Усилитель звука и сабвуфера
В этой статье я расскажу, что такое автомобильный усилитель мощности, для чего он нужен, чем они отличаются и как правильно его выбрать, а также установить в автомобиль. В автомобильных системах среднего и высокого класса для достижения высокого качества звучания, большей громкости, а также для подключения сабвуфера становится недостаточно мощности встроенного усилителя автомагнитолы. Для решение этой проблемы предназначены автомобильные усилители мощности. Рассмотрим основные виды автомобильных усилителей мощности, их характеристики, а также принципы на которых надо основываться их выбирая. Усилители бывают 1-канальные моноблоки , 2-х канальные, 3-х канальные, 4-х канальные, 5-ти канальные, 6-ти канальные.
Автомобильные усилители бывают разных видов в зависимости от количества каналов передачи звука:. Моноблоки на данный момент развития автозвука представляют собой одноканальную систему. Одноканальный басовый усилитель — это и есть моноблок. На данный момент одноканальный системы не настолько популярны как модифицированные сородичи с большим количеством каналов.
Лучший выбор: Thonet & Vander Dass BT
Не будем вас томить всеми прелестями поиска и общения с консультантами электронных дискаунтеров, сразу перейдем к результату. Итак, Thonet & Vander Dass BT — система формата 2.1, полностью из MDF. Суммарная мощность — 60 вт RMS (сателлиты 2×15 Вт, сабвуфер — 30 Вт). И да, это не Германия, как нас изо всех сил хочет убедить коробка и наклейки — сделано в Китае. Дизайн строгий, можно даже сказать нарочито гротескный, но это огромный плюс, если посмотреть на его пёстрых и выглядящих дёшево конкурентов. Кстати, стоят колонки в районе 5000 целковых. Нам достались за 4799 рублей
Если вы ищите именно формат 2.1, потому что в нём есть отдельный саб, то Thonet & Vander Dass BT — то, что вам нужно, даже не сомневайтесь. Низкие частоты здесь так же хороши, как куриный бульон с похмелья. Еще один небольшой, но плюс — колонки очень легкие. Из минусов — переключение с Bluetooth на провод производится только с пульта, да и то, только если правильно навести (см. раздел «Настройки»)
В комплекте идёт инструкция, пульт, кабель RCA для подключения к 3.5 mm jack-интерфейсу
Чтобы пофлексить у себя в квартире звука хватит точно. Но и проверка колонок на природе дала отличный результат — мощности точно хватит, чтобы организовать сельскую дискотеку прямо у вас на даче. Естественно, видео не сможет передать всю палитру звука и отличный качёвый вайб
Конструкция широкополосного динамика
Выделяют два основных вида универсальных широкополосных динамиков — с центральным колпачком и конус-визером «дудка».
Первая конструкция больше похожа на обычный динамик с одним конус-куполом.
Рис. 2. Широкополосный динамик Visaton B 200/6 с центральным колпачком
А вот строение второй вариации динамика сложнее,опять тот же 4А-28. Такой излучатель содержит два конуса: большой как в обычных динамиках, и второй, встроенный внутри большого.
Диафрагма должна быть среднего размера с умеренными колебаниями. В противном случае большего искажения получит звук с высокой частотой. Что касается басов, то тут решение в увеличении размеров конуса, при сохраненном ходе, но при качественном диффузоре.
На сегодняшний день существует множество не только вариантов исполнения широкополосных динамиков, но и материалов, используемых при изготовлении диффузоров. Чтобы добиться минимизации искажений, производители идут на любые ухищрения. Одни излучатели, имеющие высокую эффективность, искажают низкие частоты, другие — требуют применения специального короба, для повышения басов. Применяя в конструкциях широкополосных динамиков усилители до 3 Вт, достигается высокая производительность.
Так как при использовании широкополосников хочется качественно (насколько это возможно) прослушивать весь диапазон частот (высокий, средний, низкий), то производители применяют при изготовлении диффузора бумагу или современную альтернативу ей — кевлар. Так удается добиться гораздо более высокого результата.
Кроме того, есть уникальный опыт применения в качестве подвеса … кожи. Например, при изготовлении широкополосной акустики Кондо RUTHY-1-2-4 и Ongaku speakers используется замш для подвеса. Необычный подход, но достигается отличная чистота звука. В частности, проведено исследование широкополосника ADVENT, 2 полосы: 25 см + пищалка, закрытый ящик 60 литров.
Конструктивной особенностью динамика является неравномерное натяжение кожи в подвесе RCA-TELEFUNKEN. Чем ближе в диффузор — тем натяжение выше. Как итог — превосходный по своей чистоте тихий звук.
Рис. 3. Кожаный подвес в широкополосном динамике
Подробнее про кожаный подвес читаем в статье «Достоинство тихих звуков».
Также интересны исследования акустики, изготовленной с подмагниченными динамиками . В совокупности с ламповым усилителем и дополнительным рупором также достигнут невероятный уровень качества звука. Познакомиться с оригинальным опытом можно в статье «Telefunken» — жизнь после смерти».
Помимо бумаги, кевлара и кожи в широкополосниках, для достижения качества звука в разных диапазонах, можно использовать даже алюминий и смолу. Бумага все же предпочтительнее, так как, не обладая повышенной жесткостью, она способна уменьшить резонанс. Особенно эффект заметен при покрытии бумаги лаком.
Количество
ГУ Pioneer DEH-80PRS
1
19 900
СЧ Hertz SPL Show
4
32 800
ВЧ Alphard T-34
2
11 980
Усилитель Apocalypse AAK-OGO1500.2D
1
40 990
Усилитель Machete M84
1
7990
Усилитель Apocalypse 5500.1D
1
65 990
Сабвуфер Pride T12 (Apocalypse SA 312)
2
49 980 (56 980)
Дверные карты (+ проводка и пр. расходы)
1 (2)
35 000
Аккумуляторы AGM
3
66 000
Генератор DC Power 270XP
1
43 000
ИТОГО:
373 630 (380 630)
С такой системой можно будет озвучивать вечеринки, выезжать на соревнования и брать призовые места. По звуку она даст фору многим ночным клубам и концертным площадкам. Когда вы будете подъезжать, вас будет слышно за квартал. Как говорят в таких кругах, это деньги, которые слышно.
КАК МОЖНО СЭКОНОМИТЬ?
Мы посчитали цены на новые комплектующие, но можно и сэкономить, купив все то же самое на вторичном рынке. Если вы мало разбираетесь в автозвуке, то лучше взять с собой того, кто в этом понимает и сможет все проверить, иначе могут обмануть и продать нерабочий динамик или усилитель.
Выбрать б/у-компоненты можно на Авито, Юле или в профильных группах ВКонтакте (одна из самых больших — «автозвук б/у»), а также на форуме басс-клуба. Ежедневно появляются десятки объявлений искомой техники по всей России. Конечно, лучше выбирать в своем городе, тогда вы сможете убедиться в работоспособности товара. Но если нужный товар есть в другом конце страны, лучше прибегнуть к помощи гаранта. Гарант — это человек, разбирающийся в автозвуке и имеющий определенный авторитет, обычно он один на город. За небольшие деньги он съездит, посмотрит товар, убедится в честности продавца и, если вас все устроит, заберет и отправит вам товар. Список людей с контактами можете найти на профильных форумах.
Например, Pioneer 80 в отличном состоянии можно найти за 12 тысяч рублей вместо 20. А усилитель Apocalypse 5500.1 D можно заменить предыдущим его поколением — AE 5500.1 D , который на вторичном рынке стоит 33–35 тысяч. Генератор DC Power легко найти за 30 тысяч.
Таким образом, можно сэкономить до 40% стоимости всей аудиосистемы. В последнем, максимальном варианте это уже будет очень весомая сумма.
Установка и подключение
Для проведения этой работы вам потребуется немного инструмента, прямые руки, в некоторых случаях еще и смекалка. Из инструмента потребуется следующее:
- Отвертки фигурная и плоская;
- Изолента;
- Кусачки;
- Провода (идут в комплекте);
- Двусторонний скотч;
- Фонарик.
В принципе, этого должно хватить. Перед установкой следует определить место, куда будет поставлен высокочастотный динамик. Обычно ставят их в передние двери. На некоторых машинах имеется возможность поставить твитер в треугольник бокового зеркала. Установка производится в следующем порядке:
- Снимаем с дверей обшивку. Обычно она крепится на саморезах или клипсах. На некоторых моделях придется снимать отдельно ручки, пепельницы и прочий обвес. Часто проблематично оказывается снять блок управления стеклоподъемниками. В зависимости от автомобиля необходимо либо аккуратно поддеть его корпус отверткой, либо воспользоваться специальным съемником;
- Определив место установки динамика, следует прорезать в обшивке отверстие;
- Крепится твитер к обшивке с помощью двухстороннего скотча;
- Самым ответственным моментом является подключение динамика. Тут многие допускают ошибку, подсоединяя его непосредственно к магнитоле. Так делать нельзя. Магнитола сама по себе подает звук одинаково на все подключенные динамики, без какой-либо фильтрации. Поэтому, на твитер будут подаваться не только высокие, но и низкие частоты. При этом, звук будет не качественным. Подключение производится только через усилитель. Следует протянуть дополнительный провод от усилителя до пищалки. Если это невозможно, то можно развести провода через кроссовер;
- Подсоединять нужно провода строго по схеме. Иначе просто спалите твитер. При подключении обязательно изолируйте провода, не лишней окажется и пайка;
- После подключения, обязательно протестируйте систему, если все работает, то закрепите провода, и установите обшивку на место.
На этом подключение завершено. Остается только провести настройку пищалки.
Сравнение советских и современных акустических систем
При сравнении советских и современных акустических систем часто допускают ошибку, а именно — сравнивают вещи, которые по-хорошему не стоило бы ставить в один ряд. Чтобы не ошибиться в этом плане, нужно немного разобраться в истории акустики. Чаще всего сравнивают массовую советскую акустику S-90 и современные недорогие АС, и всегда получают один и тот же результат — даже по техническим показателям советская акустика лучше. Но можно ли делать такие сравнения? Не совсем, потому что советская акустика для своего времени стоила очень дорого, и в пересчете на современные деньги оказывается, что сравнивать ее нужно с современными стереопарами из средне-высокой ценовой категории. Естественно, по большинству показателей советская акустика проиграет дорогой современной, но ведь и создавалась она по стандартам Hi-Fi 50-летней давности.
Лучшие советские колонки
При покупке акустики выбор нужно делать исходя из своих задач. Некоторые люди считают, что лучше за небольшие деньги купить советскую стереопару, а не современную дешевую. В чём-то такие люди вполне правы, особенно если учесть качество исполнения советской аудиотехники. Всех прелестей современного Hi-Fi такие колонки не раскроют, но за то они будут надёжно выполнять свою функцию и будут более качественными современных дешевых
То есть, если для человека важно качество звучания и у него ограничен бюджет — советские колонки — выбор лучше дешевых современных. Так же советскую акустику выбрать стоит тем, кто любит старую технику и у кого она вызывает чувство ностальгии
Если деньги есть, и качество звука — на первом месте, то стоит присмотреться к современной дорогой акустике (500+ долларов). В таком случае можно наслаждаться Hi-Fi’ем современного образца, который будет лучше советского. Опять же стоит понимать, что это — заслуга развития технологий, и современная дорогая акустика лучше советской не из-за того, что в СССР делали плохие стереопары.
Ну и последний, но не по важности факт. При покупке АС нужно помнить о том, что это лишь часть звуковой системы и аудиотехники, соответственно к дорогим колонкам нужен дорогой усилитель и хорошие звуковые платы, что увеличит итоговую стоимость оборудования
В некоторых случаях целесообразнее приобрести советскую акустику.
Советские колонки с усилителем
Другие особенности
На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле. Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны. Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах. В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко. Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана.
Помимо того, что звучание хуже, чем в двух предыдущих случаях, такое оборудование имеет крайне малый срок эксплуатации. И это неудивительно, поскольку бумага не может обеспечить качественную работу твитера в условиях низкой температуры, повышенного уровня влажности и высокой нагрузки. Когда машина повышает обороты двигателя, может ощущаться посторонний звук.
Не забудьте, что настроить пищалку можно и с помощью магнитолы. Даже в самых дешевых моделях имеется возможность настройки высоких частот. В частности, модели среднего ценового диапазона имеют встроенный эквалайзер, значительно упрощающий задачу.
Каждый автомобилист хочет, чтобы в машине было комфортно и удобно. Один из элементов комфорта, с которым приятнее находиться в авто – музыка. Поэтому автовладельцы пытаются всячески улучшить аудиосистему и устанавливают разнообразное дополнительное оборудование. Один из элементов, помогающих улучшить звук – колонки и качественная аудиосистема. Среди многообразия систем, есть динамики, называемые твитерами или пищалками, которые устанавливаются в дополнение акустики или отдельно. Но как правильно установить колонки, и куда подключать это оборудование знает не каждый автовладелец.
Твитер-пищалка в авто
Основание
Мидбас с кевларовым диффузором и каучуковым подвесом, корзина динамика изготовлена из алюминия. Конструкция подвижной системы и звуковой катушки позволяет обрабатывать большую мощность. Вентилируемая магнитная система и пористый пылезащитный колпак обеспечивают хорошее охлаждение, позволяя толстой звуковой катушке рассеивать высокую температуру.
Как результат — очень точный и грамотный 5-дюймовый вуфер. Он отвечает в системе за диапазон от 50 Гц до 1 кГц. Потенциал этих французских динамиков нельзя раскрыть заурядным оформлением. Закрытый ящик не даст достаточно баса, а уж о гудящем и вечно отстающем фазоинверторе и речи быть не может.
TQWT впервые описанный Полом Войтом в 1930 году, использует, как конструкцию волновод, с длиной трубы равной 1/4 длины волны резонансной частоты драйвера. TQWT расшифровываются как расширяющаяся четвертьволновая труба с нагруженным выходом (а также называются трубами Войта). TQWT нельзя рассматривать только как комбинацию резонатора Гельмгольца или трансмиссионную линию. Его поведение представляет собой сложную физику четвертьволнового резонатора Гельмгольца, нагрузки фазоинвертора и расширяющегося обратного рупора. Следовательно, TQWT не может быть успешно представлен только одним из вовлеченных факторов. Только точный расчет, компьютерное моделирование, индивидуальная настройка и опыт могут укротить такое оформление. Но результаты стоят всех затрат: мощный, четкий, лишенный окраса хорошо артикулированный бас в широком диапазоне.
Как выбрать?
Широкому кругу пользователей пяти дюймовые динамики интересны, в первую очередь, из-за качественной отдачи НЧ в составе многокомпонентной системы и не только. Аппаратура не подведет и не разочарует, если при выборе учитывать следующее.
Мощность. Характеризуется минимальным и максимальным показателями. Они описывают работу в нормальном режиме, а также с усилителями и басами соответственно. Различие не должно быть больше, чем в 3 раза (50 — 150 Вт)
Отдельное внимание уделяют встроенной магнитоле. Номинальная мощность проигрывателя или усилителя, должна соответствовать колонкам.
Чувствительность
Измеряется в децибелах. Выступает эквивалентом громкости, измеряемую в Вт на 1 Вт, расстояние 1 м. Чем выше характеристика, тем лучше. Применимо для акустики без сабвуфера. Усилитель востребован при 90 ДБ и ниже. Резонансная частота важна, так как от нее зависит глубина басов. Чем меньше, тем выше качество.
Воспроизводимая частота. Покрывает диапазон, воспринимаемый человеческим ухом (20 — 20 кГц). Величина площади диффузора влияет на низкие частоты, воспроизводимые динамиком. Твитеры получили минимальную площадь диффузора. Устанавливая, обращают на водителя.
Импеданс (сопротивление). Характеристика важна при подключении к усилителю. Если она меньше, определенного значения, колонки выйдут из строя. При подключении к магнитоле, показатель не должен ниже 3 Ом.
Материал диффузора. Предпочтителен полипропилен и прессованный картон с влагозащитной пропиткой. Твитеры изготовляют из шелка или металла.
Подвес. Используется для амортизации движения диффузора. Выполнен из эластичных материалов, пригодных для эксплуатации в любых климатических условиях. Для НЧ динамиков это мягкие подвесы из каучука и прорезиненной ткани. Для ВС и СЧ излучателей актуален полиуретан и прочная ткань, способная погасить вибрации.
Магниты. Определяют чувствительность динамиков. Находятся в прямой зависимости. Громкость может варьироваться при одинаковой мощности. Выделяют неодимовые и ферритовые магниты. Последние выступают бюджетным распространенным вариантом. Для неодимовых характерно большое магнитное поле при компактных размерах.
Количество полос. Влияет на качество и объёмность звучания. Стандартная система оснащена 2 динамиками. Премиальной считается четырёх полосная. Оптимальное количество 3.
Установочная глубина. Все 5 дюймовые динамики имеют различную конфигурацию. Другими словами существует вероятность, что покупка не станет в подготовленное место. Потребуется замена, либо вмешательство в конструкцию автомобиля. Избежать проблем поможет измерение штатной ниши двери.
Совместимость с навигацией. Так как управление осуществляется с центрального пульта, несоответствие приведет к неполадкам. Некоторые бюджетные модели вызывают проблемы при контакте со спутником.
Особенности конструкции. На работоспособность колонок влияют амортизация и жесткость подвески. Езда по разбитой дороге и жесткие амортизаторы могут послужить причиной поломки некоторых премиальных колонок. Рекомендуется обратить внимание на адаптивность системы к отечественным условиям эксплуатации.
«Электроника»
Под этим названием в СССР выпускался широкий ассортимент бытовых приборов. Заводы, относящиеся к Министерству электронной промышленности, под маркой «Электроника» производили телевизоры и калькуляторы, компьютерные системы и магнитофоны. Были в перечне этих товаров электронные часы и другие изделия.
Было налажено и производство советских акустических систем, которыми являлись колонки «Электроника». Их имелось несколько разновидностей:
1. «Электроника 25АС-033». Это трехполосная АС, которая была заключена в натуральный деревянный корпус. Номинальная мощность таких колонок составляла 25 Вт, а пиковая доходила до значения 100 Вт. Колонки воспроизводили звук в диапазоне от 31.5 до 25000 Гц и имели номинальное сопротивление, равное 4 Ом.
2. Колонки «Электроника 25 АС-118». Это АС, также находящаяся в натуральном деревянном корпусе.
3. «Электроника 25АС – 126». Эта система является трехполосной АС, заключенной в корпус из ДСП. Номинальная мощность таких колонок была равна 25 Вт, а предельная составляла 50 Вт. Частота звука находилась в диапазоне от 4 до 20 000 Гц, а сопротивление было равно 4 Ом.
4. «Электроника 25АС-132». Это блочная трехполосная АС с номинальной мощностью 25 Вт. Она, как правило, шла в одном комплекте с усилителем «Электроника 104С».
5. «Электроника 25АС-227». Паспортная мощность этой трехполосной АС составляла 50 Вт. При этом система имела некоторые отличия от предыдущих моделей. Так, в ней были установлены изодинамические ВЧ головки. Они отличались низкими искажениями, что обеспечивало высокое качество при воспроизведении высоких частот.