Акустика онкен на динамиках 4а28 и 5гд-3

Замечания:

Как показал опыт, снимать пылезащитные колпачки надо уже после снятия диффузора. Это очень легко делается с помощью изопропилового спирта или жидкости для заправки зажигалок
(я использовал Royal Lighter Fluid). При этом равномерно смачиваются приклеенные края колпачка, через минуту смачиваются второй раз, а еще через пол минуты
можно с помощю пальца (прекрасно через отверстие в катушке достает до краев колпачка) отделяем колпак от конуса. И первый (с помощью изопропилового спирта), и второй
(жидкость для зажигалок) способы позволили получить колпачки без повреждений. Причем отделять жидкостью для зажигалок проще и колпачек не мнется.

Динамик разобран, снимать магнитную систему лень, но старые алюминиевые прокладки красиво сияют внизу…

После того, как дифузор снят надо сразу же заклеить скотчем или изолентой зазор в магнитной системе, иначе туда так и стремятся попасть металлические опилки.

Если же эти коварные отродья все же попали в зазор, не бойтесь разбирать магнитную систему совсем: отцентрировать ее очень просто даже не имея специальной центрирующей трубки.
Для этого необходимо измерить внутренний диаметр отверстия вокруг керна, нарезать бумагу полосками шириной в 5-10 см и разобрав (и прочистив) магнитную систему,
навивать на керн полоски бумаги, пока не достигнете измеренного диаметра. После этого, необходимо отмотать один-полтора оборота бумаги и вставить полученную бумажную трубку
в отверстие верхней пластины (не снимая, естесственно, трубку с керна). После затягивания трех винтов можно вынуть трубку. Вуаля — мы получили отцентрированную магнитную систему. :-)

Заклеив зазор, необходимо промазать все стыки магнита с пластинами клеем типа «момент» (88-й действительно гадость, хотя по идее должен быть много лучше момента) и после высыхания
обмотать изолентой (очень эффектно смотрятся). Для этого, с припуском в 5 мм наружу с натягом обмотать верхний шов (изолента будет загибаться на поверхность внешней пластины магнитной системы),
затем без особого натяга с припуском 1-2 мм также обмотать нижний шов, и в заключение наклеить изоленту по центру магнита поверх обеих полос. Это предохранит магнит от всякого рода повреждений,
да и внешний вид улучшится.

Динамик в сборе, пылезащитный колпак пока что не приклеен. Динамик в сборе, вид сбоку

Насчет целесообразности обклеивания корпуса диффузородержателя резиной не уверен: в АС динамик крепится за внешнее кольцо, а не за магнит, и если положить динамик на стол магнитом вверх и постучать по
диффузородержателю, особых звонов не наблюдается… Хотя, чем черт не шутит? Как найду подходящие резинки, обклею и напишу…

Иван Клубков, 15.02.2001

Особенности и недостатки

Динамик имеет полностью бумажный диффузор с пропиткой и штампованную корзину. Он достаточно большой и мягкий, можно сказать — идеальный для домашней акустики. Считается, что подходит для прослушивания инструментальной, классической, симфонической музыки и не справляется с воспроизведением тяжелого рока и РЭПа. Но для лёгкого металла вполне приемлем. Жалобы на качество баса, указывают, по сути, на один из главных недостатков – слабые низы.

Еще одним недостатком является присутствие в амплитудно-частотных характеристиках (АЧХ) искажений в диапазоне от 2 до 5 кГц, а также на пике 400-500 Гц. Чаще всего их связывают с заводским браком – неправильно приклеенной гофрой диффузора. Порой она соединена не вплотную с краем корзины, а разделена бумажной полоской шириной 4-5 мм. Для выравнивания АЧХ динамики дорабатывают путем замены уплотняющего кольца.

Но, несмотря на недостатки некоторые люди, особо нетребовательные к акустике, послушав 4ГД-35 отказываются от использования трехполосных колонок и импортных аналогов в пользу последнего. Становятся ярыми фанатами широкополосника и считаю его лучшим изобретением в аудиомире.

Пример реализации одной из самодельных колонок TQWP на 4гд 35 сморите в видеоролике.

Недостатки широкополосников

Проблемы широкополосных динамиков известны:

  • нелинейные амплитудно-частотные характеристики;
  • провалы в границах частотного раздела
  • высокий уровень гармоник;
  • интермодуляционные искажения;
  • «горб» в области средних частот;
  • урезание низких частот;

Попытки расширить спектр качественного звучания в сторону низких частот приводит к увеличению площади излучателя.

Закрытая форма акустической системы не позволяет использовать фазоинверторную конструкцию колонок, для расширения низкочастотного диапазона. А применение динамиков с высокой чувствительностью еще больше разбалансирует АЧХ.

Автомобильная широкополосная акустика

Прослушивание музыки в современных автомобилях — это целый спектр особенностей акустических систем. И здесь широкополосные динамики также занимают существенную долю, так как ограниченный объем авто не позволяет развернуться любителям по-настоящему качественного звука, требующего сложных конструкций.

В автомобиле с задачей передачи приемлемого звука вполне справиться широкополосник в диаметр диффузора 8,10 или 12 см. Стоит сразу отметить, что низкие и высокие частоты на таком динамике воспроизводятся без применения кроссовера — специального разделительного фильтра звуковых частот.

При выборе широкополосного динамика для своего автомобиля следует акцентировать внимание на некоторых аспектах. Так, в зависимости от размера салона и свободного объема важен размер динамика, а также общие требования к высоким и низким частотам

Рассеивание звука во всех направлениях (дисперсию) также необходимо учитывать. Так, если рассеивание плохое, то звучание будет глухим, а вот если еще на стадии покупки вы слышите естественный звук, то все в порядке. Для басов нужен дополнительный сабвуфер, который выступает в качестве компенсатора низких частот. Таким компенсатором могут выступить 10-ти дюймовые колонки. Помимо всего прочего, следует прослушать звучание на разных уровнях громкости.

Так как в авто не всегда достаточно места для крупногабаритных колонок, то качество звучания среднеразмерных конструкций можно улучшить с помощью звукового процессора, встроенного в современные магнитолы.

Поработаем над диффузорами…

Когда
динамик
новый, его
диффузор
лучше не
трогать,
потому что у
КинАп(овских)
динамиков и
новосибирских
10ГД-36 уже
нанесены
необходимые
пропитки и
рефление,
препятствующее
распространению
«вредных»
колебаний.
Другое дело,
когда
попадаются
динамики
старые со
следами
насилия —
вмятинами на
диффузоре,
эти вмятины
надо покрыть,
например,
жидким
раствором
герлена с
наружной и по
возможности
с внутренней
стороны.
Осталась
самая
малость —
подравнять
частотную
характеристику
сверху и
снизу. Тут ни
чего нового
нет. Для
сглаживания
АЧХ снизу
надо
поработать
над гофром
диффузора,
если этот
гофр
бумажный.
Гофр, как
правило,
делают с
синусным
профилем с
двумя «периодами».
Глушить
лучше по
методу
Шорова, то
есть
герленом, но
намазывать
не весь гофр,
а только
первый
ближний к
центру
полупериод и
прилегающую
к гофру
полоску
шириной 0,5 см.
Герлен
должен быть
разведен до
такой
консистенции,
которая не
образует на
поверхности
наплывов и
подтёков. Он
должен
растекаться
ровным слоем.
Оставшиеся
полупериоды
гофра лучше
пропитать
маслом
растительного
происхождения
для
увеличения
гибкости
подвеса. Это
снизит
частоту
основного
резонанса и
подровняет
АЧХ.

Для
динамиков с
резиновыми
или
пенополиуретановыми
гофрами «пропитка»
может только
навредить.
Хорошие
результата
по снижению
резонансной
частоты даёт
установка
динамиков в
один корпус,
при этом
динамики
надо
включать
параллельно.
Показательные
результаты
по улучшению
линейности
даёт
подключение
в параллель
каждому из
парных
динамиков
резисторов,
равных по
величине
активному
сопротивлению
катушки.

У
широкополосных
динамиков
для
увеличения
отдачи на
высоких
частотах
применяют
дополнительные
излучающие
конуса. АЧХ
таких
динамиков в
основном в
области
высоких
частот
определяется
геометрией
конуса, но и
тут можно кое
что улучшить.
Я теперь
конуса
пропитываю и
обмазываю
клеем БФ-6. Это
увеличивает
жёсткость
конуса, что
приводит к
расширению
полосы
частот и
сглаживанию
АЧХ. Так для
динамиков 4А-28
удаётся
расширить
полосу до 17…18
кГц. Пропитка
производится
в три слоя с
наружной
стороны
конуса и один
раз
ОСНОВАНИЕ
конуса с
внутренней
стороны
обмазывается
клеем,
внутреннюю
сторону
лучше не
трогать, за
исключением
узкой
полоски 2 мм
по краю
конуса. Время
высыхания
одного слоя
клея 6 часов,
полное
высыхание
занимает
неделю, в это
время на
динамик не
рекомендуется
подавать
сигнал. БФ-6
образует
особую
пленку,
которая
препятствует
распространению
продольных
волн.
Некоторые
пользуются
для этих же
целей цапон-лаком,
от его
применения
меня
останавливает
чрезмерно
жёсткая
полимерная
пленка,
которую он
образует. На
динамиках 4А-хх
защитный
колпачок
сделан из
формованной
ткани, его
лучше не
замазывать
клеем, но если
клей попадет
на края
колпачка, то
ни чего
страшного не
будет.

Пропитка
клеем
основания
диффузора у
низкочастотных
и
среднечастотных
динамиков
тоже будет
иметь только
положительный
результат.

2-х полосная АС (пара 4 ГД-35 + 4 ГДШ-3-8)

У данных АС был прототип, в лице редких, но не плохо звучащих АС от радиолы Ригонда-стерео. Боковые овалы решено было не делать, поскольку комната заставлена мебелью и простора для звукоизлучения в сторону нет. Изначально обсуждалась идея просто дополнить 4 ГД-35 овальной пищалкой 2 ГД-36, но я отговорил заказчика АС от этой мысли, т.к. в виду разброса параметров, далеко не каждый 2 ГД-36 сгодится, а для отбора хорошей пары придется перелопатить не малую кучку этих головок. Кроме того, 4 ГД-35, в силу конструктивных особенностей, имеет не достаточно выразительное, тусклое, звучание в области СЧ, т.е там, куда пищалке лезть не дозволено. Между тем, советская промышленность выпускала несколько не плохих моделей ШП головок, обладающих отличным звучанием именно в СЧ/ВЧ диапазоне. Так что решение отказаться от пищалки, заменив ее ШП динамиком, вполне оправдано. Изначально на эту роль планировался овальник 2 ГД-38 (чертежи были сделаны именно под эту головку), но неожиданно, мне попали в руки колоночки от магнитолы Вега-335, с одним лишь 4 ГДШ-3-8 внутри, послушав которые, я был крайне впечатлен их звучанием.

Измерения АЧХ подтвердили услышанное. Ровнейшая АЧХ, вплоть до 10 кГц, с последующим плавным спадом. Великолепная, ясная подача средних и высоких частот с высоким звуковым разрешением. К тому же круглый динамик, на мой взгляд, смотрится на панели органичнее. Было решено остановить выбор именно на 4 ГДШ-3-8.

Внутренние пропорции корпусов соответствуют правилам золотого сечения. Глубина корпуса внутри равна 250 мм. Поскольку колонки имеют открытое оформление, делать стенки толстыми не имеет смысла, давления внутри не создается. Фанера толщиной 12 мм вполне подходящий материал! Торцы боковин были отфрезерованы под углом 45°. Для склеивания применялся профессиональный клей ПВА D3 и ленточные струбцины.

Для внешней отделки был выбран шпон файн-лайн “орех” на флизелиновой основе. Работать с ним удобно, т.к. он не крошится и выпускается полотнами 2,5х0,65 м, что позволяет обходиться без прифуговывания кнолей. Для наклеивания шпона, я использую клей Alcor ATS 440PH. Это полихлоропреновый контактный клей. Раздобыть его можно в мастерских по ремонту обуви.

Финишная отделка производилась тунговым маслом за 2 раза. Экологически чистый материал, обладающим крайне слабым, приятным запахом. После 2-х суточного высыхания, поверхность полируется безворсовой ветошью и приобретает шелковистый блеск.

Грили сделаны из MDF толщиной 10 мм и обтянуты звукпрозрачной тканью. Предварительно, с MDF, при помощи ручного фрезера сняты фаски. К сожалению, не помню названия ткани, но она из простого магазина для рукоделия. Ткань подворачивается и с обратной стороны приклеивается.

Сведение фильтров не заняло много времени. Динамики органично дополнили друг друга. 4 ГД-35 соединены последовательно и имеют общее сопротивление 8 Ом. Схема фильтра проста: пара 4 ГД-35 включена через катушку индуктивности 1,35 мГн, а 4 ГДШ-3-8 через конденсатор 4,7 мкФ. Никаких доп. резисторов для выравнивания чувствительности не понадобилось. АС имеют высокое звуковое разрешение, прекрасно передают атмосферу записи. Голоса и инструменты звучат натурально и живо.

В зависимости от окружающей обстановки, можно корректировать звучание добавлением внутрь некоторого количества звукопоглащающего материала (синтепон, ватин и т.п.). Это особенно актуально, когда АС тыльной стороной стоит близко к стене.

Автор работы: Александр Лукин г. Омск

Общие сведения

В настоящее время на различных форумах по аудиотематике идут бесконечные споры по созданию акустических систем на базе широкополосника 4ГД-35. Есть информация о невероятно хорошем и живом звучании подобных сборок, а также многочисленные примеры создания их своими руками за небольшие деньги. Встречаются конструкции в щите, рупоре, открытых и закрытых ящиках.

Некоторые умельцы ставят их в так называемую трубу Войта (TQWP), хорошо зарекомендовавшую себя при воспроизведении басов в небольших помещениях. Для поддержки высоких частот, через конденсатор в 1-2 мкФ, добавляется пищаль 2ГД-36. Примеры подобных самодельных колонок воплощены в жизнь уже многими меломанами.

Маркировка

Выпускался примерно с 1973 года на предприятии «Динамик» г.Гагарин, которое уже прекратило производство подобного оборудования. В разное время в его конструкцию вносились небольшие доработки и изменения. На первых изделиях символы «ГОСТ 9010-73» наносились на металлическую часть зеленой краской, вместе с печатью технического контроля «ОТК». Некоторые считают, что звук от них более качественный и объемный.

Позже появились модифицированные версии, с применяем требований другого стандарта — ГОСТ 9010-78. Они немного отличались визуально от своих предшественников, а на корпусе стоял красный штампик «СССР». В 80-xx на устройство наносится другая маркировка — «8ГДШ-1-4».

Технические параметры

Рассмотрим основные паспортные технические характеристики на 4ГД-35:

  • диапазон поддерживаемых частот: 63 – 12500Гц
  • мощность: рабочая 0,8 Вт; номинальная 4 Вт; кратковременная пиковая (PMPO) до 15 Вт; долговременная (RMS) 8 Вт;
  • чувствительность: 92дБ;
  • неравномерность АЧХ: 16дБ;
  • коэффициент гармоник (при 0,8 Вт): 125 Гц: 7 %; 200 – 300 Гц: 5%; 1000 – 8000 Гц: 3%
  • акустический импеданс (сопротивление): 4Ом;
  • полная добротность: 1,1-1,7;
  • резонансная частота в воздухе: 50-85 Гц;
  • размер: диаметр диффузор 200 мм; глубина 75,6 мм;
  • масса: 0,88 кг

Сравнение советских и современных акустических систем

В СССР разработкой и изготовлением бытовой радиоэлектронной аппаратуры (БРЭА) занимались многие предприятия военно-промышленного комплекса, среди которых Рижское ПО «Радиотехника», Ленинградское ВНИИРПА им. А.С.Попова, Львовское НИИБРЭА и другие. Широкому распространению АС предшествовало появление на отечественном рынке прообраза современных музыкальных центров — ламповых стереофонических радиол «Симфония» (1964), изначально комплектовавшихся отдельностоящими звуковыми колонками. Их звучание разительно отличалось от того, что привыкли слышать неизбалованные хорошим звуком граждане Союза. Долгое время эти трехполосные акустические системы закрытого типа были эталоном качественного звучания, да и сейчас они, несмотря на безнадежно устаревшие технические параметры (частотный диапазон – 50-18000 Гц, чувствительность — 92 дБ, мощность — 2х6 Вт), пользуются определенным спросом.

В последние годы существования СССР при проектировании акустических систем начали применять математическое моделирование и ЭВМ. Наряду с возможностью выбора высокоэффективных громкоговорителей нового поколения, это позволило создать АС, обеспечивающую высокую верность воспроизведения. Самыми лучшими из них до сих пор считаются разработки:

  • ВНИИРПА — 75АС-001 (150АС-001);
  • НИИБРЭА — 35АС ДС-017 «Амфитон».

В 90-х годах ХХ столетия советский High-End (как теперь говорят) одновременно со всей страной прекратил свое существование. С тех пор в мире появились новые модификации динамиков, в которых используется инновационная схемотехника, а также более современные технологии и материалы. Все это делает бессмысленным сравнение сохранившихся АС советского периода с современными зарубежными моделями.

Важно! Советские АС высокой верности воспроизведения звука были многополосными, то есть — выводили высокие, средние и низкие частоты через отдельные динамики. Поэтому качество их звучания часто превосходит уровень дешевой акустики китайского производства.

Трёхполосная моно АС, на базе доработанных 4гд-35

Начну с малого.

Сдесь я пишу лично свое мнение, ориентировано исключительно на мой слух. Естественно что для кого то оно может быть противоречиво.

Почему АС моно? Причина вполне простая, люблю точечный источник звука.

Давно нравилось звучание голоса 4гд-35. Однако в звучание этих динамиков жутко раздражали 2 вещи.

Первое — гудение в нч диапазане, второе — вч сильно влиляли на голос, делая его свистящим и раздаржающим слух. То есть когда в записи отсутствовали вч и нч, слушать эти динамики было вполне приятно, но как только на них подавался весь диапазон частот, звучание превращалось в кашу.

С проблемой НЧ я разобрался весьма просто. Удалив подвес, и сделав растяжку на нитках, резонанс упал до 25гц убрав при этом гудение , полностью.

С вч диапазоном всё обстояло сложнее. Резать фильтрами высокого порядка не хотелось, а с низким порядком вч всё ещё продолжали портить звук. Решение пришло на ум неожиданно, как солнечный удар.

Я решил устранить вч не электронным а механическим путём. Для этого были сделаны прорези в 1мм между каркасом катушки и диффузором оставив небольшие перемычки. Далее для восстановления прочности конструкции прорези были замазаны прозрачным силиконом.

Все эти переделки позволили динамику, естественным путём, воспроизводить только ограниченный диапазон частот.

Далее встал вопрос о согласовании самодельной ВЧ, в рупоре от кинап, с 4гд-35.

Для этого был выбран последовательный фильтр второго порядка с частотой разделения около 8 кгц.

Описывать самодельные ВЧ динамик я не буду, скажу лишь что он сделан из горелого перлеса путём замы подвижки.

Для уравнивания чувствительности с ВЧ и повышения мощности, в АС использовалось 3шт переделанных 4гд-35, соединённых последовательно.

Все динамики были установлены в ЗЯ объёмом 85л.

Кто то возмутиться сказав что ширикам не место в ЗЯ и лучше поведут они себя в щите или ОЯ.

Однако после удаления подвеса у этих динамиков начинаеться слишком ранний спад АЧХ на низах, и для повышения добротности и поднятия низа, их приходиться устанавливать в ЗЯ.

Далее встал вопрос об поддержке на частотах ниже 100гц.

Эту задачу я взвалил на плечи динамика Beyma 18G550 в ЗЯ 385л.

Для согласования АС с сабом, был использован простейший активный фильтр, за 1000р.

В целом звучание получилось имеенно то к какому я так долго стремился. Любая музыка от классики до рэпа, звучит просто великолепно. Опять таки лично для меня.

Внешним видом пока не занимался.

Задавайте вопросы.

Буду рад полезной критике, и дельным советам.

Если есть желающие, в Питере, приглашаю на прослушку.

Широкополосная АС на «150 ГДШ-35-8 Ноэма»

За основу были взяты динамики Ноэма 150 ГДШ-35-8.

Корпуса сделаны из фанеры толщиной 21 мм, передние стенки двойные. Все собрано на саморезах и герметике, зашпаклевано, отшлифовано с последующим фанерованием шпоном файн-лайн (палисандр) на контактный клей. Габаритные размеры корпуса: 842х382х313 мм. Финишно корпус покрыт яхтным лаком в несколько слоев со шлифовкой каждого слоя, лак очень крепкий. Изнутри стенки оклеены в два слоя материалом дарнит (по типу ватина, используется для прокладки под асфальтовое покрытие). Внутри приклеен большой кусок синтепона в марле, для гашения внутренних резонансов. Порт фазоинвертора настроен на частоту 44 Гц.

Размеры можно делать и другие, главное чтобы чистого внутреннего объема было 65 литров. Грязный объем у меня 70 л, из которых 2,9 л занимает объем динамика, еще 1 л ушел на объем фазоинвертера и остальное на дарнит с синтепоном.

Фазоинвертор – это один из вариантов оформления, написанный в паспорте, есть еще вариант на 120 литров, но это уже будет корпус размером с холодильник, а по моему мнению смещение нижней частоты на 4 Гц того не стоят.

Изначально конструкция была собрана в корпусе ЗЯ, но из за крикливой середины, баса по ощущениям не слышно вообще. Среднюю частоту в любом случае нужно давить, я планирую использовать режекторный фильтр с параметрами: R=4,8 Ом, С=4,7 мкФ, L=0,56 мГн.

Этим динамикам нужны высокочастотники, потому что играют они по уровню -10 дБ всего до 15000 Гц. Сам производитель “Ноэма” рекомендует к ним ВЧ динамки Beyma CP16, они имеют чувствительность 105 дБ и довольно ровную полку. Согласовав по чувствительности и отрезав все лишнее, можно получить действительно неплохие высокие частоты.

Хотелось бы расссказать и о минусах данного динамика 150 ГДШ-35-8:

  1. Крикливая середина. если взять за 0 уровень в 95 дБ, то выпирает она на 6 дБ, и есть один горб на 10 кГц, который выпирает больше чем на 10 дБ. Это очень много, очобенно если выкрутить громкость по-больше, то ни о каком нормальном прослушивании речи быть не может, хочется не то, чтобы сделать потише, а выключить совсем, поэтому это нужно давить.
  2. Узкая направленность на высоких частотах. Так как динамик имеет довольно большой диффузор, то его направленность очень узкая, шаг в сторону и звук уже глуховат.

В целом динамики звучат приятно, даже с горбом на середине, если не включать громко, имеют очень хорошую сцену, первое время казалось, что звук идет откуда то сбоку, с улицы, но потом постепенно привык, сравнивал в лоб с динамиком 4А-28, то у советского старичка по ощущениям нет такой четкости по верхним частотам, да и из-за высокой добротности кинапский динамик не выдает такого баса. Если выражаться аудиофильскими выражениями, то 150 ГДШ звучит детальней по верхам и по низам.

Итого потрачено 2 месяца работы по выходным. По себестоимости вся система вышла примерно в 30000 рублей, не считая инструмента и работы. Делал подобное первый раз, с инструментом не на ты. Самым сложным оказалась приклейка шпона на контактный клей, было много косяков, и со шпоном одному не справиться, нужна помощь.

P.S. я дилетант в звуке, много еще не понимаю, возможно сделал много ошибок, мое мнение не претендует на правильность, оно абсолютно субьективно.

Что такое широкополосный динамик?

По мере развития прогресса было придумано множество изделий, излучающих звуки самых разных диапазонов, но наиболее популярным стал электродинамический громкоговоритель. Устройство динамика довольно проста и универсальна. На катушку, находящуюся внутри постоянного магнита, подается напряжение звуковой частоты. Колебания, выдаваемые катушкой, передаются на диффузор. Механические колебания, возбуждаемые катушкой, передаются в воздух. Ухо улавливает данные механические колебания и человек слышит звук.

Учитывая, что слушать музыку и прочие передачи, сопровождаемые звуком, хочется всегда и везде, то появляется необходимость в создании универсального звукового излучателя. Специализированные динамики прекрасно работают в узком диапазоне, но это нужно далеко не сем и не всегда. А вот средние частоты востребованы больше всех.

Именно поэтому появилась необходимость в создании популярных широкополосных динамиков, которые наряду со средними частотами воспроизводят и низкие, и высокие. Безусловно, весь диапазон звуков на одном излучателе воспроизвести невозможно, но востребованность таких динамиком обуславливается рядом причин. Прежде всего тем, что конструкция узкоспециализированных излучателей часто бывает довольно громоздкой. Кроме того, цена у таких изделий выше, ведь за качество приходится платить. Не каждому это по карману.

А вот попсу с новостями, а также музыку в автомобиле вполне можно слушать без кроссовера через дешевый широкополосный динамик. Этим и объясняется устойчивая популярность именно широкополосных систем. Бытовая техника, смартфоны, телевизоры, портативные колонки — везде нашли своё применение широкополосные динамики.

Кроме того, универсальные излучатели, рассчитанные на широкий звуковой диапазон, устанавливаются в рупорных системах и трубах Войта.

Рупорные акустические системы

Пытаясь с помощью широкополосных динамиков «укротить» как можно больший диапазон звуков изготовители сталкиваются с рядом проблем. Все зависит от того какой диапазон звуков необходимо произвести.

Низко чувствительные системы демонстрируют узкий динамический диапазон, особенно при понижении громкости. Выражается это в пропаже высоких и низких составляющих, которые «забиваются» среднечастотным звуком. Отчасти это происходит благодаря строению человеческого уха, наиболее оптимально приспособленного для восприятия именно средних звуков.

Что касается высоких частот, то звук, излучаемый маленькой диафрагмой высокочастотного динамика с небольшой амплитудой, просто теряется на фоне тех же средних частот. Решение данной проблемы находят в применении дополнительных устройств (темброблоки, АЧХ корректоры, тон компенсаторы и прочее), ухудшающих звуковоспроизведение.

Альтернативой выступает принципиально иной способ улучшения воспроизведения звука — улучшение КПД акустических систем с помощью рупоров (горнов). Такая оригинальная конструкция позволяет соотнести давление внешней воздушной среды и звукового давления диафрагмы излучателей. То приводит к минимизации искажений и выравниванию амплитудно-частотных характеристик широкополосных динамиков.

В Советском союзе очень любили создавать рупорные акустические системы на базе широкополосников 4А-28, например: Акустический агрегат с повышенным КПД на низких частотах.

Рис. 1. Широкополосные динамики 4А-28

Об оформлении динамиков.

Большое
значение на
равномерность
АЧХ
оказывает
акустическое
оформление —
корпус
акустических
систем. Если
расставить
основные
типы
корпусов в
порядке
увеличения
неравномерности,
начиная с
самой
маленькой, то
получится
следующий
ряд, не
зависящий от
того,
открытая АС
или закрытая:

  1. Шарообразный
    корпус (пол-шара
    для
    открытой АС);
  2. Трапеция
    неправильной
    формы;
  3. Цилиндр с
    отверстием
    на боковой
    стенке;
  4. Параллелепипед
    с
    отверстием
    не по центру;
  5. Куб;
  6. Цилиндр с
    отверстием
    на верхней
    стенке —
    диске.

Отсюда
можно
сделать
вывод, что
наиболее
технологичный
тип корпуса и
предпочтительный
по форме АЧХ —
это трапеция,
в которой
динамик
расположен
не на
геометрическом
центре.

Самым
тонким
моментом в
конструкции
АС является
передняя
дека, на
которой
крепятся
динамики.
Отверстие
под динамик, и
хуже, если их
два,
ослабляет
механическую
прочность
деки, делая её
склонной к
резонансам
на средних
частотах. Не
касаясь
способов
крепления
деки, на мой
взгляд, она
должна быть
толстой и
набранной из
отдельных
листов. Но
если
отверстие
под динамик у
всех листов
делать
одинаковым,
то
получается
локальный
цилиндр. Надо
идти на
компромисс и
делать
отверстия
разных
диаметров на
разных
листах деки (обычно
2, 3) с
увеличением
диаметра.
Меньший
диаметр у
наружного
листа, к
которому
будут
крепиться
динамики.
Листы лучше
не склеивать
между собой, а
скручивать
шурупами,
через
прослойки
плотной
ткани

При
расположении
на деке
нескольких
динамиков
особое
внимание
надо
обращать на
укрепление
перешейков
между ними. В
некоторых
случаях
особо узких
перешейков,
под ними надо
располагать
поперечные
опоры,
привинченные
к боковым
стенкам, для
придания
большей
жёсткости
конструкции.
К этим опорам
должны быть
прикручены
перешейки
между
динамиками

Панели
боковых
стенок,
бруски для
крепления,
лучше всего
не клеить
между собой, а
свинчивать.
Между
стыками надо
прокладывать
уплотнители
из тонкого
войлока (сукна)
или пористой
резины.
Шурупы,
крепящие две
детали,
должны быть
жестко
связаны
только с
одной из них.
Отверстие
для шурупа во
второй
детали
должно быть
такого
диаметра,
чтобы
вероятность
касания
шурупом была
минимальной.
Под шляпку
шурупа
желательно
подложить
шайбу и
уплотняющую
прокладку из
войлока или
резины. Под
переднюю
деку
уплотнитель
лучше
проложить
потолще 3…5 мм.
Кому-то
нравятся
опоры под АС в
виде шипов, а
меня вполне
устраивают
деревянные <ферзи>
с войлочными
прокладками
по обеим
концам.

Про
расположение
и
направление
АС с
широкополосными
динамиками
могу сказать
следующее:
акустические
оси должны
быть
направлены в
сторону
слушателя,
так как у
этого типа
динамиков
диаграмма
направленности
в области
частот более 5
кГц
достаточно
узкая. Этого
легко
добиться,
сделав
наклонную
переднюю
деку и
развернув
колонки в
нужном
направлении.
Замечено, что
стереопанорама
во всей своей
широте
разворачивается
НАД
акустическими
системами,
поэтому
имеет смысл,
чтобы высота
напольных
домашних АС
не превышала
уровня глаз
слушателя
для ощущения
комфортности.

Про выбор
размеров и
демпфирующих
материалов
было уже
сказано
много, так что
вроде всё.

Рецепт и ингредиенты

Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.

Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.

Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.

Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.

тест

Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».

Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.

Подключение динамиков синфазное.

Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».

Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).

Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.

Итого: 72$.

Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.

Спасибо за внимание и желаю успехов

Советские колонки — какие лучше звучат?

В последний год заметно вырос интерес к старой радиотехнике, изготовленной в СССР. В частности, достаточно часто можно встретить объявления о продаже акустических систем (АС) тех времен. Но, указанная цена на такие АС вызывает недоумение ввиду явной своей завышености.

Попробую представить наглядно мои впечатления о качестве звуковоспроизведения некоторых некогда популярных моделей, прошедших через мои руки (и самое главное – уши!).

Для трезвой оценки стоимости таких АС буду считать, что: 1- излучают они в прямоугольной комнате квартиры; 2 — источник сигнала (ИС) и усилитель мощности (УМ) такого весомого качества, что их замена на другие модели не изменит общего мнения об АС.

Для визуализации построю график с десяти бальной шкалой, разделенный на три сектора, где зеленый сектор-это достаточно достоверное звуковоспроизведение, желтый — тот самый минимум, ниже которого не стоит опускаться. А красный – не рекомендованный к употреблению (мною).

Как вы можете заметить, самой качественной «АС» прослушанной мной, является живой оркестр, который совершенно справедливо получает оценку 9.9 балла (в одном месте они сыграли ненатурально, и я как беспристрастный судья снизил балл). Из других представленных АС в зеленый сектор попала только «Электроника» 50АС-061м (она же 75АС-065). 7.9 заслуженных баллов. Круче, наверное, только сотая модель. Но, чего не довелось слушать, то и не буду оценивать.

Самый любимый сектор всех это Желтый. Любой Хай-Фай за ваши деньги! Все чаще производители, за якобы высококачественные АС выдают красивую мебель с предустановленными динамиками. Так сказать желаемое за действительное.

На самом деле, этот сектор является тем самым минимально необходимым (начальным) уровнем звуковоспроизведения, где издаваемые АС звуки легко распознаются массовым слушателем не только как любимые исполнители, но и как их инструменты. Именно в этом секторе ведутся жаркие баталии о преимуществах того или иного «окраса» в звучании и громких заявлениях об очередной победе над «глубоким басом». Количество нолей в заявленной мощности АС пропорционально количеству нулей в цене за них. О размерах второй или третьей гармоник в звуке на выходе таких АС производители молчат как партизаны на допросе. Именно поэтому считаю, что этот «желтый» сегмент предложения на рынке имеет сильно завышенную цену, за получаемый продукт (звук).

Итак, какие АС, выпускавшиеся в СССР, могут соответствовать этой «весовой категории»? Нет, далеко не все «высшего класса сложности» с нулями в цифрах. В «желтый» сектор, с оценкой «5_с минусом» попадает «S-90» с индексом «B». И еще, практически на границе зон находится «S-30B». Эта полочная АС так же заслуживает уважения. Остальные АС, размещенные мною в «красном» секторе немного отличаются между собой по качеству преобразованного в звук сигнала. Но, несмотря на различные попытки конструкторов улучшить звучание при помощи, например изодинамического ВЧ излучателя или СЧ динамика с более тонким бумажным диффузором и с пропиткой замеченные изменения в них на уровне пресловутых «нюансов». И, несмотря на протесты владельцев таких АС, всем своим друзьям и даже просто знакомым такие преобразователи звука приобретать не советую.

Когда-то нам показывали большое количество фильмов о советских разведчиках. Каждый такой шпион-диверсант наносил огромный ущерб врагу в живой силе. И простая арифметика подсказывала, что где-то на десятом фильме разведчику воевать будет собственно уже не с кем. Точно так же, проспекты разработчиков музыкальной аппаратуры (и АС в частности) рапортуют нам об очередном приросте в качестве звучания. Специализированные журналы в который раз используют все имеющиеся прилагательные русского языка и литературы для описания полученных улучшений. Это продолжается не один десяток лет. И если сложить все их достижения, то современные АС должны превосходить живой оркестр по натуральности звучания уже раза в четыре. Чего, собственно, в природе быть не может.

Так что, если у вас имеется возможность приобрести советский оркестр, то слушайте лучше его.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: