Общие сведения
В настоящее время на различных форумах по аудиотематике идут бесконечные споры по созданию акустических систем на базе широкополосника 4ГД-35. Есть информация о невероятно хорошем и живом звучании подобных сборок, а также многочисленные примеры создания их своими руками за небольшие деньги. Встречаются конструкции в щите, рупоре, открытых и закрытых ящиках.
Некоторые умельцы ставят их в так называемую трубу Войта (TQWP), хорошо зарекомендовавшую себя при воспроизведении басов в небольших помещениях. Для поддержки высоких частот, через конденсатор в 1-2 мкФ, добавляется пищаль 2ГД-36. Примеры подобных самодельных колонок воплощены в жизнь уже многими меломанами.
Маркировка
Выпускался примерно с 1973 года на предприятии «Динамик» г.Гагарин, которое уже прекратило производство подобного оборудования. В разное время в его конструкцию вносились небольшие доработки и изменения. На первых изделиях символы «ГОСТ 9010-73» наносились на металлическую часть зеленой краской, вместе с печатью технического контроля «ОТК». Некоторые считают, что звук от них более качественный и объемный.
Позже появились модифицированные версии, с применяем требований другого стандарта — ГОСТ 9010-78. Они немного отличались визуально от своих предшественников, а на корпусе стоял красный штампик «СССР». В 80-xx на устройство наносится другая маркировка — «8ГДШ-1-4».
Технические параметры
Рассмотрим основные паспортные технические характеристики на 4ГД-35:
- диапазон поддерживаемых частот: 63 – 12500Гц
- мощность: рабочая 0,8 Вт; номинальная 4 Вт; кратковременная пиковая (PMPO) до 15 Вт; долговременная (RMS) 8 Вт;
- чувствительность: 92дБ;
- неравномерность АЧХ: 16дБ;
- коэффициент гармоник (при 0,8 Вт): 125 Гц: 7 %; 200 – 300 Гц: 5%; 1000 – 8000 Гц: 3%
- акустический импеданс (сопротивление): 4Ом;
- полная добротность: 1,1-1,7;
- резонансная частота в воздухе: 50-85 Гц;
- размер: диаметр диффузор 200 мм; глубина 75,6 мм;
- масса: 0,88 кг
Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ
Привет всем любителям хорошего лампового звука!! Представляю акустику Андрея Зиненкова для лампового
усилителя на 4А32 в Открытом ящике (ОЯ).
Многие «соскакивают» с СССР усилителей на ламповые усилители, но вот вопрос акустики остаётся для таких меломанов и аудифилов трудным.
Тем не менее, я писал о похожей акустике 4А32 в ОЯ здесь
Акустика в немного ином коробе, но всё же заслуживает особой похвалы. Звук хозяину колонок нравится.
Ниже вы можете скачать схему этой АС.
4А 32 в ОЯ
Кстати, комплект для прослушивания состоит из самих колонок 4а32 в ОЯ + усилитель Ариетта + ЦАП NFB.
4а32 + усилитель Ариетта + ЦАП NFB
Внутренняя стенка оклеена резиной, ВЧ пищалки Tesla ARV-161, проводка заменена,перемотаны на 8 Ом, диффузоры с рупорам от Сергея Сергеева. Сделать такую акустику можно за 2-3 часа, при условии, что у вас есть материал, динамики и кабели.
4А32 в ОЯ
Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ смотрится красиво, звучит шикарно, сделать можно колонки самому.
тесла ВЧ
Со схемой поделился сам хозяин этой отличной акустики и шикарного комплекта ЦАП+ ламповый усилитель, чуть ниже вы можете её скачать.
Я лично и сайт Звукомания желаем Андрею Зиненкову удачи найти свой звук!
Надеюсь статья кому-то помогла
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Источник
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
↑ Схема лампового УМЗЧ с выпрямителями и фильтрами питания
Прошу не пугаться. На первый взгляд схема сложновата и для начинающего не подходит. Но это только на первый.
Я предлагаю универсальный проект: четыре (!) варианта включения ламп при минимальных затратах и максимальной простоте эксплуатации. Переход из одного варианта в другой заключается в оперативной замене ламп и установке токов покоя. Подобный принцип уже был описан для двухтактного усилителя в моей датагорской статье.
Сейчас у нас конфигурации следующие:
1) драйвер 6Ж8 (в пентоде) + выход Г807 (в УЛ) 2) драйвер 6Ж8 + выход EL34 (в псевдо-триоде) 3) драйвер 6Г2 + выход Г807 4) драйвер 6Г2 + выход EL34 Как сказал классик, все хороши, выбирай на вкус! Все проверены и все звучат достойно. Хотите оставить в проекте только один вариант — нужно всего лишь выкинуть четыре ламповые панели.
Имеем классический однотактный усилитель класса «А» с непосредственной связью между каскадами, мощностью 5 Вт, на двух лампах, и без общей ООС.
Лампы выбраны недорогие и доступные для приобретения, а также проверенные практикой и временем. Драйвер 6Г2 (6Ж8 в пентоде) с автоматическим смещением. Выходной каскад на Г-807 в ультралинейном включении (или EL-34 в псевдо-триоде) с фиксированным смещением.
Резисторов и конденсаторов необходимый минимум. Выпрямители на кенотронах 5Ц4С и 6Ц5С.
В итоге на канал нужно:
• лампы – 2 шт., • «сигнальные» резисторы, включая регулятор громкости – 2 шт., • переходные конденсаторы – ни одного, • полупроводниковые элементы – ни одного. Изначально была задумка в псевдо-триоде использовать прямонакальный лучевой тетрод 6П21С. Но у этой лампы есть проблемы при работе с фиксированным смещением (нестабильность режима) и требуется питание накала постоянным током, желательно стабилизированное.
2-х полосная АС (пара 4 ГД-35 + 4 ГДШ-3-8)
У данных АС был прототип, в лице редких, но не плохо звучащих АС от радиолы Ригонда-стерео. Боковые овалы решено было не делать, поскольку комната заставлена мебелью и простора для звукоизлучения в сторону нет. Изначально обсуждалась идея просто дополнить 4 ГД-35 овальной пищалкой 2 ГД-36, но я отговорил заказчика АС от этой мысли, т.к. в виду разброса параметров, далеко не каждый 2 ГД-36 сгодится, а для отбора хорошей пары придется перелопатить не малую кучку этих головок. Кроме того, 4 ГД-35, в силу конструктивных особенностей, имеет не достаточно выразительное, тусклое, звучание в области СЧ, т.е там, куда пищалке лезть не дозволено. Между тем, советская промышленность выпускала несколько не плохих моделей ШП головок, обладающих отличным звучанием именно в СЧ/ВЧ диапазоне. Так что решение отказаться от пищалки, заменив ее ШП динамиком, вполне оправдано. Изначально на эту роль планировался овальник 2 ГД-38 (чертежи были сделаны именно под эту головку), но неожиданно, мне попали в руки колоночки от магнитолы Вега-335, с одним лишь 4 ГДШ-3-8 внутри, послушав которые, я был крайне впечатлен их звучанием.
Измерения АЧХ подтвердили услышанное. Ровнейшая АЧХ, вплоть до 10 кГц, с последующим плавным спадом. Великолепная, ясная подача средних и высоких частот с высоким звуковым разрешением. К тому же круглый динамик, на мой взгляд, смотрится на панели органичнее. Было решено остановить выбор именно на 4 ГДШ-3-8.
Внутренние пропорции корпусов соответствуют правилам золотого сечения. Глубина корпуса внутри равна 250 мм. Поскольку колонки имеют открытое оформление, делать стенки толстыми не имеет смысла, давления внутри не создается. Фанера толщиной 12 мм вполне подходящий материал! Торцы боковин были отфрезерованы под углом 45°. Для склеивания применялся профессиональный клей ПВА D3 и ленточные струбцины.
Для внешней отделки был выбран шпон файн-лайн “орех” на флизелиновой основе. Работать с ним удобно, т.к. он не крошится и выпускается полотнами 2,5х0,65 м, что позволяет обходиться без прифуговывания кнолей. Для наклеивания шпона, я использую клей Alcor ATS 440PH. Это полихлоропреновый контактный клей. Раздобыть его можно в мастерских по ремонту обуви.
Финишная отделка производилась тунговым маслом за 2 раза. Экологически чистый материал, обладающим крайне слабым, приятным запахом. После 2-х суточного высыхания, поверхность полируется безворсовой ветошью и приобретает шелковистый блеск.
Грили сделаны из MDF толщиной 10 мм и обтянуты звукпрозрачной тканью. Предварительно, с MDF, при помощи ручного фрезера сняты фаски. К сожалению, не помню названия ткани, но она из простого магазина для рукоделия. Ткань подворачивается и с обратной стороны приклеивается.
Сведение фильтров не заняло много времени. Динамики органично дополнили друг друга. 4 ГД-35 соединены последовательно и имеют общее сопротивление 8 Ом. Схема фильтра проста: пара 4 ГД-35 включена через катушку индуктивности 1,35 мГн, а 4 ГДШ-3-8 через конденсатор 4,7 мкФ. Никаких доп. резисторов для выравнивания чувствительности не понадобилось. АС имеют высокое звуковое разрешение, прекрасно передают атмосферу записи. Голоса и инструменты звучат натурально и живо.
В зависимости от окружающей обстановки, можно корректировать звучание добавлением внутрь некоторого количества звукопоглащающего материала (синтепон, ватин и т.п.). Это особенно актуально, когда АС тыльной стороной стоит близко к стене.
Автор работы: Александр Лукин г. Омск
Подбор правильной акустики для лампового усилителя или Ламповый усилитель часть 8
ламповый усилитель 30П1С + АС Онкио
Создание системы hi-fi или Hi-end системы, которая звучит великолепно и всё прекрасно работает вместе, является полезной, хотя иногда и сложной задачей.
Когда вы говорите о связке между акустикой и ламповым усилителем, необходимо учитывать множество факторов; но когда этот усилитель относится к самому высокому классу, связанные характеристики двух компонентов должны стать более точными, правильными и четкими.
Акустика для лампового усилителя или Ламповый усилитель часть 8
У усиления лампового есть очень много преимуществ, особенно если послушать его диапазон звучания… богатый, привлекательный, реалистичный звук и неподвластная времени эстетика могут заставить вашу систему выглядеть и работать на совершенно новом уровне.
японские полочные колонки Onkyo PS-A77 + ЦАП + ламповый усь
Но чтобы обеспечить максимальную отдачу как от акустики, так и от лампового усилителя; Вы должны убедиться, что они действительно будут работать вместе.
Если ваша акустика не соответствует выбранному вами ламповому усилителю (или наоборот), вы можете легко пострадать от плохого звука или, что еще хуже, от технических неисправностей, возникающих в обоих компонентах.
отличный копмплект для прослушивания музыки
Поэтому, выбрав акустику и ламповый усилитель, которые вы хотели бы использовать вместе, проверьте следующие основные характеристики:
↑ Что делать?
Предлагаю такой вариант. Из-за сложностей с пассивными фильтрами, сделать активный разделительный фильтр на частоту порядка 150 Гц и по два усилителя на канал. Для НЧ-звена усилитель можно попроще и помощнее, для СЧ-ВЧ маломощный высококачественный усилитель (хоть ламповый однотакт). Этот вариант позволяет применять вместе низкочувствительные басовики и СЧ-ВЧ динамики с высокой отдачей без того, чтобы душить до безобразия (уровня НЧ) чувствительность последних. Отсюда в НЧ-звене могут использоваться самые разные головки в разном акустическом оформлении (проблемы и вопросы согласования по времени задержки останутся, но мы сейчас об этом не говорим).
В качестве СЧ-ВЧ звена применить широкополосник, хорошо воспроизводящий ВЧ, с рупорком. Пойдёт и ШП + пищалка, в качестве фильтра ВЧ только конденсатор. Да, может потребоваться подбор головок, но это реально т. к. широкополосники одного размера обычно имеют спад примерно на одной частоте. Я считаю, что это будет не трёхполоска в привычном понимании этого слова.
Я пробовал варианты с разными импортными и отечественными динамиками и результат макетов меня в целом удовлетворил.
Но вернёмся к нашим баранам — чистой двухполоске. В качестве СЧ-ВЧ можно применить модный сейчас автодинамик Alphard ETP-1623.
На мой взгляд, в пищалке он не нуждается, более того, он лучше звучит, если его ось отвернуть немного в сторону от слушателя. Мнения в Сети ест очень разные. Я могу отметить, что динамик на небольшом щите звучит весьма достойно. Я оцениваю его на твёрдую четверку при работе на небольшом щите и на той музыке, которую я слушаю. При смешной стоимости динамиков, это может быть решением многих проблем — нет забот с фильтрами и настройками, сателлиты на таких динамиках в небольших щитах могут звучать весьма прилично примерно от 150 Гц. Это и есть «дёшево и сердито».
Но басов у динамиков нет, вообще нет. Засовывать их в ЗЯ или ФИ нельзя, поэтому басовое звено необходимо.
Если будет интерес, я могу в дальнейшем привести результаты моих измерений Alphard ETP-1623 в моей комнате, в реальных условиях. Конечно, по сравнению с результатами в заглушенной комнате или в подобранных тепличных условиях, картинки могут ужаснуть, зато это будет правдой.
Сухой остаток:
Биампинг. Активные фильтры. Частота раздела 100…300 Гц. СЧ-ВЧ звено в открытом оформлении, питаемое от относительно маломощного высококачественного усилителя.
Ламповый аудиокомплекс начинающего. Восемь вариантов включения ламп + АС с чертежами
Для начала немного идеологии. Если аппаратура «Hi-Fi» (высокая верность звуковоспроизведения) имеет вполне определённые стандарты, то «Hi-End» (я бы перевёл как «так высоко, что дальше некуда») весьма расплывчатое понятие, включающее массу субъективных факторов, истинных и ложных трактовок, физических, эзотерических и чисто маркетинговых толкований. Считается, что «Hi-End» удел избранных. Предлагаю развеять этот миф и попробовать на себе.
Отбросим в сторону «шелуху» в виде: креативно — концептуальных технических решений, применения всякого рода «гармонизаторов», направленности и прямолинейности проводников, зависимости звучания от заоблачной цены на применяемые элементы и так далее. Сформулируем свою идеологию. Исходить будем из положительных и физически объяснимых опций «хайэнда»:
• минимальная длина тракта, • минимальное количество элементов, • культура исполнения конструкции и монтажа, • применение качественных радиоэлементов и материалов, • ну и «hand made» — ручная работа, а точнее «домашнее рукоделие».
Подмешаем в нашу идеологию немного «культовости»:
• отсутствие полупроводниковых элементов, • отсутствие общих и местных обратных связей, • отсутствие инструментальной оценки характеристик, • отсутствие IT-технологий в реализации (программное моделирование и т.п.).
Выходное сопротивление
Выходное сопротивление вашего усилителя влияет на частотную характеристику ваших акустических систем (динамиков) и определяет степень управления усилителем над движением различных драйверов, используемых в коробе.
Многие современные твердотельные устройства (усилители) могут достигать очень низких уровней выходного импеданса и поэтому меньше подвержены влиянию этой спецификации, но при использовании ламповых усилителей плохое согласование импеданса между ламповым усилителем и акустикой может привести к чрезмерному энергопотреблению и проблемам с шумом или искажениями.
клеммы Onkyo PS-A77
Говоря об импедансе, люди также склонны использовать слово «эффективность». Эффективность громкоговорителя обозначает количество электрической мощности, которое громкоговоритель преобразует в акустическую мощность, и часто отражается в процентах.
ламповый усилитель 30П1С + АС Онкио
Усилитель ламповый находится под реальным риском внутреннего повреждения, если минимальный импеданс громкоговорителя слишком низок, так как это заставляет усилитель работать слишком усердно (большой нагрев), чтобы достичь «нормальной» громкости прослушивания
Кроме того, для получения наилучших результатов звучания с менее мощными усилителями также важно, чтобы импеданс был как можно более точным
Номинальные и минимальные значения полного сопротивления акустики по сравнению с тем, что требуется вашему ламповому усилителю.
Рецепт и ингредиенты
Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.
Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.
Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.
Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.
тест
Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».
Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.
Подключение динамиков синфазное.
Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».
Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).
Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.
Итого: 72$.
Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.
Спасибо за внимание и желаю успехов
↑ Выбор динамиков
Выбор динамиков был вызван несколькими обстоятельствами. Имея по нескольку штук каждого типа динамиков, я мог сравнивать их характеристики и выбрать лучшие, оценить разницу между однотипными динамиками. Динамики хотя и очень старые, но до сих пор доступные и весьма дешевые. Некоторые выпускаются и сегодня, но по поводу новодела ничего сказать не могу. У меня есть немало разных СЧ-ШП динамиков, но по разным причинам я отклонил их, выбрал 3 ГДШ2-8 (2ГД-40).
Выбор ВЧ динамиков был сильно ограничен. Самый доступный – 2ГД-36, он стоял в каждом телевизоре. Динамики 10ГД-35 и аналогичные в данном случае ставить нецелесообразно, кроме того, слишком большое число клонов ухудшает возможность повторения т. к. они несколько отличаются друг от друга. 3ГД-31 требует кардинальной доработки.
НЧ динамик 25ГДН3-4 (15ГД-14) для МАС — почти единственный. Лучшим выбором был бы 15ГД-17, но они весьма дефицитны, а 25ГДН3-4 стоят в 15АС-109 и множестве их клонов, поэтому доступны. Выбор НЧ динамика обусловлен и тем, что в 15АС-109 он звучит неплохо.
Наверное, можно поставить 10ГД-34, но он имеет более слабый магнит и заметно худшие характеристики. Остальные широко распространенные советские динамики для МАС, такие как 10ГД-30, не годятся т. к. требуют намного большего ящика. Можно поставить другой НЧ динамик, если ему достаточен ящик до 20 литров.
↑ Выбор типа АС
С течением времени и накоплением определенного опыта, постепенно я пришел к выводу, что двухполоска – это хорошо, но для неё трудно найти подходящие динамики хорошо звучащие в достаточно широкой полосе частот. Есть динамики 6ГД-2 и некоторые другие, но они дефицитны и малогабаритные АС на них точно не сделать, 6ГД-2 требуют ящиков размером с небольшой холодильник.
Чтобы получить более-менее низкую частоту на щите, он должен быть очень большим, это тоже не МАС. Для МАС остается только ФИ т. к. на мой взгляд, нет советских динамиков способных обеспечить бас в небольшом ЗЯ.
Все известные мне НЧ динамики имеют резиновый подвес (были с поролоном, но в данное время им требуется обязательная замена подвесов, да и объем ящика будет великоват для МАС) и плохо звучат на СЧ, а эти частоты для меня очень важны т. к. считаю, что именно они определяют общее качество звука.
Все советские МАС сделаны по двухполосной схеме, имеют высокую частоту раздела, примерно 5 кГц, поэтому звучат невыразительно из-за того, что «резиновый» НЧ динамик звучит выше 1…2 кГц далеко не лучшим образом.
Большинство промышленных АС, даже собранных по трехполосной схеме, тоже звучат на СЧ мутно т.к. в них обычно установлен «резиновый» 15ГД-11. Этим обстоятельством и вызвано огромное число статей по переделке 25АС, 35АС и их клонов. Поэтому для проекта был выбран трехполосный вариант с бумажным СЧ динамиком. Кроме того, я считаю, что для СЧ динамика лучшее оформление — щит или неглубокий ОЯ. Щит предпочтительнее по звуку, но неудобен по конструктиву.
Поэтому выбор типа колонок такой:
трехполоска, НЧ динамик в небольшом ящике с ФИ, СЧ динамик в небольшом неглубоком ОЯ, ВЧ динамик на крохотном щите.
↑ Доработка динамиков
К сожалению, со временем, параметры динамиков ухудшаются, в первую очередь это касается НЧ динамиков из-за того, что их диффузор имеет наибольшую амплитуду колебаний. Резиновый подвес дубеет, токосъемные провода разрушаются
При необходимости, для восстановления качества, надо отремонтировать динамики, особое внимание уделить подвесу. Вариант доработки я предлагал в статье «Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных»
Необходима также доработка СЧ динамиков. Гофр (весь диффузор пропитывать нельзя) пропитать жидким раствором герлена. Процесс подробно описан Шоровым и его последователями. Но этого оказалось недостаточно. При прослушивании собранных и настроенных колонок, звук был несколько жестковат. Причина оказалась в высокой акустической добротности динамиков. Пришлось применить ПАС, это дало заметный положительный результат.
Попытки доработать 2ГД-36 по методике улучшения 3ГД-31, положительного результата не дали.
↑ 1970-е годы
Разгул транзисторизации и миниатюризации, погоня за параметрами в ущерб реальному качеству, которое нельзя или трудно было выразить в цифрах. Как тараканы из коробки посыпались разные ВИА, они были в каждом дворе и школе. Началось засилье электронных инструментов, электронного звука, транзисторных усилителей. Транзисторы уверенно вытесняют лампы, их главное достоинство (как и сегодня у всяких гаджетов) – резкое уменьшение размеров и веса аппаратуры, возможность достаточно долго работать от автономного питания. Массово появились маленькие приёмнички
(и магнитофоны, большие и тяжёлые, но всё же переносные) с маленькими динамиками (звук пронзительный и орущий, но такой приёмник можно слушать на ходу, брать с собой на гулянку и т. д.).
Стерео вызвало создание пар отдельно стоящих акустических систем, в одном корпусе стерео толком не получить (попытки были).
В погоне за расширением диапазона в сторону НЧ стали делать закрытые ящики. Для них нужны были совершенно другие басовые динамики, чем раньше, и такие динамики, позволившие сделать басовитые маленькие АС, были сделаны!
10МАС-1 были предметом гордости (зависти), заявленный диапазон 63…18000 Гц казался фантастикой, казалось, что лучше быть уже ничего не может. Потрясённые новым звуком, басами, пищалками покупатели, как-то незаметно оттеснили на задний план субъективное качество звука, которое давало открытое оформление.
Думаю, ключ в том, что новая музыка лучше подходила именно под новый «транзисторный» звук, и почти все были счастливы.
Незаметно наступила новая эра. Один динамик уже не мог приемлемо воспроизвести весь диапазон, и его (диапазон) разделили на две (иногда три) части. Если раньше «маленькие» динамики только немного «помогали» основному щирокополоснику, то теперь диапазон звука большого динамика сдвинулся вниз, и он просто не мог воспроизводить высокие частоты.
Пришлось ставить более сложные фильтры (раньше хватало одной ёмкости). Динамики перестали быть универсальными и стали узкоспециализированными. В силу физических особенностей, типичная частота раздела стала 2 кГц т. е. в области максимальной чувствительности слуха ко всяким «бякам».
Выиграли в полосе частот, но получили букет проблем. Низкая чувствительность новых АС и требования к низкому выходному сопротивлению УМЗЧ привели к постепенному вытеснению ламповых усилителей. Это тоже не улучшило качество звука.
Справедливости ради надо вспомнить, что были АС на одном широкополосном динамике типа 10ГД-36,
роль ВЧ излучателя выполнял рупорок, но такие АС не получили массовую любовь населения (любители до сих пор пытаются применять их, но это другая тема).
Акустика
Новое поколение динамиков, способных работать в ЗЯ и неспособных по этой причине работать в ОЯ, звук стал закрытым, придушенным. Появились пищалки (раньше были редкостью), фильтры в АС стали обязательны.
Частотный диапазон заметно расширился в обе стороны. Динамики стали производить на большую мощность, но они утратили чувствительность.
Качество звука стало устраивать большинство обывателей (как сегодня, поэтому потуги сделать высококачественный звук массовым, не находят отклика у масс, которым бумбоксов хватает с головой). Появился стандарт Hi-Fi DIN 45000…
↑ Разделительный фильтр АС
Мне было интересно попробовать модные последовательные фильтры, получить опыт работы с ними. Впечатления оказались неоднозначными. Могу точно заявить, что это не панацея. Для этих фильтров нужны динамики с ровными АЧХ в рабочей области и без значительных выбросов даже вне рабочего диапазона. Мне не удалось ровно свести СЧ-ВЧ динамики на частоте около 5 кГц, вынуждено получилось только на частоте 8…9 кГц, что имеет свои недостатки. Раздел НЧ-СЧ на 500 Гц.
В отличие от параллельных фильтров, где фильтр для каждого динамика можно настраивать отдельно и независимо, здесь есть нежелательная взаимозависимость, что усложняет настройку. В итоге получился вот такой фильтр.
Схема последовательного фильтра АС По заявлению автора такого решения, схема обладает наиболее гладкими стыками т. к. всё что отрезается фильтрами НЧ и ВЧ поступает на СЧ динамик. Мысль интересная и всё так и было бы, если вместо динамиков стояли резисторы. Но, как я много раз писал, динамики, как электромеханические устройства, обладают своим норовом и результат может не оправдать ожиданий.
↑ Конструкция АС
АС состоит из трех корпусов. Нижняя часть – ФИ объемом примерно 15 литров. Это больше общепринятого, но у меня были готовые ящики от купленных когда-то АС.
Пришлось подстраиваться под него. Труба ФИ получилась очень длинная – 27 см и пришлось ее делать Г-образной. Сделана из стандартной сантехнической трубы диаметром около 50 мм. Поскольку этот пластик клеить трудно, я сварил его паяльником, получилось достаточно прочно, уплотнение с корпусом сделано изолентой, шов изнутри обработан термоклеем.
Лицевая панель АС съемная.
СЧ динамик в ОЯ, желательно его делать минимально глубоким. ПАС выпилена из отрезка ламината, большое отверстие – под магнитную систему динамика, малые диаметром 10 мм для ПАС. Число отверстий некритично, можно сделать около 20.
Сначала я сделал с запасом, потом заклеивал их малярным скотчем. Акустическая добротность уменьшилась с 11 примерно до 1. Все делалось по рекомендациям Шорова. Материал взят от старой льняной простыни, натянут во влажном состоянии на ламинат, покрытый клеем 88-Lux. По периметру ткань закреплена скобами столярного степлера. При высыхании ткань дополнительно натягивается.
ВЧ динамик установлен на маленьком прямоугольном кусочке ламината.
Поскольку сделано три независимых корпуса, появилась возможность сдвига динамиков внутрь. СЧ сдвинут примерно на 4 см, ВЧ тоже на 4 см относительно СЧ. И если сдвиг СЧ динамика относительно НЧ мало влияет на форму измерительного импульса, то сдвиг ВЧ динамика достаточно заметен, величина сдвига выбрана оптимальной для прослушивания колонок с расстояния 2…2,5 метра.
Хочу отметить, что если все динамики разместить традиционно в одном корпусе, выполнить это смещение будет очень затруднительно. Представьте себе углубление в 8 см…
Можно спорить по поводу пользы такого решения, но оно примерялось в некоторых колонках очень давно и думаю, что от него отказались из-за нетехнологичности. Впрочем, такое решение применяется и сегодня, но не в деревянных, а литых корпусах – пластмассовых или металлических. Для этого углубление делается пологим, некоторые считают, что это рупор, но это не так – это способ сдвинуть динамики внутрь.
Думаю, меломаны разницу услышат, я не проводил специальных испытаний на музыке, а настраивал с помощью компьютерных программ и микрофона.
Высота колонки 73 см, если слушать сидя в кресле, подставка под колонку не нужна. Направление осей СЧ и ВЧ динамиков выбрано сознательно.
Если найдутся желающие повторить мои «15МАС-1», можно купить пару 15АС-109 в хорошем состоянии (клоны не годятся) под НЧ-боксы. Потребуется удалить ВЧ динамик и заглушить отверстие, можно использовать штатную трубу ФИ.
↑ Итоги
Благодаря комплексу вышеизложенных мер, получился хороший результат, выше ожиданий. Звук не отличный, т.к. для него нужны динамики более высокого класса, но хороший. Думаю, лучше любой советской малогабаритной АС, что не удивительно т.к. они двухполосные. Что касается промышленных трехполосок, то здесь ситуация неоднозначная. Ясно, что по мощности (уровню громкости), мои колонки не могут тягаться с сериями клонов 25АС и 35АС. Не могут тягаться и по количеству баса, несмотря на то, что мои колонки работают примерно от 34 Гц по уровню -3 дБ, динамик такого малого диаметра, заметно уступает по мощи НЧ динамикам серии 25ГД, 30ГД.
Но 2ГД-36 звучит мягче, чем 10ГД-35. А главное преимущество — на СЧ. Резиновые 15ГД-11 звучат явно хуже, хотя и громче. Думаю, суммарный баланс в пользу этих МАС, но не для любителей убойного баса.
Для домашнего применения громкости данных колонок вполне достаточно, несмотря на низкую чувствительность 25ГДН3-4. А для дискотеки – нет. Но для дискотеки качество не нужно.
Целью моих опытов было опробовать некоторые приёмы и методы настройки, посмотреть, что можно сделать из дешевых и доступных динамиков, и при положительном результате предложить читателям «Датагора» новую статью.
Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной. Частотный диапазон АС – минимально 40…20000 Гц, фактически, по стандартной методике, даже шире.
Колонки хорошо работают с усилителем В. Мосягина (MVV) на LM1875 по «помповой» схеме. Графиков измерений не даю, кто пожелает — измеряйте сами, например, по описанным мной на Датагоре методикам.
Спасибо за внимание!