Синий поезд (альбом)

Ссылки [ править ]

  1. ^ а б Де Вито, Крис; Фудзиока, Ясухиро; Шмалер, Вольф; Дикий, Дэвид (2013). Портер, Льюис (ред.). Справочник Джона Колтрейна . Нью-Йорк / Абингдон: Рутледж . п. 484. ISBN 9780415634632. Дата обращения 2 января 2020 .
  2. ^ a b «Январские релизы альбома» . Денежный ящик . Нью — Йорк: Cash Box Publishing Co. 18 января 1958 . Проверено 18 июня 2019 .
  3. Перейти ↑ Cook 2004 , p. 103.
  4. ^ Синий поезд в AllMusic
  5. ^ Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195313734.
  6. ^ Халл, Том (nd). «Джаз (1940-50-е)» . tomhull.com . Проверено 3 марта 2020 года .
  7. ^ Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель по джазовым записям Penguin (9-е изд.). Пингвин . п. 284. ISBN 978-0-14-103401-0.
  8. ^ Свенсон, Дж., Изд. (1985). Руководство по записи джаза Rolling Stone . США: Random House / Rolling Stone. п. 46. ISBN 0-394-72643-X.
  9. ^ RIAA Gold and Platinum Search извлечено 2 августа 2011 г. Архивировано 26 июня 2007 г. на Wayback Machine
  10. ^ a b Нисенсон, Эрик (1993). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски . Пресса Св. Мартина. п. 59. ISBN 978-0312098384.
  11. ^ Браун, Леонард (2010). Джон Колтрейн и поиск свободы Черной Америки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 146 . ISBN 978-0-19-971650-0.
  12. ^ Джазовая дискография онлайн
  13. Перейти ↑ Porter 1999 , p. 128.
  14. Перейти ↑ Porter 1999 , p. 157.
  15. ^ Porter 1999 , стр. 128-131.
  16. ^ Ларкин, Колин (2000). Лучшие 1000 альбомов за все время (3-е изд.). Девственные Книги . п. 135. ISBN 0-7535-0493-6.
  17. ^ «Канадские сертификаты альбомов — Джон Колтрейн — Синий поезд» . Музыка Канада .
  18. ^ «Итальянские сертификаты альбомов — Джон Колтрейн — Blue Train» (на итальянском языке). Federazione Industria Musicale Italiana . Проверено 10 декабря 2018 .В раскрывающемся меню «Анно» выберите «2015». Выберите «Синий поезд» в поле «Фильтра». Выберите «Альбом и сборник» в разделе «Сезионы».
  19. ^ «Британские сертификаты альбома — Джон Колтрейн — Blue Train» . Британская фонографическая промышленность .Выберите альбомы в поле Формат.  Выберите Gold в поле Certification.  Введите Blue Train в поле «Search BPI Awards» и нажмите Enter.
  20. ^ «Американские сертификаты альбомов — Джон Колтрейн — Синий поезд» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . При необходимости нажмите « Дополнительно» , затем нажмите « Формат» , затем выберите « Альбом» и нажмите « ПОИСК» .

Детство

Колтрейн родился в 1926 году в ничем не примечательной семье. Отец был портным, а мать — домохозяйкой. Оба увлекались музыкой, но не зарабатывали ею на жизнь. Дома часто звучали записи Дюка Эллингтона, Джимми Лансфорда и Луи Армстронга, которые впоследствии стали кумирами Джона.

Когда Колтрейну исполнилось двенадцать лет, он пережил несколько смертей близких людей подряд: умер его дед, через месяц от рака скончался отец, а затем ушел из жизни дядя. Мать, чтобы прокормить семью, была вынуждена устроиться на работу в другой город — Атлантик-Сити. Джон остался один заканчивать школу. Эти события сильно повлияли на маленького Колтрейна и воспитали в нем стойкость и внутренний стержень.

Впервые Джон взял в руки музыкальный инструмент в детском оркестре при церкви Св. Стефана в 1939 году. Этим инструментом оказался по случайности альтгорн, так как на тот момент все остальные инструменты уже были разобраны. Затем он переключился на кларнет, а позже заинтересовался саксофоном.

Фон

Альбом был записан в разгар резиденции Колтрейна в Five Spot как член Телониус Монах квартет. Персонал включает Колтрейн Майлз Дэвис товарищи по группе Пол Чемберс на басу и Филли Джо Джонс на барабанах, оба из которых ранее работали с пианистом Кенни Дрю. Оба трубач Ли Морган и тромбонист Кертис Фуллер были многообещающими джазовыми музыкантами, и оба были членами Арт БлейкиJazz Messengers в свое время. В отличие от своего предыдущего лейбла, Blue Note заплатил музыкантам за то, чтобы они репетировали музыку за пару дней до начала записи.

Все композиции были написаны Колтрейном, за исключением стандарт «Я старомодный». Хотя на тот момент в его композициях использовались обычные диатонические гармонии, они были установлены нетрадиционным способом. В заглавный трек это блюз с квази-минорной темой (Eb7 # 9). «Locomotion» — это тоже мелодия из блюзового риффа в форме из сорока четырех тактов. «Lazy Bird» — это частично транспозиция в тональность «G» Тадд Дэмерон одноименный состав.

Игра Колтрейна демонстрирует движение к тому, что станет его фирменным стилем. Его соло более гармоничны или «вертикальны», а линии арпеджированы. Его тайминг часто отличался от ритма или превышал его, а не играл на нем или позади него. В интервью 1960 года Колтрейн описал Синий поезд как его собственный любимый альбом до этого момента.

Наследие и влияние на музыку

Колтрейн умер от рака печени 17 июля 1967 года. Музыкант стал известен в 33 года, а ушел из жизни в возрасте сорока. За столь короткий срок он успел вырасти и пройти путь от хорошего джазового музыканта, до легенды мировой сцены. Он произвел революцию в мире извлечения звука, превратив импровизацию в полет мысли и фантазии. Им восхищаются не только почитатели джаза, но даже современные музыканты, которые имеют к джазу опосредованное отношение: от Генри Роллинза до Кендрика Ламара.

В Калифорнии даже открылась африканская православная церковь имени Джона Колтрейна. Здесь люди молятся и устраивают службы под его музыку.

Интеллектуальность Колтрейна — это постоянное обращение к культурам других народов, поиск себя, самосовершенствование и исследование. Однажды Майлз Дэвис сказал, что если бы Колтрейн делал музыку сейчас, то это, скорее всего, был бы хип-хоп, и он точно также заставил бы всех ломать голову даже в этом жанре.

Джаз, Вселенная и математика

Колтрейн увлекался не только музыкой, но математикой и строением Вселенной. Он безостановочно искал смысл жизни в космосе, структуру которого пытался понять. В поздние годы Джон использовал саксофон в качестве инструмента для поиска новых связей между музыкой и Вселенной, так же, как физики используют экспериментальные инструменты. Например, на пластинке Giant Steps Колтрейн вышел за рамки изучения множества стандартных прогрессий аккордов.

Одним из кумиров Джона был Альберт Эйнштейн. Колтрейн занимался поиском связей между современной физикой, циклическим временем в восточной философии, а также западной гармонией и африканскими полиритмами.

Он использовал звук и музыку, чтобы разгадать вечные тайны Вселенной. Он расширил двухмерное пространство тона и времени в гиперпространство, которое включало многофонические звуковые манипуляции — одновременное воспроизведение обертонов и звуков.

Подобно Эйнштейну, открытия которого сильно влияли не только на физику, но и на другие дисциплины, Колтрейн понял, что ему нужно выйти за пределы западной джазовой структуры, чтобы «вывести музыку на уровень космоса».

Stellar Regions («Звездные регионы»), Interstellar Space («Межзвездное пространство») и Cosmic Sound («Космический звук») — в этих пластинках Колтрейн исследовал теорию относительности Эйнштейна и гипотезы расширяющейся вселенной. Он был уверен в том, что в музыке, как и во Вселенной, множество структур и возможностей исхода событий.

«Круг Колтрейна» или «Круг тонов Колтрейна» — диаграмма основанная на квинтовом круге. Если говорить простым языком: шкала визуально объясняет связь между музыкой и математикой. При этом объяснить ее суть могут либо музыканты, либо математики. А нам остается только гадать и восхищаться.

Список треков [ править ]

Все треки написаны Джоном Колтрейном, если не указано иное.

Сторона первая
Нет. Заголовок Длина
1. « Синий поезд » 10:43
2. » Уведомление о моменте « 9:10
Сторона вторая
Нет. Заголовок Писатель (ы) Длина
1. «Передвижение»   7:14
2. » Я старомоден « Джонни Мерсер , Джером Керн 7:58
3. « Ленивая птица »   7:00

Первая и вторая стороны были объединены как треки 1–5 на переизданиях компакт-дисков.

Бонус-треки на компакт-диске 1997 года
Нет. Заголовок Длина
6. «Синий поезд» (альтернативный вариант) 9:58
7. «Ленивая птица» (альтернативный вариант) 7:12
2013 Blue Note SHM-CD
Нет. Заголовок Писатель (ы) Длина
1. «Синий поезд»   10:43
2. «Уведомление о моменте»   9:10
3. «Передвижение»   7:14
4. «Я старомоден» Мерсер, Керн 7:58
5. «Ленивая птица»   7:00
6. «Синий поезд» (Альтернативный вариант 1)   7:12
7. «Синий поезд» (Альтернативный вариант 2)   9:58
8. «Ленивая птица» (альтернативный вариант)   7:12

Рекомендации

  1. ^
  2. ^
  3. , п. 103.
  4. Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Oxford University Press. ISBN 978-0195313734.
  5. Кук, Ричард; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель по джазовым записям Penguin (9-е изд.). Пингвин. п. 284. ISBN 978-0-14-103401-0.
  6. Свенсон, Дж., Изд. (1985). Руководство по записи джаза Rolling Stone. США: Random House / Rolling Stone. п. 46. ISBN 0-394-72643-X.
  7. ^ Нисенсон, Эрик (1993). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски. Пресса Св. Мартина. п. 59. ISBN 978-0312098384.
  8. Браун, Леонард (2010). . Нью-Йорк: Oxford University Press. п.. ISBN 978-0-19-971650-0.
  9. , п. 128.
  10. , п. 157.
  11. С. 128-131.
  12. Ларкин, Колин (2000). 1000 лучших альбомов за все время (3-е изд.). Девственные Книги. п. 135. ISBN 0-7535-0493-6.
  13. Выберите «2015» в раскрывающемся меню «Anno». Выберите «Синий поезд» в поле «Фильтра». Выберите «Альбом и сборник» в разделе «Сезионы».
  14. Выбирать альбомы в поле Формат. Выбирать Золото в поле Сертификация. Тип Синий поезд в поле «Search BPI Awards» и нажмите Enter.
  15. При необходимости нажмите Передовой, затем щелкните Формат, затем выберите Альбом, затем щелкните ПОИСК.

Фри-джаз и философские взгляды

Фри-джаз — стиль, в котором акцент делается на импровизацию и музыкальное разнообразие, что позволяет максимально отразить интеллектуальную составляющую музыки.

В конце 1950-х годов американские джазмены начали экспериментировать и отходить от привычных музыкальных структур и регулярного ритма. Акцент делался на импровизацию и эмоциональность.

Музыканты работали над эмоциональным раскрепощением, отказывались от стандартной логики последовательности аккордов. Основоположником стиля стал саксофонист Орнетт Коулмэн.

Поклонники джаза называли фри-джаз экспериментальным и новаторским. Критики, наоборот, воспринимали его как попытку вернуть стиль к этническим и религиозным корням.

Фри-джаз вызывал критику у консервативно настроенных любителей джаза. Надо понимать: подобный музыкальный авантюризм был в новинку и люди не понимали, что происходит. Музыкальные излияния авангардистов воспринимались как бред и какофония.

Новая революция в джазе происходила параллельно со становлением афроамериканского движения за гражданские права 1950-1960-х годов.

Темнокожее население обретало свободу и право на самовыражение. Афроамериканское сообщество выражало протест и выступало против европейского культурного доминирования.

Джон Колтрейн быстро влился в новое направление. В начале 1960-х он начал выступать с авангардистами. Критики называли эксперименты Колтрейна «антиджазом».

Во фри-джазе музыканты обратились к разным религиям, в первую очередь нехристианским — к буддизму и индуизму. Отказ от европейских музыкальных стандартов привел к популярности внеевропейских культур, главным образом, восточных.

Сам Колтрейн родился в христианской семье. После развода с первой мусульманской женой Наймой, женился на пианистке, которую встретил в одном из клубов. Вместе они увлеклись индийской философией. Но, несмотря на это, Джон верил в единство всех религий и пытался совместить религиозное познание с научным.

В 1965 году, Колтрейн выпустил пластинку Om, в которой содержались песнопения из индуистской Бхагавадгиты и тибетской «Книги мертвых». Ом — это сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы».

Успех и героиновая зависимость

В середине сороковых в джазовой тусовке началось повальное увлечение героином. Так уж получилось, что у джаза и героина в те времена была некая магическая связь. Бытовал миф, что героин якобы улучшает композиторские навыки и способность к восприятию сложных и утонченных музыкальных структур.

Сам Паркер не раз подчеркивал, что хорошо играет вовсе не из-за героина, а, скорее, вопреки ему. Но те, кто хотел достичь молниеносного успеха, были уверены, что именно опиаты помогут достичь им высот. В те времена смертность среди джазовых музыкантов зашкаливала — на ее фоне передозы звезд рока и хип-хопа кажутся просто несущественными.

Достаточно сказать, что сам Чарли Паркер умер от гепатита и цирроза печени. Причина заболевания, как нетрудно догадаться, — героин и алкоголь. Когда бригада скорой приехала осматривать его тело, оно выглядело настолько плохо, что в медицинском отчете в графе «предполагаемый возраст» врач прописал «53», хотя ему не было и тридцати пяти.

Если джазмены не умирали от героина, то становились его рабами. В список известных наркоманов входили Майлз Дэйвис, Стэн Гетц, Декстер Гордон, Чет Бейкер, Сонни Роллинз и многие другие. Джон Колтрейн не стал исключением.

До 1955 года Колтрейн играл в разных бэндах, пока, наконец не познакомился с легендарным Майлзом Дэйвисом, который на тот момент собирал новый квинтет. Он пригласил в состав Джона, в котором увидел талант. В период с 1955 по 1957 гг. было записано несколько пластинок. Самая знаковая из них — «Round about Midnight» 1956 года.

В 1957 году героиновая зависимость Колтрейна достигла апогея, и Дэвис уволил его из квинтета. Этот момент — переломный в карьере великого музыканта. Джон вернулся домой, заперся в доме своей матери и по аналогии с главным героем фильма «На Игле» прошел через все круги героиновой ломки. Через две недели обновленный и одухотворенный Колтрейн вышел в люди, вернулся в Нью-Йорк и сразу приступил к записи нового материала. Именно тогда была записана первая сольная пластинка музыканта — Coltrane.

В сентябре 1957 года Колтрейн записал альбом Blue Train, который стал знаковым в его карьере и одним из известнейших в мире джаза. В 1959 году был записан Kind of Blue в составе секстета Майлза и Giant Steps, в которой Джон впервые играл собственные произведения. В 1961 он записывает My Favorite Things. Это, пожалуй — самая известная его работа. Заглавная композиция — 13-минутная версия главной темы мюзикла «Мои любимые вещи».

Филадельфия и армия

Джон окончил школу в 1943 году и сразу переехал в Филадельфию. Здесь он искал работу и параллельно поступил в музыкальную школу. Филадельфия тех лет — это идеальное место для джазового музыканта, так как там находилось множество джаз-клубов. Колтрейн работал на рафинадном заводе, а в свободное время посещал те самые клубы, где учился у своих кумиров: саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианистов Бада Пауэлла и Телониуса Монка и барабанщика Макса Роуча. Эти музыканты были основоположниками стиля под названием бибоп. Молодой Колтрейн как раз поймал эту волну и активно крутился в местной тусовке.

В 1945 г. Джон стал постепенно зарабатывать музыкой. Тогда же он впервые услышал, как играет его будущий кумир и идол — Чарли Паркер. 8 августа 1945 года, как раз в день ядерной бомбардировки Японии, Колтрейн пошел служить на флот. Кстати, 21-м годом позже, во время тура по Японии, Джон посетил ядерный мемориал в Нагасаки.

В армии он провел год на Гавайях, где играл в военном оркестре. Там же, на базе в Перл-Харбор, получил и первый опыт работы в студии.

В 1946 году Колтрейн вернулся из армии и окунулся в музыкальную жизнь Филадельфии. Он обучался в нескольких музыкальных школах, набирался опыта у множества именитых преподавателей, играл в клубах и оркестрах. В 1947 году Джону впервые повезло устроить джем-сейшн со своим кумиром Чарли Паркером.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: