Установка
Недостатки, которые имели советские колонки С-90, не останавливали меломанов всея Руси. Они оставались несколько десятилетий акустической системой из разряда самых массовых. Многие тысячи страниц на форумах посвящены им и сегодня. Это один из наиболее ярких символов ушедшей эпохи, обладавший к тому же надёжностью и долговечностью, каких и в помине нет у современных гаджетов. Колонки С-90 размеры имели внушительные (36 х 71 х 28,5 см), поэтому требовали правильной установки, что далеко не всегда сочеталось с возможностями.
Квартиры были довольно тесными (да и сейчас условия те же), а потому можно было увидеть колонки в полуметре от слушателя. В то время как идеальный способ для лучшего звучания — поставить их на постамент как раз полуметровой высоты и соблюсти расстояние от уха слушателя как минимум в два метра. Редкая комната обладает такими достоинствами, необходимой площади чаще всего не хватает, а потому и слушали настоящий звук, на который была способна эта аппаратура, разве что соседи.
20АС, 25АС
20АС-1 | 20АС-2(20МАС-1, 25АС-421, Электроника Б1-01) | 20АС-3 | 20АСР-1 |
25АС-027(227) Электроника, 25АС-027 Афитон (150АС-007 Амфитон, Лорта) | 25АС-033 Электроника | 25АСА-II | 25АСЭ-101 Статик |
25АС-101 (102), 15АС-109(110) Вега | 25АС-109 (309, 9) Вега | 25АС-109-1 (2), 50АС-103(104) Вега | 25АС-111 (311) Эстония |
25АС-121 Романтика | 25АС-126 (326), Д1-012 Электроника | 25АС-128 Электроника | 25АС-131 Амфитон |
25АС-132 Электроника | 25АС-134 Романтика | 25АС-16 мини (25АС-216, 25АС-416) | 25АС-2 (25АС-302) |
25АС-202 (10АС-231) Сонет (15АС-213 Ода) | 25АС-208 Романтика | 25АС-216 (25АС-416, 25АС-16) | 25АС-225 (15АС-225) Комета |
25АС-227(027) Электроника, 25АС-027 Афитон (150АС-007 Амфитон, Лорта) | 25АС-302 (25АС-2) | 25АС-307 Мини (15АС-506, 15АС-306, 15АС-6 Мини) | 25АС-309 (109, 9) Вега |
25АС-311 (111) Эстония | 25АС-326 (126), Д1-012 Электроника | 25АС-328 Электроника | 25АС-416 (25АС-216, 25АС-16) |
25АС-421 (20МАС-1, 20АС-2, Электроника Б1-01) | 25АС-9 (109, 309) Вега | ||
Общая информация
Акустические системы советские
Для начала приведем следующие факты, касающиеся советской акустики:
- Она всегда излучает хорошо и мощно.
- Источник сигнала этой акустической системы и усилитель мощности сделаны настолько качественно, что их замена на другие модели не изменит общего впечатления.
Тем, кто уважает качественный звук, хотелось бы заявить, что советские динамики 35 ГДН – неплохой вариант. Это не китайских ширпотреб точно и устанавливать такие готические образцы в автомобиль очень даже неплохо. Они не только гармонично впишутся в интерьер любого автомобиля, но и дадут такое звучание, о котором и не мечтаешь.
Советские акустические системы
Естественно, что использование больших советских динамиков актуально сзади, как уникальный образец тыловой акустики. Делается сначала короб, освобождается часть багажника под полкой и фазоинвенторы выводятся сюда. Прежде, чем перейдем к непосредственному алгоритму установки этих самых динамиков в автомобиль, хотелось бы ознакомить читателя с полезной информацией.Итак:
- По своей природе советские динамики данного типа являются мид-басами, которые обязательно потребуют дополнительного монтажа пищалок или высокочастотников.
- Советский динамик не предназначен для установки в автомобиль, что априори подразумевает обязательное изготовление короба для него.
- В СССР было особое производство и кроме качества, динамики получали еще и недостатки. В частности речь идет о разбросе Тиль-Смоль параметров и неправильной амплитудно-частотной характеристики. Именно по этой причине, качественно изготовленные динамики звучали либо сносно, либо вообще ужасно.
- Подвес у таких динамиков резиновый и со временем он, естественно, дубеет. Изменяются по этой причине шикарные параметры динамика и уже на выходе имеем достаточно громкие кричалки, но не более.
Рейтинг советской акустики
- Преимущество советских динамиков в качестве излучаемого звука, который, если все правильно сделать, будет звучать как настоящий и мощный басовик.
- К таким советским динамикам можно приложить 35Вт СК3, что обеспечит долговременную мощность. При этом посредственной будет звуковая отдача.
- Звуковое оформление для советских динамиков должно быть обязательно фазоинверторным.
Купола
Колонки S-90, как все знают, чаще всего огорчают звучанием ВЧ — с призвуками. Да и на средних частотах часто отсутствует звонкость. Умельцы рекомендуют в основном одно и то же: заменить СЧ, ВЧ и демпфилировать корпус. Но лучше лёгких путей не искать. Просто динамики прикрыты куполами из пластика. Это материал абсолютно неподходящий.
Шёлковые купола уберут призвуки и сделают звук прозрачнее. Поэтому динамики можно смело заменить. Пока модернизируется одна колонка, нужно обязательно тестировать звучание и сравнивать с той, которую модернизация только ожидает, то есть с оригинальной. Тогда становится абсолютно ясно, оставлять переделку или вернуть всё, как было. Главное — чтобы владелец колонок и золотых рук имел ещё и слух хороший.
Проигрыватели среднего сегмента
К проигрывателям среднего сегмента можно отнести устройства, которые обеспечивают наибольший комфорт при использовании и звук более высокого качества. Цена на них выше, чем на технику начального уровня. Рассмотрим несколько моделей, которые сегодня можно приобрести на вторичном рынке.
Виниловый проигрыватель Camry
3. Электроника Б1-01
Электроника Б1-01 – это набор, который состоит из следующих частей:
- проигрыватель;
- усилитель;
- две комплектные колонки.
Отличительная особенность модели – возможность тонкой настройки звука. Она осуществляется с помощью усилителя. Он позволяет добиться именно того частотного диапазона, который необходим слушателю. Выходная мощность усилителя составляет 60 Вт (на оба канала).
Электроника Б1-01
Характеристики:
- частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
- прижимная сила иглы – 10 мН;
- динамики – внешние, входят в комплект;
- питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
- вес – 15 кг (без колонок и усилителя);
- размеры – 170х465х385 мм (без колонок и усилителя).
Плюсы
- хорошая комплектация;
- фирменные колонки;
- возможность тонкой регулировки характеристик звука.
Минусы
- высокая цена за счет колонок и усилителя;
- устройство собрано полностью на транзисторах.
2. Вега ЭП-122
К концу существования СССР Бердский радиозавод, известный своим брендом Вега, серьезно повысил качество своей продукции. В первую очередь это коснулось частотного диапазона. На модели Вега ЭП-122, которая увидела свет в 1990 году, он составил уже 20 – 20 000 Гц. Кроме того, повысилась достоверность передачи звука.
Что касается функционала, то на Вега ЭП-122 он минимален. Есть микролифт и автостоп, но их регулировать нельзя – эти функции работают в автоматическом режиме.
Цены на Вега ЭП-122 сильно разнятся в зависимости от состояния устройства и могут составлять от 4 000 до 10 000 рублей.
Вега ЭП-122
Характеристики:
- частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
- прижимная сила иглы – 10 мН;
- динамики – внешние, не входят в комплект;
- питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
- вес – 4,4 кг;
- размеры – 430х112х349 мм.
Плюсы
- хороший частотный диапазон;
- малый вес.
Минусы
- мало функций;
- устройство собрано полностью на транзисторах.
1. Эстония ЭП-010С
Проигрыватель, который производился в Прибалтике и являлся аналогом японского устройства Sharp Optonica RP-7100. Главное достоинство этой модели – полная автоматизация воспроизведения. Здесь есть те же органы управления, что на кассетном магнитофоне или CD-плеере. Возможна даже перемотка с одного трека на другой. Она реализована за счет быстрого перехода головки звукоснимателя. Кроме того, в модели есть:
- микролифт для плавного спуска головки;
- автостоп;
- стробоскоп для автоматического контроля частоты вращения пластинки.
Эстония ЭП-010С имеет следующие органы управления:
- 7 кнопок, которые отвечают за воспроизводимую композицию;
- кнопки управления тонармом;
- регулятор скорости.
Для проигрывателя также необходимы внешние колонки, так как собственных он не имеет.
Эстония ЭП-010С
Характеристики:
- частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
- прижимная сила иглы – 10 мН;
- динамики – внешние, в комплект не входят;
- питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
- вес – 12 кг;
- размеры – 480х108х384 мм.
Плюсы
- возможность перемотки;
- программируемое положение тонарма;
- хорошее качество звука.
Минусы
- устройство собрано полностью на транзисторах;
- высокая для вторичного рынка цена.
ТОП-10 лучших советских колонок
Фото | Название | Рейтинг | Цена | |
#1 |
|
Электроника 150АС-001 | 5 / 5 17 — голосов | Узнать цену |
#2 | S90 (35AC) | 4.95 / 5 32 — голоса | Узнать цену | |
#3 | 25АС-109 (25АС-309) | 4.9 / 5 9 — голосов | Узнать цену | |
#4 | 50АС-106 «Вега» | 4.85 / 5 17 — голосов | Узнать цену | |
#5 | 50АС-012 «Союз» | 4.8 / 5 7 — голосов | Узнать цену | |
#6 |
|
50АС-022 «Амфитон» (100АС-022) | 4.75 / 5 19 — голосов | Узнать цену |
#7 | 35АС-028-1 «Кливер» | 4.7 / 5 10 — голосов | Узнать цену | |
#8 | 10МАС-1 | 4.65 / 5 7 — голосов | Узнать цену | |
#9 | 25АС-225 «Комета» (15АС-225) | 4.6 / 5 2 — голоса | Узнать цену | |
#10 | «Родина» АМ0302 | 4.55 / 5 10 — голосов | Узнать цену |
Какие бы вы выбрали советские колонки или посоветовали?
Принять участие в опросе
Акустическая модель
Данная разновидность не имеет такой богатой истории, как в случае «классики». Возраст акустической модели – около ста лет. Инструмент получил общемировую известность, придя из Америки, где в середине двадцатого века процветали такие музыкальные направления, как джаз и фолк. Ведь произведения этих жанров, исполняющиеся под аккомпанементы «акустики», звучат очень живописно и привлекательно.
Свойства и особенности:
Музыкальный инструмент обладает большим корпусом, который, отчасти, и обеспечивает глубокий звук.
В середине сечения, по всей длине грифа «акустики» располагается металлический стержень – анкер. Этот элемент обеспечивает прочность конструкции грифа и предохраняет ее от излома, так как струны натянуты с большим усилием и создают немалое изгибающее усилие. Кроме того, металлический анкер регулирует положение грифа относительно корпуса.
Гриф клеится к корпусу как и у классической гитары.
Музыкальный инструмент оснащен металлическими струнами, которые, создавая большие значения резонанса с корпусом, обеспечивают особенности звучания «акустики». Струны могут иметь внешнюю оплетку из различных материалов. Метал обмотки влияет на звучание. К примеру:
- Фосфор-бронза. Струны с таким сочетанием материала имеют более «густые» насыщенные басы и бархатный звук, но менее четкие высокие частоты. Оплетка этих струн имеет бронзово-оранжевый цвет
- Бронза-олово. Оптимальные по уровню высоких и низких частот струны, в большинстве случаев именно их ставят именитые производители музыкальных инструментов на свои гитары. Оплетка желто-золотистого цвета
- Сталь или никель сталь. В простонародье называют «серебряными» хотя серебра там само собой никакого нет. Характеризуются отчетливым ярким звонким звучанием. Оплетка серебристо-серого цвета.
Произведения, актуальные для исполнения под аккомпанементы «акустики», относят к стилям рок-энд-ролла, попсы, шансона, фолк-музыки и любых дворовых мелодий.
Для обучения такая гитара будет немного сложна, так как металлические струны сильнее режут пальцы. Но если вы готовы потерпеть недельки три, то звучание Вас непременно порадует.
Сравнение советских и современных акустических систем
При сравнении советских и современных акустических систем часто допускают ошибку, а именно — сравнивают вещи, которые по-хорошему не стоило бы ставить в один ряд. Чтобы не ошибиться в этом плане, нужно немного разобраться в истории акустики. Чаще всего сравнивают массовую советскую акустику S-90 и современные недорогие АС, и всегда получают один и тот же результат — даже по техническим показателям советская акустика лучше. Но можно ли делать такие сравнения? Не совсем, потому что советская акустика для своего времени стоила очень дорого, и в пересчете на современные деньги оказывается, что сравнивать ее нужно с современными стереопарами из средне-высокой ценовой категории. Естественно, по большинству показателей советская акустика проиграет дорогой современной, но ведь и создавалась она по стандартам Hi-Fi 50-летней давности.
Лучшие советские колонки
При покупке акустики выбор нужно делать исходя из своих задач. Некоторые люди считают, что лучше за небольшие деньги купить советскую стереопару, а не современную дешевую. В чём-то такие люди вполне правы, особенно если учесть качество исполнения советской аудиотехники. Всех прелестей современного Hi-Fi такие колонки не раскроют, но за то они будут надёжно выполнять свою функцию и будут более качественными современных дешевых
То есть, если для человека важно качество звучания и у него ограничен бюджет — советские колонки — выбор лучше дешевых современных. Так же советскую акустику выбрать стоит тем, кто любит старую технику и у кого она вызывает чувство ностальгии
Если деньги есть, и качество звука — на первом месте, то стоит присмотреться к современной дорогой акустике (500+ долларов). В таком случае можно наслаждаться Hi-Fi’ем современного образца, который будет лучше советского. Опять же стоит понимать, что это — заслуга развития технологий, и современная дорогая акустика лучше советской не из-за того, что в СССР делали плохие стереопары.
Ну и последний, но не по важности факт. При покупке АС нужно помнить о том, что это лишь часть звуковой системы и аудиотехники, соответственно к дорогим колонкам нужен дорогой усилитель и хорошие звуковые платы, что увеличит итоговую стоимость оборудования
В некоторых случаях целесообразнее приобрести советскую акустику.
Советские колонки с усилителем
Советские акустические системы: как развивалось производство акустики
Предпосылки для создания и развития советской акустики были еще в довоенное время, но тогда более или менее качественной аппаратуры в стране не было. Сказывался недостаток специалистов, путаница в государственных стандартах и упор на развитие других областей в промышленности. В военное время начались некоторые поползновения в сторону развития радиотехники, и в частности — звуковых систем. Резкий интерес к этому возник из-за новых потребностей — инженеры пытались улучшить системы радиовещания и методы связи в военном деле. Но на рядовых граждан это никак не повлияло.
В 1951 году были приняты новые общегосударственные стандарты в области радиовещания. С этого момента в Советском Союзе плотно занялись разработкой звуковых систем, в том числе для гражданского населения. В качестве идей для новых проектов использовались наработки, созданные во время Великой Отечественной войны. В том числе речь идет о влиянии немецкой промышленности и документации, к которой страна получила доступ в результате победы. Еще большее влияние оказал опыт функционирования существовавшего в Латвии завода «Radiotehnika» (в свое время входил в немецкий концерн «Telefunken»). На тот момент он был пионером в области аудио- и радиотехники и функционировал за счёт военных заказов.
Лучший завод по производству аудио- и радио-техники в Латвии
В 1965 году выпустили радиолу «Симфония» — первую сконструированную ламповым методом. Ламповая акустика была дорогой и недоступной для широких слоев населения. Ламповая звуковая техника того времени не выделялась и сейчас ею особо не удивишь. Транзисторные магнитофоны — это следующий этап развития аудиотехники в СССР. Такие устройства были во многих домах несмотря на то, что стоили они дорого — полугодовую зарплату рядового рабочего.
В 1970-х годах случился прорыв. Специалисты из прибалтийских республик СССР изучали зарубежные акустические системы и дорабатывали их. После этого начали налаживать массовый выпуск колонок. Если посмотреть модельный ряд того времени, то может показаться, что инженеры просто скопировали западные технологии, но на самом деле это не так, и в колонках советского производства было немало доработок. Те, кто имел возможность сравнить похожие модели из СССР и стран Запада утверждали, что колонки советского производства были выполнены более качественно и имели лучшее звучание. Этот период ознаменовался выходом таких систем как S-90, АС 10МАС-1М, и другими.
Стоит отметить, что колонки 35-AC1 (S-90) стали первой акустической системой в СССР, которые соответствовали качеству Hi-Fi. Иными словами, они были на достаточно хорошем уровне для своего времени и соответствовали международным стандартам. Более того, у советской акустики (не всей, но у большинства) было замечательное качество исполнения — корпус делали из настоящей авиационной фанеры, на материалах не экономили. В поздние годы СССР в акустику даже начали интегрировать платы от ЭВМ, которые выполняли функцию проработки звука и его регулирования.
Колонки 35-AC1 (S-90) — первые акустические системы в СССР соответствующие качеству Hi-Fi
Преимущества и недостатки советских проигрывателей
Вот основные плюсы и минусы советских проигрывателей.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Хорошее качество звука на многих моделях | Часто бывают в неисправном состоянии, поэтому сложно найти подходящий экземпляр |
Невысокая цена | Некоторые модели отсутствуют в продаже или их очень сложно найти |
В большинстве случаев ремонтопригодны | Аудиовыходы часто несовместимы с современными, поэтому приходится перепаивать их или использовать переходники |
Подведем итоги
Если есть желание послушать музыку на виниле, но нет желания тратиться на современное дорогое оборудование, можно приобрести проигрыватель советского периода. В настоящее время на вторичном рынке огромное количество предложений по покупке подобной техники. Стоит отметить, что в СССР выпускались даже Hi-Fi проигрыватели. При выборе устройства в первую очередь следует смотреть на его состояние и работоспособность. Обязательно нужно попробовать воспроизвести пластинку. Если все нормально, технику можно смело брать. Изделия советского периода обычно отличаются высоким качеством и надежностью, поэтому будут радовать покупателя качественным звуком еще много лет.
10 лучших советских акустических систем
Давайте рассмотри лучшую акустику, что была в СССР.
Десятое место
Десятое место занимает Вега 50ас 106. Вега 50ас 106 – хорошая акустика. Интересные напольники с очень даже достойным звучанием, если вы – не аудиофил с отличным слухом. Внешний вид – трехполосные, из отряда S90. На лицевой стороне пластиковая вставка черного цвета, среднечастотник и НЧ динамик закрыты металлической сеткой, а вот высокочастотник вообще не закрыт. Также акустика имеет два фазоинвертора. Вега 50ас 106 сумеет затмить многие иностранные колонки более дорогой ценовой категории Hi-Fi.
Девятое место
На девятом месте – акустика Корвет 35ас 208. Акустика Корвет 35ас 208 считается одной из лучших систем, что производили в Советском Союзе в классе 35ас. Пара этих систем весит примерно 72 -75 кг. Оформление корпуса – кстати, покрыты очень хорошим шпоном. Для тех, кто не знает, что этот тонкий слой дерева – дорогой материал для облицовки. Он имеет почти бордовый цвет.
В целом колонки получились очень темными, подходящими по интерьеру под темный ламинат или паркет. Большая масса корпуса акустики Корвет не даёт ему сильно вибрировать во время работы динамика, поэтому все лишние звуки, исходящие из диффузора динамика, сразу же исчезают. Вот мы перешли к разговору на тему звука.
Звук акустики Корвет очень качественный, четкий на абсолютно любой громкости. Данные системы нельзя слушать в маленьких комнатах, а лучше в большом по площади помещении. Звук мягкий – высокие тона не режут слух даже на высокой громкости. Колонки Корвет понравятся как любителям классики, так и рока, джаза, блюза. Меломан будет в восторге от звука данных систем.
Восьмое место
На восьмом месте – акустика Электроника 25 АС 033. Выглядит очень и очень неплохо, учитывая возраст акустики. Внешний вид корпуса акустики Электроника 25 АС 033 довольно благовиден, корпус выполнен из ДСП, акустика покрыта неплохим шпоном. В комплект акустики входила особая подставка, которая изменяла угол наклона данной акустики.
Особенно хорошо Электроника 25 АС 033 играет инструментальную музыку, также детально со вкусом джаз. Электронщина звучит как в каше. Электроника 25 АС 033 отлично подойдет в качестве второй пары.
Шестое место
Шестое место занимают колонки Эстония 35ас 021. Внешность акустики – полочные колонки, довольно стандартная на вид трехполосная система. Два фазоинвертора, сверху – высоко, посередине – среднечастотник, в самом низу – НЧ динамик. Что касаемо звучания, Эстония – просто шедевр звука! Колонки закрыты металлическими сетками. Эстония 35ас 021 в то время – вершина безупречности звука и красоты.
Пятое место
Пятое место по праву занимает акустика Кливер 75ас 001. Колонки очень большие, широкие, сделаны по стандартной трехполосный схеме, фазаинверторного типа. Акустика Кливер 75ас 001 внешне – это вам не современные тоненькие колоночки от китайцев для ширпотреба. Кливер 75ас 001 обладает неплохими не только для того, но и для нашего времени, динамиками. В них установлены отличные динамики, при чём динамики нового поколения, АС имеют чувствительность в 91 децибел, кратковременную мощность – 300Вт, долговременную – 75Вт. Звучат очень серьезно.
Четвертое и третье место
Пятое и четвертое места – АС Виктория 001 и Симфония 003. Две легендарные акустические системы, которые шли в комплекте с одноименными ламповыми радиолами. Виктория 001 – установлены редкие динамики с высокой чувствительностью в 112 децибел. Симфонии 003 – эта АС особо почитаемая у аудиофилов. Несмотря на винтажные динамики, Симфония 003 показывала даже в родном корпусе высокий класс, шикарный звук богатый деталями, будто перед тобой не винтажная акустика, а очень дорогие и высококачественные акустические системы.
Второе место
На 2-ем месте – легендарная акустика S90, первая версия 35.1. Акустика 35ас 1 была одной из лучших не только среди отечественной акустики, звучала лучше всех в модельном ряде S90. В наше время S90 35.1 пользуются также большим спросом и после небольших доработок очень и очень неплохо звучат.
Лучшая акустическая система в СССР
На первом месте – акустика Электроника 75ас 065 – АС с отличной родословной и превосходным звуком. Электроника 75ас 065 – АС получилась довольно громоздкой и широкой, но она впечатляет своим звучанием вплоть до инфранизких частот. Электроника 75ас 065 просто шикарна.
Не стоит принижать всячески советскую технику, ведь это история России, история российского звукостроения. Уже не одно десятилетие советские АС радуют слух меломанов, и не один десяток лет эти системы еще послужат своим заботливым хозяевам.
Немного доработать — и порядок!
Почти то же самое было и с акустикой. Отличные полочники 10 МАС 1 (10 МАС 1-М) вскрывались, промазывались пластилином, «шумоизолировались», лишались одного резистора в фильтре или штатного твитера с заменой на более адекватный — и вуаля!
О замене среднечастотника в акустике 35АС (впоследствии С-90) среди советских аудиофилов не слышали разве что глухие. Практически вся эта аппаратура в исходной версии имела огромный нереализованный в рамках плановой экономики потенциал. А его граждане пытались реализовать самостоятельно и, как правило, успешно.
Считалось (и на 99% это справедливо), что в японском или немецком аппарате ничего доделывать не надо. В нем все гармонично, оптимально и работает по-максимуму. Здесь хочется сказать доброе слово в адрес советских товароведов, координировавших закупки для валютных магазинов типа «Березка» — это был основной источник габаритной аудиотехники и всего, что не провезешь в каюте под матрацем.
Выбирали лучшее — это было действительно так. Яркий пример — датская акустика Peerless 1020, которая после восстановления подвесов динамиков по сей день работает у многих аудиофилов.
Хотя вот лирическое отступление: пикофарадная емкость, стоящая на входе сигнала с головки воспроизведения, определяет АЧХ магнитофона. Ее точная настройка (пик должен приходиться на верхний частотный предел) — дело дорогое и в условиях крупносерийного производства крайне невыгодное. Поэтому на заводе устанавливается «средний» номинал.
Простое приспособление из маленькой катушечки, скотча и генератора с осциллографом, а затем несколько проб и ошибок позволяли получить от почти любого «японца» чудесный звук. И серьезный приработок к ставке инженера в каком-нибудь НИИ.
Любовь к гигантизму или большая мощь?
На приобретение любого товара в СССР влияли два фактора: отсутствие выбора и желание похвастаться приобретением. Это сегодня можно пойти в магазин и ничего не купить, потому что растерялся перед огромным ассортиментом. В советские времена нужно было «хватать» что есть, ведь в следующий раз дефицит появлялся на полках магазина через несколько месяцев, а то и больше.
Чаще всего в продажу поступали достаточно громоздкие, почти концертные колонки. Но, говоря откровенно, ценители акустики в СССР и не гонялись за компактными устройствами. Здесь срабатывал второй фактор.
Делалось это, правда, не только из желания похвастаться. Большие колонки в крошечных «хрущевках» выдавали слишком уж сильное доминирование низких частот. В помещении такая музыка буквально гудела. Наверное, отсюда и пошло выражение: «соседи гудели всю ночь».
Советские радиолюбители с помощью басовых «ловушек» пытались откорректировать проблемы звучания, правда, без особых результатов. Приходилось либо приглушать звук, либо устраивать «концерт» для всей улицы.
«Электроника»
Под этим названием в СССР выпускался широкий ассортимент бытовых приборов. Заводы, относящиеся к Министерству электронной промышленности, под маркой «Электроника» производили телевизоры и калькуляторы, компьютерные системы и магнитофоны. Были в перечне этих товаров электронные часы и другие изделия.
Было налажено и производство советских акустических систем, которыми являлись колонки «Электроника». Их имелось несколько разновидностей:
1. «Электроника 25АС-033». Это трехполосная АС, которая была заключена в натуральный деревянный корпус. Номинальная мощность таких колонок составляла 25 Вт, а пиковая доходила до значения 100 Вт. Колонки воспроизводили звук в диапазоне от 31.5 до 25000 Гц и имели номинальное сопротивление, равное 4 Ом.
2. Колонки «Электроника 25 АС-118». Это АС, также находящаяся в натуральном деревянном корпусе.
3. «Электроника 25АС – 126». Эта система является трехполосной АС, заключенной в корпус из ДСП. Номинальная мощность таких колонок была равна 25 Вт, а предельная составляла 50 Вт. Частота звука находилась в диапазоне от 4 до 20 000 Гц, а сопротивление было равно 4 Ом.
4. «Электроника 25АС-132». Это блочная трехполосная АС с номинальной мощностью 25 Вт. Она, как правило, шла в одном комплекте с усилителем «Электроника 104С».
5. «Электроника 25АС-227». Паспортная мощность этой трехполосной АС составляла 50 Вт. При этом система имела некоторые отличия от предыдущих моделей. Так, в ней были установлены изодинамические ВЧ головки. Они отличались низкими искажениями, что обеспечивало высокое качество при воспроизведении высоких частот.
Радиола «Симфония»
1965 г
стал еще одной важной вехой в области производства приемников. Именно в этом году в СССР была выпущена первая отечественная радиола
Она была сконструирована с помощью лампового метода. Стереофоника, получившая название «Симфония», служила своеобразным музыкальным центром того периода.
Что включал в себя состав радиолы? В ее конструкции находился электрофон. Он позволял проигрывать виниловые пластинки. В составе «Симфонии» был еще и приемник, который излучал звук.
Сегодня эта радиола есть только у некоторых поклонников ретро, да и то ее используют лишь для оформления интерьера. С точки зрения акустики подобная техника, которая являлась эталоном инженерного искусства в прошлые годы, существенно устарела.
Ностальгия
«Радиотехника S-90» считалась одной из лучших систем того времени и была востребована повсеместно. Концерты в домах культуры самых удалённых уголков нашей страны, выступления самодеятельности, школьные вечера с песнями и танцами — всюду эта аппаратура была незаменимой. Репетиции некоторые безответственные товарищи рисковали проводить на дому, и колонки С-90 создавали незабываемый звуковой эффект в абсолютно всех квартирах панельной пятиэтажки. «Благодарность» соседей была тоже неописуема. Их можно понять. Даже если владелец «врубал» среднюю громкость, посторонние звуки просто испарялись: куда-то исчезал вой собак, стук соседей по батареям, а также звук вялого баса из обычных колонок двумя этажами выше.
Колонка «Радиотехника» возвещала не то о приближающемся землетрясении, не то о военном истребителе, на бреющем полёте задевающем крышу. Люстры подпрыгивали, хрусталь в сервантах тоненько позванивал, а всё в комнате, что было не закреплено, явно вибрировало. Хотя нужно сказать, что в своём классе колонки С-90 самыми мощными и не считались, и не были, к ним устанавливался усилитель. Кстати, рабочие варианты этой аппаратуры нарасхват и сегодня. Стоит такая, даже сильно подержанная ретро-техника весьма недёшево. Колонка «Радиотехника» любой модификации в рабочем состоянии обойдется в сумму от четырёх тысяч рублей. Одна!
Николай Гулаев
Фото: РИА НовостиНиколай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.
Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого лётчика не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».
Проводка и корпус
Чтобы улучшить звучание низких частот, нужна доработка корпуса. Долой ватно-марлевые матрасы! В магазинах продаётся недорогой ватин, из которого получится превосходная прокладка для начинки. И всего за сто с небольшим рублей! Всё это сделать можно быстро и без каких-либо усилий: ширина ватина — два метра, хватит на две колонки, но понадобится мебельный степлер или друг, у которого он есть. Перед монтажом на всякий случай лучше поменять всю проводку, вынуть переключатели. Выкроить ватин в два слоя и смело обшить корпус.
Труба фазоинвертора ставится на герметик, а после этого тоже обтягивается ватином. Непосредственно с фильтром работы тоже не так много. Переключатели не понадобятся никогда, поэтому их можно удалить, как и все ненужные элементы с платы. Все эти тридцатилетние тоненькие проводки заменить нормальными медными на всех соединениях. Далее освобождённый от всего ненужного фильтр нужно аккуратно установить в корпус и закрыть ватином. Весь бокс средних частот снаружи тоже должен уйти под упомянутый выше материал.