Луч лазера в тёмном царстве горбачёвской эпохи
По иронии судьбы разработка первого лазерного проигрывателя в СССР начиналась в городе, который обеспечивал страну аудиокассетами. Именно Таллиннский завод музыкальных кассет сотрудничал с BASF и был лидером советского кассетного производства. Но речь сейчас не о нём. Инициатива создания советского CD-проигрывателя принадлежала уникальному для позднего СССР учреждению «Управление организацией фирменной торговли, изучения спроса и рекламы «Орбита». Умные люди из этого маркетологического ведомства, имена которых история не сохранила в доступных для меня источниках, в 1985-м году настояли на том, чтобы Министерство Промышленности Средств Связи озаботилось выпуском столь необходимой для советских людей вещи
Важно, что в 80-е технологическое отставание советских предприятий от западных (особенно на потребительском рынке) было настолько сильным, что у населения возникал резонный вопрос об эффективности советской системы хозяйствования. Перестройка и гласность, свалившиеся на головы советских людей с приходом Горбачева, повысили градус общественного недовольства
В то время многим казалось, что появление на прилавках новых высокотехнологичных товаров и их доступность в торговой сети может существенно ослабить протестные настроения. Не последняя роль в этой попытке доказать советским людям, что разваливающийся Союз «еще способен догнать и перегнать…» отводилась звуковоспроизводящей аппаратуре.
Акустические системы Электроника 150 АС-001
Эти колонки сошли со сборочной линии в конце восьмидесятых годов ХХ века – их выпускал опять ВНИИРПА им. А.С. Попова. Как и в случае с АСДС-201 «Диностатик», конструкция оказалась весьма любопытной: вместо традиционной динамической головки на ВЧ был применен излучатель Хейла, а басовый блок с солидным 300 мм вуфером оказался усилен пассивным излучателем.
Четкий, точный и прекрасно артикулированный бас модели буквально хватал звезды с неба и вызывал настоящий «шок и трепет». Кроме честной АЧХ от 40 до 20 000 Гц колонки имели и неплохую чувствительность (91 дБ) и допускали подведение аж 150 Вт мощности. К сожалению, вышла лишь небольшая партия этих шикарных спикеров, так что, на сегодня они уже стали коллекционной редкостью.
Philips CD202: самый музыкальный
Данный аппарат и его особенности были достаточно подробно разобраны в этом материале. Модель CD202 можно отнести к наиболее совершенным устройствам группы Philips первого поколения. Упаковка, экранирование и добротность конструкции исключительная. В тестируемом экземпляре используются декодеры Sony: демодулятор CX7933, интерполятор CX7934 и коррекция ошибок CX7935. Как показала практика, кажется, что именно такое сочетание обеспечивает источнику с SAA7030 /TDA1540D идеальный баланс прозрачности и музыкальности.
Забавно, что измерения фазы CD202 вообще-то указывают на небольшой глюк из-за японского наследства в виде сдвига между левым и правым каналом на величину одного семпла. Привет от Sony CDP-101, в котором использовался такой же набор чипсета с такой же проблемой.
По временной шкале сдвиг составляет 22,676 микросекунд. Хотя особого криминала в этом нет. В студиях звукозаписи для стереоэффектов используют задержки в миллисекундах, т.е. в тысячу раз больше. Но в любом случае, у Philips CD100 с родными декодерами этого сдвига нет. Может быть, в этом причина волшебного звука CD202? В части серийных партий плееров Philips CD300/303 и клонов на их базе (Marantz, Grundig, Loewe, Magnavox, Sylvania и др.) также ставили подарочный набор декодеров Sony .
Фазовая ошибка между каналами в устройствах Philips серии 200/300 с декодерами Sony составляет один семпл или 22,676 микросекунды
Я сравнивал звучание «трехсотой» серии с обеими вариантами декодеров. Аппарат с японской начинкой играл капельку интенсивнее на ВЧ, но на очарование фирменной подачи этот факт особо никак не повлиял. Можно смело рекомендовать 300-ю модель к приобретению в качестве «окончательного CD-проигрывателя». Они достаточно часто встречаются на вторичном рынке и пользуются любовью коллекционеров.
Меня лишь смущает выезжающим на свет божий CD-привод. Все вместе с зеленой подсветкой внутри это, конечно, смотрится эффектно. Но я бы предпочел, чтобы всех этих колес, пассиков и рельс не было, а транспортный узел оставался неподвижным и никуда не шастал. Так что мой выбор — это модели с верхней загрузкой.
Модель CD200 в этом плане тоже хороша, но она, как и CD100 и CD300, шла без индикатора времени воспроизведения трека. Так что, с учетом вышесказанного, наиболее предпочтительным выбором выглядит именно CD202.
CD-проигрыватели Philips первого поколения можно слушать хоть целый день. И то там, то сям отрываешься от работы и удивляешься, как легко и певуче возникает и локализуется вокал, как естественно воспринимается короткое эхо от ударной установки. И что приятно — эта мягкость сочетается с жидкой, как ртуть, звонкостью в нужных местах.
Я по-прежнему не понимаю и не принимаю разговоров о «мутности и вялости» первых Philips. Здесь ВЧ изящнее многих High-End-аппаратов — ближе к МС-картриджам и впечатлениям от живого исполнения. Это проявляется в виде «узнавания» тембра, ощущения воздушной связи между исполнителем и инструментами, а не просто звукового полотна, на котором булавками приколоты элементы композиции, как на доске с фотографиями улик и подозреваемых.
На четвёртом месте — Арктур-006
Это отличный вертак для среднего уровня. Очень хорошо смотрится s-образным тонармом и звучит намного лучше. И, кстати, лучше заменить иглу на более лучшую, чем стандартная. Арктур-006 — легендарная модель, имеет хороший прямой привод диска.
В те времена данный проигрыватель был чем-то из рода фантастики и стоил безумных денег, но дешевле, чем Корвет 038, который стоил половину машины. Арктур-006 весит около 10 килограммов, довольно увесистый.
Вообще, этот аппарат стоит внимания, между прочим, на барахолках он стоит недорого и после переделок звучит, ну, по крайней мере, как хороший добротный Хайфай аппарат.
Амфитон РМЛП-201С
Также выпускали в СССР магнитолу с лазерным проигрывателем компакт-дисков Амфитон РМЛП-201С в начале 1990 года в г.Львов, ЛПО имени Ленина.
Амфитон РМЛП-201С
В магнитоле Амфитон был прием моно и стереофонических программ радиостанций в популярном диапазоне УКВ и моно в диапазонах ДВ и СВ, а также записи монофонических или стереофонических программ на магнитную ленту от внешних и внутренних источников сигнала. Можно было слушать музыку с компакт-диска и от внешних источников сигналов через акустику или наушники.
Амфитон РМЛП_201С
Магнитола Амфитон РМЛП-201С состояла из тюнера (радиоприёмника), магнитофона, а также лазерного CD проигрывателя, эквалайзера, усилителя мощности НЧ и 2 штук 2-х полосных акустических систем.
Филипс и Эстония — близнецы братья
Вторым (а по утверждению многих – первым) серийным проигрывателем в СССР, стала Эстония ЛП-001, пущенная в серию в 1989-м году. Схемотехнически и конструктивно это была практически точная копия Philips CD204. В отличие от предыдущей разработки, была заимствована практически вся элементная база. Кроме корпуса, фольгированного стеклотекстолита для плат, пластиковых деталей, вакуумно-люминесцентного табло, резисторов, проводов и элементов крепления, все детали устройства были импортными. Из характерных особенностей, существенно отличавших его от первого, можно выделить выдвижной лоток для диска, вместо крышки.
Эстония ЛП-001 «Тираж» устройства по большинству источников, которые можно считать достоверными не превысил 2500. Достать этот аппарат было немного проще, чем описанный выше, но купить в магазине было практически невозможно. В то время для того, чтобы что-то достать существовали специальные люди. Комиссионные этих «полезных» людей составляли около 100 % от стоимости доставаемого дефицитного товара. До развала союза было выпущено еще несколько советских CD-дек, которые, к не счастью, не могли существенно изменить ситуацию, в силу острой нехватки носителей и малых серий выпуска.
Советский CD Отечественный выпуск компакт-дисков начался только в 1990-м году. Известно, что наиболее рьяным сторонником собственного выпуска CD в Союзе был ведущий специалист Управления ВФГ «Мелодия» Вадим Васильевич Смирнов. Он слыл экспертом в цифровых носителях и убеждал руководство всесоюзной фирмы грамзаписи закупить оборудование, а не выпускать за бугром. Этот человек определил, какое необходимо оборудование и подготовил почву для её закупки. Выпуску первых CD в СССР предшествовала 2-летняя стажировка сотрудников «Мелодии» на западных предприятиях, где они подробно изучали технологии записи и производства дисков. Обученные спецы не подкачали, и в 1989-м появился первый советский CD с записью «Стихира на тысячелетие Крещения Руси», композитора Родиона Щедрина.
Акустические системы АСДС-201 «Диностатик»
Созданные в ВНИИРПА им. А.С. Попова колонки поражают и сегодня: модель щеголяет использованием как динамических, так и электростатических излучателей (отсюда и название – диностатические АС). Басовые головки (на базе 25ГДН-3) работали в оформлении «закрытый ящик», так что бас получился сухим и точным, кроме того, громкоговорители можно было располагать вблизи от стен.
Как и упоминалось, на СЧ/ВЧ трудится электростатический модуль – закрепленный в жесткой раме. Конструкторам удалось обеспечить хорошую сшивку столь разных излучателей, звук у АСДС-201 «Диностатик» был весьма интересным – при условии, конечно, подведения к ним значительной мощности.
Гибрид Philips и Sharp, а также первые микросхемы Intel в советской технике
Как и в случае с другой техникой высокой верности воспроизведения, за основу взяли уже существующие западные образцы. Им оказались популярные в Германии и Франции CD-проигрыватели корпорации Philips. На основе нескольких моделей Philips (главным образом Philips-100) была создана компоновочная схема проигрывателя. Характерной особенностью этих образцов была крышка, открывавшаяся вверх, как у многих магнитофонов того времени. При этом заимствовали концепцию дизайна у японской компании SHARP. Плагиат такого рода был характерен для всей аудиотехники, выпускавшейся под торговой маркой «Эстония». Нельзя сказать, что опытные образцы копировались полностью, но многие технические решения заимствовались, так как опыта создания подобной техники просто не было. К концу 1986-го года стало понятно, что в короткие сроки невозможно и нерационально создавать собственный привод для CD и ЦАП. Подобные самостоятельные разработки и даже копирование существующих предполагали выделение неимоверного количества ресурсов, как человеческих и материальных, так и временных. При этом заказ «партии и правительства» (тм) на советский лазерный проигрыватель должен был быть реализован к выставке машиностроения, посвящённой 70-летию Великого Октября. В результате изысканий, проведенных таллинскими специалистами, в качестве базового привода для советского устройства был выбран Philips CDM-2, ЦАПом стал Philips 2Х TDA 1540P. Схемотехника во многом повторяла западные аналоги, однако, была адаптирована для использования советских комплектующих. Сотрудники конструкторского бюро завода «Пунане РЭТ», разрабатывавшее проигрыватель, одними из первых внедрили микропроцессорное управление в CD-проигрывателе. Были использованы два 8-ми битных микропроцессора Intel. Многие также утверждают, что надёжность системы питания советского проигрывателя многократно превосходила оригинал от Philips.
Авторы Гайдпарка
-
Василий Иванов
Должны ли вооружённые силы России прийти на помощь, если ВСУ начнут наступление на ДНР и ЛНР?
Читать полностью
-
Эмиль Коган
К 30-летию «развала» Советского Союза
Читать полностью
-
Пpocто Фeнeк
Репортаж
Читать полностью
-
Александр Ларин
Забыть о мертвых
Читать полностью
-
Лунный камень
Заслуживает ли глава Газпрома Миллер звания Герой Труда?
Читать полностью
-
bambambigelow
«Крепкий орешек»: в Британии оценили возможную санкционную атаку США на РФ
Читать полностью
-
Василий Иванов
Доверяете ли Вы «письменным гарантиям безопасности России» от США и НАТО?
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Чем пенсионер Китая отличается от пенсионера России
Читать полностью
-
Александр Головенко
Кому еще из питерских вы бы предложили дать Героя Труда?
Читать полностью
-
Александра Василькова
Ночные звонки
Читать полностью
-
Петр Новыш
Кто же виноват что у нас такие скверные дороги?
Читать полностью
-
Василий Иванов
Как Вы относитесь к «небольшому» вторжению России на Украину?
Читать полностью
Вега ПКД-121С и Вега ЛП-007С и Вега ПКД-121С
Лазерный проигрыватель CD компакт-дисков «Вега ПКД-121С» выпускали с 1988 года опытно на Бердском радиозаводе. В 1987 г. разработали 2 модели CD плееров «Вега ЛП-007С» и «Вега ПКД-121С».
Вега ПКД_121С
Вега ПКД-121С
На комплектующих из Японии в 1988 году было собрано около 50 штук аппаратов, а в последующие годы ещё примерно 300 штук аппаратов, а с 1992 года уже планировалось выпускать лазерные проигрыватели CD компакт-дисков Вега на отечественных элементах,
Вега ЛП-007С
но в серийное производство вышёл более новейший проигрыватель дисков «Вега ПКД-122С» по конструкции, а также схеме во многом схожий с СССР проигрывателем КД «Вега ПКД-121С».
Вот такие редкие винтажные советские лазерные проигрыватели компакт-дисков выпускалась когда-то в прошлом с невероятными технологиями, которые и сейчас поразят вас отличным звуком, впрочем надеюсь данная статья вам понравилась, если это так подписывайтесь на сайт Звукомания, комментируйте, и следите за выпусками на сайте и канале, чуть позже выйдет новая статья .
ЦАП 2706 + 4398
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Акустические системы 100АС-002-1 «Кливер»
Высокоточные колонки 100АС-002-1 «Кливер» производились на заводе «Красный Луч» – модель была оформлена по закрытому принципу, демонстрировала АЧХ от 40 до 25 000 Гц и могла развивать до 107 дБ звукового давления. Платой за это стала низкая чувствительность (85,5 дБ), так что, к АС требовался мощный усилитель (пиковая подводимая мощность достигала 150 Вт, из интересных особенностей стоит отметить светодиодный индикатор уровня, позволяющий контролировать перегрузку спикеров).
Качественные драйверы, сверхжесткий корпус с распорками, заполненный стекловолокном, специальные экраны и хитрая установка головок – все это обеспечило бархатное и очень натуральное звучание.
Седьмое место — Эстония ЭП 010
Отличная вертушка с полным автоматическим фаршем. Почему полным? Это вертушка, в которой можно переключать треки, как на проигрывателе компакт-дисков. Правда, она не комплектуется пультом, и приходится переключать треки, перещелкивая кнопки.
Конечно, это на любителя. Эстония ЭП 010 производит очень хорошее впечатление – богатый, шикарный такой пластик, вообще, классно смотрится. Она такая тонкая, закрывается сверху защитной полированной, темной крышкой. Классно!
У Эстония ЭП 010 вообще очень-очень классная сама конструкция, данный вертак смотрится довольно интересно. Он состоит как бы из двух тонармов — это тонарм обычный, где присутствует игла, и рядом второй тонарм, где присутствует датчик слежения за треками.
Philips CD104: самый недорогой
Этому бюджетному и симпатичному аппарату второго поколения CD-плееров Philips тоже была посвящена целая статья. В ней же можно почитать обо всем хорошем, связанном с CD104, а сейчас пора сравнить эту модель с предшественниками.
Если бы это был конкурс по соотношению качество/цена, CD104 одержал убедительную победу. Но нас интересуют не относительные, а абсолютные показатели. И здесь надо признать, что устройство все-таки чуть-чуть уступает двум предыдущим аппаратам первого поколения Philips, давая не такой утонченный почерк на верхних частотах.
Сложно сказать, почему так. Ведь по измерениям это довольно схожие аппараты, да и главные элементы остаются прежними. TDA1540P в пластиковом исполнении были с худшими допусками, чем TDA1540D на керамике? Усиленная сервосистема CDM-1 улучшила читаемость дисков одновременно с потерей в музыкальности относительно более капризного CDM-0?
Но вся эта критика звука в отношении CD104 возможна лишь в лобовом сравнении с предшественниками. Будучи включенным сам по себе, маленький Philips CD104 заставит подняться не одну бровь.
Какой CD-проигрыватель лучше приобрести
- Для профессиональных диджеев самым лучшим вариантом будет проигрыватель Pioneer CDJ-900. Только они могут в полной мере оценить весь функционал устройства. Если финансовые возможности не позволяют приобрести столь дорогой девайс, можно присмотреть приборы из этой же серии подешевле. Однако функций у них будет уже меньше.
- Для простых меломанов подойдут проигрыватели попроще. Здесь уже каждый пользователь выбирает прибор, соответствующий его запросам. Ведь все они имеют различные настройки, набор разъемов, функционал и дизайн.
Без палок в колёсах всегда легче
Насколько можно судить по разрозненным воспоминаниям сотрудников Таллиннского завода «Пунане РЭТ», никаких проблем организационного плана и вопросов с необходимостью разработки в то время не возникало. Это были уже не 70-е, когда Лихницкому и Ко приходилось убеждать застойно-брежневское начальство в том, что стране нужны «Бриги» и «Корветы». Интересно, что, как и в случае с легендарными усилителями, первый CD-проигрыватель разрабатывался на предприятии, основным профилем которого являлись заказы для ВПК. Непосредственное руководство проектом было поручено 30-летнему инженеру Владимиру Макарчуку.
Philips CD100: самый первый
Один из двух самых первых CD-проигрывателей на планете выглядит в духе ожиданий будущего 70–80-х. Угловатый металлизированный силуэт с откидывающейся вверх крышкой из оргстекла — прямо как DeLorean DMC-12. Компактное изделие выглядит очень обаятельно, а у тех, кто выставляет экземпляры Philips CD100 на продажу, попросту нет сердца.
Формфактор Philips CD100 получился заметно меньше стандартного Hi-Fi-компонента. А высота плеера чуть выше спичечного коробка подчеркивала радикальный отход от большого винилового стиля в сторону миди-формата музыкальных центров. При этом литой скелет Philips из алюминия в итоге тянул на приличные пять килограмм в сборе.
Пластмассовое буйство в компонентах Philips началось буквально через четыре года, а пока — любуемся на full metal jacket той эпохи, когда нужно было произвести впечатление новым направлением в аудио. В CD100 тоже нашлось применение полистиролу, но пока еще скромно — в виде решетки на дне аппарата. Если ее снять, мы увидим плотную упаковку начинки, разделенной на три секции: транспорт CDM0, источник питания и плата электроники в дополнительном экране с перфорацией. Его ставили на первом поколении Philips: CD100, CD200, CD202, CD300, CD303 и одной модели второго поколения CD101. Начиная с CD104, CD204 и CD304, этого экрана уже не было. Экономика должна быть экономной.
Первые серии Philips CD100 поставлялись с несъемным кабелем RCA, но позже начали ставить и гнезда. В некоторых экземплярах CD100 можно увидеть платы покрытые белой маской. Но чаще всего ее не было и плееры Philips на много лет вперед хорошо узнавались по рыжему цвету (и запаху!) гетинакса. Не секрет, что заметный нагрев компонентов был обусловлен приличным потреблением тока аналоговой сервосистемой Philips CDM, к которой приходилось ставить радиаторы и устраивать вентиляцию на верхней крышке.
Собственно, потому эти мощные однолучевые транспорты до сих пор и живы — в отличие от разных Hitachi и Toshiba, которые появились позже, да сдохли раньше. Но за долгую жизнь Philips приходиться кое-чем расплачиваться.
В то время как у конкурента-первенца Sony CDP-101 уже был пульт ДУ, в плане эргономики Philips CD100 недалеко ушел от винилового проигрывателя с тангенциальным приводом. Времени воспроизведения вообще нет.
Вместо индикации треков — шкала-линейка светодиодов, которые поджигаются при неторопливом движении каретки транспорта. Прямой доступ к первым 15 трекам еще можно указать через кнопку Select — а дальше надо выстукивать морзянку наугад.
Конечно, сложно делать общие выводы на базе практики с конкретными возрастными аппаратами, но самый низкий уровень шума (сигнал/шум -100 дБ), наилучшее разделение каналов и отсутствие наводок питания 50 Гц оказались именно у CD100.
Также порадовал и уровень гармоник, которые расположились ниже 100 дБ при подаче сигнала 1 кГц. Возможно, благодаря минимуму подсветки и индикации. По сравнению с CDM-1 транспорт типа CDM-0 читает CD-R тестового диска менее уверенно — поэтому провести технические тесты в полной мере не удалось. Но с нормальными дисками проблем не было.
Уровень собственных шумов проигрывателя Philips CD100
Музыка на Philips CD100 возникает и льется легко и приятно. Это главное звуковое достоинство CD-проигрывателя, которое сложно формализовать, опираясь лишь на данные измерений. Я далек от мысли, что эта особенность TDA1540 как-то специально оговаривалась некими секретными протоколами Philips, чтобы обеспечить отличный от конкурентов саунд. Судя по всему, разработчики хотели не столько потрясти слушателя неким новым «цифровым звуком», сколько представить уменьшенную альтернативу LP-проигрывателя. Так оно и вышло.
Скорее всего, звуковой баланс в новых цифровых источниках с TDA1540 ориентировался на аналоговые Hi-Fi-источники. Слушатели тех лет сопоставляли CD100 со своими виниловыми сетапами и выносили благосклонный вердикт: «Маленький, не трещит в паузах, не пилится диск, а играет практически также». Можно было понять энтузиазм Караяна и других деятелей искусства, которым показали первые образцы цифровых плееров Philips. И я их тоже понимаю.