Эстрадная акустика. как ставят звук на концертных площадках

Расположение динамиков

При монтаже задних каналов большой мощности их нужно правильно установить. Овальные колонки монтируются на задней полке так, чтобы ось громкоговорителя была направлена по диагонали транспортного средства. Заднюю правую колонку нужно направить на водителя, а левую — на переднего пассажира. Только после того, как будет осуществлен правильный монтаж, динамики можно подключить к аудиосистеме.

Чтобы звучание было качественным, колонки нельзя закрывать — для нормальной работы им необходимо больше пространства. Что касается пищалок — твиттеров — их нужно установить на стойках ветрового стекла. Если их вмонтировать подальше от низкочастотных колонок, сможете добиться яркого квадроэффекта. Направление твиттеров производится аналогичным образом — передний левый направляется на пассажира, а правый — на водителя. Проводку необходимо зафиксировать надежным образом.

Качество автозвука зависит как от класса воспроизводящей аппаратуры, так и от свойств колонок

Последние важно не только правильно выбрать по характеристикам, но и разместить в салоне автомобиля так, чтобы использовать их возможности по максимуму. Чтобы оснастить авто качественным звуком необязательно обращаться к профессионалам

Подключить пищалки к магнитоле своими руками по силам практически любому водителю.

Этапы установки автомагнитолы

Не секрет, что АКБ основной источник питания бортовой сетки авто, но и неисправность батареи может привести к поломке автомагнитолы. Чтобы не допустить выхода из строя оборудования, необходимо знать, как правильно подключить устройство своими руками. В процессе монтажа системы нельзя допускать, чтобы плюсовой контакт АКБ попадал на отрицательный или на клемму колонки. Специалисты не рекомендуют запитывать устройство плюсом либо минусом от прикуривателя или замка зажигания.

Перед тем, как подключить колонки, необходимо учесть, что соединение системы будет оптимальным только к АКБ. Благодаря этому сможете избавить колонки от различных помех и колонок, возможна будет их эксплуатация на полной мощности. Чтобы осуществить соединение, лучше использовать короткий медный многожильный кабель, его сечение должно быть не менее четырех мм2. На этом проводе, если он идет к колонкам или усилителю (не принципиально), нужно поставить предохранитель, который желательно должен быть расположен в 50 см от АКБ. Монтаж проводки должен осуществляться подальше от потребителей энергии, провода нельзя закручивать — в первую очередь они подключаются к колонкам, после чего — к магнитоле.

Другие особенности

На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле. Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны. Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах. В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко. Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана.

Помимо того, что звучание хуже, чем в двух предыдущих случаях, такое оборудование имеет крайне малый срок эксплуатации. И это неудивительно, поскольку бумага не может обеспечить качественную работу твитера в условиях низкой температуры, повышенного уровня влажности и высокой нагрузки. Когда машина повышает обороты двигателя, может ощущаться посторонний звук.

Не забудьте, что настроить пищалку можно и с помощью магнитолы. Даже в самых дешевых моделях имеется возможность настройки высоких частот. В частности, модели среднего ценового диапазона имеют встроенный эквалайзер, значительно упрощающий задачу.

Каждый автомобилист хочет, чтобы в машине было комфортно и удобно. Один из элементов комфорта, с которым приятнее находиться в авто – музыка. Поэтому автовладельцы пытаются всячески улучшить аудиосистему и устанавливают разнообразное дополнительное оборудование. Один из элементов, помогающих улучшить звук – колонки и качественная аудиосистема. Среди многообразия систем, есть динамики, называемые твитерами или пищалками, которые устанавливаются в дополнение акустики или отдельно. Но как правильно установить колонки, и куда подключать это оборудование знает не каждый автовладелец.

Твитер-пищалка в авто

Установка коаксиальной акустики – ассортимент продукции

Во всем мире насчитываются десятки компаний-производителей качественной автомобильной акустики. Среди них есть бренды, специализирующиеся только на разработке динамиков, например итальянский Hertz, израильский Morel, американский ArtSound. Другие производят весь спектр автомобильного мультимедийного оборудования, в том числе магнитолы, усилители и прочую электронику, а также комплектующие и расходные материалы, применяемые при установке. К примеру, японские бренды Alpine и Pioneer, американские Boss и Bose. Некоторые больше ориентированы на выпуск профессиональных систем, другие выпускают в основном бюджетные, третьи – и то и другое. И у каждого производителя находятся свои поклонники. При покупке коаксиальной акустики выбрать можно не только бренд, но и ценовую категорию без ощутимой потери в качестве звука. Исключение составляют лишь самые дешевые динамики, установка которых будет оправдана только если нужно хоть чем-то “закрыть” пустые штатные места. Акустика, которая будет стоить в несколько раз дороже другой, необязательно настолько же превзойдет ее в качестве звучания. Просто так ее позиционирует изготовитель, исходя из стоимости технологий и материалов, применяемых при производстве. Поэтому критерий высокой цены не должен быть единственным сравнительным показателем.

Если автовладелец не очень хорошо ориентируется во всех этих брендах, то за консультацией по выбору желательно обратиться к специалистам

Это важно и потому, что звучание каждого бренда (и отдельных комплектов) может характеризоваться своими неповторимыми особенностями. Например, звучание акустики Alpine выделяется резкостью, четкостью звука, с выраженными металлическими нотками

Если после этого послушать динамики от Morel с похожими характеристиками, то они будут звучать заметно мягче, приглушенней, глубже. И именно помощь специалиста позволит подобрать именно тот комплект, который будет играть так, как и нужно автовладельцу.

Основные критерии выбора

При выборе и приобретении компонентной акустики стоит акцентировать своё внимание на следующих параметрах:

  • Размеры, подходящие под габариты места для установки;
  • Мощность. Нельзя устанавливать акустику, мощность которой меньше оконечного усилителя магнитолы;
  • Активное сопротивление, существует два варианта 4 или 8 Ом, этот показатель должен быть согласован с воспроизводящей звук аппаратурой;
  • Диапазон рабочих частот и количество компонентов.

Цена конкретного комплекта складывается с нескольких факторов:

  • известности бренда;
  • технических характеристик;
  • качества материалов и комплектующих;
  • класса акустики;

Кроме перечисленных критериев, каждый производитель акустики имеет индивидуальные особенности звучания, их тоже нужно учесть в соответствии с предпочтениями конкретного любителя музыки, делающего подбор аппаратуры.

Добрый вечер! Я в музыке не шарю вообще, а нужно подключить компоненты. На схеме ниже нарисовал, что как подключено и что нужно помочь подключить. Заранее спасибо.

В каких местах рекомендовано устанавливать высокочастотные динамики?

Производители рекомендуют много мест, в которых можно разместить высокочастотные динамики, чаще всего на уровне ушей. Другими словами, направить их как можно выше на слушателя. Но не все согласны с подобным мнением. Такая установка не всегда удобна. Она зависит от конкретных обстоятельств. И количество вариантов установки довольно-таки большое.

  • Уголки зеркал. В процессе поездки они не будет вызывать дополнительный дискомфорт. Притом красиво впишутся в интерьер транспортного средства;
  • Приборная панель. Монтаж можно выполнить даже с помощью двухстороннего скотча;
  • Подиумы. Здесь есть два варианта. Первый – поставить твитеры в штатный подиум (который идёт в комплекте с пищалкой), второй – изготовить подиум самостоятельно. Последний случай более сложен, но при этом гарантирует более качественный результат.

Куда лучше всего направлять твитеры?

Проектируя автозвук, можно выбрать один из двух вариантов:

  1. каждый твитер направляется на слушателя. То есть, правую пищалку направляют на водителя, левую – также на него;
  2. Диагональная установка. Другими словами, твитер справа направляется на левое сиденье, в то время как левый динамик – на правое.

Выбор того или иного варианта зависит от индивидуальных предпочтений владельца. Для начала можно направить вч динамики на себя, а потом попробовать диагональный способ. После тестирования владелец сам решит, нужно выбрать первый способ, либо отдать предпочтение второму.

Разновидности колонок для авто

Любые предназначенные для эксплуатации в салоне автомобиля колонки принадлежат к одному из перечисленных ниже типов:

  • широкополосные — такими АС производители обычно оснащают свои автомобили на заводе;
  • коаксиальные (соосные);
  • компонентные.

Единственный динамик широкополосной колонки воспроизводит весь спектр звуковых частот. Это самое дешёвое решение, обычно используемое в штатных аудиосистемах.

Единственный динамик широкополосной колонки способен воспроизвести широкий спектр звуковых частот

Качество звучания повысится, если разделить звуковой спектр на несколько полос и доверить воспроизведение каждой из них отдельному излучателю.

В коаксиальной колонке в едином корпусе установлены несколько звуковых излучателей, что заметно улучшает качество звука

В коаксиальной колонке в едином корпусе, обычно на одной оси, установлены несколько (2–5, чаще 3) излучателей вместе с фильтрами, выделяющими оптимальные для каждой головки звуковые частоты.

Колонки компонентной системы разнесены в пространстве автомобиля

Компонентные акустические системы обладают наиболее широкими возможностями качественного воспроизведения. В них, как и в коаксиальных колонках, звуковой сигнал воспроизводится несколькими излучателями, но каждый выполнен в виде отдельного динамика.

Пищалками или твитерами называют высокочастотные динамики, задача которых воспроизведение частот верхней полосы звукового спектра. Обычные пищалки плоские или немного выпуклые. Рупорные твитеры чуть больше обычных, так как оснащены формирующим чёткую диаграмму направленности элементом — рупором.

Пищалками или твитерами называют высокочастотные динамики

Для выделения полос в компонентных системах используются кроссоверы, изготовленные в виде отдельных блоков разделительные фильтры звуковых частот.

Кроссоверы могут иметь от одной до четырёх ступеней: чем их больше, тем лучше качество звука

Компонентные звуковые системы наиболее сложны для монтажа. Однако разнесение динамиков в пространстве обеспечивает наивысшее качество и объёмность звучания.

Расположение компонентных источников звука

Качество звучания соосных колонок удовлетворяет большинство автомобилистов, но не всех. Конструктивный недостаток коаксиального звука в том, что высокочастотные твитеры размещаются в малодоступных местах вместе с фронтальными динамиками. Для преодоления этого недостатка используют компонентные системы с разнесёнными в пространстве колонками.

Из-за особенностей компоновки автомобильного салона трудно выбрать идеальное место для расположения твитеров. Наиболее приемлемый компромисс между ценой и качеством — размещение динамиков низкой и средней частоты на штатном месте и вынос высокочастотных головок на торпедо или в переднюю стойку.

Подключение твитеров

Порядок монтажа компонентных динамиков приведён ниже:

  1. При выключенном аккумуляторе установите кроссоверы в защищённом от пыли, влаги и вибрации месте. Подключите разделительные фильтры напрямую к выходу магнитолы. Уложите провода под обшивку.

Устанавливая кроссоверы, убедитесь в том, что они будут надёжно защищены от пыли, влаги и вибрации

Если решено использовать корпусные динамики, надёжно закрепите их по углам торпедо

Как подключить пассивный сабвуфер в машину

Пассивный низкочастотный динамик можно встроить в систему через кроссовер без усилителя. При этом нужно учитывать номинальную мощность головного устройства: если линейный выход магнитолы 25 Вт, то максимальная пиковая мощность сабвуфера будет 250 Вт.

Кроссовер – это устройство с катушкой индуктивного типа, которое делит частоты по диапазонам на низкие и высокие. Бывают однополосные и многополосные (имеют несколько отдельных линейных потоковых выходов). Принцип работы устройства – распределение частот на каждый определённый динамик: низкие, средние и высокие идут соответственно на сабвуфер, мидбасы и твиттеры.

Подключение кроссовера к аудиосистеме выполняют по такой же схеме, как на активный бас: выходы источника звука «Оut Рut» соединяются по каждому отдельному каналу с помощью RCA кабеля. Пассивный кроссовер при этом подключают к штатному питанию 12 Вольт. Эффективность такого моста небольшая – на пиковых нагрузках колонки будут давать фон, а чувствительность не превышать стандартных значений.

Все про компонентную акустику

Локанальное подключение компонентной акустики

Автомобильную акустику принято делить на два типа:

Если коаксиальная акустика подразумевает систему с раздельными ВЧ, НЧ и СЧ полосами, расположенными на одной оси, то компонентная акустика позволит более точнее построить звуковую сцену.

В коаксиальной системе используется кроссовер-конденсатор, который играет роль фильтра частот. В компонентной акустике эту же функцию выполняет уже не отдельный конденсатор, а целый блок с фильтрами более высокого уровня.

Динамики

Схема подключение компонентной акустики

Это вторая составляющая компонентной акустики. Выбирать колонки приходится более тщательнее, отдавая предпочтение скорее активным сабвуферам(см.Как сделать сабвуфер: дельные советы), хотя и стоят они подороже пассивных колонок. Выбирая динамики для собственной компонентной акустики, следует знать следующее:

Усилитель

Внешний усилитель мощности заметно повышает качество воспроизводимой музыки. В активных динамиках он уже бывает встроен по умолчанию, а для пассивных колонок его надо покупать в отдельности.

Как установить динамики большего размера

В автомобиле предусмотрены штатные посадочные места под колонки. Но как быть, если нужно установить динамики большего диаметра? С такой проблемой можно столкнуться при установке колонок в двери автомобиля. Для качественного монтажа применяют специальные подиумы, которые покупаются уже готовые или изготавливаются под конкретную модель авто и размер колонок.

Подиумы помогают динамикам звучать лучше за счет дополнительного объема, который они дают, и позволяют установить динамики нужного размера. На заднюю полку автомобиля тоже иногда устанавливают подиумы, но это делается в основном для улучшения качества звука.

Как подключить сразу несколько колонок

Иногда кажется, что одного устройства воспроизведения звука недостаточно, и возникает желание подключить несколько.

Для этого существуют следующие варианты:

  • при использовании двух колонок сначала подключаем их друг к другу, а потом подсоединяем одну из них к компьютеру;
  • подключить две пары динамиков можно через звуковую карту, если есть такая возможность, второй аудиовыход или с помощью разветвителя;
  • если используется сабвуфер, к нему подключаются колонки, а он сам — к компу. При этом на экране появляется окошко, в котором нужно отметить «Линейный выход». Система заработает после сохранения параметров;
  • при наличии у звуковой платы многоканальной поддержки подключаем систему «5 и1». Для этого должно быть 7 портов: 2 аудиовыхода, порт для микрофона, колонок, сабвуфера, линейный вход и выход;
  • для подключения 4 колонок и сабвуфера, кабель для передних подсоединяем к зеленому разъему, задних — синему, сабвуфер — к микрофонному, розовому.

Для этого:

  • находим Audio MIDI Setup;
  • открыв его, кликаем на значок плюса;
  • нажимаем на «Устройство с несколькими выходами».

Другие особенности

На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле. Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.


Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны. Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.


В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах. В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко. Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана.

Где установить

Производители предлагают автолюбителям устанавливать твитеры как можно выше. Желательно на уровне ушей. Однако сделать это в автомобильном салоне бывает довольно затруднительно. Поэтому чаще всего рупора размещаются:

  • в уголках автомобильных зеркал;
  • на передней панели автомобиля.

В первом случае компактные громкоговорители довольно органично вписываются в салон автомобиля и не мешают водителю управлять автомобиля. Однако для установки твитера в уголках боковых зеркал потребуется специальный подиум, который довольно трудно изготовить в домашних условиях.

Второй вариант размещения рупоров возможно выглядит не так эстетично. Зато установить твитер на передней панели можно на стандартном подиуме. Кроме того, можно просто прикрепить компактный громкоговоритель к корпусу панели при помощи обычного двустороннего скотча.

Теперь поговорим о направлении динамиков. В настоящее время твитеры располагают двумя способами:

  • по диагонали (левый рупор на правое кресло, а правый твитер — на левое сиденье);
  • прямо на аудиторию (оба рупора «глядят» на водительское сиденье).

Выбор в этом случае зависит от предпочтений владельца автомобиля и особенностей автомобильного салона.

Пользуется популярностью и еще один вариант размещения твитера. Речь в этом случае идет о мощных аудиосистемах с низкочастотным усилителем, каждый из элементов которой — рупор ВЧ, динамик СЧ и усилитель НЧ — размещается в своем отделе специального корпуса. Такие аудиосистемы достаточно громоздки и размещаются в багажнике машины.

Выбор и установка усилителя и сабвуфера

При выборе усилителя ориентируйтесь на класс, количество каналов и мощность. Аппаратура классов A, B и C для car audio малопригодна, так что выбирать придется из классов AB и D. 

Усилители AB – самые распространенные. Отличаются приличным качеством звучания, но низким КПД (50-60%). Последнее означает, что аппаратура достаточно сильно нагревается и нуждается в хорошем теплоотводе. Если вам нужен усилитель для колонок для установки в багажник, под водительское сиденье или приборную панель, смело выбирайте оборудование AB-класса, традиционно использующееся для подключения такой акустики.     

Четырехканальный усилитель класса AB Alpine BBX-F1200

Цифровые усилители класса D по распространенности пока сильно уступают устройствам класса AB. Они отличаются компактными размерами и меньшими требованиями к отводу тепла, поскольку их КПД достигает 90% и выше. Если вам нужен усилитель для пассивного сабвуфера, ваш выбор – моноблок класса D. Одноканальные «усилки» – единственный сегмент, практически полностью перешедший на D-класс. 

Многие годы считалось, что усилители класса D вообще непригодны для подключения акустики, поскольку хорошее качество звучания обеспечивается только на низких частотах. Однако в новых моделях широкополосных усилителей известных брендов применяются более быстрые транзисторы, обеспечивающие меньшие искажения сигнала в верхнем частотном диапазоне. 

Если в вашем авто не хватает места для инсталляции или необходима скрытая установка, вы всегда можете найти четырехполосный усилитель класса D для фронтальной и тыловой акустики. Например, Nakamichi NKMD60.4, Blam RA 754 D или Alpine S-A32F. Установить их можно куда угодно, хоть в бардачок.   

Ультракомпактный четырехканальный усилитель класса D — Blam RA 754 D

Четырехканальные – самые популярные и универсальные усилители. К ним можно подключить одновременно четыре колонки или два динамика и сабвуфер. При последнем варианте вы сможете получить мощный качественный фронт, подкрепленный сабвуферным звеном.  

Возможности подключения двухканальных, соответственно, вдвое ниже (пара динамиков или сабвуфер). Реже используются трех- и пятиканальные. По сути, это те же «двушки» и «четверки» с дополнительным каналом для сабвуфера. Их выбор зависит от конкретной аудиосистемы и количества компонентов, нуждающихся в усилении звука.

Помните, что мощность усилителя стоит соотносить с мощностью подключаемых компонентов

При этом обращать внимание нужно на номинальную мощность (RMS), а не на «космические» цифры, указанные на коробке. То есть для динамиков с номиналом 70 Вт подойдет усилитель на 85 Вт, а к 300-ваттному «сабу» можно подключить «усилок» с RMS 350 Вт. 

Урал AS-D12A Slim Hurricane – активный сабвуфер российской сборки

Приведем несколько популярных мест установки усилителя. При этом нужно обеспечить свободный доступ воздуха для теплоотвода, надежное крепление, быстрый и удобный доступ к регулировкам аппаратуры. Но имейте в виду: в этом вопросе нет и не может быть универсальных советов, так как выбор места зависит от конфигурации салона, форм-фактора устройства и других факторов. 

Распространенные места установки усилителя:

  1. Задняя полка. Хороший вариант, если позволяют рельеф полки, тыловая акустика и система открывания багажника. 
  2. Спинки задних сидений или боковая стенка багажника (зависит от конфигурации).   
  3. Под водительским сиденьем. Удобно запитывать аппаратуру от АКБ, но нужно предусмотреть защиту от ног пассажиров с задних сидений. Но не каждый усилитель получится установить таким образом (зависит от форм-фактора). 
  4. Под приборной панелью, то есть еще ближе к источнику питания. Недостатки у локации те же, что и у предыдущей. 

Установка 2 х полосной системы

Установка 2 компонентной акустики в дверь

Монтажом компонентной акустики обычно заинтересовываются те владельцы, автомобиль которых уже «пропахал» немало и штатные динамики уже буквально «захлебываются» от усталости или же те автомобилисты, кто заинтересован в качественном воспроизведении изначально.

Что важно

Ниже приведены основные правила, которые придется соблюдать заранее:

  • В первую очередь, нужно будет выбросить все штатные провода, а вместо них установить силиконовые, имеющие диаметр не менее 5 мм.
  • Сами контакты проводов лучше спаивать, а никоим образом не скручивать руками «дедовским» способом.

Установка колонок в дверь

Это самая востребованная на сегодня операция. Многие владельцы делают именно так, ведь они знают, что такая установка фронтальной акустики даст только положительные результаты. Устанавливать динамики в дверь довольно просто и эффект воспроизведения от этого не страдает:

  • Динамики всегда должны крепиться строго на свои места, предназначенные производителем автомобиля. В основном, эти самые места бывают подготовлены, но места для входа динамиков нормального размера бывает маловато. И тогда приходится проводить модернизацию и доработку дверей.
  • Есть владельцы, которые подходят к этому вопросу со всей ответственностью и проводят полную вибро- и шумоизоляцию. Есть и владельцы, которым установка подиумов в дверь кажется уже достаточной доработкой.

Алгоритм проведения монтажа 2 х полосных динамиков в двери автомобиля:

  • Откручиваем крепления подиумов и штатных динамиков. Снимаем разъемы.
  • Устанавливаем новые 2 х полосные динамики. Плотно закручиваем их в подиумы.
  • Монтируем подиумы на место.

Нужен ли усилитель?

Не будем вдаваться в особенности усилителей. Просто рассмотрим, что он дает и можно ли обойтись без него. Усилитель, прежде всего, нужен для повышения выходной мощности головного устройства. Надписи на коробке магнитолы 4х50 Вт правдивы, но лишь частично, производитель в яркой рекламе показывает пиковую мощность устройства, а мощностей на деле целых три – номинальная, максимальная и пиковая.

Пиковая мощность – это то, что способен выдать магнитофон на пределе возможностей, на короткий срок с чувствительным перегревом встроенного усилителя. Нас интересует номинальная мощность – это нечто среднее между пиковой и простоем во время смены песни, та мощность, которую магнитола отдает большую часть времени.

Соотношение мощностей колонок и усилителя позволит правильно подобрать их друг к другу. Номинальная мощность магнитолы значительно ниже пиковой и для полного звучания хороших динамиков требуется усилитель. Но у колонок тоже есть своя максимальная мощность, и слабую акустику мощный усилитель, скорее всего, очень быстро сожжет. Для автомобильной акустики предпочтителен 30% запас по мощности перед усилителем. Например, если усилитель дает 100 Вт на канал, то колонки желательны на 140 Вт.

Получается, что хорошее головное устройство, например топовый «Пионер», потянет средней мощности динамики без усилителя, но если нужно заставить играть мощные колонки, придется устанавливать усилитель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: