Дизайн
Внешний вид у U2 невероятно минималистичный. Он полностью оправдывает свое название в том плане, что разработчики обошлись мелкосерийным производством. У U2 нет коробки, он поставляется в обычном пакете из «пупырчатого» полиэтилена. Корпус представляет собой небольшой прямоугольный параллелепипед, на одном торце которого размещен короткий USB-кабель для подключения к компьютеру, на другом — выход 3,5 мм для аудиосигнала. Этот же разъем служит гнездом оптического выхода, что позволяет использовать U2 в роли конвертера из USB в оптику. В углу устройства разместился светодиод индикации работы.
В общем, дизайн простой, без изысков, но с учетом маргинальной цены и компактного размера придираться тут глупо. Тем более стоит отметить, что внутреннее исполнение ЦАПа на достаточно высоком уровне, пайка качественная, на деталях не экономили (в пределах бюджета устройства, конечно).
ЦАПы есть везде
Блоком с цифроаналоговым преобразователем (ЦАПом, конвертером, DAC) оснащен и AV-ресивер, и CD-, и в принципе любой медиаплеер. Как самостоятельное устройство ЦАПы появились в качестве High-End-апгрейда существующему CD-проигрывателю. Конструкторы полагали, что плеер разумнее разнести в отдельные блоки с собственным электропитанием.
Один из первых внешних ЦАПов Sony DAS-R1, выпущен в конце 1987 года
В первом устанавливалась собственно механическая часть со считывающей оптической системой и цифровым выходом. Это называлось CD-транспорт. Во втором блоке движущихся узлов уже не было — лишь плата ЦАПа, значение которого в настоящее время выросло до звания цифрового хаба. Кстати, очень часто бывает и так, что в современном CD-проигрывателе найдется пара цифровых входов для подключения внешних источников.
Жизненный цикл звука от источника, последующей записи и оцифровки, обработки, и обратного цикла — цифроаналогового преобразования
Современный конвертер взаимодействует с целым рядом источников сигнала — главное, чтобы для всех нашлась соответствующая коммутация. Источником может быть и старенький DVD-плеер – обычно они подключаются через оптический TosLink или коаксиальный кабель. Последний выглядит как обычный «тюльпан» из стереопары. Дорогие модели могут еще используют соединение разъемами типа XLR. С помощью USB входа к ЦАПу можно подключить компьютер или портативный источник звука.
Помимо этого, портативные ЦАПы делают совместимыми с источниками на основе iOS- или Android-телефонами, айподами, планшетами и другими гаджетами. Фактически во всех этих случаях конвертер становится внешним звуковым модулем с отдельным питанием и хорошей начинкой, которые не снились в штатной мультимедийной технике. А еще современные ЦАПы нередко оснащают усилителем для наушников.
Музыка – именно она
По всем параметрам выигрывает один из лучших ЦАПов в мире. Сейчас мы его вам представим.
КЕМБРИДЖ АУДИО DACMAGIC PLUS —Лучший Аудиофильный ЦАП
Cambridge Audio – одна из самых известных компаний в аудиоиндустрии, которая производит широкий спектр высококачественной продукции. Таким образом, вы можете верить, что устройство DacMagic Plus будет идеальным для большинства аудиофилов и даже профессиональных музыкантов.
Фактически, мы считаем, что это лучший ЦАП до 500! Устройство оснащено 24-битными ЦАП Twin Wolfson и использует повышающую дискретизацию AFT2 24 бит / 384 кГц с повышением частоты дискретизации и уменьшением джиттера. Он также оснащен беспроводным соединением BT и выбираемыми цифровыми фильтрами, что дает пользователю возможность настройки управления.
В результате звук будет безупречным, независимо от формата или устройства, которое вы используете. Вы можете использовать его с проигрывателями Blu-ray, домашними кинотеатрами, телефонами, ноутбуками и так далее. Когда DacMagic Plus подключен к сети, вам больше не нужно беспокоиться о качестве звука!
Плюсы:
- Twin Wolfson 24-битные ЦАП
- AFT2 Повышение частоты дискретизации
- Асинхронный USB-вход
- Он также может быть использован в качестве цифрового предусилителя
- BT связь
Минусы:
- Немного дорогой
- Нет пульта дистанционного управления
- Нет индикатора уровня громкости
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование:
- Apple MacBook Pro 15″ early 2011
- USB изолятор iFi iUSB Power
- Decibel в роли плеера
- Записи в lossless-форматах
- Audio-GD NFB-6 в роли усилителя
- Наушники: Fischer Audio TBA-04, VSonic GR01
ESS Sabre 9023 — микросхема практически самодостаточная. Она не требует сложной обвязки (хотя и не исключает ее при желании разработчиков), поэтому в создании ЦАПов на ней — главное не испортить ее. Разработчикам U2 это удалось в полной мере. В роли USB-интерфейса они использовали чип SA9023 от SAVITECH (несмотря на совпадение индексов, этот чип не имеет отношения к микросхеме самого ЦАПа). В роли генератора используется 27 МГц резонатор с микросхемой PLL1705. В конструкции ЦАПа используется схема без разделительных конденсаторов на выходе, что также благотворно влияет на звук.
Самое забавное в ситуации с данным устройством состоит в том, что он играет не хуже многих куда более дорогих решений, а некоторые даже обходит. В первую очередь, в этом заслуга хороших ЦАПа и контроллера, во вторую — в грамотном схемотехническом решении.
«Из коробки» звучание U2 детальное, скорее холодное, но без напрягающего излишка ВЧ. В звучании много воздуха и легкости, хотя бас тоже отыгрывается неплохо. Сибилянты выражены слабо, фоновый шум зависит от качества вашего USB-выхода (см. ниже про фильтр). Запас по громкости — достаточный для большинства не тугих наушников. Хорошо этот ЦАП сочетается с разными усилителями, за счет своей «прозрачности» он практически не вносит искажений в звуковую картинку.
Raspberry Pi A/B
На самых-самых ранних Raspberry Pi нужные для ЦАП контакты не выведены ни на какой разъем, но вообще
есть на плате, и в интернете вы можете найти соответствующие схему. Вряд ли у вас такая модель,
поэтому ниже я о них не пишу.
Если у вас чуть более свежие Raspbery Pi первой модели, но до “+” варианта, то нужные
для ЦАП контакты находятся на 8-контактном разъеме , размещенном пониже основного
26-контактного разъема расширения .
Обычно не распаян. Можете посмотреть видео, как его распаивать
на сайте HiFiBerry.
Подробнее о можно прочитать
Raspberry Pi P5 Header.
Обратите внимание, что разъем подразумевается к установке с обратной стороны платы (хотя в
видео про HiFiBerry его паяют с той же стороны, что и основной разъем расширения).
Поэтому четные-нечетные контакты в с противоположной стороны от того, как в основном
разъеме .
Проверить себя, можно померив напряжение — на контакте должно быть 5В, на контакте
3.3В, оба последних контакта , и — земля
Сраненение PCM5102 или PCM5122 — что лучше
HiFiBerry ранних моделей () построены ровно на той же микросхеме, что и платы с aliexpress (PCM5102).
Новые HiFiBerry () — на PCM5122 которая в основном отличается наличием аппаратной регулировки
громкости.
Если вы регулируете громкость на усилители (и это самый правильный вариант с точки зрения
качества звука), то вам эта возможность просто не нужна.
При желании регулировать через интерфейс, например, volumio, вы можете включить —
теоретически это снижает качество, но на практике вряд ли вы это заметите.
Вывод на RCA разъемы | Вывод на разъем для наушников |
Китайцы на них пишут, что это Raspberry Pi HAT-платы, но это не совсем правда.
Они подключаются к HAT разъему raspberry pi, но их нельзя просто вставить в него, как HiFiBerry.
В принципе, для подключения паяльник не обязателен, если речь о первом варианте платы и новых raspberry pi
(не zero, на которой разъем расширения не распаян) — тогда можно соединить штырьки разъемов
с помощью контактных проводов. Найти такие провода можно на
aliexpress по строке “wires female to female dupont” —
как правило, они цветные, на концах разъемчики (вам нужен вариант female — female).
Как подключить I2S DAC к Raspberry Pi
Первый вариант ЦАП:
DAC | Pi A/B | Pi A+/B+, Pi2, Pi3, PiZ | PCM5102 |
Vcc (+5v) | P5-1 | J8-2 | |
+3.3v (not used, just to check youself) | P5-2 | J8-1 | |
BCK | P5-3 | J8-12 | Audio data bit clock input |
LRCK(LCK) | P5-4 | J8-35 | Audio data word clock input |
DATA(DIN) | P5-6 | J8-40 | Audio data input |
Gnd | P5-7 | J8-39 |
В описании ЦАП китаец пишет, что неверно обозначены BCK и DATA, но, наверно, это относится к ранним модификациям платы — на моей крайний разъем обозначен BCK, и так его и надо подключать.
Второй вариант ЦАП:
К первому варианту добавляются контакты:
DAC | Pi A/B | Pi A+/B+, Pi2, Pi3, PiZ | PCM5102 |
GND | P1-6 | J8-6 | |
FLT (gnd) | P1-14 | J8-14 | Filter select : Normal latency (Low) / Low latency (High) |
DMP (gnd) | P5-8 | J8-20 | ?De-emphasis control for 44.1kHz sampling rate(1): Off (Low) / On (High) |
SCL | P1-5 | J8-5 | ?System clock input |
FMT (gnd) | P1-18 | J8-18 | Audio format selection : I2S (Low) / Left justified (High) |
XMT (3.3v) | P1-1 | J8-1 |
Подробно разъемы для интересующихся расписаны на вики: RPi Low-level peripherals.
PCM5102 datasheet
Модификация
Чтобы раскрыть полный потенциал U2, я отправил его на доработку знакомому мастеру. В ходе доработки ЦАП претерпел множество изменений:
- убраны танталовые конденсаторы из аналогового тракта и заменены на электролитические большей емкости
- пересчитан фильтр и его компоненты заменены на более качественные, а амплитуда выходного сигнала немного уменьшена для достижения большей детальности
- реализовано отдельное питание микросхемы ЦАПа
- часть конденсаторов шунтирована керамикой
После модификации звучание плеера становится не таким выражено-холодным, добавляется драйв НЧ, что делает звучание ЦАПа более музыкальным. Звук становится «многоплановым», воображаемая сцена становится более объемной, улучшается разделение инструментов.