Устройство балалайки
Размер балалайки может достигать от 0,6 до более 1,5 метра. Инструмент имеет треугольный корпус, гриф и 3 струны, ударяя по которым балалаечник и осуществляет игру.
Благодаря труду и экспериментам балалаечников-новаторов, сейчас мы имеем несколько видов балалаек:
- Прима
- Тенор
- Альт
- Пикколо
- Бас
- Контрабас
От модели зависит количество ладов на грифе: до 24 штук. Например, у особенно нас интересующей балалайки- контрабаса от 16 до 17 ладов. Струны чаще всего выполняют из металла, реже из нейлона. Но старинная конструкция была менее гуманной и очаровательной: одна струна металлическая, а в качестве остальных использовали жилы животных.
Профессиональные балалаечники XVIII—XIX веков
Богданов-Бельский Николай Петрович (1868—1945). Праздник на крылечке. 1931 г.
В числе известных профессиональных балалаечников можно назвать придворного скрипача Екатерины II И. Ф. Яблочкина — ученика Хандошкина не только по скрипке, но и по балалайке. Несомненно выдающимся балалаечником доандреевского периода и первым композитором, сочинявшим пьесы для этого инструмента, был московский скрипач-квартетист, композитор и дирижер В. И. Радивилов (1805—1863). Как и о других профессиональных балалаечниках XVIII—XIX веков, о нем сохранились очень скудные сведения. По словам Н. А. Аргилландера, сокурсника по университету, Радивилов «увлекал публику своей игрой на устроенной им самим так называемой балалайке, на которой струны были без ладов. Все увертюры были собственно его сочинения»2. Это подтверждают и другие его современники. Они свидетельствуют, что Радивилов усовершенствовал балалайку, сделав ее четырехструнной, и «в игре на ней достиг такого совершенства, что удивлял тамошнюю публику в даваемых им публичных концертах»3.
К началу XIX века относится сочинение для балалайки — вариаций на тему русской народной песни «Ельник, мой ельник», написанных большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н. В. Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены известному в ту пору композитору А. А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трехструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трехструнного инструмента4.
В документах рубежа XVIII—XIX веков появляются сведения, подтверждающие существование среди балалаечников профессиональных исполнителей, большинство из которых остались безымянными. В деревнях на вечеринках игру балалаечников оплачивали в складчину. Во многих помещичьих усадьбах содержали балалаечника, который играл для домашних развлечений. С. П. Жихарев в «Записках современника» упоминает имя выдающегося балалаечника М. Г. Хрунова, игравшего на балалайке «особой конструкции»5. Несмотря на пренебрежительное отношение автора записок к этому простонародному инструменту, он тем не менее дает превосходную оценку игры Хрунова.
Уже в те годы некоторых музыкантов, увлекавшихся игрой на балалайке, не удовлетворяла ее примитивность, и, чтобы расширить художественно-исполнительские возможности, они пользовались безладовыми инструментами. Именно примитивность инструмента при его потенциальных возможностях, заложенных в самой конструкции, как мы увидим дальше, и привела Андреева к мысли об усовершенствовании балалайки.
Печатные издания называют нам еще несколько имен балалаечников, виртуозно владевших этим инструментом. Это — П. А. Байер и А. С. Паскин — помещики из Тверской губернии6, а также незаурядный исполнитель — орловский помещик с зашифрованной фамилией (П. А. Ла-кий), игравший «на балалайке с неподражаемой техникой, особенно щеголяя своими флажолетами, которые отбивал также на грифе балалайки»7. Эти музыканты играли на инструментах, изготовленных лучшими мастерами, и наверняка их приемы игры отличались от простонародных.
Балалайки, бытовавшие в городе, отличались от простонародных; естественно, другим было и само исполнительство. Об этом писал в книге М. О. Петухов «Народные музыкальные инструменты С.-Петербургской консерватории» (1884). Да и сам Андреев подтверждал, что в городе ему встречались семиладовые инструменты и что Паскин буквально ошеломил его своей профессиональной игрой, изобиловавшей оригинальными техническими приемами и находками.
Балалайка символ России. Символ народа: день балалайки отмечают в России
При первом упоминании об отечественной культуре на ум сразу же приходит балалайка – настоящий символ русского населения Земли. Сегодня, 23 июня, празднуется день балалайки! Подборка всего самого интересного о народном музыкальном инструменте в специальном материале ТВ «Кварц».
Медведь и балалайка – вот два атрибута, которые, по мнению множества иностранцев, должны в обязательном порядке присутствовать дома у русского человека. И, если уж завести медведя – это не самая лучшая затея, то покупка балалайки пойдёт только на пользу.
Балалайка от балабола
Относительно происхождения названия русского народного инструмента выдвигаются несколько версий. Кто-то считает, что балалайка и вовсе заимствована у татар, поэтому и имя её – тюркское, происходящее от «бала» (ребенок, дитё).
Те же исследователи, которые считают, что балалайка – исконно русский инструмент, произошедший от гуслей, говорят, что её название связано со словами балакать, балабонить, балаболить, балагурить. В пользу этой версии говорит и сам характер звучания бабалайки – веселый, оптимистичный, задорный.
Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945) Дети. Игра на балалайке. 1937 г.
К удивлению приезжих, мастера балалаечного искусства умудряются исполнять на инструменте не только мелодии, от которых хочется пуститься в пляс, но и грустные, трагические композиции. И это при том, что балалайка имеет всего 3 струны!
Мягкое звучание русской красавицы приводит в восторг любую публику. Балалайка обладает необычайным богатством акустических, художественных свойств. Её звонкий, но в то же время негромкий и нежный звук удивляют, создавая в помещении, где она звучит, приятную и тёплую атмосферу.
Звукоизвлечение на балалайке происходит с помощью ударов и защипывания струн, создающих бряцание, дробь, а также другие музыкальные элементы.
Несмотря на то, что балалайка – символ России, мало кто может сразу назвать хотя бы несколько фактов о ней.
Для того, чтобы Вы не попали в неловкую ситуацию, публикуем самые интересные сведения о любимом инструменте.
Покупка балалайки – удовольствие не из дешевых, но всё равно она является одним из самых популярных подарков, которые иностранцы везут из России, проигрывая в массовости покупок разве что матрёшке и ушанке.
Впервые балалайка была упомянута в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который относится к 1688 году, причем говорится о ней в очень интересном контексте. «Играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле, бранили», — писали об аресте двух крестьян в XVII веке.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Пляска. 1900 г.
Кстати, как Вы думаете, как называют мастера, изготавливающего балалайки? Нет, это совсем не балалаечник, а балайкер! Кто бы мог подумать, что с первого взгляда иностранное слово может означать подобного ремесленника.
А в Европе балалайка стала известна благодаря Императору Александру III. Именно он поспособствовал выступлению Андреевского ансамбля на Парижской выставке, в ходе которой Европа впервые услышала русский народный инструмент.
Важно отметить, что для поднятия духа воинам в XIX веке выдавали личные балалайки, которые они могли оставить себе по окончании службы. Русскую балалайку любят и в Азии, и в США
В Штатах, например, создана ассоциация любителей игры на балалайке и домре, в Японии успешно выступает оркестр «Токийская балалайка», причем его коллектив составлен исключительно из японцев. Не удивительно, что представитель Японии Сё Китагава в 2008 году смог победить в конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге
Русскую балалайку любят и в Азии, и в США. В Штатах, например, создана ассоциация любителей игры на балалайке и домре, в Японии успешно выступает оркестр «Токийская балалайка», причем его коллектив составлен исключительно из японцев. Не удивительно, что представитель Японии Сё Китагава в 2008 году смог победить в конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге.
Фото: http://www.mytravelbook.org/objects/pipa_i_balalaika/
Кроме того, любители побренчать на трехструнной есть в Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции, Англии, Франции и Германии. Давайте же не отставать от иностранцев! Любите русскую культуру и изучайте её с ТВ «Кварц».
История балалайки
Балалайка, наряду с гуслями и гармонью, не теряла свою популярность несколько эпох.
Треугольная форма инструмента выбрана, как оптимальная, потому что не идентифицировалась как космогоническая, подобно кругу и квадрату
Видимо, задорно звучащий инструмент не хотели облекать в форму, имеющую важное символическое значение в культурном аспекте их жизни
Только к концу XIX столетия инструмент стали использовать в качестве оркестрового.
Наименование «Балалайка» является народным. В связи с этим у нас нет единой версии его происхождения:
Тюркское происхождение. Не исключено, что словообразование строится вокруг части «бала», что переводится как «ребёнок». Этот же корень имеют слова «балагур» и «балаган».
Праславянское происхождение. Название музыкального инструмента «балалайка», по одной из версий, изначально звучало как «балабайка», но потом что-то пошло не так, как это обычно бывает в процессе языковых изменений.
Исследователи давно заинтересованы в изучении сродных слов, таких как: балагурить, балакать, балаболить. Их общий смысловой оттенок мы можем уловить без труда. Общий корень указывает на значение лёгкости, несерьёзности, забавности.
группа «LosTradition — R&B (Rock&Balalaika)»
Мы точно не знаем, когда появилась балалайка. Известно, что в фольклоре она была популярна на рубеже XVIII века. Тогда балалайка имела несколько иную форму: две струны, удлинённый корпус и гриф.
Чаще всего балалайки были у пастухов. Не потому, что инструмент был им необходим, всё намного прозаичнее: у пастухов было больше времени на развлечения, а хлопотами по хозяйству они не были обременены. Такая свобода от осёдлого образа жизни позволяла оттачивать мастерство.
То ли от зависти, то ли от тяжести образа жизни, крестьяне окрестили балалаечную игру напрасно потраченным временем. Однако, в перерывы между осуждением, во время отдыха, крестьяне были не против послушать задорные и жизнеутверждающие балалаечные мотивы.
Что касается современного образа балалайки, так это то, что он является продуктом доработки и усовершенствования традиционного инструмента. Этим мы обязаны композитору и балалаечнику — виртуозу В. В. Андрееву, а также В. В. Иванову, Ф. С. Пасербскому и С. И. Налимову. В. В. Андреев ввёл новшества в конструкцию инструмента: для изготовления деки стала использоваться ель, а заднюю часть было решено укоротить.
Таким образом появилась дополнительная классификация балалаек: народная и андреевская.
Балалайка сегодня
К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.
Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.
Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?
Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.
Происхождение
Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент” — “eine Laute”, в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского — “балалайку”, чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте.
В восьмидесятых годах образовался кружок любителей игры на балалайках. В.В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить балалайку из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели. Гриф, по указаниям г. Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По образцу обыкновенной балалайки, г. Пасербским построены Б. трех различных форматов, который составляют пропорциональные уменьшения и увеличения обыкновенного типа. Таким образом были построены балалайки: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная балалайка), альт и бас — увеличенные балалайки. Все эти балалайки трехструнные. Строй их — изменен. Строй пикколо — е, е, а (во второй октаве), примы — е, е, а (в первой октаве), альта — е, а, е (в малой октаве), бас строится октавой ниже альта.
Русский балалаечный Страдивариус
Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.
Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
В популярной культуре
1911 г. реклама Императорского русского оркестра балалаек и Victor Records
В течение ХХ века интерес к русским народным инструментам рос за пределами России, вероятно, в результате западных туров Андреева и других виртуозов балалайки в начале века. Значительные ассоциации балалайки найдены в Вашингтоне, округ Колумбия, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Атланта и Сиэтл.
- Ян Андерсон играет на балалайке на две песни из 1969 г. Jethro Tull альбом Вставать: «Джеффри идет на Лестер-сквер» и «Толстяк».
- Уэс Андерсонфильм 2014 года Отель Гранд Будапешт (победитель 87-го Премия Оскар за лучший оригинальный саундтрек) использует много балалаек в обоих Александр Десплаоригинальной партитуры и несколько звукозаписей Осиповский государственный оркестр русских народных инструментов.[нужна цитата]
- Олег Бернов из российско-американской рок-группы The Красные эльфы играл на красной электрифицированной контрабасной балалайке во время турне группы по Северной Америке.[нужна цитата] Дея Сандовал в настоящее время гастролирует с Red Elvises и играет на бас-балалайке.
- Кейт Буш, с участием балалайки (играет ее брат Пэдди Буш) в двух из ее синглов в Топ-40 «Бабушка» и «Взобраться на вершину».
- KatzenjammerНорвежская женская поп-группа использует две контрабасовые балалайки, на каждой из которых нарисованы кошачьи мордашки. Их зовут Бёрге и Акерё.
- Дэвид Линфильм 1965 года Доктор Живаго балалайка занимает видное место в партитуре и сюжете.
- VulgarGrad, австралийская группа под управлением актера Яцек Коман, играет песни русского криминального подполья, использует контрабас-балалайку.
- RebbeSoul играет на балалайке в многочисленных песнях на альбомах RebbeSoul Бахрома синего, РебеСоул-О, Измени мир со звуком, и Из другого мира. Он также играет на балалайке в альбоме Common Tongue, Шагни в мое слово и на альбоме Shlomit & RebbeSoul, Печать Соломона.
- Инструмент показан в эпизоде »Секретная война» сериала Netflix 2019 года «Любовь, смерть и роботы».
- Инструмент используется вместе с фортепиано и аккордеоном в пьесе «Путешествие» из саундтрека к мультфильму 2013 года «Ветер поднимается».
- Село и люди, украинский фольклорный ансамбль, играет на балалайке.
- Инструмент ненадолго появляется в фильме Чарли Чаплина 1931 года «Огни большого города».
- Битлз ссылаются на балалайку в песне «Назад в СССР».
- Скорпионы ссылаются на балалайку в песне «Wind of Change».
- Балалайка сыграна в фильме «Борис Клинок» из криминального комедийного фильма 2000 года Гая Ричи «Похищение».
Устройство
«Деревенская» балалайка довольно сильно отличалась от усовершенствованной балалайки Василия Васильевича Андреева. По его указаниям балалайка была укорочена (общая длина стала составлять 600 – 700 мм). Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Деку Андреев предложил делать из ели, а заднюю часть – из бука, в результате чего корпус балалайки приобрёл лучшие резонансные свойства.
Балалайка, такая, как она существует сейчас, состоит из трех главных частей:
1 – корпус (или как он называется по-старому – кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть.
2 – гриф, на котором располагаются лады.
3 – головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки.
Передняя часть корпуса балалайки – дека. На ней находится резонаторное отверстие, или голосник, или просто «окошко». Над окошком располагается панцирь. Он служит для того, чтобы защищать деку от ударов во время игры. На многих балалайках панциря нет, и в основном эти инструменты рассчитаны на учеников детских музыкальных школ (вместо панциря на них в верхней части деки просто какой-нибудь рисунок – ягодка или цветочек).
История
Почтовые марки балалайки
Не исключено, что возникновение и эволюция балалайки также были результатом взаимодействия с азиатско-восточными культурами. Помимо европейской культуры, древнерусские государства, также называемые Русь или Руси, также испытали влияние восточно-азиатских культур. Некоторые теории говорят, что инструмент произошел от домра, инструмент из Восточные славяне. в Кавказ, подобные инструменты, такие как монгольский Топшур, используется в Калмыкия, а Пандури используется в Грузия играют. Он тоже похож на казахский домбра, имеющий две строки
Доадреевский период
Ранние изображения балалайки показывают, что она имеет от двух до шести струн, что напоминает некоторые инструменты Центральной Азии. По аналогии, лады раньше балалайки делались из кишок животных и привязывались к шее, чтобы игрок мог перемещать их по своему желанию (как в современных саз, что позволяет играть характерную для турецкой и среднеазиатской музыки).
Первый известный документ, в котором упоминается инструмент, датируется 1688 годом. Журнал охранника из Московский Кремль записывает, что два простолюдины не могли играть на балалайке в пьяном виде. В других документах 1700 и 1714 годов также упоминается инструмент. В начале 18 века термин появился в украинских документах, где звучал как «Балабайка». Балалайка появилась в стихотворении В. Майкова «Елисей» 1771 года. В 19 веке балалайка превратилась в инструмент треугольной формы с грифом, который был значительно короче, чем у азиатских аналогов. Он был популярен в качестве деревенского инструмента на протяжении веков, особенно с скоморохи, что-то вроде свободного мюзикла шуты чьи мелодии высмеивали Царь, то Русская Православная Церковь, и российское общество в целом.
Балалайка образца 1980 г. Летние Олимпийские игры 1980 года в Москва
Андреевский период
В 1880-х гг. Василий Васильевич Андреев, который тогда был профессиональным скрипачом в музыкальных салонах Санкт-Петербурга, разработал то, что стало стандартизированной балалайкой, с помощью скрипичного мастера В. Иванова. Инструмент стал использоваться в его концертных выступлениях. Несколько лет спустя петербургский мастер Пасербский усовершенствовал инструменты, добавив полностью хроматический набор ладов, а также ряд балалаек оркестровых размеров с настройками, которые теперь можно найти в современных инструментах. Одна из причин, по которой инструменты не были стандартизированы, заключалась в том, что люди в отдаленных районах строили свои собственные инструменты, потому что для них было так мало общения. Дорог не было, погодные условия в целом были плохими. Андреев запатентовал дизайн и аранжировал для оркестра множество традиционных русских народных мелодий. Он также сочинил для инструмента корпус концертных пьес.
Строй
До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.
Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.
Квартово-унисонный
Струна | Нота | Октава | Нотация |
---|---|---|---|
1 | a1 (ля1) | Первая | |
2 | e1 (ми1) | ||
3 | e1 (ми1) |
Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.
Интервалы между соседними струнами: a1{ч.4}e1{ч.1}e1 (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).
Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).
Музыкальный диапазон балалайки прима с 24 ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.
Квартовый
Струна | Нота |
---|---|
1 | D (Ре) |
2 | A (Ля) |
3 | E (Ми) |
Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D{ч.4}A{ч.4}E.
Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.
Происхождение
По одной из версий она тюркского происхождения. «Бала» по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. Русь 250 лет находилась под монголо-татарским игом. Возможно завоеватели и принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
По другой версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это все родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному, мужицкому.
Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века. Еще 3 столетия назад сложно было представить, что этот музыкальный инструмент с гордостью взойдет на подмостки концертных залов.
В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, где повелел сжечь гудки, гусли, домры. По его мнению — «бесовские сосуды». А кто не подчинится, приказано отправлять в ссылку. На домрах любили играть скоморохи. Они распевали сатирические песни, высмеивая вельмож и духовенство. За что подвергались гонениям. После запрета, домра к концу 17 века просто исчезнет.
Свято место занимает новый инструмент с длинным грифом и двумя струнами. Ни один народный праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у нее был не такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из любых подручных материалов. На севере это были долбленые деревянные ковши с жильными струнами.
Считается, что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную. Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева без единого гвоздя. Все свое существование, эта треугольная певунья, постоянно менялась.
Триумф в 18, сменяется почти полным забвением в 19 веке. Балалайка умирала.
Расцвет балалайки
Из небытия воскресил ее дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он решил модернизировать инструмент. Все оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Высший свет презирал балалайку. Она была развлечением крестьянским. Андреев нашел мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.
В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках. Произошло это при содействии императора Александра Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития. Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для него стали писать сложнейшие произведения. От несерьезного имиджа не осталось и следа. Из примитивной бренчалки балалайка постепенно превратилась в красивый профессиональный инструмент.
Подозревал ли Василий Андреев, создавший балалайку почти с нуля, какие возможности таятся в инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя балалайка живет уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего лишь трех струн.
Сейчас она стоит в авангарде развития культуры России. Музицировать на ней получается все. От народной музыки до классики. Игра на балалайке глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. Простота игры и широкий диапазон, делают ее уникальным, неповторимым инструментом народности.
Балалайкой восхищались короли
Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.
Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»
Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.
Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.
Спад популярности балалайки в середине XIX века
Николсон Бенджамин (1894—1982). Скрипка и балалайка. 1932 г.
Во многих работах, посвященных истории балалайки, авторы связывают исчезновение балалаечников в середине XIX века с общим упадком интереса к русскому народному творчеству, а также с распространением гармоники и гитары. Выводы эти небесспорны по следующим причинам. Во-первых, почему общий упадок интереса отразился столь пагубно только на балалайке, не задев другие инструменты? Во-вторых, пик и широкая популярность гармоники и гитары не совпадают по времени. В таком случае речь идет о двух разных периодах. В-третьих, противопоставлять балалайку гармонике и гитаре нельзя, ибо гармоника по ряду характеристик ближе к балалайке, нежели к гитаре. В-четвертых, балалайка и гитара не были конкурирующими инструментами, так как они бытовали в разных условиях. В-пятых, гармоника и балалайка были связаны с одним типом песенного фольклора, особенно в концу XIX века, поэтому широкое бытование гармоники скорее предполагает, нежели отвергает, столь же широкое распространение и балалайки.