться. Стал появляться спрос, поэтому возникли группы энтузиастов, которые занялись разработкой соответствующей аппаратуры. Затем руководство министерств и ведомств начало осознавать, что отставание от западных образцов довольно внушительное и нужно нагонять. Вследствие слияния этих факторов к 1975 году и появился на свет усилитель под названием «Бриг». Он стал, наверное, одним из первых серийных образцов советской аппаратуры высшего класса.

У аппаратуры высшего класса, к которой относился «Бриг», в наименовании первыми были нули, «премиум» гордо носил единичку в названии, «средний» – двоечку и так далее, до 4 класса.

Говоря о «Бриге», нельзя не вспомнить о его создателях. Это были инженер Анатолий Лихницкий и его соратник механик Б. Страхов. Они буквально на общественных началах создали это чудо техники. Эти два энтузиаста в связи с отсутствием высококачественной аппаратуры решили создать ее самостоятельно. Они поставили перед собой серьезные задачи, и у них получилось спроектировать идеальный усилитель. Но, скорее всего, он так бы и остался в двух экземплярах, если бы не знакомство Лихницкого по «меломанским» делам с влиятельными чиновниками Ленинграда. К тому времени уже стояла задача создать усилитель высокого класса, и они решили привлечь талантливого человека к этой работе.

Так как Лихницкий трудился в неинтересной для себя сфере, он с большим энтузиазмом принял это предложение. Сроки были жесткие, усилитель нужно было быстро запустить в серийное производство. И инженер предложил свой работающий образец. После небольших доработок через несколько месяцев появился первый прототип, а к 1975 году – полноценный серийный усилитель.

Его появление на прилавках в магазинах можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы, а если сказать одним словом – это был триумф. «Бриг» нельзя было купить в свободной продаже, а получалось только «достать» с существенной доплатой.

Затем началось победное наступление на рынки западных стран. «Бриг» успешно продавался в страны Европы и Австралию. Усилитель выпускался до 1989 года и стоил немалых денег – 650 руб.

Предусилитель Корвет УП-078С

Внешний вид. Данный предусилитель Корвет УП-078С выполнен из металла, а именно корпус. Отличный внешний

вид.Органы управления расположены за «окошком» очень удобно после одной настройке к ним вообще можно не прибегать, закрыть «окошко», а затем пользоваться програмными регуляторами в компьютере. Задняя панель снабжена стандартными RCA разъемами. Отдельный выход на «мощник»

Присутствует предохранитель, что немаловажно при нашем уровне сети. Усилитель предварительный »Корвет УП-078С» имеет 2 фоноса для электропроигрывателя с магнитной и электродинамической иглой. Предусилитель Корвет имеет также как и усилитель мощности 200УМ-088С низкие шумы, а также и искажения, и отличное удобство в использовании

Предусилитель Корвет имеет также как и усилитель мощности 200УМ-088С низкие шумы, а также и искажения, и отличное удобство в использовании.

Основные технические характеристики усилителя

«Усилитель Корвет 100У-068С», характеристики которого мы сейчас будем разбирать, относится к устройствам высокой степени сложности. А это значит, что характеристики у него продвинутые. И это действительно так. Диапазон воспроизводимых частот начинается на отметке 10 герц, а заканчивается на 70 000. Это первый признак устройства класса Hi-End. Теперь о мощности. Номинальная постоянная мощность устройства при сопротивлении колонок в 6 Ом составляет 125 Ватт. Это очень много. Хватит для небольшого концертного зала. Номинальная кратковременная (пиковая) мощность притом же сопротивлении составляет 150 Ватт. Отличные результаты. Особенно, если учесть, что это «честные Ватты», а не современные китайские. Потребляемая мощность равна 275 Вт. И это при максимальной нагрузке усилителя. В режиме простоя он потребляет всего 30 Ватт. Весит это чудо почти 10 килограмм. Габариты его тоже не отличаются скромностью. Но это нормально для устройств, обеспечивающих качественный звук. А теперь рассмотрим другие особенности усилителя «Корвет 100У-068С».

Переделка и доработка усилителей СССР

Умельцы еще со времен Советского Союза пытались улучшить качество звука, которое воспроизводят усилители. В конструкцию вносили изменения: меняли систему питания, замене подвергались конденсаторы, диоды, транзисторы и другие компоненты. Такие переделки были доступны только опытным радиолюбителям, которые обладали необходимыми навыками и деталями. Некоторые люди занимаются переделкой и сейчас. Качество звучания правильно модернизированного усилителя приближается к таковому у современных усилителей из средней ценовой категории.

Чтобы пользоваться советским усилителем, вовсе необязательно что-то менять в его конструкции. Модели, представленные в нашем рейтинге, хорошо звучали с завода, соответственно обязательной переделке подвергать их не нужно. Некоторые люди обеспокоены сохранностью компонентов, но с этим все в порядке. В 99% случаев даже конденсаторы 60-летней давности сохраняют свою емкость и соответствуют изначальным техническим характеристикам. Исключение — компоненты отдельных моделей или заводской брак.

Об истории советских усилителей

Аудиотехника в СССР начала развиваться сразу после создания страны. Первый стереоусилитель в стране поступил в серийное производство в 1927 году, и с тех пор в стране появлялись новые разработки. За всю историю СССР в серийное производство поступили несколько десятков моделей (около 30) усилителей. Одни из них остаются довольно качественными даже в наше время, другие же не особо отличились даже для своего времени. Тем не менее, есть несколько удачных моделей, которые выглядят достойно спустя несколько десятилетий.

Те, кто много сталкивается с советскими усилителями, крайне не рекомендуют покупать аудиотехнику сделанную в конце 80-х и начале 90-х годов. Качество усилителей в это время значительно пострадало из-за политической обстановки в стране. Куда легче найти рабочий усилитель 70-х, чем рабочий же конца 80-х. Также особенность техники этих годов в том, что элементы усилителей часто подвергались замене, и это видно невооруженным взглядом. Это является еще одним подтверждением ненадежности усилителей того времени.

Надёжный усилитель 70-х годов

Итог

Владимир Ратаев бесспорно является одним из первых советских инженеров, которые смогли успешно разработать и внедрить в серийное производство Hi-Fi устройства. Не упомянуть его вклад было бы ошибкой. Успех Ратаева в разработке профессиональных усилителей, как директора Neva Audio, подтверждает его инженерный талант и качество советского технического образования. Работы инженера получили золотую медаль Международной ярмарки в Лейпциге, одну бронзовую, две серебряных и золотую медали ВДНХ, новаторские решения отмечены двадцатью авторскими свидетельствами.

Нам известно, что среди людей, интересующихся историей развития hi-fi в СССР, не утихают споры о значительности вклада тех или иных персонажей в “общее дело”. Например, много спорят о том, кто больше вложил в “Бриг” Ратаев или Лихницкий. Нам очевидно только одно, что этот вклад был, и, что эти люди способствовали появлению качественно новой советской техники, которая могла удовлетворить растущие потребности отечественных меломанов и на равных конкурировать с зарубежными аналогами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: