Как выбрать электрогитару

По количеству струн

По количеству струн бас-гитары делят на:

  • четырехструнные;
  • пятиструнные;
  • шестиструнные;
  • авторские варианты с большим количеством струн.

Четырехструнный бас – классический вариант, с которого советуют начинать обучаться. Универсальный инструмент, подходит для рока, металла, популярной музыки, джаза…  У басиста скорее будет и четырехструнный, и шестиструнный бас, чем не будет четырехструнного.

Пятиструнные инструменты облегчают игру в бемольных тональностях, их диапазон расширен вниз на кварту. Но самое любимое для басистов тяжелой музыки у пятиструнного баса – это плотное, «мясистое» звучание струны «Си» (пятая струна).

У шестиструнной бас-гитары, по сравнению с четырехструнной, диапазон расширен в обе стороны. За счёт количества струн у инструмента широкий гриф. Музыканты играют на шеструнной бас-гитаре  джаз и прогрессив, где требуется соло бас-гитары.

Корина

Корина — это особенная древесина, которая обладает своим собственным ореолом в гитарном мире. Дело в том, что из корины изготавливали культовые гитары Gibson Flying V и Explorer. Корина оставила свой след в истории. В то же время гитарные мастера относятся к этой древесине по-разному.

С точки зрения звука и древесных волокон корина сильно похожа на махагони. Это дерево не боится воздействия внешней среды, много весит и придает звучанию «теплоты» и басовитости. Многие ценят эту древесину за ее прекрасные средние частоты. Тем не менее, махагони используют чаще. Во-первых, корину не так просто купить, и многие производители гитар просто не хотят заниматься импортом этой древесины. 

Во-вторых, с кориной очень сложно работать. Любое дерево нужно сначала высушить. Корина сохнет очень быстро, поэтому она часто трескается. Кроме того, зачастую на корине появляются пятна, с которыми после сушки уже ничего нельзя сделать — внешний вид дерева портится.

Несмотря на все это, корина по сей день считается «драгоценным» деревом, напоминая музыкантам о золотой эре гитаростроения, когда производители только делали свои первые шаги. В наше время на постоянной основе корину использует компания Reverend.

Итог: «теплое», похожее на махагони звучание, выраженная середина, текстура с крупными волокнами.

Приемы игры на электрогитаре

Выбор способов игры на электрической гитаре велик, их можно соединять и чередовать. Самые распространенные приемы:

  • hammer-on – удары пальцами, перпендикулярными плоскости грифа, по струнам;
  • pull-off – противоположность предыдущему приему – срывы пальцев со звучащих струн;
  • bend – прижатая струна двигается перпендикулярно грифу, звучание плавно становится выше;
  • slide – перемещение пальцев продольно струнам вверх-вниз;
  • вибрато – дрожание пальца на струне;
  • трель – быстрое поочередное воспроизведение двух нот;
  • рейк – прохождение вниз по струнам с проявлением последней ноты, одновременно струнный ряд приглушается левым указательным пальцем;
  • флажолет – слабое касание пальцем струны над 3,5,7, 12 порожками, далее взятие медиатором;
  • тэппинг – воспроизведение первой ноты правым пальцем, дальнейшая игра левыми пальцами.

Типы магнитов для звукоснимателя

В настоящее время производители звучков используют в своих
устройствах разные типы магнитов. Самыми известными считаются Alnico (алюминиевый,
кобальтовый и никелевый сплав) и Ceramic (магниты из керамических смесей и
оксидов железа). Разберем их подробнее:

  • Ceramic. Сегодня считается самым сильным типом магнита для «звучков». Исходя из этого, окончательный звук от струны инструмента получается длинным и громким, выражен характерный электрический фон (преобладают верхние и средние частоты, нижние практически нельзя уловить). В большинстве случаев такие магниты используются при игре тяжелой рок музыки на лучших гитарах для металла.
  • Alnico 8 – самый сильный магнит из представителей своего типа. Он довольно сильно притягивает сруну, что позволяет на выходе получать громкое звучание. В основном преобладают высокие частоты, на фоне – средние. Такие магниты используют для игры тяжелой музыки.  Эти звукосниматели подойдут для бас гитары.
  • Alnico 5 является стандартом качества разновидностей звукоснимателей этого типа магнитов. Звук на выходе получается как в меру четким, так и в мер визгливым. Это же касается и перегруза. Если сравнивать его с Ceramic, то он практически ничем не уступает ему по качеству звука. Такие магниты могут применяться как для спокойной блюзовой музыки, так и для тяжелого металла. Отличный вариант для акустической гитары со звукоснимателем.
  • Alnico 2. Этот магнит является самым слабым и представителей своего типа. Он само меньше воздействует на струну, поэтому ее колебания практически естественны. Поэтому звук на выходе появляется мягким, плавным и не визгливым, преобладают средние и низкие частоты. Для этого магнита характерны такие типы музыки как кантри, джаз, блюз и т.п.

Сплавы, используемые в конструкции электрогитарных звукоснимателей

Общая классификация гитар: особенности воспроизведения звука

Акустическая гитара имеет большой резонирующий полый корпус с одним или реже несколькими отверстиями — резонаторами. На таких гитарах можно играть без использования усилителей и прочей аппаратуры.

Электроакустическая гитара по форме ничем не отличается от акустической и также как на акустике на ней можно играть без применения аппаратуры. Ее особенность заключается в том, что в ней установлен темброблок, позволяющий подключать ее к усилителю. Не редко такие гитары снабжаются встроенным тюнером и эквалайзером.

Электрогитара или электрическая гитара имеет цельный тонкий корпус в котором почти нет пустого пространства. Звук у такой гитары снимается датчиками — звукоснимателями и преобразуется в электрический сигнал, который необходимо усилить, для прослушивания. На такой гитаре нельзя играть без усилителя звука. На электрогитарах чаще всего устанавливается несколько различных звукоснимателей, для того чтобы разнообразить тембр звука, а также регуляторы громкости и тембра.

Полуакустическая или джазовая гитара почти не отличается от электрогитары, за исключением корпуса. Корпус у полуакустики внутри полый и имеет немного свободного пространства, что впрочем, не позволяет ее использовать без усилителя, так как у таких гитар отсутствует большое резонаторное отверстие на верхней деке и пустое пространство внутри ее слишком мало. Гитары такого типа нашли свое применение в стиле джаз, за счет своих звуковых качеств, за что и получили второе название.

Резонаторная или добро гитара снабжена дополнительными резонаторными металлическими пластинами для усиления звука, из-за чего выглядят довольно-таки необычно. Звук такой гитары очень яркий и громкий и не требует усиления аппаратурой. Обычно такие гитары применяются в стиле кантри. Более подробно о резонаторных гитарах читайте здесь.

МИДИ гитара или синтезаторная гитара — это самая необычная из всех перечисленных гитар. Изначально MIDI-гитара использовалась только для управления звуками синтезатора. Но сегодня MIDI-гитара — это электрогитара, на которой установлен полифонический звукосниматель, особенность которого в том, что он передает сигнал с каждой струны в отдельности, который впоследствии преобразовывается в сигнал МИДИ. Вместе с тем гитара оснащается блоком управления, с которого можно регулировать баланс между гитарным и синтезаторным звуком, то есть при необходимости можно использовать такой инструмент как обычную электрогитару, как MIDI-гитара, так и комбинировать путем смешивания двух сигналов.

Железное дерево

Железное дерево или пау ферро — это прочная древесина из Бразилии, которая начала пользоваться спросом, когда появились ограничения для производителей.

По своим свойствам железное дерево почти не отличается от обычного палисандра. Эти два вида древесины так похожи, что компания Fender начала использовать пау ферро на всех мексиканских гитарах. Однако есть две отличительны черты.

Во-первых, волокна железного дерева плотнее, поэтому звучание становится резче, а атака быстрее. Это дерево «ярче». Во-вторых, пау ферро светлее. Часто накладка получается карамельной, однако по ощущениям она почти не отличается от палисандра и эбена.

Итог: достойная альтернатива палисандру, придает звучанию инструмента ясность.

Махагони

Под названием «махагони» понимается большая группа различных деревьев, растущих в разных странах по всей планете, однако изначально гитарные мастера называли так махагониевые древесные растения Америки, Мексики и Амазонии.

Это дерево очень устойчиво к изменениям внешней среды, оно практически не гниет и поэтому используется в судостроении и для производства мебели. По тем же причинам махагони очень популярно в производстве акустических и электрических гитар. Самым распространенным видом махагони стал гондурасский махагон. Стоит это дерево относительно недорого, существует много плантаций.

Очень важная особенность махагониевой гитары — это большой вес. Такой инструмент будет ощутимо тяжелее липы, ольхи и ясеня. В то же время махагони не так плотен, как другие виды древесины, дающие яркий звук. Окраска зависит от возраста древесины: от желтого и светло-розового до красного и коричневого. Текстура махагони напоминает ясень. Волокна на срезе видны довольно четко, поэтому это красновато-коричневое дерево чаще всего покрывают прозрачными лаками.

Махагони на протяжении многих лет был и остается главным материалом для Gibson: мягкое, глубокое и басовитое звучание. Верхние частоты немного приглушены, но звучат приятно. Нельзя не отметить большой сустейн махагониевых гитар, а также умение «рычать», что нравится рокерам. Звучание хорошей махагониевой гитары с годами становится только лучше. Махагони хорошо переносит нагрузку, это дерево редко покрывают (ламинируют) чем-то еще.

Итог: «теплый» характер звука с выраженными низами и серединой, красно-оранжевый оттенок, равномерная зернистая текстура.

Классическая/Фламенко

Классика — широкий полый корпус, массивный гриф и нейлоновые струны. На ней занимаются как в музыкальных школах, так и в консерваториях. За игру боем именно на этой гитаре можно получить от преподавателя по рукам (главному рабочему инструменту музыканта). Резонирующая часть сделана из палисандра. Репертуар обширен: классическая музыка, испанские мотивы, босса-нова, самба и т.д. Звёзды – Пако Де Люсия.

Первые отличия находятся в материале. Резонаторные части корпуса (в частности заднюю деку и боковую стенку) фламенко изготавливают из кипариса. Корпус меньше и тоньше, чем у классики. Порожки располагаются чуть ниже – это позволяет сделать звук при игре приёмами расгеадо и различными боями звонким, живым и острым. Кроме того, фламенковые музыканты часто используют приём «гольпе» — ритмические удары по верхней деке. На правой руке у профессионалов могут быть ногти, поэтому дека защищена гольпеадором. Звёзды – Дидюля, Стив Стивенс.

Что объединяет виды шестиструнных гитар?

Благодаря одинаковому количеству струн, шестиструнные гитары имеют ряд схожих черт:

  • У них одинаковый стандартный строй и одинаковые аппликатуры аккордов;
  • Поскольку аккорды и табулатуры одинаковы, руки работают по единому алгоритму. Разница – в размере корпуса и грифа гитары, а также в пальцевой или медиаторной технике звукоизвлечения;
  • Научившись играть на одной из шестиструнной гитар, вы легко освоите остальные. Исключение составляет шестиструнная бас-гитара – на басу иные техники и методы игры.

Мы перечислили виды шестиструнных гитар. Не знаете, с чего начать? Запишитесь на занятие по гитаре и посоветуйтесь с педагогом. В классических музыкальных школах учат играть на классических гитарах, записываясь в студию, вы сами выбираете инструмент. В выборе опирайтесь на личные пристрастия и не мучайте себя игрой на классике, если всю жизнь мечтали играть на электрогитаре.

Устройство электромагнитного звукоснимателя

В момент воздействия на струну, она начинает свое колебание в пределах электромагнитного поля, создаваемого магнитным датчиком. В это время внутри катушки (в ее проволоке намотанной вокруг электромагнитов) появляется ток. Далее ток передаётся в гитарный усилитель с помощью кабеля или радиосистемы.

Важно понимать, что датчики имеют непосредственное влияние на звуковой окрас, поскольку они обладают различными степенями компрессии, уровнями сигналов и амплитудно-частотными характеристиками. И поэтому можно сделать вывод, что замена звукоснимателя способно изменить характер звучания музыкального инструмента радикально

Сегодня популярными считаются магнитные, поэтому о них следует рассказать более подробно.

Полуакустические гитары

Полуакустика представляет собой совмещение электрогитары и обычного акустического инструмента. Полый внутри корпус (hollow-body) с эфами позволяет полуакустической гитаре полноценно звучать без подключения к электроаппаратуре, а присущие электрическим инструментам «звучки» и остальная электроника – получать от нее вызванный звуком электросигнал с возможностью его дальнейшей обработки и усиления. Полуакустики особо любимы гитаристами-блюзменами – их привлекает удобство игры на этом инструменте, его винтажный внешний вид и особый теплый звук.

Итак, в этой статье мы кратко осветили базовые, наиболее распространенные формы электрогитар. К ним принадлежит либо так или иначе происходит из них подавляющее большинство электрогитар, существующих и выпускающихся в настоящее время.

Виды акустических гитар

  • Классическая акустическая гитара. У такой гитары широкий гриф, большое расстояние меду ладами. Инструмент издает мягкий и тёплый звук. На классической гитаре играют «классику», фламенко, встречаются её любители и среди бардов. Новичкам советуют начинать именно с классической гитары, т.к. у неё широкий гриф и нейлоновые струны, которые прижимаются проще металлических. 
  • Неклассическая акустическая гитара. Это вид гитар с металлическими струнами и увеличенным корпусам. К ним относятся гитары «вестерн», «джамбо», «дредноут». Благодаря увеличенной конструкции и металлическим струнам даёт яркий и звонкий звук. Это и есть та самая «акустика». На ней играют боем (аккомпанемент), в блюзе и джазе – соло и аккомпанемент. Гитары с металлическими струнами набрали популярность в 20 веке, а сейчас это – неотъемлемый атрибут барда, фолк-исполнителя, джаз-музыканта.
  • Электроакустическая гитара.  Это тоже самое, что классическая или неклассическая гитара, только со звукоснимателем. Сам звук образуется акустическим способом, но усиливается электронным способом. Такую гитару можно подключить к комбику, и играть в составе музыкальной группы.
  • Полуакустическая гитара.  Эта гитара – смесь электрогитары и акустики. Полуакустическая гитара имеет резонирующую полость, но с видоизмененными вырезами (не круглая розетка  под струнами, а вырезы, как у скрипки) – эти она сходна с акустикой. А звукосниматели и регуляторы тембра роднят её с электрогитарой. Это любимый инструмент джаз-музыкантов, поэтому иногда можно услышать название «джаз-гитара» , сказанное в сторону полуакустического инструмента.
  • Семиструнная гитара. По внешнему виду похожа на классическую 6-ти струнную. Отличается дополнительной струной и строем.  Была популярна до середины 20 века, особенно в Российской империи, поэтому её часто называют «русской семиструнной гитарой».
  • Двенадцатиструнная гитара. Этот инструмент внешне больше похож на вестерн-гитару, поскольку для того, чтобы выдерживать натяжение 12 струн, нужен большой корпус и прочный гриф. Строй у 12-струнной гитары похож на строй шестиструнки, просто у каждой струны есть пара. Такая гитара используется  для аккомпанементов (игры боем).

Если вы не знаете, какую гитару выбрать для обучения – запишитесь на занятия по гитаре для новичков, посоветуйтесь с педагогом. Преподаватель подскажет, как выбрать первую гитару. 

Ясень

Существует два вида ясеня: северный ясень и южный, который больше известен как болотный ясень.

Особенность болотного ясеня в том, что его корни растут ниже уровня грунтовых вод. Древесина этого ясеня отличается малым весом и пористостью. Болотный ясень растет на юге США (особенно много — в Луизиане). Как правило, дерево отличается кремовым цветом — его текстура с открытыми узорчатыми волокнами смотрится эффектно. Древесина подходит для прозрачных покрытий.

Болотный ясень дает большое количество резонансов на всех частотах, но середина получается немного срезанной. В результате звучание выходит ярким и «легким». Если сравнивать с ольхой, ясень кажется немного более звонким, атака становится быстрее, артикуляция чувствуется сильнее. Особенно хорошо ясень подходит для звукоснимателей-синглов: чистый, прозрачный звук, которым просто управлять.

До середины 50-х годов Fender использовала болотный ясень, но потом компания перешла на ольху. Добывать болотный ясень сложнее, поэтому и стоит это дерево дороже. Тем не менее, и в наше время можно купить новый ясеневый Fender.

Как можно догадаться, северный ясень плотнее и тяжелее болотного. Однако внешне древесина похожа. Повышенная плотность добавляет тону яркости и сустейна. Северный ясень очень неплох для яркого «кричащего» звука с перегрузом. Как правило, такое дерево не используют для корпусов с дополнительным покрытием (топом). Бывает, что сам северный ясень используют как шпон, чтобы слегка изменить звучание гитары.

Итог: много резонансов на всех частотах, немного срезанная середина, красивые волокна, подходит для прозрачного лака. 

Как это работает

Воспроизведение звука на электрогитаре происходит благодаря усилению электронного сигнала, образующегося в результате колебания струн над звукоснимателем. Наиболее распространенный тип звукоснимателя представляет собой магнит с обмоткой из тонкой проволоки, что позволяет ему генерировать небольшие электрические импульсы в результате колебания металлической струны в его магнитном поле.

Этот крошечный электрический импульс затем усиливается с помощью специального усилителя и воспроизводится динамиком в виде звука. С тех пор, когда наличие струны и звукоснимателя стало единственным условием, необходимым для извлечения звука, электрические гитары больше не нуждаются в резонирующем корпусе; они могут быть выполнены из цельного куска древесины или даже пластика. Однако материалы, из которых выполнены цельнокорпусные гитары, значительно влияют на их звучание, тембр.

Классификация гитар по форме и видам корпуса

Рассмотрим как называются гитары акустические и электроакустические гитары по форме и виду корпуса.

Вестерн или дредноут имеет большой тяжелый крепкий корпус. У такой гитары тембр насыщен низкими тонами, а громкость несколько выше. Такие корпуса применяются для фолк-гитар. Корпус вестерн имеет и уменьшенную версию — малый вестерн, который иногда называют фолк

Обратите внимание, что этот термин добавляет путаницы, и может быть непонятно о чем идет речь: о форме корпуса или типе гитары. У малого вестерна звук несколько тише, но они компактней и играть на них заметно удобней

Джамбо — тоже большой массивный корпус, но в отличии от вестерна он имеет круглые формы. По звучанию Джамбо почти не отличается от вестерн и имеет отличие только во внешнем виде. Джамбо также как и вестерн имеет уменьшенную вариацию — малый джамбо, с неглубоким корпусом и тихим звуком.

Следует отметить еще один вид корпуса — овэйшн (ovation). Его особенность заключается в том, что из дерева или фанеры сделана только верхняя дека, а обечайки и нижняя дека выполнены из пластика. Такие гитары, как правило, делают электроакустическими, поскольку звук у них тихий, а низкие частоты не выразительны.

Настройка звукоснимателей

Каждому человеку имеющего у себя в наличии звукосниматель,
рано или поздно придется проводить его регулировку. Представим вашему вниманию
как ее провести.

Регулировка высоты звукоснимателя

Регулировка высоты звукоснимателя представляет собой процесс затягивания
или отпускания его винтов, которые располагаются по краям его корпуса. Они
предназначены не только для того, чтобы закрепит устройство на корпусе гитары,
но еще и для того, чтобы отрегулировать его высоту касательно струн
музыкального инструмента.

На сегодняшнем рынке существует огромное количество фирм-производителей данного музыкального оборудования. Поэтому довольно часто можно встретить, что винты для регулировки высоты звукоснимателя могут находиться под его крышкой.  Для того чтобы поднять высоту устройства нужно закручивать винты (крутить по часовой стрелке), а для того чтобы опустить – соответственно влево (против часовой стрелки).

Для того, чтобы добиться сильного и плотного звучания звука нужно как можно
выше подтянуть звукосниматель к струнам инструмента, однако следите за тем,
чтобы при игре они не прикасались к самому звукоснимателю. Впоследствии это
крайне негативно может отобразиться на звучании. Для того, чтобы получить звук
менее агрессивного типа, необходимо отрегулировать положение высоты
звукоснимателя как можно ниже в отношении к струнам гитары.

Получить идеальное звучание можно лишь исследовательским методом путем проб
и ошибок, подобрав для себя оптимальную высоту. Профессионалы советуют
проводить регулировку высоты звукоснимателя постепенно, после каждый настройки
подключать его к усилителю и проверять качество звука

К тому же, уделите
внимание также и вращению винтов, они должны вращаться равномерно

Настройка сердечника

После того как вы отрегулировали высоту звукоснимателя
относительно струн гитары, следует также провести заняться и регулировкой самих
его сердечников.

Магнитные сердечники представляют собой шесть магнитных
стержней металлического типа (для сингла) или двенадцать для хамбекера. В
первую очередь следует отметить, что регулировать сердечники можно не на всех
звукоснимателях. Проверить это довольно просто: посмотрите на них, если вы
увидите небольшие винтики для отвертки или отверстия для шестигранного ключа,
тогда вы сможете их отрегулировать. Если их не обнаружили, значит, возможность
их регулировки на вашем звукоснимателе недоступна.

Если вы хотите его поднять, то нужно всего лишь ослабить
винтовые крепления до того, пока не получите необходимую высоту. Однако следует
знать, что на некоторых звукоснимателях нельзя ее менять, это часто указывается
в инструкции (техническом паспорте) купленного звукоснимателя. Настройка высоты
сердечников доступна на большинстве хамбекеров, значительно реже встречается у
синглов.

Следует знать, что настройка сердечников – это очень
кропотливый и ювелирный процесс. Не поднимайте их слишком близко к струнам, вы
сможете сильно ухудшить качество выходящего в усилитель звучания.

Отличное видео по звукоснимателям от Кирилла с канала HardSound!

Эбен

Как и палисандр, эбен всегда был и остается одним из основных материалов для накладок. Из-за своего уникального темного оттенка эбен смотрится одновременно изящно и дерзко. В гитарной индустрии используют азиатский и африканский эбен.

Первый отличается наличием явных коричневых полос, которые многим не нравятся. Африканская древесина более однородна и ее используют чаще. Эбеновые накладки нравятся гитаристам, которые играют метал. И это объяснимо — металлистам в принципе нравится все черное. Тем не менее, эту древесину используют и для дорогих акустических гитар.

Эбеновое дерево очень плотное, тяжелое и гладкое на срезе. В отличие от клена эбен содержит повышенное количество натурального масла — древесину можно не обрабатывать. Многие гитаристы любят эбен за то, что он подходит для скоростной игры: на ощупь накладка кажется твердой и очень гладкой. Что касается долговечности, то накладка из эбена будет служить годами, и в этом плане эбеновое дерево даже надежнее палисандра.

Эбен сочетает свойства палисандра и клена. Древесина темная, маслянистая и не требует обработки. Что же касается влияния на звук, то эбен делает атаку быстрой и четкой, но в то же время не урезает сустейн. 

Итог: эбен делает звучание гитары более ярким и выраженным, накладка из эбена под пальцами кажется особенно гладкой, черновато-коричневый окрас хорошо смотрится. 

Электрогитара: какой выбрать тип корпуса?

Электрические гитары разнятся между собой особенностями корпуса, от которых зависит манера звучания инструмента. На рынке встречаются следующие варианты:

Разновидность гитары Характерные особенности Преобладающий жанр
Цельнокорпусная (solidbody)
  • хороший сустейн (продолжительность звучания ноты)
  • блокировка фидбека (т. е. «воющего звука», возникающего под воздействием резонанса между струнами и колонками)
рок
Полнокорпусная (hollowbody)
  • высокие резонансные свойства
  • подверженность фидбэку
  • сравнительно невысокая степень выраженности сустейна
  • «деревянные» нотки, проявляющиеся в звучании
джаз, иногда – рок
Полукорпусная (semi-hollowbody)
  • отличная глубина тона
  • теплый звук
  • средний уровень склонности к возникновению резонанса, что значительно уменьшает шанс на появление фидбека
джаз, кантри, фанк, фьюжн, рок

Наибольшей популярностью пользуются цельнокорпусные модели, изготовленные из цельного дерева. Такие гитары могут быть как совсем бюджетно-незамысловатыми, так и дорогими многофункциональными. Цельнокорпусные модели полюбились музыкантам за минимальный акустический резонанс и превосходное качество звука.

Полнокорпусные гитары полые внутри, что роднит их с акустическими моделями. Они характеризуются богатством звучания и превосходной глубиной низких тонов.

Полукорпусные электрогитары представляют собой немного модифицированные цельнокорпусные модели: конструкция предполагает наличие акустической камеры (иногда – их нескольких штук). Благодаря этой особенности и происходит усиление акустических свойств, а за счет наличия цельного деревянного элемента по центру добавляется задержка и стабильность звучания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Басы в технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: