Акустика Aurum Cantus 630
Акустика Aurum Cantus 630 тоже китайского происхождения, и это совсем не секрет. Компания старая, акустикой занимается давно, разрабатывает и выпускает не только АС, но и те же ленточные твитеры, которые широко применяет. Исследуемая модель — вполне классические трехполосные напольники с фазоинверторной конструкцией и ленточным твитером.
Съемные грили у Aurum Cantus 630 держатся самым привычным способом, скрытых магнитных креплений, к сожалению, нет
Внешность неброская, но аккуратная. Наш экземпляр отделан черным рояльным лаком хорошего качества. Каких-то ярких конструктивных особенностей в дизайне конструкции не видно — компоновка привычная, детали и элементы — тоже. Из интересного я бы отметил композитный материал диффузоров СЧ/НЧ-динамиков — в составе композита заявлены не только часто встречающиеся полипропилен и углеволокно, но и слюда. Как и чем все это соединено в единую массу не указано, но по совокупности всех ощущений материал диффузоров мне кажется достойным внимания. Также интересным показалось разделение частот кроссовером, но это уж точно лучше пробовать оценить на слух.
Основание акустик Aurum Cantus 630 и регулируемые шипы, на которые акустика устанавливается
Но хватит технических деталей, пора переходить к подробному прослушиванию.
ВХод:
Меня огорчает отсутствие в Ваших обзорах раздельных Hi-Fi-компонентов для музыки — предварительных усилителей и оконечных, хотя на рынке они представлены в достаточном количестве.
В связи с этим у меня возник вопрос: будет ли пара Adcom GTP-602 + GFA-5500 или пара Parasound P3 + A21 играть лучше, чем мой Xindak XA-6950? Моя система: CD-проигрыватель Arcam Diva CD192, колонки B&W DM603 S3. Кабели (межблочный и акустический) — от А. Клячина на заказ. Комната — 25 м2. Слушаю в основном тяжелый рок, инструментальную музыку.
P.S.: Отдельное спасибо за Ваши диски.
Андрей, пос. Н. Угхоз Ленинградской обл.
Звук: крупнее, масштабнее, эмоциональнее
Прослушивание я начал с диска Oscar Peterson «Oscar’s Ballads». По первым впечатлениям звучание скорее мягкое, сглаженное (что не согласуется с типичными представлениями о звуке ленточных твитеров). Бас скорее мягкий, бархатистый. Серединка с неплохой детальностью — не въедливая, но и не замыленная. Верхние — неяркие, но не в смысле ограничения диапазона, а просто отсутствует едкость или резкость. В целом детальность и разборчивость на хорошем уровне, однако звук подчеркнуто слитный, послезвучия не так выражены. Звук получается объемным, эффектным и неутомительным по первому впечатлению. Хотя это будет понятно позже, к концу прослушивания.
Ленточный твитер Aurum Cantus 630
В плане окраски или характера подачи — есть немного тепла, подчеркнутая воздушность. В целом звук крупнее, чем ожидалось, он убедительно заполняет пространство. В этом присутствует некоторая неестественность, но ведь не всем хочется мониторной точности. Хотя именно явной неточности или перекраивания звука не наблюдал, были лишь характерно расставленные акценты.
Диффузоры у Aurum Cantus 630 из не совсем обычного композита, в составе которого присутствует слюда
Сцена, как и следует из вышесказанного, масштабная. Нет ощущения пустотелости, прилипания звука к плоскости или к акустике. Единственное, образы на данной конкретной записи как бы живут своей жизнью, вся картинка выстраивается не совсем согласно ожиданиям. Отчасти это объясняется характером записи, и в данном случае этот характер стал заметнее.
Основание акустики и направленный вперед порт фазоинвертора
Следующий альбом — Tsuyoshi Yamamoto «Autumn In Seattle». Звук получился еще более объемным, в меру теплым и скорее светлым. На примере этой записи понравилась проработка баса — его много, но при этом он пропорционален остальной части диапазона, и к тому же система не смягчает его больше, чем есть на записи. Средне-верхний диапазон показался чуть более акцентированным, приподнято-теплым, но без явной просадки по детальности. Если говорить о динамике, то системе неплохо удавалось передавать неспешность, хотя если вдруг случался какой-то динамичный переход, явных затруднений он не вызывал.
Две пары акустических клемм позволяют в случае необходимости использовать би-вайринг или би-ампинг
Один из основных акцентов в звуке — объем и заполнение, значимый масштаб, но без тяжеловесности. С эмоциями все тоже неплохо: тракт их не перекраивает, хотя в какой-то мере склонен усиливать эмоциональную подачу, делать ее теплее и насыщеннее. Иногда в звуке проскальзывает легкая неуверенность и неустойчивость, более заметная на пассажах, проходящих через большую часть диапазона. Но выражено это слабо и точно не настолько, чтобы записать явления в однозначные недостатки.
Выход:
Ничего подобного нам прежде не встречалось, поэтому можем лишь строить предположения. Скорее всего, мы имеем дело с типичным случаем несовместимости усилителя и колонок. Ваши AC были у нас в тесте и подвергались измерениям. В частности, отмечалось: «Колонки имеют довольно ровный, но очень низкий импеданс. На участке от 100 до 60 Гц его значение едва превышает 2 Ом, а до заявленных 8 Ом кривая поднимается лишь после 1300 Гц. Поэтому усилитель придется выбирать из тех, что способны отдать в нагрузку очень большой ток». Готов ли Ваш усилитель выдерживать значительные токовые нагрузки? Не выходит ли он из режима при таком низком импедансе колонок? На наш взгляд, это вполне возможно. Тем более что, согласно нашим измерениям, у Boston VR3 наблюдается повышенная отдачи пищалки на частотах выше 6 кГц, и уже на 10 кГц подъем достигает 6 дБ — это делает искажения, возникающие в усилителе, особенно заметными.
«…размытость, гулкость, бас доминирует, подается затянуто, нередко уходя в инфру» — в этом также могут быть повинны стоячие волны, возникающие в помещении. Попробуйте изменить (хотя бы временно) положение колонок — поставить их не около одной из стен, а по диагонали. Большое значение имеет и расстояние между колонками и задней стеной — поскольку у Boston VR3 порт фазоинвертора выведен назад, дистанция между АС и стеной не должна быть меньше 1 м. Закройте отверстие фазоинвертора поролоновой заглушкой — возможно, это сделает бас более отчетливым. Попробуйте также поставить перемычку между высокочастотной и басовой секциями колонок, отключив, таким образом, bi-wiring — не исключено, что неприятные искажения станут менее заметными или даже вообще исчезнут.
Как нам кажется, Вам в любом случае следует подумать о замене усилителя, причем особое внимание обратить на модели, которые способны хорошо работать с акустикой, обладающей низким импедансом. Например, NAD С372
Почему именно эта модель, а не, скажем, C355BEE? Потому что у C372 выходная мощность 2 х 150 Вт против 2 х 80 Вт у C355BEE, а в нашей публикации по VR3 говорилось: «Чувствительность VR3 порядка 90 дБ/Вт/м, но учитывая их низкий импеданс, усилитель должен быть довольно мощным».
Что касается нового источника, то смысл в этом появится после замены усилителя. CD-проигрыватели Exposure 3010 CD и ХХII в тестах у нас не участвовали, была только модель помладше — Exposure 2010 CD, неплохой проигрыватель, но особых восторгов не вызвал. Скажем так: за эти деньги можно найти плеер поинтереснее. Что касается Exposure 3010 CD и ХХII, знаем, что они построены на одном и том же ЦАПе Burr-Brown PCM1704, поэтому характер звучания у них должен быть схожим.
Сигнал на выходе обеспечивал Дмитрий Ловковский
Звук: рисует воздух, добавляет тепла
Внутреннее устройство усилителя Xindak 6950 (II)
Еще один диск в тесте — Richard Hawley «Truelove’s Gutter». Детально, объемно, эмоционально. На этом диске слышна приподнятость средних частот и некоторая уплотненность. Вокальные партии объемные, но фоново-заполняющие — без точной локализации и с размытыми пропорциями. Впрочем, вся музыка «большая и объемная». Хорошо, что нет резкости или яркости, иначе звук был бы утомительным. В целом можно сделать вывод, что система хоть и подкрашивает звук, но делает это аккуратно и изящно. Бас, пусть и слегка смягченный, лишен расхлябанности, серединка (даже при наличии приподнятости) воспринимается скорее породистой и лощеной, а не ярко раскрашенной или искаженной, верха — подробные, но без заметной яркости и резкости. По динамике здесь вопросов вообще не возникло, есть и скорость, и красивое затухание при переходах от быстрых фрагментов к медленным.
Дальше я послушал диск с записями произведений Henrich Ignaz Franz Biber — «Mysterien Sonaten». Тембральное разнообразие и детали чуть сглажены, в нюансах звук более усредненный, чем мог бы быть. Однако при ощущении сглаженности детальность неплоха — звучание информативное и многогранное. Струнным инструментам немного не хватило резкости и пронзительности, хотя в целом на эмоциональное восприятие все это практически не повлияло. Быстрые моменты отыгрывались не всегда настолько подробно, как хотелось, и была заметна доля сглаженности.
Схожее, но менее заметное на общем фоне, я услышал и на примере следующего альбома — Cecilia Bartoli «Maria». Тоже есть легкое сглаживание остроты вокальных и инструментальных партий, но смягчение, не искажающее восприятие. Скорее музыка воспринимается менее строгой, телесной, с достоверными, но мягкими эмоциями.
В целом и детальность, и динамика на хорошем уровне, подчеркнутой окраски нет. Теплота — да, но ее совсем не много. Единственное, что я лично для себя счел критичным — раскладку сцены. Вроде бы все почти привычно, но оркестровое сопровождение не складывается в единое целое, нет ощущения зала (пусть даже такого, которое может передать запись).
Во входном каскаде у Xindak 6950 (II) использована пара ламп 6922 — вот их можно попробовать поменять, поскольку кроме ординарных вариантов из базовой поставки можно подобрать и что-то поинтереснее
Последний диск в тесте — запись первой симфонии Малера. С некоторых пор этот диск я часто включаю в тестовую подборку, и это сложный материал, с которым справляется полноценно далеко не каждая система. В нашем случае система отыграла на четверку. Немного нестройная сцена, объем и воздушность здесь воспринимались скорее искусственными. Но тембрально получилось все более-менее достоверно, пусть даже с долей теплоты. И только на сложных фрагментах ощущалась некоторая вуаль, сглаженность деталей, в остальном результат не идеальный, но уверенный.
Гибридный усилитель Xindak 6950 (II)
Усилители Xindak мне более знакомы, чем YBA. Этот уже далеко не молодой китайский производитель казался мне как бы слишком неровным. У компании были и весьма удачные модели (особенно с учетом цены), и аппараты, вызывавшие откровенное недоумение. Складывалось впечатление, что это и вовсе продукция разных компаний, разве что логотип у них похожий. Причем говорю я это как про звук, так и про дизайн.
Отношение мое улучшилось после знакомства с линейкой, выпущенной несколько лет назад к 20-летнему юбилею Xindak. Это был комплект из четырех аппаратов — транспорта, ЦАПа, предусилителя и внушительного усилителя мощности. Продукты получились серьезными, но уже совсем не бюджетными (но это смотря с кем сравнивать — от именитых производителей подобное качество может стоить в несколько раз дороже).
Гибридный усилитель Xindak 6950 (II) имеет достаточно аскетичную, но в то же время брутальную внешность
Отмечу, что компания Xindak не была завезена откуда-то, а самостоятельно выросла на китайском рынке, начинавшемся с полумусорных поделок и подделок. Сейчас это уже вполне сформировавшийся производитель, по большей части старающийся делать недорогую технику. Отсюда, возможно, и простой, иногда грубоватый дизайн. Впрочем, этот дизайн стал уже фирменным стилем и выглядит по-своему интересно.
Усилитель Xindak 6950 (II) — гибридник с парой ламп 6922 в предусилительной секции, имеющий на выходе транзисторное усиление. На каждый канал приходится по три пары Sanken 2SC1295 и Sanken 2SC3264. Производитель заявляет выходную мощность в 40 Вт на канал и работу в классе А. В конструкции наблюдается даже приближение к «двойному моно» и пара силовых тороидальных трансформаторов.
Пульт управления у гибридного усилителя Xindak 6950 (II) тяжелый и металлический. Не какая-то пластиковая коробочка
Элементная база обычная, без изысков, но их здесь я и не ожидал — рядовое качество намного лучше смеси дорогих и дешевых деталей безо всякой логики, как бывает у некоторых китайских производителей. Корпус массивный и тяжелый, подходящий для нормального охлаждения.
Сделан и собран аппарат очень аккуратно. Мелкие недочеты можно отыскать, но ничего такого, что повергло бы в ужас. Разве что цифровой USB-вход, утыкающийся в крошечную плату преобразователя. Рассматривать это серьезно категорически нельзя. Впрочем, производитель ни на что и не претендует: USB-вход присутствует, но ждать от него многого не стоит. Подключить компьютер и как-то что-то с него крутить — можно. Но я бы не рассчитывал на хороший звук. Хотя если компьютерный вход нужен только для того, чтобы выводить на систему саундтреки видеороликов, сжатую музыку и интернет-радио в невысоком качестве, данного интерфейса будет достаточно. Однако я считаю, что оптика для подключения звука с телевизора была бы здесь уместнее.
Задняя панель усилителя Xindak 6950 (II) предельно проста, фотография не нуждается ни в каких пояснениях
По управлению и коммутации усилитель прост и удобен. Передняя панель с кнопками и единственной ручкой интуитивно понятна. Разве что синие светодиоды по традиции поругаю: сделай компания ненавязчивые желтоватые или белые — смотрелось бы куда лучше. А так все переключается, крутится, с пульта управляется — и сложно ожидать чего-то еще. Темброблока нет, и это только к лучшему. Входов у усилителя пять: три небалансных, один балансный и тот самый цифровой USB. Правда, балансный вход скорее нужно назвать XLR-входом, потому что соответствующие разъемы есть, но именно балансной схемотехники в полноценной реализации я не нашел.
Выводы
Пожалуй, в целом система отыграла лучше, чем я ожидал. Да, есть и окраска, и специфика, но в какой-то мере они есть у всех, и выстроить референсную систему, способную отыгрывать симфоническую музыку очень и очень сложно. И дорого. Но это мои критерии оценки, а у слушателя, не интересующегося классической музыкой, критерии могут быть совершенно другими. В тесте же какие-то явные вопросы были именно к звучанию сложной классики, в остальных случаях все ограничилось характером и тем, как тракт расставляет свои акценты.
Также можно предположить, что подчас у полностью лампового усиления (точнее, у многих экземпляров) теплоты и окраски окажется больше. Но есть слушатели, которым такой звук очень даже нравится. Здесь же подчеркнутой ламповости (в плохом смысле) особенно не слышно. И это с учетом самых простецких ламп из базовой комплектации, а значит, их вполне можно заменить в перспективе, с предположительно хорошим результатом.
И еще, напрашивается у меня одна характеристика системы — ее характер менее требовательный к слушателю. Да, вот так, от обратного. Здесь нет педантизма в звуке, нет напыщенности, или наоборот, отстраненной холодности. Нет скучного и унылого звука, но нет и навязчивой окраски. А это уже идея и концепция, которые вполне отчетливо и очерчено сложились из компонентов в единое целое.