Как установить сабвуфер в багажнике «Жигулей»
Всем известен печальный факт: несмотря на то, что ВАЗ 2107 – поистине народный автомобиль (впрочем, как и другая ВАЗовская классика) шумоизоляция и схема автозвука в них плачевны. Пара штатных динамиков, возможность подключения дополнительных точек, и примитивная магнитола – вот и все. Но любителям хорошего, сочного звучания нужен весь диапазон частот. Низкие частоты, создающие «басовый фундамент» любой музыкальной композиции способен дать сабвуфер, или басовая колонка. Побеседуем о возможности ее подключения.
Схема такая: так как сабвуфер издает низкие частоты, порядка 10-200 Гц, то корпус колонки будет больше, чем у «пищалки», так как размер вибрирующей части обратно пропорционален частоте – чем меньше частота, тем большие по размеру части производят этот звук. Примерный объем сабвуфера около 35 л. Поэтому сабвуфер размещается обычно в багажнике, тем более что в багажнике ВАЗ 2107 есть выступ, к которому удобно монтировать басовую колонку. В этом случае, как говорится, «и волки сыты, и овцы целы» — и багажник свободен, и сабвуфер установлен. Варианты подключения в салоне неудобны.
Зачем нужен конденсатор к усилителю?
Кроме того, сабвуфер может при высокой нагрузке создавать «пики» в потреблении тока, которые не может компенсировать автомобильная бортовая сеть у ВАЗ 2107, включая генератор и аккумулятор. Поэтому нужна установка конденсатора, чтобы избежать «провала» в работе усилителя и бортовых цепей.
Схема установки конденсатора большой емкости производится параллельно питанию усилителя. Рабочее напряжение такого конденсатора достигает 24 В, и расстояние от усилителя до конденсатора не должно быть более 0,5 м. Иначе будет «просадка» в басах, без подключения дополнительного устройства.
Для правильного расчета емкости конденсатора к сабвуферу нужно помнить, что емкость конденсатора не должна быть менее 1 Фарада на каждый киловатт акустической мощности на выходе всей системы. Для большей гарантии берите «припуск» на лишнюю мощность конденсатора, чтобы не нарушалась схема мощности.
Не забудьте при выборе сабвуфера для ВАЗ 2107, что:
- Выбираем динамик. У динамика нам важны следующие характеристики:
- Размер: самый ходовой в 12 дюймов, при этом объем как раз будет около 25 – 35 литров; вполне приличный звук, установка проверена временем;
- Сопротивление звуковой катушки – чем оно меньше, тем больше выходная мощность. Берем омическое сопротивление катушки динамика из расчета 2-4 Ом. Установка динамика с меньшим сопротивлением не рекомендуется;
- Не гонитесь за максимальной мощностью динамика, помните только, что он должен быть больше максимальной мощности «усилка».
Как только вы стали обладателем сабвуфера, важно правильно установить его в багажнике ВАЗ 2107. Нужно сказать, что просто кинуть саб в багажник просто и быстро, так делают почти все
В таком случае его можно быстро демонтировать. Минусы этого расположения – в том, что происходит потеря звуковых волн в багажнике, он начинает «ворчать» и вибрировать, и если вы купите достаточно мощный аппарат, то это нужно учитывать:
Более многообещающим вариантом установки сабвуфера в багажник ВАЗ 2107 – это установка так, чтобы динамик находился в салоне, в проекции подлокотника заднего сиденья. В этом случае звуковые колебания будут напрямую входить в салон, а не «переизлучаясь» через металлическую конструкцию. Проходя и резонируя сквозь замкнутый объем багажника, звук приобретает тембр «как из бочки». Такая схема отражения звука не самая лучшая.
Недостаток данного варианта установки в том, что в салоне ВАЗ 2107 постоянно открыт подлокотник сзади.
Как закрепить сабвуфер в багажнике так, чтобы он звучал в салон ВАЗ 2107? Рассмотрим этот вариант установки подробнее.
- Из листа фанеры (толщиной 18 мм) выпиливается и собирается ящик для помещения в нише под задней полкой. На нем будет крепиться усилитель, динамик (10 – дюймовый Crunch ds-10).
- Чтобы герметизовать отсек багажника, выполняется установка перегородки между багажником и салоном;
- Боковые стенки ящика – трапециевидные, так как перегородка наклонная. Ящик собирается на саморезах и «жидких гвоздях».
- Устанавливаются два фазоинвертора;
- При установке сабвуфера проводится шумоизоляция «Стандартпластом»;
-
После установки спинки сиденья и «дизайна» подлокотника выходит так:
При этом можно слушать музыку и с закрытым центральным подлокотником. При этом тембр несколько меняется.
В самом багажнике находится усилитель (на задней стенке сабвуфера).
В результате получилось столько свободного места в багажнике, что туда с легкостью помещается еще газовый баллон!
Монтируем головное устройство
Установка магнитолы в ВАЗ 2107 производится на место центрального воздуховода. Все его содержимое следует заранее удалить. Останется только отверстие, которое необходимо расширить под рамку магнитолы.
Устанавливаем рамку и подводим провод для питания.
Подключение магнитолы ВАЗ 2107 осуществим через кнопку с применением ISO разъема и реле.
Кнопку установим на свободную позицию в бороде. Подключаем колонки к магнитоле и устанавливаем в рамку.
Как подключить магнитолу в машине ВАЗ 2107 к питанию долго объяснять нет смысла. Все очень просто. Провода питания прячем в гофру, ведем к аккумулятору, предварительно поставив предохранитель подключаем.
Можно наслаждаться музыкой.
Установка
Начинается процесс монтажа динамика не с чего нибудь, а с шумоизоляции. Действительно, «семерка» считается одной из самых «гремящих» машин. Поставить низкочастотник сюда без соответствующей подготовки, все равно, что пустить деньги на ветер.
Установка сабвуфера в ваз 2107
Идеальным материалом для проведения «шумки» в данном случае станет Вибропласт. Примерно около 22 листов этого материала уйдет на проведение частичной шумоизоляции.
Изоляция полки «семерки» шумоизоляционными материалами
Приступим к операции, которую мы полностью проведем своими руками, тем более, что ничего сложного в ней нет:
- Демонтируем с полки различные крепления и лишние части;
- Отщелкиваем пистоны и снимаем полку;
- Лист виброматериала (не обязательно Вибропласт) разрезаем на куски подходящего размера;
- Нагреваем отрезанные куски феном;
- Ставим на полку и раскатываем материал с помощью твердого валика.
Шумоизоляция полки не только уменьшит шум, издаваемый задними арками и багажником, но и значительно повысит качество звучания сабвуфера вкупе с акустическими динамиками, расположенными сзади или спереди. Если буфер будет ставиться не на полку, а в багажник «семерки», то соответственно шумоизолируется багажник.
Шумоизоляция багажника «семерки»
Прокладка кабелей
Далее надо будет проложить акустические кабели для сабвуфера. Как правило, RCA тянется по левому борту, а силовые провода для питания – по правому.
Короб
Установка сабвуфера ваз 2107
Сабвуфер на «семерку» может быть приобретен вместе с корпусом или без него. Если у вас динамик без короба, то ставить его так не нужно. Придется либо заказать корпус у специалистов, либо сделать его своими руками, что тоже не так уж и сложно.
Итак, не будем углубляться в философию вопроса, а начнем действовать. Целью в данном случае станет изготовление ящика объемом 30 л (не ахти какой литраж, но этого вполне хватит).
Сравнительная таблица моделей
Для более наглядного сравнения представленных выше моделей используем сравнительную таблицу характеристик.
Модель | Мощность (Вт) | Чувствительность (дБ) | Импеданс (Ом) | Частоты (Гц) | Цена (руб) |
Blaupunkt GTb 8200A | 75-200 | 92 | 2 | 30-200 | от 5 885 до 6 706 |
Урал AS-D12A Red Hurricane | 300-950 | 91 | 4 | 20-250 | от 7 029 до 8 345 |
JBL GT12BP | 300-1200 | 93 | 4 | 45-130 | от 4 885 до 6 059 |
Pioneer TS-WX130DA | 50-160 | 95 | 1 | 20-200 | от 9 988 до 11 437 |
JBL Stage 1200B | 250-1000 | 91 | 4 | 34-200 | от 5 109 до 6 978 |
Pioneer TS-WX210A | 70-150 | 101 | 4 | 40-150 | от 11 244 до 14 541 |
Pioneer TS-WX300TA | 350-1300 | 114 | 4 | 20-130 | от 9 291 до 11 046 |
Blaupunkt GTT-1200 SC | 200-600 | 91 | 4 | 35-500 | от 2 871 до 3 996 |
Mystery MBB-306A | 250-550 | 93 | 4 | 25-200 | от 6 903 до 7 847 |
Alpine SWT-12S4 | 300-1000 | 92 | 4 | 28-200 | от 5 882 до 7 900 |
2 HERTZ ES 380
Обновленная серия профессиональной акустики для авто Hertz Energy, в которую входит модель ES 380, отличается не только привлекательным дизайном. Конструкция глухой корзины с резиновыми вставками, положительно влияет на качество звучания пассивного сабвуфера. Вариант далеко не бюджетный, но, как уверяют владельцы, денег своих стоит, и вышел в топ вполне заслуженно. Бумажный диффузор, покрытый влагостойким пропиленом, выдерживает сигнал в 900 Вт и обладает приличным запасом прочности – уровень используемых материалов и точность сборки видны невооруженным взглядом. При соответствующем усилителе, который «потянет» этот сабвуфер, результат будет выше самых смелых ожиданий. Работа диффузора даже на слабой громкости демонстрирует такую мощь и глубину, о которой с компактными активными «сабами» даже мечтать не приходится.
Владельцы у Hertz ES 380 не обнаружили каких-либо недостатков. В оставленных отзывах указывают лишь похвалу и полную удовлетворенность качеством звучания в машине, четкостью «низов». Мягкий подвес позволяет действительно насладиться музыкой, дает большой ход диффузору и радует даже любителей «давануть» по максимуму. Но для этого короб должен быть ЧВ, или, в крайнем случае – ФИ (тоже, говорят, неплохо «качает»), но никак не ЗЯ. Последний тип ящика (даже с наполнителем) просто не позволит раскрыть весь потенциал сабвуфера.
Виды сабвуферов, активный и пассивный
Как уже было сказано, мы рассмотрим 2 варианта: один попроще, другой чуть сложнее, но интереснее.
1 – ый вариант ─ активный сабвуфер. С ним уже всё идёт в комплекте, короб, к которому прикручен усилитель и все необходимые провода для подключения. После покупки остаётся только поехать в гараж или сервисный центр, чтобы его установить.
2 – ой вариант ─ пассивный сабвуфер. Здесь всё немного сложнее. Вы получаете только динамик и короб. Завод-изготовитель сделал расчет, собрал короб и прикрутил к нему динамик. Усилитель и провода вы подбираете самостоятельно.
Для сравнения, активный сабвуфер ─ это более бюджетное решение, и результат будет соответствующий, не стоит ожидать от него чего-то большего.
Пассивный сабвуфер ─ ступенька уже повыше.
Долго останавливаться на этом разделе мы не будем, для получения более детальной информации ознакомьтесь со статьей сравнение активного и пассивного сабвуфера.
Также стоит отметить что, в современных реалиях мы не рекомендуем пассивные сабвуферы в заводском коробе. Советуем немного переплатить и приобрести сабвуферный динамик и отдельно короб. Связка получится немного дороже, но результат вас удивит.
Установка
Начинается процесс монтажа динамика не с чего нибудь, а с шумоизоляции. Действительно, «семерка» считается одной из самых «гремящих» машин. Поставить низкочастотник сюда без соответствующей подготовки, все равно, что пустить деньги на ветер.
Установка сабвуфера в ваз 2107
Идеальным материалом для проведения «шумки» в данном случае станет Вибропласт. Примерно около 22 листов этого материала уйдет на проведение частичной шумоизоляции.
Изоляция полки «семерки» шумоизоляционными материалами
Приступим к операции, которую мы полностью проведем своими руками, тем более, что ничего сложного в ней нет:
- Демонтируем с полки различные крепления и лишние части;
- Отщелкиваем пистоны и снимаем полку;
- Лист виброматериала (не обязательно Вибропласт) разрезаем на куски подходящего размера;
- Нагреваем отрезанные куски феном;
- Ставим на полку и раскатываем материал с помощью твердого валика.
Шумоизоляция полки не только уменьшит шум, издаваемый задними арками и багажником, но и значительно повысит качество звучания сабвуфера вкупе с акустическими динамиками, расположенными сзади или спереди. Если буфер будет ставиться не на полку, а в багажник «семерки», то соответственно шумоизолируется багажник.
Шумоизоляция багажника «семерки»
Прокладка кабелей
Далее надо будет проложить акустические кабели для сабвуфера. Как правило, RCA тянется по левому борту, а силовые провода для питания – по правому.
Короб
Установка сабвуфера ваз 2107
Сабвуфер на «семерку» может быть приобретен вместе с корпусом или без него. Если у вас динамик без короба, то ставить его так не нужно. Придется либо заказать корпус у специалистов, либо сделать его своими руками, что тоже не так уж и сложно.
Итак, не будем углубляться в философию вопроса, а начнем действовать. Целью в данном случае станет изготовление ящика объемом 30 л (не ахти какой литраж, но этого вполне хватит).
Как подключить
Подключить магнитолу в ВАЗ-2106 можно через замок зажигания, но эта схема считается менее привлекательной, т. к. слушать радио при выключенном моторе не получится. Стандартная схема подключения предусматривает использование штатной проводки. Среди других особенностей подключения ВАЗ-2107 отметим следующие моменты:
- Запрещается проводить подключение напрямую к аккумулятору, т. к. это может привести к его быстрому износу.
- Для исключения вероятности разряда аккумулятора в желтый провод врезают кнопку выключения питания.
- Штатного предохранителя в классической сборке не предусмотрено. Для его установки нужно изменить практически всю электрическую схему. Проще всего приобрести силовой кабель, в который уже встроен предохранительный элемент. Для нормального пуска требуется устройство на 20 А.
От правильности созданной системы питания во многом зависит эксплуатационный срок акустической системы. Провод рекомендуется изолировать, контакты соединяются методом пайки или при применении специальных переходников.
Динамики
Для того чтобы подключить магнитолу на ВАЗ-2106, следует провести ее соединение с динамиками. Среди основных рекомендаций отметим следующее:
- Проводится установка динамиков с их плотной герметизацией. В противном случае может возникнуть вибрация.
- Больше всего внимания следует уделять правильности прокладки кабеля. В месте соприкосновения с металлом следует провести качественную изоляцию, т. к. вибрация может стать причиной протирания изоляции.
- Процедура подключения предусматривает применение специальных переходников. Кроме этого, можно провести подключение пайкой, все соединения изолируются.
У современной магнитолы есть соответствующие выходы для динамиков. Сеть питания должна иметь минимальное количество соединений, т. к. они могут стать причиной повышения сопротивления.
Сабвуфер
При улучшении акустической системы рассматриваемого автомобиля часто проводится установка сабвуфера. Этот элемент предназначен для вывода звука низкой частоты. Среди особенностей подсоединения отметим следующее:
- У современного устройства есть соответствующий выход для подключения.
- Для подобного динамика рекомендуется использовать провод большего сечения.
Прокладывать кабель рекомендуется под обшивкой транспортного средства. Подключается магнитола на ВАЗ-2107 при использовании специальных фишек.
Антенна
Прежде чем подсоединять в ВАЗ-2107 автомагнитолу, следует рассмотреть правильность положения антенны. Различные искусственные помехи могут стать причиной ухудшения качества сигнала, за счет чего появляется посторонний шум. Среди особенностей подключения антенны отметим следующее:
- Есть соответствующий разъем для подсоединения внешнего устройства.
- При отсутствии требуемого штекера его можно приобрести и припаять к наружной антенне.
- Качественное соединение предусматривает проведение изоляции при применении изоленты или герметика. Слишком высокая влажность может стать причиной появления коррозии, которая приведет к ухудшению качества сигнала.
3 УРАЛ MOLOT 10
Даже среди бюджетных моделей сабвуферов Урал Molot 10 обладает самой доступной ценой, которая не может оставить отечественных покупателей равнодушными. Установлен Резиновый высокий подвес, но большую динамику хода он не дает. Неожиданно радует двойная прошивка в месте соединения с диффузором. В бюджетной модели встретить такой элемент высококачественной акустики – большая удача и приятное исключение из правил. Изначально наблюдается довольно жесткая работа сабвуфера – ему потребуется порядка 2-х недель на раскачку для достижения оптимальных характеристик звучания.
Также положительно оценивается двойная намотка катушки (2+2), которая обеспечивает надежную и эффективную работу сабвуфера. По сути, за эту цену на рынке ему нет равных конкурентов, что обеспечивает серьезный и стабильно растущий спрос. В отзывах положительно оценивается качество сборки – ее уровень довольно высок даже для не бюджетных сабвуферов. Подключение пассивного динамика к усилителю хотя бы с небольшим запасом мощности (выше пиковых 600 Вт) позволит полностью раскрыть его потенциал. Многое зависит и от короба – Урал Molot 10 хорошо показал себя при установке как в ЗЯ, так и в ФИ. Во втором случае (при правильном расчете объема короба) мощность звучания сабвуфера способно удивить даже искушенных любителей низкочастотных систем.
№1 – Pioneer TS-WX70DA
Цена: 16 800 рублей
Крошечный сабвуфер – всего 6 дюймов, но с каким потенциалом! Максимальная чувствительность в нашем рейтинге – 104 дБ. Функция басс-контрол позволяет варьировать звучание от плавной мелодичности до качественной долбежки, которую оценят все соседи по дорожному потоку. Тонкие нюансы звучания, великолепная детализация, чистые нижние и верхние частоты – в общем, сказка.
Pioneer TS-WX70DA
Отрицательных особенностей выявлено не было, разве что цена кусается, но за качество приходится платить. Тем более девайс вышел надежным и долговечным, наверняка прослужит верой и правдой долгие годы. Заслуженное первое место, о такой покупке вы точно не пожалеете, Pioneer все еще держит марку.
Технические характеристики
Когда автомобилист задумывается о том, какой именно саб ему лучше всего поставить себе в машину, после изучения разновидностей и конструктивных особенностей следует переходить уже непосредственно к техническим характеристикам автомобильного саба.
В плане параметров особое внимание рекомендует обратить на следующие показатели:
Диапазон частоты. Он же частотный диапазон. У большинства современных сабвуферов он составляет от 30 до 150 Гц. В редких случаях встречаются модели с возможностью воспроизведения 20 Гц. Всё, что находится ниже 20 Гц является звуком, который большинство людей слышать не способны. Выделяют 3 условных диапазона. Это глубокий, средний и высокий. Обычно чем дороже сабвуфер, тем узкий его диапазон. Обусловлена такая ситуация тем, что хорошие колонки могут и без саба воспроизводить высокие звуки.
Мощность усилителя. Это рекомендуемый параметр, являющийся актуальным для пассивных моделей автомобильных сабвуферов. В случае с активными устройствами применяется характеристика мощности или же мощности низкочастотного усиления.
Частота разделения (среза). Является частотным порогом, выше отметки которого устройство для распределения частоты (кроссовер) будет начинать подавлять сигнал. Когда частота среза составляет 120 Гц, тогда автомобильный сабвуфер будет осуществлять воспроизведение звуков ниже отметки 120 Гц.
Показатели чувствительности. Этот параметр отображает эффективность превращения или преобразования мощности в звуки. При высокой чувствительности даже не самые мощные усилители обеспечивают повышенное звуковое давление, то есть громкость на выходе.
Габариты и вес. Существует справедливое утверждение о том, что больший вес динамика обеспечивает большую мощность. Это логично, поскольку более мощная аппаратура требует применения тяжеловесных магнитов. Также есть правило, согласно которому большая по размеру колонка даёт лучшее звучание. Это полностью соответствует характеристикам сабвуферов. Но применение в современных решениях фазоинверторов даёт возможность уменьшить размеры, но без ущерба низкочастотному диапазону
На габариты следует обращать внимание, поскольку не каждую модель можно установить в условиях ограниченного пространства салона автомобиля или багажного отсека.
Усиление. Низкочастотные колонки требуются на усиления низкочастотного сигнала
Сабы бывают активными, то есть оснащёнными встроенным усилителем, либо идти без него. Тогда приходится подключать отдельный усилитель
Важно, чтобы при этом на сабе был предусмотрен соответствующий отдельный низкочастотный выход.
Определившись со всеми ключевыми характеристиками, можно также обратить своё внимание на дизайнерские решения и внешние особенности модели
Prology Wow Box 1000
Виды сабвуферов
Существует всего варианта сабвуферов по видам — это активные и пассивные
. Активные очень просты в своей установке. Для этого вам понадобится всего лишь подключить устройство непосредственно к аудиосистеме. Такой вариант безусловно удобен, но и недостатки при этом имеет. Прежде всего это касается качества звучания, оно будет хуже нежели у пассивного вида. Кроме того, производители чаще всего для сборки активного сабвуфера используют дешевые комплектующие (детали), что приводит к грубому звуку. (Коль зашла речь, почитайте «Как установить активный сабвуфер под сиденье»). Выбирая пассивный вариант нужно быть готовыми к тому, что для него еще нужен правильный подбор. Прежде всего это усилитель, который должен давать нужную мощность для правильной работы самого сабвуфера. Мощность устройства можно проверить в его паспорте. Пассивный стоит несколько дороже
, но результат полностью оправдает ваш вклад. Далее нужно определиться по размеру планируемого приобретения. Многие ошибочно полагают, что чем сабвуфер больше, тем он мощнее. Главное правило: чем больше сабвуфер тем он шумнее, но не мощнее! Большой по габаритам может просто затрясти автомобиль и при этом звучание качественным не будет. Поэтому, в большинстве случаев для легковых автомобилей рекомендуется выбирать размер до 12 дюймов сабвуфера
. Помимо того, что с таким его размером звучание будет качественным, так у вас еще будет возможность выбрать для него место в салоне.
Также обратите свое внимание на то, из какого материала сделан подвес. Наилучшим считается использование резины, поскольку каучук сделает звук жестким
Другие преимущества
Все что под силу описываемым нами сабвуферам, так это обеспечение фронта на средних басах. Но на этом, так сказать, количественном басовом показателе особенности подседельных сабвуферов не ограничиваются. Вот на каких их преимуществах хотелось бы подробнее остановиться:
- У «подседельников» в значительной степени снижена проблема локализации баса;
- Можно подбирать ЧС в более широких пределах по сравнению с традиционными вариантами, опираясь на собственные слуховые ощущения.
Примечание. Некоторые сабы такого типа могут не иметь второго фильтра ВЧ.
Если сравнивать подседельные сабы с их «взрослыми» собратьями, то у первых имеется еще одно преимущество, как нельзя лучше, проявляющееся в условиях тесного салона автомобиля. И чем салон меньше, тем более лучше будет показывать себя компактный сабвуфер;
Сабвуферы активные под сиденье
- В плане оформления ящика компактным сабам подходит только ЗЯ. Для ФИ ящик получится слишком большим, да и с трубой проблемы будут;
- Подседельные сабы всегда выпускаются активными, что легко объяснить, учитывая подключение к усилителю динамика, почти такого же размера. А вот встроенный усилитель, как нельзя лучше подходит для таких условий, и используется в большинстве случаев импульсный вариант со всеми свойственными ему преимуществами: низким потреблением энергии, малыми габаритами, тепловыделением и т.д;
- По оснащению «подседельники» мало чем отличаются от собратьев. Ну вот только модели без басового регулятора в данной линейке встречаются довольно часто. Но это легко объясняется: «подседельник» — это не тот динамик, который бы нуждался в периодическом форсировании (да он его и не выдержит);
Выходы активных подседельных сабвуферов
- Отметим входы высокого уровня «подседельников», которые присутствуют неизменно в любой модели;
- Считается нормой у «подседельников» также наличие дистанционного регулятора.
№3 – Pioneer TS-WX130DA
Цена: 8250 рублей
Несмотря на 20 дюймов, девайс вышел на удивление компактным. Качество использованных материалов и сборки на высочайшем уровне, есть усилитель и выносная регулировка мощности. Прибор имеет довольно гибкие настройки, но однажды повозившись с ними вам вряд ли придется еще когда-то в них лезть. Устройство нацелено на расширение звукового потенциала, а не на дребезжащие в авто стекла, так что любителям крышесносных басов не сюда.
Аппарат устанавливается под сидение, но 20 дюймов – это солидно, а потому не под каждым креслом найдется достаточно места, заранее измерьте доступное пространство и только потом отправляйтесь в магазин.
Pioneer TS-WX130DA
Конструкции сабвуферов
По способу конструктивного исполнения в данное время существует два типа сабвуферов:
- Открытый. Характерной чертой данного типа является необходимость встраивания в элементы отделки салона машины.
- Закрытый. Представляет собой простой, на первый взгляд, ящик, внутри которого располагается низкочастотный динамик.
Рассмотрев подробнее каждый из этих двух видов можно будет определить коренные различия в характеристиках, обеспечиваемых той или иной конструкцией.
Открытые сабвуферы
Как уже было рассмотрено ранее, представляют собой низкочастотный громкоговоритель, который встраивается в салон автомобиля. Во время этой процедуры возможно возникновение необходимости некоторой перепланировки внутреннего убранства для более гармоничного размещения нового элемента.
Данная технология, при всей своей привлекательности, обладает одним существенным минусом, благо его влияние могут заметить только уж слишком искушенные и требовательные слушатели. Так как распространение звуковых волн — это целая наука, то для достижения наилучшего результата объем резонатора должен быть тщательно просчитан и подобран. Также не последнюю роль играют материалы, которыми окружается область активного резонанса. Внедрение же громкоговорителя в те объемы, которыми располагает обшивка, негативно повлияет на амплитудно-частотную характеристику, что повлечет за собой завал частот в областях ниже 100 Гц.
Корпусные сабвуферы
Иначе называемые закрытыми – выглядят как ящик, наполненный демпферным материалом, в котором установлен низкочастотный излучатель. Проектирование самого ящика требует научного подхода и специальных формул, по которым высчитывается оптимальный внутренний объем, подбирается материал демпфера и прочие параметры. В свою очередь подразделяются на несколько типов:
- Фазоинвертор. Способен выдавать звук приемлемого качества и обладает относительно линейной АЧХ в низкочастотном диапазоне.
- Бандпасс. Самая сложная, дорогая и массивная конструкция которая, тем не менее полностью оправдывает затраченные средства. Но вручную изготовить качественный бандпасс под силу далеко не каждому автолюбителю. Да и не любой инженер возьмется за просчет подобного изделия.
- Герметичный корпус. Характеризуется самым простым конструктивом, низкой стоимостью и весьма посредственным КПД.
Как выбрать хороший сабвуфер в машину: критерии выбора
При выборе изделия необходимо учитывать:
- тип конструкции (оснащенный корпусом или выполненный в виде отдельного громкоговорителя);
- конструктивные особенности корпуса и диффузора (например, материал мембраны определяет устойчивость к воздействию влаги);
- мощность (в номинальном режиме и пиковую);
- диапазон воспроизводимых частот;
- направление звукового потока;
- способ подключения;
- габариты и массу;
- особенности внешнего оформления.
Тип динамика
Динамики разделяют на категории по типу установки усилителя:
- внешний (или пассивный), рассчитанный на коммутацию к внешнему ресиверу (отдельному или интегрированному в головное мультимедийное устройство);
- встроенный (или активный), оборудованный собственным усилителем и частотным фильтром.
Конструкция
Сабвуферы принято разделять на категории по конструкции корпуса:
- открытые с фазоинвертором, улучшающим воспроизведение при низкой мощности;
- закрытые, позволяющие проводить тонкую настройку звука.
Мощность
Мощность сабвуфера подбирается в зависимости от объема багажного отделения и характеристик акустической системы автомобиля.
Увеличение параметра свыше рекомендованного значения приводит к искажению звуковой картины, появляется вибрация панелей кузова или элементов интерьера.
Частотная характеристика
Для определения частот, воспроизводимых динамиком, используется понятие диапазона. Нижний предел звуковых волн, воспринимаемых человеческим ухом, начинается от 20 Гц. Понижение частоты диапазона определяет глубину звучания сабвуфера (стандартные приборы работают в интервале от 20 до 250 Гц).
Направление звукового излучения
Для машин выпускаются устройства нескольких типов, различающихся направлением распределения звуковой волны:
- с прямым, направленным на слушателя диффузором (для повышения качества в корпусе устанавливают несколько репродукторов);
- с нижним, направленным в сторону основания (звуковой эффект зависит как от объема помещения и мощности динамика, так и от частотного диапазона);
- со свободным распределением (чаще всего применяется в автомобилях), в качестве резонатора используется багажный отсек или ниша для укладки запасного колеса.
Подключение
Помимо стандартного подключения к усилителю с помощью акустических шнуров, встречаются модели с беспроводным приемопередатчиком. Конструкция упрощает процесс монтажа, через салон не требуется прокладка дополнительных кабелей (за исключением магистрали питания). Высокая несущая частота снижает до минимума риск ухудшения качества звука из-за эфирных помех.
Размеры
Корпус сабвуфера не должен полностью занимать багажное отделение. Существуют компактные модели с плоским кожухом, предназначенные для установки в диск запасного колеса или под сиденье пассажира рядом с водителем.
Дизайн
Оформление корпуса и диффузора вторично, поскольку сабвуфер должен воспроизводить качественный звук без помех и искажений. Автомобильные устройства оборудуются хромированными элементами отделки, защищающими диафрагму от повреждений. Для изготовления корпуса применяют материалы темного цвета, иногда встречаются модели со светлой окраской.
Подводим итоги
Придя в магазин, первое, на что стоит обратить внимание, какой сабвуфер выбираем пассивный или активный?
В этом разделе мы рекомендуем отдать предпочтение больше активному сабвуферу, причина в следующем. Пассивный сабвуфер в заводском коробе и все необходимые к нему дополнения в виде усилителя и проводов выходят не так уж и дешёво. Добавив немного денег, допустим +25% мы можем с лёгкостью перейти на следующую ступень. Приобрести по отдельности динамик правильный короб усилитель и провода, а эта связка будет играть на 100% интересней.
Второе, на что обращаем внимание
соотношение номинальной мощности (RMS) и чувствительности. Мощность, и чувствительность выбираем по принципу «чем больше, тем лучше». Если у сабвуфера большая мощность и маленькая чувствительность, то лучше сделать выбор в пользу того, у которого чувствительность выше, даже если он немного слабее.
Третье что касается размера динамика
Если багажник не особо нужен, выбираем диаметр сабвуфера большего размера. Если слушаете клубную музыку, то лучше сделать выбор в пользу 10 или 12 дюймового.
Четвертое про корпус
если важно качество звука, чёткость и детальность, — закрытый ящик, дабы нивелировать его главный недостаток — тихий звук, рекомендуем устанавливать в автомобили, у которых багажник равно салон, это автомобили с кузовом универсал хэтчбек и джип.
В большинстве случаем мы советуем строение короба — фазоинвертор. Это золотая середина по соотношению громкости, качества и скорости баса
неспроста придя в магазин этот вид короба будет самым распространённым.
Если хотите максимум громкости за небольшие деньги — это бандпасс, хотя он применяется крайне редко.
Пятое услышать ушами
И напоследок, прослушать пару вариантов сабвуферов в помещении, этот пункт сомнительный, но в любом случае после этого развеется все сомнения, и вы унесете свой сабвуфер с мыслями что сделали правильный выбор.