Широкополосная ас на «150 гдш-35-8 ноэма»

Что такое широкополосный динамик?

По мере развития прогресса было придумано множество изделий, излучающих звуки самых разных диапазонов, но наиболее популярным стал электродинамический громкоговоритель. Устройство динамика довольно проста и универсальна. На катушку, находящуюся внутри постоянного магнита, подается напряжение звуковой частоты. Колебания, выдаваемые катушкой, передаются на диффузор. Механические колебания, возбуждаемые катушкой, передаются в воздух. Ухо улавливает данные механические колебания и человек слышит звук.

Учитывая, что слушать музыку и прочие передачи, сопровождаемые звуком, хочется всегда и везде, то появляется необходимость в создании универсального звукового излучателя. Специализированные динамики прекрасно работают в узком диапазоне, но это нужно далеко не сем и не всегда. А вот средние частоты востребованы больше всех.

Именно поэтому появилась необходимость в создании популярных широкополосных динамиков, которые наряду со средними частотами воспроизводят и низкие, и высокие. Безусловно, весь диапазон звуков на одном излучателе воспроизвести невозможно, но востребованность таких динамиком обуславливается рядом причин. Прежде всего тем, что конструкция узкоспециализированных излучателей часто бывает довольно громоздкой. Кроме того, цена у таких изделий выше, ведь за качество приходится платить. Не каждому это по карману.

А вот попсу с новостями, а также музыку в автомобиле вполне можно слушать без кроссовера через дешевый широкополосный динамик. Этим и объясняется устойчивая популярность именно широкополосных систем. Бытовая техника, смартфоны, телевизоры, портативные колонки — везде нашли своё применение широкополосные динамики.

Кроме того, универсальные излучатели, рассчитанные на широкий звуковой диапазон, устанавливаются в рупорных системах и трубах Войта.

Рупорные акустические системы

Пытаясь с помощью широкополосных динамиков «укротить» как можно больший диапазон звуков изготовители сталкиваются с рядом проблем. Все зависит от того какой диапазон звуков необходимо произвести.

Низко чувствительные системы демонстрируют узкий динамический диапазон, особенно при понижении громкости. Выражается это в пропаже высоких и низких составляющих, которые «забиваются» среднечастотным звуком. Отчасти это происходит благодаря строению человеческого уха, наиболее оптимально приспособленного для восприятия именно средних звуков.

Что касается высоких частот, то звук, излучаемый маленькой диафрагмой высокочастотного динамика с небольшой амплитудой, просто теряется на фоне тех же средних частот. Решение данной проблемы находят в применении дополнительных устройств (темброблоки, АЧХ корректоры, тон компенсаторы и прочее), ухудшающих звуковоспроизведение.

Альтернативой выступает принципиально иной способ улучшения воспроизведения звука — улучшение КПД акустических систем с помощью рупоров (горнов). Такая оригинальная конструкция позволяет соотнести давление внешней воздушной среды и звукового давления диафрагмы излучателей. То приводит к минимизации искажений и выравниванию амплитудно-частотных характеристик широкополосных динамиков.

В Советском союзе очень любили создавать рупорные акустические системы на базе широкополосников 4А-28, например: Акустический агрегат с повышенным КПД на низких частотах.


Рис. 1. Широкополосные динамики 4А-28

Широкополосная АС на «150 ГДШ-35-8 Ноэма»

За основу были взяты динамики Ноэма 150 ГДШ-35-8.

Корпуса сделаны из фанеры толщиной 21 мм, передние стенки двойные. Все собрано на саморезах и герметике, зашпаклевано, отшлифовано с последующим фанерованием шпоном файн-лайн (палисандр) на контактный клей. Габаритные размеры корпуса: 842х382х313 мм. Финишно корпус покрыт яхтным лаком в несколько слоев со шлифовкой каждого слоя, лак очень крепкий. Изнутри стенки оклеены в два слоя материалом дарнит (по типу ватина, используется для прокладки под асфальтовое покрытие). Внутри приклеен большой кусок синтепона в марле, для гашения внутренних резонансов. Порт фазоинвертора настроен на частоту 44 Гц.

Размеры можно делать и другие, главное чтобы чистого внутреннего объема было 65 литров. Грязный объем у меня 70 л, из которых 2,9 л занимает объем динамика, еще 1 л ушел на объем фазоинвертера и остальное на дарнит с синтепоном.

Фазоинвертор – это один из вариантов оформления, написанный в паспорте, есть еще вариант на 120 литров, но это уже будет корпус размером с холодильник, а по моему мнению смещение нижней частоты на 4 Гц того не стоят.

Изначально конструкция была собрана в корпусе ЗЯ, но из за крикливой середины, баса по ощущениям не слышно вообще. Среднюю частоту в любом случае нужно давить, я планирую использовать режекторный фильтр с параметрами: R=4,8 Ом, С=4,7 мкФ, L=0,56 мГн.

Этим динамикам нужны высокочастотники, потому что играют они по уровню -10 дБ всего до 15000 Гц. Сам производитель “Ноэма” рекомендует к ним ВЧ динамки Beyma CP16, они имеют чувствительность 105 дБ и довольно ровную полку. Согласовав по чувствительности и отрезав все лишнее, можно получить действительно неплохие высокие частоты.

Хотелось бы расссказать и о минусах данного динамика 150 ГДШ-35-8:

  1. Крикливая середина. если взять за 0 уровень в 95 дБ, то выпирает она на 6 дБ, и есть один горб на 10 кГц, который выпирает больше чем на 10 дБ. Это очень много, очобенно если выкрутить громкость по-больше, то ни о каком нормальном прослушивании речи быть не может, хочется не то, чтобы сделать потише, а выключить совсем, поэтому это нужно давить.
  2. Узкая направленность на высоких частотах. Так как динамик имеет довольно большой диффузор, то его направленность очень узкая, шаг в сторону и звук уже глуховат.

В целом динамики звучат приятно, даже с горбом на середине, если не включать громко, имеют очень хорошую сцену, первое время казалось, что звук идет откуда то сбоку, с улицы, но потом постепенно привык, сравнивал в лоб с динамиком 4А-28, то у советского старичка по ощущениям нет такой четкости по верхним частотам, да и из-за высокой добротности кинапский динамик не выдает такого баса. Если выражаться аудиофильскими выражениями, то 150 ГДШ звучит детальней по верхам и по низам.

Итого потрачено 2 месяца работы по выходным. По себестоимости вся система вышла примерно в 30000 рублей, не считая инструмента и работы. Делал подобное первый раз, с инструментом не на ты. Самым сложным оказалась приклейка шпона на контактный клей, было много косяков, и со шпоном одному не справиться, нужна помощь.

P.S. я дилетант в звуке, много еще не понимаю, возможно сделал много ошибок, мое мнение не претендует на правильность, оно абсолютно субьективно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: