Горыныч о доработке динамиков в 5 главах

Широкополосный динамик 4А-32 (Ломо)

основные конструктивные, электроакустические и электрические данные динамика 4А-32:

габариты динамика : диаметр…………………………………………………………………………………..335 мм

высота…………………………………………………………………………………….215 мм

вес………………………………………………………………………………………………………………………………….10 кг

тип излучателя…………………………………………………………………………………………………………….двухконусный: основной- литой бумажный диффузор с криволинейной образующей, дополнительный- жесткий литой бумажный конус

тип подвеса верхнего края излучателя……………………………………………………………………двухзвенный гофр с акустической промазкой

диаметр излучающей поверхности…………………………………………………………………………..247 мм

вес излучателя…………………………………………………………………………………………………………….18,5 гр

тип центрирующей шайбы………………………………………………………………………………………….матерчатая бекелизированнаягофрированная плоская

рабочий диаметр центрирующей шайбы………………………………………………………………….85 мм

материал каркаса звуковой катушки………………………………………………………………………..алюминиевая фольга

толщина каркаса звуковой катушки………………………………………………………………………….0,1 мм

внешний диаметр звуковой катушки………………………………………………………………………..45,6 мм

внутренний диаметр звуковой катушки…………………………………………………………………..44,5 мм

диаметр керна магнитной цепи…………………………………………………………………………………44 мм

диаметр отверстия в верхнем фланце магнитной цепи………………………………………..46,2 мм

габариты воздушного зазора в магнитной цепи……………………………………………………..1,1Х11 мм

тип и материал магнита……………………………………………………………………………………………..литой керновый ЮНДК-24

вес магнита………………………………………………………………………………………………………………….1,275 кг

размеры магнита………………………………………………………………………………………………………..65-75Х50 мм

зазор между каркасом и керном………………………………………………………………………………0,3 мм

зазор между катушкой и фланцем…………………………………………………………………………..0,25 мм

тип диффузородержателя………………………………………………………………………………………..литой

материал диффузородержателя…………………………………………………………………………….силумин

максимальная мощность…………………………………………………………………………………………..12 вт

номинальный диапазон частот…………………………………………………………………………………40-16000 гц

неравномерность……………………………………………………………………………………………………….. 12 дб

частота собственного резонанса подвижной системы………………………………………..40 гц

индукция в воздушном зазоре магнитной цепи……………………………………………………..11000 гс

марка провода звуковой катушки…………………………………………………………………………….ПЭЛ

диаметр провода звуковой катушки………………………………………………………………………..0,18 мм

число витков звуковой катушки……………………………………………………………………………….130

число слоев звуковой катушки………………………………………………………………………………..2

высота намотки звуковой катушки………………………………………………………………………….13,5 мм

вес обмотки звуковой катушки…………………………………………………………………………………5,8гр

номинальное сопротивление звуковой катушки…………………………………………………..16 ом

сопротивление постоянному току звуковой катушки…………………………………………..12 ом

начало выпуска динамика 1967 год

Замечания:

Как
показал опыт,
снимать
пылезащитные
колпачки
надо уже
после снятия
диффузора.
Это очень
легко
делается с
помощью
изопропилового
спирта или
жидкости для
заправки
зажигалок (я
использовал
Royal Lighter Fluid). При этом
равномерно
смачиваются
приклеенные
края
колпачка,
через минуту
смачиваются
второй раз, а
еще через пол
минуты можно
с помощю
пальца (прекрасно
через
отверстие в
катушке
достает до
краев
колпачка)
отделяем
колпак от
конуса. И
первый (с
помощью
изопропилового
спирта), и
второй (жидкость
для
зажигалок)
способы
позволили
получить
колпачки без
повреждений.
Причем
отделять
жидкостью
для
зажигалок
проще и
колпачек не
мнется.

Динамик
разобран,
снимать
магнитную
систему
лень, но
старые
алюминиевые
прокладки
красиво
сияют внизу…

После того,
как дифузор
снят надо
сразу же
заклеить
скотчем или
изолентой
зазор в
магнитной
системе,
иначе туда
так и
стремятся
попасть
металлические
опилки.

Если же
эти коварные
отродья все
же попали в
зазор, не
бойтесь
разбирать
магнитную
систему
совсем:
отцентрировать
ее очень
просто даже
не имея
специальной
центрирующей
трубки. Для
этого
необходимо
измерить
внутренний
диаметр
отверстия
вокруг керна,
нарезать
бумагу
полосками
шириной в 5-10 см
и разобрав (и
прочистив)
магнитную
систему,
навивать на
керн полоски
бумаги, пока
не
достигнете
измеренного
диаметра.
После этого,
необходимо
отмотать
один-полтора
оборота
бумаги и
вставить
полученную
бумажную
трубку в
отверстие
верхней
пластины (не
снимая,
естесственно,
трубку с
керна). После
затягивания
трех винтов
можно вынуть
трубку. Вуаля
— мы получили
отцентрированную
магнитную
систему. :-)

Заклеив
зазор,
необходимо
промазать
все стыки
магнита с
пластинами
клеем типа «момент»
(88-й
действительно
гадость, хотя
по идее
должен быть
много лучше
момента) и
после
высыхания
обмотать
изолентой (очень
эффектно
смотрятся).
Для этого, с
припуском в 5
мм наружу с
натягом
обмотать
верхний шов (изолента
будет
загибаться
на
поверхность
внешней
пластины
магнитной
системы),
затем без
особого
натяга с
припуском 1-2
мм также
обмотать
нижний шов, и
в заключение
наклеить
изоленту по
центру
магнита
поверх обеих
полос. Это
предохранит
магнит от
всякого рода
повреждений,
да и внешний
вид
улучшится.

Динамик
в сборе,
пылезащитный
колпак пока
что не
приклеен.
Динамик
в сборе, вид
сбоку

Насчет
целесообразности
обклеивания
корпуса
диффузородержателя
резиной не
уверен: в АС
динамик
крепится за
внешнее
кольцо, а не
за магнит, и
если
положить
динамик на
стол
магнитом
вверх и
постучать по
диффузородержателю,
особых
звонов не
наблюдается…
Хотя, чем черт
не шутит? Как
найду
подходящие
резинки,
обклею и
напишу…

Очень коротко о доработке 5ГДШ4-4.

Для работы
потребуются:

  1. Замазка
    оконная не
    засыхающая —
    меньше
    брикета;
  2. Касторовое
    масло (продаётся
    в аптеке) —
    меньше
    пузырька;
  3. Клей БФ-6;
  4. Клей <88>;
  5. Спирт 96% —
    грамм 10 (для
    наружного
    употребления);
  6. Пара
    кисточек
    канцелярских;
  7. Резиновые
    уплотнители
    круглого
    сечения (5…6 мм).

Любой
динамик
отечественного
производства
требует той
или иной
работы по
улучшению
его свойств. (Хочу
предупредить,
что внешний
вид при этом
не
улучшается.)
Одним
динамикам
это на пользу
— другим, как
об стену
горох. 5ГДШ4
относится к
первой
категории.
Радует то, что
этот динамик
не требует
полной
разборки,
можно
ограничиться
косметическими
средствами:

  1. Необходимо
    отклеить
    пылезащитный
    колпачок —
    основной
    источник
    посторонних
    призвуков (и
    больше
    никогда не
    приклеивать).
    Делается
    это с
    помощью
    обильного
    смачивания
    краёв
    колпачка
    спиртом.
    После
    размачивания
    клея
    колпачок
    аккуратно
    отдирается
    тонким
    пинцетом
    или
    скальпелем.
  2. Необходимо
    укрепить
    магнитную
    систему,
    тщательно
    проклеив
    все
    наружные
    соединения.
    Для этого
    разводится
    клей БФ (БФ-6) 96 %
    спиртом и
    мягкой
    кисточкой
    заливается
    в щели и под
    заклёпки.
    Высушивается
    в течении 12 ч.
  3. Аккуратно
    срезаются
    скальпелем
    все
    бумажные
    уплотнители
    под самый
    корешок в
    месте,
    предназначенном
    для
    крепления
    динамика к
    корпусу АС.
    Делать это
    надо
    уккаратно,
    не
    повреждая
    гофра.
  4. Вершина
    конуса
    диффузора (где
    диффузор
    крепится к
    катушке)
    промазывается
    тремя
    слоями клея
    БФ-6. Начинать
    надо от
    самой
    катушки и
    заканчивать,
    не доходя 5 мм
    до точек
    соединения
    гибких
    проводников
    с
    проводниками
    катушки.
    Время
    просушивания
    каждого
    слоя 0,5 — 0,5 — 6
    часов.
  5. Необходимо
    на гофр
    диффузора
    нанести 0,2 мм
    слой вязкой
    массы. Эту
    массу можно
    приготовить
    из оконной
    не
    засыхающей
    замазки,
    размягчённой
    в
    касторовом
    масле.
    Количества
    небольшие:
    пара
    щепоток
    замазки и
    несколько
    капель
    масла.
    Размягчать
    надо до
    образования
    однородной
    массы, по
    консистенции
    напоминающей
    густую
    сметану.
    Наносить
    эту гадость
    надо тонким
    слоем,
    заезжая на 5
    мм на сам
    диффузор и
    не попадая
    на место под
    уплотнитель.
  6. Необходимо
    приклеить
    резиновый
    уплотнитель,
    независимо
    от способа
    крепления
    динамика (наружное
    или
    внутреннее).
    Уплотнитель
    можно
    составить
    из плотно
    состыкованных
    отрезков
    сантехнического,
    резинового,
    круглого
    уплотнителя
    (5…6 мм диаметр
    сечения).
    Уплотнитель
    приклеивается
    на клей <88>.
    Уплотнитель
    должен быть
    плотно
    прижат к
    краю
    металлического
    корпуса
    диффузородержателя.
  7. Гибкие
    проводники
    и
    центрирующую
    шайбу надо
    смазать
    касторовым
    маслом с
    помощью
    тонкой
    кисточки.
  8. По желанию
    можно
    облепить
    корпус
    оставшейся
    замазкой.

Обладая
генератором
звукового
диапазона
можно на слух
контролировать
промежуточные
этапы работы
и
завершающий
этап. Для
этого надо
подать с
генератора
сигнал
амплитудой 0,5…2
В, частотой 70…80
Гц. Звучать
должен
чистый тон
без дребезга.
Доведённый
до ума
динамик по
своим
частотным
свойствам не
уступит
доработанному
4А28. У 5ГДШ4
верхняя
частота
среза
простирается
даже выше, чем
у 4A28.

Из
материалов
конференции
Hi-Fi»Music;
Автор
Горыныч <[email protected]>.

Об оформлении динамиков.

Большое
значение на
равномерность
АЧХ
оказывает
акустическое
оформление —
корпус
акустических
систем
. Если
расставить
основные
типы
корпусов в
порядке
увеличения
неравномерности,
начиная с
самой
маленькой, то
получится
следующий
ряд, не
зависящий от
того,
открытая АС
или закрытая:

  1. Шарообразный
    корпус (пол-шара
    для
    открытой АС);
  2. Трапеция
    неправильной
    формы;
  3. Цилиндр с
    отверстием
    на боковой
    стенке;
  4. Параллелепипед
    с
    отверстием
    не по центру;
  5. Куб;
  6. Цилиндр с
    отверстием
    на верхней
    стенке —
    диске.

Отсюда
можно
сделать
вывод, что
наиболее
технологичный
тип корпуса и
предпочтительный
по форме АЧХ —
это трапеция,
в которой
динамик
расположен
не на
геометрическом
центре.

Самым
тонким
моментом в
конструкции
АС является
передняя
дека, на
которой
крепятся
динамики.
Отверстие
под динамик, и
хуже, если их
два,
ослабляет
механическую
прочность
деки, делая её
склонной к
резонансам
на средних
частотах. Не
касаясь
способов
крепления
деки, на мой
взгляд, она
должна быть
толстой и
набранной из
отдельных
листов. Но
если
отверстие
под динамик у
всех листов
делать
одинаковым,
то
получается
локальный
цилиндр. Надо
идти на
компромисс и
делать
отверстия
разных
диаметров на
разных
листах деки (обычно
2, 3) с
увеличением
диаметра.
Меньший
диаметр у
наружного
листа, к
которому
будут
крепиться
динамики.
Листы лучше
не склеивать
между собой, а
скручивать
шурупами,
через
прослойки
плотной
ткани

При
расположении
на деке
нескольких
динамиков
особое
внимание
надо
обращать на
укрепление
перешейков
между ними. В
некоторых
случаях
особо узких
перешейков,
под ними надо
располагать
поперечные
опоры,
привинченные
к боковым
стенкам, для
придания
большей
жёсткости
конструкции.
К этим опорам
должны быть
прикручены
перешейки
между
динамиками

Панели
боковых
стенок,
бруски для
крепления,
лучше всего
не клеить
между собой, а
свинчивать.
Между
стыками надо
прокладывать
уплотнители
из тонкого
войлока (сукна)
или пористой
резины.
Шурупы,
крепящие две
детали,
должны быть
жестко
связаны
только с
одной из них.
Отверстие
для шурупа во
второй
детали
должно быть
такого
диаметра,
чтобы
вероятность
касания
шурупом была
минимальной.
Под шляпку
шурупа
желательно
подложить
шайбу и
уплотняющую
прокладку из
войлока или
резины. Под
переднюю
деку
уплотнитель
лучше
проложить
потолще 3…5 мм.
Кому-то
нравятся
опоры под АС в
виде шипов, а
меня вполне
устраивают
деревянные <ферзи>
с войлочными
прокладками
по обеим
концам.

Про
расположение
и
направление
АС с
широкополосными
динамиками
могу сказать
следующее:
акустические
оси должны
быть
направлены в
сторону
слушателя,
так как у
этого типа
динамиков
диаграмма
направленности
в области
частот более 5
кГц
достаточно
узкая. Этого
легко
добиться,
сделав
наклонную
переднюю
деку и
развернув
колонки в
нужном
направлении.
Замечено, что
стереопанорама
во всей своей
широте
разворачивается
НАД
акустическими
системами,
поэтому
имеет смысл,
чтобы высота
напольных
домашних АС
не превышала
уровня глаз
слушателя
для ощущения
комфортности.

Про выбор
размеров и
демпфирующих
материалов
было уже
сказано
много, так что
вроде всё.

TQWT на 4А32 или как получить достойную акустику

В этой статье я вас познакомлю с очень интересным человеком Николаем Донецким, он сделал очень интересный проект tqwt, на отличных динамиках 4 А 32.


№2 ОУ в ЦАП

Как выйти из столь привычных стереотипов навязанных нам рекламой и маркетологами с ужасными ценниками и убогим звуком?

Как понять, что такое настоящий звук, причем за небольшие деньги?

Все это вы узнаете в данной статье: как сделать акустику своими руками Tqwt на 4А32.

— Когда вы впервые услышали музыку?

— Расскажите, про свою авторскую систему, как долго вы её собирали, из чего она состоит. Акустика усилитель, источник?

— Перечитал кучу форумов, онкен, TQWT, рупор, щит, ОЯ — в итоге решил собрать рупор! Только ради интереса (хотя хотел онкен). Собирал акустику своими руками на протяжении 2-х месяцев. Долго, упорно ждал пока все стыки, швы просохнут, дабы потом не потрескались.

Состав системы на данное время состоит из самих 4а32 и ради интереса подкинул к ним рупорные ВЧ — alphard (из дешевых, на первое время). Источником является ПК со звуковой картой ASUS Xonar D1, либо известный в аудиофильских кругах портативный плеер Cowon D2+. Тракт от источника до АС не АЙС!!- (автомобильный 5-ти канальный усилитель cadence/звук так себе, хотя после «альфардов» звук просто нереально обьемный! «густой»хоть ложкой набирай!

Что удивило при первом прослушивании — так это способность отыгрывать четкий, ударный бас! АС берут с очень низкой

частоты- (вплоть от 40 герц — хотя настройка вышла в районе 55 герц).

— Какие жанры вы слушаете на этой аппаратуре? К какой категории вы себя причисляете : аудиофилы, меломаны или меломанофилы?

— Слушаю в основном что «приятно звучит» С данной АС стал больше уделять времени прослушиванию прежде

всего качественного аудио- FLAC/Lossless. К определенным жанрам в музыке себя не отношу, это может быть и ROCK и FOLK и ДЖАЗ, Эмбиент-техно, Нью-эйдж.

Поработаем над диффузорами…

Когда
динамик
новый, его
диффузор
лучше не
трогать,
потому что у
КинАп(овских)
динамиков и
новосибирских
10ГД-36 уже
нанесены
необходимые
пропитки и
рефление,
препятствующее
распространению
«вредных»
колебаний.
Другое дело,
когда
попадаются
динамики
старые со
следами
насилия —
вмятинами на
диффузоре,
эти вмятины
надо покрыть,
например,
жидким
раствором
герлена с
наружной и по
возможности
с внутренней
стороны.
Осталась
самая
малость —
подравнять
частотную
характеристику
сверху и
снизу. Тут ни
чего нового
нет. Для
сглаживания
АЧХ снизу
надо
поработать
над гофром
диффузора,
если этот
гофр
бумажный.
Гофр, как
правило,
делают с
синусным
профилем с
двумя «периодами».
Глушить
лучше по
методу
Шорова, то
есть
герленом, но
намазывать
не весь гофр,
а только
первый
ближний к
центру
полупериод и
прилегающую
к гофру
полоску
шириной 0,5 см.
Герлен
должен быть
разведен до
такой
консистенции,
которая не
образует на
поверхности
наплывов и
подтёков. Он
должен
растекаться
ровным слоем.
Оставшиеся
полупериоды
гофра лучше
пропитать
маслом
растительного
происхождения
для
увеличения
гибкости
подвеса. Это
снизит
частоту
основного
резонанса и
подровняет
АЧХ.

Для
динамиков с
резиновыми
или
пенополиуретановыми
гофрами «пропитка»
может только
навредить.
Хорошие
результата
по снижению
резонансной
частоты даёт
установка
динамиков в
один корпус,
при этом
динамики
надо
включать
параллельно.
Показательные
результаты
по улучшению
линейности
даёт
подключение
в параллель
каждому из
парных
динамиков
резисторов,
равных по
величине
активному
сопротивлению
катушки.

У
широкополосных
динамиков
для
увеличения
отдачи на
высоких
частотах
применяют
дополнительные
излучающие
конуса. АЧХ
таких
динамиков в
основном в
области
высоких
частот
определяется
геометрией
конуса, но и
тут можно кое
что улучшить.
Я теперь
конуса
пропитываю и
обмазываю
клеем БФ-6. Это
увеличивает
жёсткость
конуса, что
приводит к
расширению
полосы
частот и
сглаживанию
АЧХ. Так для
динамиков 4А-28
удаётся
расширить
полосу до 17…18
кГц. Пропитка
производится
в три слоя с
наружной
стороны
конуса и один
раз
ОСНОВАНИЕ
конуса с
внутренней
стороны
обмазывается
клеем,
внутреннюю
сторону
лучше не
трогать, за
исключением
узкой
полоски 2 мм
по краю
конуса. Время
высыхания
одного слоя
клея 6 часов,
полное
высыхание
занимает
неделю, в это
время на
динамик не
рекомендуется
подавать
сигнал. БФ-6
образует
особую
пленку,
которая
препятствует
распространению
продольных
волн.
Некоторые
пользуются
для этих же
целей цапон-лаком,
от его
применения
меня
останавливает
чрезмерно
жёсткая
полимерная
пленка,
которую он
образует. На
динамиках 4А-хх
защитный
колпачок
сделан из
формованной
ткани, его
лучше не
замазывать
клеем, но если
клей попадет
на края
колпачка, то
ни чего
страшного не
будет.

Пропитка
клеем
основания
диффузора у
низкочастотных
и
среднечастотных
динамиков
тоже будет
иметь только
положительный
результат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: