Дизайн
Внешний вид у U2 невероятно минималистичный. Он полностью оправдывает свое название в том плане, что разработчики обошлись мелкосерийным производством. У U2 нет коробки, он поставляется в обычном пакете из «пупырчатого» полиэтилена. Корпус представляет собой небольшой прямоугольный параллелепипед, на одном торце которого размещен короткий USB-кабель для подключения к компьютеру, на другом — выход 3,5 мм для аудиосигнала. Этот же разъем служит гнездом оптического выхода, что позволяет использовать U2 в роли конвертера из USB в оптику. В углу устройства разместился светодиод индикации работы.
В общем, дизайн простой, без изысков, но с учетом маргинальной цены и компактного размера придираться тут глупо. Тем более стоит отметить, что внутреннее исполнение ЦАПа на достаточно высоком уровне, пайка качественная, на деталях не экономили (в пределах бюджета устройства, конечно).
![]()
ЦАПы есть везде
Блоком с цифроаналоговым преобразователем (ЦАПом, конвертером, DAC) оснащен и AV-ресивер, и CD-, и в принципе любой медиаплеер. Как самостоятельное устройство ЦАПы появились в качестве High-End-апгрейда существующему CD-проигрывателю. Конструкторы полагали, что плеер разумнее разнести в отдельные блоки с собственным электропитанием.
Один из первых внешних ЦАПов Sony DAS-R1, выпущен в конце 1987 года
В первом устанавливалась собственно механическая часть со считывающей оптической системой и цифровым выходом. Это называлось CD-транспорт. Во втором блоке движущихся узлов уже не было — лишь плата ЦАПа, значение которого в настоящее время выросло до звания цифрового хаба. Кстати, очень часто бывает и так, что в современном CD-проигрывателе найдется пара цифровых входов для подключения внешних источников.
Жизненный цикл звука от источника, последующей записи и оцифровки, обработки, и обратного цикла — цифроаналогового преобразования
Современный конвертер взаимодействует с целым рядом источников сигнала — главное, чтобы для всех нашлась соответствующая коммутация. Источником может быть и старенький DVD-плеер – обычно они подключаются через оптический TosLink или коаксиальный кабель. Последний выглядит как обычный «тюльпан» из стереопары. Дорогие модели могут еще используют соединение разъемами типа XLR. С помощью USB входа к ЦАПу можно подключить компьютер или портативный источник звука.
Помимо этого, портативные ЦАПы делают совместимыми с источниками на основе iOS- или Android-телефонами, айподами, планшетами и другими гаджетами. Фактически во всех этих случаях конвертер становится внешним звуковым модулем с отдельным питанием и хорошей начинкой, которые не снились в штатной мультимедийной технике. А еще современные ЦАПы нередко оснащают усилителем для наушников.
Музыка – именно она
По всем параметрам выигрывает один из лучших ЦАПов в мире. Сейчас мы его вам представим.
КЕМБРИДЖ АУДИО DACMAGIC PLUS —Лучший Аудиофильный ЦАП
Cambridge Audio – одна из самых известных компаний в аудиоиндустрии, которая производит широкий спектр высококачественной продукции. Таким образом, вы можете верить, что устройство DacMagic Plus будет идеальным для большинства аудиофилов и даже профессиональных музыкантов.
Фактически, мы считаем, что это лучший ЦАП до 500! Устройство оснащено 24-битными ЦАП Twin Wolfson и использует повышающую дискретизацию AFT2 24 бит / 384 кГц с повышением частоты дискретизации и уменьшением джиттера. Он также оснащен беспроводным соединением BT и выбираемыми цифровыми фильтрами, что дает пользователю возможность настройки управления.
В результате звук будет безупречным, независимо от формата или устройства, которое вы используете. Вы можете использовать его с проигрывателями Blu-ray, домашними кинотеатрами, телефонами, ноутбуками и так далее. Когда DacMagic Plus подключен к сети, вам больше не нужно беспокоиться о качестве звука!
Плюсы:
- Twin Wolfson 24-битные ЦАП
- AFT2 Повышение частоты дискретизации
- Асинхронный USB-вход
- Он также может быть использован в качестве цифрового предусилителя
- BT связь
Минусы:
- Немного дорогой
- Нет пульта дистанционного управления
- Нет индикатора уровня громкости
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование:
- Apple MacBook Pro 15″ early 2011
- USB изолятор iFi iUSB Power
- Decibel в роли плеера
- Записи в lossless-форматах
- Audio-GD NFB-6 в роли усилителя
- Наушники: Fischer Audio TBA-04, VSonic GR01
ESS Sabre 9023 — микросхема практически самодостаточная. Она не требует сложной обвязки (хотя и не исключает ее при желании разработчиков), поэтому в создании ЦАПов на ней — главное не испортить ее. Разработчикам U2 это удалось в полной мере. В роли USB-интерфейса они использовали чип SA9023 от SAVITECH (несмотря на совпадение индексов, этот чип не имеет отношения к микросхеме самого ЦАПа). В роли генератора используется 27 МГц резонатор с микросхемой PLL1705. В конструкции ЦАПа используется схема без разделительных конденсаторов на выходе, что также благотворно влияет на звук.
Самое забавное в ситуации с данным устройством состоит в том, что он играет не хуже многих куда более дорогих решений, а некоторые даже обходит. В первую очередь, в этом заслуга хороших ЦАПа и контроллера, во вторую — в грамотном схемотехническом решении.
«Из коробки» звучание U2 детальное, скорее холодное, но без напрягающего излишка ВЧ. В звучании много воздуха и легкости, хотя бас тоже отыгрывается неплохо. Сибилянты выражены слабо, фоновый шум зависит от качества вашего USB-выхода (см. ниже про фильтр). Запас по громкости — достаточный для большинства не тугих наушников. Хорошо этот ЦАП сочетается с разными усилителями, за счет своей «прозрачности» он практически не вносит искажений в звуковую картинку.
Raspberry Pi A/B
На самых-самых ранних Raspberry Pi нужные для ЦАП контакты не выведены ни на какой разъем, но вообще
есть на плате, и в интернете вы можете найти соответствующие схему. Вряд ли у вас такая модель,
поэтому ниже я о них не пишу.
Если у вас чуть более свежие Raspbery Pi первой модели, но до “+” варианта, то нужные
для ЦАП контакты находятся на 8-контактном разъеме , размещенном пониже основного
26-контактного разъема расширения .
Обычно не распаян. Можете посмотреть видео, как его распаивать
на сайте HiFiBerry.
Подробнее о можно прочитать
Raspberry Pi P5 Header.
Обратите внимание, что разъем подразумевается к установке с обратной стороны платы (хотя в
видео про HiFiBerry его паяют с той же стороны, что и основной разъем расширения).
Поэтому четные-нечетные контакты в с противоположной стороны от того, как в основном
разъеме .
Проверить себя, можно померив напряжение — на контакте должно быть 5В, на контакте
3.3В, оба последних контакта , и — земля
Сраненение PCM5102 или PCM5122 — что лучше
HiFiBerry ранних моделей () построены ровно на той же микросхеме, что и платы с aliexpress (PCM5102).
Новые HiFiBerry () — на PCM5122 которая в основном отличается наличием аппаратной регулировки
громкости.
Если вы регулируете громкость на усилители (и это самый правильный вариант с точки зрения
качества звука), то вам эта возможность просто не нужна.
При желании регулировать через интерфейс, например, volumio, вы можете включить —
теоретически это снижает качество, но на практике вряд ли вы это заметите.
| Вывод на RCA разъемы | Вывод на разъем для наушников |
Китайцы на них пишут, что это Raspberry Pi HAT-платы, но это не совсем правда.
Они подключаются к HAT разъему raspberry pi, но их нельзя просто вставить в него, как HiFiBerry.
В принципе, для подключения паяльник не обязателен, если речь о первом варианте платы и новых raspberry pi
(не zero, на которой разъем расширения не распаян) — тогда можно соединить штырьки разъемов
с помощью контактных проводов. Найти такие провода можно на
aliexpress по строке “wires female to female dupont” —
как правило, они цветные, на концах разъемчики (вам нужен вариант female — female).
Как подключить I2S DAC к Raspberry Pi
Первый вариант ЦАП:
| DAC | Pi A/B | Pi A+/B+, Pi2, Pi3, PiZ | PCM5102 |
| Vcc (+5v) | P5-1 | J8-2 | |
| +3.3v (not used, just to check youself) | P5-2 | J8-1 | |
| BCK | P5-3 | J8-12 | Audio data bit clock input |
| LRCK(LCK) | P5-4 | J8-35 | Audio data word clock input |
| DATA(DIN) | P5-6 | J8-40 | Audio data input |
| Gnd | P5-7 | J8-39 |
В описании ЦАП китаец пишет, что неверно обозначены BCK и DATA, но, наверно, это относится к ранним модификациям платы — на моей крайний разъем обозначен BCK, и так его и надо подключать.
Второй вариант ЦАП:
К первому варианту добавляются контакты:
| DAC | Pi A/B | Pi A+/B+, Pi2, Pi3, PiZ | PCM5102 |
| GND | P1-6 | J8-6 | |
| FLT (gnd) | P1-14 | J8-14 | Filter select : Normal latency (Low) / Low latency (High) |
| DMP (gnd) | P5-8 | J8-20 | ?De-emphasis control for 44.1kHz sampling rate(1): Off (Low) / On (High) |
| SCL | P1-5 | J8-5 | ?System clock input |
| FMT (gnd) | P1-18 | J8-18 | Audio format selection : I2S (Low) / Left justified (High) |
| XMT (3.3v) | P1-1 | J8-1 |
Подробно разъемы для интересующихся расписаны на вики: RPi Low-level peripherals.
PCM5102 datasheet
Модификация
Чтобы раскрыть полный потенциал U2, я отправил его на доработку знакомому мастеру. В ходе доработки ЦАП претерпел множество изменений:
- убраны танталовые конденсаторы из аналогового тракта и заменены на электролитические большей емкости
- пересчитан фильтр и его компоненты заменены на более качественные, а амплитуда выходного сигнала немного уменьшена для достижения большей детальности
- реализовано отдельное питание микросхемы ЦАПа
- часть конденсаторов шунтирована керамикой
![]()
После модификации звучание плеера становится не таким выражено-холодным, добавляется драйв НЧ, что делает звучание ЦАПа более музыкальным. Звук становится «многоплановым», воображаемая сцена становится более объемной, улучшается разделение инструментов.






























