Тонкости подключения автомобильных сабвуферов
Подключить однокатушечный сабвуфер к моноблоку совсем не сложно. Гораздо труднее, если звуковых катушек две или нужно подключить несколько сабвуферов.
Существует 4 варианта, как подключить двухкатушечный сабвуфер (или несколько сабвуферов): • последовательное соединение; • параллельное соединение; • комбинированное соединение; • подключение каждого элемента по отдельности. Каждый вариант коммутации катушек универсальный. При параллельном и последовательном соединениях достигаются противоположные эффекты. В первом случае общее сопротивление катушек уменьшается в 2 раза. Например: при соединении катушек с сопротивлением 8 Ом каждая, общее сопротивление будет равно 4 Ом. При последовательном типе соединения сопротивления катушек суммируются (увеличивается в 2 раза). Например: при последовательном сопротивлении катушек 3 Ом каждая общее сопротивление будет равным 6 Ом. Для получения более наглядной информации рассмотрим каждый вариант коммутации катушек более детально. 1. Подключение каждого элемента по отдельности Этот способ подключения используется, в тех случаях когда нет моноблока. С помощью него можно двухкатушечный сабвуфер подключить к менее мощному усилителю. Единственная поправка: регуляторы Gain должны быть примерно на одном уровне, а сопротивление катушек соответствовать реальной (рабочей) мощности. 2. Параллельное соединение Из-за снижения сопротивления в 2 раза усилитель может увеличить рабочую нагрузку. Однако о безупречном звуке в этом случае не может быть речи — при увеличении мощности контроль усилителя над сабвуфером уменьшается, что приводит к «размазанному басу». 3. Последовательное соединение С помощью него можно достичь более точного звучания. Такая схема подключения сабвуфера возможна только при мощном усилителе. 4. Комбинированное соединение Этот вариант предполагает одновременное использование последовательного и параллельного соединения. Оно используется для достижения лучшего звучания. Выбор варианта соединения двухкатушечных сабвуферов зависит от мощности усилителя и сопротивления звуковых катушек.
Разновидности
По назначению
Активные акустические системы популярны у пользователей ПК, широко используются для проведения маленьких вечеринок, в студиях, на улице, а модели с микрофоном позволяют еще и слышать свой вокал. Разумеется, концертная и уличная модели имеют более высокие технические характеристики.
Такие колонки делятся на следующие классы:
- для компьютера;
- для ноутбуков, планшетов, смартфонов, плееров, телефонов и прочих девайсов;
- для домашнего кинотеатра, при этом наилучшим вариантом будет комплект из разных каналов: центральных, фронтальных, тыловых;
- для клубов – наиболее сильные системы с наилучшими характеристиками;
- hi fi для дома дает возможность воспроизводить мультимедиа в наилучшем качестве, например, соединив bluray плеер + AV ресивер + многоканальный комплект колонок;
- hi end – система, отличающаяся самой высокой технологичностью и ценой, к тому же изготовленная вручную.
По количеству полос
Многополосная колонка имеет несколько головок, различающихся по излучению в частоте. Для получения объемного четкого звука аудиосистемы достаточно однополосной акустики.
По типу установки
Выделяют следующие:
- Полочные. Название колонок не говорит о том, что они должны обязательно стоять на полках. Их устанавливают на специальные стойки, Обычно они снабжены одним или парой динамиков. Они наиболее удачно вписываются в интерьер стандартных квартир. При этом в некоторых случаях данный вид акустики может создавать стереокартину лучше напольных систем.
- Напольные. Отличаются большим размером, поэтому могут ставиться непосредственно на пол. Им требуется просторное помещение, так как в маленькой комнате басы чересчур резонируют. Стоят такие системы дороже, чем полочные, имеют от 1 до 7 динамиков, их производство более затратно.
- Акустическая система центрального канала обычно идет к домашним кинотеатрам. Горизонтальная вытянутая колонка находится под дисплеем ТВ и воспроизводит основную речь и музыку.
- Фронтальная акустическая система представляет собой колонки по бокам от экрана. Есть вариации как полочного, так и напольного плана.
- Тыловая акустическая система устанавливается за зрителями домашнего кинотеатра. Чаще имеет вид настенных подвесных колонок маленького размера.
- Сабвуфер предназначен для распространения низких звуковых частот и баса. Часто устанавливается в автомобилях, но также может дополнить акустику домашнего кинотеатра, когда нужно сделать более качественным звучание указанного диапазона.
В чем прелесть и преимущества этой акустической системы
Двухкомпонентная акустическая система для авто и ее преимущества
Сколькими же головками должна быть наделена идеальная в плане чистоты воспроизведения акустическая система?Ответ 2 или 3, и даже 4 в корне неверен. Оказывается идеальная акустика априори должна быть наделена всего одной полосой, и это верно. Дело в том, что изготовить такой динамик, который бы одинаково хорошо воспроизводил все три частоты просто невозможно. Этим и объясняется отсутствие 1 полосной акустики в продаже (если она и существует, то стоит будет бешеные деньги).Большинство современных акустических систем наделены двумя и более головками, дабы успешно воспроизводить все частоты. АС, как мы будем называть в дальнейшем акустические системы, как правило, выполняются двухполосными. Но с течением времени некоторые производители стали выпускать и трехполосные, а затем уже 4-полосные АС, которые хоть и имеют определенные преимущества перед 2-полосной, все-таки ее по популярности не догонят. Ниже приведены причины, которые помогут читателю понять, почему по-прежнему меломаны на стороне двухкомпонентной АС?
Акустические системы двухкомпонентные хорошего качества
Преимущества 2 х полосной акустики
Итак:
По конструкции 2 х полосные АС намного проще, чем другие современные системы. Вместо двух динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами), которые воспроизводят низкие и средние частоты, как в 3 х полосной АС, у 2 х полосной всего один динамик. Он одинаково хорошо работает в этих двух полосах.
- Установка 2 х полосной системы намного проще и с этим делом можно справиться даже самостоятельно (об этом речь пойдет ниже), чего никак не скажешь про монтаж 3 х полосной АС, а тем более и 4 х полосной.
- Применение акустики, у которой более двух головок, подразумевает использование очень сложного кроссовера, который был бы в состоянии фильтровать частоты. Во-первых, он стоит дорого, а во-вторых, его установка крайне сложна, да и он сверхчувствителен и быстро выходит из строя.
- Согласование НЧ и ВЧ головок у 2 х полосной системы значительно лучше, чем у остальных. Они благодаря этому, в основном, и получили широкое распространение.
Недостатки 2 х полосной акустики
Будет несправедливо, если мы не приведем и недостатки 2 х полосной АС, которые тоже имеются:
- Конечно же, совместное излучение НЧ и СЧ не может хорошо сказаться на этом динамике. На него ложится огромная нагрузка, и выполнен этот излучатель должен быть строго по схеме, чтобы не нарушилось совмещение.
- НЧ/СЧ динамик 2 х полосной АС должен быть обязательно большим по отношению к ВЧ динамику. Сегодня популярны купольные динамики твитеры, воспроизводящие высокие частоты, размером 19-25 мм. Чтобы добиться нормального звука, в этом случае приходится использовать одновременно с этим твитером НЧ/СЧ динамик размером уже 150-250 мм. А как известно, при использовании больших диффузоров будет слышен явный дефект на частоте раздела громкоговорителей, что неизменно приведет к нарушению звуковой сцены.
- Из-за вышеприведенного выше, производителям 2 х полосной акустики приходится выпускать динамики НЧ/СЧ размером 100-180 мм. Но и это нисколько не спасает ситуацию, так как низкочастотник начинает в этом случае заметно «хромать» в сравнении с «настоящими» басовиками 3-х компонентной акустике.
- Чтобы изготовить хорошие динамики, одинаково воспроизводящие НЧ и СЧ, как и в случае с однополосной АС, приходится применять самые последние методы измерения, использовать компьютерное моделирование, новейшие материалы и так далее. Все это не может не сказаться на цене, которая априори повышается.
В стремлении удовлетворить вкусы ярого меломана двухкомпонентная акустика, естественно, уступает трехполосной и выше. Дело в том, что если удачно найти компромисс и воплотить в реальность воспроизведение низких и средних частот на одном уровне через один динамик, это даст совсем неплохие результаты. Но намного проще, если поставлена цель добиться выдающегося качества звучания, использование многополосной системы (3 и 4). В данном случае появляется горадо больше свободы, к примеру, в выборе твитера или размера НЧ динамика. С другой стороны, 2 х полосную акустику всегда можно установить в своем автомобиле самостоятельно, а для монтажа 3 х полосной АС придется нанимать профессионального установщика, который за час работы берет огромные деньги. Одним словом, и здесь свои проблемы. Каждый в данном случае должен решать за себя и информация просто ему в помощь. Ну а мы перейдем к следующему пункту нашей статьи. Как и обещали, проводим подробную инструкцию того, как своими силами установить 2 х полосную АС в свой автомобиль.
Модели с одним динамиком
Колонки с одним динамиком являются очень распространенными. Чтобы собрать модель, придется в первую очередь заняться корпусом. С этой целью часто используется фанера. В конце работы ее придется обшить. Однако в первую очередь следует изготовить боковые стойки. Для этой цели придется воспользоваться лобзиком. Динамик для колонки можно подобрать небольшой мощности.
Внутренняя сторона фанеры в обязательном порядке прошивается виброизоляционной лентой. После закрепления динамика фиксируется уплотнитель. С этой целью используется клей. Далее останется лишь прикрепить диффузор. Некоторые для него изготавливают отдельную полку и фиксируют стогующими шурупами. Чтобы подсоединить динамик к штекеру, устанавливается клеммник. Как включить колонки? С этой целью используется кабель от клеммника, который должен вести к источнику питания.
Супергаджеты. Самодельные акустические колонки своими руками
Самодельные акустические колонки своими руками
Давно хотел сделать себе «музыку», чтоб цепляло… Сначала эксперементировал с КИНАПовскими динамиками, неплохо, но не то! Случайно нашел проект HO6.2 от CIARE. Понравился — решил сделать.
Сначала занимался электроникой. Динамики заказал. А вот фильтры пришлось делать самому. Т.к. я не радиоинженер, ставку делал на точное соблюдение схемы (обычно знающие люди кросс потом подстраивают, но тут нужно знать «Как?» — я не знаю… ). Посему конденсаторы сборные (если написано на заводе 10 мФ — это еще ничего не значит!), резисторы сборные. Катушки мотал сам (как выяснилось у них номиналы не типовые). Потом делал сами корпуса. Сделал корпус двойной. Внутренняя часть из МДФ 20 мм (у итальянцев больше ничего не планировалось), внешняя из дуба 20 мм (сам добавил, для красоты-надежности). Кроме того добавил сзади колонки нишу под кросс, т.к. он получался достаточно объемный.
Процесс виден на фото:
Следующий этап — сборка кроссов:
и установка динамиков:
В результате имеем:
Рядом видна самоделка на КИНАПах. Она больше, но звучит хуже! Вообще, послушав Чайру, понял что КИНАП — в сад! Также как и JBL E-50. Звук очень ровный и прозрачный, я даже не знал, что на моих CD есть такие звуки! Все кто слушал мои восторги разделяют. Пожалуй все.
05.10.2013
Оценить самоделку, мастер-класс, идею. Комментарии
Широкополосная акустика
Самая распространяя категория, через нее предпочитают слушать музыку порядка 95% всех людей. К этой группе можно отнести наушники, автоакустику. Так как автоакустика в большинстве случаев это не фильтрованный (нет искажений фазы) СЧ/НЧ динамик с добавлением к нему твиттера.
Общее, объединяющее всю широкополосную акустику, естественное, не утомляемое звучание. Нет искажений фазы, так как нет фильтров, которые ее крутят. В силу этого стерео звучание получается именно стереофоническим. А не причудливый псевдо-стерео-калейдоскоп. Как особенно ярко выражено у трехполосных систем. Понять, как на слух ощущаются фазовые искажения можно здесь.
Искажения фазы у широкополосной акустики происходит только в результате физического свойства самого динамика. На частоте резонанса у всех динамиков фаза уходит на опережение относительно основного сигнала.
Опережение фазы на частоте резонанса в оформлении фазоинвертор
Это опережение фазы будет зависеть от акустического оформления. У фазоинверторного оформления опережение фазы будет наибольшим. Важна еще масса подвижной системы, – чем “подвижка” тяжелее, тем опережение фазы будет больше.
↑ Динамики для АС
Динамики для АС были выбраны из того, то было: НЧ — от муз. центра Aiwa (пластиковый каркас, бумажный диффузор на резиновом подвесе, мощность 15 Вт). СЧ — 10ГДН-1-4 (6ГД-6), неплохой динамик (пара была безжалостно извлечена из колонок «Элегия 101 стерео»).
ВЧ — 6ГДВ-6-16, с ним получилось все не так просто.Сначала хотел использовать китайский noname, но потом под руку попались ВЧ головки от АС-70 фирмы Радиотехника (6ГДВ-6-16). Отдал их друг, знавший о моем увлечении (на вопрос куда дел остальное — сказал, что отдал другим, а ВЧ никому оказались не нужны … ох надо было мне тогда насторожиться).
Были сделаны поправки и перевыпилено отверстие по ВЧ динамик, потом началось… Решил я померить их сопротивление, чтобы посчитать общее сопротивление АС, а динамики не подавали признаков жизни, вскрытие показало, что пациенту дали смертельную дозу мощи — не выдержало серд… в смысле катушка (каркас был в нескольких местах обуглен).
Проектирование акустики
Изначально выбираем количество колонок, тип, местоположение. Очевидно, изготавливать в большем числе, нежели имеет каналов домашний кинотеатр, неразумный тактический ход. Кассетному магнитофону хватит двух колонок. К домашнему кинотеатру выйдет уже не менее шести корпусов (динамиков будет больше). Согласно потребностям аксессуары встраиваются в мебель, качество воспроизведения низких частот хромает. Теперь вопрос выбора динамиков: в издании авторства Найденко, Карпова приведена номенклатура:
Трехполосная акустическая система
- Низкие частоты – головка CA21RE (H397) посадкой на 8 дюймов.
- Средний диапазон – головка MP14RCY/P (H522) на 5 дюймов.
- Верхние частоты – головка 27TDC (H1149) на 27 мм.
Приводили базовые принципы конструирования акустических систем, предлагали электрическую схему фильтра, рассекающего поток на две части (выше дан перечень трех поддиапазонов), приводили название покупных динамиков, решающих задачу создания двух колонок стерео. Избегаем повторяться, читатели могут взять труд полистать раздел, найти конкретные названия.
Следующим вопросом будет фильтр. Полагаем, фирма National Semiconductor не обидится, если отскриним чертеж усилителя перевода Ридико. Рисунок показывает активный фильтр с питанием +15, -15 вольт, 5 однотипных микросхем (операционных усилителей), граничная частота поддиапазонов вычисляется формулой, приведенной на изображении (дублируем текстом):
f = 1 / 2П RC;
П – число Пи, известное школьникам (3,14); R, C – номиналы резистора, емкости. На рисунке R = 24 кОм, С – замалчивается.
Активный фильтр, питаемый электрическим током
Учитывая возможности выбранных динамиков, читатель сможет подобрать параметр. Берутся характеристики полосы воспроизведения колонки, находится стык перекрытия между ними, туда выносится граничная частота. Благодаря формуле, вычисляем величину емкости. Номинал сопротивления избегайте трогать, причина: может (спорный факт) задавать рабочую точку усилителя, коэффициент передачи. На частотной характеристике, приведенной в переводе, которую опускаем, граница составляет 1 кГц. Давайте посчитаем емкость указанного случая:
С = 1 / 2П Rf = 1 / 2 х 3,14 х 24000 х 1000 = 6,6 пФ.
Не ахти какая большая емкость, выбирается из условия максимально допустимого напряжения. В схеме с источниками +15 и -15 В вряд ли стоит номинал, превышающий суммарный уровень (30 вольт), возьмите пробивное напряжение (справочник поможет) не менее 50 вольт. Не пытайтесь поставить электролитические конденсаторы постоянного тока, схема обретает шансы взлететь на воздух. Отсутствует смысл разыскивать исходную схему чипа LM833 по причине Сизифова труда. Некоторые читатели найдут замену микросхеме, отличающуюся… надеемся на понимание.
Насчет сравнительно небольшой емкости конденсаторов (рознично и суммарной) описание фильтра говорит: благодаря низкому импедансу головок без активных компонентов номиналы пришлось бы увеличить. Закономерно вызывая появление искажений, обусловленных наличием электролитических конденсаторов, катушек с ферромагнитным сердечником. Не стесняйтесь двигать границу деления диапазонов, общая пропускная способность остается прежней.
Пассивные фильтры акустической системы
Пассивные фильтры соберет своими руками каждый обученный пайке, курс школьной физики. В крайнем случае заручитесь помощью Гоноровского, лучше некуда расписаны тонкости прохождения сигналов через радиоэлектронные линии, обладающие нелинейными свойствами. Приведенный материал заинтересовал авторов фильтрами низкой и высокой частоты. Желающие поделить сигнал на три части должны зачитываться трудами, раскрывающими базис полосовых фильтров. Максимально допустимое (или пробивное) напряжение выйдет мизерным, номинал станет значительным. Под стать упомянутым электролитическим конденсаторам емкости номиналом десятки микрофарад (три порядка выше используемых активным фильтром).
Новичков тревожит вопрос получения напряжения +15, -15 В питания акустических систем. Намотайте трансформатор (пример приводился, программа ПК Trans50Hz), снабдите двухполупериодным выпрямителем (диодный мост), профильтруйте, наслаждайтесь. Наконец, активный или пассивный фильтр прикупите. Называется указанная вещица кроссовером, внимательно подбирайте динамики, диапазоны точнее соотносите с параметрами фильтра.
Добавление сабвуфера
К указанным выше типам всегда можно добавить сабвуфер. В случаи когда требуется создать большое звуковое давление в самом низу диапазона, это очень простое, и очень дешевое решение
Особенно когда качество НЧ не особо важно (дискотека-взрывы-выстрелы)
Любители же слушать музыку сталкиваются с одной и той же неизбежной проблемой. На короткое время создается ощущение, что все звучит вроде очень замечательно.
После чего приходит понимание, что-то не совсем так, и сабвувер нужно подвигать или покрутит на нем ручки. Но как сабвувер не двигать, или крутить на нем ручки, всегда получится так… Если на один трек еще можно получить хороший результат, то в общем пласте музыки – саба будет то много то мало. И фонограмма каждого конкретного трека будет очень специфическим образом преображаться.
Причина заключается в том, что фильтры сабвуферы стоят очень низко по частоте. Обычно это регулируемый второй порядок на 40-160 Гц и нерегулируемый(он всегда включен) на 300-400 Гц. В купе с тем, что сам по себе динамик сабвуфера, как это было рассказано выше, крутит фазу именно в этом месте:
Получается то, что понятие фазы у сабвуфера по сути не существует. По тому как общая суммарная накрутка фазы в диапазоне рабочих частот сабвуфера приближается к пятому порядку. Нота всего на тон выше и ниже, звучит совершенно по-разному. С сильно другой фазой, – вплоть до противофазы…. От сюда и желание в беспрерывном подкручиванием ручек на сабфуфере от трека к треку.
Много свободного времени можно потратить на перемещая саба по комнате. Сдвинул его на метр, – и вот он совершенно по другому звучит. Клиент искренне думает, что тем самым он добивается более ровной АЧХ. Но проблема совершенно не в АЧХ, а в том, что у саба фаза накручена до уровня того, что фазы у него как таковой нет. Можно покрутить на нем фазу. Во всех случаях будет плохо. Но плохо будет по-разному.
На практике большинство слушателей музыки уже через пару месяцев перестают слушать музыку с сабвуфером. Если речь идет именно о музыке.
И включают его только время от времени, для получения ощущения давления.
Что на 20 раз становится уже не особо интересно. И от сабвуфера большинство слушателей музыки стараются избавится. В этом собственно и причина большого количество предложений сабвуферов на Авито с аномально огромным дисконтом (для дорогих моделей 3-6 раза кратно ниже цены розницы).
А с создание давления у сабвуферов все замечательно. С этим никто не спорит.
Вот собственно и все варианты “характеров звучания” акустических систем при пассивной фильтрации.
Определитесь с “характером” звучания, который вам больше нравится. Трехполосная, двухполосная и широкополосная акустика эта разная акустика. И бессмысленно ее сравнивать между собой.
После того как поймете, что вы хотите, – рассматривайте варианты разного качества внутри этой группы.
Весь выбор который у вас есть, – какие искажения вам более противны. Фазовые или нелинейные. Либо те и другие, но понемногу.
Читайте по теме:
Рейтинг лучших аудиосистем
Производители предлагают множество вариантов трехкомпонентных аудиосистем, однако далеко не все из них обладают качественным звуком. Особенно сложно найти хорошее устройство среди представителей автомобильных коаксиальных систем. Мы собрали для вас рейтинг топ-5 самых лучших акустик, основываясь на отзывах и оценках покупателей:
Pioneer TS-A1733i
Плюсы
- Невысокая стоимость в сегменте;
- Хороший бас;
- Не хрипит на высоком уровне громкости;
- Достаточно жесткая конструкция диффузора;
- Кристальная чистота звука.
Минусы
Нужен хороший усилитель.
От 3000 ₽
Бюджетная трехполосная акустика для автомобильного салона. Имеет качественный многослойный диффузор из композитного материала с добавлением слюды. Чувствительность составляет 90 дБ, чего вполне достаточно, чтобы наполнить громким звучанием любой автомобиль. В комплектации предусмотрен установочный пакет.
Pioneer TS-R6951S
Плюсы
- При настройке выдают хорошую мощность;
- Широкий басовый потенциал;
- Стильный дизайн корпуса;
- Качественный диффузор.
Минусы
Не обнаружено.
От 2500 ₽
Недорогие коаксиальные динамики для автомобиля. Отлично справляются с воспроизведением музыки любых стилей. Качественный диффузор обеспечивает потрясающий уровень низких частот и улучшает средние частоты. В конечном счете, вы получаете кристально чистое звучание с хорошим басом.
JBL Stage 9603
Плюсы
- Не хрипят даже на высоких уровнях громкости;
- Выраженный бас;
- Практически незаметны в салоне;
- Детализация звука.
Минусы
Хрупкий пластик.
От 2000 ₽
Отличные автомобильные колонки из бюджетного сегмента. Имеют широкий частотный диапазон, где хорошо выражены средние и высокие тона. Не издают постороннего шума даже на самом высоком уровне громкости. Мощно играют даже при отсутствии усилителя.
JBL GT7-96
Плюсы
- Отличное качество сборки;
- Доступная цена;
- Насыщенные низкие частоты;
- Чистый звук в любом стиле;
- Лаконичный дизайн корпуса.
Минусы
Нет наконечников в комплекте.
От 2700 ₽
Одна из лучших коаксиальных компонентных колонок для автомобиля. Имеет звонкие высокие частоты и достаточно глубокий и напористый бас, благодаря большому подвесу пластикового диффузора. Высокая чувствительность позволяет добиться громкого звучания без посторонних звуков на фоне. Главная особенность модели – легкий корпус, который просто устанавливается в автомобильный салон и не доставляет неудобств пассажирам.
Pioneer TS-A1333i
Плюсы
- Яркая внешняя сетка;
- Отличный звук в бюджетном сегменте;
- Хорошие басы;
- Кристально чистое звучание на любой громкости;
- Высокая предельная мощность.
Минусы
- Достаточно низкая чувствительность;
- Нет наконечников для проводов.
От 3000 ₽
Автомобильная акустика из модельного ряда TS-A, особенностью которого является расширенный частотный диапазон. Несмотря на низкую стоимость, колонки обладают насыщенным басом и отлично отыгрывают даже без внешнего усилителя. Высокие частоты максимально насыщенные и чистые, как у профессиональных моделей акустических систем.
Схема пикового индикатора на ИН-13
По просьбе ребят выкладываю схему, по котрой собран мой индикатор. ТР1 — Силовой транс усилителя. ТР2 — Малогабаритный трансформатор со вторичной в 9 Вольт 300 мА. Что бы получить 150 Вольт в усилителе для индикатора на ИН13 мотаем или находим на трансформаторе усилителя обмотку (7в, 300мА) подключаем ее но вторичие ТР2 и на выходе первички ТР2 получаем приблизительно Вольт 180..190. Что бы не заморачиваться подбором витков ставим параметрический стабилизатор на 130 — 150 Вольт.
Все хотят 3-полосный фронт
В такой системе есть среднечастотное звено — это динамик, который работает в самом важном для восприятия звуковой информации диапазоне и отыгрывает его целиком. Поэтому у 3-полосной фронт способен звучат более внятно, разборчиво, насыщено и в целом более красиво, чем 2-полосный
Басовый и ВЧ динамики, по сути, являются вспомогательными. Они тоже важны, но правильная 3-полоска строится вокруг среднечастотника.
Чтобы построить правильный 3-полосный фронт, нужен правильный набор динамиков. Что это означает? Система должна состоять из СЧ звена (это, например, 16-й динамик), из ВЧ звена (например рупорная пищалка) и басового звена. Каждый из элементов должен соответствовать своему назначению. Никому же не придет в голову использовать 16-е динамики в качестве ВЧ, или рупор в качестве середины? И в басовом звене естественно должен работать басовый динамик, или мидбас в худшем случае. Не низкоиграющая середина или еще какой-нибудь суррогат на базе СЧ, а именно НЧ динамик. А это очень даже проблематично. Лично я всем своим клиентам и тем, кто обращается ко мне за помощью или советом, всегда говорю — не стройте 3-полосный фронт, делайте двушку. Есть как минимум четыре серьезных причины так поступить.